Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим, правовые последствия


Зачем нужно признавать человека безвестно отсутствующим

Установление юридического факта необходимо по разным причинам. Вот некоторые из них:

  • получение пенсии или пособия от государства;
  • снятие с регистрации умершего гражданина;
  • прописка родственника по адресу регистрации (необходимо согласие собственника);
  • приватизация жилья, которым граждане пользуются по договору социального найма;
  • распределение жилья гражданам, состоящим на жилищном учете;
  • присвоение статуса сироты;
  • усыновление ребенка.

Важно! Признание гражданина безвестно отсутствующим не является основанием для получения его имущества наследниками. Ст. 1113 ГК РФ устанавливает в качестве основания открытия наследства смерть собственника или признание его умершим в суде.

Основания признания гражданина безвестно отсутствующим

Основным признаком исчезновения человека является его отсутствие по последнему известному месту жительства на протяжении года (ст. 42 ГК РФ). Если невозможно установить предполагаемую дату исчезновения, то привязка идет к первому числу будущего месяца.

Отправной точкой считается месяц, когда в последний раз были получены данные об исчезновении гражданина. Если невозможно установить месяц, тогда за основу берется первое число месяца будущего года.

Какие факторы учитываются в суде при рассмотрении дела об исчезновении физического лица?

Суды обращают внимание на наличие/отсутствие:

  1. Сведений об умышленном сокрытии человека от следствия или кредиторов.
  2. Намерения уехать на заработки или сменить место жительства на другой регион/страну.
  3. Тяжелого заболевания, которое могло привести к смерти или потере памяти.
  4. Личных документов по адресу проживания, без которых пропавший гражданин не может обойтись.
  5. Серьезных конфликтов в семье, которые могли спровоцировать человека съехать на съемное жилье и оборвать любые отношения с родными.
  6. Заявления о розыске пропавшего без вести человека.
  7. Фактов поспешного переоформления собственности.

Новый порядок розыска безвестно исчезнувших лиц (на государственную регистрацию в Минюст России направлен приказ МВД России, Генеральной прокуратуры Российской Федерации и СК России от 16 января 2015 г. № 38/14/5, утверждающий Инструкцию о порядке рассмотрения заявлений, сообщений о преступлениях и иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением лиц).

Вопрос: Что явилось причиной разработки приказа?

Ответ: Современная российская полиция является принципиально новой правоохранительной структурой, сформированной на основе партнерской модели взаимоотношений с обществом. Общественное доверие и поддержка граждан является важнейшим принципом деятельности полиции. Залогом ее эффективности является взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Прием, регистрация, проверка заявлений и сообщений о преступлениях, о происшествиях и принятие по ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является обязанностью полиции. Аналогичное полномочие возложено на органы предварительного следствия.

В настоящее время вызывает достаточно серьезную обеспокоенность в обществе тема поиска без вести пропавших граждан.

Данный вопрос регулярно обсуждается экспертным сообществом на различных дискуссионных площадках. При этом особое внимание справедливо уделяется наиболее уязвимой части общества – несовершеннолетним.

Структурные и функциональные изменения в правоохранительной системе государства последних лет, в том числе выделение из прокуратуры Российской Федерации Следственного комитета Российской Федерации в самостоятельный федеральный государственный орган, привели к определенному правовому вакууму в регламентации деятельности по рассмотрению сообщений о безвестном исчезновении граждан.

В результате нормативный правовой акт, определяющий порядок работы в данном направлении (приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации и МВД России от 27 февраля 2010 г. № 70/122) фактически не применялся.

В этой связи возникла безусловная необходимость издания межведомственного нормативного правового акта, определяющего порядок взаимодействия уполномоченных правоохранительных ведомств. Вопрос: Вы отметили, что особое значение придается розыску без вести пропавших несовершеннолетних. Это как-то связано с необходимостью издания приказа?

Ответ: Да, безусловно, для деятельности органов внутренних дел приоритетной является профилактика преступлений и иных правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних. Причем совершаемых как самими несовершеннолетними, так и в отношении их.

