Прокурор в гражданском процессе – формы и цели участия


В каких делах обязательно участвует прокурор?

Перечень гражданских дел описан в ГК РФ, но по некоторым из них обязательно участие прокурора для дачи заключения (ч.3 ст. 45 ГПК РФ).

К таким делам относятся:

  • принудительное выселение;
  • восстановление на работе после неправомерного увольнения;
  • взыскание компенсаций за вред здоровью и жизни;
  • усыновление или отмена усыновления;
  • оспаривание нормативных актов органов государственной, муниципальной власти;
  • признание гражданина умершим, безвестно пропавшим, ограниченно дееспособным, недееспособным;
  • признание несовершеннолетнего полностью дееспособным;
  • госпитализация в психбольницу в принудительном порядке, продление сроков лечения;
  • лишение, ограничение родительских прав, восстановление в правах;
  • обязательное обследование или лечение;
  • оспаривание противоправных действий сотрудников медицинских, социальных учреждений;
  • размещение гражданина из иностранного государства в специализированном учреждении после реадмиссии, продление сроков размещения.

В зависимости от формы участия госпрокурор вправе начинать разбирательства или вступать в них после возбуждения производства.

Сколько стоит купить квартиру?

В связи с тем, что в мире на данный момент наблюдается активный процесс инфляции, происходит существенное повышение цен на все объекты, которые пользуются максимальным спросом у населения. В данном случае квартиры не являются исключением. Абсолютно каждому человеку необходимо иметь собственное жильё, именно поэтому он будет стремиться к наиболее выгодной покупке квартиры.

Покупка недвижимости является очень выгодным вложением, но дорогим поскольку необходимо будет затратить приличную сумму финансовых средств, которая найдётся не у каждого гражданина.

Статистика показывает, что за последний год стоимость квартиры в только что построенном доме практически сравнялась со стоимостью вторичного жилья. Итак, цены нам однокомнатную квартиру в новостройке на территории Москвы существенно варьируются: от 5.157.140 рублей до 22.584.800 рублей за квартиру.

Цены на вторичное жильё находятся в рамках от 5.300.000 до 24.000.000 рублей за квартиру.

Практически все статистики, которые отражают рост стоимости на квартиру в тех или иных городах, можно найти в свободном доступе в сети Интернет. Большинство графиков основаны на стоимости за один квадратный метр недвижимости.

Графики показывают незначительные скачки в изменении цен на продажу жилья, но в основном преобладает повышение цен.

Ежегодно цены на недвижимость возрастают, что связано с финансовой и экономической ситуацией как в стране, так и в мире. Именно поэтому квартиру необходимо приобрести уже сейчас, если есть такая возможность, поскольку цены на недвижимость не упадут. Специалисты утверждают, что прогноз в ближайшее время не поменяется: стоимость недвижимости продолжит расти ежемесячно.

В связи с тем, что на данный момент в мире разыгралась пандемия коронавируса, в 2020-2021 годах произошло снижение процентной ставки по кредитам, что повлекло за собой существенный рост стоимости на недвижимость. Это обуславливается тем, что продавцы завышают цену жилья, так как не хотят потерять возможные финансовые средства.

Цены на недвижимость варьируются от разных факторов, которые могут характеризовать как нашу страну, так и мир в целом:

  1. Послабление рубля.
  2. Мировая пандемия, связанная с коронавирусом.

Данные два фактора произвели повышение цены на строительные материалы, необходимые для возведения недвижимости. При этом наблюдается существенный недостаток специалистов по строительству, поскольку действует ряд запретов на въезд людей из-за границы. Антиковидные меры заставили многих застройщиков потерпеть существенные убытки и влезть в долги, которые связаны с постоянным переносом сроков сдачи недвижимости в использование. Это спровоцировало поднятие стоимость для покрытия убытков.

Существуют также иные факторы, которые могут существенно влиять на стоимость квартиры:

  1. Этаж, где расположена квартира. Как правило, более дешевыми, но плохо продаваемыми квартирами являются те, которые расположены на первом и последнем этажах дома. На первом этаже под квартирой расположен подвал, из-за которого могут быть проблемы с влажностью, запахами и насекомыми. При этом на данный момент на первых этажах людям приходится иметь общую стену с кафе, клубами, пивными барами. Часто слышно шум от двери домофона. Последний этаж дома не устраивает жителей протечками крыши, которые могут быть связаны с осадками.
  2. Вид из окна. Данный критерий изменить нельзя, именно поэтому он существенно влияет на стоимость. Как правило, дома, имеющие оконный выход на достопримечательности и красивые места, имеют наиболее высокую стоимость квартир.
  3. Расположение квартиры в доме. Если окна квартиры выходят на южную сторону, то она будет солнечной и сохранять тепло. Такая квартира будет намного дороже той, окна которой выходят на северную сторону, поскольку она будет являться более холодной, несмотря на отопление.
  4. Состояние электрической проводки и сантехники. В случае, если в доме недавно проводился ремонт, то квартиры в нём будут стоить гораздо дороже. Если квартира оборудована необходимыми счётчиками, то на неё цены повышаются.
  5. Состояние жилья. В данные критерии входят различные признаки, касающиеся расположение квартиры, мебели, сантехники, электропроводки, наличия в нём всего необходимого для жилья.
  6. Планировка и возможность перепланировки. Конечно, квартира с наиболее удачной планировкой будет стоить гораздо дороже той, в которой для комфортной и адекватной жизни необходимо совершить перепланировку. Как правило, в последнем случае продавцы могут делать хорошую скидку на квартиру.
  7. Состояние инфраструктуры. Недвижимость, рядом с которой находятся все необходимые объекты для жизни, то есть торговый центр, магазины, станции метро, остановки общественного транспорта, школы, детские сады, фитнес-центры, будет стоить гораздо дороже. В рамках данного критерия оценивается также загруженность района, где располагается дом. Необходимо оценивать состояние дорог, часто ли там образуются пробки, затрудняющие проезд. Адекватной инфраструктурой является та, где поблизости с домом располагаются необходимые объекты, до которых идти пешком около 10-15 минут. Неразвитая инфраструктура района является поводом для скидок на квартиру.
  8. Общественные объекты, которые расположены рядом с домом. Основу данного критерия составляют экология и посторонние шумы. Как правило, нарушать экологию и создавать постоянные или периодические шумы могут производства, аэропорты и железнодорожные пути, которые могут располагаться вблизи дома.
  9. Юридические нюансы. Цена квартиры может быть существенно снижена в связи с выяснением некоторых юридических нюансов, которые могут усложнять процедуру купли и продажи недвижимости. К данным нюансам можно отнести наличие собственников, которым на момент продажи ещё не исполнилось 18 лет, поскольку в таком случае процедура покупки будет затянута. В сделке будут участвовать органы опеки. Затяжная процедура покупки может быть также обусловлена встречным приобретением недвижимости, когда продавец может оформлять недвижимость взамен продажи.

