Главная / Трудовое право / Оплата и выплаты / Пособие по безработице
Назад
Опубликовано: 22.05.2016
Время на чтение: 8 мин
2
4417
Безработные граждане выделяются трудовым законодательством в отдельную категорию, поскольку являются социально незащищенными и требуют государственной поддержки.
Для получения такого статуса гражданин обязан обладать определенными характеристиками и состоять на учете в Центре занятости. После официальной регистрации в этом органе в качестве безработного гражданин получает как определенные права и гарантии, так и некоторые обязанности.
- Статус безработного в трудовом законодательстве Является трудоспособным
- Не имеет заработка и работы
- Ищет подходящую работу и готов приступить к ней
- Зарегистрирован в органах службы занятости с целью трудоустройства
Если безработица коснулась неожиданно
Необходимо понимать, что, если человек переступает порог организации с трудовой книжкой в руках, это не делает его безработным. Согласно законодательству к такой категории населения относятся трудоспособные граждане, которые не имеют заработка и дохода, зарегистрированы в службах занятости, получают ежемесячные пособия, ищут работу и всегда готовы к ней приступить. Получается, что, если человек потерял место работы, для начала нужно встать на учёт в специальных органах. Возможно, что он и не будет безработным, если сразу найдёт подходящее место.
Чтобы пройти регистрацию, необходимы следующие документы: паспорт, трудовая книжка, справка о доходах за последние три месяца и диплом. По истечении 11 дней после внесения в список безработных человеку будет выплачиваться пособие. Вакансии в службе занятости могут быть самые разнообразные: от грузчика до менеджера. Неработающий сам должен выбрать, ждать предложение или переучиваться на новую профессию.
Что нужно сделать бизнесмену для получения помощи?
Какие требования должен выполнить сам бизнесмен, чтобы участвовать в программе?
К участию в программе допускаются работодатели, зарегистрированные до 01.01.2021 г.
Работодатель не должен иметь:
- долгов по налогам и сборам, пеням и штрафам;
- долгов по возврату в федеральный бюджет ранее полученных субсидий и бюджетных инвестиций;
- долгов по зарплате;
- долю участия иностранных компаний в уставном капитале — более 50 %;
Речь идет об иностранных компаниях, которые предоставляют льготный режим налогообложения и включены в реестр Минфина РФ (Приказ от 13.11.2007 № 108н).
- дисквалифицированных руководителей (директора, главного бухгалтера);
- льготного займа на восстановление бизнеса.
Помимо этого, работодатель не должен находиться в стадии банкротства, реорганизации, ликвидации, прекращения или приостановления своей деятельности.
1 этап. Оформление заявки (заявления) в Центр занятости на трудоустройство безработного.
2 этап. Трудоустройство безработных граждан, которых подобрал Центр занятости.
Работодатель должен:
- трудоустроить работника на полный день;
- выплачивать ему зарплату не ниже МРОТ (12 792 рубля).
Минусы подбора граждан Центром занятости мы уже отмечали. Для них приоритетом является трудоустройство определенной категории граждан, испытывающих трудности. Например, инвалидов, лиц, освободившихся из мест заключения, беженцев, вынужденных переселенцев.
3 этап. Подача заявления в ФСС.
В какой срок нужно подать заявление на получение денег?
Заявление подается не позднее 1 ноября 2021 года и не ранее месяца после трудоустройства безработного.
4 этап. Проверка заявление ФСС.
5 этап. Получение субсидии.
Права безработного
Неработающее население, как и любая другая категория граждан, имеет свои права и обязанности. Государство со своей стороны обеспечивает исполнение всех гарантий, которые предоставляются человеку. Права безработных граждан:
- выбирать место будущей занятости самостоятельно, не только в пределах страны;
- консультация в специализированных службах и проведение обучения;
- бесплатное переучивание новой профессии, подготовка и переподготовка, возможность пройти курсы повышения квалификации;
- получать ежемесячное пособие;
- принимать участие в общественных работах.
Кроме этого государство предоставляет отдельные гарантии для определённых категорий граждан. Так, например, у инвалидов есть квоты при трудоустройстве.
