Основные и особые права ребёнка в РФ
У каждого ребёнка, который рождён в РФ, есть свои права. Они закреплены на законодательном уровне, защищаются государством. В обязанности омбудсмена входит контроль над соблюдением и защитой прав детей.
У любого ребёнка есть те же права, что и у взрослого человека. Например, права на жизнь и право на жилище. Но, в силу возраста правообладателя, не все они могут быть реализованы в полную силу. Поэтому в отдельную законодательную линию выделены те, которые присущи только несовершеннолетним.
Основными законодательными актами при определении интересов детей выступают Конституция РФ и Декларация по правам ребёнка, принятая на международном уровне. В этих документах закреплены следующие нормы:
- Право иметь семью. У каждого российского дитя должна быть своя семья. Он должен в ней воспитываться до тех пор, пока она не стане ему «мала», то есть, в ней не будут ущемляться его права и не будет противоречия его интересам. Законодательно утверждён возраст, когда это может произойти – 18 лет. Предусмотрена эмансипация – «досрочное» совершеннолетие.
- Право на общение. Вне зависимости от того, состоят родители ребёнка в законном браке или нет, он имеет право на полноценное общение с ними обоими, а также с бабушками и дедушками с обеих сторон. Ни один родитель не имеет права выдвигать запрет относительно общения потомка со вторым родителем. Вынести законодательно обоснованный запрет может только орган правосудия при наличии определённых обстоятельств. Например, общение с отцом наносит психологическую травму из-за аморального поведения.
- Право на защиту. В объект попадают здоровье несовершеннолетнего, его жизнь. Также возможна защита от пагубного влияния родственников, знакомых, окружающей его среды, образа жизни родителей.
- Право на наличие своего мнения и его выражение. Когда родители или уполномоченные органы решают судьбу несовершеннолетнего, они должны учитывать его мнение. После того, как малышу исполнится 10 лет, он может влиять на решения этих органов относительно его дальнейшей жизни. Например, родители разводятся и не могут договориться между собой о том, с кем из них будет жить их дитя. Если ребёнку исполнилось 10 лет, суд спросит его мнения и учтёт его.
- Право иметь фамилию, имя и отчество. Если родители его неизвестны, то дать ФИО ребёнку могут органы опеки, медработники, сотрудники учреждения.
Обратите внимание! Это неполный перечень прав, который есть у каждого российского несовершеннолетнего. Он может учиться в России, получать бесплатную медицинскую помощь, быть защищённым от различного неравенства.
Уполномоченный по правам ребенка в России наделен широкими полномочиями по их защите
Если какое-то из представленных и закреплённых прав не соблюдается, существуют уполномоченные органы, в которые можно обратить за защитой. Это:
- прокуратура – надзорный орган, осуществляющий надзор во многих областях российского законодательства;
- органы опеки – занимаются исключительно детьми, их проблемами, их защитой;
- суд;
- уполномоченный по делам несовершеннолетних на региональном уровне;
- уполномоченный по защите прав детей по всей стране.
Кто такой уполномоченный по правам ребенка? Это человек, имеющий определённые полномочия, направленные на защиту интересов и прав всех детей, рождённых в РФ и имеющих российское гражданство.
Чем занимается детский омбудсмен в городах и регионах России
Уполномоченный по правам несовершеннолетних в субъекте имеет полное представление о положении дел в этой области. Он наделен правами лично принимать участие в решении проблем и ущемленных интересов отдельно взятого несовершеннолетнего.
Уполномоченное лицо в регионах имеет общественный авторитет. На эту должность кандидатов тщательно отбирают. Требования предъявляются как к профессиональным, так и личностным качествам соискателя должности.
Отличие работы регионального уполномоченного от комиссии по делам несовершеннолетних:
- специализируются на изучении вопросов беспризорности и разработке методов ее профилактики;
- занимаются теми подростками, которые считаются “проблемными”;
- в их состав входят представители исполнительной власти.
Уполномоченный работает с несовершеннолетними не только от случая к случаю, но на постоянной основе, лично изучая дела и пытаясь разобраться в ситуациях.
