Промышленные земли – это территории, предназначенные для строительства объектов для целей производства, добычи полезных ископаемых или обслуживания жилых домов. Использовать участки, находящиеся в сельскохозяйственном фонде для перечисленных нужд нельзя. В связи с этим осуществляется перевод земли из сельскохозяйственного назначения в промышленную.
Как правило, земли промышленного назначения образуются на основе участков, созданных ранее, на которых некогда действовали производственные объекты. Еще один способ образования – изменения категории земли.
Зачем переводить сельскохозяйственные земли в промышленные
Чтобы использовать сельскохозяйственные участки по назначению требуются серьезные финансовые вложения. Такие земли, как правило, располагаются за пределами населенных пунктов и не оснащены коммуникациями.
Между тем, для обслуживания промышленных объектов требуется транспортная развязка и другие ресурсы. Все это сложно реализуемо на сельскохозяйственных землях, поэтому требуется перевод.
Плюс таких участков в том, что, благодаря удаленности от населенного пункта, доступно расширение территории промышленного комплекса, если это потребуется. Когда территория под производство находится в черте города или поселка, любое расширение вызывает затруднение. Чаще всего приходится арендовать земельный участок в другом месте, что не выгодно, так как возрастают расходы на транспорт и иные издержки.
Законодательная база
Перевод земельных участков в категорию земель промышленности выполняется решением местных властей, которое сопровождается изменениями данных о земельных угодьях, а также типах их разрешённого использования в рамках кадастровой базы ЕГРН.
Изменение категорий земель осуществляется на основе следующих правовых документов:
- Земельный кодекс.
- Региональное законодательство.
- Закон номер 172 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
Важно! Перечень категорий, к которым могут относиться те либо иные угодья, приводится в статье 7 ЗК РФ. Статья 8 того же Кодекса указывает на то, что сменой категорий сельскохозяйственных угодий занимается земельные департаменты областных администраций.
Что касается подачи ходатайств в органы власти, нюансов подготовки предусмотренной документации и рассмотрения обращений, то таковые регламентируются законом №172. Местными законами определяются также форма, а также регламент обращения лиц, которые заинтересованы в смене категории отдельного земельного участка (пункт 2 статьи 2 закона №172).
Когда разрешается перевод земель сельхозназначения в другую категорию
Основная сложность в том, что не всегда разрешается переводить сельскохозяйственные земли в другую категорию. Это допустимо в следующих случаях:
- Консервация и создание особо охраняемой территории, а также изменение вида разрешенного использования участка на рекреационный, природоохранный и т.д.
- Корректировка или установление черты населенного пункта.
- Размещение промышленных объектов, кадастровая стоимость которых превышает среднюю по рынку.
- Выполнение международных обязательств.
- Добыча полезных ископаемых.
- Размещение объектов коммунального, бытового или социального назначения, а также для целей образования и здравоохранения.
- Строительство линий электропередач, дорог, железнодорожных путей и различных трубопроводов.
В соответствии со ст. 79 ЗК РФ, нельзя перевести сельскохозяйственные земли в другую категорию, если кадастровая стоимость будущего участка превысит среднюю по району более чем на 50 %. Также запрещается перевод особо ценных и продуктивных земель.
Можно ли и как перевести?
Особая плодородность угодий сельскохозяйственного назначения является основанием для строгого контроля над их оборотом со стороны государственной власти.
К примеру, возведение каких-либо строений на таких участках земли воспрещено на законодательном уровне.
Однако, если по причине определённого ряда обстоятельств возведение строений на таких участках всё же необходимо, то нормы действующего законодательства предусматривают возможность перевода угодий сельскохозяйственного назначения в промышленную категорию.
Условием перевода являются следующие обстоятельства:
- Кадастровая оценка участка признала его стоимость среднестатистической для определённой местности.
- Возведение объектов промышленной направленности на территории определённого участка сельхозназначения является доказанной необходимостью, продиктованной производственными целями.
К условиям из второго пункта может относиться, к примеру, необходимость стратегического развития региона, к которому относятся сельскохозяйственные угодья, подлежащие к переводу в категорию промышленности, наращивание производственных мощностей и т. д. Кроме того, причиной для изменения соответствующей категории земельных участков может стать необходимость возведения коммуникационных станций либо систем орошения.
Внимание! Перевод угодий в категорию промышленности маловероятен либо вообще невозможен, когда данные угодья представляют особую ценность для государства по причине их повышенной плодородности, размещения на их территории заказников либо заповедников и т. д.
