Отпуск госслужащих за выслугу лет: сколько дней в 2021 году

Муниципальным служащим ежегодно предоставляется оплачиваемый отпуск. Он состоит из основного отпуска (30 календарных дней) и дополнительных отпусков, продолжительность которых зависит от условий труда и стажа муниципальной службы.

В данной статье расскажем, как определить продолжительность оплачиваемого отпуска муниципального служащего. Коротко остановимся на порядке определения размера денежного содержания за период отпуска. Кроме того, поговорим об отпусках без сохранения заработной платы.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с учетом особенностей, предусмотренных Законом о муниципальной службе в РФ[1], иными федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ о муниципальной службе (п. 2 ст. 3, ст. 11 названного закона). Таким образом, вопросы предоставления и оплаты отпусков регулируются прежде всего специальным законодательством, а потом уже трудовым законодательством.

В соответствии со ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности муниципальной службы и денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, установленном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы. Ежегодный оплачиваемый отпуск состоит:

  • из основного оплачиваемого отпуска;
  • из дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска.

Муниципальному служащему предоставляются следующие дополнительные оплачиваемые отпуска:

  • за выслугу лет;
  • за ненормированный рабочий день (если служащему установлен такой режим работы);
  • за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (если таковые имеются);
  • за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
  • в иных случаях, предусмотренных федеральными законами;
  • в случаях, установленных законами субъекта РФ.

Остановимся на каждом из этих видов отпусков отдельно.

Когда госслужащему предоставляется отпуск

Ежегодный оплачиваемый отпуск госслужащему предоставляется через полгода работы в сроки, предусмотренные графиком отпусков. Кроме тех случаев, когда госслужащий вправе уйти в отпуск независимо от графика или отпуск согласован с работодателем.

О начале отпуска по графику работодатель обязан уведомить госслужащего не позднее чем за 2 недели до его начала (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

В отдельных случаях отпуск может предоставляться вне графика:

  • если сотрудник принят на госслужбу после составления графика отпусков;
  • госслужащая хочет взять отпуск перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
  • при усыновлении госслужащим ребенка в возрасте до 3 лет;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством (ст. 122, 123 ТК РФ).

Отпуск за выслугу лет.

Федеральным законодателем установлена максимальная продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет – 10 календарных дней. Конкретный порядок и условия предоставления такого отпуска определяются законами субъектов РФ. Приведем выдержки из некоторых региональных законов.

Наименование и норма документа Порядок предоставления отпуска
Пункт 5 ст. 28 Закона г. Москвы от 22.10.2008 № 50 «О муниципальной службе в городе Москве» (далее – Закон № 50) Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет исчисляется из расчета 1 календарный день за каждый год муниципальной службы
Пункт 2 ст. 15 Закона г. Санкт-Петербурга от 15.02.2000 № 53‑8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (далее – Закон № 53‑8) Сверх ежегодного основного оплачиваемого отпуска муниципальному служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета 1 календарный день за 3 полных календарных года муниципальной службы, но не более 10 календарных дней
Пункт 4 ст. 20 Закона Нижегородской области от 03.08.2007 № 99‑З «О муниципальной службе в Нижегородской области» (да- лее – Закон № 99‑З) Муниципальным служащим предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью:

1) при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;

2) при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет – календарных дней;

3) при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;

4) при стаже муниципальной службы 15 лет и более – 10 календарных дней

Если в законе субъекта РФ либо нормативном акте муниципалитета не прописан порядок определения продолжительности оплачиваемого отпуска за выслугу лет, то следует применять правила, установленные п. 5 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе в РФ[2], поскольку посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих обеспечивается взаимо-

связь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ (п. 5 ст. 5 Закона о муниципальной службе в РФ, п. 5 ст. 7 Закона о государственной гражданской службе в РФ). В соответствии с этим законом продолжительность дополнительного отпуска за выслугу лет составляет:

  • при стаже муниципальной службы от 1 года до 5 лет – 1 календарный день;
  • при стаже муниципальной службы от 5 до 10 лет – 5 календарных дней;
  • при стаже муниципальной службы от 10 до 15 лет – 7 календарных дней;
  • при стаже муниципальной службы 15 лет и более – 10 календарных дней.

