Этап 1
Принятие решения о ликвидации
Закрытие юридического лица нужно обсудить на внеочередном собрании учредителей. Если решение принято единогласно, его протоколируют. Если участник общества один – решение единоличное.
Из числа присутствующих формируют ликвидационную комиссию. В нее может войти один человек (ликвидатор) или группа в лице бухгалтера, юриста, директора, учредителей или третьих лиц. Когда группа определена, выбирают ее руководителя. Далее он выступит в роли Заявителя.
Выводы
Из трех представленных способов прекращения деятельности юридического лица самым распространенным является признание его банкротом. Однако каждый из методов имеет свои особенности.
Реорганизация отличается своей быстротой и простотой, требует минимальных усилий. Ликвидация позволяет полностью прекратить любую деятельность и расплатиться с долгами.
Банкротство же не только закрывает юридическое лицо, но и избавляет его руководителя от необходимости исполнять обязательства перед кредиторами, что и привлекает большинство организаций в тяжелом финансовом положении.
Этап 2
Уведомление налогового органа
Когда решение о прекращении деятельности на руках, нужно заполнить форму № Р15001 и заверить ее у нотариуса. Далее документы направляются в ИФНС, и в течение 5 рабочих дней налоговый орган обязуется выдать лист записи ЕГРЮЛ с пометкой, что ликвидация юр лица запущена.
Срок подачи документов – 3 дня с момента подписания решения (протокола) о ликвидации. (п. 1, ст. 62 ГК РФ). В противном случае компания получит штраф за несвоевременное предоставление документов.
Продажа готового бизнеса или альтернативная ликвидация компании
Можно, конечно, как вариант рассмотреть продажу готового бизнеса, что тоже будет являться некой ликвидацией организации субъективно для ее собственника. Есть люди, которые в силу разных причин готовы купить организацию, которая существует давно, а не создавать новую. Например, покупают организации для участия в тендерах, или для взятия на организацию в лизинг какого-нибудь имущества. Такая практика есть и ничего противозаконного тут нет.
Другое дело, если организация имеет долги перед бюджетом ли контрагентами. В таком случае всем предельно ясно, что никакой покупатель не будет рассматривать приобретение такой организации. В этом случае так называемая альтернативная ликвидация осуществляется путем мнимой продажи компании так называемому номинальному директору. Эта схема является противозаконной и за нее грозит уголовная ответственность, поэтому настоятельно не рекомендуем пользоваться такой схемой: в итоге и от долга не избавитесь, и судимость получите. Альтернативная ликвидация ООО или организации иной организационно-правовой формы деятельности имеет под собой незаконный способ, а значит ответственность, подробнее по ссылке.
Этап 6
Составление промежуточного ликвидационного баланса
Для этого нужно сообщить об имуществе, которое числится на балансе, предоставить информацию о задолженности, если таковая имеется, и обозначить меры, которые принимаются для ее погашения. Единого шаблона документа не предусмотрено, но требования такие же, как к бухгалтерской отчетности. Готовый баланс утверждается на собрании учредителей.
Далее составляется уведомление по форме Р15001. Его нужно заверить у нотариуса и передать в налоговый орган вместе с копией публикации в СМИ и протоколом утверждения. В течение 5 рабочих дней ИФНС обязуется рассмотреть заявление и выдать лист записи ЕГРЮЛ с пометкой о принятии промежуточного ликвидационного баланса.
Иногда требуют и сам ПЛБ, но это уже частности.
Возникновение и прекращение юридического лица.
Для юридического лица очень важны моменты возникновения и его прекращения.
Возникновение юридического лица — это его создание и государственная регистрация.
Выделяют следующие способы возникновения юридического лица.
1. Разрешительный порядок. Распорядительный порядок применялся в СССР. Для образования юридического лица было необходимо разрешение компетентного органа государственной власти и последующая государственная регистрация. В настоящее время в России применяется как исключение из общего правила для образования некоторых видов юридических лиц — кредитных и страховых организаций, союзов и ассоциаций и т.п.
2. Нормативно-явочный порядок. Предполагается наличие специальных нормативных актов, регулирующих порядок возникновения и деятельности определенных видов юридических лиц. Выполнение предусмотренных в таких актах требований дает право на признание за организацией свойства юридического лица, удостоверяемое фактом его государственной регистрации. Нормативно-явочный порядок в настоящее время применяется в России.
3. Явочный порядок (договорно-правовой). Юридические лица создаются в результате выраженного вовне намерения участников действовать в качестве юридического лица при отсутствии факта его государственной регистрации. В настоящее время этот порядок в России не применяется, а за рубежом применяется ограниченно (ассоциации во Франции, некоммерческие организации в Швейцарии, коммерческие корпорации «де-факто» в США и т.п.).
Прекращение юридического лица. В зависимости от юридических последствий прекращения различают реорганизацию (права и обязанности прекращенного лица переходят к другому лицу) и ликвидацию (прекращение лица без перехода к кому-либо его прав и обязанностей).
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.
В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния, присоединения или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
При разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к каждому из них переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с разделительным балансом.
При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.
Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Гарантии прав кредиторов.
Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.
Реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц уведомление о реорганизации опубликовывается от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. В уведомлении о реорганизации указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юридическом лице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом.
Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения, связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом.
Кредитор юридического лица — открытого акционерного общества, реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.
Указанные выше требования могут быть предъявлены кредиторами не позднее 30 дней с даты, последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица.