Российские и международные законы, защищающие права детей
Россия должна придерживаться не только норм своего внутреннего, российского законодательства о детях, но и соблюдать нормы международного. К основным законодательным актам можно отнести:
- Конституция РФ;
- Семейный Кодекс РФ;
- Конвенция о правах ребёнка;
- Закон № 124-ФЗ от 24.07.1998 года;
- Закон № 436-ФЗ от 29.12.2010 года;
- Закон № 501-ФЗ от 27.12.2008 года;
- Закона № 1-ФКЗ от 26.0.1997 года;
- Прочие нормативные акты – конвенции, указы Президента, Постановления.
Обратите внимание! За защитой прав детей могут обращаться не только они сами, но и их представители, посторонние люди, работники учреждений медицинской, социальной или образовательной сферы.
Детский омбудсмен – деятельность и задачи
Детский омбудсмен по защите прав детей (уполномоченный представитель), как уже было сказано ранее, назначается непосредственно главой государства, при этом он обладает полномочиями вплоть до момента снятия его с должности, после чего на места определяются его доверенные представители. Рассмотрим основные направления деятельности, а также задачи этого должностного лица:
- осуществление контроля за соблюдением установленных норм Конституции Российской Федерации, а также общепринятых международных актов и законодательства страны в области относительно несовершеннолетних лиц;
- предоставление определенных рекомендаций для органов власти и местного самоуправления относительно полноценного устранения возможного ущемления интересов и возможностей детей;
- обобщение уже имеющейся практики (также, может осуществляться привлечение отдельно взятых специалистов или специальных научных учреждений на договорной основе).
В этом заключаются основные задачи омбудсмена. При этом, следует понимать, что данное лицо не является надзорной структурой, выступающей в качестве органов опеки или попечительского совета. Это иная инстанция, которая наделена возможностями получать доступ к практически любой информации. В полномочия входит свободное посещение любой действующей организации или института управления.
Следует отметить, что деятельность данного представителя не приостанавливается даже в тех случаях, когда во всей стране или отдельно взятом регионе вводится чрезвычайное положение. Данный представитель не является полноценной заменой судов или органов опеки, однако за ним закреплены права по обращению с соответствующим заявлением в компетентную структуру для проведения определенного разбирательства или пресечения правонарушения.
Важно. В отношении каждого обращения уполномоченного, в котором он усматривает нарушение прав несовершеннолетнего лица, в обязательном порядке проводится полноценное разбирательство и при необходимости привлечение к ответственности виновников.
Помимо основного уполномоченного лица по правам детей, на территории РФ назначаются иные представители, чья последующая деятельность соответствует законодательствам конкретных регионов или субъектов Российской Федерации. Эти специалисты наделены схожими полномочиями, однако распространяются они не на федеральном, а только на местном уровне.
Кто такой уполномоченный по правам ребёнка?
Это человек, занимающий должность и соответствующий определённым требованиям, который, на основании российского и международного права, защищает и отстаивает права детей. Кроме того, ему поставлены дополнительные задачи, которые должны выполняться.
Требования к уполномоченному по детским правам
В ст. 14 Закона № 501-ФЗ, непосредственно регулирующего деятельность детского омбудсмена, прописан полный перечень требований к человеку, который претендует на данную должность. Если хотя бы одно условие не будет исполнено, в назначении будет отказано.
Чтобы стать уполномоченным по защите детей, нужно:
- вести мониторинг реализации норм по защите детских прав на территории вверенного субъекта федерации. После изучения, полученную информацию нужно проанализировать, сделать выводы;
- оказывать повсеместное содействие эффективному функционированию государственной системы по защите прав несовершеннолетних, их реализации и контролю над исполнением;
- принимать меры по предупреждению и пресечению незаконных действий в отношении детей.
Все действия омбудсмена должны подтверждаться разрабатываемыми программами, фактическими действия в рамках вверенных субъектов, фактически принятыми нормативными актами и проводимыми мероприятиями.
Требования к человеку, претендующему на данную ответственную должность, прописаны в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ. Потенциальный Уполномоченный:
- не может быть депутатом ГД РФ, членов СФ РВ, входить в региональный депутатский состав, пребывать на госслужбе, заниматься любой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью. Исключение составляет преподавание, научная или творческая деятельность;
- не может быть гражданином или подданным другого государства, у него не может быть оформлен вид на жительство в другой стране;
- он не может вести активную политическую деятельность, входить в состав активных членов партии или иного общественного объединения людей, целью которых является политическое взаимодействие;
- должен прекратить свою деятельность, попадающую в список запрещённой, минимум за 2 календарных недели до вступления в должность.