Любой несовершеннолетний, оставшийся без внимания взрослых, в том числе без вести пропавший, является потенциальной жертвой наиболее опасных преступлений (против жизни, здоровья, половой неприкосновенности).

Несмотря на то, что в 2014 году зафиксировано снижение количества объявленных в розыск несовершеннолетних (7 806, на 29,7 % ниже чем в 2013 году), статистические данные свидетельствуют о том, что за последние 4 года в среднем только по 1 из 14 случаев безвестного исчезновения несовершеннолетнего лица возбуждается уголовное дело. Эффективность розыска лица напрямую связана с незамедлительным принятием мер, предусмотренных законодательством, весь комплекс которых возможно осуществить при наличии возбужденного уголовного дела.

Основной причиной такого состояния дел было отсутствие нормативной регламентации взаимодействия правоохранительных органов.

Ситуация изменилась. Пунктом 10 новой Инструкции предусмотрен подробный список признаков, свидетельствующих о возможности совершения преступления в отношении без вести пропавшего лица, что дает основание для незамедлительных оперативных действий по розыску. Одним из таких признаков является несовершеннолетний возраст (п. 10.14.).

Вопрос: В чем принципиальное отличие нового порядка рассмотрения сообщений о безвестном исчезновении граждан?

Ответ: Несомненным преимуществом новой Инструкции является четкая регламентация действий сотрудников полиции и следователей Следственного комитета Российской Федерации при приеме, рассмотрении сообщения о пропавшем лице и принятии по нему решения. Разграничена компетенция следователя СК России и сотрудника оперативного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Существенно расширен и уточнен перечень обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

Например, такими обстоятельствами считаются несовершеннолетний возраст, безвестное исчезновение лица с автотранспортом или со средствами мобильной связи, наличие при без вести пропавшем лице значительных денежных средств или других ценностей и т.д. Определен механизм ведомственного контроля и прокурорского надзора за указанной деятельностью.

Данные новеллы обеспечат качественное рассмотрение сообщений о безвестном исчезновении граждан, своевременное осуществление всего комплекса розыскных мер и установление местонахождения лица. Вопрос: На какие категории пропавших граждан распространяется действие Инструкции?

Ответ: В статье 2 Конституции Российской Федерации провозглашено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Назначение полиции – незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. То есть без деления людей на какие-либо категории.

В этой связи положения Инструкции обеспечат надлежащее рассмотрение сотрудниками полиции и следователями Следственного комитета Российской Федерации заявлений, сообщений о преступлениях, а также иной информации о происшествиях, связанных с безвестным исчезновением граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства.

В контексте данного вопроса следует отметить, что полиция осуществляет розыск лиц, которые пропали без вести или утратили связь с родственниками; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.

Вопрос: Вы отметили, что приоритетом является своевременность принятия розыскных мер. Как это сочетается с бытующим мнением о том, что с заявлением о безвестном исчезновении гражданина можно обратиться в полицию только спустя трое суток? С данным вопросом связан другой: кто должен выступать в качестве заявителя, чтобы не отказали в приеме заявления. Насколько правомерно требование о том, что с таким заявлением должен обратиться родственник.

Ответ: Относительно первой части вопроса скажу сразу, что суждения по поводу трех суток вымышлены, они под собой не имеют правовой основы. Именно поэтому в Инструкции установлено, я цитирую ее пункт 3: «сообщение о безвестном исчезновении лица подлежит приему, регистрации и разрешению в установленном порядке независимо от давности и места его исчезновения, наличия или отсутствия сведений о месте постоянного или временного проживания или пребывания, полных анкетных данных и фотографии без вести пропавшего лица, сведений об имевшихся ранее случаях его безвестного исчезновения». Данное положение вытекает из требований Федерального закона «О полиции» и иных нормативных правовых актов.

Так, в соответствии с Инструкцией о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, утвержденной приказом МВД России от 29 августа 2014 г. № 736, заявления и сообщения о преступлениях, о происшествиях подлежат обязательному приему во всех территориальных органах МВД России. При этом очень важно отметить, что прием сообщений о преступлениях и происшествиях осуществляется круглосуточно. Меры реагирования на такие сообщения принимаются сразу же.