Три дополнительных дня за ненормированный труд

Некоторым государственным служащим в 2021 году полагается дополнительно 3 календарных дня отпуска за ненормированный служебный день (ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79-ФЗ). В эту категорию попадают госслужащие, замещающие высшие и главные должности.

Иные госслужащие также могут быть привлечены к ненормированной работе и рассчитывать на дополнительный отпуск за ненормированный служебный день, если ненормированный служебный день предусмотрен их служебным контрактом и должность включена в соответствующий перечень.

Отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Специальных положений о предоставлении муниципальным служащим дополнительного отпуска за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Закон о муниципальной службе в РФ не содержит. Следовательно, применяются общие положения, установленные Трудовым кодексом.

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) отнесены к вредным условиям труда 2‑й, 3‑й или 4‑й степени либо к опасным условиям труда. Минимальная продолжительность такого отпуска составляет 7 календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов СОУТ (ст. 117 ТК РФ).

Отпуск за работу в особых климатических условиях

В силу ст. 116, 321 ТК РФ, ст. 14 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520‑1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» кроме установленных дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях, лицам, работающим в северных районах России, в качестве компенсации полагается также ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:

  • в районах Крайнего Севера – 24 календарных дня;
  • в приравненных к ним местностях – 16 календарных дней;
  • в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, – 8 календарных дней.

Согласно ст. 313 ТК РФ лицам, проживающим в названных районах, законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями могут устанавливаться дополнительные гарантии и компенсации.

Иные дополнительные отпуска, предусмотренные федеральным законодательством

На муниципальных служащих, как и на других граждан РФ, распространяются положения иных федеральных законов, предусматривающих предоставление дополнительных оплачиваемых отпусков. Речь прежде всего идет о гражданах, подвергшихся воздействию радиации.

Категория граждан Продолжительность дополнительного отпуска Наименование и норма документа
Граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 14 календарных дней Пункт 15 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 2‑ФЗ
Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 14 календарных дней Пункт 5 ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244‑1

Заполнение графика отпусков

График отпусков работников учреждения составляется по унифицированной форме Т-7, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. В графике отражаются сведения о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. При его составлении учитываются положения действующего законодательства РФ, специфика деятельности организации и пожелания работников. Он подписывается руководителем кадровой службы и утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (при наличии последнего) данной организации об очередности предоставления оплачиваемых отпусков.

При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения с разрешения лица, утвердившего график, или лица, уполномоченного им на это. Перенос отпуска производится в порядке, установленном законодательством РФ, на основании документа, составленного в произвольной форме.

Разделение отпуска на части.

В соответствии со ст. 125 ТК РФ по соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей должна быть не менее 14 календарных дней.

Законами субъектов РФ муниципальным служащим могут предоставляться дополнительные гарантии, например возможность разделения отпуска на части по желанию работника. Приведем выдержки из региональных законов.

Наименование и норма документа Порядок предоставления отпуска
Пункт 6 ст. 28 Закона № 50 По желанию муниципального служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней
Пункт 3 ст. 15 Закона № 53‑8 Ежегодный основной оплачиваемый отпуск и ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются и по желанию муниципального служащего могут предоставляться по частям. При этом продолжительность одной части ежегодного оплачиваемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней

Законодательные акты

Отпуска граждан на госслужбе определяются Законом № 79-ФЗ от 27.07.04. В 2021 году в него были внесены изменения. Длительность отдыха и начисления дополнены Законом № 176-ФЗ от 2.06.16.

Согласно законодательным актам отпуск оформляется на следующих условиях:

  • Время отдыха определяется графиком, составляемому в организации за 2 недели до начала календарного года.
  • Отпуск может быть разбит на несколько частей. При этом одна из них не может быть короче двух недель.
  • Госслужащий должен отдохнуть не менее, чем 4 недели за календарный год. При возникновении необходимости он имеет возможность перенести часть, превышающую это время, на следующий год или получить вместо нее денежную компенсацию.