Если хоть бы одно из условий не будет выполнено, претендент не будет назначен на должность. Назначение происходит Постановлением ГД РФ и Указом Президента РФ.
Людей, которые могут претендовать на должность УППР, вправе предлагать Президенту на рассмотрение любые государственные учреждения, общественные объединения и прочие учреждения. Кроме тех требований, которые представлены в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ, есть дополнительные. Это:
- возраст не моложе 30 лет;
- наличие высшего образования, полученного в России по любой специальности;
- безупречная репутация;
- практический опыт ведения правозащитной деятельности при работе с несовершеннолетними гражданами.
Соблюдение совокупности всех требований является обязательным для потенциального УППР РФ.
Требования к уполномоченному по правам ребенка определены в федеральном законодательстве
Функции уполномоченного по детским правам
У человека на такой должности есть определённые функции и задачи, которые он должен выполнять в рамках своих полномочий. В список функций входит:
- своевременный контроль над исполнением и полноценным соблюдением всех нормативных актов, принятых на региональном и федеральном уровне и касающихся несовершеннолетних детей. От всех подчинённых уполномоченных лиц должны быть представлены своевременные отчёты по данным направлениям;
- при обнаружении нарушений, полное содействие в рамках восстановлений прав;
- повсеместный контроль над тем, как уполномоченные местные органы устраняют нарушения в рамках выявленных нарушений, при необходимости, разработка мероприятий и дача рекомендаций;
- анализ практики, обобщение полученных результатов, работа над их улучшением с привлечением специалистов;
- психологическая и иная работа с родителями, чьи дети оказались в сложной ситуации как психологически, так и психически;
- обеспечение сотрудничества и взаимодействия различных сродных инстанций для решения возникших проблем;
- проведение работы с родителями или иными законными представителями детей по программам обучения и просвещения относительно защиты детских прав;
- обеспечение охранных мер для отпрысков против правонарушений, которые могут быть совершены против них.
Также у омбудсмена есть перечень задач, которые он должен выполнять:
- контроль над тем, чтобы российские и международные законодательные акты соблюдались по всей территории России;
- дача рекомендаций органам власти на местах с целью предоставления возможных нарушений детских прав;
- обобщение сведений, полученных практическим путём;
- разработка мероприятий, которые могут минимизировать риски совершения противоправных деяний в отношении несовершеннолетних.
Кто такой уполномоченный по правам ребенка
Обратите внимание! Каждому региону предоставляется список задач на долгосрочную и краткосрочную перспективу. Они должны быть выполнены к установленному сроку.
Федеральный закон от 27.12.2018 г. № 501-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации
Принят Государственной Думой 19 декабря 2021 года
Одобрен Советом Федерации 21 декабря 2021 года
(В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
Статья 1. Общие положения
Настоящий Федеральный закон определяет особенности правового положения, основные задачи и полномочия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (далее — Уполномоченный), а также основы правового положения уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации.
Статья 2. Деятельность Уполномоченного
1. Деятельность Уполномоченного направлена на обеспечение гарантий государственной защиты прав и законных интересов детей, реализации и соблюдения прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный содействует:
1) восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;
2) совершенствованию законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и законных интересов детей;
3) развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей;
4) совершенствованию форм и методов защиты прав и законных интересов детей.
3. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и законных интересов детей, не отменяет полномочий государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов детей, и не влечет за собой пересмотра таких полномочий.
Статья 3. Назначение на должность Уполномоченного. Прекращение полномочий Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность Президентом Российской Федерации сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть назначено Уполномоченным более чем на два срока подряд.
2. Полномочия Уполномоченного могут быть досрочно прекращены по решению Президента Российской Федерации.
Статья 4. Требования к Уполномоченному
1. Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации не моложе тридцати лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
2. Уполномоченный не может быть членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
3. На Уполномоченного распространяются требования, ограничения и запреты, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» в отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
4. Уполномоченный обязан прекратить несовместимую с его статусом деятельность в течение четырнадцати дней со дня назначения на должность.
Статья 5. Основные задачи Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) обеспечение защиты прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на территории Российской Федерации и на территориях иностранных государств, детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации;
2) содействие формированию и эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;
3) мониторинг и анализ эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами;
4) участие в формировании и реализации единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей, в том числе участие в деятельности координационных органов, созданных в целях реализации указанной государственной политики, а также подготовка и направление Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации соответствующих предложений;
5) предупреждение нарушения прав и законных интересов детей, содействие восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей;
6) участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) содействие развитию международного сотрудничества в области защиты прав и законных интересов детей.
