Замечание 1
Процесс, который направлен на реализацию свобод и прав граждан в правовой и административной сферах целиком и полностью зависеть от определенных, то есть установленных на законодательном уровне гарантий. Среди таких гарантий можно выделить следующие:
- Экономические гарантии. Такие гарантии предполагают, прежде всего, эффективную и стабильную работу в государственной экономике. Иными словами, здесь говорится об устойчивой денежной и финансовой системе, о высоком прожиточном уровне всего населения страны.
- Политические гарантии. Такие гарантии предусматривают приоритетные стороны личности и каждого гражданина в государственной структуре и в обществе в целом. Необходимо для нормальной и качественной жизнедеятельности создавать устойчивую и крайне стабильную государственную власть, которая будет создана в системе демократии.
- Организационные гарантии. Такие гарантии наделены необходимыми несудебными и судебными органами, они могут обеспечивать важную и стратегическую защиту административно – правовых, конституционных и иных свобод и прав каждого гражданина.
- Юридические гарантии. Такие гарантии затрагивают права, которые закреплены свободами и правами граждан страны с системе административного права.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Что такое банковская гарантия
С юридической точки зрения — это вид официально оформленного обязательства, на основании которого, при невыполнении третьей стороной условий договора в части оплаты, кредитное учреждение фактически выступает в качестве солидарного должника, обязующегося компенсировать равную стоимости сделки денежную сумму при представлении соответствующего требования.
Подобная практика является весьма распространенной, применяясь как в российской, так и в зарубежной коммерческой среде. В рамках Унифицированных правил, утвержденных Международной торговой палатой, принят ряд положений, посвященных данному вопросу — в частности, декларирующих, что содержание соглашений рассматриваемой категории должно иметь ясные и четкие формулировки, исключающие возникновение спорных вопросов.
Пример того, как работает банковская гарантия — обеспечение участия предпринимателей в договорных отношениях, где одним из контрагентов выступает государство, разместившее закупочный тендер или контракт на выполнение определенных работ. Механизм нередко применяется в качестве возможности упрощения возврата налога на добавленную стоимость, а также для получения отсрочки по уплате пошлинных сборов таможни. Обязательное требование — оформление в письменном виде, при этом необходимой является только подпись представителя кредитной организации, тогда как заверение принципалом и бенефициаром носит добровольный характер.
Участники процесса
В рамках рассматриваемой процедуры предусматривается участие 3 субъектов:
- Принципал — лицо, обращающееся в банк для получения на возмездной основе гарантийного подтверждения платежеспособности перед потенциальным контрагентом. Как правило, частные предприниматели или предприятия, планирующие совершение коммерческой сделки или участие в тендере госзакупок.
- Бенефициар — непосредственный получатель денежных средств, выплачиваемых в ситуации, когда изначально согласованные условия договора не были выполнены.
- Банковский гарант — это кредитная организация, предоставляющая письменно оформленное обязательство о покрытии неустойки или компенсации, необходимость которой обуславливается невыполнением контрактных договоренностей.
Стоит отметить, что, начиная с 2015 года спектр учреждений, наделенных правом на оказание услуг подобного рода, был расширен, и включил в себя все коммерческие предприятия. В то же время для выполнения операций, участниками которых выступают таможенные и налоговые службы, а также иные государственные ведомства, могут привлекаться только банковские организации.
В каких случаях банк выступает как гарант сделки
Исходя из специфики соглашения, в рамках которого одной из сторон предоставляется защита от потенциальных убытков и несоблюдения договоренностей, выделяют четыре типа гарантий.
Тендерные
Обеспечение, предусмотренное для реализации госзакупок в соответствии с положениями 44-ФЗ и 223-ФЗ. В данном случае обязательство квалифицируется как безотзывное, что обуславливает невозможность изменения условий или вынесения отказного решения. Применяется при подаче заявки на участие в торгах, в целях исполнения полученных контрактов, а также как подтверждение качества товаров или выполненных работ. Бенефициаром выступает сторона заказчика, при этом обязательным критерием является соответствие поручителя требованиям регулирующего закона и правительственного постановления.
Так, обратившись в МОРСКОЙ БАНК, Вы можете получить выгодное предложение на оформление банковских гарантий по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Договорные
Применяются в ситуациях, когда в сделке не участвует государство, и подразделяются на три категории:
- Авансовые — актуальны для обстоятельств, когда исполнитель получает предварительный платеж, возместить который понадобится в случае невыполнения обязательств.
- Гарантийные — подтверждают исполнение условий контракта, определенных сторонами, и при нарушении позволяют компенсировать неустойку.
- Платежные — исключают вероятность отказа от оплаты выполненных работ или поставленной продукции.
Схема банковской гарантии подобного типа может быть реализована любой коммерческой организацией.
Налоговые
Финансовый инструмент, позволяющий получить отсрочку для уплаты акцизных сборов и налогов, а также ускорить процедуру возмещения НДС. Благодаря этому способу обеспечивается возможность дополнительной экономии, что немаловажно для небольших компаний. В статусе поручителей допускается привлечение исключительно банков, получивших одобрение Минфина, при этом участниками соглашения выступают налогоплательщики и Федеральная налоговая служба (в качестве бенефициара).