Как перевести земли сельхозназначения в земли промышленности
Изменение категории земли – длительная процедура. Если причина перевода земли в промышленную уважительная, то необходимо составить заявление, подготовить документы и передать пакет в муниципалитет или иной орган, в компетенции которого находится земля.
В обязательном порядке к пакету документов прикладывается проект рекультивации. Это комплекс мероприятий, который необходим для восстановления окружающей среды в результате ведения планируемого вида деятельности. Помимо этого, прикладывается государственная экологическая экспертиза.
После рассмотрения проекта рекультивации и иных документов будет вынесено решение о переводе. Если оно положительное, то оформляется постановление, в соответствии с которым осуществляется перевод категории земли. Для этого следует обращаться в Росреестр или МФЦ.
В результате на руках у заявителя остается акт о переводе, выписка из ЕГРН и договор аренды земельного участка. Последний документ выдается в том случае, когда земля передана в пользование на правах аренды.
В каких случаях могут отказать в переводе
Отказ возможен в следующих случаях:
- при получении отрицательных результатов экологической экспертизы, если проведение данной процедуры необходимо;
- на основании ограничений, установленных действующим законодательством РФ;
- при несоответствии заявленной категории утвержденному плану развития территории.
Кроме того, изменение категории земель сельскохозяйственного назначения невозможно при следующих обстоятельствах:
- кадастровая стоимость участка на 50 % и более превышает средний показатель кадастровой стоимости земель, установленный по району (ст. 79 Земельного кодекса РФ);
- участок отнесен к особо ценным угодьям сельского хозяйства.
При получении отказа в переводе земли в другую категорию собственник участка вправе обжаловать данное решение в судебном порядке в течение 3 месяцев. Удовлетворение иска возможно только в том случае, если заявитель предоставит четкое обоснование своих требований.
Документы для перевода земли в промышленную
Если земельный участок соответствует всем требованиям для перевода, то необходимо подготовить следующие документы:
- заявление – составляется на имя главы муниципалитета, в тексте указываются идентификационные сведения об участке и просьба об изменении существующей категории;
- общегражданский паспорт;
- выписка из ЕГРИП – если заявитель является индивидуальным предпринимателем;
- выписка из ЕГРЮЛ – если заявитель является юридическим лицом;
- правоустанавливающий документ и его копия (документ-основание, по которому лицо пользуется участком);
- техническая документация на земельный участок;
- межевой план;
- справки по формам КВ-1, КВ-2, КВ-3 – выдаются в Росреестре;
- документы-подтверждения права собственности на строения, которые возведены на участке, если таковые есть.
Если земельный участок находится в аренде, потребуется также получить согласие собственника на изменение категории земли.
Все документы могут быть переданы лично, через представителя или посредством направления заказного письма с описью вложений и уведомлением о вручении. Когда от лица заявителя действует его представитель, необходимо предоставить также доверенность, заверенную нотариально.
Если в результате рассмотрения администрацией будет вынесено положительное решение, то следующий этап процедуры – прохождение экспертиз, получение согласия разнообразных инстанций, защита созданного проекта и внесение изменений в Единый реестр прав.
Для обращения в Росреестр потребуются следующие документы:
- заявление о внесении изменений в реестр прав – выдается сотрудником Росреестра или МФЦ или можно найти на официальном сайте ведомства;
- межевой план;
- кадастровая документация;
- выписка из ЕГРН, в которой указана принадлежность участка собственнику;
- разрешение муниципалитета на изменение категории земельного участка;
- общегражданский паспорт;
- результаты проведенных экспертиз;
- проект планируемого производственного объекта.
Еще на этапе сбора документов и подготовки заявления об изменении категории земли может потребоваться помощь юриста. Лучше заблаговременно обратиться к специалисту, чтобы предотвратить возникновение ошибок и нарушений норм законодательства.
Чем отличаются земельные участки, отведенные под производство
Наделы первого типа трудно осваивать, т. к. здесь расположены старые строения и проложены различные инженерные коммуникации, утратившие актуальность. Перед началом возведения новых зданий и созданием инфраструктуры современного промышленного производства, потребуется немало сил и средств, чтобы избавиться от ненужных остатков.
Территории второго типа прежде возделывались под сельхоз культуры, они находятся вдали от городов и посёлков, здесь нет старых домов, строений, коммуникационных линий. На данных землях тоже необходимы крупные финансовые вложения, ведь промышленное производство начинает раскручиваться практически с нуля.
Большим плюсом является потенциальная возможность доступа к сырью, если на этом месте имеются соответствующие залежи. Тот факт, что населённые пункты находятся на удалении, даёт надежду на будущее расширение производственных мощностей.
Правовой режим земель промышленности
Режим использования промышленной земли устанавливается с учетом развития отрасли. В общем понимании промышленные участки предназначены для размещения производственных объектов.