Что касается второй части вопроса. В жизни происходит так, что зачастую с заявлением о пропаже человека обращаются именно родственники или иные близкие лица. Но это не означает, что другое лицо (сосед, коллега, знакомый и т.д.) лишен права заявить об этом. В этом смысле законодательством не установлено никакого перечня лиц, поэтому с рассматриваемыми заявлениями, равно как и с заявлением о любом правонарушении, может обратиться каждый человек.

Вопрос: Куда следует обратиться гражданину, если пропал его близкий человек?

Ответ: С учетом установленной компетенции правоохранительных органов я бы советовал обращаться в органы внутренних дел Российской Федерации или следственные органы СК России. Но это не исключает возможности обращения в любой иной правоохранительный орган. Однако надо учитывать, что в таком случае может пострадать оперативность реагирования на заявление, поскольку неуполномоченный правоохранительный орган в конечном счете направит его по подведомственности в органы внутренних дел или СК России.

Вопрос: Каков алгоритм реагирования на заявления о безвестном исчезновении гражданина?

Ответ: Следует отметить, что деятельность по розыску без вести пропавшего регламентируется не только рассматриваемой Инструкцией, но законодательными и иными подзаконными актами (например, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», приказ МВД России от 29 августа 2014 г. № 736 «Об утверждении Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях», приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 октября 2012 г. № 72 «Об организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации».

В общих чертах алгоритм реагирования на сообщения о безвестном исчезновении лица состоит в следующем. При поступлении сообщения выясняются обстоятельства его исчезновения, возраст, образ жизни, круг знакомых, близких, место его работы, предположительное место нахождения, наличие в собственности недвижимого имущества, автотранспортных средств и другие обстоятельства. Особое внимание уделяется выяснению обстоятельств, которые свидетельствуют о совершении преступления в отношении без вести пропавшего лица.

К таким обстоятельствам, наряду с указанными выше, относятся, например, отсутствие объективных данных, указывающих на намерение без вести пропавшего лица беспричинно и на длительное время убыть в неизвестном направлении или сменить место проживания или пребывания, отсутствие у без вести пропавшего лица заболевания, которое может обусловить его скоропостижную смерть, потерю памяти, ориентирования во времени и пространстве, наличие по месту проживания без вести пропавшего лица личных документов, вещей (одежды) и денежных средств, без которых он не может обойтись в случае длительного отсутствия, наличие у без вести пропавшего лица событий, участие в которых для него является важным (сдача экзамена, защита диссертации и других), безвестное исчезновение лица, связанное с отчуждением его собственности, отсутствие в правоохранительных органах заявления о без вести пропавшем лице (либо запоздалое или несвоевременное его направление) от иного лица, которое в силу родственных или иных отношений должно было его подать, внезапный (срочный) ремонт по месту жительства или пребывания без вести пропавшего лица, поспешное решение членами семьи без вести пропавшего лица и (или) иными лицами различных вопросов, которые можно решать только при уверенности, что без вести пропавшее лицо не возвратится (переоформление или продажа его имущества, обращение в свою пользу его сбережений, вступление супруга (супруги) в сожительство с другим лицом), безвестное исчезновение лиц, занимающихся проституцией и т.д.

На место происшествия направляется следственно-оперативная (оперативная) группа из числа сотрудников органов внутренних дел, а при наличии указанных обстоятельств также следователь следственного органа СК России, который осуществляет руководство данной группой.

Проверка сообщения о безвестном исчезновении лица, в котором отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о совершении преступления в отношении данного лица, поручается сотруднику оперативного подразделения органов внутренних дел.

Вопрос: Как быть, если возникает спор относительно компетенции различных правоохранительных органов?

Ответ: Взаимодействие основывается на принципе разграничения компетенции следственных органов СК России и органов внутренних дел, критерии которого в достаточной степени определены Инструкцией. При наличии обстоятельств, свидетельствующих о совершении преступления, рассмотрением сообщения о безвестном исчезновении лица должен заниматься следственный орган СК России, а при отсутствии – органов внутренних дел. В то же время, даже если в момент получения сообщения отсутствуют сведения, указывающие на данные обстоятельства, но они устанавливаются в последующем в ходе розыска, то орган внутренних дел передает соответствующие материалы в следственный орган СК России.