Таможенные
Опция для предприятий и частных предпринимателей, ведущих внешнеэкономическую деятельность, предусматривающую перевозку продукции через границы. Коммерческие операции с зарубежными партнерами оформляются в особом порядке, требующем учета правовых нюансов. Поручительство применяется для подтверждения своевременной уплаты пошлинных тарифов, с условием, что кредитная организация включена в перечень, утвержденный Федеральной таможенной службой.
8.2.1. Понятие и система юридических гарантий
Напомним, что под юридическим гарантиями в правовой литературе принято понимать различные правовые средства, способы и механизмы, с помощью которых обеспечивается осуществление прав, законных интересов и обязанностей субъектов права, поддержание определенного правового состояния, порядка общественных отношений31. Уже из этого определения видно, что таких средств, способов и механизмов, тесно взаимосвязанных между собой, множество, что обусловливает, во-первых, необходимость их определенной систематизации и, во-вторых, рассмотрение всех этих юридических гарантий как системы.
Анализ всей такой системы юридических гарантий и, прежде всего, прав и, законных интересов субъектов образовательных отношений в целом и педагогических работников, в частности, не водит в задачи настоящего пособия. Ограничимся лишь несколькими общими замечаниями и выделением относительно наиболее важных групп таких гарантий.
Прежде всего, отметим, что все гарантии есть, в сущности, правовые предписания (общие обязывания и/или общие запреты), адресованные государству, его уполномоченным органам, муниципальным органам, образовательным учреждениям и их органам управления. Иными словами, гарантии прав и законных интересов педагогических работников реализуются через выполнение соответствующих нормативно-правовых обязанностей (соблюдение запретов) указанных субъектов образовательных отношений. Эти обязанности и запреты могут формулироваться по-разному, однако суть их как гарантий неизменна.
В зависимости от различных критериев, можно выделить следующие группы юридических гарантий.
1. В зависимостиот принадлежности правовых норм, в которых закреплены такие гарантии, к международному или внутригосударственному (национальному) праву
выделяют две основные группы гарантий:
международно-правовые гарантии
и
гарантии, закрепленные в российском национальном законодательстве.
Их характеристике и посвящен материал последующих параграфов данной главы.
2. В соответствии сотраслями законодательства
возможно выделить
конституционные, административно-правовые, гражданско-правовые, уголовно-правовые гарантии
, гарантии предусмотренные
нормами трудового, арбитражного, образовательного, финансового, арбитражного права
и других отраслей. Кроме того, большое значение имеет выделение
материальных
и
процессуальных
гарантий, что особенно важно для судебной практики.
3. В зависимости отправовой природы
юридических гарантий, выделяются:
а)нормативные гарантии,
т.е. закрепляемые в нормативно-правовых актах различной юридической силы (законах и подзаконных актах, локальных нормативно-правовых актах);
б)правоприменительные гарантии
, т.е. гарантии, содержащиеся в решениях правоприменительных органов при осуществлении ими различных видов правоохранительной и правосудной деятельности (судебной, следственной, административной, арбитражной).
4. В зависимости от специфики органов, осуществляющих управление образованием на различных уровнях и различными элементами образовательной системы, и действующих на основании законодательства и в соответствии с ним, можно выделить гарантии, обеспечиваемые:
а)органами законодательной власти
(федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления, осуществляющими образовательное нормотворчество;
б)органами исполнительной власти
(федеральными, субъектов РФ, муниципальными);
в)органами управления образования
(федеральными, субъектов РФ, муниципальными);
г)образовательными учреждениями
и органами его управления (попечительскими советами, учеными и педагогическими советами);
д)профессиональными
и
правозащитными организациями
работников образования;
е)общественными организациями,
создаваемые и действующим в сфере образования (ассоциации учителей и преподавателей вузов, родительские советы (комитеты) и т.п.).
5. Исходя из того,какие именно права, свободы и законные интересы подлежат юридическому гарантированию
, выделяются такие гарантии у работников образования, как гарантии их:
—конституционных прав
(право на честь и достоинство, свобода слова и др.;
—социальных прав
(пенсионное обеспечение, право на льготы и др.)
— трудовых прав
(право на отдых, право на работу по совместительству и др.);
—образовательных (профессиональных) прав и свобод
(свобода учителя в выборе и использовании методик обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний обучающихся и др.).
6. В зависимости отстепени охвата различных категорий педагогических работников,
можно выделить
общие гарантии
(относящиеся как ко всем категориям педагогических работников, так и иным индии видам – субъектам образовательных отношений), и
специальные гарантии
их прав и законных интересов, относящиеся к отдельным категориям (педагогически свободу учителя в выборе и использовании: методики обучения и воспитания; учебников, учебных пособий и материалов; методов оценки знаний обучающихся. е6 работники общеобразовательных учреждений, научно-педагогические работники (профессорско-преподавательский состав высших учебных заведений, педагогические работники особых видов образовательных учреждений и др.).