Чиновник имеет право взять отпуск не по графику, если на это имеются особые основания. Например, при нахождении жены госслужащего в декретном отпуске.

Согласно законодательным актам помимо основного отпуска работники, задействованные на государственной службе, могут получить и дополнительные дни отдыха. На их количество влияет:

  • выслуга;
  • выполнение должностных обязанностей в опасных условиях;
  • ненормированный рабочий день;
  • служба в нестандартных климатических условиях.

Расчет длительности времени отдыха должен проводиться каждый год, так как могут измениться выслуга или другие обстоятельства.

Замена отпуска денежной компенсацией.

В соответствии со ст. 126 ТК РФ часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, по письменному заявлению работника может быть заменена денежной компенсацией. При суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

Однако нужно помнить, что замена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставленного лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, осуществляется в особом порядке (ст. 117 ТК РФ, Письмо Минтруда РФ от 27.06.2017 № 14‑2/ООГ-5299):

  • не допускается замена денежной компенсацией минимально установленной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда (7 календарных дней);
  • замена дополнительного оплачиваемого отпуска, превышающего минимально установленную продолжительность такого отпуска (7 календарных дней), возможна при условии, если это предусмотрено отраслевым соглашением и коллективным договором, а также на основании письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору.

Не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков:

  • беременным женщинам;
  • работникам в возрасте до 18 лет.

Порядок предоставления отпуска

Ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется согласно графику, ежегодно составляемому в организации. При этом следует учитывать особенности его оформления:

  • Отпуск предоставляется не ранее, чем через 11 месяцев после устройства в государственную службу. Исключение составляют беременные женщины или чиновники, оформленные переводом из другой госструктуры.
  • Если во время отпуска чиновник находится на больничном листе, то время отдыха удлиняется на такое же количество дней или переносится на любые другие удобные даты.
  • Дополнительные дни к отпуску предоставляются помимо основного.
  • Время отдыха не может быть заменено на денежную компенсацию. Исключение составляет увольнение сотрудника с государственной должности.
  • По производственной необходимости основное время отдыха может быть перенесено на следующий период, но для этого требуется согласие чиновника. Часть времени отдыха должна быть использована не позднее 1 года после наступления права на него.
  • Госслужащий не может не ходить в основной отпуск 2 года подряд.

Комментарий специалиста

Каменский Юрий

Юрист

Если чиновник оформляет отпуск без сохранения заработной платы, то на все его время за ним сохраняется должность. Такой отпуск может длиться от нескольких дней до одного года при наличии уважительной причины и по усмотрению работодателя.

Порядок расчета отпускных.

Муниципальному служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением денежного содержания, размер которого рассчитывается в порядке, определенном трудовым законодательством для исчисления средней заработной платы (ст. 21 Закона о муниципальной службе в РФ). Согласно ст. 139 ТК РФ для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных ТК РФ, действует единый порядок ее исчисления. Особенности порядка исчисления средней заработной платы установлены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 № 922 (далее – Положение № 922).

Для справки

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, установлены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562.

В пунктах 2, 3 Положения № 922 указано, что для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, за исключением выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).

Напомним, что труд муниципального служащего оплачивается в виде денежного содержания, которое состоит (ст. 22 Закона о муниципальной службе в РФ):

  • из должностного оклада служащего в соответствии с замещаемой им должностью;
  • из ежемесячных и иных дополнительных выплат служащего, определяемых законом субъекта РФ.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования.

Таким образом, в разных субъектах РФ (муниципалитетах) действуют свои правила определения размера денежного содержания муниципальных служащих, поэтому универсальный совет, как определить размер отпускных, дать сложно. Выделим лишь некоторые базовые моменты.

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. В соответствии с п. 2 Положения № 922 применительно к муниципальным служащим к таким выплатам, в частности, относятся:

  • денежное содержание, начисленное служащему за отработанное время (пп. «е»);
  • надбавки и доплаты к должностным окладам за профессиональное мастерство, классность, выслугу лет, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ и др. (пп. «к»);
  • выплаты, связанные с условиями труда, в том числе обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы (пп. «л»);
  • премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда (пп. «н»);
  • другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя (пп. «о»).

