Нас часто стали спрашивать, как внести изменения в кадастровые данные об объекте недвижимости? Или как внести изменения в кадастровый паспорт объекта? Что в принципе одно и то же- при изменении сведений в кадастре они меняются и в выписке из ЕГРН. Эти вопросы для специалиста достаточно просты, однако в интернете на них четкого и понятного ответа мы не нашли. Что и побудило нас написать эту статью. На коммерческих сайтах самая излюбленная фраза- «позвоните и мы все объясним».
Однако, для нас хороший Заказчик- грамотный Заказчик. Возможно, что прочитав статью, Вы найдете ответы. Если нет- сможете сформулировать более конкретный вопрос.
Что является объектом внесения изменений?
В первую очередь необходимо понимать, какие объекты учитываются в государственном кадастре недвижимости.
- Земельные участки и их части.
- Здания, сооружения, помещения- ОКС (объекты капитального строительства).
В первом случае изменения вносятся посредством подготовки межевого плана земельного участка. Во втором- технического плана. И тот и другой документ готовит кадастровый инженер. Однако не все виды изменений вносятся с участием инженера.
Cроки
Срок, в который выполняется внесение изменений в кадастровый план установлен законом. Он совпадает со сроком, который отведен для замены кадастрового паспорта.
Однако пятидневный срок является максимальным и в случае небольшой загруженности кадастровой палаты может быть сокращен. Помните, что в данный срок не входят выходные дни, а также календарные праздники.
Иногда бывают случаи, когда кадастровая палата задерживает выдачу кадастрового паспорта с внесенными изменениями.
В этом случае вы вправе обратиться в суд ввиду невыполнения требования в срок.
Какие изменения вносятся в кадастр недвижимости и кадастровый паспорт?
Конечно, кадастровые данные многолики и разнообразны. Там присутствует численная, графическая и текстовая информация. Соответственно заносится и меняется она разными способами, в зависимости от вида.
Изменения, вносимые в земельные участки:
- уточнение границы земельного участка. Если границы не установлены в соответствии с земельным законодательством (не было межевания, но кадастровый паспорт есть) или границы претерпели изменения уже после постановки на кадастровый учет. Помимо границ также уточняется площадь земельного участка.
- исправление кадастровой ошибки. Если границы или площадь земельного участка внесены в кадастр неверно. То есть межевание уже проведено, но данные ошибочны.
- исправление технической ошибки. Чаще всего человеческий фактор работников Кадастровой палаты.
- изменение адреса земельного участка. На основании решений и постановлений муниципалитета или госоргана.
- изменение категории земель и разрешенного использования. Также основными являются документы уполномоченных органов.
- изменение кадастровой стоимости. Чаще всего по решению суда после независимой оценки, инициированной собственником. Естественно, стоимость выходит ниже. Но и государство не дремлет, и каждый год самостоятельно переоценивает недвижимость в сторону увеличения. Такие вот оценочные баталии.
- снятие с кадастрового учета. Объект учета перестает существовать.
Не стоит путать
внесение изменений об уже имеющемся земельном участке с объединением, разделом или перераспределением. В этом случае в исходные земельные участки не вносятся изменения, а они снимаются с учета.
Изменения, вносимые в объекты недвижимости (здания, сооружения, помещения):
- любых уникальных характеристик объекта (адрес, координаты, площадь и т.д). Вносятся посредством техплана.
- назначение здания (многоквартирное, жилое, нежилое), помещения (жилое, нежилое), сооружения
- вида жилого помещения (квартира, комната)
- количества этажей (здания или сооружения)
- материала наружных стен
- основной характеристики объекта (высота, длина и т.д)
- наименования здания, сооружения (если таковое наименование имеется)
Нужно обратить внимание
что при смене собственника и регистрации права на объект недвижимости или земельный участок подавать дополнительное заявление в кадастровую палату не нужно. Все можно сделать за один заход. Через некоторое время, после подачи заявления можно получить свежую выписку из ЕГРН- собственник должен обновиться.
Как разрешено изменить кадастровый план земельного участка
- собственник земли;
- лицо, имеющее право собственности в соответствии с порядком наследования;
- гражданин, на законных основаниях бессрочно пользующийся наделом;
- человек, в пользу которого установлены обременения и ограничения на надел;
- доверенные лица вышеуказанных граждан, которые имеют нотариальное подтверждение данных прав на проведение процедуры.
- общие характеристики объекта (площадь, адрес, вид земли);
- наименование органа, которым производилась регистрация территории;
- уникальный идентификационный номер;
- данных о наличии прав собственности на надел;
- расположение участка;
- сведения о соседних объектах, граничащих с землей собственника;
- цель государственной регистрации.
Какие документы нужны для внесения изменений?
Тут нужно отметить, что есть документы, которые всегда необходимы, а есть те, которые нужны к каждому конкретному случаю.
- Всегда нужны: паспорт, правоустанавливающие документы на объект, доверенность (если требуется).