Формы участия прокурора в процессе

Рассмотрим основные формы, применяющиеся при разбирательствах с присутствием прокурора:

  • начало процесса госпрокурором в защиту законных прав граждан, когда он наделяется всеми правами истца;
  • вступление в процесс по определению суда, если дело возбуждено по заявлению другого человека.

В последнем случае суд может привлекать прокурора, если без его заключения по делу нельзя вынести объективное решение.

Предварительное судебное заседание в гражданском процессе

Упрощенное производство в гражданском процессе

Чем отличается стоимость от цены?

Практически всё современное население в обиходе приравнивает такие два понятия экономики, как стоимость и цена, не осознавая их существенных различий между собой.

На данный момент существует множество работ профессоров экономики, где наглядно демонстрируется разница между данными экономическими категориями, которую следует осознавать для полноценной работы на рынке. Данные знания могут пригодиться исследователям, студентам, начинающим учёным, а также людям, которые планируют осуществлять свою деятельность на рынке. Отдельное внимание стоит уделить данным двум экономическим категориям бизнесменам и предпринимателям, которые уже имеют или же только строят свой бизнес в рамках рынка. Соответствующими знаниями положено владеть также специалистам, которые решили заниматься торговлей на некоторых видов биржи.

Рассмотрение данных двух экономических категорий начнём с их определений.

Цена — это некоторая сумма финансовых средств, которая была установлена продавцом за одну штуку товара. Цена отражает определённую сумму денег, за которую продавец готов продать свой товар населению. Поскольку соотношение цены и товара всегда происходит поштучно, то цена устанавливается на одну позицию. Соответственно цена является показателем, который приравнивается к товару либо услуге в одном экземпляре.

Стоимость же представляет собой наиболее крупный экономический показатель, который состоит из нескольких критериев. Так, стоимость это — некоторая общая сумма финансовых средств, которая была затрачена на привоз ресурсов и последующее изготовление товара. При этом стоит отметить, что данное определение свойственно только в том случае, если рассматривается именно вещественный товар. В случае, если происходит рассмотрение стоимости некоторой услуги, то её определение существенно меняется. Так, стоимость определённой услуги будет представлять собой количество часов, которое необходимо умножить на заработную плату за 1 час работы сотрудника, оказывающего данную услугу. При этом, если услуга требует некоторых расходов, то этому показателю прибавляется цена всех расходных материалов, которые были затраченным в процессе предоставления услуги.

Основная разница, которую следует уяснить, чтобы беспрепятственно разграничивать стоимость и цену, заключается в их разном выражении. Стоимость и цена выражаются в экономике в абсолютно разных единицах.

Цена всегда выражена в некотором эквиваленте, то есть в некой суммы финансовых средств в рамках той или иной валюты. В обязательном порядке цена измеряется только деньгами. Со стоимостью всё гораздо сложнее, поскольку она выражается в физических единицах, которые, конечно, впоследствии можно пересчитать на финансовые средства по определённой валюте. Получается, что стоимость тоже может выражаться деньгами, но косвенно. Напрямую оно выражено исключительно физическими единицами.

Таким образом, уже из определения понятно, что стоимость является более обширной и фундаментальной экономической категорией, поскольку включает в себя ряд признаков, которые могут по некоторым экономическим факторам существенно изменяться.

Когда прокурор обращается с иском в суд самостоятельно?

Согласно ст. 45 ГПК РФ, госпрокурор может стать инициатором разбирательств по любым гражданским делам, если у гражданина не получается подать иск самостоятельно по уважительным причинам:

  • тяжелое заболевание;
  • недееспособность;
  • пожилой возраст;
  • иные уважительные обстоятельства.

Указанное правило не распространяется на дела о защите социальных, трудовых и семейный прав граждан: в этих случаях госпрокурор обязательно привлекается вне зависимости от обстоятельств истца.

Права прокурора при самостоятельном обращении в суд

Если сотрудник прокуратуры подает иск в суд для защиты прав другого гражданина самостоятельно, он наделяется правами истца (ст. 35 ГПК РФ).

В ходе разбирательств он может:

  • требовать ознакомления с материалами дела, подавать ходатайства и возражения;
  • подавать отводы;
  • полностью или частично изменять требования;
  • изменять основания, предмет спора;
  • менять размер требований;
  • получать копии документов;
  • обжаловать решения, постановления, определения;
  • приводить свои доводы;
  • заявлять о пересмотре дел по вновь открывшимся обстоятельствам вне зависимости от того, участвовал ли он в процессе ранее, или нет;
  • участвовать в заседаниях.

Обратите внимание! Прокурор не является правозащитником истца при самостоятельной подаче иска. Его присутствие обусловлено защитой законов. Также он не относится к сторонам производства, к нему не может предъявляться встречный иск. На госпрокурора не возлагается обязательство по оплате судебных издержек, он не вправе заключать мировые соглашения. На него не распространяется действие решения, т.к. он не является выгодоприобретателем по делу.

Об обращении прокурора с иском в суд обязательно оповещается не только ответчик, но и истец. Если сотрудник прокуратуры отказывается от заявления, разбирательство продолжается при отсутствии отказа истца. Если от иска отказывается сам истец, рассмотрение прекращается вне зависимости от мнения госпрокурора.

Нормативное регулирование судебного процесса

Никого не удивить присутствием прокурора в судебном процессе. Его участие в нем регламентировано законом. Далеко не в каждом процессе он имеет право принимать участие. На практике, конечно, сложнее заставить сотрудников ведомства выполнить их обязанности в полном объеме, чем столкнуться с их необоснованным вмешательством.

Действия прокурора в области гражданского судопроизводства регламентированы двумя базовыми нормативными актами Российской Федерации:

  • Закон «О прокуратуре РФ»;
  • Гражданский процессуальный кодекс.

