В каких случаях в ЕГРН вносят изменения
Законодатель требует вносить изменения в запись ЕГРН в следующих случаях:
- перепланировка в квартире;
- строительство на земельном участке;
- изменение собственника;
- изменение данных собственника, например, фамилии, имени — для физлиц, реквизитов — для юрлиц;
- обнаружение ошибки в ЕГРН;
- раздел недвижимости;
- изменение типа собственности или вида разрешенного использования.
Процедура внесения изменений не отнимет много времени, если знать порядок действий. Для начала узнайте, куда обращаться для внесения записи об изменении.
Проблемы при внесении в ЕГРН записи о наличии судебного спора
Уважаемые коллеги,
хотела поделиться с вами проблемами, которые могут возникнуть при внесении в ЕГРН сведений о наличии судебного спора. Такая запись не препятствует регистрации прав, но покупатель не будет считаться добросовестным, если на момент заключения сделки данная информация была в ЕГРН.
Согласно ч.3 ст.9 Федерального закона РФ №218-ФЗ от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости» в ЕГРН могут быть внесены дополнительные сведения, в частности:
1) возражение в отношении зарегистрированного права (вносит только лицо, чье право в ЕГРН было зарегистрировано ранее);
2) сведения о наличии судебного спора (может внести лицо, которое никогда не было указано в ЕГРН).
Заявления в Росреестр подаются через МФЦ, однако, программа в которой работник МФЦ заполняет соответствующее заявление не различает два указанных действия и не позволяет выбрать только одно из них. Поэтому в п.3.1.3. заявления будет указано (цитата):
«внести запись о наличии возражения, заявленном в судебном порядке праве требования…».
В примечании к заявлению (п.9) сотрудник МФЦ по моей просьбе указал, что «вносятся сведения о наличии спора» (Заявитель никогда не был в ЕГРН). Но регистратор не заметил этого и вынес решение о приостановке, указав, что заявление о наличии возражений может быть подано только лицом, право которого ранее было зарегистрировано в ЕГРН.
В уведомлении о приостановке было указано ФИО регистратора, удалось с ним связаться по телефону и объяснить ситуацию. Запись о судебном споре была внесена, но пришлось подать письменные пояснения.
Позднее подавала аналогичные заявления по другим помещениям (заявитель также никогда не был в ЕГРН). Сразу писала сопроводительное письмо для Росреестра, чтобы не получить отказ, и сдавала его в МФЦ с другими документами.
По второму помещению запись внесли сразу. Вместе с уведомлением о внесении записи от 26.01.2021 выдали выписку из ЕГРН от 26.01.2021 в которой отсутствовала запись о судебном споре.
Написала об этом в регистрирующий орган. В течение недели мне позвонили из Росреестра поблагодарили за письмо, признали ошибку и прислали на мейл новую выписку, где данные о споре были внесены. Как я поняла данные сведения никогда не были видны в выписках из ЕГРН.
По третьему помещению во внесении сведений о наличии судебного спора отказали сразу без приостановки. Запись о споре подавалась, когда решением арбитражного суда Московской области иск заявителя был удовлетворен, но судебный акт обжаловался в апелляции. Для судебного юриста понятно, что наличие решения суда первой инстанции не означает прекращение судебного спора. Но для регистратора это было не очевидно. Мотивы отказа – решение вступило в законную силу (уведомление об отказе прилагается).
Выводы, которые я сделала для себя, чтобы не получить отказ из Росреестра при внесении сведений о наличии судебного спора:
1. При подаче заявления о внесении сведений о судебном споре обязательно писать сопроводительное письмо регистратору, т.к. программа МФЦ не позволяет правильно указать какие сведения вносятся в ЕГРН (возражения предшествующего правообладателя или о судебном споре);
2. Если сведения вносятся на стадии, когда судом принято решение, разъяснять регистратору в сопроводительном письме о сохранении возможности дальнейшего оспаривания.
Если Вы уже вносили запись о споре , возможно, стоит получить выписку из ЕГРН и удостовериться, что данные сведения видны третьим лицам, т.к. выдача заявителю уведомления о внесении сведений о споре не означает, что данная запись отражается в ЕГРН.
Алгоритм внесения изменений в ЕГРН
После того, как вы выбрали орган для обращения, выполните следующие шаги.
- Соберите пакет необходимых документов. Пакет зависит от ситуации, но ключевые документы такие — паспорт заявителя, старая выписка из ЕГРН, технический паспорт недвижимости и документы, подтверждающие необходимость изменений записи в реестре. Это могут быть акты проведения техработ, постановление суда, договор купли-продажи, проект и эскиз перепланировки и так далее. Не забудьте приложить справку об оплате госпошлины.
- Подготовьте заявление о внесении изменений в ЕГРН.
- Оплатите стоимость услуги. Стандартная цена 350 рублей для физических лиц и 1000 рублей для юридических.
- Заберите готовую справку с внесенными изменениями.