Персональная ответственность за обеспечение исполнения требований Инструкции в рамках ведомственного контроля возложена на руководителей органов внутренних дел и следственных органов СК России.

Вместе с тем Инструкцией предусмотрено, что разрешение споров между ведомствами относится к компетенции прокурора, который осуществляет надзор в целом за этой деятельностью.

Вопрос: Когда приказ вступит в законную силу?

Ответ: Мы надеемся, что приказ успешно пройдет государственную регистрацию в Минюсте России, после чего он будет опубликован в установленном порядке и по истечении десяти дней вступит в силу.

ДПД МВД России

Причины для отказа в удовлетворении заявления

Далеко не каждый факт исчезновения является основанием для признания человека безвестно отсутствующим. Суд обязательно устанавливает обстоятельства дела, которые привели к исчезновению.

Если человек банально скрывается от следствия или кредиторов, то исковые требования будут отклонены.

Если же человек реально пропал, но родственники не выполнили необходимые мероприятия, не обратились в полицию, то для удовлетворения исковых требований также нет оснований.

Подводные камни

В процессе признания могут появиться различные трудности:

  • После признания безвестно отсутствующим супруг/супруга не имеют права на имущество. Наследование возможно только по истечении 5 лет после пропажи, а также признания гражданина умершим по суду.
  • Осложнить ситуацию может явка гражданина, что позволяет отменить ранее принятое судебное решение.
  • Некоторые граждане скрываются от правосудия или кредиторов в течение длительного времени, что влияет на процедуру признания.
  • При отсутствии достаточных юридических знаний сложно обратиться в судебные органы, составить исковое заявление.

Кто может инициировать судебное разбирательство

Заявителем может выступать любое заинтересованное лицо. Чаще всего в суд обращаются родственники пропавшего без вести человека – супруг или дети. Однако нередко заявление подают третьи лица – кредиторы, местные органы власти, совладельцы имущества, соучредители предприятия.

С 2021 года такая возможность появилась у взыскателей алиментов. Законный представитель ребенка, который взыскал алименты с родственника несовершеннолетнего, может обратиться в суд для признания плательщика пропавшим без вести, если сведений о нем нет более 1 года.

Это дает возможность ребенку получать пенсию по случаю потери кормильца до тех пор, пока родитель не объявится.

Пример. В суд поступило заявление от Администрации города о признании гражданина безвестно отсутствующим. Обстоятельства дела – пропавшее лицо выступает нанимателем социального жилья. Квартира является муниципальной собственностью. За время отсутствия гражданина образовалась задолженность по коммунальным услугам. Содержание жилого помещения происходит за счет средств из местного бюджета. Администрация провела обследование квартиры. Однако не установила лиц, которые могут подтвердить отсутствие пропавшего человека по указанному адресу более одного года. Об этом был составлен соответствующий Акт. В реестре трупов городского морга числится мужчина без документов. Есть основания полагать, что это пользователь квартиры. Установление юридического факта требуется для распределения жилья гражданам. Администрация не может самостоятельно решить данный вопрос, так как пропавший гражданин зарегистрирован в квартире. Суд признал исковые требования (Решение Калининского районного суда Челябинска от 14.09.2012 дело №2-3162/2012).

На какую сумму можно рассчитывать

Размер пенсии определяется Пенсионным фондом и зависит от того, имелся ли у должника по алиментам хотя бы один день страхового стажа, когда он официально был трудоустроен и за него уплачивались страховые взносы в ПФР.

Рекомендуем! Минимальный размер алиментов и способы их получения

Страховая пенсия

Если стаж имелся, то будет назначена страховая пенсия по случаю потери кормильца (п. 10 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Ее расчет произведет ПФР.

По данным официальной статистики об уровне жизни населения, опубликованной на официальном сайте Росстата (rosstat.gov.ru), средний размер назначенных пенсий по случаю потери кормильца (на одного нетрудоспособного) по состоянию на 01.01.2018 г. составил 8 875,70 рублей.

