Свидетельство на жилье утеряно – как восстановить техпаспорт на квартиру, дом или другое жилое помещение?


Типы документов

После постройки жилья требуется провести оформление бумаг различного характера:

  • Технические документы на жилье – технический паспорт и кадастровый, технический план;
  • Правоустанавливающие бумаги – свидетельство на право собственности, договор на недвижимость (мена, купля-продажа, аренда, дарение, долевой раздел), свидетельство о наследовании, акт передачи собственности;
  • Правоподтверждающие документы – свидетельство о праве собственности, выписка из реестра.

Что делать, если потерял свидетельство о праве собственности на жилье?

Утрата свидетельства о праве собственности на жилье не большая проблема, так как документ легко восстанавливается. Для этого понадобится следовать рекомендациям:

  1. Обращение в управление Федеральной службы государственной регистрации, в отделение кадастрового учета и картографии по мету нахождения недвижимого имущества;
  2. Написать заявление об утрате документа;

ВАЖНО – обязательно указать, что без присутствия собственника запрещается проводить какие-либо операции с документооборотом (при наличии криминального случая пропажи).

  1. Если документ утерян или уничтожен (например, пожаром), то восстанавливаем дубликат свидетельства о праве собственности в органах регистрационной службы. Для этого необходимо написать заявление, предоставить личный паспорт, правоустанавливающий документ на жилье (например, договор купли-продажи), квитанцию на оплату государственной пошлины (размер установлен в пределах 200 рублей);
  2. Дождаться изготовления дубликата – обычно это занимает период от пяти до тридцати дней.

Уважаемые заявители! Межмуниципальный отдел по Гулькевичскому и Кавказскому районам Управления Росреестра по Краснодарскому краю предлагает Вашему вниманию информацию о процедуре отмены дарения в связи со смертью одаряемого, выраженную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2021 года. (п.42).

Отмена дарения в случае смерти одаряемого является совершаемой пережившим дарителем односторонней сделкой, которая служит основанием прекращения права собственности одаряемого на подаренную вещь и возникновения права собственности на нее у дарителя. При этом, предусматривается возможность для дарителя отмены дарения без судебного решения только на основании факта смерти одаряемого. Для отмены дарения дарителю необходимо подать заявление в органы Росреестра с приложением договора дарения и свидетельства о смерти.

Необходимым условием для реализации указанного права является наличие в договоре дарения условия о праве дарителя отменить договор дарения в случае, если он переживет одаряемого.

42. В договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.

Право собственности дарителя на объект недвижимости, являвшийся предметом такого договора, может быть зарегистрировано в установленном законом порядке, если воля дарителя на отмену дарения в связи со смертью одаряемого выражена в заявлении, поданном непосредственно в уполномоченный орган, и к этому заявлению приложены договор дарения, содержащий соответствующее условие, а также свидетельство о смерти одаряемого.

Между С. (даритель) и К. (одаряемый) заключен договор дарения комнаты, расположенной в трехкомнатной квартире, принадлежащей С. на праве собственности. Согласно условиям этого договора даритель вправе отменить договор дарения в случае, если он переживет одаряемого. В случае отмены договора дарения подаренная комната возвращается в собственность дарителя, если она сохранилась в натуре к моменту отмены договора дарения.

Право собственности К. зарегистрировано в установленном законом порядке.

Вскоре после этого К. умер.

С. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации ее права собственности на комнату, являвшуюся предметом договора дарения, приложив этот договор, свидетельство о государственной регистрации права собственности К., свидетельство о смерти К., квитанцию об уплате государственной пошлины.

Уполномоченным органом государственная регистрация права собственности С. была приостановлена в связи с непредставлением документов, подтверждающих основание для регистрации права собственности в связи с отменой дарения.

С. представила в уполномоченный орган заявление, содержащее просьбу на основании условий договора дарения зарегистрировать за ней право собственности на комнату в связи со смертью одаряемого.

Решением уполномоченного органа С. отказано в государственной регистрации права собственности в связи с тем, что к заявлению о государственной регистрации права не приложен документ, подтверждающий отмену дарения.

С. оспорила это решение в суде.

Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, в удовлетворении административного искового заявления отказано. При этом суды исходили из того, что договор дарения комнаты совершен в простой письменной форме, в связи с чем документ, подтверждающий отмену дарения, также должен быть составлен в письменной форме, тогда как заявление С., поданное в уполномоченный орган, таким документом не является. Административный истец не лишен возможности вновь обратиться с заявлением о государственной регистрации права, приложив в том числе составленный в письменной форме документ об отмене дарения.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РФ отменила названные судебные акты и приняла новое решение об удовлетворении административного искового заявления С., указав следующее.

В силу п. 1 ст. 572 ГК РФ по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.

При этом согласно п. 4 ст. 578 ГК РФ в договоре дарения может быть обусловлено право дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого.

Судами установлено, что договор дарения комнаты, заключенный между С. и К., содержит такое условие.

Анализ приведенных законоположений позволяет сделать вывод о том, что отмена дарения в случае смерти одаряемого является совершаемой пережившим дарителем односторонней сделкой, которая служит основанием прекращения права собственности одаряемого на подаренную вещь и возникновения права собственности на нее у дарителя. При этом закон предусматривает возможность для дарителя отменить дарение без судебного решения только на основании факта смерти одаряемого при наличии в договоре дарения соответствующего условия.

