Что делать и куда жаловаться на бездействие судебного пристава

К сожалению, не всегда служба судебных приставов исполняет судебные решения столь быстро, эффективно и правомерно, как хотелось бы — по разным причинам. Баланс прав и интересов должника и взыскателя может оказаться несоблюденным вследствие неправильных действий пристава, в том числе — принятия незаконного постановления, акта и т.д.

Возможностей обжалования действий/бездействия пристава несколько. Можно подать жалобу:

  • в порядке подчинения (т.е. вышестоящему судебному приставу),
  • в прокуратуру или обратиться в суд (ст. 19 Федерального закона «О судебных приставах» № 118-ФЗ от 21.07.1997).

Что такое жалоба в порядке подчиненности?
Универсальный способ, наиболее быстрый и целесообразный для того, чтобы высказать недовольство текущими и организационными вопросами деятельности пристава, когда еще никаких серьезных нарушений не произошло, и глобальных последствий (таких, как причинение ущерба, невозможность дальнейшего исполнения решения суда) не наступило. Например, пристав необоснованно медлит с осуществлением исполнительского действия, и исправить это можно буквально в течение нескольких дней.

Это жалоба непосредственному руководителю пристава, вышестоящему лицу.

На рядового пристава-исполнителя можно пожаловаться старшему приставу отдела, на старшего пристава — главному судебному приставу субъекта РФ, далее — главному судебному приставу РФ. ( ст. 123 ФЗ «Об исполнительном производстве» № 229-ФЗ от 02.10.2007).

Что делать, если судебные приставы бездействуют

В соответствии с п. 1 ст. 12 ФЗ № 118 «О судебных приставах», на приставов-исполнителей возложена обязанность по принятию мер для исполнения выданных судом исполнительных документов. Отсутствие фактического исполнения еще не означает, что приставом не предпринимаются необходимые меры. Решение может неисполняться и по объективным причинам, независящим от пристава. Меры могут применяться должностными лицами ОСП как по собственной инициативе, так и по заявлению заинтересованных лиц – взыскателей.

Первое, что следует предпринимать взыскателю при предполагаемом бездействии – это обратиться к приставу с целью ознакомления с материалами исполнительного производства. Если по результатам ознакомления будет выявлено отсутствие применения исполнительных действий или мер принудительного исполнения, взыскателю необходимо подать ходатайство об их применении. Они могут быть поданы на любой стадии производства. В 10-дневный срок пристав обязан его рассмотреть и принять по нему решение, вынеся постановление.

Если, несмотря на ходатайства, пристав продолжает бездействовать, следует обжаловать его поведение.

Общие правила составления обращения

Лицо, чьи права были нарушены некомпетентной работой служителей закона, пишет жалобу, которая оформляется в письменном виде. Можно в рукописном виде или же отпечатать на компьютере. Закон не предусмотрел четко установленного образца оформления. Тем не менее, есть определенные общие требования:

  • Наименование лица, органа, куда направляется обращения;
  • Паспортные данные заявителя;
  • Контактный номер телефона;
  • Ф.И.О. судьи, неправомерные действия которого стали поводом для обращения;
  • Изложение фактов нарушений с обязательной ссылкой на конкретные нормы закона;
  • Требования для восстановления нарушенных прав;
  • Дата составления жалобы с подписью заявителя.

В общем порядке заявление должно быть составлено в двух экземплярах. Один направляется в соответствующую инстанцию на рассмотрение, второй остается на руках у заявителя. Именно на этом экземпляре делается пометка о приеме с указанием даты.

Основания для жалобы на сотрудника ФССП

Бездействием следует считать неисполнение должностным лицом ОСП возложенных на него функций. Основанием для жалобы на должностное лицо ОСП может послужить любой факт непринятия им предусмотренных законом мер для своевременного и полного исполнения решения суда. Ключевым основанием будет отсутствие сведений о совершении действия в материалах ИП.

Обратите внимание!

Факт неисполнения документа не может быть квалифицирован как бездействие пристава, если в рамках производства им были предприняты все исполнительные действия и меры принудительного исполнения, но местонахождение должника либо его имущества установлено не было.