Таким образом, пенсия по потере кормильца вместо алиментов может стать существенным источником содержания для не получающего алименты ребенка.

Социальная пенсия

Если стажа нет, то будет назначена социальная пенсия по случаю потери кормильца в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

По данным Росстата, средний размер социальных пенсий по состоянию на 01.01.2018 г. составил 8 806,60 рублей.

С 1 апреля 2021 года размер социальной пенсии при потере одного из родителей (кормильца), с учетом индексации в размере 2,9% составит 5 180 рублей 24 копеек в месяц (размер пенсии 5 034 рублей 25 копеек * 1,029).

Однако, если размер пенсии в совокупности с другими причитающимися выплатами (ранее назначенными пенсиями, и уже получаемыми социальными выплатами, льготами и иными мерами социальной поддержки) будет ниже прожиточного минимума, то получателю пенсии будет установлена социальная федеральная или региональная доплата к пенсии.

Комментарий эксперта

Росляков Олег Владимирович

Юрист, специализация гражданское право. Опыт работы более 19 лет.

Задайте вопрос

Обратите внимание! Доплаты к социальной пенсии не устанавливаются автоматически. Для их получения необходимо оформить соответствующие заявления (в том числе с помощью ПФР или отделов социальной защиты населения, МФЦ, сайта госуслуг).

Как признать человека, гражданина безвестно отсутствующим

Установление юридического факта осуществляется в судебном порядке. Слушание дела проходит в рамках особого производства.

Слушание дела проходит по месту проживания заявителя (ст. 276 ГПК РФ). Ключевым моментом является наличие бесспорных доказательств отсутствия человека.

Предположения заявителя не берутся во внимание. При подаче заявления нужно заплатить госпошлину. По итогам судебного разбирательства принимается решение об удовлетворении или отклонении заявленные требования.

Порядок признания

Заявителю необходимо подготовить пакет документов и обратиться в районный/городской суд. Заявление подается по месту жительства истца.

В заявлении нужно последовательно изложить обстоятельства дела и указать цель обращения в суд. Дополнительно нужно приложить доказательства изложенных фактов.

При необходимости можно пригласить свидетелей, которым известно об обстоятельствах исчезновения человека. Дела о признании граждан безвестно отсутствующими рассматриваются обязательно с участием прокурора (ст. 278 ГПК РФ).

Исковое заявление

При составлении иска необходимо учитывать предписания ст. 131 ГПК РФ. Она закрепляет форму и содержание заявления.

Одновременно нужно учитывать особенности заявления, которое подается в порядке особого производства. Ключевым моментом является отображение причины признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 277 ГПК РФ).

В заявлении нужно указать:

  1. Название районного суда.
  2. Сведения о заявителе/заинтересованных лицах.
  3. Наименование документа.
  4. Обстоятельства дела. Например, жизни человека угрожала опасность или он оказался в районе стихийного бедствия.
  5. Цель признания гражданина безвестно пропавшим.
  6. Список прилагаемых бумаг.
  7. Дату, подпись заявителя.

Образец искового заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим

Прилагаемые документы

Перечень документов зависит от разных обстоятельств. Например, как именно исчез человек, и куда обращались родственники, чтобы его найти.

Базовый пакет документов

№ п/пНаименование документаКомментарии
1Гражданский паспорт заявителяВ обязательном порядке
2Удостоверение личности пропавшего человекаПри наличии
3Документы, подтверждающие родство с отсутствующим лицомЕсли заявление подается родственником, если истец посторонним гражданином (кредитором) или органом местного самоуправления, нужно документально подтвердить такой факт
4Справка с места жительства/работы пропавшего субъектаДанные необходимы для подтверждения факта отсутствия гражданина
5Бумаги из полиции, подтверждающие проведение розыскных мероприятийПроведение розыскных мероприятий является обязательным условием признания лица, безвестно отсутствующим. В противном случае суд откажет в установлении факта.
6Квитанция об оплате сбораПредоставляется в виде оригинала
7Дополнительные бумагиХодатайство о вызове свидетелей, истребовании документов

Расходы

При подаче заявления в суд необходимо заплатить госпошлину. Ее размер составляет 300 р. (ст.333.19 НК РФ).