- Документы от кадастрового инженера: при уточнении границы, исправлении кадастровой ошибки- межевой план. При изменении уникальных характеристик объекта недвижимости-технический план.
- Документы от уполномоченных органов: при изменении адреса, категории земель и т.д. необходимо представить распоряжения о вступлении в силу изменений. Для ОКСов, если это не касается перепланировок (например смена адреса, названия, вида жилого помещения),- опять же нужны распоряжения.
Способы подачи документов
Куда обратиться гражданам, если у них возникла проблема с кадастровым паспортом?
Документы подаются одним из способов:
- Обращение в офис Кадастровой палаты. Лучше записаться предварительно на прием. Сделать это можно на официальном веб-ресурсе Росреестра. В графе «офисы и приемные», а также по контактному номеру этого органа.
- Написать заявление на сайте Росреестра. Нужно войти в раздел под названием «Электронные услуги». Гражданину необходимо подписать документы. Для этого ему нужна электронная подпись.
ЭЦП – аналог собственноручной подписи гражданина. Она выдается в специализированных центрах, имеющих аккредитацию на подобные услуги. Подпись бывает двух видов: обычная и усиленная. Последняя дает право на подачу заявлений на многие государственные услуги на портале Госуслуги.ру. Лучше сразу заказывать усиленную подпись: она стоит чуть больше, чем обычная, но зато дает больше возможностей пользователю.
ЭЦП обычно изготавливается за несколько дней. В крайних случаях, существует возможность срочного обращения за услугой. Но в этой ситуации, ее стоимость значительно повышается.
- Через МФЦ.
МФЦ – это учреждение, имеющее посреднические функции. Граждане посещают его с целью получения государственных услуг от какого-либо органа, не только от Росреестра. На месте, через терминал оплачивают государственную пошлину. Если документы сданы через это учреждение, то ожидание ответа от уполномоченного органа – получателя требования, в среднем, затягивается на 3 дня. Это связано с тем, что МФЦ пересылает комплект бумаг в тот орган, к которому обращается гражданин. Обратное движение бумаг происходит по тому же алгоритму, как и их подача.
- По почте. Гражданин может воспользоваться и этим каналом. Но необходимо, чтобы в почтовом отправлении была опись вложения с уведомлением о том, что документ лично вручен адресату.
Услуга по исправлению ошибок технического характера о сведениях ГКН представляется на безвозмездной основе. Срок ее исполнения – 5 дней, исключая выходные. Срок отсчитывается с момента подачи заявки.
Сколько придется заплатить?
Стоимость услуги варьируется в связи с самим недвижимым имуществом. То есть его размер, объем внесенных изменений влияет на стоимость услуги, поэтому нельзя быть точными в назывании суммы. Но государством установлено что государственная пошлина за подобную государственную услугу составляет триста рублей.
Помимо всего прочего в статьи ваших расходов в связи с внесением изменений в кадастровый паспорт можно включить вызов специалиста, а именно кадастрового инженера для выполнения работ по замеру ваших изменений.
Этапы изменения границ
В большинстве случаев весь процесс межевания вместе с утверждением плана местности официально осуществляется не менее, чем три месяца. Этого периода достаточно, чтобы все тщательно перепроверить и уточнить межи участка. Для измерения все действия выполняются в несколько этапов:
- Подготовка. Данный процесс начинается с заключения договора с геодезической компанией. Составляется список собственников смежных участков, подготавливается план работы по отношению к земле заявителя.
- Полевые работы. В данный этап включается геодезическая съёмка, в ходе которой уточняется площадь участка, устанавливаются межевые знаки. Все измерительные работы проводятся с помощью профессионального оборудования, обязательно указываются особенности рельефа, тип почвы, прочие особенности, которые фиксируются на участке (впадина, холм, наличие естественного или искусственного водоема). Все зафиксированные объекты обязательно фиксируются на плане на бумаге.
- Заключение. Это последний этап, в который входит обработка полученной информации специалистами геодезической компании, они же проводят консультацию со смежными владельцами и уточняют согласны ли те с проведенными измерениями. Только после этого все данные переносятся в официальный документ (кадастровый паспорт), внесенные корректировки подтверждаются печатью и подписью исполнительного органа.
Все этапы проводятся в строгой последовательности. Что касается согласования с соседями, то решение этого вопроса может быть длительным. Данный процесс тоже можно разделить на несколько пошаговых действий.
При измерении границ придомового участка берутся во внимание все виды объектов, на нем присутствующие Источник megaprovokator.ru
Согласование с соседями: важные особенности
Уточняется, что согласование с владельцами смежных участков может затянуться на некоторое время. Состоит оно из нескольких пошаговых действий:
- Соседи получают уведомление от геодезической компании, которое направляется по месту регистрации или проживания. Его можно отправить электронной почтой, заказным письмом, сделать публикацию в местной газете (обычно такой вариант целесообразен, если неизвестно точное местоположение хозяина соседнего земельного участка) или же выдача документа лично под роспись.
