Что такое административное задержание и на каких основаниях производится

Административное задержание лица – это ограничение его свободы на срок до 3-48 часов для обеспечения рассмотрения дела или исполнения принятого по нему решения. Задержание относится к мерам обеспечения, применяемым в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Порядок административного задержания регулируется статьями 27.3-27.6 КоАП РФ.

  • Что такое административное задержание
  • Основания задержания
  • Порядок задержания

Что такое административное задержание: особенности и отличия от доставления

Важно понимать, что такое административное задержание. КоАП РФ определяет эту меру как исключительную, то есть применяемую только тогда, когда в ней действительно есть необходимость (ч. 1 ст. 27.3). Однако на практике зачастую задерживают не потому, что это нужно сделать, а потому, что можно задержать. И это повод для обжалования, а незаконность действий – основание для возмещения вреда (ч. 2 ст. 27.1).

Правомерное задержание должно отвечать следующим условиям:

  • Задержанный совершил административное правонарушение (есть основания так считать).
  • Задержание необходимо – без такой меры дело не будет рассмотрено правильно и своевременно, или возникнут проблемы с исполнением решения (наказания).
  • Задержание осуществлено должностным лицом, которое указано в п.п. 1-11 ч. 1 ст. 27.3 КоАП, и такое лицо вправе было задержать правонарушителя, учитывая характер нарушения.
  • В процессе задержания и в ходе содержания задержанного под стражей были соблюдены его права и интересы, а также порядок и условия, предусмотренные КоАП и другими нормативно-правовыми актами.

Задержание нередко путают с доставлением. Это тоже мера обеспечения. Путаница возникает из-за того, что доставление часто предшествует задержанию, и для задержанного и то, и другое как бы объединяется в одну процедуру. Кроме того, доставление в принципе невозможно без ограничения свободы передвижения. Однако, это все-таки две разные меры, и нужно понимать, чем они отличаются.

Доставление – принудительное препровождение нарушителя для составления административного протокола. Таким образом, цели доставления и задержания совершенно разные. Доставление не может применяться, если есть возможность составить протокол на месте или нарушение не требует составления протокола. Доставление закачивается, когда лицо прибыло в место составления протокола. Далее возможны составление протокола и освобождение либо применение административного задержания. При этом срок задержания начнет отсчитываться с момента доставления задержанного.

Алгоритм поведения при задержании сотрудниками полиции. Часть 2. Правовые основы. Цитатник

#наблюедениезаполицией

Продолжение. Предыдущая статья

В предыдущей публикации был приведен перечень всех нормативно-правовых актов, которые так или иначе регламентируют ваше нахождение в отделе полиции в связи с задержанием при обвинении в совершении административного правонарушения.

Предваряя вопросы, которые задавались пользователями после первой публикации, — в конце будет представлен документ, который представляет из себя алгоритм, где указаны заявления, ходатайства, жалобы и последовательность их подачи, если вы все-таки были задержаны, который можно и нужно распечатать и носить с собой, чтобы под рукой были образцы жалоб для типовых ситуаций.

Законы большие, но знать из них, в связи с нахождением в служебных помещениях территориального отдела полиции, надо совсем немного. Это тот минимум, который определяет действия полиции.

Важно понимать, что даже если вас задержали, то вы все равно в отделе полиции главный

Как правило, эти выдержки нужно цитировать сотрудником на их попытки, сделать все без оформления бумаг и побыстрее.

Как показывает практика, для сотрудников полиции является особым китчем оформить задержанного с грубыми нарушениями процессуальных прав. Видимо, потому они рассказывают друг другу в курилке: — Слышь, а я своему говорю, ты не задержан, ты сам пришел! Гы-гы-гы… — А у своего пальчики откатал! Прикинь! Как у подозреваемого! Гы-гы-га… — А своему сказал: расписывайся за копию, а то домой не уйдешь, а копии не дал! А-ха-ха! — А я своего держал больше трех часов, а ему сказал: тебя не задерживали, ты же не был помещен в помещение для задержанных!!!

Чтобы не допускать подобного рода разговоров, надо сразу указывать сотрудникам полиции на те требования, которые они должны выполнять.

Основные требования нормативных актов при содержании в служебных помещениях отдела полиции.