Закон «О прокуратуре» содержит основания и формы участия сотрудника данного ведомства в судебном процессе, и в гражданском в частности.

ГПК – нормативный акт, регулирующий возбуждение и рассмотрение гражданских дел. В нем содержится всего одна статья, посвященная целиком участию прокуроров – ст. 45 ГПК. Она или повторяет положения профильного закона, или расшифровывает его положения в части, касающейся гражданского процесса.

Таким образом, формы участия прокурора в гражданском процессе определены двумя законами.

Вдобавок Генеральной прокуратурой, иногда совместно с другими ведомствами, издаются приказы, направленные на исполнение законов, это касается и участия в гражданском судопроизводстве.

Об обеспечении участия прокуроров в гражданском процессе заботится профильное управление Генеральной прокуратуры.

Генеральная прокуратура одновременно и занимается обобщением заявлений граждан, судебной практики. Это дает возможность выявить негативные тенденции в общественной жизни. Конечно, такого значения, как обзоры судебной практики, составленные судами, они не имеют, но все же дают возможность принять превентивные меры.

Действуя на опережение, ведомство создает отделы, занимающиеся контролем, например, в области земельной сферы. Проводятся проверки, в том числе и по жалобам граждан, и подаются иски в суды.

Приказом можно обратить внимание на какую-либо сферу жизни без создания специальных подразделений.

Обязанности и права прокурора

Права и обязанности прокурора делятся на общие и специальные.
Под общими подразумевается:

  • добросовестное распоряжение правами;
  • уважительное отношение к суду;
  • соблюдение порядка в зале заседания;
  • явка на слушания по вызовам;
  • заблаговременное оповещение о причинах неявки, представление доказательств.

Дополнительные обязанности и права устанавливаются Приказом Генпрокуратуры РФ от 10.07.2017 №475, распространяются только на прокуроров:

  • участвовать в разбирательствах в судах первой, кассационной, апелляционной, надзорной дистанции;
  • качественно подготавливать и отправлять заявления о возмещении ущерба в суд;
  • вступать в гражданские споры на любой стадии;
  • давать заключения по делам, в которых привлечение госпрокурора обязательно;
  • поддерживать заявления в судах;
  • участвовать в рассмотрении дел, имеющих особое значение для защиты интересов и прав граждан;
  • направлять письменные заключения по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, после утверждения руководителем прокуратуры;
  • изучать материалы дела, анализировать законодательство и судебную практику перед началом заседания;
  • своевременно опротестовывать незаконные и необоснованные решения, постановления;
  • направлять возражения против поступающих заявлений и жалоб.

Важно! Несмотря на то, что госпрокурор наделяется всеми правами и обязательствами истца при подаче заявления в суд, он не выступает в качестве стороны производства или правозащитника. На заседании он обеспечивает законное рассмотрение и разрешение дел, дает заключение.

Что такое стоимость?

В современном мире стоимость является фундаментальной экономической категорией, в которую многие специалисты вкладывают разный смысл. При этом их содержание не искажается, присутствуют лишь определённые дополнения, указывающие на её функции на современном рынке.

Стоимость не является ценой, нельзя данные две категории приравнивать друг к другу, поскольку они имеют абсолютную различное содержание. Так, следует уяснить, что стоимость ≠ цена. Это максимально важно для понимания стоимости как экономического показателя современного рынка.

Стоимость — фундамент количественных соотношений при купле и продаже объектов между некими субъектами. При рассмотрении данного определения видно, что стоимость является некой основой отношений, которые возникают при совершении операций с товарами и услугами. Субъектами в данном случае являются участники правовых отношений купли и продажи, то есть под ними понимаются продавец и покупатель некого товара. Объектом может выступать товар либо же услуга, которую предоставляют за определенный эквивалент. Как правило, эквивалентом являются финансовые средства, то есть компания реализует на рынке определенный товар либо услугу, взамен чего получает доход в виде денег. Противоположный субъект, которым является покупатель, приобретает за обговоренную финансовую сумму товар или услугу.

Таким образом, стоимость является необходимым показателем в совершении финансовых операций в рамке покупки и продажи неких товаров.

Важно, что стоимость на рынке всегда варьируется от экономической ситуации. На данный момент экономическая теория полноценно изучила данную экономическую категорию.

При изучении стоимости как экономического понятия необходимо учитывать, что стоимость имеет существенные отличия от цены. При этом в разговорной речи зачастую население путает данные два понятия, не имея о них полноценного представления.

Цели и задачи госпрокурора на суде

Целью участия госпрокурора в производстве является обеспечение законности действий всех граждан и иных лиц, относящихся к делу: истца, ответчика, экспертов, свидетелей, судьи, председательствующего, секретаря заседания, и пр.

В список задач входит:

  • обеспечение соблюдения прав и интересов граждан;
  • укрепление и обеспечение единства законности;
  • контроль за соблюдением законодательных актов;
  • защита охраняемых законами прав и интересов государства, общества.

Таким образом, прокурор – это самостоятельное звено, занимающее независимую позицию. Его единственной задачей является обеспечение законности, для чего он вправе совершать любые процессуальные действия, а при необходимости опротестовывать решения через вышестоящие инстанции.

Цены на товары в М.Видео?

М.Видео на сегодняшний момент является одной из крупных компаний, которая занимается реализацией техники среди населения.

М.Видео представляет собой публичное акционерное общество, федеральную торговую сеть, которая занимается продажей электроники и технических устройств.

Организация обладает огромными показателями. Так, статистика за 2020 год показывает, что данная компания лидировала в Российской Федерации по объему реализованных товаров через сеть Интернет.

Компания существует на рынке с 1993 года. С того момента она получила огромное развитие и расширилась до федерального уровня.

Цены на технику в данных магазинах являются стандартными и вполне доступными для среднестатистического гражданина России. Организация реализует среди населения массу бытовой техники, которая необходима каждому человеку.

Цены в магазинах практически не отличаются от цен на технику в других торговых точках России. Практически постоянно компания радует своих клиентов крупными скидками на бытовую технику, которую действительно можно приобрести по сниженной стоимости в отличие от товаров у их конкурентов. Более того, магазины предоставляют выгодную бонусную программу, по которой постоянные покупатели получают удвоенные скидки, дающие возможность существенно сэкономить финансовые средства.

