Статья 27.7 КоАП РФ. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице (действующая редакция)


Основания для проведения личного досмотра

Прежде чем оперировать этим понятием, необходимо выяснить, что под ним подразумевает законодательство. Его основы раскрывает ст. 27.7 КоАП РФ, в соответствии с ней это проверка вещей, находящихся на человеке и при нем. Это ручная кладь (сумки, портфели, пакеты), багаж, предметы охоты и рыболовства и др.

Для проведения процедуры согласия гражданина не требуется.

Личный досмотр — административно-процессуальная мера. Основанием для его проведения являются совершение административных правонарушений, сведения о наличии у гражданина оружия, взрывчатых веществ, психотропных, наркотических препаратов.

Информация должна быть получена из достоверных источников. Ими могут быть заявления физических и юридических лиц, государственных органов, полицейские ориентировки.


Процедура досмотра ручной клади.

Обязательно ведется протокол в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. В случае если имеются сведения, что у лица, подвергнутого личному досмотру, может быть оружие или оказано сопротивление, понятые не нужны. Также они могут не присутствовать, если ведется видеонаблюдение или видеозапись.

В процессе этой процедуры проводится осмотр тела, обследование одежды, а также предметов, находящихся у гражданина. Не нарушается целостность вещей. Гражданина досматривают, а не обыскивают. Все обнаруженное в ходе проведения досмотра вносится в протокол. Это должен быть не просто список, а описание каждой вещи с указанием идентификационных характеристик. Если нарушитель несовершеннолетний или недееспособный, то все действия выполняются в присутствии законных представителей.

Личный досмотр в полиции — как себя вести?

Если вам стало известно, что планируется провести ваш личный досмотр, не нервничайте. Не стоит спорить с полицейским по поводу оснований личного досмотра. Сконцентрируйтесь на процедуре и постарайтесь не допустить нарушений ваших прав. Попутно быстро проверьте свои вещи: не подкинули ли вам чего, пока доставляли в отдел полиции?

Помните! Все допущенные нарушения вам на руку — о них вы укажете в протоколе.

Не сопротивляйтесь полицейскому — этим вы только ухудшите свое положение. Личный досмотр может быть проведен и без вашего желания в принудительном порядке. Сопротивление при досмотре может расцениваться как неповиновение законному требованию полицейского. За это предусмотрена отдельная административная ответственность.

На предложение полицейского выдать находящиеся при себе вещи ответьте согласием. Поддерживайте зрительный контакт с понятыми. Следите чтобы они не отвлекались и при необходимости просите их внимания — это не нарушение.

Незаинтересованные понятые — ваша единственная надежда на справедливый досмотр, от них многое зависит.

Уточните куда вы можете выложить вещи, находящиеся при вас. Потребуйте предоставить достаточно пустого места на столе. Там, куда вы выкладываете вещи не должно быть посторонних предметов. Аккуратно и медленно выложите находящиеся при вас предметы на стол. Ваши действия должны быть хорошо видны понятым. Рекомендую комментировать свои действия вслух: «Мой мобильный телефон», «Денежные средства в сумме 5000 рублей». После того, как вещи выложены, сообщите об этом полицейскому. Сотрудник вправе еще раз принудительно вас досмотреть, чтобы убедиться что при вас больше ничего нет.

Если вдруг при вас обнаружат предметы, которых ранее у вас не было, сразу заявите об этом, чтобы слышали понятые.

Кто имеет право проводить досмотр граждан

В ст. 27.2, 27.3 КоАП приведен перечень государственных органов, в обязанности которых входит осуществление контроля за выполнением законодательства в различных сферах.