Дисклеймер 4

Это основные положения, которые должны быть под рукой для того, чтобы цитировать сотрудникам полиции и указывать на нарушение ваших прав. Есть и другие положения, которые следует цитировать в случае экзотических нарушений, однако в алгоритме приведены типовые нарушения. Это как в фигурном катании — есть обязательная программа, а есть произвольная. Мы рассматриваем произвольную.

Самое важное!

1. Все требования заявлять только письменно, устные просьбы будут игнорироваться, а потом вам скажут: вы ничего не требовали и не жаловались. Помните: производство по делу об административных правонарушениях ведется письменно.

2. Требуйте заверения копий документов в соответствии с п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 с указанием времени и даты выдачи.

3. При подаче жалобы оперативному дежурному (ОД) в окошечко требуйте талон КУСП (Приказ МВД от 29.09.2014 №736).

4. Отказывайтесь от подписания протокола, тогда ее вам обязаны направить в течение трех дней копию протокола по почте. Это исключит попытки получения подписи о выдаче копии протокола манипулятивным путем без ее фактической выдачи.

5. Фиксируйте все действия сотрудников полиции на видео, при противодействии, попытке запрета — фиксируйте на аудио.

6. Будьте предельно вежливыми, заставьте сотрудника полиции обращаться к вам на “вы” и по имени-отчеству.

7. Не вступайте в “задушевные” беседы с сотрудником полиции, для вас он не человек, а должностное лицо, функция государства по защите правопорядка. Не надо льстить себе, чтобы сможете “переманить” полицейского на сторону добра.

8. Требуйте от сотрудников полиции разъяснения каждого их действия со ссылками на нормы действующего права.

9. При обнаружении нарушения сразу звоните на горячую линию либо дежурному прокурору и требуйте номер, под которым зарегистрировано ваше устное обращение.

Правовые основы

Конституция РФ, статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Конституция РФ, статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

О предоставлении пишущих принадлежностей

КоАП РФ, статья 25.1 Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Жалобы на действия сотрудников полиции

Статья 5 3-ФЗ «О полиции». Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина 1. Полиция осуществляет свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина. 3. Сотруднику полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Сотрудник полиции обязан пресекать действия, которыми гражданину умышленно причиняются боль, физическое или нравственное страдание.

Статья 6 3-ФЗ «О полиции». Законность 1. Полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом. 4. Сотрудник полиции не может в оправдание своих действий (бездействия) при выполнении служебных обязанностей ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, незаконные требования, приказы и распоряжения вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства. 3. Сотруднику полиции запрещается подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме кого-либо к совершению противоправных действий.

Статья 53 3-ФЗ «О полиции» Действия (бездействие) сотрудника полиции, нарушающие права и законные интересы гражданина, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, в органы прокуратуры Российской Федерации либо в суд.

После доставления составляется протокол административного задержания

КоАП РФ, статья 27.3. Административное задержание 1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении.

КоАП РФ, статья 27.4. Протокол об административном задержании 2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

КоАП РФ, статья 27.5. Сроки административного задержания 1. Срок административного задержания не должен превышать три часа (кроме п. 3). 3. Лицо, в отношении которого ведется производство <…>, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.</…>

КоАП РФ, статья 28.5. Сроки составления протокола об административном правонарушении 1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

КоАП РФ, статья 27.2 Доставление 1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица, в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным. 3. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе.

Статья 13 3-ФЗ «О полиции» 1. Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права: 13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа полиции с составлением протокола в порядке, установленном частью 14 и частью 15 статьи 14 3-ФЗ «О полиции».

Статья 14 3-ФЗ «О полиции» 14. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близкого родственника или близкого лица задержанного лица. 15. Протокол о задержании подписывается составившим его сотрудником полиции и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

Приказ МВД РФ от 30.04.2012 №389. Сотрудник полиции, исполняющий обязанности дежурного, обязан: 6. По результатам выяснения обстоятельств факта совершения лицом административного правонарушения оперативный дежурный составляет протокол об административном правонарушении; в случаях, предусмотренных статьей 28.7 КоАП, — выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования; при наличии оснований, предусмотренных статьей 24.5 КоАП — выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении; передает или направляет материалы дела об административном правонарушении должностному лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении.

Обеспечение питанием

ПП РФ от 15.10.2003 №627

П. 4 Задержанные на срок более трех часов лица обеспечиваются питанием по норме питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах ФСИН, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ, лиц, подвергнутых административному аресту. В случае если предоставление горячей пищи невозможно, задержанные на срок более 3 часов лица обеспечиваются питанием по рационам, установленным в соответствии с ПП РФ от 11.04.2005 №205. П. 11 Задержанные на срок более трех часов лица обеспечиваются в ночное время местом для сна.