Поскольку воля С. на отмену дарения в связи со смертью одаряемого была выражена в соответствующем заявлении, поданном непосредственно в уполномоченный орган, и к этому заявлению были приложены договор дарения, содержащий условие о праве дарителя отменить дарение в случае, если он переживет одаряемого, а также свидетельство о смерти К., основания для отказа в государственной регистрации права собственности С. на спорный объект недвижимости отсутствовали.

Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2017), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 16 февраля 2017 года.

Если необходимо возобновить договор купли-продажи жилья

Утрата договора купли-продажи жилья не означает, что собственник может потерять имущество.

Возобновить документацию сделки купли-продажи можно следующим образом:

  • обратиться в Росреестр – пишем заявление, оплачиваем государственную пошлину;
  • договора до 1996 года оформлялись с помощью нотариуса, за восстановлением обращаемся к нему;
  • договора с 1996-1998 года оформлялись напрямую с продавцом и покупателем, за копие договора обращаемся к одной из сторон;
  • договора после 1998 года согласно ФЗ “О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним” хранятся в специальных органах, за восстановлением обращаемся в архив территориального органа Росреестра.

Где получить кадастровый паспорт на квартиру

Оформлением данных документов занимается Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. То есть необходимо обратиться в Кадастровую палату по месту нахождения вашего объекта недвижимости. Также услуги по выдаче кадастровых паспортов осуществляют в МФЦ (Многофункциональных центрах). Разницы в оформлении документации через кадастровую палату или через МФЦ нет, поэтому целесообразно выбрать орган, который территориально вам ближе. Для удобства населения Государственной кадастровой службой был создан сайт www.rosreestr.ru. Если вы обладаете компьютером с выходом в интернет, то проще всего заказать и получить документ через сайт. Для этого нажмите кнопку «Государственные услуги» в верхнем меню. Затем выберите ссылку “Предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости”. В нижнем левом блоке нажмите «Электронные . В новом окне выберите тип документа «Кадастровый паспорт» и в поле «Об объекте» выберите «Помещение». Далее осталось заполнить ваши данные и нажать кнопку «Отправить запрос». Таким образом, ваше заявление станет зарегистрированным и вашему запросу будет присвоен номер, который необходимо будет сохранить. Осталось только уплатить госпошлину в размере 200 руб. и в течение 10 дней кадастровый паспорт будет вам предоставлен в виде, который вы указали при составлении запроса (в электронном виде либо на бумажном носителе).

Восстановление технической документации на квартиру, дом

Для повторного изготовления технической документации на квартиру или дом (техпаспорт, кадастровый паспорт, технический план) обращаемся в землеустроительную компанию, в БТИ.

Понадобится:

  • заявление на восстановление;
  • личный паспорт собственника;
  • правоустанавливающий документ – свидетельство на право собственности на недвижимость;
  • квитанция на оплату услуги или госпошлины;
  • дождаться проведения процедуры замеров кадастровым инженером или поиска и изготовления дубликата из архива;
  • получить документ в БТИ.

Потеря кадастрового паспорта (стоимость восстановления)

Для изготовления дубликата кадастрового паспорта обращаемся с заявление в Росреестре или ЕГРН. Оплачиваем квитанция на государственную пошлину. Она составляет 2000 рублей. Предоставить личный паспорт и свидетельство на право собственности на недвижимость. Срок оформления документа – один месяц.

ВНИМАНИЕ – аналогичные сведения отображены в выписке из ЕГРН.

СПРАВКА – кадастровый паспорт до 1999 года восстанавливается с дополнительным проведением экспертизы жилого помещения, если документ оформлен позже, то выдаются дубликат.

Утеря технический паспорта: можно ли сделать дубликат (стоимость восстановления)

После утери технического паспорта можно получить дубликат. Для восстановления потребуется:

  • обратиться в БТИ;
  • написать заявление на восстановление;
  • предъявить личный паспорт, правоустанавливающий документ (свидетельство права собственности, договор купли-продажи);
  • оплатить государственную пошлину (500 рублей);
  • дубликат оформляется в течение нескольких дней.

Когда необходим кадастровый паспорт на квартиру

  1. Как говорилось выше, любая юридическая сделка с квартирой требует наличия актуального (сроком до 1 года) кадастрового паспорта, будь то покупка, продажа или дарение. В противном случае в проведении сделки вам откажут.
  2. Также обновить документ необходимо после перепланировки, чтобы все конструктивные изменения были зафиксированы документально.
  3. Получить документ вам потребуется и при выселении жильца из вашей квартиры принудительно. Суд в обязательном порядке затребует данный документ для установления истины.
  4. По действующему законодательству в обязательном порядке необходимо оформить и получить документ при въезде в квартиру в новом жилом фонде (новостройку). В противном случае могут быть проблемы с дальнейшим распоряжением жильем.

Если утерян договор социального найма

Договор социального найма используется при заключении сделки с малоимущей категорией граждан для предоставления им социального жилья. При утрате договора социального найма обращаемся в департамент жилищной политики. Понадобятся документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление на восстановление;
  • справка о составе семьи;
  • свидетельство о браке или разводе;
  • выписка из домой книги;
  • выписка с лицевого счета.

Срок изготовления не превышает тридцати дней.

ДЛЯ СПРАВКИ – если квартиросъемщик умер или переехал, то договор переоформляют с совершеннолетним гражданином, который в составе семьи может получить социальное жилье.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]