Расторжение договоров управления многоквартирными жилыми домами: законодательство и правовые позиции ВАС РФ

Для каждого дома обязательно выбирается управляющая компания, в обязанности которой входит управление строением, его ремонт и благоустройство. Но нередко от старых домов отказываются УК, поэтому жители таких зданий сталкиваются с серьезными проблемами.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону. Это быстро и бесплатно!

Может ли УК отказаться от дома

Данные компании имеет право самостоятельно выбирать дома, с жильцами которых будут составлены контракты. Поэтому если фирма за месяц до окончания срока действия договора сообщают об отказе от пролонгации, то далее она перестает заниматься управлением конкретного дома.

После расторжения контракта отправляются жильцам квитанции от непосредственных ресурсных компаний за коммунальные услуги. В доме не проводятся периодические ремонтные работы, а также не моются полы и не выполняются иные аналогичные платные действия.

Правомерные причины

УК могут отказываться от домов по разным основаниям. К ним относится:

  • нарушение значимых пунктов договора жильцами дома;
  • у компании отзывается лицензия на работу;
  • банкротство организации;
  • компания не желает заниматься ремонтом и управлением старых домов, являющихся проблемами, так как постоянно возникают разные серьезные нарушения, требующие вложения значительных средств;
  • отсутствие оплаты от большинства жильцов дома.

Как проверить законность отказа УК от дома? Фото: 101urist.com

Независимо от причины расторжения контракта компания должна позаботиться о том, чтобы отношения были прекращены законным способом.

Плюсы и минусы дочерних УК

Минусы:
Все финансовые потоки по обслуживанию дома проходят через аффилированную компанию и контролируются застройщиком

Через «карманную» управляющую организацию застройщику проще игнорировать претензии к качеству дома пока он находится на гарантии.

Администрация такой УК благоволит материнской компании, и в решении текущих вопросов обслуживания дома априори находится не на стороне жильцов.

Аффилированные УК часто завышают стоимость коммунальных услуг. Работы УК от застройщика в среднем оказываются дороже — за счет оказания дополнительных услуг.

УК распоряжается общей территорией жилого комплекса по своему усмотрению. До момента создания ТСЖ, чердаки, крыши подвалы, фасады здания находятся под контролем управляющей компании. Коммунальщики могут сдавать эти помещения в аренду третьим лицам (сотовым операторам или интернет-провайдерам), несмотря на недовольство жильцов.

Принцип работы — «После нас хоть потоп!». Это происходит, когда «коммунальщики» работают без контроля девелопера и жильцов. По окончании гарантийного срока УК от застройщика может быть выведена из эксплуатации дома. Последний остается «бесхозным» с множеством недоделок.

В соответствии с законодательством, девелопер обязан передать дом «коммунальщикам» через три месяца после ввода объекта в эксплуатацию, однако новостройка может не успеть заселиться за этот срок, особенно в кризис.

Пока новый дом не заселен хотя бы наполовину (50%), жильцы не имеют права организовать Товарищество собственников жилья (ТСЖ) и самостоятельно выбирать коммунальную службу.

Плюсы:

«Дочерняя» УК начнет обеспечивать весь комплекс коммунальных и эксплуатационных услуг одновременно с выдачей ключей от квартиры.

Уровень компетентности в сложном инженерном оборудовании выше, нежели у организации «с улицы».

В интересах застройщика дополнительно контролировать качество работы своей УК наравне с жильцами, ведь он заинтересован в сохранении позитивного имиджа проекта и бренда.

Застройщик может иметь положительный опыт в управлении жильем, тогда как собрание ТСЖ может выбрать неквалифицированную УК, ориентируясь, к примеру, лишь на низкую стоимость обслуживания дома.

Весь период гарантийного срока «своя» УК служит дополнительным связующим звеном между девелопером и жильцами и находится под двойным контролем.

Обратим внимание на два последних критерия: независимая УК априори не отвечает за недоделки застройщика, дело скорее всего будет передано в суд, и разбирательства могут затянуться на месяцы и даже годы. Аффилированная компания так поступить не имеет права, и огрехи стройки в любом случае придется исправлять. Заметим, что по договору застройщик обязан исправить выявленные недостатки строительства в течение 5 лет гарантийного срока.