Обязанности неработающего населения
Правовой статус безработного, его права и обязанности закреплены в Законе «О занятости населения в Российской Федерации». Поэтому все действия такого человека чётко регламентированы. Среди обязанностей гражданина, не имеющего постоянной занятости, выделяют:
- активный поиск работы;
- предоставление подлинников (ксерокопии документов прилагать нельзя);
- если центр занятости направляет на собеседование, обязательно его посетить;
- периодическая перерегистрация.
Многие эксперты считают, что именно перерегистрация не реже двух раз в месяц является основным долгом безработного. На практике человек может лишиться такого статуса, если не будет посещать службу занятости, где он зарегистрирован. Кроме этого не допускается получение пособия обманным путём. Поэтому в случае болезни или устройства на подработку нужно в обязательном порядке сообщить инспектору.
§ 3. правовой статус безработного и понятие подходящей работы
§ 3. правовой статус безработного и понятие подходящей работы
В условиях переходного периода экономики России предполагается безработица, являющаяся, как правило, неизбежным элементом рыночного хозяйства. В то же время задача государственной политики в этой области заключается в противодействии ее чрезмерному росту, в ограничении ее на приемлемом для государства и общества уровне (в пределах 5 10\% от экономически активного населения, согласно международным социально-трудовым стандартам).
К концу I квартала 1999 г., по данным Правительства РФ, безработица в России составила 8,9 млн человек, то есть 12,4\% трудового населения страны. Смягчить обстановку предполагается с помощью специальной программы занятости, принятой Правительством России. Между тем и эти цифры не отражают реального положения на российском рынке труда.
По мнению профсоюзов, нужно также учитывать 10\% не полностью занятых, а также 5 млн человек, или 7\% экономически активного населения, которые в течение длительного времени не получают заработной платы и фактически являются безработными.
Следует отметить, что уровень допустимости безработицы определяется совокупностью социально-экономических и социально-политических «лимитирующих факторов». Особое значение среди них имеет необходимость поддержки объема продукта и отчислений в различные бюджетные и внебюджетные фонды от выработки и дохода работающих, в том числе и в фонд поддержания безработных. А между тем существует не только допустимый верхний предел масштабов безработицы, но и минимально приемлемый уровень. Он предполагает структурную переподготовку рабочей силы на предприятиях, зачастую связанную с необходимостью высвобождения лишней рабочей силы.
Правовой статус безработного, равно как и правовой статус работающего лица, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство гражданина, потерявшего работу. Его содержание регламентируется Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 20 апреля 1996 г.), Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения от 5 февраля 1993 г., Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным постановлением Правительства РФ 2 января 1997 г., Положением об организации общественных работ от 14 июля 1997 г. и некоторыми другими нормативными актами РФ.
Наряду с федеральными органами власти и управления в регулировании правового положения безработных могут и должны участвовать субъекты РФ. В соответствии с федеральным законом о занятости республики, входящие в состав РФ, и другие субъекты Федерации в пределах своей компетенции решают в полном объеме вопросы, связанные с разработкой и осуществлением политики занятости (с учетом национальных, хозяйственных и культурных особенностей), обеспечением реализации прав граждан, предусмотренных федеральными законами и другими нормативными актами (п. 2, ст. 7 Закона). При этом следует учитывать, что определение минимальных и обязательных для всех субъектов Федерации нормативов социальной и экономической защищенности граждан от безработицы отнесено к ведению РФ в лице ее государственных органов власти и управления. С учетом этого законодательством субъектов Федерации и решениями их исполнительных органов, а также
коллективными договорами (и другими соглашениями) могут
предусматриваться иные условия и порядок выплаты пособия
по безработице, уточнение критериев подходящей работы, вознаграждения за труд на оплачиваемых общественных работах, а также стипендии в период обучения за счет собственных средств республик и других субъектов Федерации (п. 3, ст. 7 Закона). Здесь закрепляется такой же принцип, какой принят в сфере трудовых отношений и сформирован в ст. 5 КЗоТ: о недопустимости условий договоров, ухудшающих положение работника по сравнению с законодательством.