В земельном законодательстве существует следующее определение земель промышленности. Эти территории предназначены для обеспечения деятельности предприятий и эксплуатации объектов производства. В состав таких земель могут включаться охранные территории и санитарно-защитные зоны с особым использованием.
Важным элементом использования участком промназначения является необходимость соблюдения санитарных норм и правил. Так, например, по периметру участка следует высаживать деревья. Таким образом соблюдаются нормы, установленные в отношении допустимого загрязнения территории.
При возникновении сложностей обращайтесь за юридической консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. в специальном окне.
Перевод земли из сельхозназначения в промышленную категорию – это сложный, длительный и трудоемкий процесс. Он может затягиваться до полугода. Своевременное обращение к юристу поможет ускорить процесс.
Необходимый пакет документов
К ходатайству должны быть приложены следующие документы:
- выписка из государственного земельного кадастра;
- копия паспорта заявителя;
- копия документа, подтверждающего право заявителя на владение земельным участком;
- акт экологической экспертизы, если ее проведение предусмотрено законодательством;
- расчет убытков аграрной или лесозаготовительной отрасли;
- согласие собственника земельного участка на перевод данного объекта недвижимости в другую категорию.
Юридические лица помимо перечисленных документов должны приложить выписку из ЕГРП и копию Устава компании.
Гражданам иностранных государств необходимо предоставить перевод документов, подтверждающих личность заявителя, оформленный в письменном виде и заверенный нотариусом.
Пакет документов может быть подан в уполномоченный орган лично заявителем, его представителем (при наличии соответствующей доверенности) или заказным письмом с уведомлением и с описью вложенных документов.
Перевод земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов.
Исходные данные, предоставленные читателем:
Земельный участок с кадастровым номером *** имеет следующие характеристики:
Кадастровый номер | *** |
Адрес | *** |
Площадь | 12500 +/- 78 кв. м. |
Кадастровая стоимость | 85 206,25 руб. |
Категория земель | Земли сельскохозяйственного назначения |
Вид разрешенного использования | Для строительства базы по переработке зерновых культур |
Вид права / правообладатель | *** |
Земельный участок с кадастровым номером *** имеет следующие характеристики:
Кадастровый номер | *** |
Адрес | *** |
Площадь | 29 985 +/- 1 516 кв. м. |
Кадастровая стоимость | 204 392.75 |
Категория земель | Земли сельскохозяйственного назначения |
Вид разрешенного использования | строительство и размещение базы по переработке зерновых культур |
Вид права / правообладатель | *** |
Правовой анализ:
Перевод категории земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 г. №172-ФЗ пункт 1 статьи 2 которого определяет, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 г. №172-ФЗ устанавливает, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.04.2009 г. №132-п определены требования к содержанию ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Приложением №2 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 01.04.2009 г. №132-п к ходатайству о переводе земель из одной категории в другую прикладываются следующие документы:
- Документы, удостоверяющие личность заявителя:
а. паспорт гражданина Российской Федерации — для физических лиц;
б. выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей — для индивидуальных предпринимателей;
в. выписка из Единого государственного реестра юридических лиц — для юридических лиц, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области.
- Согласие заявителя — физического лица на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях рассмотрения и принятия решения по вопросу перевода земель из одной категории в другую (далее — перевод).
- Документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (в случае если с ходатайством обращается представитель заявителя).
- Выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить (далее — земельный участок), выданная уполномоченным органом не более чем за шесть месяцев до подачи заявителем ходатайства о переводе.
- Согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, заверенное надлежащим образом, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка.
- Заключение органа местного самоуправления, уполномоченного на обеспечение градостроительной деятельности, соответствующего муниципального образования Оренбургской области о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории с приложением к указанному заключению фрагментов карт документов территориального планирования с нанесенными границами земельного участка в соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости.
- Заключение государственной экологической экспертизы, в случае если ее проведение предусмотрено законодательством Российской Федерации.
- Акт органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными ресурсами, соответствующего муниципального образования Оренбургской области (далее — орган местного самоуправления) о создании особо охраняемой территории и объектов либо о создании особо охраняемых природных территорий или отнесении земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения (в случае перевода на основании пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее — Закон).
- Утвержденный проект рекультивации земель (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых для добычи полезных ископаемых, лицензия на право пользования недрами, горноотводный акт, документы, содержащие сведения о местоположении земельных участков относительно границ предоставленного горного отвода (в случае перевода на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона).
- Утвержденный проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода на основании пункта 6 части 1 статьи 7 Закона).