7. В зависимости от характера нормативного закрепления, гарантии могут быть императивными (т.е. безусловно обязательными для выполнения) и рекомендательными. Примерами первых являются гарантии, устанавливаемые в законодательных актах и потому являющиеся обязательными для всех участников образовательных — отношений – от государства до руководителя образовательного учреждений. Рекомендательные гарантии, как правило, закрепляются в международно-правовых актах (например, в приведенных выше «Рекомендациях МОТ/ЮНЕСКО»).
8. Юридические гарантии могут иметь раз личный характер действия. В зависимости от этого, гарантии бывают прямого действия и опосредованными. Примером прямых юридических гарантий прав и законных интересов педагогических работников служит подпункт 19 пункта 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», в котором закрепляется обязанность образовательного учреждения содействовать деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений. В качестве примера опосредованно действующей гарантии служит п.5 ст. 15 того же закона, в котором записано, что «научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций и объективный контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования обеспечиваются государственной аттестационной службой, независимой от органов управления образованием, в соответствии с государственными образовательными стандартами».
В настоящем пособии не ставится задача раскрытия всех таких гарантий. Для раскрытия наиболее существенных особенностей юридического гарантирования прав и законных интересов педагогических работников достаточным будет охарактеризовать гарантии, выделяемые по первому из названных критериев: международно-правовые гарантии и гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Тем самым анализ ограничивается преимущественно нормативными гарантиями, хотя в отдельных случаях будет сделан акцент и на правоприменительную практику гарантирования прав и законных интересов педагогических работников.
Что входит в договор
Действующие законодательные положения определяют ряд нормативных требований, которым должны соответствовать соглашения рассматриваемой категории.
Обязательная часть
В соответствии с нормами Гражданского кодекса, определяющими, как действует банковская гарантия, и в каких случаях она может быть аннулирована, к числу неотъемлемых договорных элементов относятся:
- Дата выдачи и наименование участвующих субъектов, включая гаранта, бенефициара и принципала.
- Содержание основного обязательства и конкретная сумма, либо алгоритм, в соответствии с которым она определяется.
- Продолжительность действия соглашения и перечень факторов, рассматриваемых в качестве обстоятельств для его исполнения.
В случае с тендерными договорами условия регламентируются более строго и закрепляются в рамках положений второй части статьи 45 федерального закона о контрактной системе.
Документы при подаче требования об оплате
В рамках общепринятой практики перечень документации, прилагаемой к заявлению об исполнении обязательств, определяется сторонами совместно. Обычно достаточным набором считается протокол расчета гарантийной суммы, а также копия доверенности субъекта, выступающего подписантом от бенефициара. В зависимости от специфики заключенной сделки и обстоятельств, рассматриваемых в качестве основания для исполнения поручительства, также могут понадобиться иные подтверждающие документы.
Дополнительная часть
В данном случае речь идет о сопутствующих регламентирующих аспектах, устанавливаемых участниками на стадии оформления соглашения — например, условиях формы подачи требования на оплату, или списке приложений к основному разделу. При проведении госзакупок подобные нюансы указываются в извещении или проектной документации. Стоит отметить, что соблюдение согласованных положений выступает столь же важным фактором, как и наличие обязательных элементов, поскольку допущенные нарушения могут рассматриваться как основание для аннуляции сделки.
Юридические гарантии конституционных прав и свобод
Важнейшим элементом правового положения личности являются юридические гарантии — условия и средства обеспечения и защиты прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Положения почти одной трети статей гл.
2 Конституции РФ устанавливают юридические гарантии, являясь одновременно, согласно ст. 64, неотъемлемой частью основ правового положения личности.
Это дает дополнительные аргументы в пользу высказываемой точки зрения о роли гарантий как одного из элементов правового положения личности. Отсутствие гарантий превращает формально провозглашаемые права и свободы в бумажную фикцию.
Юридические гарантии, с одной стороны, оформляют социально- экономические, политические, культурные и организационно-технические условия и средства обеспечения и защиты прав и свобод личности, а с другой, имеют самостоятельное значение в виде общих и специальных правовых условий и средств обеспечения и защиты прав и свобод личности. Условно можно выделить две группы конституционных гарантий — общие и специальные:
Общие конституционные гарантии
. Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ.
Общей гарантией служит само закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ — актом высшей юридической силы. Высший ранг норм федеральной Конституции и вытекающие из него требования неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и Местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод.
Еще одна общая гарантия — незыблемость основ конституционного строя. Провозглашенные в Конституции РФ основы конституционного строя обладают особой юридической силой.
Статьи по теме (кликните, чтобы посмотреть)
- ВС поправил суды в деле о «потребительском» штрафе
- Процедура банкротства физического лица: этапы, стадии, пошаговая схема
- Последствия и ограничения для должника и его родственников во время процедуры банкротства по 127-ФЗ
- 159 ФЗ о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей — сирот
- Фипс открытые реестры товарные знаки
- Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) физических лиц 127-ФЗ и 154-ФЗ: что нужно знать
- Что такое подтверждение оплаты? Документ подтверждения оплаты
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
При этом каждая из конституционных основ имеет определенное доктринальное и нормативное содержание, развиваемое прямо или косвенно в Конституции РФ. Это содержание в большей или меньшей степени может касаться конституционного статуса человека и гражданина.