Итак, правовой статус безработного включает в себя легальное определение понятия безработного, его права и обязанности, юридическую ответственность, социальные гарантии и компенсации, предоставляемые при потере работы и в других случаях. Разумеется, не каждый гражданин, лишившийся работы, приобретает правовой статус безработного. Безработными
признаются граждане, которые: а) являются трудоспособными;
б) не имеют работы и заработка (при этом не учитывается выходное пособие и средний заработок, выплачиваемые при высвобождении с предприятия, а также оплата за выполнение общественных работ по направлению службы занятости населения); в) зарегистрированы в службе занятости населения в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к работе. Таким образом, безработные это граждане, не имеющие работы, но трудоспособные граждане, ищущие работу и готовые к ней приступить, зарегистрированные в качестве таковых службой занятости населения (кстати, бомжи не готовы трудиться, поэтому и не считаются безработными).
Кроме того, в соответствии с указанным выше «Порядком регистрации безработных граждан» таковыми признаются те, которые не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. Датой регистрации гражданина в качестве гражданина в качестве безработного является дата принятия органом по вопросам занятости решения о признании его безработным.
Трудоспособность граждан определяется с учетом двух обстоятельств: возраста и состояния здоровья. По закону не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет (ст. 173 КЗоТ), следовательно, нижний возрастной предел, с которого наступает полная трудоспособность, считается 15 лет. Верхний возрастной предел трудоспособности законодательство РФ не устанавливает. Что же касается состояния здоровья, то не могут быть трудоспособными лица, являющиеся инвалидами I и II групп, так как в соответствии с пенсионным законодательством они утратили полностью трудоспособность в обычных условиях.
Другим условием признания граждан безработными являются отсутствие работы и заработка. Работа предполагает применение работниками своего физического или умственного труда в течение определенной части календарного времени, конкретные дни и часы которого устанавливаются на основании предусмотренных законом норм продолжительности труда, распорядка или графика работ и т.д. В данном случае под «работой» понимается работа с полным и неполным рабочим временем, в том числе временная сезонная, а также все виды деятельности, в связи с которым законодатель относит тех или иных граждан к категории занятых.
Необходимым, как уже отмечалось, условием признания гражданина безработным является его готовность приступить к работе. В то же время правовыми нормами не определены четкие категории этого понятия, кроме того случая, когда работник отказывается от подходящей работы (об этом несколько ниже, когда будем говорить о тех, кто не может быть признан безработным).
Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, ищущие работу и готовые приступить к ней и обратившиеся в органы по вопросам занятости в целях поиска подходящей работы (далее именуются безработные граждане) регистрируются в соответствии с указанными выше Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации», а также «Порядком регистрации безработных граждан».
В частности, регистрация безработных граждан осуществляется органами по вопросам занятости по месту жительства в следующей последовательности:
первичная регистрация безработных граждан;
регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы;
регистрация граждан в качестве безработных;
перерегистрация безработных граждан.
По каждому этапу регистрации органами по вопросам занятости ведется отдельный регистрационный учет безработных граждан. Форма документов по ведению регистрационного учета безработных граждан устанавливается Министерством труда и социального развития РФ.
Прежде чем раскрыть содержательную часть каждого указанного выше этапа, отметим, что оказание гражданам услуг в области содействия занятости и защиты от безработицы, предоставление информации осуществляется по вопросам занятости бесплатно. На это в известной мере нацелено и «Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (далее Положение), утвержденное постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27 сентября 1996 г. (№ 1). В нем, в частности, указано, что центры занятости населения, региональные центры профессиональной ориентации безработных граждан и занятости населения в России предоставляют обязательные профориентационные услуги, а именно:
информируют и консультируют граждан, обращающихся в органы службы занятости в целях выбора (перемены) сферы деятельности, вида профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства;
осуществляют профессиональное консультирование безработных граждан в целях содействия выбору оптимального вида занятости с учетом их интересов, потребностей и возможностей, а также социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.
Теперь вернемся к поэтапной регистрации безработных граждан.
Первичная регистрация этой категории населения осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы по вопросам занятости (по месту жительства) для получения необходимой информации. При первичной регистрации органами по вопросам занятости в регистрационных документах указывается: фамилия, имя и отчество обратившегося гражданина, адрес места жительства, возраст и пол, образование, специальность (профессия), отношение к занятости, причина обращения и краткое содержание оказанной услуги по заявленному вопросу.