Размер денежного содержания на период нахождения муниципального служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске исчисляется следующим образом:

1) определяется средний дневной заработок путем деления суммы фактически начисленного служащему денежного содержания за 12 календарных месяцев, предшествующих отпуску, на 12 и на среднемесячное число календарных дней (29,3) (п. 10 Положения № 922);

2) определяется сумма отпускных путем умножения среднего дневного заработка на количество календарных дней отпуска.

Часто у бухгалтеров возникает вопрос: нужно ли включать ту или иную выплату, полагающуюся служащему, в расчет среднего заработка? Разберем этот вопрос подробно.

Дополнительные выплаты к отпуску. Как правило, при уходе в отпуск муниципальным служащим полагаются дополнительные выплаты к отпуску.

Наименование и норма документа Порядок предоставления отпуска
Пункт 10 ст. 20 Закона № 99‑З При предоставлении муниципальному служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере двух должностных окладов
Пункты 1, 2 За- кона № 50 Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, в том числе размер и порядок осуществления единовременной выплаты к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску

Напомним, п. 3 Положения № 922 установлено, что в расчет среднего заработка для оплаты дополнительный отпуск муниципального не принимаются выплаты социального характера. Действующее законодательство не содержит прямого указания на порядок учета при расчете среднего заработка для муниципального служащего единовременной выплаты к отпуску. При этом отсутствие утвержденного федеральным законодательством правила для муниципальных служащих не препятствует установлению его нормативным правовым актом субъекта РФ.

Материальная помощь. Сложности возникают и с материальной помощью. Дело в том, что в Положении № 922 материальная помощь отнесена к выплатам социального характера, которые не учитываются при расчете среднего заработка. Однако у муниципальных служащих материальная помощь нередко входит в систему оплаты труда и, по сути, социальной выплатой не является.

Анализ арбитражной практики показывает, что большинство судей считают, что названные выше выплаты не должны учитываться при определении среднего заработка.

Реквизиты документа Выводы судей
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 04.04.2017 по делу № 33‑3195/2017 Единовременная выплата при предоставлении отпуска и материальная помощь не должны учитываться при расчете среднего заработка
Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 24.02.2014 по делу № 33‑834/2014 Материальная помощь к отпуску относится к социальным выплатам, не учитываемым в составе заработка при исчислении среднедневного заработка
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 10.09.2012 по делу № 33‑2190 Единовременная выплата при предоставлении ежегодного отпуска относится к выплатам социального характера, так как не связана с выполнением муниципальным служащим функциональных обязанностей, и не учитывается при расчете среднего заработка

Справедливости ради надо отметить, что есть и противоположные решения судей. Например, в Определении Ростовского областного суда от 26.01.2012 по делу № 33‑1042 сказано, что поскольку согласно закону субъекта РФ о муниципальной службе служащему в числе дополнительных выплат ежемесячно выплачивается материальная помощь, она не является социальной выплатой, а относится к денежному содержанию служащего, следовательно, должна учитываться при расчете среднего заработка. Подчеркнем, что таких решений намного меньше. В любом случае при принятии решения о том, учитывать спорные суммы при расчете среднего заработка или нет, нужно ориентироваться на формулировки регионального законодательства о муниципальной службе в части порядка определения денежного содержания муниципальных служащих.

В целом же порядок расчета отпускных муниципальным служащим мало чем отличается от порядка расчета отпускных иным работникам государственных (муниципальных) учреждений. Об этом мы писали на страницах нашего журнала ранее. Для удобства приведем в таблице эти материалы.

Наименование статьи, вопрос Автор статьи, номер и год выхода журнала
«Как рассчитать средний заработок, если работник увольняется в последний рабочий день месяца?» М. С. Звягинцева, № 1, 2020
«Переходящие отпуска: исчисляем НДФЛ и страховые взносы» А. О. Егорова, № 10, 2019
«Отпуск после декрета: как определить расчетный период» С. В. Манохова, № 8, 2019
«Расчет среднего заработка для выплаты отпускных» С. В. Манохова, № 7, 2019
«Учет выплат при расчете среднего заработка для оплаты отпусков» В. В. Никитин, № 2, 2019

Выплаты к отпуску

Основанием для расчета отпускных является Постановление Правительства № 562 от 6.09.07. Дополнительно финансовые обязательства работодателя оговариваются в Законе № 79-ФЗ от 27.07.04.