Основополагающее значение для личности имеет конституционный принцип «человек, его права и свободы — высшая ценность» (ст. 2). «Высшая ценность» для других лиц, общества и государства. Конкретизируя данный принцип, Конституция РФ предписывает индивиду, что осуществление им прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17).
Будучи непосредственно действующими, права и свободы определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Тем самым подчеркивается, что человек, его права и свободы есть высшая ценность и цель для государства.
Закрепление в качестве основополагающего конституционного принципа положения о том, что Российская Федерация является демократическим государством, означает признание и обеспечение Основным Законом свободы личности, народовластия, идеологического и политического многообразия, других квалифицирующих элементов демократии.
Определенное юридическое значение имеют и некоторые иные конституционные положения, играющие роль общих конституционных гарантий. Например, согласно ст.
2 Конституции РФ обязанностью государства является признание, соблюдение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, а в соответствии с ч. 2 ст.
80 Президент РФ выступает в качестве гаранта прав и свобод человека и гражданина.
Очевидно, упомянутые конституционные гарантии прав и свобод носят концептуально-декларативный характер, подчеркивая нацеленность государства на обеспечение интересов личности и особое положение главы государства в системе органов государственной власти. Вместе с тем они создают конституционные условия для формирования системы конкретных конституционно-правовых гарантий прав и свобод человека и гражданина.
Специальные конституционные гарантии
. Их можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии. Вот содержащиеся в Конституции РФ специальные гарантии внесудебного характера.
1. Запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).
2. Обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45), т.е. защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны.
3. Предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами.
4. Запрет на издание законов,, отменяющих или. умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55).
5. Установление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).
В развитие данной гарантии ст. 56 Конституции РФ уточняет: в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и основ конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия; при этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные ст.
20 (право на жизнь), 21 (неприкосновенность достоинства личности), 23 (ч. 1) и 24 (неприкосновенность частной жизни), 28 (свобода совести), 34 (ч.
1) (свобода экономической деятельности), 40 (ч. 1) (право на жилище), 46—54 (судебные или процессуальные права).
В отличие от ранее действовавших советских конституций Конституция РФ 1993 г. отводит особое место судебным гарантиям обеспечения прав и свобод личности (гарантиям правосудия).
По обыкновению, судебная процедура признается наиболее эффективным юридическим средством в ряду иных законных средств защиты прав и свобод личности. Этому способствуют общедоступность судов, всесторонность и профессионализм в оценке ситуации, государственно- властный (обязывающий от имени государства) характер решений суда, общепризнанные демократические принципы осуществления правосудия.
Посредством обращения в суд не только обеспечивается защита прав и свобод личности от посягательств других лиц, но и возможно обжалование решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46).
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Правосудие в России осуществляется лишь судом, при исключении создания чрезвычайных судов. Формы судопроизводства — конституционное, гражданское, административное и уголовное (ст.
118). Повышению эффективности судебной защиты прав и свобод личности служат конституционные гарантии правосудия.
Они выступают одновременно в качестве основных начал, принципов правосудия, определяющих права и свободы личности. В их числе:
1. Равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).
2. Соблюдение подсудности, т.е. рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47).
3. Гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47).
4. Гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48).
5. Обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч.
1 ст. 49).
Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст.
49).
6. Запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50)7
7. Недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50).
8. Гарантия предоставления каждому осужденному за совершение преступления возможности для пересмотра приговора вышестоящим судом, а также подачи просьбы Президенту РФ о помиловании или смягчении наказания (ч. 3 ст. 50).
9. Недопустимость принуждения кого бы то ни было к свидетельствованию против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ (ч. 1 ст. 51).
10. Государственное обеспечение прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений, включая обеспечение свободного доступа к правосудию и компенсации причиненного ущерба (ст. 52), в том числе вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).
11. Гарантия неприкосновенности личности и ее достоинства, неприкосновенности частной жизни и жилища (ст. 21—25). Конкретизируя гарантию свободы и неприкосновенности личности, Конституция РФ предельно четко устанавливает, что арест, заключение под стражу
И содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 ч (ч. 2 ст. 22).
12. Запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность (ст: 54), т.е. никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. В связи с этим необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию, т.
е. гарантии законности.
Гарантировать законность — значит сделать ее незыблемой. Гарантии законности — это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
Среди данных гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства.
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Общие условия суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование.
Эти условия создают макросреду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной степени и специальные средства по укреплению законности. Рассмотрим эти общие условия, выступающие гарантиями законности:
Экономические условия. Это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования и т.
д. Речь, следовательно, идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сильная государственная власть — это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний.