Для регистрации в целях поиска подходящей работы безработные граждане представляют в органы по вопросам занятости (по месту жительства) справку о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца с последнего места работы (службы), выданную в установленном порядке, и предъявляет:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
Граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании.
Инвалиды в дополнение к указанным документам представляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданные в установленном порядке.
Другие граждане, имеющие ограничение в трудовой деятельности по состоянию здоровья, также представляют соответствующие надлежащим образом оформленные документы.
Регистрация безработных граждан в целях поиска подходящей работы, как уже отмечалось, осуществляются по месту жительства граждан со всеми необходимыми документами.
Здесь необходимо дать толкование «подходящей и неподходящей работы», которое определено в статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации». Согласно Закону, подходящей считается работа, включая работу временного характера, соответствующая профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, транспортной доступности рабочего места. При этом максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется соответствующими органами местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данный момент.
Считается подходящей любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера, требующая или не требующая предварительной подготовки (с учетом возраста и иных особенностей граждан) для граждан: 1) впервые ищущих работу (ранее не работавших) и не имеющих профессии (специальности); 2) отказывающихся восстанавливать квалификацию по имеющейся специальности (профессии), чтобы получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первоначального (12-месячного) периода безработицы; 3) состоящих в органах занятости службы населения более 18 месяцев, а также более трех лет не работающих; 4) состоящих в органах службы занятости после окончания сезонных работ.
Не может считаться подходящей работа, если: 1) она связана с переменой места жительства без согласия на то гражданина; 2) условия труда не соответствуют правам и нормам по охране труда; 3) предлагаемый заработок на ней ниже среднего заработка гражданина, исчисляемого за последние три месяца на последнем месте работы. Это положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышает уровень средней оплаты труда в данный момент. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже уровня средней заработной платы на территории того или иного субъекта РФ.
Органы по вопросам занятости в течение десяти дней со дня регистрации гражданина в целях поиска подходящей работы должны по возможности предложить ожидающему гражданину два варианта подходящей работы, включая работу временного характера. Лицу, впервые ищущему работу, то есть ранее не работавшему, не имеющему профессии (специальности), предлагаются два варианта получение профессиональной подготовки или оплачиваемой работы, включая работу временного характера.
Как вариант содействия в трудоустройстве гражданину может быть предложен план самостоятельного поиска работы.
Оказание безработным гражданам помощи в поиске подходящей работы с учетом наличия в информационном банке данных органов по вопросам занятости вакантных мест (должностей) считается обязательным. При этом не допускается:
направление граждан на рабочие места, находящиеся за пределами транспортной доступности (максимальной удаленности). Транспортная доступность подходящей работы от места жительства гражданина определяется соответствующим органом местного самоуправления с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности;
направление граждан в организации с целью трудоустройства без подтверждения этими организациями наличия у них вакантных рабочих мест (должностей);
приглашение граждан в органы по вопросам занятости чаще одного раза в две недели, кроме случаев, связанных с приглашением по поводу предложения подходящей работы или участия в специализированных программах содействия занятости.
Наряду с этим безработным гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, при ее отсутствии может быть предложено по их желанию участие в оплачиваемых общественных работах.
Правовыми нормами предусмотрены деятельность органов службы занятости в случае невозможности предоставления безработным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой профессиональной квалификации безработных граждан. При таких обстоятельствах им может быть предложено пройти профессиональную подготовку (переподготовку), повысить квалификацию по направлению органов по вопросам занятости. Отметим, что на каждого безработного гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, оформляется личное дело в соответствии с требованиями Министерства труда и социального развития РФ.
Как уже говорилось, очередным этапом в определении статуса безработного является регистрация граждан в качестве безработных. В этих случаях безработные граждане, зарегистрированные в целях получения подходящей работы, в установленный для регистрации их в качестве безработных день предъявляют следующие документы:
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
трудовую книжку или иные документы, подтверждающие трудовой стаж;
документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.
