Автор статьи: Юлия Кайсина Последнее изменение: Январь 2021 года 12346
Если работник не исполняет свои должностные обязанности или делает это ненадлежащим образом, работодатель вправе наложить на него дисциплинарное взыскание (ст. 192 ТК РФ). В большинстве случаев перечень санкций ограничивается тремя пунктами: замечанием, выговором и увольнением. Однако для некоторых категорий работников этот список расширяется. Государственные служащие в известном смысле являются представителями своей страны и органов власти, поэтому требования к ним отличаются от стандартных.
Комментарий специалиста
Леонов Виктор
Юрист
Дисциплинарная ответственность государственных служащих кроме ТК дополнительно регулируется Федеральным законом от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Кто относится к государственным служащим
Поскольку государственные должности вводятся для исполнения полномочий федеральных органов и органов субъектов РФ, формально работодателем таких сотрудников считается государство, а руководитель государственного органа выступает в роли представителя нанимателя. (ст. 1 ФЗ №79). При поступлении на гражданскую службу сотрудники заключают контракт, их деятельность финансируется из федерального или регионального бюджета.
Такая служба накладывает ряд ограничений, например, госслужащие не могут публично высказываться и давать оценку деятельности государственных органов, если это не входит в их служебные обязанности.
Государственные служащие подразделяются на четыре категории (ст. 9 ФЗ №79):
Руководители | Главы органов власти и их заместители. Могут назначаться на определенный срок или бессрочно. |
Помощники (советники) | Назначаются для содействия руководителям. Срок их полномочий истекает одновременно со сменой руководства. |
Специалисты | Люди разных профессий, обеспечивающие выполнение госорганами их задач и функций. |
Обеспечивающие специалисты | Сотрудники, в чью задачу входит хозяйственное, финансово-экономическое, организационное, документационное и иное обеспечение деятельности государственных органов. |
Срок полномочий последних двух категорий сотрудников изначально не ограничен.
Материальная ответственность
Наконец, последний вид ответственности, налагаемый на сотрудников государственного аппарата, это материальная ответственность госслужащих. Чем она по факту отличается от вышеописанной? Ведь там при необходимости уплатить штраф человек тоже расстается с деньгами — следовательно, несет материальные затраты!
Все просто: таким образом называется обязанность сотрудника возместить причиненный им урон организации или государству. Когда это необходимо? Очевидно, тогда, когда человек совершил проступок, приведший к значительному ущербу. Законодательно ни один государственный служащий не может иметь столько денег, чтобы обладать возможностью самостоятельно, из личных запасов, расплатиться с государством или предприятием в случае причинения последнему ущерба.
Иначе говоря, должность государственного служащего не предполагает огромных доходов и невероятно высокого финансового благополучия. Вот и все виды юридической ответственности госслужащих.
Виды взысканий
Дисциплинарный взыскания, которые могут наложить на госслужащих, перечислены в ст. 57 ФЗ №79:
- замечание;
- выговор;
- предупреждение о неполном должностном соответствии;
- увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ст. 37 ФЗ №79.
Таким образом, к трем стандартным видам взыскания добавляется один специфический – предупреждение о неполном соответствии. По задумке законодателей, это взыскание должно стать для человека сигналом о том, что он недостаточно качественно выполняет свои обязанности, и предпринять меры для исправления ситуации.
Важно! За один дисциплинарный проступок на госслужащих может быть наложено только одно взыскание.
За что могут наложить взыскание
По закону, дисциплинарное взыскание накладывается за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим своих должностных обязанностей. Важно – наказание возможно только если это произошло по его вине. Если вины человека в случившемся нет (например, он не выполнил поручение потому, что это было объективно невозможно), наказать его нельзя.
Основные обязанности госслужащих перечислены в ст. 15 ФЗ №79. Кроме требований исполнять поручения руководителей и свои служебные обязанности, предусмотренные должностным регламентом, там есть такие пункты:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
- исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
- исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;
- соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
- соблюдать служебный распорядок государственного органа;
- поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
- не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
- беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
- представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
- сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
- соблюдать ограничения (ст. 16 ФЗ №79), выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты (ст. 17 ФЗ №79), которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
- сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Комментарий специалиста
Горчаков Владимир
Юрист
Таким образом, деятельность государственных служащих регламентирована достаточно жестко, и оснований для наложения дисциплинарного взыскания довольно много.
Экскурс в историю
Государственная служба известна еще со времен Древнего Рима и Византии. В аппарате власти в те стародавние времена трудились люди, которым этот пост переходил по наследству, либо те, кто напрямую зависел от правителя. Никаких назначений и тем более выборных процедур и в помине не существовало. Зато уже тогда было возможно поручать другим людям сделать то, что было поручено тебе, а плату за это получить самому.