Порядок отказа от дома

Если УК по разным причинам желает отказаться от какого-либо строения, то ее работники должны хорошо разбираться, как именно осуществляется данный процесс. Поэтому выполняются последовательные действия:

  • организуется собрание жильцов;
  • на нем уведомляются все собственники квартир в доме, что компания отказывается от управления строением;
  • могут предлагаться варианты составления соглашения для разрешения конфликтных ситуаций;
  • если невозможно прийти к консенсусу, то прекращается сотрудничество;
  • составляется и подписывается протокол собрания;
  • компания обращается в администрацию региона с заявлением, где указывается на прекращение работы с конкретным домом;
  • собственники жилья принимают строение от фирмы на основании специального акта;
  • работники УК передают нужные документы по дому в жилищный надзор и налоговую инспекцию.

Собственники дома после этого должны сами решить, как будет происходить управление их домом. Если жильцы не смогут в течение 30 дней решить, кому будет передан их дом, то решение принимается местной администрацией.

Как юридически оформить

Если инициатором расторжения отношений выступает сама компания, то для этого могут выбираться разные способы:

  • по взаимному согласию, если большинство жильцов дома желают прекратить сотрудничество, для чего подписывается мирное соглашение;
  • с помощью арбитра, для чего подается иск в суд, но для этого должны иметься веские основания, например, отсутствие платы или изменение обстоятельств функционирования у УК;
  • в одностороннем порядке, если жильцы нарушают существенные условия соглашения, что приносит к нанесению серьезного ущерба компании.

Что делать жильцам, если от дома отказалась УК, смотрите в видео:

Могут применяться и другие основания для расторжения сотрудничества, но они должны предусматриваться контрактом.

Какие требуются документы

Если УК принимает решение отказаться от многоквартирного дома, то ее работниками подготавливается необходимая документация для этих целей. Бумаги должны передаваться жильцам строения и разным государственным органам. К этим документам относится:

  • правильно составленное обращение к собственникам квартир в доме, где указываются основания для расторжения договора;
  • акт в жилищную инспекцию;
  • обращение в администрацию региона;
  • бумаги с информацией об особенностях сотрудничества за последние два месяца;
  • выписки с лицевых счетов;
  • отчет о тратах;
  • протоколы собраний;
  • контракты, заключенные с подрядчиками;
  • описание имущества дома.

Каждое государственное учреждение может потребовать дополнительную документацию. Если процесс осуществляется через суд, то требуется дополнительно бухгалтерская отчетность компании.

Отказ в связи с потерей лицензией

Наиболее популярной причиной отказа УК от дома является то, что организация просто теряет право заниматься управлением домов в связи с потерей лицензией на такую деятельность. Наиболее часто лицензия отзывается по следующим причинам:

  • фирма неправильно оформляет протоколы собрания собственником дома;
  • отсутствуют нужные сведения в документах;
  • не размещается информация о работе компании в открытых источниках.

Необходимые документы при отказа УК от дома. Фото: 101urist.com

Если отказывается жилищная инспекция выдавать лицензию УК, то такое решение должно быть мотивированным. Компания должна оповестить жильцов о потере разрешения на работу, что приводит к расторжению сотрудничества.

Блог

Многие управляющие организации весной 2015 года лихорадочно заключали договоры управления в неразберихе с лицензированием. Все мы тогда надеялись на бессрочность лицензий (зря, как оказалось), а потому и в условиях договоров управления прописывали максимально возможный по п. 1 ч. 5 ст. 162 ЖК РФ пятилетний срок. В условиях неясной перспективы нам всем казалось, что максимальный срок действия договора управления обеспечит стабильность хотя бы на пять лет.

Сейчас мы подходим к началу пятого, последнего года действия договоров. Есть и те, у кого договоры управления ограничиваются одним-двумя годами. Объединяет нас одна проблема — как безболезненно «выпустить в свободное плавание» те многоквартирные дома, которые нас уже не интересуют по разным причинам (появление «писателей» или просто экономическая невыгодность).