Примеры бездействия:

  • неналожение ареста на имущество должника, если сумма долга превышает 3 тыс. рублей;
  • ненаправление запросов в Росреестр, ГИБДД, ФНС, ПФР для получения информации о зарегистрированном имуществе, открытых счетах, месте трудоустройства;
  • неприменение в отношении должника временных ограничений на выезд за пределы РФ или на использование специального права;
  • непроведение проверки имущественного положения по месту проживания должника;
  • необъявление должника или его имущества в розыск, если сумма долга превышает 10 тыс. рублей и удовлетворены иные условия для его объявления;
  • несообщение начальнику органов дознания о наличии признаков преступления.

Куда обращаться с жалобой

Судьи являются независимыми, поэтому обращаться с жалобой на их неправомерные действия в полицию или прокуратуру бесполезно – там просто не примут ваше заявление. Бесполезно также пытаться воздействовать на судей через СМИ – в лучшем случае публикации будут проигнорированы, в худшем – расценены как давление на суд с последующими санкциями.

Жалобу на судью необходимо подавать в специально созданные для этого инстанции. Куда именно – зависит от сути претензии и статуса судьи.

В судейскую комиссию следует подавать жалобу до начала процесса, когда судья спрашивает, согласны ли стороны решать свой конфликт под его юрисдикцией. Если нет, то заявителю надо обосновать свое решение. Например, это могут быть родственные связи судьи или его пристрастность по похожим делам.

В случае наличия жалобы члены коллегии удалятся на совещание, а затем огласят свое решение. Оно будет окончательным.

Если процесс уже идет, но судья ведет себя неподобающе, то пожаловаться на него можно:

  1. Председателю судебной инстанции. Узнать, кто именно из судей занимает этот пост, можно на стенде с информацией или официальном сайте. Чаще всего председатель рассматривает жалобы на нарушение судебной процедуры. Например, если судья затягивает процесс или игнорирует участника разбирательства.
  2. Сотрудникам правоохранительным органов. Это возможно, если ответчик находится под арестом и просто физически не может попасть на прием к председателю. В таком случае приставы или полицейские передадут ходатайство или жалобу председателю суда либо коллегии.
  3. В судейскую комиссию. Если отвод заявляется председателю суда, или он пока недоступен, то жалобу заявителя рассматривает коллегия. Они назначат расследование и рассмотрят все аспекты конкретного судопроизводства. Жаловаться можно на оскорбления, неподобающее поведение, пристрастное отношение.
  4. В квалификационную коллегию. Это нечто вроде СРО, но только среди судей. От них зависит, будет ли конкретный человек дальше занимать должность вершителя правосудия. Обращаться можно по любому поводу.

Если же конфликт возник с арбитражным судьей, то с жалобой можно обратиться через онлайн-сервис. Если использовать этот сайт, то нет необходимости дополнительно подавать жалобу через канцелярию или отправлять ее письмом. Электронное обращение по силе равно письменному.

Пожаловаться в режиме онлайн можно только на арбитражных судей. В случае подачи жалобы на мирового или районного судью через интернет необходимо продублировать документ в письменном виде, переслав его по почте или нарочным.

Подавать жалобы может как ответчик, так и истец, в том числе через своего адвоката. Гражданство и социальный статус заявителя не имеют значения.

Нужно отметить, что в реальности отвод судьи на основании жалоб производится крайне редко. Однако подать жалобу стоит. Как правило, после этого судья становится более ответственным, чтобы избежать подобных неприятностей в будущем.

Куда жаловаться если приставы бездействуют

Существует несколько инстанций, в которые взыскатель вправе направить жалобу на действия пристава-исполнителя:

  1. В порядке подчиненности – старшему судебному приставу. Если ответ начальника ОСП по жалобе не удовлетворяет взыскателя, он вправе обратиться к главному приставу субъекта, а на его постановление – к главному приставу РФ.
  2. В орган общего надзора – районную прокуратуру. Прокуроры рассматривают жалобы, содержащие сведения о нарушении законодательства, независимо от характера нарушения.
  3. Оспаривание бездействия в суде общей юрисдикции. Подается в суд по месту расположения ОСП, в котором работает должностное лицо, чье бездействие оспаривается.