Опротестование решений прокурором

Деятельность сотрудников прокуратуры регламентируется ФЗ от 17.01.1992 №2202-1, согласно которому госпрокурор или его заместитель вправе подавать частные или кассационные протесты в вышестоящие судебные органы.

Основанием для этого может послужить следующее:

  • неправильное толкование судом правовых норм;
  • существенное нарушение норм материального или процессуального права;
  • составление решения, определения или постановления без соблюдения законодательных актов.

Если решение не вступило в силу, направляется кассационный протест. Определения оспариваются путем подачи частного протеста.

Обратите внимание! Генеральный прокурор и его заместители вправе опротестовывать решения через любые кассационные суды. Прокуроры областей, республик, иных субъектов РФ могут обращаться максимум в президиумы Верховного суда своих регионов.

Образец протеста

Протест условно делится на несколько частей по содержанию:

  1. Вводная: наименование и адрес суда, Ф.И.О. сторон производства, краткое содержание решения.
  2. Описательная: обоснования протеста со ссылками на законодательство, которое было нарушено судом при вынесении решения.
  3. Резолютивная: ссылки на законы и требование прокурора об отмене или частично изменении решения.

В конце обязательно ставится подпись прокурора.

Образец ходатайства о принесении протеста в порядке надзора на судебные постановления по гражданскому делу:

Статья 37 УПК РФ. Прокурор (действующая редакция)

———————————

Заключение по проекту Федерального закона N 401900-4 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», внесенный депутатами Государственной Думы. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству. По поручению Совета Государственной Думы от 6 марта 2007 г. (протокол N 225, пункт 126) // Закон (интернет-журнал Ассоциации юристов Приморья): https://www.law.vl.ru/articles/showart.php?id=15065.

О Следственном комитете при прокуратуре России. Аналитическая справка фонда «Общественный вердикт» // https://control.hro.org/okno/pr/2007/06/28.php.

В результате этих изменений строй российского уголовного процесса существенно меняется. Хотелось бы надеяться, что наше предварительное следствие еще на один шаг отступит от морально устаревшей инквизиционной модели процесса за счет того, что теперь до момента утверждения обвинительного заключения прокурор еще не становится в полном смысле слова уголовным преследователем и потому до некоторой степени способен выполнять роль арбитра между сторонами обвинения и защиты, принимая меры по устранению допущенных следователями нарушений. Однако такое разделение функций имеет пока не вполне последовательный и половинчатый характер. Все же прокуратуре, исторически сложившейся именно как орган уголовного преследования, всегда будут значительно ближе интересы следствия, нежели роль беспристрастного арбитра в споре сторон. Процессуальная судебная функция, характерная для состязательного процесса, подменяется здесь по сути заимствованной, государственно-правовой функцией прокурорского надзора, которая остается для уголовного процесса внешней. Окончательно вопрос может быть решен в состязательном ключе лишь тогда, когда между уголовным преследователем и стороной защиты на предварительном следствии будет поставлен независимый и беспристрастный судебный орган — следственный судья. В этом смысле прокурору и следственному органу в перспективе следовало бы поменяться местами: прокурору надо вернуться к более естественной для него роли руководителя уголовного преследования, имея в своем полном процессуальном подчинении органы дознания, а следственный орган должен производить — в основном по требованию сторон обвинения и защиты — следственные действия по легализации материалов, собранных сторонами, в качестве судебных доказательств, а также осуществлять судебный контроль за мерами процессуального принуждения и соблюдением органами уголовного преследования прав граждан. Именно по такой либо близкой модели организовано предварительное расследование в процессуальных системах Испании, Германии, Англии, США, Франции и др.

3. Надзорная функция прокурора конкретизируется в следующих его полномочиях:

1) проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37);

2) отменять постановление о возбуждении уголовного дела, если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным (ч. 4 ст. 146). Как представляется, прокурор при осуществлении этого полномочия должен иметь возможность затребовать материалы доследственной проверки, изучить их и только после этого принять обоснованное и мотивированное решение. Одно постановление о возбуждении уголовного дела содержит только краткую информацию о событии, в отношении которого возбуждается уголовное дело, и не включает описания доказательств и иной информации, указывающих на наличие (или отсутствие) основания для возбуждения дела. См. также коммент. к ст. 146;

3) давать согласие дознавателю на возбуждение уголовного дела, которое в иных случаях относилось бы к категории частного обвинения, т.е. если преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы (ч. 4 ст. 20, ч. 4 ст. 147, ч. 3 ст. 318);

4) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37). Следует отметить, что это полномочие прокурора подкреплено в УПК нормой о том, что требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах полномочий, установленных настоящим Кодексом, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21). Впрочем, обязательность мотивированных требований прокурора распространяется лишь на ознакомление с целью проверки с находящимися у следователя, руководителя СО материалами уголовного дела (ч. 2.1 комментируемой статьи). Кроме того, в пункте 1.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 10 сентября 2007 г. N 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия» предписано прокурору при осуществлении надзора, руководствуясь ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», вызывать должностных лиц органов дознания и предварительного следствия, а также граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

———————————

Официальный сайт Генпрокуратуры России: https://genproc.gov.ru/ru/documents/orders/print.shtml?item_id=66.

Однако надо иметь в виду, что требование прокурора (за исключением Генерального прокурора РФ — ч. 6 ст. 37) о самом устранении нарушений федерального законодательства не является строго обязательным для следователя, поскольку согласно ч. 3 ст. 38 следователь при несогласии с требованиями прокурора об устранении нарушений законодательства может представить свои письменные возражения руководителю СО. Руководитель же СО рассматривает эти требования прокурора, а также письменные возражения следователя и дает последнему письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями (ч. 4 ст. 39);

5) отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, а также незаконные или необоснованные постановления дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 6 ч. 2 ст. 37). Что же касается незаконных или необоснованных постановлений следователя, то правом отменять их обладает только руководитель СО (п. 2 ч. 1 ст. 39);

6) рассматривать представленную руководителем СО информацию следователя о несогласии с требованиями (нижестоящего) прокурора и принимать по ней решение (п. 7 ч. 2 ст. 37);

7) давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения (п. 5 ч. 2 ст. 37);

8) участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении в ходе досудебного производства вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей либо об отмене или изменении данной меры пресечения, а также при рассмотрении ходатайств о производстве иных процессуальных действий, которые допускаются на основании судебного решения, и при рассмотрении жалоб в порядке, установленном статьей 125 настоящего Кодекса (п. 8 ч. 2 ст. 37). Надо отметить, что в ч. 6 ст. 108 сохранилось положение, согласно которому прокурор либо по его поручению лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его в судебном заседании. На наш взгляд, эта норма нуждается в ограничительном толковании, если лицом, возбудившим ходатайство, является следователь. В соответствии с ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ прокурор утратил полномочие давать следователю согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Соответственно, прокурор предварительно не изучает ходатайство и прилагаемые к нему материалы, а значит, нелогично возлагать на него обязанность обосновывать это ходатайство в суде. Более того, дача подобного поручения прокурором следователю противоречит смыслу указанного Закона о разделении прокурорских и следственных функций. Обосновывая в ходе досудебной подготовки целесообразность применения к обвиняемому меры пресечения, прокурор раньше времени начинает принимать активное участие в выполнении функции уголовного преследования — в ущерб функции надзора. В этой связи представляется, что в судебном заседании по названным вопросам должен обязательно участвовать не только прокурор, но и следователь, причем обосновывать ходатайство должен именно следователь, прокурор же призван осуществлять здесь надзор за законностью действий и ходатайств следователя (п. 3 ч. 2; ч. 6 ст. 37), а при необходимости и реагировать представлением на принятое судебное решение (п. 27 ст. 5);

9) определять подследственность уголовных дел в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 146; ч. 8 ст. 151. До принятия ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ передача дела по подследственности от одного органа расследования другому всегда производилась по постановлению прокурора. Указанный Закон предусмотрел, что в целом ряде случаев дело передается через руководителя СО (ч. ч. 3, 5 ст. 152; п. 3 ст. 149; ст. 155; ч. 3 ст. 157; ч. 1.1 ст. 319). С учетом толкования данных правил в совокупности с полномочиями органов расследования (ст. ст. 37 — 41) следует признать, что уголовное дело передается по подследственности следователем через руководителя СО (который затем вправе направить его прокурору), а дознавателем или органом дознания — через прокурора. Споры о подследственности разрешает прокурор (ч. 8 ст. 151);

10) получать от органов предварительного расследования уведомления:

— о возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 146);

— об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 4 ст. 148);

— о произведенном задержании подозреваемого в течение 12 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 92);

— об освобождении подозреваемого, когда постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо продлении срока задержания не поступит в течение 48 часов с момента задержания (ч. 3 ст. 94) ;

———————————

Такое уведомление направляет начальник места содержания подозреваемого.

— о направлении дознавателем уведомления о подозрении лица в совершении преступления, причем прокурору направляется копия этого уведомления (ч. 3 ст. 223.1);

— о неотложном производстве ряда следственных действий (осмотра жилища, обыска и выемки в жилище, личного обыска, а также наложения ареста на имущество, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК), ограничивающих конституционные права граждан (ч. 5 ст. 165), а также об отмене ареста корреспонденции (ч. 6 ст. 185);

— о приостановлении предварительного следствия (ч. 2 ст. 208);

— о возобновлении предварительного следствия (ч. 3 ст. 211);

— о прекращении уголовного дела (ч. 1 ст. 213);

11) разрешать отводы, заявленные участниками процесса дознавателю, а также его самоотводы (п. 9 ч. 2 ст. 37);

12) отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований настоящего Кодекса (п. 10 ч. 2 ст. 37);

13) передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому (за исключением передачи уголовного дела в системе одного органа предварительного расследования) в соответствии с правилами подследственности, установленными ст. 151 (п. 12 ч. 2 ст. 37);

14) давать письменные указания о передаче уголовных дел, обычно подследственных органам дознания (п. 1 ч. 3 ст. 150), для производства предварительного следствия (ч. 4 ст. 150);

15) давать письменные указания органам дознания о производстве дознания по уголовным делам об иных (помимо тех, что указаны в п. 1 ч. 3 ст. 150) преступлениях небольшой и средней тяжести (п. 2 ч. 3 ст. 150). Данное полномочие, на наш взгляд, следует толковать ограничительно, ибо прокурор не наделен правом давать следователю указания о передаче дела дознавателю. Указания прокурора следователю предусмотрены законом только для трех случаев: а) когда он требует от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия (п. 3 ч. 2 ст. 37); б) при возвращении прокурором уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия с целью устранения выявленных недостатков проведенного расследования (п. 2 ч. 1 ст. 221); в) при разрешении прокурором спора о подследственности (ч. 8 ст. 151). Ни о нарушениях законодательства, ни об устранении выявленных недостатков здесь речи не идет; спор о подследственности в данном случае также отсутствует, поскольку имеется в виду лишь дискреционное полномочие прокурора определять форму предварительного расследования. Таким образом, реализовать свое право перераспределять в пользу органов дознания производство расследования по уголовным делам об «иных преступлениях небольшой и средней тяжести» прокурор практически может (в отсутствие споров о подследственности), если только дело еще не находится в производстве следователя, а именно: а) при вынесении прокурором мотивированного постановления о направлении материалов в орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37); б) по окончании производства органом дознания неотложных следственных действий по делам, по которым производство предварительного следствия в другом случае являлось бы обязательным (ст. 157). Однако и это невозможно, когда дознание должно производиться следователями Следственного комитета при прокуратуре РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных всей ч. 3 ст. 150, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» пункта 1 ч. 2 ст. 151 (п. 7 ч. 3 ст. 151);

16) изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 12 ч. 2 ст. 37). Представляется, что с учетом перераспределения полномочий по руководству предварительным следствием в пользу руководителей следственных подразделений основаниями такой передачи могут теперь служить лишь нарушения, подпадающие под действие прокурорского надзора (предметом которого является законность, но не целесообразность действий следователя) за соблюдением закона: грубые нарушения следователем органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти правовых норм; отказ следователя от выполнения требований прокурора об устранении нарушений законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, и т.п. Может показаться, что данное полномочие в определенной степени вступает в противоречие с другим способом прокурорского реагирования, предусмотренным частью 6 комментируемой статьи, когда при несогласии руководителя СО либо следователя с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, прокурор вправе обратиться с требованием об устранении указанных нарушений к руководителям вышестоящих СО, а в случае их отказа — к Генеральному прокурору РФ, решение которого является окончательным. Однако обращает на себя внимание, что в ч. 6 данной статьи говорится именно о праве прокурора обращаться с требованиями об устранении нарушений закона по инстанции. На наш взгляд, это означает, что прокурор в зависимости от конкретной обстановки может избирать любой способ реагирования на нарушения права, предоставленный ему законом, как то: обжаловать действия следователя вышестоящему руководству, либо не утвердить обвинительное заключение и дать следователю указания о производстве дополнительного расследования с учетом требований прокурора о соблюдении закона, либо, наконец, изъять уголовное дело у органа предварительного расследования федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передать его следователю Следственного комитета при прокуратуре РФ;

17) установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 Кодекса, а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, отменять данную меру пресечения (ч. 2 ст. 221);

18) давать дознавателю согласие ходатайствовать перед судом о переводе лица, содержащегося под стражей, в психиатрический стационар (ч. 1 ст. 435);

19) признавать недопустимыми доказательства, полученные с нарушением требований УПК и федеральных законов (ч. ч. 2, 3 ст. 88). См. пункт 2 коммент. к ст. 88;

20) принимать решение о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду (п. 3 ч. 1 ст. 221);

21) принимать предусмотренные гл. 18 УПК меры по реабилитации лица в случаях прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 (ч. 2 ст. 212);

22) вносить надзорные представления о пересмотре вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда (ст. 402);

23) возбуждать производство ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (ст. 415);

24) рассматривать жалобы на действия дознавателя и следователя (ст. 124).

4. В порядке осуществления уголовного преследования у прокурора сохранились следующие полномочия:

1) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 37);

2) признав отказ следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов руководителю СО для решения вопроса об отмене постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 6 ст. 148);

3) признав постановление органа дознания, дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, отменить его и направить соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями (ч. 6 ст. 148);

4) давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий. При этом указания прокурора даются теперь не органу дознания, а непосредственно дознавателю. Обращает на себя внимание и тот факт, что в отличие от прежней редакции данной статьи в числе полномочий прокурора в УПК больше не названо право давать указания органам дознания о проведении оперативно-розыскных мероприятий (п. 4 ч. 2 ст. 37). В то же время ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» сохраняет норму о возможности дачи прокурором органу дознания письменных указаний о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, находящимся в его производстве. Полагаем, что приоритет принадлежит регулированию, содержащемуся в УПК РФ, поскольку он больше не предусматривает принятия прокурором уголовных дел к своему производству.

Прокурор также вправе давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести сверх тех, которые отнесены законом к подследственности дознания п. 1 ч. 3 ст. 150 (п. 2 ч. 3 ст. 150);

5) давать согласие на неуведомление родственников подозреваемого о его задержании при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания (ч. 4 ст. 96). Следует сказать, что данное полномочие звучит определенным диссонансом с точки зрения идеи разделения функций расследования (следствия) и прокурорского надзора. Надзор, субъектом которого до утверждения обвинительного заключения является прокурор, по определению должен стремиться к тому, чтобы быть максимально беспристрастным, поэтому ему не следует руководствоваться интересами предварительного расследования, т.е. в данном контексте — интересами стороны уголовного преследования. Названное полномочие более уместно при проведении расследования в форме дознания;

6) изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37). Обычно такая необходимость обусловлена невозможностью окончания дознания в установленный ст. 223 УПК срок либо повышенной сложностью или важностью дела, когда передача его следователю будет способствовать повышению качества и эффективности расследования. Передача дела следователю может быть также связана с тем, что дознание проводится по значительному количеству преступлений, а число дознавателей в отдельных районах невелико. Однако необходимость в передаче может возникать и в случае, если дело, подследственное следователю, фактически расследуется органом дознания и прокурор восстанавливает законный порядок, передавая его следователю. В последнем случае речь идет о выполнении прокурором надзорной функции.

Необходимо указать на коллизию законодательных норм, касающихся рассматриваемого прокурорского полномочия. Так, ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» в п. 8 ч. 2 ст. 37 УПК было решено внести изменение — закрепить за прокурором право изымать для передачи следователю любое уголовное дело не только у органа дознания, но и непосредственно у дознавателя. Однако в официальный текст УПК данное изменение не попало, хотя формально и не было никем отменено. Дело в том, что более ранним ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» была дана новая редакция ст. 37, в которой пункт, относящийся к изъятию дела у органа дознания, был представлен уже не под номером 8, а под номером 11; изменение же, касающееся изъятия прокурором дела не только у органа дознания, но и у дознавателя, вообще отсутствовало. Более поздним ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ это изменение было ошибочно внесено по-прежнему в п. 8 ст. 37, в котором после изменений, произведенных ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ, речь уже шла о совершенно другом полномочии прокурора (а именно о его праве участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении вопросов об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу). Здесь правоприменитель сталкивается с чрезвычайно редким случаем, когда ему дозволительно обращаться к коррекционному (исправляющему) толкованию правовой нормы, которая не может применяться ввиду очевидной технической ошибки законодателя. Несмотря на то что ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ имеет приоритет над ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ как более поздний правовой акт, он по существу вносит изменение в несуществующее уже в данном месте (пункте) закона положение, а потому в этой части не может применяться. Следовательно, полномочие прокурора изымать дело непосредственно у дознавателя в настоящий момент применено быть не может. Очевидно, законодатель должен исправить указанную неточность, внеся в п. 2 ст. 1 ФЗ от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ соответствующее исправление (заменить слова «пункт 8» на «пункт 11»). Надо сказать, что сама по себе возможность изымать дело сразу у дознавателя, минуя орган дознания, в некоторых ситуациях может быть важна для прокурора — например, когда передача дела на месте, непосредственно от дознавателя к следователю вызвана неотложной необходимостью, а орган дознания территориально удален и переписка с ним займет слишком много времени;

7) утверждать постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу (п. 13 ч. 2 ст. 37). Это полномочие введено ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ. Имеет место неопределенность в вопросе о том, распространяется ли указанное полномочие прокурора на прекращение дела по всем основаниям или лишь по основаниям, предусмотренным ст. ст. 25, 28, 427 УПК. В трех названных случаях закон специально требует согласия прокурора на прекращение дела дознавателем. Согласно п. 41.1 ст. 5 согласие — это в том числе разрешение на принятие процессуального решения. Такое разрешение равнозначно утверждению постановления. Представляется, что ФЗ от 5 июня 2007 г. лишь привел в соответствие содержание ст. 37 со ст. ст. 25, 28, 427. Поэтому распространение этих специальных правил на все остальные случаи прекращения дела было бы неоправданным. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 214 прокурор, признав постановление дознавателя о прекращении уголовного дела или уголовного преследования незаконным или необоснованным, отменяет его и возобновляет производство по уголовному делу. Если бы прокурор до этого утверждал всякое постановление дознавателя о прекращении дела, то его полномочие по отмене ранее утвержденного им же постановления означало бы право отменять свои собственные решения. Однако это не согласуется с п. 6 ч. 2 ст. 37, по смыслу которого отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора может только вышестоящий прокурор. Если же предположить, что постановление дознавателя о прекращении производства по уголовному делу утверждает один прокурор (например, районный), а отменять может другой, вышестоящий (субъекта Федерации или его заместитель), то нагрузка на вышестоящих прокуроров по проверке материалов уголовных дел и принятию решений окажется слишком велика и они вряд ли смогут практически реализовать подобное полномочие.

