Предприниматели, начинающие свой бизнес, задают такой вопрос достаточно часто. Оно и понятно. Прибыли нет, расходы есть, а денежная подушка очень тонкая. Поэтому предприниматели и пытаются сократить расходы по максимуму и постараться использовать свою квартиру под офис.
- С какой целью мы планируем использовать жилье?
- А что у нас с законодательством?
- Кто может использовать жилое помещение для бизнеса?
- В каких целях жилье можно использовать?
- Что грозит предпринимателям за использование квартиры или дома в нарушение их назначения?
С какой целью мы планируем использовать жилье?
Мы за развитие бизнеса и поэтому постараемся максимально полно ответить на этот вопрос.
На самом деле предприниматели ищут ответ на два разных вопроса:
- Можно ли вести бизнес, заниматься предпринимательской деятельностью в квартире, то есть использовать квартиру под офис, склад или производство.
- Можно ли зарегистрировать юридическое лицо в квартире.
Первый вопрос в основном задают предприниматели, у которых либо ограниченные финансовые ресурсы, либо, у которых просто нет потребности в аренде каких-то дополнительных помещений.
Где искать офис в аренду: ТОП 7 главных источников информации в интернете.
А на второй также и те, кто хочет начать бизнес через юридическое лицо, как правило, общество с ограниченной ответственностью.
Нормативная база
В общем и целом, квартиру для занятия предпринимательской деятельностью использовать можно.
Компанию в квартире или жилом доме, или точнее по адресу квартиры или дома, зарегистрировать тоже можно.
Есть определенные нюансы, которые мы сейчас рассмотрим.
Если говорить о законодательстве, которое регулирует данный вопрос, то речь идет о следующих документах:
- Гражданский кодекс РФ.
- Жилищный кодекс РФ.
- Кодекс об административных нарушениях РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Далее мы будем часто ссылаться на эти документы при изучении нашего вопроса.
Стоимость и сроки
Согласование, сбор бумаг и хождение по инстанциям может занять массу времени. Точные сроки назвать невозможно, так как каждый случай носит индивидуальный характер. В среднем, процедура может занять от 2 до 6 месяцев.
Справка! Стоимость процедуры строго индивидуальна.
Примерные цены:
- согласование проектных документов – около 5 тыс. руб.;
- составление план-проекта – от 3 тыс. руб.;
- согласование с жилищной инспекцией – от 10 тыс. руб.;
- изготовление нового технического паспорта – от 2000 руб.
Дополнительно могут потребоваться другие расходы.
Кто может зарегистрировать бизнес в жилом помещении?
Давайте сначала разберемся, кто может быть зарегистрирован в жилом помещении с целью осуществления предпринимательской деятельности.
- Самозанятые
- Индивидуальные предприниматели
- Юридические лица.
Самозанятые — физические лица и индивидуальные предприниматели, которые получают доход от своей профессиональной деятельности без работодателя и привлечения наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
В настоящее время данный режим действует не по всей стране, но уже во второй половине 2021г. его планируют распространить на все субъекты РФ.
Самозанятыми, например, могут быть те, кто оказывает следующие услуги:
- оказывают косметологические услуги
- проводят фотосъемку и видеосъемку
- продают товары своего производства
- оказывают юридические консультации
- оказывают бухгалтерские услуги
- сдают жилую недвижимость в аренду
- оказывают грузопассажирские перевозки
- оказывают услуги по ремонту и строительству
Более подробно по вопросам регистрации, разрешенных видов деятельности, налоговых ставках можно узнать в Федеральном законе РФ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» N 422-ФЗ.
Индивидуальные предприниматели могут быть зарегистрированы по адресу места жительства согласно п. 3. ст. 8 ФЗ-129. Закон не содержит никаких ограничений в части регистрации по адресу жилого помещений нет.
Немного сложнее в части регистрации юридического лица.
Тот же самый ФЗ-129 устанавливает, что «Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.» То же самое указано в ст. 54 ГК РФ.