Как правильно подать жалобу?

Такая жалоба может быть подана в течение 10 дней после того, как приставом совершено действие, кажущееся вам неправомерным, или после того как обнаружилось неправомерное бездействие. В ней следует указать все данные как пристава, так и лица, подающего жалобу, описать, что именно кажется Вам неправильным и почему (желательно сослаться на нормы закона), указать свои требования, т.е. в чем вы видите возможный выход из ситуации: совершение приставом действия, отмена постановления и тп. Впрочем, можно указать и просто требование провести служебную проверку в отношении указанных действий пристава.

Оспаривание бездействия судебного пристава в суде

Судебное оспаривание – действенная форма жалобы, так как позволяет не только признать бездействие пристава незаконным, но и заявить иные связанные с производством требования.

Обратите внимание!

Согласно ст. 441 ГПК, бездействия приставов обжалуются в порядке, предусмотренном законодательством об административном судопроизводстве. Согласно ст. 218 КАС, если гражданин полагает, что его права, интересы или свободы нарушены бездействием пристава, он подает в суд административное исковое заявление.

Как подать в суд на бездействие судебных приставов

При обжаловании бездействия пристава, заинтересованное лицо составляет исковое заявление, которое согласно ст. 220 КАС должно содержать:

  • наименование суда, в который подается;
  • ФИО истца, его почтовый адрес и контакты;
  • наименование, должность ответчика;
  • наименование ОСП, в котором ответчик осуществляет свои функции;
  • дата или период оспариваемого бездействия;
  • сведения о том, в чем заключается бездействие;
  • сведения о правах и свободах, которые в результате нарушаются таким бездействием;
  • НПА, на соответствие которым следует проверить поведение пристава;
  • сведения о подаче жалобы в порядке подчиненности;
  • требования о признании бездействия незаконным и иные требования: обязать совершит конкретные исполнительные действия, отменить постановление о прекращении производства.

К иску прикладываются документы, обосновывающие позицию и требования заявителя: материалы дела, ответы пристава на ходатайства. Пакет документов может быть подан в суд лично заявителем, через представителя либо по почте. При наличии функционала на сайте суда, документы могут быть направлены в электронном виде.

Обратите внимание!

Заявители освобождены от уплаты госпошлины при подаче административного иска.

СМИ

Жаловаться надо грамотно

Обзор почты ВККС РФ

Право гражданина защищать свои права предусмотрено Конституцией России. Защищать в суде. Защищать, оспаривая решения суда. Защищать, жалуясь на судей.

Каждая жалоба — это нерв чьей-то жизни. Возможно, для человека, написавшего ее, она — последний шанс получить помощь, решить свою проблему.

Именно поэтому авторы жалоб обязаны хотя бы ради собственных интересов заботиться о том, чтобы жалоба содержала точные факты, направлялась в нужный адрес тому органу судейского сообщества или государственному органу, в полномочиях которого решать поставленный вопрос.

Ежегодно Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации получает около 10000 жалоб, обращений с критикой в адрес судей.

Но в этом массиве почты писем «по делу», то есть таких, которые бы непосредственно относились к полномочиям Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и обязывали коллегию к принятию конкретных мер, едва ли наберется сотая часть.

Анализ большинства писем приводит к устойчивому выводу о том, что их авторы не имеют сколько-нибудь внятного представления о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, ее социальной роли, задачах, полномочиях, наконец, о том, имеет ли она возможности всегда решать вопросы только так, как требуют заявители.

Эта расплывчатость представлений видна уже из того, как к нам обращаются: «Квалификационная коллегия ВС РФ», «Квалификационная комиссия ВС РФ», «Высшая Судебная Коллегия РФ», «Квалификационная комиссия Коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ».