Сильное государство гарантирует стабильное развитие общества, безопасность людей, эффективную борьбу с преступностью, коррупцией и иными антисоциальными явлениями.
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения.
Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, законодателя.
Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его, сложившегося в социальной сфере.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства.
ДСреди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций. Непосредственное влияние на уровень законности оказывают господствующие в науке научно-теоретические концепции
Специальные средства обеспечения законности Ї это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности. Среди них можно выделить юридические и организационные гарантии (средства).
Юридические гарантии — совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленные на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление, защиту прав и свобод. Среди юридических гарантий различают следующие:
- 1) Средства выявления, (обнаружения) правонарушений (органами предварительного расследования, Конституционного Суда и т. д.)
- 2) Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные в праве средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения.
- 3) Средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на пресечение, недопущение правонарушений, нарушений прав, свобод граждан и организаций.
- 4) Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка (алиментов), виндикация (принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения) и др.
- 5) Юридическая ответственность. Под ней понимается наказание лица, виновного в совершении правонарушения. Данное средство является важнейшим и необходимым для укрепления законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям.
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Важнейшей гарантией законности является правосудие — деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Права человека и гражданина, по оценкам многих отечественных и зарубежных ученых-юристов, нередко не имеют необходимого механизма защиты. Многие конституционные положения объективно не могут быть реализованы в полном объеме, так как не обеспечены юридическими гарантиями.
Вместе с тем «правовая защита является одной из основных целей деятельности государства, условием осуществления свободы и прав человека, гарантом его правовой защищенности, “заставляет” власть придать правовому статусу человека юридическую значимость» [1] . В этой связи вопрос юридических гарантий обеспечения правового статуса личности приобретает особое значение.
Юридические гарантии обеспечения правового статуса личности — это предусмотренные законодательством условия, с наличием которых законодатель связывает реальную возможность и максимальную эффективность реализации прав, свобод и обязанностей, в комплексе составляющих правовой статус [2] .
Современную систему юридических гарантий правового статуса личности можно подразделить на три уровня: международный, региональный и национальный.
Международный уровень гарантий правового статуса. Одной из характерных черт правового государства является приоритет норм международного права над внутригосударственным законодательством.
В Конституции РФ 1993 г., ориентирующей российское общество на построение правовой государственности, в частности, закрепляется, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ч.
4 ст. 15).
Исходя из указанного конституционного положения, на территорию России распространяется действие международно-правовых механизмов и гарантий защиты прав человека и гражданина. Формирование таких механизмов и гарантий связывают, прежде всего, с Организацией Объединенных Наций, Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека.
В основу международной защиты прав человека положены два международных пакта о гражданских и политических и социальных, экономических и культурных правах. Кроме того, разработан в достаточной степени эффективный механизм защиты прав человека в рамках ООН, представляющий собой систему специальных органов, к числу которых относятся Генеральная ассамблея, Совет безопасности, Экономический и социальный совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.
Кроме того, в мире действует множество так называемых неправительственных международных организаций, созданных в целях защиты прав и свобод человека («Международная амнистия», «Врачи без границ», «Международный Красный Крест» и т. д.).
На региональном уровне можно выделить, прежде всего, американскую, африканскую и европейскую системы гарантий правового статуса личности. При этом функционирующую в Европе систему можно считать своеобразным эталоном.
Она сформировалась в рамках Совета Европы, старейшей региональной организации [3] . Двумя важнейшими органами Совета Европы являются: Комитет министров, включающий министров иностранных дел государств-членов и Парламентская ассамблея, представляющая национальные парламенты.
Основной формой нормотворческой деятельности Совета Европы является создание конвенций и соглашений, наиболее важными из которых считают Европейскую конвенцию прав человека и Европейскую социальную хартию. Первая из них была принята 4 ноября 1950 г.
в Риме 15 членами Комитета министров Совета Европы и вступила в силу 3 сентября 1953 г. Этот документ был первым международным договором на региональном уровне, трансформировавшим принципы, провозглашенные Всеобщей декларацией прав человека 1948 г., в конкретные юридические обязательства.
На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц.
Национальный (внутригосударственный) уровень гарантий правового статуса личности. Внутригосударственные юридические гарантии правового статуса личности можно подразделить на две большие группы:
- 1) гарантии реализации правового статуса личности, к
которым относятся: — нормативное закрепление основных прав, свобод и обязанностей в действующем законодательстве и, прежде всего, в конституции государства; - — предоставление человеку возможности своими правомерными действиями реализовать законные интересы;
- — стимулирование (со стороны государства) определенных видов деятельности и, таким образом, побуждение людей к занятию этой деятельностью (кредитование образования, строительство жилья, установление льгот для военнослужащих и сотрудников ОВД и т. д.);
- — государственная забота о социально незащищенных слоях населения (пенсионное обеспечение, государственные программы поддержки материнства и детства и т. д.);
которые составляют:
- — личные гарантии, предполагающие право личности самостоятельно защищать свои законные интересы всеми не запрещенными законом средствами;
Преимущества
Формулируя ответ на вопрос, зачем нужны банковские гарантии, простым языком — для обеспечения уверенности в том, что такие обстоятельства, как недобросовестность контрагента, финансовые проблемы, или несоответствие заявленного качества работ фактическим результатам, никак не повлияют на получение бенефициаром обещанных денежных средств. Все, что требуется для удовлетворения его интересов — подача требования на оплату, оформленного надлежащим образом. При этом кредитная организация не вникает в подробности ситуации, и не разбирается, были обязательства на самом деле исполнены в согласованные сроки и надлежащим образом, или же действительно возникли проблемы, не позволившие выполнить условия договора.