Статья 6. Полномочия Уполномоченного
1. Уполномоченный в целях реализации возложенных на него задач:
1) направляет в государственные органы, имеющие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации, мотивированные предложения в пределах своей компетенции об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соответствии Конституции Российской Федерации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
2) направляет членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы мотивированные предложения о принятии законодательных актов, о внесении в законодательные акты изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;
3) направляет руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления мотивированные предложения о признании утратившими силу или приостановлении действия правовых актов и решений в случаях, если эти акты и решения нарушают права и законные интересы детей, либо о внесении в эти акты и решения изменений, направленных на обеспечение реализации и соблюдения прав и законных интересов детей;
4) обращается в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в защиту прав и законных интересов детей, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту Российской Федерации, нарушают права и законные интересы детей, создают препятствия к реализации их прав и законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности;
5) участвует по собственной инициативе в судебном разбирательстве по гражданским делам для дачи заключения в целях защиты прав и законных интересов детей;
6) направляет в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и законных интересов детей, мотивированные предложения, содержащие рекомендации по устранению указанных нарушений, а также о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов детей, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
7) проводит в соответствии с законодательством Российской Федерации самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку информации, изложенной в обращениях на имя Уполномоченного, либо иной информации по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей или непринятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами мер по обеспечению и защите прав и законных интересов детей, а также получает от указанных органов, организаций и лиц соответствующие разъяснения;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
2. Административное исковое заявление, предусмотренное пунктом 4 части 1 настоящей статьи, в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не облагается государственной пошлиной.
3. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности имеет право:
1) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей;
3) без специального разрешения посещать учреждения, исполняющие наказания, и следственные изоляторы, в которых содержатся несовершеннолетние, беременные женщины и женщины, дети которых находятся в домах ребенка исправительных учреждений;
4) привлекать для выполнения экспертных и научно-аналитических работ в области защиты прав и законных интересов детей научные и иные организации, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
4. Руководители либо лица, временно исполняющие их обязанности, иные должностные лица федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и органов, исполняющих наказания, образовательных и медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны безотлагательно принимать Уполномоченного.
5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, учреждения и органы, исполняющие наказания, образовательные и медицинские организации, организации, оказывающие социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, обязаны предоставить Уполномоченному в течение пятнадцати дней со дня поступления запроса Уполномоченного необходимые сведения, документы и материалы. Ответ на запрос Уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому непосредственно был адресован запрос, либо лица, временно исполняющего его обязанности.
Статья 7. Рассмотрение Уполномоченным обращений
1. Уполномоченный рассматривает обращения граждан (в том числе несовершеннолетних), объединений граждан, организаций (далее в настоящей статье — заявители), содержащие предложения, заявления, жалобы или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», настоящим Федеральным законом, а также в порядке, утвержденном Уполномоченным.
2. Обращения, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат просмотру администрациями мест принудительного содержания и в течение двадцати четырех часов направляются Уполномоченному.
3. Уполномоченный рассматривает по существу обращение, содержащее предложение, заявление, жалобу или информацию по вопросам, касающимся нарушения прав и законных интересов детей, либо разъясняет заявителю, какие средства могут быть использованы для защиты прав и законных интересов детей, либо направляет обращение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, к полномочиям которых относится рассмотрение обращения.
4. О результатах рассмотрения обращения Уполномоченный извещает заявителя.
Статья 8. Ежегодный доклад Уполномоченного
1. Уполномоченный подотчетен Президенту Российской Федерации. По окончании календарного года Уполномоченный направляет Президенту Российской Федерации доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей в Российской Федерации, а также предложения о совершенствовании их правового положения.
2. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат размещению на официальном сайте Уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и официальному опубликованию в «Российской газете».
Статья 9. Взаимодействие Уполномоченного с государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей
1. Уполномоченный в пределах своих полномочий осуществляет взаимодействие с государственными органами, органами местного самоуправления, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации и иными должностными лицами, обеспечивающими защиту прав и законных интересов детей.