Общим в этих ошибочных написаниях является то, что авторы писем, очевидно, считают Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации либо неким органом Верховного Суда Российской Федерации либо надсудебным органом, имеющим чрезвычайные полномочия. Как пишет один из авторов, «пользуясь правом Высшей квалификационной коллегии судей, равным праву судов второй и третьей инстанций…».

Симптоматична сама форма ряда обращений в коллегию: больше всего она напоминает судебный иск. Явственно видно, что авторы таких обращений надеются на Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации как некий «орган власти, контролирующий правильность использования российских законов за судами…».

Отметим, что подобное представление о Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (далее ВККС — Ред.) авторы писем распространяют и на квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации (далее ККС субъектов РФ — Ред.), правда, с меньшим уровнем ожиданий и надежд на удовлетворение своих претензий и требований.

Обратимся к установлениям закона.

ВККС в соответствии с Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» — это один из органов судейского сообщества всей страны. Восемнадцать членов коллегии — судьи избираются тайным голосованием Всероссийским съездом судей. Десять членов коллегии — представители общественности назначаются Советом Федерации Федерального Собрания также в результате тайного голосования. Член коллегии — представитель Президента Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации. Все 29 членов коллегии представляют различные регионы страны. Их общие задачи определены ст. 4 упомянутого закона и обширны: содействие в совершенствовании судебной системы и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности; утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

ВККС осуществляет деятельность коллегиально, гласно, при соблюдении принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. ВККС, отчитываясь перед съездом судей за четырехлетнюю работу, не подотчетна ни ему, ни иным органам за принятые решения (ст. 5 упомянутого закона). Решения ВККС можно оспорить только в суде. (Так как данный текст готовился до принятия Федерального конституционного закона «О Дисциплинарном судебном присутствии» в нем не могли быть учтены новые законодательные реалии — Ред.) Как орган судейского сообщества, участвующий в судейском самоуправлении, ВККС в определенной мере обладает некоторыми государственно-властными полномочиями, но не может ни изменять, ни отменять судебные решения, а также не уполномочена «контролировать правильность использования законов».

Более того, поскольку статьи 9 и 10 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» прямо запрещают «всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия», постольку вывод предельно ясен: этот запрет касается и ВККС.

ВККС как часть системы органов судейского сообщества в соответствии со статьей 9 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» участвует в обеспечении независимости судьи.

Этими задачами и принципами деятельности и определяется содержание и характер полномочий и деятельности ВККС, как, впрочем, и ККС субъектов РФ.

Но как понимают задачи и полномочия ВККС граждане? Какова тематика их обращений? Это, по сути, определяет: что от нас хотят, чего ждут от квалификационных коллегий судей?

Без внимания граждан не остается процесс рекомендации и назначения судей. В ВККС приходят письма, в которых содержатся различные утверждения о фактах жизни и деятельности претендентов на судейские должности, как правило, фактах негативного свойства. От коллегии иногда прямо требуют преградить путь в судьи тому или иному гражданину, в большинстве случаев претендующему на должность мирового судьи или судьи районного и городского суда.

Вновь обратимся к закону.

В соответствии с подпунктами 1, 2, 3 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС объявляет в средствах массовой информации об открытии вакантных должностей председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, окружных (флотских) военных судов, а также рассматривает заявления кандидатов на вакантные должности в данных судах и представляет соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации и Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации свои заключения. В тех случаях, когда вакантными становятся должности председателей высших судов и их заместителей, ВККС также рассматривает заявления кандидатов на эти должности и свое заключение представляет Президенту Российской Федерации.

Следовательно, ВККС не вправе рассматривать обращения в отношении претендентов на должности в других судах, это — прерогатива ККС субъектов РФ. Как гласит пункт 1 статьи 19 упомянутого закона, ККС субъектов РФ принимают мотивированные решения в отношении судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, арбитражных судов субъектов РФ, мировых судей, судей районных судов (в том числе, председателей и заместителей председателей районных судов), гарнизонных военных судов, действующих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Это значит, что только ККС субъекта РФ вправе давать заключения о рекомендации какого-либо лица на должность судьи в соответствующем суде либо об отказе в такой рекомендации, предварительно рассмотрев заявление и сопутствующие материалы. Это значит, что ВККС, получая письма граждан о неблаговидных деяниях претендентов на должности судей районных, городских, областных и равных им судов, обязана пересылать их либо в ККС субъекта Российской Федерации либо председателю соответствующего суда. Это установление закона реализуется в повседневной практике ВККС.