Право проводить досмотры и составлять протоколы имеют должностные лица:

  1. Полиции — при обнаружении правонарушений, предусмотренных п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП самостоятельно или при обращении к ним должностных лиц, ст. 27.2, 27.3 КоАП.
  2. Нацгвардии, а также подчиняющейся ей ведомственной и вневедомственной охраны.
  3. Органов, исполняющих контроль или надзор за выполнением правил пользования транспортом.
  4. Военной автоинспекции — при нарушении ПДД военными водителями на транспорте ВС России, Нацгвардии, войск ГО, инженерно-технических и дорожно-строительных формирований.
  5. Органов, контролирующих соблюдение законодательства об охране окружающей среды, лесного хозяйства, животноводства, рыболовства, водных ресурсов.
  6. Пограничных войск, органов МВД, военнослужащие и иные лица, на которых возложены обязанности по охране государственной границы.
  7. Пограничных войск — при выявлении административных правонарушений во внутренних морских водах.
  8. Таможенных органов — при нарушении Таможенных правил.
  9. Органов наркоконтроля.
  10. Выполняющие контртеррористические операции и выявившие нарушения закона по ст. 20.27 КоАП.
  11. Судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок в судах.
  12. Миграционных органов.

Исполнение полицейскими обязанностей нередко связано с различными рисками. Причинение физической силы или даже оружия может потребоваться в самых разных ситуациях – как для защиты жизни или здоровья, так и, к примеру, задержания преступников, поэтому является правом полиции.

Перечень случаев, когда сотрудники правоохранительных органов имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, а также порядок их применения, четко регламентированы законом.

Физическую силу сотрудник полиции вправе применять только тогда, когда несиловые способы не обеспечивают выполнения должностных обязанностей, а именно если необходимо преодолеть противодействие законным требованиям полицейского (к примеру, когда полицейский просит освободить часть тротуар для проезда спецтранспорта), пресечь правонарушение или преступление, либо же доставить правонарушителя в служебное помещение.

Кроме того, сотрудник вправе применять физическую силу в случаях, когда разрешается применение специальных средств или огнестрельного оружия оружия.

На вооружении у полицейских имеется большое количество специальных средств – начиная от резиновых палок и газовых баллончиков и до водометов и бронемашин.

Перечень ситуаций, в которых сотрудник полиции может применять специальные средства:

  1. для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;
  2. для пресечения преступления или административного правонарушения;
  3. для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;
  5. для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;
  6. для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
  7. для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;
  8. для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;
  9. для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;
  10. для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;
  11. для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия;
  12. в случаях, когда полицейскому разрешено применение огнестрельного оружия;

Вместе с тем, сотруднику полиции запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видными признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, если они не оказывают вооруженного сопротивления и не пытаются нападать на посторонних граждан или полицейских группой, либо же если такое нападение угрожает чьей бы то ни было жизни или здоровью. В некоторых случаях закон предусматривает отступления и от этих ограничений.

Наконец, полиция также вправе применять огнестрельное оружие:

  1. для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;
  2. для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;
  3. для освобождения заложников;
  4. для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;
  5. для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;
  6. для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;
  7. для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.
  8. для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;
  9. для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;
  10. для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения;
  11. для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

Закон запрещает применять оружие с выстрелами на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев, когда эти лица оказывают вооруженное сопротивление, совершают вооруженное или групповое нападение, которого угрожает чьей-либо жизни или здоровью.

Также запрещено применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если это может повлечь за собой ранение случайных лиц.

Закон предполагает, что если у полицейского отсутствуют спецсредства или оружие, то в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании преступника, он имеет право использовать любые подручные средства или иное оружие, не состоящее на вооружении в МВД.

Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законом.

Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

Порядок проведения процедуры сотрудниками полиции

Личный досмотр проводится должностными лицами, уполномоченными на выполнение этого действия и имеющими право составлять протокол.

Обязательными условиями при производстве являются следующие:

  1. Досматриваемому гражданину необходимо разъяснить причину (основание) этой процедуры.
  2. Предложить ему предоставить для обследования документы, вещи и предметы, которыми были совершены административные правонарушения.
  3. Досмотр гражданина проводится сотрудником полиции одного пола с ним.
  4. Приглашаются два понятых. В их роли могут выступать люди, которые должны удовлетворять следующим требованиям: быть достигшими 18-летнего возраста, не имеющими интереса в деле, трезвыми, вменяемыми, не состоящими в составе наряда, не знакомыми с полицейскими, одного пола с подозреваемым.
  5. Процедуру досмотра необходимо проводить в помещениях, отвечающих санитарным требованиям, исключающих доступ посторонних.
  6. Досматриваемому обеспечиваются: безопасность, здоровье, достоинство, гарантируется конфиденциальность личной жизни, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
  7. При выполнении досмотра, если имеются сведения о наличии взрывчатых веществ, оружия, процедура проводится в отсутствии понятых. При видеосъемке присутствие последних тоже может быть необязательно.
  8. Составляется протокол, в который вносятся все полученные сведения.
  9. Изымаются обнаруженные предметы, к которым были применены все установленные способы фиксации вещественных доказательств (описание, измерение, фотографирование, видеосъемка). Они упаковываются, опечатываются и прилагаются к делу как вещественные доказательства.
  10. Написанное зачитывается вслух. Уточняется у подозреваемого и понятых, имеются ли у них вопросы. Если нет, то запись об этом заносится в протокол, который подписывается досматриваемым гражданином и понятыми. Один экземпляр вручается подозреваемому.

Личный досмотр полицейским.

Бывают случаи, когда полицейские хотят провести процедуру личного досмотра прямо на улице. Здесь необходимо требовать приглашения двух понятых.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о физическом лице, подвергнутом личному досмотру, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов, о виде и реквизитах документов, обнаруженных при досмотре, находящихся при физическом лице.

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Скачать форму:

Протокол личного досмотра

Проверка документов

Эта процедура проводится, если есть причины предполагать, что гражданин совершил правонарушение, либо подозревать, что он находится в розыске.

Основания для этого:

  1. Лицо застигнуто на месте совершения правонарушения.
  2. Очевидцы указывают на этого гражданина.
  3. Обнаружены следы преступления на одежде или теле.
  4. Есть сходство с разыскиваемым преступником.
  5. Показания видеокамер наружного наблюдения.
  6. Неадекватное поведение. Человек озирается по сторонам, убегает от милиции и др.


Проверка документов у гражданина.

Какие документы нужно иметь при себе в качестве удостоверения личности (достаточно одного):

  • гражданский, заграничный или дипломатический паспорт;
  • военный билет;
  • свидетельство о рождении;
  • паспорт моряка;
  • служебное удостоверение.

Как должны проверять документы?

Деятельность полиции регламентируется федеральным законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, ведомственными нормативными актами и должностными регламентами. Указанные документы содержат основания различных действий, которые сотрудник полиции вправе совершить по отношению к гражданину. Проверка документов, удостоверяющих личность, является одним из них и может осуществляться, когда:

  • имеются данные, из которых следует, что лицо является подозреваемым в совершении преступления или находится в розыске;
  • есть повод к возбуждению дела об административном правонарушении или основание для административного задержания;
  • гражданин осуществляет деятельность, проверка разрешений на которую возложена на сотрудников полиции (п.2 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции»).

Отсутствие паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, само по себе не может являться основанием для задержания, поскольку устанавливаемая Положением о паспорте гражданина РФ обязанность иметь паспорт не означает, что он должен всегда носить его с собой. Иными законодательными актами это также не предусмотрено.

При обращении к гражданину сотрудник полиции обязан назвать свои должность, фамилию и предъявить служебное удостоверение (по требованию). Только после совершения этих действий он может сообщить причину и цель его обращения (п. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции»).

Кого досматривать нельзя

Согласно федеральным законам устанавливается перечень лиц, которые не подлежат личному досмотру:

  • президенты страны: действующий и бывшие;
  • члены Совета Федерации и депутаты Госдумы;
  • судьи и арбитражные заседатели;
  • прокуроры и сотрудники Следственного комитета;
  • сотрудники ФСБ во время исполнения задания;
  • сотрудники государственной охраны во время исполнения обязанностей;
  • уполномоченный по правам человека;
  • граждане других стран с дипломатическим иммунитетом.

Но существуют исключения — это обязательный предполетный досмотр, в котором участвуют все. Согласно п. 3 ст. 85 Воздушного кодекса, граждане, не прошедшие его, на борт судна не допускаются.

Особенности проведения административного задержания

Это обеспечительная кратковременная мера, которая проходит в исключительных случаях в соответствии со ст. 27.3 КоАП. Ей предшествует доставление, чтобы мочь досмотреть подозреваемого. Она применяется при необходимости правильного и быстрого расследования. Цель — прекращение правонарушения, когда исчерпаны все меры воздействия: уговоры, распоряжения. Если гражданин законопослушный, то к нему эта мера не применяется.