В то же время для принципала гарантия банка — это возможность обойтись без изъятия денег из оборота, и получить желаемый результат, не прибегая к предоставлению залога или поручительства.
Право на квалифицированную юридическую помощь
В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, а в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
И это не просто декларативная норма, данное положение означает конституционную обязанность государства обеспечить каждому желающему достаточно высокий уровень любого из видов предоставляемой юридической помощи.
Гарантируя право на получение именно квалифицированной юридической помощи, государство должно:
- обеспечить условия, способствующие подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи;
- установить с этой целью определенные профессиональные и иные квалификационные требования и критерии;
- осуществлять финансирование деятельности лиц, оказывающих в случаях, предусмотренных законодательством РФ, юридическую помощь гражданам РФ бесплатно.
Под квалифицированной юридической помощью в данной статье Конституции РФ подразумевается главным образом адвокатская юридическая помощь. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав свобод и законных интересов. Адвокатура – это профессиональное сообщество адвокатов, которое как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления, действует на основе принципов законности, независимости и самоуправления. Однако надо признать, что для значительной части населения нашей страны возможность воспользоваться услугами адвоката реально не всегда может быть обеспечена, в том числе и по причинам финансового характера. Но при этом, разумеется, адвокатура – это далеко не единственный элемент правозащитной системы общества, в которую помимо нее входят государственные правоохранительные органы, аппараты Уполномоченных по правам человека, юридические фирмы, частнопрактикующие юристы, а также многочисленные правозащитные общественные организации. Кроме того, в случае возникновения спора можно в целях урегулирования конфликта обратиться к независимому посреднику (медиатору) в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Наконец, в целях выработки оптимального механизма по реализации политики государства в области оказания гражданам квалифицированной бесплатной юридической помощи в порядке эксперимента в десяти регионах нашей страны работали государственные юридические бюро. Их деятельность была признана успешной и учтена при разработке и принятии Федерального закона от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в РФ». Основная идея принятого закона заключается в создании правовых условий для формирования в РФ эффективной государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам, а также иным отдельным категориям граждан. Законом предусмотрено, что бесплатная юридическая помощь должна оказываться как через существующие адвокатские образования, так и через систему государственных юридических бюро, а также органами государственной власти. При этом круг лиц, которые могут претендовать на бесплатную юридическую помощь, шире, чем это предусмотрено действующим Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ». Кроме того, существует негосударственная система бесплатной юридической помощи. Учитывая очень высокий уровень профессионализма сотрудников и высокое качество юридических услуг, оказываемых правозащитными общественными организациями, существование такой возможности решения правовых проблем граждан в нашей стране представляется совершенно необходимым. Также бесплатная юридическая помощь может быть оказана гражданам в: – аппарате Уполномоченного по правам человека; – различных общественных приемных и центрах, существующих в том числе при Ассоциации юристов России; – студентами так называемых юридических клиник при вузах под руководством преподавателей; – приемных политических партий и отдельных депутатов. Наконец, прокурорам предоставлено право на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в случаях и по вопросам, перечисленных, например, в ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Таким образом, как представляется, выбор для граждан есть, и необходимо активно своими правами пользоваться. С дополнительной информацией по теме можно ознакомиться в брошюре «Государственные общежития: проблемы приватизации». Пермь, 2012. Станислав Шестаков, юрист некоммерческой организации «Пермский фонд содействия ТСЖ» Источник: некоммерческая организация «Пермский фонд содействия ТСЖ»
Принцип работы
Очевидно, что банковская гарантия не только обеспечивает интересы участников сделок, но и несет в себе определенные риски для кредитной организации. Нарушение принципалом собственных обязательств выступает основанием для истребования оплаты, отказать в которой без наличия должных доказательств практически невозможно. В подобных случаях банк предоставляет бенефициару оговоренную компенсацию, после чего выдвигает требования к неплательщику. При этом всегда остается гипотетическая вероятность банкротства последнего, результатом которой становится потеря денег, выплаченных на гарантийных условиях.
Обеспечение банковской гарантии
С целью снижения потенциальных рисков практикуется не только тщательный анализ балансовой отчетности предприятий, подающих заявку на оформление услуги. В отдельных ситуациях может быть выдвинуто требование предоставления залога, способного покрыть убытки в случае отказа от возмещения или поручительства со стороны третьего лица.
Этапы оформления
Алгоритм получения банковской гарантии выглядит следующим образом.