ВККС работает во взаимодействии с ККС субъектов РФ, осуществляя обмен информацией и опытом, товарищеское сотрудничество, но не руководство. Это обусловлено Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», в котором статьи 17 и 19 при одинаковости компетенции четко разграничивают полномочия ВККС и ККС субъекта РФ в соответствии с уровнем суда.

Авторы писем, недовольные теми или иными контактами с ККС субъектов РФ, требуют от ВККС «провести служебную проверку деятельности ККС», «изменить решение ККС». Такого рода действия могли бы быть предприняты, если бы ККС субъектов РФ были подчинены ВККС по так называемой вертикали власти. Но законом не предусмотрены отношения подчинения между органами судейского сообщества. В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» ВККС ограничивает свои полномочия в отношении ККС тем, что «знакомится с работой квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, заслушивает сообщения их председателей о проделанной работе и дает рекомендации, направленные на совершенствование деятельности указанных коллегий; изучает и обобщает практику работы квалификационных коллегий судей, организует учебу членов этих коллегий». Реализуя эти полномочия, ВККС, в частности, ежегодно проводит семинары-совещания с председателями квалификационных коллегий судей.

Расширение в последнее время компетенции и полномочий ВККС выразилось, в частности, в том, что Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ в пункт 2 вышеупомянутой статьи 17 внесен подпункт 10.1, согласно которому ВККС «рассматривает жалобы на решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации». Но подчеркнем, на решения, а не на любые письма из ККС, даже если они только и содержат что разъяснения законодательства. Как говорится, при всем желании нельзя признать решением ККС ответ председателя ККС, в котором с учетом норм законодательства обосновывается невозможность вмешательства ККС в процессуальную деятельность судьи или отмены принятого судом решения.

Когда авторы писем просят и требуют от ВККС «обязать председателя ККС…», «указать ККС…», ВККС РФ может только констатировать невозможность выполнения таких просьб или требований в связи с их несоответствием закону. Совершенно очевидно, что ВККС не вправе и не будет требовать или просить ККС субъекта РФ совершать какие бы то ни было действия, выходящие за рамки полномочий ККС или связанные с нарушением закона.

Находится немало заявителей, которые в качестве веских аргументов присылают в ВККС вырезки публикаций в местной печати.

Действительно, подпункт 2.2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» и подпункт 1.3 пункта 2 статьи 19 этого же закона обязывают соответственно ВККС и ККС субъектов РФ проводить проверки опубликованных в СМИ сведений о поведении судьи, не соответствующем требованиям, предъявляемым Кодексом судейской этики, и подрывающем авторитет судебной власти.

Эта важная новелла, введенная Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ, повышает значение материалов в прессе, как носителей фактов, но и содержит существенную оговорку: проверка проводится в том случае, если заключение о рекомендации на должность судьи давалось этой коллегией. Следовательно, публикации о судье, которому рекомендации давала ККС Н-ской области, и проверяться должны этой же ККС, а никакой другой.

Требования провести оценку знаний, профессионального уровня судьи, его соответствия служебным критериям нередко присутствуют в обращениях граждан.

Естественно, что элементы оценки в той или иной мере всегда сопутствуют любому анализу деятельности судьи, который проводится квалификационными коллегиями судей в связи либо с рекомендацией на вакантную должность, либо с рассмотрением представления о дисциплинарном взыскании, либо с представлением к государственной награде или в связи с другими вопросами..

А квалификационная аттестация, результатом которой является присвоение судье более высокого квалификационного класса или оставление в прежнем классе, — одно из важных полномочий квалификационных коллегий судей. Решение о присвоении одного из шести квалификационных классов принимается с учетом должности судьи, его стажа работы и результатов судейской деятельности. Повод к аттестации — представление председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также в ряде случаев заявление самого судьи. Например, на каждом заседании ВККС оцениваются десятки кандидатур на присвоение квалификационного класса. И не все представления удовлетворяются.