Процедура административного задержания.

В соответствии со ст. 27.4. КоАП РФ составляется протокол об административном задержании, который выдается на руки по просьбе правонарушителя. Срок задержания — 3 часа. Исчисляется он с момента совершения правонарушения, а не со времени доставления в полицию.

Действия при отказе дежурного принять заявление

На основании Приказа МВД России №140 от 01.03.2012 территориальные участки полиции должны принять, зарегистрировать и рассмотреть все заявления, независимо от гражданства.

Что делать, если вам отказали:

  1. Предупредите дежурного сотрудника полиции о том, что действия его неправомерны и вы вынуждены будете обжаловать его отказ. Разговаривайте вежливо, без эмоций.
  2. Перепишите данные нагрудного знака.
  3. Попросите пригласить начальника полиции или любое должностное лицо, замещающее его.
  4. Если дежурный этого не сделал, то звоните в его присутствии на горячую линию по номеру 112. Объясните, что у вас отказываются принимать заявление.

Можно звонить в прокуратуру. Желательно сделать видеозапись. Если это не помогло, то пишите жалобу в вышестоящий орган МВД.

❗ Что делать, если права человека при досмотре нарушаются

Если сотрудник полиции отказался представиться и предъявить документы, гражданин вправе пожаловаться на него, позвонив по телефону 112. Дежурному следует сообщить о том, что вас на улице остановил неизвестный и попытался проверить документы.

При нарушении полицейскими регламента проведения досмотра гражданин вправе пожаловаться в прокуратуру или управление собственной безопасности полиции (на основании ст. 53 Закона о полиции). В жалобе необходимо как можно более подробно описать, какие права гражданина были нарушены в ходе досмотра: например, досмотр без составления протокола, задержание без основания, вымогательство и пр.

Гражданин как минимум может потребовать извинений за грубое обращение или раскрытие сведений о частной жизни в письменной или другой форме (на основании ч. 3 ст. 9 Закона о полиции). В отношении действий полицейского проведут проверку, ему может грозить выговор или даже увольнение.

Также гражданин вправе обратится в суд с требованием о признании действий полицейского незаконными и выплаты компенсации.

Телефон экстренной службы 112. В каких случаях звонить и как помогут

Читать

Как могут наказать человека, оскорбляющего власть

Подробнее

Почему нельзя хамить полицейским. Ответственность за сопротивление

Смотреть

Действия при вымогательстве взятки

Это противоправное действие со стороны полицейских является распространенным. Если вы не совершали никаких правонарушений, то постарайтесь предотвратить вымогательство. Для этого достаньте телефон, включите видеозапись или диктофон. Это иногда помогает. Или сделайте незаметно запись на видео или диктофон, она вам пригодится.


Действия при вымогательстве взятки.

Дальнейшие действия будут такими:

  1. Воспользоваться горячей линией, позвонив по номеру 8-800-250-02-35 и сообщив, что у вас вымогают взятку.
  2. Напишите заявление в Службу собственной безопасности, отправьте его по почте заказным письмом с уведомлением. Или лучше всего отвезите его сами. Помните, что дача взятки — это такое же преступление, как ее получение. Поэтому во избежание ответственности следует обратиться в правоохранительные органы.
  3. Можно обратиться с заявлением в прокуратуру.

Разница между осмотром и досмотром

Осмотр — это административно-предупредительная мера. Она отличается от досмотра основными целями:

  1. Проводится для предотвращения совершения гражданами поступков, способных привести к несчастному случаю, чрезвычайной ситуации.
  2. Является предупреждением совершения нарушения закона. Эта мера носит профилактический характер.

Поэтому основное отличие между процедурами — это совершенное административное правонарушение или его предупреждение.

Основанием для проведения личного осмотра может выступать нарушение правил нахождения граждан в местах массового скопления людей. Это могут быть аэропорты, вокзалы, стадионы, помещения для проведения развлекательных мероприятий и пр. Составление протокола о личном осмотре законодательством не предусматривается, а при проведении досмотра это обязательно.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]