Отпускные выплаты начисляются с учетом:

  • установленного оклада в соответствии с классом службы;
  • заработной плате по замещающей должности;
  • полученных дополнительных выплат.

Госслужащим к окладу полагаются выплаты, формирующие заработную плату. Они могут назначаться на различных основаниях:

  • за стаж работы;
  • в качестве материальной помощи;
  • премиальные выплаты;
  • за особые или вредные условия труда.

Выплата делается единой суммой. Сотрудник должен получить отпускные не позднее, чем за 10 дней до начала отдыха. При нарушении этого момента работодателя могут привлечь к административной ответственности. Именно поэтому, если сотрудник хочет взять отпуск вне очереди, то ему могут предложить оформить перед этим отпуск за свой счет.

Для некоторых категорий госслужащих в порядок начисления отпускных включают материальную помощь и единовременные выплаты. В целом размер денежных средств исчисляется по формуле: денежное содержание делится на 29,3 средних дней и умножается на количество дней отпуска.

Дополнительные гарантии госслужащим

Деятельность, связанная с государственной службой, обладает определенными издержками, подлежащими компенсации. При этом под издержками подразумевается комплекс запретов и требований, налагающий значительные ограничения на жизнь госслужащих. В России эта компенсация гарантирована на государственном уровне: работникам органов власти предоставляются специальные льготы и преференции.

В главе II Закона №79-ФЗ от 27.07.2004 года приведен перечень компенсаций. Законодательство рассматривает их в качестве государственных гарантий в целях обеспечения:

  • повышения служебной мотивации госслужащих;
  • социальной и юридической защищенности специалистов;
  • укрепления кадрового состава;
  • минимизации коррупционных проявлений.

Принято выделять основную и дополнительную группу государственных гарантий. Основная группа предназначена для всех категорий госслужащих, дополнительная – для специалистов отдельных регионов или государственных органов. В числе гарантий выделяют:

  • оптимизацию порядка прохождения службы;
  • установление научно обоснованных трудовых норм;
  • обеспечение охраны труда;
  • оптимизацию режимов труда и отдыха.

Оптимизация режимов отдыха и труда достигается, благодаря:

  • установлению временных границ трудовой деятельности (40-часовой рабочей недели);
  • выделению праздничных и нерабочих дней;
  • предоставлению ежегодных отпусков, в том числе, дополнительных.

Кого относят к данной категории

Несмотря на наличие такого понятия, как госслужащий понятие самой госслужбы в законодательстве РФ отсутствует. Под ней просто подразумевается, что лицо, отнесенное к указанной категории, занимается общественно-полезной деятельностью на основании государственных поручений.

2019 год существенно изменил правовое и социальное положение государственной службы, что связано с повышением ее престижности и авторитетности. Но, как уже отмечалось выше, интересует не философско-правовой аспект, а более приземленные моменты работы на государственной службы, в частности, тонкости труда и отдыха.

Спектр профессий и должностей госслужбы остался прежним, а часть реформ направлена на достижение социального уравнения данных специалистов со всеми прочими трудящимися, а также унификации процедур предоставления отпусков по всей стране.


Служебное время государственных гражданских служащих регулируется:

  • статьей 45 «Служебное время и время отдыха» Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О государственной гражданской службе Российской Федерации.

Режим службы (работы) и отдыха государственных гражданских служащих определяется служебным распорядком государственного органа.
Служебный распорядок государственного органа утверждается:

  • представителем нанимателя с учетом мнения выборного профсоюзного органа данного государственного органа (если такой орган создается и функционирует) и
  • служебным контрактом.

Все существенные особенности персонального распорядка служебного времени государственного гражданского служащего обязательно должны быть отражены в служебном контракте.