В переводе с юридического на нормальный язык это означает, что юридическое лицо может быть зарегистрировано по адресу проживания учредителя (одного из учредителей), который одновременно является его единоличным исполнительным органом.
При этом, если учредитель и директор не являются собственниками жилья, то необходимо получить согласие от всех собственников жилого помещения на возможность регистрации юридического лица по адресу квартиры или дома.
Можно ли использовать жилое помещение под офис или другой вид предпринимательской деятельности.
Общий подход сформулирован в ст. 17 Жилищного Кодекса РФ, которая устанавливает, что любое жилое помещение может быть использовано для профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности ее собственником или лицами, проживающими в данном помещении на законных основаниях. То есть индивидуальные предприниматели и самозанятые могут использовать свое жилье для предпринимательской деятельности.
Кстати, то же самое относится и к сотрудникам, которые работают на «удаленке», что становится в последнее время все более популярным.
Может ли юридическое лицо использовать квартиру под офис. Формально вроде как нет, так как нигде четко не прописано. В то же самое время, мы полагаем, что вполне себе может. Раз юридическое лицо может быть зарегистрировано по адресу директора, то директор имеет право осуществлять свою профессиональную деятельность в свое квартире или доме, одновременно, представляя юридическое лицо.
Если уж совсем пойти далеко в наших рассуждениях, то сотрудники, которые работают по трудовым договорам с компаниями на дому, с формальной точки зрения используют свое жилье для осуществления предпринимательской деятельности этого юридического лица и извлекают прибыль для своей компании.
Таким образом, получается, что юридические лица также могут использовать жилье под предпринимательские цели.
Необходимые документы
В жилищную инспекцию для получения разрешение на проведение работ потребуется предоставить:
- заявление;
- техпаспорт из БТИ;
- поэтажный план;
- план-проект;
- техническое заключение от автора дома (если переустройство затрагивает несущие конструкции);
- фотографии стены, где будет размещен вход;
- письменное согласие жильцов.
Ограничения по использованию жилья для бизнеса
Другое дело, что есть определенные виды ограничений в части того, как может быть использовано жилье.
Например, та же ст. 17 ЖК РФ запрещает использовать жилье для создания промышленных производств, гостиниц и, как не странно, миссионерской деятельности. При этом не стоит делать вывод, что все другие виды деятельности предпринимательской деятельности в квартирах и жилых домах разрешены.
Предпринимательская деятельность не должна нарушать:
- прав и законных интересов других жителей квартиры и соседей.
- требований пожарной безопасности.
- санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства.
Иными словами, вы не сможете, например, открыть магазин в своей квартире, так как это нарушит покой и интересы других жителей квартиры или соседей.
Также вы не сможете осуществлять лицензируемые виды деятельности. Например, банковскую или образовательную, так как для получения лицензии необходимо иметь нежилое помещение в собственности или аренде.
На самом деле и полноценный офис создать в квартире также вряд ли получится, так как в этом случае могут быть нарушены требования пожарной безопасности и санитарные нормы.
Из всего этого можно сделать вывод, что в целом использовать жилое помещение можно, но только для ограниченных видов деятельности, в качестве офиса, например, и только в ограниченном варианте. Когда в квартире или доме работают очень ограниченное количество людей. В противном случае есть риск нарушения санитарных правил и, что более страшно, противопожарной безопасности.
Если же ваш бизнес выходит за рамки локального офиса, вам необходимо помещение для размещения большого количества сотрудников, получения лицензии, открытия розничного или ресторанного бизнеса, тогда нужно уже покупать или арендовать нежилое помещение.
Покупка коммерческой недвижимости физическим и юридическим лицом: 6 этапов и пошаговая инструкция.
В этом случае Вы можете обратиться к профессионалам, например, в , которая найдет для вашего бизнеса оптимальное помещение.
Поэтапное согласование
Для согласования нужно:
- Разработать план-проект. Это нужно поручить специалистам, имеющим допуск СРО. Они произведут анализ состояния здания, сделают замеры и составят графический план входного проема и лестницы.