Пользуясь случаем, можно напомнить, что в конце 2015 г. в газете «ЖКХ» на нашем форуме была статья о публичности договора управления (о том, что это далеко не публичный договор). В той статье указывалось, кстати, что договор управления заключают две равноправные стороны и что процедура заключения договора управления регулируется теми же положениями ГК РФ, что и любой другой договор на территории РФ.

А если заключение договора управления происходит с учётом норм ГК РФ, то и прекращение также подпадает под регламентацию ГК. Но смущают нас формулировки, использованные законодателем. Сравните:

ч. 6 ст. 162 ЖК РФ: ч. 8 ст. 162 ЖК РФ:
При отсутствии заявления одной из сторон о прекращении

договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.

Изменение и (или) расторжение

договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Как видим, прекращение договора управления вроде бы не связано с ГК РФ, но на самом деле с прекращением ситуация намного проще, чем с расторжением. Кстати, если вы до сих пор не понимаете разницу двух этих понятий, внимательно читайте статью до конца.
Итак, расторжение договора это не его прекращение, а уж тем более это не односторонний отказ от договора. Из пунктов 1 и 2 ст. 450 ГК РФ следует, что расторжение бывает либо по обоюдному согласию, либо в судебном порядке по требованию одной из сторон договора.

Как видим, ч. 6 ст. 162 ЖК РФ не требует согласия обеих сторон договора управления на его прекращение, достаточно заявления одной стороны, следовательно, мы уже нашли отличие прекращения от расторжения. Почему это важно? Читайте дальше, вникайте!

Прекращение договора управления это не односторонний отказ. У нас права на односторонний отказ не существует (расскажите это всем сотрудникам ГЖИ) после Федерального закона от 08.03.2015 г. № 42-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации».

Из п. 1 ст. 310 ГК РФ следует, что нельзя «отказаться», если право на отказ не закреплено в каком-либо законе. Следовательно, чтобы иметь основание прописать в договоре управления наше право на односторонний отказ от исполнения, необходимо, чтобы такая возможность была в применимом законе. Увы, такой «лазейки» нет.

Из абзаца второго п. 2 ст. 310 ГК РФ следует для нас общее правило: «по дефолту» право на односторонний отказ дано нашим любимым жителям, а не управляющей организации. Впрочем, у них оно и так есть по ЖК РФ. А где-то в законе или ином правовом акте есть указание на возможность предоставления договором права на отказ управляющей организации? Нет.

Согласно ч. 8 ст. 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, то есть налицо прямая отсылка к Главе 29 ГК РФ. Увы, п. 3 ст. 450 ГК РФ утратил силу (да-да, 42-ФЗ)… Именно там была

возможность соглашением сторон (=договором управления) предусмотреть наше право на односторонний отказ.

Вернёмся к нашим договорам. Если вы дочитали до этого места, значит теперь есть понимание, что прекращение договора управления это не преступное деяние, оно не требует согласия второй стороны договора, не требует ни проведения общего собрания собственников, ни оформления дополнительного соглашения к договору управления.

Приступаем к самому интересному: а кому мы адресуем наше заявление о прекращении договора управления? Безусловно, собственникам помещений, которые в силу ч. 1 ст. 162 ЖК РФ являются стороной договора управления!

Частные случаи указаны в ч. 2 ст. 162 ЖК РФ — второй стороной договора управления могут наряду с собственниками помещений выступать органы управления ТСЖ, органы управления жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанные в п. 6 ч. 2 ст. 153 ЖК РФ, либо застройщик (в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 ЖК РФ).

И здесь нужно опираться на тот порядок взаимодействия, который установлен условиями договора управления и (или) решением общего собрания. Какие способы заявить о прекращении?

  • письмо в Совет дома/в Правление ТСЖ;
  • объявление на информационной доске;
  • уведомление в ГИС ЖКХ (а она именно для этого и задумана);
  • объявление на оборотной стороне платёжного документа/в газете/на ТВ;
  • ценное письмо с описью вложений (каждому!).

Одним словом, использовать нужно все доступные способы с оглядкой на ст. 165.1 ГК РФ (там, где про юридически значимые сообщения написано!). Для перестраховки можно прочитать о том, как можно заявить о прекращении, в апелляционном определении Тамбовского областного суда от 13.07.2015 г. по делу № 33-1988/2015.