Выбор гаранта
Принципал имеет право определить организацию самостоятельно, однако в отдельных случаях необходимо учитывать требования, выдвинутые бенефициаром, или установленные нормативными положениями. Критериями также служат и коммерческие условия — к примеру, Вы можете ознакомиться с предложением МОРСКОГО БАНКА, позволяющим сократить временные затраты.
Работа с документацией
Подача заявки предусматривает сбор документов, благодаря которым можно составить общее видение финансового состояния и правового статуса претендента, и принять объективное решение. Перечень обычно представлен на официальном сайте, либо уточняется в процессе общения с полномочным представителем кредитного учреждения.
Рассмотрение заявления
Продолжительность ожидания зависит от внутренних регламентов банковской организации. Сроки варьируются в диапазоне от часа до нескольких суток. Так, экспресс-гарантии МОРСКОГО БАНКА позволяют оформить все необходимые документы по 44-ФЗ и 223-ФЗ в течение одного дня — в том числе в онлайн-режиме.
Заключение договора
Готовое соглашение предусматривает наличие обязательных и дополнительных элементов, определяет перечень гарантийных случаев и коммерческие условия предоставления услуги.
Стоимость
Порядок оплаты счета допускает авансовое предоставление документа, однако чаще всего выпуск производится только после перечисления денежных средств.
Выдача
Согласно принятым правилам, обеспечение обретает юридическую силу начиная с календарной даты, когда оно было выдано. При необходимости кредитная организация может предоставить подтверждение как самому принципалу, так и напрямую бенефициару, в том числе в форме электронной копии, заверенной цифровой подписью. При взаимодействии с государственными службами применяются онлайн-системы ведения документооборота.
ВС РФ разъяснил нюансы применения независимой гарантии
5 июня Президиум Верховного Суда РФ утвердил Обзор судебной практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о независимой гарантии. Документ состоит из 17 пунктов и разработан в целях унификации судебной практики по спорам, возникающим в вышеуказанной сфере.
По мнению юриста арбитражной практики юридической фирмы VEGAS LEX Семена Лопатина, в обзоре Верховный Суд в основном рассмотрел достаточно очевидные вопросы, которые не должны вызывать сложностей или неоднократно рассматривались судами, однако был затронут ряд вопросов, которые не так очевидны при первом приближении.
«К последним можно отнести пункты об обязанности выплат по контракту, заключенному на торгах, при этом цена не была установлена изначально; о возможности установления зависимости исчисления срока банковской гарантии от основного обязательства, в данном случае от выплаты аванса. В целом обзор не изменил подхода ВС РФ, выработанного на основании норм ГК РФ, что выплаты по гарантии возможно не производить только в случае, когда действия бенефициара явно направлены на злонамеренное повторное получение выгоды, уже приобретенной по основной сделке. Также ВС РФ подтвердил то, что принципал имеет право взыскать расходы на получение гарантии в случае невозможности реализации контракта по вине заказчика, если предоставление гарантии было обязательным условием», – заключил эксперт.
Так, из п. 1 документа следует, что для возникновения обязательства из независимой гарантии достаточно одностороннего волеизъявления гаранта, если иное прямо не предусмотрено в тексте самой гарантии. При этом Семен Лопатин заметил, что данный подход напрямую следует из формулировок гражданского законодательства.
В п. 2 обзора отмечено, что обязательство из независимой гарантии нельзя признать отсутствующим из-за неуказания в ней наименования бенефициара, если достоверно установлено лицо, в пользу которого была выдана эта гарантия.
В соответствии с п. 3 начало срока действия независимой гарантии может определяться моментом совершения бенефициаром действий, относящихся к исполнению основного договора.
Согласно п. 4 документа требование о платеже по независимой гарантии считается представленным своевременно, если оно направлено гаранту в пределах срока действия гарантии и условиями независимой гарантии не предусмотрено иное.
Как указано в п. 5 обзора, требование об определении в независимой гарантии выплачиваемой бенефициару денежной суммы считается соблюденным, если ее условия позволяют установить эту сумму на момент исполнения обязательства гарантом.
В п. 6 отмечено, что по общему правилу при внесении изменений в условия основного договора, в обеспечение исполнения обязательств по которому выдана гарантия, объем обязательств гаранта не изменяется.
Из п. 7 обзора следует, что сами по себе недействительность или незаключенность соглашения о выдаче независимой гарантии, подписанного принципалом и гарантом, не свидетельствуют об отсутствии обязательства из гарантии.
В п. 8 документа отмечено, что нарушения, допущенные при выдаче независимой гарантии, могут быть противопоставлены требованию бенефициара о платеже по гарантии, если он являлся стороной соглашения о выдаче гарантии и знал об этих нарушениях.
В п. 9 обзора разъясняется, что гарант не вправе отказать бенефициару в удовлетворении его требования, если приложенные к этому требованию документы по внешним признакам соответствуют условиям независимой гарантии.
В соответствии с п. 10 документа условие банковской гарантии, обеспечивающей исполнение госконтракта, о приложении к требованию о платеже оригинала гарантии на бумажном носителе является ничтожным.