Суть квалификационной аттестации — оценка работы судьи самим судейским сообществом. Но, конечно же, квалификационная коллегия судей вправе учитывать при этом проверенную достоверную информацию из любых источников.

Письма граждан в ВККС пестрят сетованиями на то, что судьям «рекомендуют решения сверху», «судьям подсказывают», «на судей оказывают давление». Парадоксальными на этом фоне выглядят большинство требований и просьб к ВККС авторов писем, поскольку их суть в самом кратком виде такова: вмешайтесь в деятельность суда!

Как иначе можно расценить такие, например, строки из писем?

«Прошу отменить судебные постановления судей первой и второй инстанции и надзорной и принять новое постановление, не передавая дело на новое рассмотрение», «вынести решение по моему заявлению в форме судебного постановления», «прошу приговор отменить, дело передать другому судье с резолюцией «оправдать немедленно», «прошу вынести протест на приговор районного суда», «прошу вынести постановление о рассмотрении жалобы в порядке надзора», «инициировать рассмотрение в надзорном порядке моей жалобы», «незамедлительно назначить дело к слушанию в кассационной коллегии», «обязать суд назначить судебное заседание с обеспечением моего личного участия», «оказать содействие и правовую помощь в переквалификации инкриминируемой мне статьи», «обязать суд выслать мне копию определения», «послал надзорную жалобу в Верховный Суд России и прошу вас представлять мои интересы в суде», «обязать мирового судью исполнить положение ст.199 ГПК РФ о скорейшем написании решения по делу», «защитить право сельхозкооператива на ведение хозяйственной деятельности, отменив арест на имущество», «признать вынесенное определение незаконным и дать распоряжение на восстановление нас на работе».

Подчеркнем, принятия всех этих мер граждане ждут не от судов, а от ВККС. Понимая всю серьезность тех жизненных ситуаций, в которых очутились авторы этих писем, приходится тем не менее сами эти требования признать утопичными, поскольку они совершенно не соответствуют установленным законом полномочиям ВККС и ККС субъектов РФ. Ни одно из них не подразумевает какого-либо влияния ВККС или ККС субъекта РФ на деятельность суда, организацию судопроизводства, процессуальную деятельность судьи и применение им норм материального права. Ни ВККС, ни ККС субъекта РФ не вправе отменять судебные решения, назначать дела к слушанию, переквалифицировать статьи, выступать представителем какой-либо стороны в процессе, обязывать судью назначать заседания и т.д. и т.п. Все эти вопросы, проблемы должны решаться в установленном процессуальным законом порядке. С сожалением приходится констатировать, что обращения граждан и юридических лиц в квалификационные коллегии судей по вопросам, находящимся в компетенции государственных органов не только судебной, но законодательной и исполнительной ветвей власти только замедляют рассмотрение и решение этих порой действительно важных проблем.

Нет у ВККС и ККС и функций контроля за деятельностью суда. Поэтому, например, такая просьба заявителя как «взять под строжайший контроль данное уголовное дело для соблюдения законов РФ» и подобные ей, безусловно, остаются и будут оставаться без удовлетворения.

Понятно стремление авторов писем получить правовую поддержку своим критическим оценкам и мнениям. Поэтому они просят «провести экспертную оценку определения судьи», «дать правовую оценку обоснованности и законности выводов и решений, принятых судьей при рассмотрении моей надзорной жалобы», «провести проверку на предмет законности вынесенных судьями определений». Причем, сфера такого интереса выходит далеко за рамки собственно судебной деятельности: «прошу разобраться самостоятельно, поскольку органы предварительного следствия в…полностью вышли из доверия», «провести проверку законности действий судей, прокуратуры, милиции и администрации района», «обратить особое внимание на ведение дел следственными органами, прокуратурой, судами района». И все это ВККС должна делать «немедленно, незамедлительно».

