МЕ́СТНОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, самостоятельное (в пределах, установленных конституцией и законами государства) осуществление населением своей публичной власти по вопросам местного значения.
М. с. осуществляется непосредственно (местный референдум) или через избранные народом органы (мэра и др.). Оно неразрывно связано с адм. делением территории государства и с территориальными публичными коллективами людей, сложившимися в адм.-терр. границах (в населённых пунктах, районах и т. д.). Территориальные публичные коллективы в муниципальных и региональных образованиях (если последние создаются для М. с., а не являются только адм.-терр. единицами с назначаемыми сверху должностными лицами) – самостоят. публично-правовые образования, которые имеют свою собственность, принимают свой бюджет, сами регулируют вопросы своей местной жизни в пределах, установленных законами государства (а также субъектов федераций в федерациях). Органы М. с. не входят в систему органов гос. власти. Но они не изолированы от органов государства – имеют с ними общие задачи, выполняют акты, изданные органами государства (субъектов федерации); органы государства оказывают помощь (в т. ч. материальную) органам М. с. и могут поручить им выполнение некоторых своих полномочий с передачей необходимых для этого материальных средств. Система М. с. – один из гл. факторов социальной стабильности государства.
Местное самоуправление
Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.
В России признается и реализуется местное самоуправление, не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.
Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.
Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения, касающиеся истории, традиций своего народа.
Основой такого самоуправления считаются юридические нормы, прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо, однако она не является звеном государственной власти.
Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.
Смотрите видео: Функции местного самоуправления
Структура
Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями. В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:
На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:
- созывается представительный орган,
- определяется, кто будет главой,
- формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями,
- создается контрольный комитет или иная структура.
Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов. Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: культуры, спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.
Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.
Состав представительного органа:
- председатель, заместители,
- комиссии, комитеты.
Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.
В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.
Читать также: Земли поселений: что это такое, категория и классификация
При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.
Его функция – возглавлять общую деятельность. Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.
Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.
На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города — десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.
Глава
Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.
Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы, иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.
В зарубежных странах
различается муниципальное и региональное М. с. Муниципальное самоуправление существует в таких единицах, которые не делятся на др. муниципальные образования (обычно это небольшие населённые пункты, но иногда и большие города, напр. Марсель во Франции или Нью-Йорк в США). Региональное самоуправление существует в крупных единицах, включающих в свой состав неск. небольших муниципальных образований низового и иногда даже ср. звена (напр., режьоны во Франции, включающие департаменты, которые состоят из коммун). Соответственно этому в зарубежных странах существует неск. систем местного самоуправления.
В англосаксонской системе (Великобритания, США, Австралия, Канада и др.) жители малых поселений (общин, приходов обычно с населением менее 150 чел.) решают местные вопросы на собраниях, где вправе голосовать лица, имеющие избират. права. Для решения текущих дел собрание избирает старосту (существуют разные названия). В др. адм.-терр. единицах избирается совет и по решению населения мэр или небольшой коллегиальный исполнит. орган. Возможен наёмный управляющий, оплачиваемый советом.
В романо-герм. системе (некоторые страны континентальной Европы) на низовом уровне в территориальных коллективах (напр., в коммунах во Франции) избираются совет и мэр. Мэр затем утверждается обычно министром внутр. дел, и как гос. служащий он решает вопросы гос. значения, возникающие в коммуне. Но по существу мэр – глава М. с. В вышестоящих территориальных коллективах (департаменты, режьоны) вопросами гос. значения занимаются чиновники, префекты, назначаемые правительством, а местные вопросы решают выборные советы и их выборный исполнит. орган – председатель совета.
В лат.-амер. системе население в муниципиях (есть иные названия) отдельно избирает совет и префекта (регидора и др.), но затем префект по должности становится председателем совета и назначается правительством (министром внутр. дел) – представителем государства в муниципии, т. е. гос. чиновником, обладающим большой властью.
В некоторых араб. странах (Египет, Сирия и др.) есть избираемые советы, в странах мусульм. фундаментализма совет заменяет совещат. орган мусульм. уммы при монархе – аш-шура, но в некоторых городах (в частности, в городах Сауд. Аравии) созданы частично выборные, частично назначаемые советы.
Контрольный орган
Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.
Контроль может выполняться следующими формами:
- инициатива граждан правотворческого характера,
- собрания,
- выборы,
- голосование,
- слушания,
- опрос.
В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным. Название структура получает, исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.
Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.
Запрос через Госуслуги
В рамках реализации Постановления Правительства РФ от 10. 11. 2020 года № 1802 с 12 ноября 2021 года граждане вправе направлять различные запросы в органы местного самоуправления посредством портала «Госуслуги».
Сообщения можно направить, используя несколько форм работы с «Госуслугами»:
- через электронные формы портала, размещенные на официальных сайтах соответствующих ведомств;
- непосредственно используя личный кабинет на сайте или через мобильное приложение «Госуслуг».
Справка! Чтобы иметь возможность подать обращение через «Госуслуги», пользователь должен иметь подтвержденную учетную запись на портале.
Администрация муниципального образования
Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Это конкретный человек, который избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.
Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.
Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.
Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.
Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.
Это интересно: Диспозитивный метод правового регулирования — что это такое?
Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много. Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.
Какие цели стоят перед самоуправленцами
Учитывая роль местных органов в реализации народовластия, становятся очевидными основные цели, которые преследуются ими. Наличие муниципалитета, в первую очередь, является гарантией участия населения в решении ряда вопросов жилищно-коммунальной, социальной, бюджетной сферы.
ОМСУ призваны обеспечить граждан возможностью самостоятельно принимать решения в вопросах местного значения. Этим объясняется предназначение муниципальной деятельности – создать условия для эффективного участия населения в жизни государства, чему способствует и наличие выборных органов, и применение муниципалитетами институтов прямой демократии, и поддержание стабильной материально-технической и финансовой базы для решения экономических и социальных проблем.
Каждый член общества, неравнодушный к проблемам своего региона и готовый проявить активную гражданскую позицию, имеет возможность направить в местную администрацию или определенному должностному лицу обращение в виде письменного предложения, заявления или жалобы. В большинстве населенных пунктов работает «горячая линия» самоуправленческих структур, которая позволяет получить консультацию по интересующему вопросу в телефонном режиме. Кстати, номер телефона ОМСУ муниципалитета можно найти на сайте администрации своего города, села, поселка, района.