О том, как не нужно поступать, прочтите в Постановлении 13 ААС от 09.11.2015 г. № 13АП-22894/2015.

Реакция «второй стороны договора» нас мало интересует. Нам она не требуется, мы не позволения испрашиваем, а заявляем о том, что концерт окончен, табор уходит в небо. Начинается самое страшное.

В силу ч. 2 ст. 198 ЖК РФ в течение пяти рабочих дней со прекращения договора управления лицензиат (=управляющая организация) обязан разместить эти сведения в системе (в какой — нет нужды комментировать?), а также направить их в орган государственного жилищного надзора.

Как следует из ч. 3 ст. 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в ч. 2 ст. 198 ЖК РФ, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, опираясь на процедуру, закреплённую в Приказе Минстроя России от 25.12.2015 г. № 938/пр. Фактически орган ГЖН вносит в реестр запись о прекращении действия договора управления.

Формально нам достаточно оформить заявление (п. 2 Приказа 938/пр) о внесении изменения в реестр в связи с прекращением договора управления., приложить к нему документы, указанные в п.3 Приказа 938/пр (разумеется, не все).

Вот мы и подошли к следующему занятному моменту: при чём здесь ч. 3 ст. 200 ЖК РФ?

После прочтения частей 5 — 5.4 ст. 198 ЖК РФ становится понятно, что в них указаны случаи исключения из реестра лицензий сведений о многоквартирном доме по основаниям, скажем так, виновным, когда управляющая организация «залетела».

Иными словами, исключение сведений из реестра лицензий это не то же самое, что внесение в реестр изменения в связи с прекращением договора управления. Этот момент нужно чётко понимать! Прекращение договора и соответствующее изменение в реестре лицензий это, скажем так, обычный, «мирный» порядок, когда соблюдены все условия договора управления, а главное — срок его действия истёк.

Исключение сведений из реестра происходит по вине самой управляющей организации, независимо от её согласия, независимо от того, истёк ли срок договора управления, независимо от того, что думают об этом собственники помещений.

Исключение сведений из реестра — крайняя мера, которая отсутствует в ГК РФ и никак с ним не связана.

Исключение сведений из реестра лицензий является основанием к прекращению деятельности по управлению домом в порядке, установленном ст. 200 ЖК РФ (но не является прекращением договора управления в прямом смысле слова, поскольку орган ГЖН стороной договора управления не выступает и не имеет самостоятельного интереса в его прекращении). Что происходит с договором управления в этом случае? Нужно ли его расторгать по соглашению сторон? Увы, ЖК РФ и ГК РФ молчат об этом. Да и вопрос это скорее теоретический, в рамках данной статьи не было цели его разрабатывать.

Итак, логика такая: исключение сведений из реестра влечёт необходимость применения ст. 200 ЖК РФ. И наоборот: если исключения не было (а для нас прекращение договора это основания для внесения изменения в реестр, но не основание для исключения из реестра сведений о доме, в отношении которого договор мы прекратили), то мы не обязаны соблюдать порядок, указанный в ст. 200 ЖК РФ.

Первая неожиданность для нас: после прекращения договора у нас вроде бы отсутствует обязанность передавать кому-либо документацию и ключи/пароли/коды (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ). По опыту сказать можно, что лучше всё сдать в муниципалитет. Весной 2015 года был случай: несколько двухэтажек проигнорировали собрания по выбору управляющей организации, точнее — вышли из «большого ТСЖ», но никуда не «прибились». В итоге техническую документацию сдавали в муниципалитет, чтоб открытый конкурс провели.

Вторая неожиданность: упомянутый в ч. 2 ст. 200 ЖК РФ «порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, прекращением действия лицензии или ее аннулированием» так и не установлен Правительством РФ. И не нужно кивать на Приказ 938/пр, поскольку он посвящён совсем другим вопросам и принят он в соответствии с ч. 3 ст. 198 ЖК РФ.

И вот мы подошли к обязанности, которая на нас не распространяется. В силу ч. 3 ст. 200 ЖК РФ исполнять обязанности по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации мы должны только в случае исключения

сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК РФ.

