Документы для открытия наследственного дела у нотариуса в 2021 году


Вступление в наследство в Москве

Процесс оформления прав на наследуемое имущество схематично разбивается на несколько этапов.

Возьмем отправной точкой смерть наследодателя, оставившего после себя своим наследникам квартиру в Москве.

СНЯТИЕ С РЕГИСТРАЦИОННОГО УЧЕТА УМЕРШЕГО. Значение действия: Место открытия наследства определяется по последнему месту жительства наследодателя (ст. 1120 ГК); с заявлением о принятии наследства наследник может обратиться только к нотариусу по месту открытия наследства (ст. 1153 ГК РФ).

Следовательно, наследник должен подтвердить нотариусу последнее место жительства умершего. Подтверждающими документами являются:

  • справка с последнего места жительства,
  • выписка из домовой книги с отметкой о снятии с регистрационного учета в связи со смертью.

ОБРАЩЕНИЕ К НОТАРИУСУ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ПРИНЯТИИ НАСЛЕДСТВА. Заявление нотариусу о принятии наследства должно быть сделано в шестимесячный срок со дня открытия наследства (ст. 1154 ГК РФ). Такое заявление может быть подано лично наследником, его представителем, действующем по доверенности. В последнем случае подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально.

СБОР ДОКУМЕНТОВ. Действия на этом этапе полностью зависят от вида наследуемого имущества. Однако во всех случаях нужно подтвердить родственные отношения с наследодателем свидетельствами о рождении, свидетельствами о браке, или предоставить завещание (если есть) с отметкой нотариуса, удостоверившего его, о том, что оно не изменялось и не отменялось.

ПОЛУЧЕНИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО. Эта стадия наступает, когда все документы собраны, предоставлены нотариусу, полностью его устраивают и не вызывают никаких сомнений. При этом нотариус возьмет в вас государственную пошлину за совершение нотариального действия:

  • Дети, супруг(а), родители, полнородные братья или сестры наследодателя уплачивают — 0,3 процента стоимости наследуемого имущества (по справки БТИ об оценочной стоимости на дату смерти, или по рыночной оценки независимой оценочной компании, какой их этих двух выбирать Вам. ВНИМАНИЕ!!! Вам, а не нотариусу), но не более 1 000 000 рублей;
  • другие наследники — 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более 1 000 000 рублей;
  • Плюс оплата тарифа за техническую работу.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ВЫДАНО СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО НА НЕДВИЖИМОСТЬ. Соответственно, после получения свидетельства о праве на наследство на квартиру, право собственности наследника подлежит государственной регистрации. Регистрация осуществляется Федеральной регистрационной службой. В Москве подразделение Федеральной регистрационной службы называется Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.

Как узнать нотариуса по наследству?

Обычно такой вопрос возникает, если в районе проживания наследодателя работает несколько нотариальных контор. Определить в какую из них необходимо подавать документы можно с помощью звонка нотариусу.

Мнение эксперта

Станислав Евсеев

Юрист. Опыт 12 лет. Специализация: гражданское, семейное, наследственное право.

Но лучше воспользоваться официальным сайтом Нотариальной палаты. Ресурс содержит актуальную базу всех нотариусов России. Запросив нужные сведения, вы сможете узнать: ФИО нотариуса, регион обслуживания, адрес конторы, телефон, электронную почту и прочие данные.

Сейчас действует Единая информационная система (ЕИС) — нотариусы имеют доступ к ее сведениям. Наследники могут обратиться в ближайшую нотариальную контору, заплатить за поиск нужного нотариуса и определить, какой специалист ведет дело? Желательно обращаться группой родственников — так можно быстрее узнать о наследстве, а затем известить остальных претендентов.

Читайте нашу инструкцию, как узнать нотариуса, чтобы вступить в наследство?

Наследственное дело – краткая характеристика

Чтобы заняться вопросами оформления наследственных прав, нужно изучить процедуру действий и их последовательность.

Преемнику следует знать:

  • кто его заводит;
  • сроки на выполнения требований, предусмотренных законом;
  • особенности всех этапов дела;
  • перечень необходимых для оформления документов;
  • кто участвует в процедуре.

Для выполнения действий в предусмотренном порядке обязательным является заявление одного из наследников умершего гражданина после его смерти. Кроме того, должно быть подтверждено право на оставленное имущество.

Открытие наследственного дела у нотариуса могут осуществить только те граждане, которые претендуют на долю по таким основаниям, как, составленное усопшим, завещание или очередь, предусмотренная законодательством. Завести его можно по месту последнего жительства усопшего.

Новое имущество – порядок действий

Нередко случается, что после принятия наследства обнаружилось другое имущество. Если преемник только один, то после принятия части собственности наследодателя, он наследует и все остальное.

Поэтому необходимо совершить определенные действия для оформления своих прав. Это довольно сложная процедура, поскольку долей могут выступать даже кредитные долги.

Правовая база предусматривает порядок оформления права собственности на то имущество, которое не было унаследовано своевременно. Основанием для этого служит ст. 1110 ГК РФ. Вне зависимости от расположения и характера имущества, оно автоматически переходит преемнику.

Согласно требованиям, наследник обязан получить свидетельство на объекты наследования. Это потребует повторного сотрудничества с нотариусом. Если не будет затруднений, документ будет выдан. Отдельные случаи требуют судебного разбирательства.

Какие документы нужны для открытия наследственного дела по разному имуществу?