Служебное время государственных гражданских служащих:

  • это время, в течение которого государственный гражданский служащий в соответствии:

    со служебным распорядком государственного органа или

  • с графиком службы либо
  • условиями служебного контракта
  • должен исполнять свои должностные обязанности, а также
  • иные периоды, которые в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе относятся к служебному времени.
  • Часть 1 статьи 45 «Служебное время и время отдыха» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

    Нормальная продолжительность служебного времени для государственных гражданских служащих:

    • не может превышать 40 часов в неделю;
    • для государственных гражданских служащих устанавливается 5-и дневная служебная неделя.

    Общим выходным днем для государственных гражданских служащих является воскресенье. Второй выходной день определяется государственным органом. На основе сложившейся практики для государственных гражданских служащих выходными днями являются суббота и воскресенье.

    Статья 111 «Выходные дни» Трудового кодекса РФ

    Ненормированный служебный (рабочий) день устанавливается:

    • для государственных гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы;
    • для государственных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, ненормированный служебный (рабочий) день устанавливается в соответствии:

      со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и

    • служебным контрактом.

    Для справки:

    Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие группы:

    высшие должности государственной гражданской службы
    главные должности государственной гражданской службы
    ведущие должности государственной гражданской службы
    старшие должности государственной гражданской службы
    младшие должности государственной гражданской службы

    Статья 9 «Классификация должностей гражданской службы» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

    Служебный контракт:

    • соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или государственным гражданским служащим о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности гражданской службы;
    • служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

    Государственным гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный (рабочий) день:

    • предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный (рабочий) служебный день
    • в соответствии со статьей 46 «Отпуска на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».

    Право на отдых государственных гражданских служащих реализуется:

    • предоставлением государственному гражданскому служащему свободного от исполнения должностных обязанностей времени (свободного времени)
    • вне пределов установленной Федеральным законом о государственной гражданской службе нормальной продолжительности служебного времени государственных гражданских служащих.

    Предоставление государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков

    Право государственного гражданского служащего на ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности государственной гражданской службы и денежного содержания закрепляется:

    • частью 4 статьи 45 «Служебное время и время отдыха»,
    • частью 1 статьи 46 «Отпуска на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» и
    • Письмом Минтруда России от 21.03.2016 № 18-4/10/В-1771 «О предоставлении государственным гражданским служащим Российской Федерации ежегодных оплачиваемых отпусков».

    Данные законодательные нормы реализуют конституционное право каждого государственного гражданского служащего:

    • на ежегодный оплачиваемый отпуск,
    • то есть освобождение от выполнения служебных обязанностей с сохранением за ним места работы и заработка.

    ст. 37 Конституции РФ

    Любое соглашение между представителем нанимателя (работодателем) и государственным гражданским служащим, направленное на ограничение права на ежегодный оплачиваемый отпуск противоречит Конституции РФ и трудовому законодательству.

    Порядок исчисления денежного содержания государственных гражданских служащих на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске определен:

    • Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. № 562 (ред. от 10.07.2014) «Об утверждении правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих».

    Ежегодный оплачиваемый отпуск государственных гражданских служащих состоит:

    • из основного оплачиваемого отпуска и
    • дополнительных оплачиваемых отпусков.

    Дополнительные оплачиваемые отпуска для государственных гражданских служащих представлены:

    • дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет — предоставляется всем государственным гражданским служащим;
    • дополнительным оплачиваемым отпуском за ненормированный служебный (рабочий) день — устанавливается для государственных гражданских служащих, работающих за нормальной продолжительностью служебного (рабочего) времени;
    • дополнительным оплачиваемым отпуском в связи с тяжелыми, вредными и/или опасными условиями труда — устанавливается в связи с условиями прохождения гражданской службы.

    Федеральным законом от 2 июня 2021 г. № 176-ФЗ ранее существовавшая дифференциация продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска государственных гражданских служащих в зависимости от групп должностей была изменена на единую продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска для всех государственных гражданских служащих.