Поскольку у нас договор управления прекращён, в реестр лицензий орган ГЖН внёс изменение (а не исключил из реестра сведения о доме!). Всё на этом.

Минстрой России в письме от 11.01.2017 г. № 241-АТ/04 разъяснил, что порядок прекращения деятельности по управлению многоквартирным домом в связи с исключением сведений о доме из реестра лицензий субъекта РФ не совпадает с порядком прекращения деятельности в силу прекращения договора управления многоквартирным домом.

Порядок прекращения деятельности управляющей организации в силу прекращения договора управления многоквартирным домом устанавливается самим договором либо нормами ГК РФ.

В случае прекращения договора управления многоквартирным домом в связи с истечением срока сторона, не желающая пролонгировать договор, обязана уведомить другую сторону об этом, в том числе направить данную информацию в орган государственного жилищного надзора и орган местного самоуправления.

Договор управления многоквартирным домом считается прекращенным с даты, указанной в нем. Следовательно, управляющая организация прекращает управление многоквартирным домом с даты, обозначенной в договоре.

В поддержку данной позиции: постановление АС Северо-Западного округа от 07.04.2016 г. № Ф07-672/2016, постановление 2 ААС от 17.07.2015 г. № 02АП-5103/2015, апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 27.03.2017 г. № 33а-6072/2017.

Ценители прекрасного также могут изучить великолепное решение АС Красноярского края от 31.05.2017 г. по делу № А33-3616/2017, там описано то, как лицензиат уведомил собственников о прекращении договора.

Резюмируя изложенное, повторим: прекращение договора управления не является его расторжением, не требует согласия второй стороны, не является отказом от исполнения договора. Исключение сведений о доме из реестра лицензий — мера неординарная, напрямую не прекращающая сам договор управления, но фактически запрещающая управлять домом.

Ключевой момент: исключили дом из реестра — но мы тянем лямку до появления «следующего желающего». И это логично именно с точки зрения гражданского права, ведь формально договор управления не прекратился.

Прекратили договор — внесли изменение в реестр и мы не обязаны «пахать» по ч. 3 ст. 200 ЖК РФ, поскольку обязательство-то прекратилось надлежащим исполнением. А уж что пишут насчёт «принципа непрерывности управления» — это печаль собственников и муниципалитета, которым мы заблаговременно сообщили о предстоящем прощании. Содержать чужое имущество за свой счёт мы не обязаны, об этом ещё Конституционный Суд РФ писал.

А теперь следите за руками… Бонус для обитателя форума с ником «Игры разума».

Ни ГК РФ, ни ЖК РФ не содержат прямого запрета указывать в договоре управления, что при наступлении/ненаступлении определённых, чётко сформулированных обстоятельств (например, определённое нарушение договора, несовершение определённого действия — неутверждение размера платы?) договор считается расторгнутым по заранее выраженному согласию обеих сторон. Это не отказ от договора, правда, же?

На эти крамольные размышления натолкнуло хитрое Постановление Президиума ВАС РФ от 13.11.2012 г. № 7454/12 . Самое интересное там начинается на 11 листе.

Прекращение договора управления (сокращение срока) ввиду наступления отменительного условия это не односторонний отказ от исполнения, согласитесь? Тут в помощь нам ст.327.1, п. 2 ст. 157 ГК РФ.

Приятно же, если удастся реализовать эту схему! Мы получим возможность прекратить договор управления, сдвигая срок его окончания поближе.

С уважением, Алексей Тищенко.

оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут

.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.

Как отстаивается право управлять домом

УК может лишиться лицензии только при наличии веских оснований. По ст. 198 ЖК должны выполняться следующие требования:

  • фирме предлагается возможность устранить нарушения;
  • осуществляется повторная проверка;
  • если не устраняются нарушения, то по решению суда отзывается лицензия.

Компания может отстоять свои права, если докажет, что ею не были нарушены требования законодательства. Для этого составляется иск в суд.

Если же фирма лишается лицензии, то по ст. 200 ЖК в течение 30 дней жильцы дома должны заключить договор с другой компанией или найти иной способ управлять домом.