В случае возникающей необходимости гражданам может быть предложено представить дополнительные документы, в частности, о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Лица, впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности), предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и документ об образовании. Инвалиды в дополнение к указанным документам предъявляют индивидуальную программу их реабилитации, выданную государственной службой медико-социальной экспертизы.
Следует сказать, что органы по вопросам занятости имеют право проверять подлинность предъявленных документов.
Регистрация гражданина в качестве безработного происходит на основании решения органов по вопросам занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 календарных дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.
Согласно действующим правовым нормам, безработными не могут быть признаны и зарегистрированы в качестве таковых следующие граждане:
а) не достигшие 16-летнего возраста;
б) лица, которым назначена пенсия по старости (по возрасту, а также за выслугу лет);
в) отказавшиеся в течение 10 дней со дня регистрации в органах по вопросам занятости от двух вариантов подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) в случае двух отказов от получения профессиональной подготовки или от предложений оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды;
г) не явившиеся без уважительной причины в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости на предмет предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также наказанию в виде лишения свободы.
В тех случаях, когда тому или иному гражданину в установленном порядке отказано в признании его безработным, через две недели он имеет право на повторное обращение в органы службы занятости для решения вопроса о признании его безработным. При отказе регистрации в качестве безработного органы службы занятости должны устно или письменно уведомить этого гражданина о принятии такого решения, то есть о причинах отказа.
В обязанности граждан, признанных безработными, как это вытекает из статьи 19 «Порядка о регистрации безработных граждан», входит прохождение перерегистрации в сроки, установленные органом по вопросам занятости, но не реже двух раз в месяц. При этом безработные граждане обязаны предъявить паспорт и трудовую книжку или иные документы, предусмотренные пунктом 14 рассматриваемого Порядка.
Заметим, что за безработными сохраняются все общепризнанные за человеком и гражданином права. Государство установило и дополнительные права и гарантии для этой категории граждан (ст. ст. 27-34 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации»). Как правило, их подразделяют на две группы.
Во-первых, права в области защиты от безработицы:
получение содействия государства в трудоустройстве;
получение помощи в организации своего дела;
возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
временная, но гарантированная государством занятость.
Во-вторых, права на получение материальной и социальной поддержки в период безработицы:
пособие по безработице;
предоставление компенсации работникам, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений;
материальная поддержка на период временной нетрудоспособности;
выплата стипендий в период профессиональной подготовки;
досрочное оформление пенсии по старости;
компенсация затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и др.;
льготное исчисление трудового стажа;
материальная помощь.
Все виды пособий и других выплат безработным подлежат индексации в установленном законом порядке. Кроме того, определенные льготы и компенсации могут быть предусмотрены для безработных граждан коллективными договорами и соглашениями.
Необходимо сказать, что каждое государство (и Россия не является исключением), разумеется, заинтересовано в уменьшении числа безработных граждан и при возможности ликвидации безработицы. Не может или не должен быть гражданин перманентно безработным. Так, статьи 22, 23 «Порядка регистрации безработных граждан» предусматривают основания для снятия их с регистрационного учета. Оно осуществляется в следующих случаях:
1) признание в соответствии с законодательством России о занятости населения граждан занятыми;
2) прохождение профессиональной подготовки, повышение квалификации или переподготовки по направлению органов по вопросам занятости с выплатой стипендии;
3) неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы по вопросам занятости на предмет предложения им подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами по вопросам занятости для регистрации их в качестве безработных;
4) длительная (более месяца) неявка в органы по вопросам занятости без уважительных причин;
5) установление злоупотребления со стороны граждан (сокрытие заработка (доходов), представление документов, содержащих заведомо ложные сведения, а также представление других недостоверных данных для признания безработными и т.д.);
6) переезд в другую местность;
7) осуждение к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;
назначение в соответствии с пенсионным законодательством РФ пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.
Снятие безработных с регистрационного учета осуществляется на основе решения органа по вопросам занятости.
Центры занятости
Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.
Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.
Обязанности и ответственность
О бесплатной юридической помощи
Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.
К обязанностям относятся:
- Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
- предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
- анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
- предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
- приобщение к общественным работам;
- начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
- Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
- в трезвом виде;
- в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.