Таким образом, данную норму следует толковать ограничительно: полномочие прокурора по утверждению постановления дознавателя о прекращении производства по уголовному делу распространяется лишь на те случаи, когда получение согласия прокурора прямо предусмотрено в норме, устанавливающей условия прекращения дела по тому или иному основанию. Именно такое указание содержит п. 20 Приказа Генерального прокурора РФ от 6 сентября 2007 г. N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания» ;

———————————

См.: https://genproc.gov.ru/ru/documents/orders/print.shtml?item_id=65.

8) утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу (п. 14 ч. 2 ст. 37, п. 1 ч. 1 ст. 221);

9) возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими письменными указаниями о производстве дополнительного расследования, об изменении объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и устранения выявленных недостатков (п. 15 ч. 2 ст. 37, п. 2 ч. 1 ст. 221). См. коммент. к ст. 221;

10) вносить через Генеральную прокуратуру РФ запрос о производстве на территории иностранного государства допроса, осмотра, выемки, обыска, судебной экспертизы или иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ, органами иностранного государства в соответствии с международным договором РФ, международным соглашением или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 453);

11) исполнять переданные в установленном порядке запросы о производстве процессуальных действий, поступившие от соответствующих компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, в соответствии с международными договорами РФ, международными соглашениями или на основе принципа взаимности (ч. 1 ст. 457). См. коммент. к ст. 457;

12) принимать решения по вопросу о направлении материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела о совершении преступления на территории РФ иностранным гражданином, впоследствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории РФ в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Это полномочие принадлежит только Генеральной прокуратуре РФ (ст. 458). См. коммент. к ст. 458;

13) принимать решения по запросам компетентных органов иностранных государств об уголовном преследовании граждан РФ, совершивших преступление на территории иностранного государства и возвратившихся в РФ. Это также прерогатива лишь Генеральной прокуратуры РФ (ч. 1 ст. 459). См. коммент. к ст. 459;

14) принимать решения о направлении в соответствующий компетентный орган иностранного государства запроса о выдаче лица, находящегося на территории данного государства. Данное полномочие осуществляется лишь Генеральной прокуратурой РФ (ч. 3 ст. 460). См. коммент. к ст. 460;

15) принимать решения по запросам о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства. Правом решать этот вопрос обладает лишь Генеральный прокурор РФ или его заместитель (ч. ч. 4, 7 ст. 462, ст. 465);

16) направлять в суд материалы, подтверждающие законность и обоснованность решения о выдаче лица в случае обжалования в суд этого решения (ч. 3 ст. 463);

17) принимать решения по вопросу об избрании меры пресечения в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, в целях обеспечения возможности выдачи лица при получении от иностранного государства запроса о выдаче лица, если при этом не представлено решение судебного органа об избрании в отношении данного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (ч. 1 ст. 466). См. коммент. к ст. 466;

18) подвергать лицо, в отношении которого поступил запрос о выдаче, домашнему аресту или заключить его под стражу без подтверждения указанного решения судом РФ, если к запросу прилагается решение судебного органа иностранного государства о заключении лица под стражу (ч. 2 ст. 466);

19) направлять уголовное дело в суд после утверждения обвинительного заключения (акта); вручать копии обвинительного заключения (акта) с приложениями обвиняемому, а также защитнику и потерпевшему, если они ходатайствуют об этом (ст. ст. 222, 226);

20) поддерживать государственное обвинение и быть субъектом доказывания (ч. 1 ст. 86) в ходе судебного производства по уголовному делу (ч. 3 ст. 37). Следует отметить, что по буквальному смыслу ч. 5 комментируемой статьи полномочия прокурора выполняются в уголовном судопроизводстве лишь прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. В то же время согласно п. 31 ст. 5 УПК понятие прокурора в уголовном процессе охватывает: Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров, их заместителей и иных должностных лиц органов прокуратуры, участвующих в уголовном судопроизводстве и наделенных соответствующими полномочиями федеральным законом о прокуратуре. Однако в ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» в настоящий момент не содержится какого-либо перечня должностных лиц органов прокуратуры, наделенных полномочиями именно для участия в уголовном судопроизводстве. Таким образом, если исходить из буквального толкования названных норм, помощники прокуроров всех уровней не могут осуществлять полномочия, предусмотренные комментируемой статьей, в том числе и поддерживать государственное обвинение в суде. То же самое следует сказать и о прокурорах отделов и управлений, начальниках отделов прокуратур городов и районов. Поэтому ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» нуждается в безотлагательном дополнении его перечнем должностных лиц органов прокуратуры, наделенных полномочиями для участия в уголовном судопроизводстве;

21) вступать в уголовное дело частного обвинения (ч. 4 ст. 318). Согласно ч. 4 ст. 321 государственный обвинитель поддерживает обвинение в судебном заседании только тогда, когда следователь, а также с согласия прокурора дознаватель возбуждают уголовное дело о любом преступлении, указанном в ч. ч. 2 и 3 ст. 20, если данное преступление совершено в отношении лица, которое в силу зависимого или беспомощного состояния либо по иным причинам не может защищать свои права и законные интересы. Исходя из этого, можно прийти к выводу, что под вступлением прокурора в дело частного обвинения следует считать не возбуждение им такого дела, а лишь поддержание им государственного обвинения в суде в названных выше случаях;

22) вносить апелляционные и кассационные представления на не вступившие в законную силу решения судов первой и апелляционной инстанций (ст. 354);

23) продлевать срок дознания (ст. 223);

24) продлевать срок проверки дознавателем сообщения о преступлении до 30 суток при необходимости проведения документальных проверок или ревизий (ч. 3 ст. 144);

25) согласно п. 3 ч. 5 ст. 439 УПК прокурор сохранил право прекратить уголовное дело при рассмотрении постановления следователя о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

5. В п. 12 ч. 1 ст. 448 сохранилось полномочие прокурора субъекта РФ возбуждать уголовное дело в отношении члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса. В то же время уголовные дела в отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта Российской Федерации возбуждаются председателем Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации (в ред. ФЗ от 4 июля 2003 г. N 94-ФЗ и ФЗ от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ). Такое расхождение вряд ли может быть объяснено какими-либо рациональными причинами и, по-видимому, является результатом технической ошибки законодателя, однако для его устранения требуется изменение закона.