В императорской России нынешние госслужащие именовались чиновниками. Существовала специальная Табель о рангах — документ, согласно которому чиновники выстраивались в иерархическом порядке. Так, наиболее высокую должность — то есть чин — занимал канцлер, наиболее низкую — коллежский регистратор. Табель о рангах появилась при Петре Первом и неоднократно видоизменялась; при последней правке в ней осталось двенадцать (вместо четырнадцати) должностей. Свой чин можно было повысить несколькими способами, один из них — выслугой лет (требовалось отработать на соответствующем посту не менее трех или четырех лет). Существовал забавный факт: самих рабочих мест имелось меньше, нежели претендентов на них в лице государственных служащих.
Поначалу в числе госслужащих были сплошь и рядом представители дворянского сословия, однако чем дальше — тем их становилось меньше. Связано это было в первую очередь с тем, что дворяне стали получать освобождение от обязательной службы — следовательно, стали уклоняться и от несения своих государственных обязанностей. На начало двадцатого века тем не менее количество чиновничьего аппарата измерялось полумиллионом человек.
За что могут уволить государственного служащего
Случаи, когда дисциплинарное взыскание может стать причиной увольнения, перечислены в ст. 37 ФЗ №79:
- неоднократное неисполнение своих обязанностей без уважительных причин, если в течение года были другие дисциплинарные взыскания;
- прогул – отсутствие длительностью более четырех часов подряд без уважительной причины;
- появление на службе под действием алкоголя или наркотиков;
- разглашение государственной или иной охраняемой законом тайны, а также служебной информации;
- совершения по месту работы хищения, растраты или умышленной порчи чужого имущества при условии, что этот факт подтверждает решение суда или постановление органа, рассматривавшего дело об административном правонарушении;
- принятие решение служащим руководящей категории необоснованного решения, ставшего причиной неправомерного использования имущества, нарушения его сохранности или нанесение иного ущерба имуществу государственного органа;
- однократное грубое нарушение служащим руководящей категории своих должностных обязанностей, если это нанесло вред государственному органу или нарушило законодательство РФ.
Важно! За иные дисциплинарные проступки, если они совершены однократно, уволить с государственной службы нельзя.
Правила наложения взыскания
При наложении взыскания требуется соблюдать определенный порядок. Без этого наказание юридически будет считаться незаконным, даже если формально его применение справедливо. Процедура регламентирована ст. 58 ФЗ №79 и в целом совпадает с аналогичной процедурой для других категорий сотрудников, описанных в ст. 193 ТК РФ. Однако здесь есть свои специфические нюансы, относящиеся главным образом к расследованию инцидента.
Статья 58 ФЗ №79 — Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания
- До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.
- Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.
- При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.
- Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
- Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.
- Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
- Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.
- Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного пунктами 1 — 3 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона, и взыскания, предусмотренного статьей 59.1 настоящего Федерального закона, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.
- Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.
Когда стало известно о проступке, подпадающем под дисциплинарную ответственность, со служащего требуют письменную объяснительную. Отказ дать пояснения не является препятствием для последующего наложения взыскания, но должен быть зафиксирован отдельным актом.
Объяснительная записка госслужащего (образец)
Далее необходимо провести служебную проверку (ст. 59 ФЗ №79). По ее результатам комиссия составляет заключение, в котором указывается необходимость применения дисциплинарного взыскания.
Комментарий специалиста
Колесникова Анна
Юрист
При наложении дисциплинарного взыскания необходимо учитывать тяжесть проступка и обстоятельства его совершения, степень вины служащего и то, как он раньше выполнял свои обязанности.
Применять санкции можно не позднее месяца со дня обнаружения проступка. В это время не входит период, когда виновный сотрудник находился в отпуске, на больничном или отсутствовал по иным уважительным причинам. Также не учитывается время, необходимое для служебной проверки.
Максимальный период, в течение которого к виновному можно применить дисциплинарные санкции – полгода со дня совершения проступка. Таким образом, если факт правонарушения всплывет через семь месяцев, привлечь к ответственности за него нельзя. Исключение – нарушения, выявленные в результате финансовой или аудиторской проверки. Срок давности по ним – два года. Если по результатам нарушения возбуждено уголовное дело, на время расследования срок давности также приостанавливается.
Уголовная ответственность
Следующий вид ответственности называется уголовным. Что это такое, ясно из одного только названия. Наказание за проступки подобного плана неизбежно влечет за собой заведение дела и обращение в суд; и даже если в конечном счете лишения свободы, должности или штрафа (а именно такие меры предусмотрены законом в качестве наказаний в данных случаях) удастся избежать, на человеке все равно останется судимость, а значит — пятно, и репутация его, как говорится, будет подмочена.
Наиболее часто уголовное дело заводят по статье, определяющей наказание за превышение своих служебных возможностей. Существует даже особая градация — при каком случае дело может закончиться штрафом и в каком размере, при каком — арестом и на какой срок, и так далее. Отдельно уточняется, что если произошедшее имело особенно тяжкие последствия (причинение серьезного вреда кому-либо, например), то наказание будет также более тяжелым — либо десятилетним заключением под стражу, либо трехлетним запретом на работу в определенных должностях.