- Посещение работодателей по направлениям, выданным центром занятости в течение 3-х рабочих дней с момента выдачи. Отказ со стороны безработного от 2-х подходящих мест работы приостанавливает выплату пособия.
- Предоставление достоверных сведений. Если гражданин имеет скрытый доход, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем коммерческой фирмы, то он лишается права на получение пособия. Сокрытие информации считается мошенничеством с вытекающими правовыми последствиями.
При невыполнении обязанностей фонд занятости приостанавливает начисление выплат, сокращает размер пособия в денежном выражении и лишает статуса безработного с полным прекращением финансирования и предоставления льгот и гарантий.
Центр занятости играет роль союзника в трудоустройстве, представляет промежуточный этап между бывшим и будущим работодателем, давая права и гарантии и требуя выполнение обязательств.
2021 zakon-dostupno.ru
Размер пособия
Согласно нашему законодательству, в РФ осуществляются выплаты безработным. Безусловно, этот вопрос их волнует больше всего. Однако, чтобы получать максимальную сумму, необходимо выполнение некоторых условий. Итак, в первые три месяца размер пособия рассчитывается как 75 % от средней заработной платы с последнего места работы. Следующие четыре месяца эта цифра составит 60 %, затем она снижается до 45 %. При этом установлены ограничения: размер пособия не может быть менее 850 рублей и более 4900 рублей. Такие тарифы действуют с 2009 года и по сей день. В будущем ожидается поднятие максимальной суммы до 8000 рублей.
На минимальный размер выплат, согласно закону, регулирующему права и обязанности безработного, претендуют люди, которые трудоустраиваются первый раз. К этой категории также относятся те, кто зарегистрировался в службе после годичного или более перерыва от работы, и лица, трудившиеся у индивидуального предпринимателя. На большую сумму могут рассчитывать уволенные по нарушению дисциплины или по собственному желанию.
Договор подряда и договор оказания услуг – чем они отличаются от трудового контракта?
Как я искала работу через центр занятости
Альтернативой трудовому контракту являются часто используемые в практике договоры гражданско-правового характера (ГПХ):
- об оказании услуг;
- подряда;
- авторский;
- агентский.
Работа по этим видам договором подчиняется нормам гражданского законодательства, в отличие от соглашения, которое лежит в сфере действия Трудового кодекса.
Отличия трудового контракта от гражданско-правовых договоров более детально рассмотрены в отдельной сводной таблице.
Гражданско-правовые договоры зачастую призваны замаскировать обычные трудовые контракты, поскольку имеют ряд ценных преимуществ для работодателя:
- исполнитель по договору ГПХ выполняет порученное ему задание за свой страх и риск, заказчика интересует только конечный результат;
- договор имеет строго определенный срок действия;
- заказчиком после выполнения порученного задания оплачивается только оговоренная сумма, а не все рабочее время, затраченное исполнителем на выполнение работы;
- период действия договора ГПХ засчитывается в страховой стаж работника, но не включается с трудовой стаж;
- заказчик не имеет обязанностей по социальному обеспечению работника, не оплачивает отпуск, время болезни или командировки;
- договор подряда/оказания услуг в любой момент до подписания акта выполненных работ может быть расторгнут по инициативе заказчика;
- исполнитель использует для выполнения работы по договору ГПХ собственное оборудование и материалы.
Это важно знать: Судебная практика: срочный трудовой договор
Важно: за использование договора ГПХ, подменяющего трудовое соглашение, работодатель подлежит наказанию в виде штрафа. Руководитель организации обязан будет уплатить от 10 до 20 тысяч рублей, а предприятие – от 50 до 100 тысяч рублей
Чего нельзя указывать в договоре подряда
Фискальные органы уделяют серьезное внимание правильности оформления договоров подряда и договоров об оказании услуг физическим лицом. Именно эти виды договоров ГПХ чаще всего используются работодателями для сокрытия факта трудовых отношений
Чтобы избежать претензий со стороны контролирующих структур, следует с осторожностью применять термины и формулировки контракта. Целесообразно соблюдение в гражданском договоре следующих условий:
Целесообразно соблюдение в гражданском договоре следующих условий:
- нельзя привязывать работу или услугу к конкретным трудовым функциям, указанию должностей по штатному расписанию;
- необходимо наличие в договоре ГПХ количественных параметров выполняемой работы;
- поручение должно носить не продолжительный, а разовый характер;
- не допускается упоминание о соблюдении работником правил внутреннего распорядка организации;
- для выполнения задания исполнителю не предоставляется рабочее место или необходимое оборудование;
- оплата по договору не должна пересекаться по времени с установленными в компании сроками выплаты зарплаты, не допускается фиксированный гарантированный размер выплат;
- привлечение исполнителя по договору подряда к выполнению сверхурочных работ или направление его в командировку за счет работодателя.