Помимо основных бумаг список дополняется в зависимости от вида имущества. Наследникам понадобится представить правоустанавливающие документы и справки об оценке собственности.
Их можно подать после открытия наследственного дела. Документы передаются лично, через представителя или заказным письмом.

Нотариусу необходимо предоставить оригиналы и копии бумаг, чтобы он мог удостовериться в их подлинности. Список документов не является исчерпывающим.

Внимание! Должностное лицо имеет право попросить дополнительные бумаги, в зависимости от обстоятельств дела.

Квартира

Правоустанавливающими документами на квартиру могут служить:

  • договор купли-продажи;
  • дарственная;
  • документ о приватизации;
  • свидетельство о праве на наследство.

Дополнительно необходимо заказать в Росреестре выписку из ЕГРН. К заявлению прикладывается техпаспорт недвижимости и акт оценки имущества.

Если квартира приобретена собственником до 31 января 1998 года, то необходимо получить в БТИ справку по форме № 2. В ней указываются объекты недвижимости, находящиеся в распоряжении гражданина.

Если квартира была унаследована или подарена умершему до 01.01.2006 года, то необходимо взять справку об отсутствии задолженности по налогам.

Земельный участок

На земельный участок помимо правоустанавливающих документов необходимо подготовить межевой план и выписку из ЕГРН.

Чтобы наследство оценивалось по рыночной стоимости, можно обратиться к специалисту, который составит акт обследования. Услуга является платной.

Жилой дом

Пакет документов на жилой дом сходен с тем, что предоставляется на квартиру.

Сюда включается:

  • документ о праве собственности;
  • выписка из Росреестра;
  • технический паспорт помещения;
  • отчет эксперта о стоимости недвижимости.

Дополнительно может понадобиться межевой план земельного участка, на котором расположен дом.

Автомобиль

Для оформления в наследство транспортного средства понадобится:

  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • техпаспорт на транспортное средство;
  • акт оценки.

При наличии прикладывается документ, на основании которого автомобиль принадлежал покойному.

Гараж

Гараж является одним из видов объектов недвижимости, поэтому наследникам понадобится подготовить:

  • выписку из Росреестра;
  • правоустанавливающий документ.

Этот список необходим для оформления в наследство бокса или парковочного места, которые официально принадлежали наследодателю.

Вклад в банке

Для получения вклада в банке понадобится справка о наличии счета.

Но ее может заказать только нотариус.

Акции

При наличии у наследодателя акций, наследники должны обратиться к нотариусу со стандартным пакетом документов. Должностное лицо самостоятельно может отправить запрос реестродержателю ценных бумаг. После получения ответа акции включаются в наследственную массу.

Правовая природа срока для принятия наследства

В теории права бытует два разных мнения по поводу данного понятия. В первом случае считается, что данный срок вступления в наследство ГК РФ является пресекательным.

Согласно данной позиции, после окончания срока никто из потенциальных наследников не может вступить в права владения имущества, так как период для его принятия закончен. В законе сказано, что если наследников нет или они не приняли наследство, имущество считается выморочным и переходит в собственность государства.

Определенная слабость данной теоретико-правовой позиции в том, что в случае наличия уважительных причин один или несколько претендентов имеют полное право обратиться в суд и продлить для себя срок подачи документов, подтверждающих родство, в нотариальную контору по месту жительства покойного гражданина РФ.

Теория давности подразумевает, что право на вступление в наследство как гарантированная государством возможность вступить во владение собственностью защищается в определенный установленный нормами законодательства период. По прошествии данного отрезка времени граждане теряют право наследования. Поэтому всегда важно успеть вложиться в период по закону.

Получение свидетельства о смерти

Свидетельство о смерти придется оформить родственникам почившего. Его в обязательном порядке предстоит доставить нотариусу для оформления наследства по закону или завещанию. Более сложной выступает ситуация, в которой человек продолжительное время считался без вести пропавшим. Перед тем как оформить наследство по закону в этом случае, необходимо включить данный вопрос в повестку органов правосудия.

Куда подавать заявление

Оформить запись о смерти в книгу актов гражданского состояния следует родственникам или супруге(супругу) умершего. Обращаться при этом нужно в территориальный отдел ЗАГС с привязкой к месту регистрации. Получаемое свидетельство нужно оформить быстро — в течение трех дней после установления факта смерти.

Необходимые документы

Надо отметить, что в ситуации с признанием человека умершим через суд следует также оформить на него унифицированное свидетельство о смерти. День вынесения судом постановления приравнивается ко дню смерти. Он же служит точкой, от которой начинает вестись отсчет полугодового периода ожидания. Однако для посещения нотариуса рекомендуется все же оформить само свидетельство.

Какой перечень бумаг требуется:

  • паспорт заявителя (по возможности и паспорт скончавшегося);
  • медицинское свидетельство о смерти;
  • решение суда о признании умершим при наличии такового;
  • документ о фиксации смерти, если она подпадает под норму о реабилитации жертв политических репрессий № 1761-1.

Образцы заявлений можно распечатать и заполнить в домашней обстановке, т. к. они имеются в электронном виде на сайте ЗАГСа. Для восстановления уже выданного и утерянного либо поврежденного свидетельства стоит также обратиться в органы ЗАГС. Чтобы повторно оформить документ, следует предоставить персоналу учреждения очередное заявление, паспорт обращающегося и квитанцию об уплате госпошлины за действия по восстановлению.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]