Требования, заявляемые кредиторами, не влекут приостановления действий, связанных с реорганизацией.
В случае, если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие деятельность) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица.
В случае, если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица-должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения.
Особенности реорганизации кредитных организаций, включая порядок уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о начале процедуры реорганизации кредитной организации, порядок уведомления кредиторов реорганизуемых кредитных организаций, порядок предъявления кредиторами требований о досрочном исполнении или прекращении соответствующих обязательств и возмещении убытков, а также порядок раскрытия информации, затрагивающей финансово-хозяйственную деятельность реорганизуемой кредитной организации, определяются законами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
Ликвидация юридического лица.
Влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано:
— по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК.
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным выше, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с ГК, другими законами.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Ликвидация юридического лица осуществляется в порядке, установленном законодательством.
Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения — денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и Банка России в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования по которым возникли до заключения соответствующего договора залога.
Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Этап 7
Составление окончательного ликвидационного баланса
За него принимаются, когда долги перед кредиторами и бюджетом погашены, сотрудники уволены, направление в Пенсионный фонд отправлено.
В документе перечисляют активы, которые остались после выплаты заработных плат, выходных пособий, задолженностей, налогов, взносов, штрафов и пенни. Данные утверждаются на собрании учредителей. Остаток средств и имущества распределяется между учредителями в соответствии с их долями.
Процедура банкротства организации
Процедура банкротства организации отнюдь не означает полного разорения, она может быть направлена на сохранение активов организации. То есть адвокаты финансово несостоятельной компании пытаются всячески очистить фирму от долгов, защищая ее при этом от неправомерных действий кредиторов, и ищут возможность продать или реструктуризировать бизнес, чтобы собственник не прибегал к полной ликвидации бизнеса.
Процедуру банкротства организации должны проводить исключительно профессионалы, которые защитят интересы собственника, максимально уменьшив его потери.
Этап 8
Подача документов в налоговый орган
Чтобы закрыть ООО, нужно сдать в ИФНС следующий пакет документов:
- Окончательный ликвидационный баланс и протокол о его утверждении;
- Заявление по форме Р16001 (заверенное у нотариуса);
- Квитанцию об оплате государственной пошлины;
- Справку из ПФР.
Подавать документы нужно в налоговую по месту регистрации. В течение 5 рабочих дней налоговый орган обязуется выдать лист записи ЕНРЮЛ с пометкой о ликвидации компании.
Основные принципы
Ведущим признаком процесса возникновения юрлица является принцип формальной определенности, при котором процедура создания и регистрации четко выражена в рамках существующих норм закона.
Российское законодательство устанавливает и другие не менее важные принципы для появления юрлиц:
- законности гласит о том, что все процедуры строго регламентированы в рамках закона;
- достоверности говорит о том, что сведения, формируемые в процессе должны быть достоверными;
- инициативности подразумевает волю организаторов и их инициативу для создания;
- контроля подразумевает ревизию и аудит со стороны компетентных органов за всеми процессами возникновения юрлица;
- единообразия процедур и способов возникновения и прекращения юридического лица;
- этапности и последовательности всех операций госрегистрации.
Есть вопрос
Может ли ИФНС отказать в ликвидации? Да, может. Чаще всего отказы связаны с ошибками в заполнении документов или несоответствий в промежуточном и окончательном ликвидационном балансе.
Может ли ИФНС ликвидировать компанию в одностороннем порядке? Да, может. Фирмы, которые закрывают в судебном порядке, на протяжении 12 месяцев уклоняются от подачи отчетности и не проводят операции по счетам (№ 129-ФЗ), созданы с грубыми нарушениями, работают без лицензии, нарушают закон, представляют недостоверную информацию (ст. 61 ГК РФ).
Требуется ли мне сопровождение юриста в налоговом органе? Пошаговая инструкция по ликвидации юридического лица 2020-2021 может видоизменяться с учетом поправок в законах. Рекомендуем взять консультацию со специалистом, и выбрать подходящую стратегию.
Исторические аспекты
Рассмотрим основные аспекты истории возникновения юридических лиц. Сущность понятия юрлица появилась еще в Древнем Риме. В то время под ним понимали само государство, а чуть позже стали подразумевать группу объединенных лиц с общностью целей, усилий на основе товарищества.
В Средние века появились торговые гильдии как объединения групп людей (торговцев), которые были похожи на юрлица.
Первым учением в теории возникновения юридических лиц стали работы Ф. К. Савиньи. Он стал основателем теории «фикций». Согласно его теории юрлицо рассматривалось как единица права, которая искусственно создана.
Далее развивалась теория «персонифицированной цели» (А. Бринц). Согласно этой теории возникновение и создание юридического лица было связано с управлением определенным имуществом. Такое понимание уже более приближено к современным трактовкам.
Далее основателем теории социальной реальности Саллеем юрлицо стало пониматься как субъект правовых отношений перед государством.
Изучая советские труды ученых в теории развития юрлиц, выделим основные положения:
- при возникновении и создании юридическое лицо рассматривалось как субъект, за которым всегда стоит государство;
- в дополнении было указано, что кроме государства за юрлицом стоит и его руководитель;
- юрлицо считалось полноправным субъектом правоотношений.
Интересна теория Н.В. Козлова, в которой поднят вопрос искусственной правосубъектности. То есть юрлицо искусственно создается как субъект социально- экономических отношений. Его возникновение связано с волей его учредителей.