Акт выполненных работ – обязательная часть договора ГПХ
Мнение эксперта
Лебедев Сергей Федорович
Юрист-практик с 7-летним опытом. Специализация — гражданское право. Большой опыт в защите в суде.
Непременным условием правильного составления гражданского договора является оформление акта выполненных работ по завершении предписанного задания
Документ может иметь любую форму, важно наличие обязательных атрибутов:
- название документа;
- дата;
- указание организации-заказчика и данных исполнителя;
- перечисление выполненного объема работ с определенными единицами измерения и величиной денежного вознаграждения;
- подписи и реквизиты исполнителя и заказчика.
Важно: поскольку договор ГПХ заключается на конкретный период времени, для продолжения деятельности исполнителя требуется составление нового договора, с перечислением другого объема работ. Акт приема-передачи оформляется в дополнение к каждому договору подряда
Взыскиваются ли алименты с безработного?
Как известно, в большинстве случаев алименты взыскиваются из расчёта доли от зарплаты отца. Например, на одного ребёнка – 25 %, на двух – 33 %, а на троих – 50 %. Что делать, если у человека, который обязан совершать платежи, нет постоянного дохода? В этом случае рекомендуется получать алименты в твёрдом денежном эквиваленте.
Если отец не работает, не имеет заработка, наиболее целесообразно использовать этот метод. Он позволит не беспокоиться о выплатах, вне зависимости от трудоустройства должника. Получается, что алименты с безработного взыскиваются, но в другом порядке.
Говоря о сумме выплат, нужно отметить, что за основу берётся прожиточный минимум региона, где проживает должник. Это значение изменяется каждый квартал, поэтому следует быть внимательными. Окончательный размер алиментов определяет суд.
Единственным минусом твёрдой денежной суммы является тот момент, что должник может быть устроен на работу неофициально и иметь высокий уровень дохода, при этом оплачивая очень мало. В таком случае следует подать в суд иск о пересмотре суммы алиментов.
Нюансы
Нет трудовой книжки | Положения ТК РФ свидетельствуют о том, что при принятии сотрудника на основное место работы, выполнение соответствующей записи в трудовой книжке является обязательным. Отсутствие такого документа служит основанием для его заведения в течение пятидневного срока. |
Для лиц, являющихся совместителями, записи в трудовой не являются обязательными. Работа совместителей не может быть более 4- х часов в те дни, когда они выполняют свои функции по основному месту трудоустройства.
В выходные они могут привлекаться к совместительству на условиях полного рабочего дня. В итоге, в течение месяца совместительство не должно превышать половины месячного рабочего времени.
Для ИП и ООО Граждане, занимающиеся индивидуальным предпринимательством, вправе принимать на работу физических лиц.
В подтверждение трудоустройства стороны заключают соглашение (контракт), на базе которого выполняется регулирование условий труда, требуемых результатов деятельности и их оплаты.
Заключение соглашения имеет ряд тонкостей:
- у заказчика не возникают обязанности по уплате отчислений в ПФР;
- не подразумевает оплату отпуска или компенсацию время нахождения на больничном;
- не требуется сохранение рабочего места в период декрета работника;
- отсутствует ответственность за задержку выплаты заработка;
- нет потребности в организации рабочего места (предоставлении компьютерной техники).
Заключение договора найма, сторонами которого выступает ИП и физическое лицо, позволяет определить круг выполняемых гражданином функций, за осуществление которых со стороны ИП будет выплачено вознаграждение.
Данный вид не порождает для работников трудовых гарантий и льгот, устанавливаемых ТК РФ. Это означает, что дополнительные выплаты (в т.ч.
