Право и правовой статус подростка
По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства. Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.
Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.
Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак о. Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.
Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.
Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.
Рассмотрим несколько определений «прав человека»:
С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях».
«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».
Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.
Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.
Гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
Дееспособность связана не только с возможностью осуществлять права и нести обязанности, но и с ответственностью за свои действия. И закон специально оговаривает особенности, которые имеет гражданско-правовая ответственность несовершеннолетних.
В отличие от малолетних, за все действия которых отвечают законные представители (если, конечно, не докажут, что обязательство нарушено не по их вине), подростки в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет сами отвечают по обязательствам, возникшим в результате сделок, которые они имеют право совершать. Имущественная ответственность несовершеннолетних граждан по заключенным ими договорам будет такой же, как у взрослых.
Также нужно сказать, что достигшие 14 лет подростки несут самостоятельную ответственность и в тех случаях, когда своими действиями причиняют вред кому-либо. Однако в отличие от взрослых, то есть лиц старше 18 лет, если у подростка нет ни своих доходов, ни средств, ни имущества в достаточном количестве, чтобы возместить причиненный ущерб, недостающую часть возмещают родители, попечители или другие лица, выступающие в качестве представителей несовершеннолетних. Если таких лиц нет, а подросток находится в учреждении для детей-сирот, то материальную ответственность будет нести администрация такого учреждения. Освобождение от материальной ответственности может быть лишь в случаях, если представители докажут, что нет никакой их вины в причинении вреда.
Ответственность представителей прекращается также ещё в трёх случаях:
- когда подросток достигает 18 лет, получает полную дееспособность и начинает сам за себя отвечать;
- когда у несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет появляются доходы или имущество, позволяющее самостоятельно возместить причинённый ущерб;
- когда подросток проходит процедуру эмансипации.
Документы, отражающие права подростка
Права и свободы человека и гражданина нашли закрепление в международно-правовых документах (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.), в конституциях государств и внутренних законодательных и иных нормативных актах. Развитие концепции прав человека привело к тому, что права ребенка были выделены в особую категорию.
Основными международными документами по защите прав ребенка являются:
- Всеобщая декларация прав человека;
- Декларация прав ребёнка;
- Конвенция ООН о правах ребёнка;
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.
Права и обязанности ребенка отражены в следующих нормативных документах федерального уровня:
- Конституция РФ;
- Гражданский кодекс;
- Семейный кодекс РФ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;
- Закон РФ «Об образовании».
В течение 10 лет (с 1979г. по 1989г.) специалисты многих стран мира, участвовавшие в Комиссии ООН по правам человека, разрабатывали текст нового положения о правах ребенка, в котором бы максимально учитывались все стороны жизни ребенка в обществе. Этот документ получил название Конвенции о правах ребенка, и был принят Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.
Согласно Конвенции, основным принципом защиты прав детей является признание приоритета интересов детей. Особенно выделяется требование особой заботы общества о социально уязвимых группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, и т.п.
Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Если будут соблюдаться все потребности и права ребенка, то мы получим счастливого, здорового, умного, образованного, талантливого гражданина.
В соответствии с этими принципами:
- Ребенок имеет право на жизнь и здоровое развитие.
- Ребенок имеет право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи.
- Ребенок имеет право на свободу личности, свободу мысли, совести и религии. Это право включает в себя свободу выражать свое мнение в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или с помощью других средств по выбору ребенка.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм физического или психологического насилия, эксплуатации, оскорбления, небрежного или грубого обращения как со стороны родителей, так и законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.
- Ребенок, лишенный своего семейного окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
- Ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества.
- Ребенок имеет право на здравоохранение и социальное обеспечение, включая социальное страхование.
- Ребенок имеет право на образование, которое должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.
- Ребенок имеет право пользоваться родным языком, исповедовать религию своих родителей, даже если он принадлежит к этнической, религиозной или языковой группе, которая в данном государстве составляет меньшинство.
- Ребенок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
- Ребенок имеет право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, либо наносить ущерб физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.
- Ребенок имеет право на защиту от всех форм эксплуатации и совращения.
- Государства-участники обеспечивают, чтобы ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания; ни один ребенок не был лишен свободы незаконным или произвольным образом; каждый лишенный свободы ребенок имел право на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи.
- Государства обязуются принимать меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.
- Государства обязуются уважать и соблюдать нормы международного гуманитарного права в отношении детей, попавших в зону вооруженного конфликта. Государства принимают все возможные меры для того, чтобы лица младше 15 лет не принимали прямого участия в военных действиях.
Общество меняется и развивается, будет меняться и развиваться, а, следовательно, меняются и представления людей о своих правах.
Конвенция о правах ребёнка утвердила ряд важных социально-правовых принципов. Главный из них – признание ребёнка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не как «придаток» своих родителей, опекунов или попечителей.
Права ребенка в сфере образования
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан, в том числе ребёнка в Российской Федерации.
Каждый ребёнок в соответствии с нормами законодательства обладает следующими правами в области образования: на уважение своего человеческого достоинства; на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования; выражать своё мнение при выборе родителями формы образования и вида образовательного учреждения; на уважение и свободное выражение своих мнений и убеждений; на перевод в другое образовательное учреждение; на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей.
Более подробно права учащихся в образовательном процессе регламентируются Уставом образовательного учреждения.
Также следует отметить, что в образовании и образовательном процессе важны не только гарантии на самообразование, но и соблюдение в рамках образовательного процесса и других прав ребёнка.