    В силу части 3 статьи 46 «Отпуска на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» государственным гражданским служащим:

    • предоставляется ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

    Дополнительные оплачиваемые отпуска государственных гражданских служащих

    Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет:

    Стаж государственной гражданской службыПродолжительность дополнительного отпуска
    от 1 года до 5 лет1 календарный день
    от 5 до 10 лет5 календарных дней
    от 10 до 15 лет7 календарных дней
    15 лет и более10 календарных дней

    При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска государственных гражданских служащих:

    • ежегодный основной оплачиваемый отпуск суммируется
    • с ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском за выслугу лет.

    Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска государственных гражданских служащих не включаются.

    Государственным гражданским служащим, для которых установлен ненормированный служебный день:

    • предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный (рабочий) день продолжительностью 3 календарных дня

    Ненормированный служебный (рабочий) день государственных гражданских служащих:

    • по аналогии с трудовым законодательством, это особый режим работы государственных гражданских служащих,
    • в соответствии с которым отдельные государственные гражданские служащие могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих служебных функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

    статья 101 «Ненормированный рабочий день» Трудового кодекса РФ

    Ненормированный служебный (рабочий) день устанавливается:

    • для государственных гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности государственной гражданской службы;
    • для государственных гражданских служащих, замещающих должности государственной гражданской службы иных групп, ненормированный служебный (рабочий) день устанавливается в соответствии со служебным распорядком государственного органа по соответствующему перечню должностей и служебным контрактом.

    Ежегодно предоставляется государственным гражданским служащим дополнительный оплачиваемый отпуск:

    • в связи с тяжелыми, вредными и/или опасными условиями государственной гражданской службы,
    • в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями,

    в соответствии со статьей 116 «Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска» Трудового кодекса РФ.

    Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, а также в связи с тяжелыми, вредными и/или опасными условиями государственной гражданской службы:

    • предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска.

    Порядок предоставления государственным гражданским служащим ежегодного оплачиваемого отпуска

    Частью 9 статьи 46 «Отпуска на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусматривается:

    • предоставление государственному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска
    • в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя.

    Федеральный закон о государственной гражданской службе не определяет порядок формирования графика отпусков для государственных гражданских служащих, следовательно в данном вопросе необходимо руководствоваться трудовым законодательством.

    В соответствии с Трудовым кодексом РФ:

    • оплачиваемый отпуск должен предоставляться государственному гражданскому служащему ежегодно;
    • право на использование оплачиваемого отпуска за первый год работы возникает у государственного гражданского служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной работы на соответствующей должности государственной гражданской службы;
    • по соглашению сторон оплачиваемый отпуск государственному гражданскому служащему может быть предоставлен и до истечения 6 месяцев;
    • категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены частью третьей статьи 122 «Порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков» Трудового кодекса РФ.

    До истечения 6 месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению государственного гражданского служащего должен быть предоставлен:

    • женщинам перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;
    • работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до 3-х месяцев;
    • в других случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

    График отпусков государственных гражданских служащих

    Согласно статье 123 «Очередность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков» Трудового кодекса РФ:

    • график отпусков государственных гражданских служащих составляется и утверждается на очередной календарный год не позднее, чем за 2 недели до окончания текущего календарного года;
    • в график отпусков включаются все полагающиеся государственному гражданскому служащему ежегодные оплачиваемые отпуска за текущий служебный год,
    • а также могут быть включены неиспользованные дни оплачиваемых отпусков за предыдущие периоды при соблюдении положений части 9.2 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ.

    При составлении графика отпусков государственных гражданских служащих на очередной календарный год необходимо учитывать, что:

    • минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого государственным гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск, не может быть менее 28 календарных дней, и
    • хотя бы одна из частей ежегодного оплачиваемого отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней:
    • продолжительность других частей отпуска и их количество определяются по соглашению между государственным гражданским служащим и представителем нанимателя (уполномоченным им лицом).

    Часть 9.1 статьи 46 «Отпуска на гражданской службе» Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

    Оплачиваемый отпуск за второй и последующие годы государственной гражданской службы может предоставляться государственному гражданскому служащему:

    • в любое время рабочего года
    • в соответствии с графиком отпусков, установленного в данном государственном органе.