Содержание п. 11 поясняет, что обязательство гаранта перед бенефициаром не зависит от того основного обязательства, в обеспечение исполнения которого выдана гарантия, даже если в самой гарантии содержится ссылка на это обязательство.
Исходя из п. 12 денежные суммы, уплаченные гарантом бенефициару по независимой гарантии, возмещаются принципалом в порядке, предусмотренном ст. 379 ГК РФ. Соответствующее возмещение не может быть квалифицировано в качестве неосновательного обогащения гаранта, если он произвел выплату по гарантии согласно ее условиям.
В п. 13 отмечено, что расходы принципала на оплату банковской гарантии по государственным (муниципальным) контрактам, прекращенным по обстоятельствам, за которые отвечает бенефициар, являются убытками принципала, подлежащими возмещению бенефициаром.
Согласно п. 14 банкротство лица, выдавшего независимую гарантию, которое наступило в период действия гарантии, не является основанием для прекращения обязательств из гарантии, но свидетельствует о снижении обеспечительной функции гарантии и может являться основанием для перерасчета согласованной ранее платы за выдачу гарантии.
По мнению партнера юридической группы PARADIGMA Марата Хасанова, в указанном пункте озвучена однозначная позиция о том, что последующее банкротство лица, выдавшего независимую гарантию, не является основанием для прекращения обязательств по ней. «В судебной практике имели место разные подходы к данному вопросу. По ряду дел суды занимали позицию, что банкротство гаранта могло влиять на объем его обязательств по гарантиям и даже влечь за собой прекращение его гарантийных обязательств перед бенефициарами. Верховный Суд в обзоре подчеркнул, что кредиторы могут заявлять свои требования по гарантиям по отношению к гаранту и в процедуре конкурсного производства в порядке, установленном Законом о банкротстве. Согласно позиции ВС последующее банкротство гаранта может только влиять на перерасчет размера платы за выдачу гарантии в сторону уменьшения, так как финансовая эффективность гарантии после банкротства гаранта действительно снижается», – отметил эксперт.
В п. 15 поясняется, что иск бенефициара к гаранту, отказавшемуся удовлетворить своевременно предъявленное требование о платеже по независимой гарантии, может быть заявлен в пределах общего срока исковой давности.
Из п. 16 документа следует, что принципал вправе взыскать с бенефициара превышение суммы, полученной бенефициаром по независимой гарантии от гаранта, над действительным размером обязательств принципала перед бенефициаром.
В п. 17 обзора отмечено, что при направлении бенефициаром гаранту требования о платеже, предусмотренного ст. 374 ГК РФ, досудебный порядок в рамках АПК РФ считается соблюденным.
Комментируя обзор, Марат Хасанов отметил, что детальное правовое регулирование правоотношений в сфере независимых гарантий (в том его виде, как оно существует сейчас) появилось в российском ГК РФ сравнительно недавно – с марта 2015 г. По его мнению, целью обзора является разъяснение многих вопросов по гарантиям участникам гражданского оборота, использующим этот инструмент в своей хозяйственной деятельности.
В свою очередь Семен Лопатин добавил, что независимая гарантия является одной из самых востребованных обеспечительных гарантий. «Несмотря на то что сам механизм выдачи гарантий и выплаты гарантийных сумм является достаточно прозрачным, суды рассматривают большое количество споров из независимой гарантии. При этом порой принимаются взаимоисключающие судебные акты, в том числе и противоречащие судебной практике, подтвержденной ВС РФ», – заметил эксперт.
Использование банковской гарантии
В ситуациях, когда обязательства по договору были нарушены, возникает основание для реализации основной функции рассматриваемой финансовой процедуры.
Требование оплаты
Выступающий в качестве гаранта, банк не обладает правом на отказ от перечисления денежных средств даже в тех случаях, когда сам факт несоблюдения условий соглашения является предметом спора. Выплата производится на основании рассмотрения документов, представленных бенефициаром — в полномочия кредитной организации не входит удостоверение обстоятельств возникшей ситуации, поскольку подобные вопросы решаются в рамках правового поля. А вот при наличии ошибок, допущенных в процессе оформления и подачи требования, в удовлетворении претензий заявителя может быть отказано.
Возмещение сумм, выплаченных по гарантии
Обязанностью принципала является восполнение средств, потраченных банком на компенсацию — за исключением случаев, когда оплата была произведена с нарушениями, например, при недостаточности предъявленных документов.
Ответственность бенефициара
Если выясняется, что произведенные между сторонами взаиморасчеты оказались необоснованными — ввиду фактического исполнения базовых обязательств основного договора — возникает спорная ситуация, требующая отдельного разрешения. Допускается истребование полученной от банковской организации суммы в пользу принципала.
Сколько действует гарантия
При получении требования кредитное учреждение незамедлительно направляет соответствующее уведомление, а также проводит оценку представленных на рассмотрение документов. Сроки определяются условиями соглашения — стандартная практика предусматривает пять рабочих дней, максимальный допустимый период ожидания — месяц.