Незаконное дактилоскопирование

П. ж) статьи 9 ФЗ от 25.07.1998 №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ» Подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления, осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту; Совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

Съемка в отделе полиции — снимать можно в местах общего доступа!!!

1) Часть 4 статьи 29 Конституции РФ Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 2) Статья 8 3-ФЗ “О полиции” Деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ об уголовном судопроизводстве, о производстве по делам об административных правонарушениях, об оперативно-разыскной деятельности, о защите государственной и иной охраняемой законом тайны. 3) Часть 1 статьи 15 Конституции РФ Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 4) Часть 3 статьи 55 Конституции РФ Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Кассационное определение ВС РФ №58-КАД20-10-К9 от 24.03.2021 Довод о наличии запрета видеосъемки сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей также не основан на нормах федерального законодательства. Напротив, деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства РФ о производстве по делам об административных правонарушениях. Судом первой инстанции установлено <…> действия по осуществлению видеозаписи происходящего на мобильный телефон не создавали препятствий для исполнения инспектором ДПС профессиональных обязанностей, никаких специальных объектов, не подлежащих видеосъемке, не зафиксировано, что не отрицалось административным ответчиком.</…>

Приложение №1 к Приказу МВД РФ от 30.04.2012 №389 Правила оборудования служебных помещений, предназначенных для выяснения обстоятельств факта задержания или доставления лиц, доставленных в дежурные части территориальных органов МВД РФ 1. Служебное помещение необходимо располагать в дежурной части в непосредственной близости от зала (комнаты) оперативного дежурного и комнат для содержания задержанных лиц. Служебное помещение должно иметь необходимую звукоизоляцию, исключающую возможность прослушивания. (места, куда запрещен доступ задержанных!!!) Из него должен быть исключен доступ в зал (комнату) оперативного дежурного, комнату для хранения оружия, боеприпасов и специальных средств, комнату для хранения средств защиты, связи, оперативной и криминалистической техники.

Места общего доступа

СП 12-95 МВД России, СВОД ПРАВИЛ, ИНСТРУКЦИЯ по проектированию объектов ОВД МВД РФ 22) вестибюль; 33) помещения дежурного по разбору с доставленными задержанными; 34) комнаты для задержанных в административном порядке.

Заверение копий документов

п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016 Отметка о заверении копии оформляется для подтверждения соответствия копии документа подлиннику документа. Отметка о заверении копии проставляется под реквизитом «подпись» и включает: слово «Верно»; наименование должности лица, заверившего копию; его собственноручную подпись; расшифровку подписи (инициалы, фамилию); дату заверения копии.

Сроки рассмотрения жалобы на действия сотрудника полиции

Пункт 1 №59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения

Продолжение следует…

Оригинал

Основания задержания

Основания административного задержания (ч. 1 ст. 27.1 КоАП):

  1. Пресечение правонарушения.
  2. Необходимость установления личности, если это нельзя сделать на месте.
  3. Необходимость составления протокола, если его нельзя составить на месте.
  4. Обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела.
  5. Обеспечение исполнения решения по делу о правонарушении.

При применении оснований, исходя из формулировки ч. 1 ст. 27.3 КоАП, следует учитывать:

  • нельзя применить административное задержание, если есть основание, указанное в п.п. 1-3, но нет основания, указанного в п.п.4-5;
  • можно применить задержание, если есть только основание, указанное в п.п. 4-5, но нет других оснований.

Бытует мнение, что нельзя задержать, если санкция статьи административного правонарушения не предусматривает ареста. Это не так. Указанное обстоятельство влияет только на срок административного задержания, увеличивая его до 48 часов.

Кто имеет право задерживать?

Должностное лицо, имеющее право на осуществление административного задержания, определяется характером совершенного правонарушения. Например, если гражданин уличен в мелком хулиганстве или в нетрезвом состоянии появился в общественном месте, задержать нарушителя должен сотрудник полиции.

Если было установлено хищение имущества с ведомственного склада, задержание осуществляет руководитель специального охранного отряда или подразделения национальной гвардии. Закон разрешает задержать гражданина, проникшего на охраняемую зону, без необходимых на это прав и полномочий.