- Заключение органа местного самоуправления об отсутствии иных вариантов размещения объектов (в случае перевода на основании пунктов 4, 7, 9 части 1 статьи 7 Закона).
- Обоснование площади земельного участка, согласованное с органом местного самоуправления, за исключением перевода земельного участка на основании пункта 8 части 1 статьи 7 Закона.
- Правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект недвижимости в случае наличия на земельном участке зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на соответствующие объекты недвижимости.
- Согласие правообладателя объекта недвижимости на перевод в случае наличия на земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
- Решение о консервации земель (в случае перевода на основании пункта 1 части 1 статьи 7 Закона).
Кроме этого, Федеральный закон от 21.12.2004 г. №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в пункте 2 статьи 7 определяет, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 85 206,25 руб., площадь равна 12 500 кв.м. (1,2 га). То есть кадастровая стоимость 1 га данного земельного участка составляет 85 206,25 / 1,2 га = 71 005,21 руб. / га.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 204 392,75 руб., площадь равна 29 985 кв.м. (3,0 га). То есть кадастровая стоимость 1 га данного земельного участка составляет 204 392,75 / 3,0 га = 68 130,92 руб. / га.
Вид разрешенного использования обоих земельных участков *** и *** «для строительства базы по переработке зерновых культур».
Средний уровень кадастровой стоимости для земель категории сельскохозяйственного назначения 1 группы в Оренбургском районе в соответствии с Постановлением Правительства Оренбургской области №1003-п от 13.10.2011 г. (группа 3 — земли сельскохозяйственного назначения, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции) составляет 68 200,00 руб./га.
Таким образом, для осуществления перевода категории земельного участка с кадастровым номером *** является препятствием то, что кадастровая стоимость данного земельного участка за 1 га равна 71 005,21 руб. / га, что превышает средний уровень кадастровой стоимости за 1 га для земель категории сельскохозяйственного назначения 1 группы в Оренбургском районе равной 68 200,00 руб. / га. Для устранения данного препятствия требуется осуществить оспаривание кадастровой стоимости данного земельного участка в досудебном (или судебном) порядке, снизив кадастровую стоимость ниже среднего уровня кадастровой стоимости.
Примечание: группа 3 земель сельскохозяйственного назначения предполагает земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. По сведениям ЕГРН указанные земельные участки не имеют расположенных в пределах их границ зданий, строений, сооружений, используемых для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. В этой связи, есть вероятность, что при рассмотрении ходатайства о переводе категории в Минприроды эти земельные участки будут отнесены к группе 1 — земли сельскохозяйственного назначения, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища, занятые залежами, многолетними насаждениями, внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, а также водными объектами, предназначенными для обеспечения внутрихозяйственной деятельности, по которым средний уровень кадастровой стоимости в Оренбургском районе составляет 24 390,85 руб./га.
Графический анализ:
В целях определения в какой функциональной зоне по генеральному плану Южноуральского сельсовета Оренбургского района Оренбургской области располагаются земельные участки с кадастровыми номерами *** и *** были получены выписки ЕГРН на оба земельных участка.
На Рисунках №1 и №2 соответственно показаны расположение земельных участков *** и *** на публичной карте Росреестра
Рисунок №1: Фрагмент публичной карты Росреестра – земельный участок ***.
Рисунок №2: Фрагмент публичной карты Росреестра – земельный участок ***.
Рисунок №3: Фрагмент схемы функциональных зон генплана ***.
Рисунок №4: Фрагмент схемы функциональных зон генплана *** – условные обозначения.
В результате пространственного анализа определено, что земельный участок с кадастровым номером *** располагается в двух территориальных зонах:
— рекреационная зона;
— производственная зона.
Следует обратить внимание, что данная ситуация (когда один земельный участок располагается в двух территориальных зонах) нарушает пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. №136-ФЗ.
Земельный участок с кадастровым номером *** располагается в пределах одной территориальной зоны – производственная зона.
Приложение №2 к Постановлению Правительства Оренбургской области от 01.04.2009 г. №132-п определяет, что к ходатайству о переводе категории земель из земель сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов требуется представить заключение органа местного самоуправления, уполномоченного на обеспечение градостроительной деятельности, соответствующего муниципального образования Оренбургской области (*** сельсовета *** района Оренбургской области) о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории (Генеральному плану *** сельсовета *** района Оренбургской области) с приложением к указанному заключению фрагментов карт документов территориального планирования с нанесенными границами земельного участка в соответствии с выпиской из государственного кадастра недвижимости.