2. Уполномоченный в целях обеспечения эффективной деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:
1) осуществляет координацию деятельности уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, направленной на реализацию единой государственной политики в области обеспечения и защиты прав и законных интересов детей;
2) оказывает уполномоченным по правам ребенка в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и иную помощь в пределах своих полномочий;
3) имеет право создать в качестве консультативного и совещательного органа координационный совет уполномоченных по правам ребенка.
Статья 10. Общественные представители. Экспертные, консультативные и иные совещательные органы
1. Уполномоченный имеет право назначать общественных представителей.
2. Уполномоченный имеет право создавать экспертные, консультативные и общественные советы, рабочие группы и иные совещательные органы, действующие на общественных началах, и привлекать для участия в их работе должностных лиц федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, представителей общественных организаций.
Статья 11. Место постоянного нахождения и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного
1. Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.
2. Финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Статья 12. Ответственность за вмешательство в деятельность Уполномоченного
Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решения, невыполнение должностными лицами законных требований Уполномоченного и воспрепятствование его деятельности в иной форме влекут за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Статья 13. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
1. Законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения дополнительных гарантий эффективного функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, образовательными и медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные и иные услуги детям и семьям, имеющим детей, и должностными лицами.
2. Должность уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации является государственной должностью субъекта Российской Федерации.
21. Уполномоченным по правам ребенка в субъекте Российской Федерации может быть назначен гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, обладающий безупречной репутацией, имеющий высшее образование и опыт работы по реализации и защите прав и законных интересов детей, восстановлению нарушенных прав и законных интересов детей либо опыт правозащитной деятельности. (Часть введена — Федеральный закон от 30.04.2021 № 116-ФЗ)
3. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляет свою деятельность в границах территории субъекта Российской Федерации.
4. Правовое положение, основные задачи и полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации устанавливаются законом субъекта Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона.
5. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации назначается на должность в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.
6. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, по согласованию с Уполномоченным.
7. Финансовое обеспечение деятельности уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации.
Статья 14. Полномочия уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации
1. Уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации:
1) осуществляет мониторинг и анализ реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей на территории субъекта Российской Федерации;
2) содействует эффективному функционированию государственной системы обеспечения реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей в субъекте Российской Федерации;
3) принимает в пределах своих полномочий меры по предупреждению и пресечению нарушения прав и законных интересов детей.
2. По окончании календарного года уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации направляет высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации и Уполномоченному доклад о результатах своей деятельности, содержащий в том числе оценку с
Основания для досрочного освобождения уполномоченного по правам детей
Существуют определённые обстоятельства, при обнаружении которых, уполномоченный по защите несовершеннолетних может быть снят со своей должности. Эти обстоятельства прописываются в региональном и федеральном законодательстве. В ст. 13 Закона 1-ФКЗ приведён исчерпывающий список:
- нарушение требований, приведённых в ст. 11 Закона № 1-ФКЗ;
- обвинительный приговор по уголовному делу, который был вынесен в отношении данного лица, вступил в силу;
- проявление собственной инициативы уполномоченного по сложению своих полномочий в данной области.
Если человек на такой ответственной должности не может исполнять свои обязанности в течение 4-х месяцев и более по состоянию здоровья или по иным причинам, его полномочия могут быть прекращены решением Государственной Думы, которое принимается после проведения заседания на данную тему.
Основанием для прекращения полномочий и досрочного освобождения от должности Уполномоченного является Постановление ГД РФ.
Этим законом Уполномоченному по правам ребёнка предоставлен достаточно широкий перечень прав и полномочий, поэтому здесь выделим те, реализация которых имеет наиболее эффективные механизмы воздействия на нарушителей детских прав, а именно: — направлять органам государственной власти Свердловской области, органам местного самоуправления, организациям независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющим деятельность на территории Свердловской области, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченный усматривает нарушения, свое заключение, содержащее предложения о мерах по восстановлению нарушенных прав ребёнка; — обращаться в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Свердловской области затрагивающих права ребёнка законов и нормативных правовых актов Свердловской области, а также муниципальных нормативных правовых актов; — самостоятельно проводить проверку деятельности органов государственной власти Свердловской области, органов местного самоуправления по реализации прав и законных интересов ребенка или вправе обратиться с просьбой о проведении проверки указанной деятельности к органам государственной власти Свердловской области и органам местного самоуправления в соответствии с их компетенцией; — обращаться с предложением в федеральный орган государственной власти, орган государственной власти Свердловской области, иной государственный орган Свердловской области, должностные лица которых уполномочены в соответствии с федеральным законодательством или законодательством Свердловской области составлять протоколы об административных правонарушениях, рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченным усматриваются нарушения прав и законных интересов ребёнка; — предложить работодателю рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, в действиях, бездействии или решениях которых Уполномоченным усматриваются нарушения прав и законных интересов ребёнка; — в случаях массовых и грубых нарушения прав и законных интересов ребёнка в Свердловской области Уполномоченный может направлять в Законодательное Собрание, Губернатору Свердловской области и в Уставный Суд специальные доклады с предложениями по восстановлению нарушенных прав и законных интересов. С реализацией этих прав можно ознакомиться в ежегодных докладах о деятельности Уполномоченного в отчётном году.