Если помимо работ по оборудованию входной группы требуется перепланировка других элементов, то проект потребуется сделать для переоборудования всего помещения. Для разработки проекта нужен технический паспорт помещения. - Далее потребуется получить письменное согласие 2/3 жителей многоквартирного дома. Собственнику нужно обратиться к УК или ТСЖ, обслуживающему здание, и согласовать время и место собрание жильцов, чтобы получить от них подписи.
- Затем нужно согласовать проект с БТИ, МЧС, СЭС и пожарным надзором, а после обратиться в местные органы самоуправления со всеми документами для получения разрешения.
- На основании полученного разрешения можно приступать к работе.
- Как только вход будет сделан, нужно пригласить жилищную комиссию. Если работа сделана по всем строительным нормам и в соответствии с планом-проектом, то члены комиссии дадут собственнику акт о проведенной перепланировке.
- Завершающий этап – обращение в БТИ для изменения данных в кадастровом и техническом паспорте, и в ЕГРП для внесения поправок в свидетельство о праве собственности.
Ответственность за ведение коммерческой деятельности в жилом помещении.
Статья 7.21 КоАП РФ определяет, что за использование жилья не по назначению может быть наложен штраф в размере от 20 000 – 30 000 руб.
Это на текущий момент единственная санкция именно за использование жилого помещения не по назначения.
Какие еще могут быть наложены санкция. Самые серьезные относятся к области противопожарной безопасности, так как последствия их несоблюдения самые серьезные. Конечно, эти требования относятся и к нежилым помещениям, но нежилые помещения чаще проверяют, поэтому вероятность наступления печальных последствий все-таки меньше, хотя не исключена совсем.
Жилые помещения проверяют гораздо реже и из-за этого риски для людей, которые пребывают в жилых помещениях и используют их не по назначению гораздо выше. К сожалению, довольно часто приходится слышать о пожарах в жилых помещениях, в которых страдают люди из-за их использования не по назначению и в нарушение правил пожарной безопасности.
В случае нарушения правил пожарной безопасности степень ответственности зависит от тяжести последствий. От штрафов – до колонии.
Статья 20.4. КоАП РФ Нарушение требований пожарной безопасности. От 200 000 до 1 000 000 руб., а также приостановку деятельности и дисквалификацию.
Статья 219 УК РФ. Нарушение требований пожарной безопасности. От штрафа – до 7 лет лишения свободы.
Поэтому следует очень ответственно подходить к решению вопроса об использовании жилого помещения в целях, для которых оно не предназначено.
Как выбрать офис? Инструкция и чек-лист выбора офиса.
Резюме
- Регистрация индивидуального предпринимателя и юридического лица в жилом помещении возможна.
- Жилое помещение использовать под офис с учетом ограничений, установленных законодательством, также возможно.
- Для осуществления видов деятельности, которые могут нарушить права и законные интересы других жителей квартиры или жилого дома и соседей, лицензируемых видов деятельности, производств, необходимо покупать или арендовать нежилые здания и помещения.
- За нарушение правил использования жилых помещений, возможна дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Требования к входной группе
Входная группа – это совокупность архитектурно-технических компонентов, делающих вход в здание максимально комфортным и безопасным. Ее обустройство регламентировано строительными СП 59.13330.2016, СП 54.13330.2016, СП 31-107-2004.
Требования к пространству для доступа в нежилое помещение классифицируются по специфике:
- Проектно-планировочные – наличие навеса или козырька, освещения входа и ступеней, наличие крыльца выше 0,45 м от уровня грунта, пандуса, поручней, платформы для входящего шириной от 1 м.
- Аварийные и противопожарные – охватывают нюансы по безопасности путей эвакуации: открытие входных дверей наружу, негорючие конструктивные материалы, адекватная ширина лестниц и проемов.
- Термоизоляционные – применение двойного тамбура, а в холодных регионах – искусственной воздушной завесы.
Если позволяют условия придомовой территории, то объект должен иметь отдельный подъезд для автотранспорта, включая стоянку и ведущую от нее пешеходную дорожку.