- В уведомлении прописывается точная дата, в которую хозяин смежного участка должен явиться в геодезическую компанию или же ожидать представителя фирмы дома. В ходе встречи двух сторон, инженер предоставляет план измеренного участка и уточняет согласен ли сосед с приведенными изменениями. Обычно данные встречи проводятся как минимум с тремя соседями, чьи участки совпадают с тем, на котором проводилось межевание.
- Выделяется день, в который представители фирмы отвечают на все вопросы соседей и проводят разъяснительные работы. В результате ни у одного из смежных владельцев не должно закрасться сомнений в правомерности проведенных действий по изменению границ.
- На обратной стороне плана с изображением границ земельного участка составляется акт, в котором указывается информация о смежных наделах, прописываются их особенности, обязательно проставляется точная площадь.
- На последнем этапе все соседи, которые согласны с проведенными геодезическими работами, подписываются в акте, после чего документ подшивается в дело. Обязательно проверяются паспорта лиц, которые оставляют свою подпись в кадастровой документации.
Отмечается, что поставить подпись может и представитель хозяина смежного участка (владелец болен, находится за границей, иные причины), но только при условии, что у него есть официальная доверенность на осуществление подобной деятельности.
Важно! Чертеж — обязательный документ, без которого нельзя составлять акт и подписывать его. Документ без графических данных легко оспаривается в суде.
Пример идеального плана участка с указанием всех его особенностей Источник housevrn.ru
План земельного участка в открытой степи без сопутствующих объектов Источник zemvopros.ru
Изменение границ после межевания
Часто возникает вопрос, как изменить границы земельного участка после межевания. Это возможно в нескольких случаях: если прошел установленный законом срок или же остались недовольные лица, либо документы по межеванию были подписаны без их согласия.
При этом никто кроме собственника не может сделать повторное обращение в геодезическую компанию. Владельцу необходимо будет только предоставить доказательство того, что проведение процедуры изменения границ необходимо. О том, каким может быть обоснование, ищите в разделе выше.
Границы прямоугольного участка на бумаге выделяются красной линией в томм случае, если они были измерены повторно Источник измеритьземлю.рф
Что делать, если земля находится в собственности, но границы отсутствуют
Случается, что земельный участок перешел в собственность по наследству или договору дарения. Такой исход возможен из-за влияния различных факторов: утери документов, неправильной передачи территории в собственность.
Участок, находящийся в собственности не должен оставаться без границ, его потом будет невозможно продать Источник geroj-nashego-vremeni.ru
Подобное явление — повод срочно обратиться в геодезическую фирму, чтобы привести участок в порядок. Ведь без точных границ продать его, передать по наследству и сделать прочие манипуляции не предоставляется возможным.
Важно! В подобной ситуации есть риск, что процедура межевания затянется более чем на 6 месяцев.
Межевание земельного участка также проводится с целью правильной установки ограждений Источник geomergroup.ru
Если на участке при межевании обнаружен водоем, его обязательно заносят в план Источник estvaind.ru
Как получить выписку из ЕГРН?
Согласно последним федеральным изменениям с 1 января 2021 года было предусмотрено создание Единого реестра недвижимости и единой системы для учета и регистрации недвижимости. Результаты изменений регламентированы в ФЗ № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и предусматривают перевод всех сведений о недвижимом имуществе граждан РФ в состав Единого реестра, сведения будут переведены из баз Кадастровой палаты и реестра прав.
Согласно закону с начала 2021 года перестает работать выдача кадастровых паспортов на новую недвижимость, а также упразднится выдача выписок из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество. На замену обоим документам будет выдаваться выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
Новый документ содержит всю информацию из первой выписки и паспорта:
- сведения об объекте недвижимого имущества;
- технические сведения;
- сведения о зарегистрированных правах;
- информация об обременениях.
Данное новшество позволит гражданам получать все интересующие сведения онлайн или при личном посещении отделов градостроительства в кратчайшие сроки (3-5 дней вместе 1-2 месяцев). Также сократятся и денежные траты на оплату государственной пошлины:
- бумажный формат для физических лиц — 750 рублей;
- бумажный формат для юридических лиц — 2 200 рублей;
- электронная версия документа для физического лица — 300 рублей;
- электронная версия документа для юридического лица — 600 рублей.
Помимо данных государственных пошлин, с граждан будет взиматься оплата за предоставление иных сведений, содержащихся в базах ЕГРН, посредством предоставления доступа к федеральным государственным системам информации о ведении реестра недвижимости. Но большинство справочных сведений можно получить бесплатно на официальном сайте ЕГРН онлайн.
О получении расширенной выписки рассказывается здесь, о том, как сейчас получить кадастровый паспорт и выписку из ЕГРН, читайте тут, а из этой статьи вы узнаете о форме и содержании этих документов.