Поскольку Уполномоченному по правам ребёнка предоставлено право самостоятельно проводить проверки организаций им утвержден приказом № 08-ПУР от 14.11.2012 г. Регламент проведения проверок.
Особенности деятельности уполномоченного по правам ребёнка
Когда происходит официальное назначение на должность, Уполномоченный получает соответствующее удостоверение, помогающее ему исполнять полномочий в полной мере. При предъявлении документа, его должны беспрепятственно пускать во все учреждения, здания, организации, общественные объединения, которые есть в России. Он может получить любую информацию, обосновав требование тем, что она необходима для защиты детских прав.
Удостоверение действительно в течение всего срока полномочий, если они не будут прекращены досрочно. Срок работы Уполномоченного прописывается в Указе Президента.
Деятельность УППР регулируется и обеспечивается Общественной палатой. Но у него есть право самостоятельного определения следующих категорий помощников для комфортной и плодотворной работы. Это:
- представители в регионах на постоянной или временной основе;
- эксперты, консультанты в различных областях;
- состав рабочих групп.
Обратите внимание! Все органы и группы, которые создаются УППР РФ для более рациональной деятельности, ведут работы на общественных началах. Могут привлекаться как госработники, так и частные эксперты.
Основания для обращений и жалоб к уполномоченному по правам ребенка в РФ
Обратиться к омбудсмену можно в следующих случаях:
- уполномоченные региональные органы бездействуют или предпринимают неправомерные действия. Например, непредставление жилья сиротам;
- нужно оспорить акт органа правосудия в отношении несовершеннолетнего, оформленного в порядке российского судопроизводства;
- необходимость совершения дальнейших процессуальных действий.
Обратиться может родитель или иной законный представитель.
Правила написания и оформления заявления уполномоченному по детским правам
Любое письменное обращение от гражданина РФ, в том числе к УППР РФ, оформляется в соответствии со ст. 7 Закона № 59-ФЗ. То есть, оно:
- должно быть без помарок, ошибок и исправлений;
- содержать в себе актуальную и достоверную информацию;
- не быть анонимным. Нужно дать сведения о заявителе или его представителе;
- подписанным.
Обратите внимание! Анонимные жалобы от граждан не принимаются к рассмотрению.
Порядок и способы обращения к детскому омбудсмену
Есть несколько способов обращения к детскому омбудсмену:
- личный по предварительной записи в установленные часы приёма;
- электронный;
- с помощью Почты России.
Наиболее популярен электронный способ обращения. Есть несколько вариантов:
- через официальный сайт УППР РФ. Нужно ввести в форму всю необходимую информацию, тогда система примет обращение;
- через официальный адрес электронной Почты;
- через официальный аккаунт в популярных соцсетях.
Обратите внимание! Ситуация, которая привела к написанию жалобы, должны быть рассмотрена в обращении подробно. Не допускается использование ненормативной лексики, грубых слов, оскорблений в адрес третьих лиц.
Как обратиться к детскому омбудсмену в России: 6 способов
Существует несколько способов, как можно обратиться к уполномоченному по правам ребенка в РФ:
- Заказное письмо по почте. Удобный способ, так как вы получите уведомление с подтверждением, что письмо дошло до Института уполномоченного.
- Заполнить анкету на официальном сайте уполномоченного. Перед вами откроется анкета, в которую необходимо внести важные данные: адрес электронной почты, ФИО, адрес проживания, гражданство, контактные данные, тема обращения и непосредственно само обращение.
- Отправить жалобу по факсу . Для этого используется номер факса приемной Анны Кузнецовой (нынешнего уполномоченного по правам ребенка при президенте).