Привлечение госслужащих к ответственности (уголовной) возможно также и за такой проступок, как служебный подлог — то есть ситуацию, когда госслужащий намеренно вносит в рабочие документы заведомо ложную информацию. Это тоже считается нарушением уголовного характера и наказывается, в зависимости от тяжести ситуации, штрафом, отстранением от службы либо исправительными работами — обыкновенно в течение ста и более часов.
Отдельно следует поговорить про взятки. Это тоже уголовное преступление, мера наказания за которое достаточно строга. Ответственность госслужащих за коррупционные правонарушения наступает вне зависимости от того, брал ли этот человек деньги сам, передавали ли ему их через кого-то или способствовал он тому, чтобы взятку получил кто-то другой. Даже простое «закрывание глаз» на известную информацию является уголовно наказуемым. Даже в такой ситуации наступает ответственность госслужащих за совершение коррупционных правонарушений. Что касается наказания в подобном случае, то оно разнится в зависимости от того, действовал ли человек в одиночку либо с кем-то сообща (в последнем случае, разумеется, наказание тяжелее, так как имеет место сговор). Так, за одиночное коррупционное нарушение человек может получить штраф от ста до пятисот тысяч рублей или лишение свободы до пяти лет и невозможность выполнять определенную деятельность. В ситуации с групповым правонарушением можно уехать в места не столь отдаленные на двенадцать лет, а заплатить — до миллиона рублей. За невыполнение судебного предписания (это касается в основном штрафов) предусмотрены дополнительные меры воздействия.
Служебная проверка
Служебная проверка проводится по факту выявления дисциплинарного проступка, ее инициатором может быть представитель нанимателя или другой государственный служащий. Последнему необходимо подать письменное заявление, на основании которого представитель нанимателя выносит решение о проведении проверки.
Порядок служебной проверки регламентирован ст. 59 ФЗ №79. Проверку проводит кадровое подразделение государственного органа, юридическое подразделение и профсоюз данного органа. Если в составе комиссии оказывается служащий, прямо или косвенно заинтересованный в результатах проверки, он должен заявить самоотвод. Если он этого не сделает, выводы комиссии будут недействительны.
Во время проверки комиссия должна установить:
- действительно ли был совершен дисциплинарный проступок;
- содержат ли действие (бездействие) признаки вины;
- какие причины и обстоятельства способствовали нарушению;
- характер и размер вреда, который виновный нанес своим проступком;
- обстоятельства, подтолкнувшие служащего написать заявление о проведении проверки.
На служебную проверку отводится месяц с момента вынесения решения о ее проведении. При этом закон позволяет отстранить лицо, в отношении которого идет проверка, от работы с сохранением денежного содержание. Решение о целесообразности такой меры принимает представитель нанимателя.
Пока идет проверка, служащий, чью деятельность проверяют, имеет право:
- давать объяснения в устной или письменной форме, подавать ходатайства, писать заявления и представлять иные документы для своей защиты и обоснования своего поступка;
- обращаться с жалобой на решения и действия (бездействие) лиц, проводящих проверку представителю нанимателя, назначившего ее;
- по завершении проверки ознакомиться с ее результатами и материалами, если это не нарушает условий сохранения государственной или иной тайны.
По результатам проверки комиссия составляет заключение, где излагает установленные во время расследования факты и свои предложения относительно дальнейших санкций к государственному служащему. На основании заключения составляется акт о применении дисциплинарного взыскания. Его необходимо вручить виновному сотруднику в течение пяти дней после издания.
Нормативное регулирование
Особенности прохождения Федеральной и муниципальной службы регулируется несколькими нормативными актами.
- Трудовой кодекс. Он устанавливает общий порядок оформления трудовых отношений (принятие и увольнение на службу).
- ФЗ № 58 от 27.05.2003 года о системе государственной службы в РФ. Этот нормативный акт является специальным законом, который дает понятие такой деятельности, определяет правовое положение лиц, проходящих такую службу и виды дисциплинарных наказаний, которые могут быть наложены на служащих. На основании этого правового акта, в РФ существуют следующие виды службы – гражданская государственная, военная и правоохранительная.
- ФЗ № 79 от 27.07.2004 года о гражданской государственной службе в РФ. Это также специальный нормативный акт, который конкретно регулирует все правоотношения, возникающие при осуществлении трудовой деятельности в органах РФ, а также муниципалитета.
Отдельное внимание необходимо обратить на существующую судебную практику. Из различных пленумов Верховного Суда РФ, решений других инстанций, можно получить информацию о правовом порядке наложения наказаний на отдельные категории служащих.
Нужно запомнить, что человеку, выполняющему функции государственных органов категорически запрещено заниматься предпринимательской деятельностью и иметь другие доходы, кроме заработной платы. Законом допускается только возможность получать такими работниками гонорары за преподавательскую деятельность.