Эмансипация несовершеннолетних
В ряде случаев несовершеннолетний, достигший 16 лет, может получить полную дееспособность и быть приравненным по всем своим правам к взрослому. В этом случае он не только может самостоятельно совершать любые сделки, но и сам несёт полную материальную ответственность за любые свои действия или решения.
Эмансипация по гражданскому праву допускается в следующих случаях:
- когда несовершеннолетний официально трудоустраивается, и с ним заключается трудовой контракт;
- когда он с согласия законных представителей начинает заниматься предпринимательством. Здесь нужно отметить, что законодательство не содержит прямого указания на то, с какого возраста гражданин может получить статус ИП. Судя по тому, что закон о государственной регистрации юридических лиц и ИП в перечне документов предусматривает и такие, как нотариально заверенное согласие родителей, получить такой статус теоретически можно с 14 лет.
Эмансипация осуществляется органом опеки с согласия законных представителей несовершеннолетнего, а если они против – то в судебном порядке.
Помимо трудовой и предпринимательской деятельности законодательство предусматривает и ещё один случай, когда человек, не достигший 18 лет, может получить полную дееспособность. Это касается вступления в брак. В России по закону это можно сделать с 16 лет, однако в ряде регионов допускается снижение до 14 лет.
Любопытно, что в том случае, если брак был расторгнут, статус дееспособного за гражданином сохраняется. Однако если брак был через суд был признан недействительным, муж или жена, не достигшие 18 лет, могут быть возвращены к прежнему статусу несовершеннолетнего.
Исследование уровня правовых знаний обучающихся 7 -8 классов
Цель опроса — выявить степень осведомленности обучающихся об их правах и обязанностях, провести сравнительный анализ уровня правовой грамотности среди обучающихся 7 и 8 классов ; проверить знание ребятами документов , отражающих их права и обязанности,; исполнение ребятами своих обязанностей, соблюдение прав ребенка в данном учебном учреждении.
Итоги анкетирования
Для выяснения осведомленности моих сверстников о своих правах и обязанностях , нами была проведен анкета. в которых приняли обучающиеся 7-8 классов.(см. приложение)
С целью определения потребностей детей и родителей в правовом просвещении проведено анкетирование «Твои права и обязанности».
75% детей знают свои основные права и обязанности, оставшиеся 25% детей, знают свои права и обязанности недостаточно.90% процентов считают , что исполнение своих обязанностей и требование соблюдения своих прав одинаково важно. На вопрос «Считаете ли вы, что вам необходимо знать о своих правах?» — все респонденты ответили «да».
84%ребят ответили положительно на вопрос об уважении их прав как ребенка дома , в семье. 76% в анкете заявили, что узнают о своих правах и обязанностях от родителей и учителей. Только 50 % респондентов смогли назвать документ, защищающий права ребенка. На вопрос о соблюдении прав ребенка в школе 76% ребят ответили положительно, 24 % испытывали затруднение при ответе на данный вопрос
По результатам анкетирования родителей мы выяснили, что взрослые считают, что правовые знания нужны детям.
Во время работы над проектом с обучающимися были проведены познавательная игра «Правовой лабиринт» и час правовых знаний «Знать, чтобы не оступиться». Был проведен интернет-урок «Имею право знать».
Заключение
Участники получили необходимые знания, умения, навыки в области прав и свобод человека, познакомились с правозащитными организациями (адресами и направлениями их деятельности в области защиты прав и свобод человека). Данный проект дал возможность подросткам получить базовые знания в области правовой самозащиты.
Реализация проекта «Права подростка в современном обществе» позволила: расширить у подростков область правовых знаний и навыков и умение применять их в различных жизненных ситуациях; приобрести практический опыт применения своих прав; помочь в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка.
Познакомившись со своими правами и некоторыми обязанностями, мы предлагаем выработать свой Кодекс класса, выбрав только те предложения, которые приемлемы для вашего класса:
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Быть лично ответственным за свои слова и поступки.
- В классе должна существовать дружба между мальчиками и девочками .
- В классе все равны независимо от национальности, пола и убеждений.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать других.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее.
- Нужно быть лично ответственным за свои слова и поступки.
- Следить за порядком и чистотой не только на своей парте, а в классе и школе.
Работа над проектом протекала интересно и увлекательно.
Тема эта достаточно актуальна и не нова, однако, я надеюсь, что своим проектом я помогу тем, кто только начинает углубляться в эту тему. Эта работа призвана помочь подросткам в самостоятельном решении конкретных жизненных ситуаций, связанных с нарушением прав ребенка
Список используемых источников
- Абрамов В.И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка» Государство и право. 2006. №6.
- Абрамов В.И. Правовой статус ребенка Современное право. 2005. №9.
- Всеобщая декларация прав человека
- Декларация прав ребенка
- Конвенция о правах ребенка
- Конституция РФ
- Лебедев О.Е., О соблюдении прав детей в образовательных учреждениях Российской Федерации. 2011
- Мастыкина И. Проблемы защиты прав детей в Poccии 2004 г
- Немытина М.В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2
- Д.Н. Ушаков Словарь современного русского языка 2013
- Федеральный закон «Об образовании»
Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:
Расторжение трудового договора с несовершеннолетним сотрудником
Согласно ст.269 ТК РФ, работникам в возрасте до 18 лет при расторжении трудового договора предоставляются дополнительные гарантии.
Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работодателя* помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
*За исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности ИП.
Кроме того, согласно п.6 ст.9 Федерального закона от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», работникам:
- детям-сиротам,
- детям, оставшимся без попечения родителей,
высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.