- Придя на прием к региональному омбудсмену. Для этого необходимо заранее записаться на прием, очередь зачастую длинная.
- Отправить письмо по электронной почте
- Можно написать сообщение в социальных сетях, на личную страничку уполномоченного по правам детей. Эта информация читается, но лучше отдать предпочтение официальному обращению в Институт уполномоченного.
Юристы рекомендуют подавать жалобу в письменном виде с обратным уведомлением. В таком случае, на ваше письмо также обязаны будут ответить в письменной форме и уведомить о принятых мерах.
Варианты решений по жалобам
У омбудсмена есть право принять жалобу к рассмотрению или отказать в этом. Если он отказывается рассматривать обращение от граждан, то в обязанности входит письменное обоснование отказа и его обоснование нормативными актами.
Относительно принятия жалоб к рассмотрению, у УППР есть следующие возможности:
- рассмотрение жалобы в качестве высшей инстанции. Например, заявитель ранее уже обращался в уполномоченные органы, его заявление рассматривали, но результат его не удовлетворял. Существует срок давности – год с момента, когда были нарушены права дитя или уполномоченные органы узнали об этом;
- перенаправить жалобу в те институты, которые специализируются на решении проблем, выступающих в роли предмета заявления;
- уполномоченный лично изучает обращение, принимает решение перенаправить его на рассмотрение в компетентные органы, контролирует исход дела.
Если омбудсмен не принимает жалобу к рассмотрению, он оповещает об этом заявителя в 10-дневный срок с момента регистрации входящего документа. Если принимает, то тот орган, чья работа будет проверяться, оповещается об этом.
Причины возврата жалобы
Заявителю может быть отказано в принятии и рассмотрении письменного обращения по следующим причинам:
- документ направлен не в тот орган;
- содержит неправдивые, неактуальные, лживые сведения;
- не содержит достаточных оснований для принятия;
- оформлен ненадлежащим образом;
- содержит оскорбления третьих лиц, ненормативную лексику;
- не подписан.
Даже если жалоба не возвращается обратно к заявителю, должно быть письменное обоснование в отказе к рассмотрению.
Образец заявления уполномоченному по правам детей в РФ
Жалоба оформляется в соответствии с принятыми нормами деловой переписки. Поэтому она должна содержать:
- данные УППР, которому она направляется;
- сведения о заявителе – полностью ФИО, данные из паспорта, контактные данные. Нужно указывать только актуальную информацию, потому что может возникнуть необходимость в тесном взаимодействии с заявителем. Поэтому телефон должен быть работающий, адрес фактическим. Если место жительства и место регистрации не совпадают, нужно указать 2 адреса;
- «тело». Здесь подробно описываются обстоятельства, которые привели к обращению к детскому омбудсмену;
- дату написания и подпись заявителя.
В «теле» обращения нужно подробно расписать:
- права отпрыска, которые были нарушены;
- кем они были нарушены;
- предпринимались ли какие-то действия или только бездействие;
- со стороны каких уполномоченных органов;
- какие меры были предприняты заявителем для защиты прав своего дитя;
- правильно сформулированные результаты, которых заявитель желает достичь путём данного обращения.
жалобы можно здесь:
Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребёнка
Федеральный служащий ведет свою работу в Москве. Он назначается на пост и снимается с него распоряжением Президента РФ. Ответственность за поддержание жизнедеятельности уполномоченного возложено на Общественную палату. К 2011 году в структуре института уполномоченного выстроилась «вертикаль» власти с федеральным представителем во главе.
Полномочия федерального уполномоченного
Указ Президента № 1518 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» дает следующие возможности федеральному представителю:
- делать запрос о предоставлении необходимой информации в федеральные исполнительные, региональные и муниципальные органы власти, организации и официальным лицам Российской Федерации;
- свободно посещать органы власти, организации, детские учреждения;
- самостоятельно или вместе с другими государственными аппаратами и официальными лицами проверять законность действий (бездействий) органов федеральной исполнительной, региональной и муниципальной власти, а также официальных лиц, получать от них интересующие объяснения;
- уведомлять компетентные лица о своем усмотрении в их постановлениях или действиях (бездействиях), актов ущемления интересов ребенка и адресовать им предложения по исправлению данных видов правонарушений и восстановлению справедливого порядка;
- в соответствии с определенным порядком привлекать научные и другие организации, деятелей науки и специалистов для проведения экспертиз в сфере нарушения свобод ребенка.