Таким образом, для получения заключения органа местного самоуправления о соответствии испрашиваемого целевого назначения земельного участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории необходимо провести работы по внесению изменений в Генеральный план *** – изменить черту населенного пункта, включив территорию земельных участков *** и *** в состав населенного пункта *** и образовав новую функциональную зону – жилая зона.
Выводы и рекомендации
Для устранения возможных причин для получения решения об отказе Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в переводе категории земель земельных участков с кадастровыми номерами *** и *** необходимо:
Пункт 7 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 г. №136-ФЗ «Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.»
- Осуществить оспаривание кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером *** в досудебном (или судебном) порядке, снизив кадастровую стоимость ниже среднего уровня кадастровой стоимости по Оренбургскому району Оренбургской области;
- Провести работы по внесению изменений в Генеральный план *** – изменив черту населенного пункта, включив территорию земельных участков *** и *** в состав населенного пункта *** и образовав новую функциональную зону – жилая зона.
Отказ в изменении категории земель
Отказать заявителю могут еще на этапе представления ходатайства. Причинами для этого могут послужить отсутствие у этого лица права на представление ходатайства, а также неправильное или неполное оформление обязательных прилагаемых документов. Для повторного заявления нужно устранить все указанные в отказных документах недочеты.
Официальный отказ перевести участок земли в другую категорию выносится по основаниям, перечисленным в ст. 4 ФЗ 172:
- ограничение (запрет) на перевод в другую категорию, наложенный действующим законодательством;
- заявленная категория противоречит целевому назначению надела;
- экологической государственной экспертизой установлены негативные последствия предстоящего перевода.
Еще одна причина, из-за которой не может производиться перевод – если кадастровая стоимость заявленной территории слишком высока (более 50% относительно средней стоимости по региону). В любом из указанных случаев заявителю полностью вернут пакет документов в течение 30 рабочих дней с момента представления ходатайства, уведомив о причине отказа.
Заявитель может оспорить вынесенное решение через суд и при положительном решении суда направить новое ходатайство. Порядок обжалования выглядит следующим образом:
- Получить на руки акт в имущественно-земельном отделе.
- Составить и подать исковое заявление о признании составленного акта незаконным. К заявлению приложить документы:
- ксерокопию выданного акта;
- копию ходатайства и сопровождающих документов;
- документацию, подтверждающую нелегитимность отказа или разрешения на перевод;
- квитанцию об оплате госпошлины;
- иные документы, имеющие отношение к судебному процессу.
- Получив уведомление о месте и дате рассмотрения, явиться в суд к назначенному времени.
- Если суд удовлетворил требования искового заявления, получить в канцелярии экземпляр судебного решения.
- Подать повторное ходатайство, приложив к пакету документов решение суда.
Категории земель в России
Земельным кодексом (далее в тексте – ЗК РФ) земля распределяется на следующие категории:
- Промышленные. Участки этой категории отводятся под строительство транспортных путей и зданий, зданий обороны и безопасности страны, под строения энергетики, связи и ведения научных программ и прочие специальные цели.
- Земли населенных пунктов (далее в тексте – ЗНП). Наделы, отведенные под застройку жилых объектов. Главная особенность таких земель – они не могут находиться на земельных территориях иного назначения или в частных владениях.
- Сельскохозяйственного назначения (далее – ЗСХН). Земельный ресурс, необходимый для производства сельскохозяйственной продукции: пастбища, пашни, наделы под садоводство и огородничество, лесозащитные полосы, водоемы для выращивания рыбы и земли аналогичного свойства.
- Водный фонд.
- Особо охраняемые. К ним относятся изъятые (частично изъятые) из общего оборота территории, имеющие ценное значение.
- Лесной фонд (читайте: как бесплатно получить лес от государства).
- Земли запаса. Государственные участки, не переданные в пользование гражданам или организациям и не проданные в собственность.
Необходимые документы
Инициатору смены категории сельскохозяйственного участка понадобятся следующие бумаги:
- Паспорт РФ;
- Справка из ЕГРЮЛ – для юридических лиц;
- Справка из реестра недвижимости о собственнике земельного участка;
- Кадастровый паспорт;
- Заключение комиссии по экологии;
- Согласие собственника на изменение категории земли.
Последний документ готовится в случае, если инициатором выступает арендатор частного земельного участка или обладатель сервитута.
Справку из ЕГРН можно заказать в МФЦ или Росреестре, предъявив паспорт и уплатив пошлину (300 рублей).
Для получения согласия экологической комиссии на смену категории земельного участка нужно обратиться в региональное отделение Росприроднадзора и заказать проведение экспертизы. Её стоимость устанавливается местным законодательством, а сроки выдачи заключения могут составлять 1-4 месяца.