Что делать, если от дома отказалась управляющая компания

Если УК отказывается от управления домом, то жильцы должны выбрать новую УК. Для этого могут использоваться разные способы:

  • проведение общего собрания, где выбирается новая организация;
  • обращение в местную администрацию;
  • выбор управляющей компании через жилищную инспекцию.

Как судить с управляющей компанией и выиграть, расскажет это видео:

Заявки от новых УК должны направляться в местную администрацию и представителю собственников квартир в доме. Все представители компаний обязаны предоставить максимум информации о своей работе владельцам квартир.

Чтобы собрание было официальным, на нем должно быть больше половины жильцов. Из предложенных вариантов жильцы выбирают оптимальную компанию, а если отсутствует нужное количество собственников, то переносится собрание на следующий день.

Это же осуществляется, если не получается выбрать одну фирму. Если же выбирается компания, то с ней обсуждаются все нюансы, после чего подключается договор. После этого управление домом передается новой организации.

Затягивание органом ГЖН передачи дома в управление новой компании

Процесс смены управляющей организации – долгий и длинный, который затрагивает самих собственников, две организации, РСО, муниципалитет, орган ГЖН. Но главное – он затрагивает сам многоквартирный дом, который в период «междуцарствия» может оказаться без должного содержания и ремонта.

Например, на общем собрании собственники решили расторгнуть действующий договор управления и выбрали новую УО. Запускается процесс передачи МКД от компании к компании. При этом новая УО может начать управление домом только в тот момент, когда орган ГЖН внесёт изменения в реестр лицензий субъекта РФ. И не всегда этот процесс происходит быстро: несовершенство законодательства даёт ГЖИ возможности отказывать УО в этом или затягивать процедуру.

Конечно, новая компания может отстаивать свои права в суде, и часто суд встаёт на сторону УО, если в действиях органа ГЖН усматриваются нарушения требований законодательства. Примерами таких дел служат постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2016 № Ф09-8705/16 по делу № А71-12411/2015 или решение ВС РФ от 13.08.2019 по делу № АКПИ 19-474. Однако смена УО при этом сильно затягивается, и дом в такой ситуации остаётся практически без управления.

Как сменить управляющую компанию в доме, где есть ТСЖ
15073

4

Путаница в правах и обязанностях прежней и новой управляющей организации

Если собственники приняли решение о смене управляющей компании, а орган ГЖН затягивает внесение изменений в реестр, прежняя УО формально ещё управляет домом. И тут возникают сложности для жителей дома:

  • Кому платить за жилищно-коммунальные услуги?
  • Кто отвечает за уборку территории, ремонт, оказание согласованных услуг по содержанию общего имущества?
  • Куда обращаться в случае аварии?

Согласно законодательству, до момента внесения изменений в реестр лицензий за всё это отвечает прежняя управляющая организация, а на деле она может отказаться исполнять обязанности по расторгнутому договору управления. В то же время новая УО по сути не может это делать, а если возьмётся, то за счёт собственных средств, потому что у неё ещё не возникло право выставлять счета за жилищно-коммунальные услуги.

Отсюда ещё одна проблема, нередко возникающая в многоквартирных домах, которые должны перейти в управление новой компании, но орган ГЖН ещё не оформил это официально, – появление двойных квитанций за ЖКУ. Платить прежней или новой УО и как не ошибиться, как не потерять деньги, – вопросы, которые могут встать перед жителями МКД в такой переходный период.

Важно запомнить

Смена управляющей организации – крайняя мера, на которую следует идти собственникам в случае, когда иные способы воздействия на действующую компанию не работают, а она из рук вон плохо исполняет свои обязанности. Процесс во многих случаях приводит УО и собственников в суды, что не способствует улучшению условий содержания и ремонта дома.

Поэтому собственникам стоит задуматься о том, стоит ли инициировать процедуру расторжения действующего договора только потому, что новая УК сулит золотые горы и переманивает радужными обещаниями. Выполнит ли она их, покажет только время, а вот проблемный период при переходе от одной УК к другой собственники себе обеспечат на 100%. Стоит ли овчинка выделки – вопрос, который следует тщательно продумать.