Среди наиболее распространенных административных правонарушений — незаконное пересечение границы Российской Федерации и нарушение таможенных процедур. В первом случае задержание выполняют должностные лица пограничной службы, а во втором — таможенной.

Особая ситуация — административный арест за нарушение судебного порядка. Осуществляя контроль над исполнением постановления судьи, приставы имеют право задержать осужденного. Происходит это в отношении тех лиц, которые уклоняются от исполнения постановления или препятствуют проведению необходимых процедур.

Закон не устанавливает строгого соответствия между должностными лицами того или иного ведомства и областью правонарушений, где они могут применять административный арест. Имеют место отсылки к другим нормативным актам, в частности, к приказу МВД «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию».

Порядок задержания и оповещения о нем третьих лиц

Так как ограничительный срок начинает течь с момента составления протокола, субъектом его определения является должностное лицо, осуществляющее процесс применения ограничительной меры. Этот же субъект составляет протокол, исследует дело или передает его следователю и ходатайствует в дальнейшем о продлении срока задержания или произведении в отношении виновного лица ареста.

Срок транспортировки задержанного в полицейский отдел в период задержания не входит. Независимо от того, было ли лицо поймано возле здания полиции или на другом конце города, течение срока начинается с момента доставки лица в отдел полиции.

При составлении протокола сотрудник полиции обязан указать не только точное время задержания и данные о подозреваемом, но и мотивы действия и его особенности (например, сопротивление при аресте, наличие у задержанного повреждений, не связанных с арестом, и т. д.). Особенности задержания обязательно должны быть указаны в связи с тем, что противоправное поведение арестованного влияет на применяемые к нему санкции, а наличие у него незафиксированных повреждений может быть отнесено на счет сотрудника полиции.

После составления протокола и размещения подозреваемого в камере, сотрудник полиции должен провести следующее действия:

  1. Оповестить о проведенном задержании сотрудника следствия до истечения двенадцати часов.
  2. Дать задержанному лицу возможность оповестить о своем местонахождении ближайших родственников. Если задержанный – несовершеннолетний, сотрудник полиции сам оповещает родственников, опекунов или иных законных представителей.
  3. Оповестить иных лиц, органы или организации (например, командование воинской части, если задержанный – военнослужащий; секретаря соответствующей российской палаты, если речь идет о члене наблюдательной общественной комиссии; посольство (консульство), если задержанный – гражданин иностранного государства).

В некоторых случаях оповещение кого-либо о проведенном задержании категорически не допускается. К примеру, если проведение расследования и все действия в рамках дела должны храниться в тайне. Для таких дел на сокрытие информации должна быть дана санкция прокурора.

Действия гражданина

Чтобы не допустить нарушения сроков задержания со стороны полицейских сотрудников, подозреваемый должен знать принадлежащие ему права и алгоритм возможных действий. Задержанному следует помнить следующее:

  1. В процессе проведения процедуры необходимо потребовать от полицейского документы, а также выяснить причину осуществления данного процессуального действия. Каждый гражданин вправе знать, в чем его обвиняют, а каждое должностное лицо должно документально подтвердить свои полномочия.
  2. Подозреваемый вправе попросить сотрудника полиции об оповещении его ближайших родственников о факте задержания и месте содержания.
  3. При задержании необходимо самостоятельно зафиксировать время проведения данного процессуального действия.
  4. При подписании протокола подозреваемый должен внимательно изучить все сведения и данные, включенные в документ.
  5. Подозреваемый по истечении срока ограничения свободы должен быть отпущен, если ему не предъявляется конкретного обвинения и оснований для продления срока не имеется.
  6. Задержанный вправе по прибытии в отдел полиции обратиться за юридической помощью к адвокату. Если подозреваемый не может оплатить услуги стороннего представителя, государственный защитник ему предоставляется безвозмездно.
  7. При задержании и нахождении в отделе полиции подозреваемый не должен грубить сотрудникам полиции, применять насилие и так далее. В противном случае к нему будут применены определенные санкции.

Права задержанного включают в себя следующие пункты:

  • знать повод для задержания;
  • пользоваться услугами адвоката;
  • давать устные и письменные показания на родном языке, даже если он не является русским;
  • пользоваться услугами переводчика (при необходимости);
  • изучить протокол, подписать или написать несогласие;
  • получить ксерокопию протокола;
  • при нахождении подозреваемого в месте задержания более трех часов, он вправе получить место отдыха и еду.