Росреестра от 04.10.2021 N 13/1-00504/21
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,
КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 4 октября 2021 г. N 13/1-00504/21
О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЯ
Управление нормативно-правового регулирования в сферах регистрации недвижимости, геодезии и картографии Росреестра, рассмотрев в пределах своей компетенции обращение, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Росреестре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (далее — Положение N 457), Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению N 457 Росреестр не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
Предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН), регламентируется положениями статей 62, 63 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), Порядком предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденным приказом Росреестра от 08.04.2021 N П/0149 (далее — Порядок).
Согласно части 2 статьи 62 Закона N 218-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, страховые организации, иностранные страховые организации, имеющие право в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» осуществлять страховую деятельность на территории Российской Федерации, и кредитные организации запрашивают и получают в федеральном государственном бюджетном учреждении, указанном в части 1 статьи 3.1 Закона N 218-ФЗ, сведения, содержащиеся в ЕГРН, только в электронной форме.
В соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 30.04.2021 N 120-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе до 01.01.2023 направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, в форме документов на бумажном носителе.
Таким образом, до 01.01.2023 органы государственной власти и местного самоуправления вправе направлять запросы о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, и получать такие сведения на бумажном носителе соответственно, если в запросе, представляемом органом государственной власти и органом местного самоуправления, указан способ получения документа — в виде документа на бумажном носителе.
Относительно заполнения запроса о предоставлении сведений ЕГРН ограниченного доступа лицами, имеющими право на бесплатное предоставление сведений ЕГРН, отмечаем следующее.
Согласно пункту 51 Порядка, если заявителем является нотариус, орган государственной власти (иной государственный орган), орган местного самоуправления, государственный внебюджетный фонд, его территориальный орган, Банк России, многофункциональный центр, иной орган или организация, которые в соответствии с частью 1 статьи 63 Закона N 218-ФЗ обладают правом на безвозмездное предоставление сведений, соответствующие данные без их подтверждения прилагаемыми в этих целях к запросу документами вносятся в запрос в соответствии с пунктом 49 Порядка.
При этом пунктом 49 Порядка установлено, что:
заявителями, указанными в частях 13, 14, 16 статьи 62 Закона N 218-ФЗ, а также в части 1 статьи 63 Закона N 218-ФЗ, ином федеральном законе, в случаях, предусмотренных Порядком, в том числе органом, предоставляющим государственную или муниципальную услугу, государственным внебюджетным фондом, его территориальным органом, подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, многофункциональным центром, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон N 210-ФЗ), а также в случаях, когда заявителем выступает многофункциональный центр на основании межведомственных запросов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, документы, подтверждающие право указанных заявителей на получение сведений ограниченного доступа, не представляются, а в запросе дополнительно указываются основания истребования таких сведений, в том числе:
вид (наименование) полномочия, осуществляемого в установленной сфере деятельности, наименование государственной или муниципальной услуги или базового государственного информационного ресурса, для осуществления (предоставления, ведения) которого запрашиваются сведения (для заявителя — руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти, руководителя или заместителя руководителя государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя территориального органа государственного внебюджетного фонда, руководителя или заместителя руководителя органа государственной власти субъекта Российской Федерации, руководителя или заместителя руководителя органа местного самоуправления, Председателя Банка России, заместителя Председателя Банка России, а также для руководителя или заместителя руководителя многофункционального центра);
слова «для осуществления полномочий (деятельности)», далее — наименование организации и федерального закона, определяющего основные задачи и функции данной организации, для выполнения которых запрашиваются сведения;
реквизиты и положения (абзац, подпункт, пункт, часть, статья) нормативного правового акта, которым установлено представление документа (копии документа) и (или) информации, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг;
номер (идентификатор) услуги в реестре государственных услуг или в реестре муниципальных услуг, положение соответствующего нормативного правого акта указываются в случае представления запроса органом, предоставляющим государственную или муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, многофункциональным центром, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 статьи 1 Закона N 210-ФЗ, в целях предоставления государственных или муниципальных услуг и (или) ведения базовых государственных информационных ресурсов в целях предоставления государственных или муниципальных услуг, за исключением случаев подачи указанных в настоящем пункте запросов в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия;
в случае если запрос органа государственной власти или органа местного самоуправления направлен в целях выявления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд, в запросе дополнительно указываются слова «выявление правообладателей объектов недвижимости, подлежащих изъятию для государственных или муниципальных нужд».
Действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательность исполнения распоряжений и требований судов, судебных приставов-исполнителей, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя для органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, физических и юридических лиц.
Вместе с тем согласно части 5 статьи 62 Закона N 218-ФЗ, пункту 73 Порядка запрос о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленный с нарушениями Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается неполученным и не рассматривается.
Дополнительно сообщаем, что письма Управления не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Начальник Управления
нормативно-правового регулирования
в сферах регистрации недвижимости,
геодезии и картографии
Э.У.ГАЛИШИН