Привлечение прокурора в суде апелляционной инстанции

Как и истец, госпрокурор вправе обратиться в апелляционный суд с представлением, если считает, что требования удовлетворены не в полном объеме, а интересы граждан или организации – не защищены должным образом (ст. 320 ГПК РФ).

Оспорить решение в апелляционном порядке можно до вступления в законную силу. срок обжалования зависит от производства, в котором рассматривалось дело. В среднем это 1-2 месяца.

Образец апелляционного представления

Представление прокурора должно соответствовать требованиям, установленным ст. 322 ГПК РФ. Если решение оспаривает истец или ответчик, подается жалоба, содержание которой аналогично представлению.

Что должно быть включено в документ:

  • название суда, решение которого оспаривается;
  • реквизиты решения, дата принятия;
  • Ф.И.О., адрес, должность лица, подавшего представление;
  • требования;
  • перечень представленных документов.

Дополнительно в представлении можно заявлять ходатайства, оставлять контактные данные для дальнейших разбирательств.

Основания для возврата представления

Апелляционный суд вернет представление госпрокурору и не будет его рассматривать, если:

  • не выполнены требования судьи, указанные в определении об оставлении документа без движения;
  • истек срок апелляционного обжалования;
  • отзыв представления прокурором.

Обратите внимание! Протесты и представления направляются в суды, вынесшие оспариваемые решения. После этого они перенаправляются в вышестоящие инстанции.

Покупная и приобретательная стоимость?

Термин покупной или приобретательной стоимости очень важен для работы бухгалтеров, которые контролируют поставки необходимых товаров и ресурсов для их производства.

Итак, покупная стоимость представляет собой стоимость реализации тех или иных продуктов без учёта налогообложения на добавленную стоимость, которое обязательно при реализации продукта на рынке. Если есть необходимые расходы на транспортные организации, которые занимаются доставкой тех или иных приобретённых продуктов, то растраты на них могут включаться в покупную стоимость.

Данному термину присущ синоним «учетная цена», его употребляют наиболее часто.

Формирование и все критерии покупной стоимости определяют положения из следующих документов:

  1. ПБУ 5/01 «Учёт товарно-материальных запасов».
  2. ПБУ 6/01 «Учёт основных средств».

В данных бумагах содержится регламент, по которому высчитывают покупную цену. Так, в покупную стоимость товара могут по необходимости включаться следующие критерии:

  1. Цена, по которой приобретается товар.
  2. Сборы и пошлины, обязательные к уплате при транспортировке купленных товаров из других стран.
  3. Связанные с приобретением объекта налоги, которые впоследствии не будут возмещены. Как правило, в данную статью включают акцизы и НДС.
  4. Растраты на информационные услуги, связанные с покупками объекта.
  5. Растраты на оплату услуг компаний, которые являлись посредниками в процессе приобретения того или иного товара.
  6. Растраты на транспортные услуги, страховку необходимых товаров.
  7. Переплата по кредитам, если они были взяты для покупки объекта.
  8. Растраты, которые пошли на доведение объекта до нужного состояния для последующей реализации на рынке.
  9. Транспортные расходы, в которые входят погрузка, взвешивание и хранение купленных объектов.
  10. Иные растраты, которые необходимы для доставки и покупки объекта.

Стоит отметить, что покупная стоимость не корректируется. Как правило, корректировка может происходить только в тех случаях, когда это регламентировано нормативно-правовыми актами.

Как корпорация Apple устанавливает цены на айфоны?

Компания Apple имеет собственную стратегию по установке цен на товары. Так, на образование цены на смартфон влияют следующие факторы:

  1. Производство смартфона. В данные критерии входят затраты на комплектующие детали, рабочую силу.
  2. Прибыль компании. В данный критерий включаются растраты на разработку нового смартфона, установку ПО.
  3. Упаковка и последующая доставка смартфонов. Например, если человек заказал доставку смартфона из Китая, то это обойдётся ему немного дешевле, чем покупка того же смартфона в официальном магазине России. В последнем случае организация существенно тратиться на транспортировку продукции.
  4. Реклама. Компания Apple тратит огромные средства на рекламную стратегию, что отражается на стоимости смартфона.
  5. Наценки и налог на добавочную стоимость.

Таким образом, данные критерии существенно влияют на цену, которая окончательно устанавливается на смартфоны компании Apple. Рост цены на смартфоны обуславливается тем, что с каждым годом происходит повышение стоимости вышеперечисленных показателей, что тянет за собой повышение цен на продукцию.

Сколько стоят лекарства в Apteka.ru?

Apteka.ru на данный момент является самой популярной фармацевтической компанией, которая реализует аптечную продукцию среди населения. Основным её преимуществом является то, что в данной аптеке делается заказ дистанционно через сеть Интернет. Приобрести необходимые препараты можно как через официальный сайт apteka.ru, так и при установке на свой смартфон приложения.

Стоит отметить, что цены на данной платформе немного завышены, что, скорее всего, связано с затратами на последующую доставку продуктов в ближайшую аптеку, откуда человеку будет удобнее забрать свой заказ. Те же самые препараты и средства можно купить немного дешевле в обычных аптеках. Но, стоит заметить, что на данной платформе имеется огромное количество выбора необходимых препаратов и аптечной косметики. Как правило, такого выбора аналоговых средств стандартная аптека предоставить не может, поскольку ей в невыгодно тратиться на транспортировку препаратов. При выборе аналоговой продукции на apteka.ru можно существенно сэкономить финансовые средства, что несомненно является огромным плюсом для каждого человека.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]