Но ни ВККС, ни ККС субъектов РФ не занимаются экспертной деятельностью, не вправе давать публичные формализованные оценки принятым судебным решениям, ставить их под сомнение или каким-либо другим образом создавать основания или поводы к обжалованию судебных актов.

Для совершенствования применения норм материального и процессуального права, повышения качества судебных актов имеется достаточно возможностей у самой судебной системы, обладающей необходимыми правовыми нормами и процедурами. А органам судейского сообщества делегирована воля всего судейского сообщества или его части давать публичную формализованную оценку действиям судьи в случае нарушения им Закона или Кодекса судейской этики. Если эти нарушения объективно существуют.

В письмах граждан часто звучит тема ответственности судей. Заявители, не ограничиваясь изложением, якобы, совершенных судьями нарушений законов, требуют привлечь их к уголовной ответственности и делают это чаще всего так: «прошу ходатайствовать перед Генеральным прокурором Российской Федерации о возбуждении уголовного дела в отношении судьи», «прошу вашего ходатайства перед председателем Следственного комитета при прокуратуре РФ А. Бастрыкиным о возбуждении уголовного дела в отношении судей». При этом заявители ссылаются на Уголовно-процессуальный кодекс и федеральные законы.

Именно УПК и законы определяют прямо противоположный порядок действий. Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» пунктом 3 статьи 16 установил: «Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается:

— в отношении судьи Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации;

— в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации с согласия квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации.

Мотивированное решение…квалификационной коллегии судей по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации…»

Идентичный порядок формулирует и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации статьей 448.

Поэтому если гражданин считает необходимым привлечение судьи к уголовной ответственности, целесообразно обращаться в Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, который компетентен и полномочен провести проверку утверждений гражданина о нарушениях судьей закона и внести в квалификационную коллегию соответствующее представление.

Нередко авторы жалоб прямо связывают обоснованность привлечения судьи к уголовной ответственности с принятыми им решениями по судебному делу. В таких случаях им принципиально важно учитывать пункт 8 статьи 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»: «При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу…квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий». Поэтому гражданин, обращающийся с подобной просьбой, только потому, что судья принял не устраивающее гражданина решение, но оно законно, должен понимать необоснованность своей жалобы.

Именно обоснований авторских утверждений, мотивированности требований часто недостает авторам тех писем, в которых речь идет о дисциплинарной ответственности судьи: «прошу привлечь председателя квалификационной коллегии судей…к дисциплинарной ответственности», «прошу лишить судью статуса судьи и отстранить от занимаемой должности», «просим, основываясь на законах Трудового Кодекса, привлечь судейский состав к дисциплинарной ответственности за злоупотребление своими должностными обязанностями». При этом в письмах видна убежденность авторов в правоте, основанной, якобы, на знании Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации».

Действительно, ВККС в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» «налагает дисциплинарные взыскания на председателей, заместителей председателей федеральных судов (за исключением районных судов), а также на судей Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и окружных (флотских) военных судов, членов Совета судей Российской Федерации, Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, председателей, заместителей председателей советов судей и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации за совершение ими дисциплинарного проступка».

А ККС субъектов РФ в соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 19 упомянутого закона выполняют те же функции в отношении судей соответствующих судов, в том числе, в отношении председателей и заместителей председателей районных судов.

Но в решении вопросов привлечения к ответственности важна процедура, ее соблюдение в деталях.

Так, пункт 1 статьи 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» устанавливает, что за совершение дисциплинарного проступка, под которым понимается нарушение норм настоящего закона и положений Кодекса судейской этики, на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочного прекращения полномочий. При этом решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается только той квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение этого вопроса на момент принятия решения. То есть ККС какой-либо области не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя областного суда, поскольку это — полномочия ВККС, а ВККС не может рассмотреть вопрос о дисциплинарной ответственности председателя районного суда, поскольку это — компетенция ККС именно этой, а не какой-либо другой области. ВККС может взять на себя решение вопросов, относящихся к компетенции ККС субъекта РФ, только «в случае невозможности их разрешения этими коллегиями» (подпункт 10 пункта 2 статьи 17 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»). А такая ситуация возникает только тогда, когда состав ККС сформирован меньше, чем на две трети, и коллегия просто не может приступить к работе.