Сроки задержания должны строго соблюдаться правоохранительными органами. Подозреваемый, со своей стороны, должен контролировать соблюдение этих сроков и соблюдать правила поведения при задержании.

Права задержанного лица

Права гражданина, задержанного в административном порядке, определяются Конституцией РФ. Так как никто не может лишиться свободы в произвольном порядке, гражданин вправе требовать от сотрудника полиции разъяснения, на основании чего к нему применяется такая мера. Сообщения о номере статьи кодекса будет недостаточно: гражданин имеет право знать содержание обвинения.

Гражданин может потребовать от полицейского сообщить о произошедшем его родственникам и адвокату (при наличии). Задержанному следует воспользоваться законным правом на получение копии протокола: сотрудники правоохранительных органов не обязаны предоставлять этот документ, если гражданин сам не потребовал.

Важным правом гражданина является требование о проведении прокурорской проверки. Оно заявляется во время задержания в устной или письменной форме. По закону полицейский не может проигнорировать такое требование и должен незамедлительно сообщить в прокуратуру. Поскольку это соблюдается далеко не всегда, лучше подстраховаться и направить письменное прошение.

Все действия полиции в момент задержания и препровождения в камеру предварительного заключения при наличии достаточных оснований могут быть обжалованы. Особенно это касается случаев, когда сотрудники полиции не предоставляют задержанному возможность пользоваться телефоном. В законе нет запрета на применение мобильной связи.

Действия правоохранительных органов

После того, как произведено задержание административного типа и составлен соответствующий протокол, начинается течение срока в 48 часов (в некоторых случаях меньше).

После того, как максимальное время ареста истекло, гражданину должны предъявить обвинения или отпустить его. Если за этот период были найдены доказательства виновности лица, в отношении него избирается пресекательная мера.

Дальнейшее содержание под стражей таковой мерой в данном случае не является. С гражданина могут взять подписку о невыезде или применить в отношении него меру в виде ареста в домашних условиях.

Если гражданин совершил преступление особой тяжести, его могут оставить в месте задержания до момента оглашения обвинительного приговора. При этом, такой арест должен быть санкционирован судом путем вынесения соответствующего постановления.

Порядок проведения задержания

Формально нарушение порядка при задержании является основанием для освобождения гражданина, поэтому важно тщательно следить за действиями сотрудника органа правопорядка. Ситуация осложняется тем, что процессуального единства в проведении задержания нет. Каждое ведомство руководствуется собственными нормативными актами.

Однако можно выделить обязательные процедурные элементы, которые должны соблюдаться при применении данной меры. Во-первых, сотрудник правоохранительного органа обязан представиться и разъяснить, в силу каких обстоятельств он производит задержание. После этого происходит доставление лица в полицию. При необходимости может быть произведен осмотр личных вещей гражданина.

По результатам допроса и обыска составляется протокол. Задержанный направляется в камеру предварительного заключения, после чего препровождается в суд, где рассматривается его дело. Следующий этап зависит от принятого судьей решения. Если оно было обвинительным, осужденный может в десятидневный срок с момента получения копии постановления обжаловать его в вышестоящей инстанции.


Внимательно читайте протокол об административном задержании прежде чем его подписать.

Составление протокола

В основе законности дальнейших процедур лежит правильно составленный протокол об административном задержании. Во многих случаях на основании сведений, зафиксированных в этом документе, судья выносит решение. Поэтому содержащаяся в нем информация должна быть точной, полной и достоверной.

Стандартные формы протокола разработаны ведомствами, сотрудники которых могут проводить задержание. Следует различать протокол об административном задержании и протокол об административном правонарушении. В последнем фиксируется информация о совершенном деянии и его обстоятельствах. В протоколе о задержании эти сведения не дублируются. Полицейский указывает статью КоАП, согласно которой задерживает гражданина.

Протокол об административном задержании считается действительным, если в нем указаны:

  • место составления документа и точная дата;
  • ФИО сотрудника ведомства, составившего документ, а также его должность;
  • имя задержанного и адрес его проживания (в некоторых случаях в документе фиксируют место работы и должность гражданина на основании документальных подтверждений);
  • обоснование мотивов ограничения свободы гражданина;
  • время проведения задержания с точностью до минут;
  • отметка об уведомлении родственников о задержании;
  • пояснения задерживаемого о совершенном им правонарушении;
  • сведения о психологическом и физическом состоянии гражданина на момент задержания;
  • замечания задержанного о содержании протокола (может удостоверить правильность внесенных в него сведений или выразить протест, а также указать свидетелей, которых можно опросить в ходе судебного разбирательства);
  • подписи составителя протокола и задержанного (только добровольная; принуждение к подписанию документа не допускается).