премиальные) предоставляются работнику исключительно по желанию ИП. Вместе с тем, со стороны ИП за работника не уплачиваются страховые платежи.
Между физическими лицами Физические лица, не имеющие статуса ИП, права на проставление записей в трудовых книжках не имеют.
Выполнение каких-либо работ физическим лицам оформляется в виде письменного договора. Только те граждане, которые являются предпринимателями, удерживают и перечисляют с дохода работников налоги и страховые взносы, оговоренные ст.
419 НК РФ.
Кадровая документация на работника не оформляется лишь тогда, когда работники осуществляют свою деятельность на основании гражданско-правовых договоров, не порождающих возникновение трудовых отношений.
Без прописки Отказать соискателям в трудоустройстве по тем основаниям, которые не отнесены к их профессиональным качествам, невозможно в силу ст. 64 ТК РФ. В качестве таковых можно считать отсутствие данных о прописке и регистрации. В связи с этим отказ от трудоустройства лицу, имеющему прописку в ином городе, не допускается.
Многие работодатели нарушают указанное положение. При получении отказа в трудоустройстве, кандидат на должность может запросить у работодателя письменное обоснование принятого им решения. При наличии такого документа полученный отказ может быть обжалован.
Новые возможности
Как уже было отмечено, центры занятости определяют права и обязанности безработного. В этой связи у неработающего человека есть возможность получить новую специальность. На практике это можно сделать, ведь в каждом таком учреждении постоянно обновляется список профессий, на которые предлагают обучиться. В большинстве случаев это рабочие специальности или что-то вроде бухгалтерского учёта. Однако если человек не намерен стать слесарем или экономистом, есть возможность организовать другие курсы.
Сотрудники службы занятости собирают заявки людей о желаемых профессиях и, как только собирается определённая группа, приступают к обучению. Причём во время освоения новой специальности выплачивается стипендия, что не может не радовать.
Статус “безработный”: определение и условия присвоения
Статус безработного — это положение гражданина, при котором он лишился официального источника дохода в связи с потерей работы. Данное обстоятельство должно быть подтверждено документами (приказ об увольнении, запись в трудовой книжке), проверено ведомственными органами и зафиксировано в Центре занятости.
Для присвоения статуса следует обратиться региональную инспекцию по делам трудоустройства граждан с заявлением о постановке на учет в ЦЗН в качестве безработного.
Важно! До начала 2021 года оформить заявку можно онлайн через портал “Госуслуг”. Если ситуация с коронавирусом не улучшится, сроки могут быть продлены.
У соискателя не должно быть действующих трудовых отношений с работодателями, и, соответственно, финансового дохода за оказание работ и услуг. При несоблюдении этих двух обязательных условий статус безработного не будет предоставлен.
Обратившийся может также узнать об открытых вакансиях и уведомить специалиста биржи труда о желании найти новую работу.
Субсидии для безработных
Как ни странно, государство помогает неработающему населению не только выплатами пособий. Так, для такой категории граждан предлагаются субсидии на оплату коммунальных платежей. Они даются в случае затруднительной ситуации и отсутствия задолженности по прошлым платежам. Чтобы получить такую субсидию, нужно представить необходимые документы и декларацию о доходах.
В некоторых областях нашей страны безработным доступна помощь в открытии своего дела. Чтобы её получить, нужно пройти специальный курс лекций, тестирование и составить бизнес-план. Субсидия выдаётся только в том случае, если комиссия найдёт этот план перспективным.
Можно сделать вывод, что правовой статус безработного определяется отсутствием постоянного дохода и заработка. Помимо этого у этой категории населения есть не только права, но и обязанности, которые нужно исполнять.
Что с пособием по безработице?
Решение о назначении пособия по безработице примут одновременно с решением о признании гражданина безработным. О размерах и сроках выплаты пособия уведомят в электронной форме. В постановлении изложен порядок и сроки начисления и выплаты пособия по безработице различным категориям граждан.
Также указано, что в случае получения пособия по безработице обманным путём его сумма подлежит возврату в добровольном или судебном порядке. По всем таким случаям соответствующие материалы будут передаваться в правоохранительные органы.