Сущностно важным является понимание того, что привлечение к дисциплинарной ответственности может состояться, если есть не только правовое основание для этого, то есть само нарушение закона, но и законом определенный повод. А поводом закон признает прежде всего наличие представления председателя соответствующего или вышестоящего суда, а также обращение органа судейского сообщества, каковым в данном случае выступает совет судей. При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» представление либо обращение органа судейского сообщества о прекращении полномочий судьи в связи с совершением им дисциплинарного проступка «рассматривается квалификационной коллегией судей при наличии в представленных материалах сведений, подтверждающих обстоятельства совершения этого проступка, и данных, характеризующих судью».

Жалобы и сообщения граждан и каких-либо органов и организаций, содержащие сведения о совершении судьей дисциплинарного проступка, сами по себе не могут служить поводом для привлечения судьи к ответственности. Как устанавливает пункт 2 статьи 22 упомянутого закона, такие обращения «проверяются квалификационной коллегией судей самостоятельно либо направляются для проверки председателю соответствующего суда. Для проведения самостоятельной проверки квалификационная коллегия судей образует комиссию из числа членов совета судей и членов квалификационной коллегии судей, а также представителей общественности и сотрудников аппарата квалификационной коллегии судей. Результаты проверки докладываются комиссией на заседании квалификационной коллегии судей, которая принимает решение по существу».

Таким образом, только решение ВККС или ККС, принятое по итогам обсуждения доклада комиссии, проверившей жалобу и установившей факты нарушения судьей закона или Кодекса судейской этики, может служить еще одним поводом для привлечения судьи к дисциплинарной ответственности. Причем, в любых случаях обязанность доказывания возлагается на лицо, обратившееся в квалификационную коллегию судей с жалобой, обращением или представлением.

Ежегодно ВККС и ККС субъектов РФ предупреждают около 300 судей и почти 70 досрочно прекращают полномочия. Эти цифры говорят прежде всего о том, что квалификационные коллегии судей не оставляют без внимания нарушения судьями законов и Кодекса судейской этики, не занимаются их укрывательством, а, наоборот, сами дают им адекватную оценку.

Если отдельное письмо оголяет нерв чьей-то жизни, то совокупность писем создает поле общественного напряжения, формирует вектор социального совершенствования в определенной сфере жизни.

Тем важнее, чтобы авторы писем прежде, чем взяться за перо или сесть к компьютеру, определяли, кому и куда послать жалобу, соотносили обозначенные в ней проблемы, вопросы с законом установленными полномочиями и возможностями государственного или общественного органа.

Словом, жаловаться надо тоже грамотно, чтобы от жалобы был прок.*

*Опубликовано в официальном издании «Вестник Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации» № 4 (22) 2009.

Как пожаловаться в органы финконтроля

Участник закупки вправе подать жалобу в органы финконтроля — Счетную палату, Комитет государственного финансового контроля, Казначейство и иные ведомства на уровне органов исполнительной власти, которые наделены полномочиями контроля за размещением госзаказа. Например, при нарушениях в сфере закупок участник вправе подать ходатайство в главное контрольное управление города Москвы.

Ведомства рассматривают обращения на основе положений 59-ФЗ.

ВАЖНО!

Каждое ведомство работает с заявлениями в пределах своих полномочий и вправе перенаправить жалобу в другой контрольный орган.

Например, основная функция Казначейства — обеспечение исполнения госбюджета. При поступлении в ведомство жалобы от участника закупок на ограничение конкуренции обращение перенаправляется в ФАС.

Обращения подаются в письменном или электронном виде на почту ведомства, через форму на официальном сайте или личный кабинет на Едином портале обращений граждан.

Срок рассмотрения обращений — 30 дней.

При принятии положительного решения по жалобе ведомства имеют право:

  • провести внеплановую проверку;
  • выдать предписание об устранении нарушений;
  • привлечь к ответственности нарушителей;
  • обратиться в суд.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]