При отсутствии одного из этих элементов судья может признать незаконным факт задержания гражданина. Исключение — отказ лица подписать документ. Об этом делается отметка в протоколе.

Особенно внимательно суд относится к указанию точного времени ареста, так как без этой информации невозможно установить верхний предел пребывания задержанного в камере. Основанием для признания протокола недействительным может стать отсутствие сообщения о случившемся родственникам или адвокату и разъяснения причин ограничения свободы гражданина. В этих случаях речь идет о нарушении конституционного права человека на свободу, и к сотруднику полиции могут быть применены санкции.


Если Вас задержали старайтесь сохранять спокойствие.

Понятие

Пятнадцатым пунктом пятой статьи Уголовно-процессуального кодекса РФ установлено, что задержание — это фактическое лишение свободы передвижения гражданина, который подозревается в совершении правонарушения уголовного характера. Его проведение осуществляется в строгом соответствии с порядком, определенным Кодексом. Срок задержания исчисляется с момента реального лишения возможности человека свободно передвигаться.

Данное мероприятие по отношению к потенциальному преступнику является мерой принудительного характера. Его применение допускается определенным кругом субъектов (органов правопорядка и других органов). Максимальный срок задержания подозреваемого исчисляется в часах и не может превышать сорока восьми часов. Если за этот период вина гражданина не доказана, его обязаны отпустить.

Некоторые правоведы определяют, что срок задержания подозреваемого исчисляется с момента доставления его к дознавателю или следователю. Такая мера носит кратковременный характера.

Процедура задержания

Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.

Общий порядок административного задержания должен быть таким:

  1. сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
  2. человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
  3. составляется протокол;
  4. гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
  5. постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.

Кого не имеют право задерживать?

Административное задержание не может быть применено к отдельным категориям лиц. В первую очередь, это высшие должностные лица РФ: президент и члены правительства. Представители органов законодательной власти (депутаты Государственной думы и сенаторы Совета Федерации) и судьи всех уровней тоже обладают неприкосновенностью.

Меры по ограничению свободы не подлежат применению в отношении прокуроров и уполномоченных по правам человека. Иностранцы — обладатели дипломатического паспорта — не могут быть арестованы. При этом полной неприкосновенностью обладает лишь президент. К остальным перечисленным категориям данная административная мера может быть применена при выполнении некоторых условий.

Во-первых, такое лицо нужно застать на месте преступления. Во-вторых, уполномоченный орган должен дать письменное разрешение на задержание. Например, если речь идет о нарушении закона омбудсменом, то необходимый документ может выдать Госдума.

Основания для освобождения лица

Досрочное освобождение задержанного имеет место в следующих случаях:

  • отсутствует вина подозреваемого в совершении преступления или связь с ним;
  • при задержании сотрудники полиции нарушили процедуру проведения данного процессуального действия;
  • отсутствуют основания лишения гражданина свободы.

Своевременное освобождение задержанного имеет место в следующих случаях:

  • суд отказал в продлении срока задержания;
  • суд вынес постановление о лишении гражданина свободы.

Если сотрудник следствия направил в суд ходатайство о необходимости продления срока задержания еще на сутки в связи с невозможностью принятия окончательного решения, суд выносит соответствующий документ (или отказывает в продлении времени).

После окончания срока ограничения свободы, отпущенный гражданин получает справку о времени и периоде задержания, о его причине.

Основания для процедуры

Человек, который считается подозреваемым, может быть задержан по следующим основаниям:

  • подозреваемое лицо было обнаружено на месте совершения преступления;
  • имеют место свидетельские показания о том, что данный человек совершил правонарушение уголовного характера;
  • на вещах или в жилом помещении гражданина были обнаружены улики, которые свидетельствуют, что именно это лицо совершило уголовное правонарушение.

Помимо оснований, важны также причины задержания. К ним относятся:

  1. Попытки скрыться, предпринимаемые гражданином, находящимся под подозрением.
  2. Личность подозреваемого или местожительства (регистрации) не установлены.
  3. Следователь получил санкцию прокурора на проведения данного мероприятия.

При наличии одной из указанных причин, срок задержания исчисляется по тем же основаниям.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]