Оспаривание протокола общего собственников помещений по выбору новой управляющей организации

Орган ГЖН может отказать компании во внесении дома в реестр лицензий, если посчитает, что соответствующее общее собрание собственников проведено с существенными нарушениями, а решения, принятые на нём, нелегитимны.

Организация общего собрания собственников требует много времени и знаний, поскольку несоблюдение хотя бы одного требования к этой процедуре даст ГЖИ шанс оспорить протокол в судебном порядке. Первая сложность для собственников – инициировать такое собрание, ведь действующая УК этого делать не станет, а новая – не имеет законного права.

Следовательно, вся нагрузка ложится на самих собственников, которые будут выступать инициаторами ОСС. Именно они должны составить и распространить уведомление о собрании с повесткой дня, юридически правильно их составив в соответствии с требованиями ст. ст. 44 – 48 ЖК РФ.

Следующая сложность – набрать кворум, чтобы собрание имело полномочия на принятие решений по вопросам повестки дня (ч. 3 ст. 45 ЖК РФ). Затем инициаторам и/или избранным на ОСС членам счётной комиссии необходимо правильно подсчитать голоса согласно собранным бюллетеням и оформить протокол ОСС. Собственники помещений в доме должны быть уведомлены о решениях, принятых на собрании, согласно ч. 3 ст. 46 ЖК РФ.

При несоблюдении хотя бы одного требования закона к проведению общих собраний протокол ОСС может быть обжалован в судебном порядке. Право оспорить решение общего собрания предоставлено собственникам, которые либо не принимали участие в ОСС, либо голосовали против смены УК, либо посчитали, что их волеизъявление при голосовании было нарушено.

И хотя, согласно решению ВС РФ от 29.09.2017 № АКПИ17-704, факт обращения в суд о признании недействительным решения собственников о смене управляющей организации не может служить основанием для отказа или приостановления рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий субъекта РФ, органы ГЖН часто это делают, тем самым снова затягивая переход дома в управление новой УК.

Не стоит забывать и об обязанности органа ГЖН, прописанной в ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, при поступлении в его адрес в течение 3 месяцев подряд двух и более протоколов ОСС, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, провести внеплановую проверку собрания. Проверка также затянет внесение изменений в реестр.

Разочарование в новой управляющей организации

Проблемой для собственников может стать и сама новая управляющая организация, даже если процедура смены УК пройдёт быстро и гладко:

  1. Новая на рынке компания.

Если новая компания, которая только пришла на рынок, сулит отличное качество услуг за минимальную цену, – это может оказаться только красивыми словами. На деле – без опыта работы в данной сфере, без налаженных связей с РСО, подрядчиками и поставщиками такая УО не справится с содержанием общего имущества дома.

Собственникам придётся снова менять управляющую организацию, либо проходить вместе с выбранной УК путь из проб, ошибок и привлечения к административной ответственности за допущенные нарушения.

  1. Завышенные ожидания.

Организация для получения ещё одного дома в управление может обещать улучшить условия проживания, сделать за год ремонт всего. В итоге всё закончится лишь подписанным договором, существующее состояние общего имущества не изменится.

Споры двух компаний о передаче техдокументации и остатков средств за содержание и ремонт ОИ дома

Для новой УО процедура приёмки дома в управление после расторжения собственниками предыдущего договора управления, помимо уже указанных проблем с органом ГЖН и оспариванием в суде самого факта заключения с ней договора, может привести к необходимости решения следующих вопросов:

  1. Непередача техдокументации на дом вплоть до истребования её в судебном порядке.
  2. Перечисления прежней УО неистраченных средств, которые собственники перечислили на не оказанные ещё работы и услуги.

Если прежняя управляющая компания не захочет добровольно передать документацию и собранные средства, то спор двух УО опять перейдёт в суд. А в это время новая управляющая организация должна управлять домом, проводить мероприятия по надлежащему содержанию и ремонту МКД. Делать это без техдокументации и средств будет сложно, что скажется на качестве содержания дома, а, следовательно, на условиях жизни самих собственников.

Смена управляющей организации: как уведомить действующую УО
32934

1

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]