    График отпусков обязателен как для нанимателя, так и для государственного гражданского служащего. О времени начала отпуска государственный гражданский служащий должен быть извещен под роспись не позднее чем за 2 недели до его начала.

    Под служебным годом для графика отпусков понимается:

    • равный календарному году временной интервал, исчисленный с даты поступления на должность государственной гражданской службы (назначения на нее) в соответствующий государственный орган.

    Если какие-либо периоды в силу части 2 статьи 121 «Исчисление стажа работы, дающего право на ежегодные оплачиваемые отпуска» Трудового кодекса РФ не включаются в стаж работы (службы) для предоставления отпуска:

    • то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы (службы).

    Письмо Минтруда России от 21.03.2016 № 18-4/10/В-1771 «О предоставлении государственным гражданским служащим Российской Федерации ежегодных оплачиваемых отпусков»

    Кроме того, в указанном Письме Минтруда отмечено, что Трудовым кодексом РФ и Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» предусмотрены случаи:

    • когда ежегодный оплачиваемый отпуск государственного гражданского служащего переносится на иной срок, утвержденный графиком отпусков;
    • при этом отпуск может быть перенесен:

      по инициативе представителя нанимателя,

    • самого государственного гражданского служащего,
    • так и в случаях, установленных законодательством РФ, при возникновении не зависящих от воли сторон обстоятельств.

    По решению представителя нанимателя и с письменного согласия государственного гражданского служащего:

    • часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающую 28 календарных дней, допускается перенести на следующий служебный год в случаях, предусмотренных частью 9.2 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»;
    • перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который она предоставляется.

    Такое решение представителя нанимателя о переносе отпуска:

    • оформляется письменно;
    • при этом перенесенная часть ежегодного оплачиваемого отпуска должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

    Денежные выплаты государственным гражданским служащим за неиспользованный отпуск

    По письменному заявлению государственного гражданского служащего:

    • часть ежегодного оплачиваемого отпуска сверх 28 календарных дней или любое количество дней из этой части отпуска
    • могут быть заменены денежной компенсацией.

    Выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска:

    • должна производиться не позднее чем за 10 календарных дней до начала отпуска;

    Часть 10 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

    • если государственному гражданскому служащему:

      своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо

    • он был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за 2 недели до его начала,
  • то по его письменному заявлению представитель нанимателя обязан перенести отпуск на другой срок, согласованный с государственным гражданским служащим.
  • Часть 2 статьи 124 «Продление или перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска» Трудового кодекса РФ

    При предоставлении федеральному государственному гражданскому служащему ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год производится единовременная выплата в размере 2-х месячных окладов денежного содержания.

    При предоставлении государственному гражданскому служащему субъекта РФ ежегодного оплачиваемого отпуска:

    • один раз в год производится единовременная выплата в соответствии с законодательством субъекта РФ.

    Денежная компенсация за все неиспользованные отпуска выплачивается государственному гражданскому служащему:

    • при прекращении или расторжении служебного контракта,
    • освобождении от замещения должности государственной гражданской службы и
    • увольнении с государственной гражданской службы.

    По письменному заявлению государственного гражданского служащего:

    • неиспользованные отпуска могут предоставляться ему с последующим увольнением,
    • кроме случаев освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы за виновные действия.

    Днем освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения считается последний день отпуска.

    При увольнении государственного гражданского служащего в связи с истечением срока служебного контракта:

    • отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта;
    • днем освобождения от замещаемой должности и увольнения с государственной гражданской службы считается последний день отпуска.

    Часть 14 статьи 46 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»

    Отпуск без сохранения денежного содержания государственным гражданским служащим

    В связи с семейными обстоятельствами и иными уважительными причинами:

    • государственному гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя
    • может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года;
    • кроме того, данный отпуск предоставляется государственному гражданскому служащему также в иных предусмотренных федеральными законами случаях;
    • во время этого отпуска за государственным гражданским служащим сохраняется замещаемая должность, он не может быть уволен по инициативе представителя нанимателя.

    Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу.

    ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СЛУЖБУ

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]