Дополнительные расходы обычно вызваны участием адвоката в судебном разбирательстве, приглашением свидетелей/переводчика, издержками на проезд и проживание третьих лиц (ст. 94 ГПК РФ).

Сроки

Подать исковое заявление можно в любое время, но не ранее чем через 1 год после исчезновения физического лица (ст. 42 ГК РФ). Однако если человек отсутствует более 5 лет, то его объявляют умершим в судебном порядке (ст. 45 ГК РФ).

Срок рассмотрения искового заявления не должен превышать 2 месяцев (ст. 154 ГПК РФ). Однако довольно часто слушание дела затягивается на больший срок.

Вынесение судебного решения

Слушание дела оканчивается принятием и оглашением судебного решения. Процессуальный документ вступает в силу через 1 месяц после его оглашения (ст. 209 ГПК РФ).

Однако участники судебного процесса могут обжаловать судебный акт путем подачи апелляции. В таком случае судебное решение вступает в силу после рассмотрения апелляционной жалобы (ст. 335 ГПК РФ).

Объявление гражданина умершим

При длительном отсутствии гражданина, если невозможно ус­тановить место его пребывания, есть основания предполагать, что он умер. Однако с таким предположением нельзя связывать юри­дические последствия, пока факты, его порождающие, не будут установлены в официальном порядке, ибо ошибка в решении это­го вопроса может повлечь серьезные нарушения прав и интересов личности.

Согласно п. 1 ст. 45 ГК гражданин может быть объяв­лен судом умершим. При этом не требуется, чтобы предваритель­но он был признан безвестно отсутствующим.

Условия объявле­ния умершим:

  1. в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение 5 лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение 6 месяцев;
  2. военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении 2 лет со дня окончания военных действий.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. В случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели и указать момент его предполагаемой гибели.

Если из­вестно, что гражданин был пассажиром или членом экипажа затонув­шего морского судна либо потерпевшего катастрофу самолета, то для объявления его умершим требуется шесть месяцев, поскольку пред­положение о его гибели при таких условиях весьма основательно. Од­нако суд признает в данном случае не факт смерти гражданина, а объ­являет его умершим на основании презумпции смерти во время несча­стного случая.

Юридические последствия объявления гражданина умершим:

  • прекращение или переход к наследникам всех прав и обязанно­стей, которые принадлежали ему как субъекту права, т.е. фактически это такие же последствия, которые влечет смерть человека.

Судебная практика

При подаче искового заявления ключевым фактором является наличие бесспорных доказательств. Отсутствие надлежащих документов обычно приводит к отклонению исковых требований.

Одна из частых причин отказа – пропавший человек не объявлен в федеральный розыск. Одновременно судебная практика содержит немало положительных решений.

Пример. Гражданка Ж. обратилась в суд с заявление о признании мужа безвестно отсутствующим. Обстоятельства дела – супруг уехал в соседний район на заготовку леса, но так и не вернулся оттуда. Женщина обратилась в полицию. Мужа объявили в федеральный розыск. Розыскные мероприятия не дали результата. Установление юридического факта необходимо для прописки сына в квартире по месту регистрации пропавшего гражданина. Третьи лица не возражали против удовлетворения иска. Свидетели подтвердили изложенные факты. Заявление было удовлетворено (Решение Ленинского райсуда Смоленска от 18.02.2013 дело №2-1319/13).

Основания для отмены решения

Известны случаи, когда после признания должника по алиментам безвестно отсутствующим, он после длительного отсутствия объявлялся сам или попадал в поле зрения компетентных органов.

Объявившийся или найденный гражданин, узнав о принятом в отношении него решении о признании безвестно отсутствующим, как правило, обращается в суд с требованием восстановить его в правах.

С заявлением об отмене решения могут обратиться и иные заинтересованные лица, чьи интересы затрагиваются решением (ПФР, органы соцзащиты, органы опеки и попечительства, взыскатель по алиментам и иные лица).

Комментарий эксперта

Росляков Олег Владимирович

Юрист, специализация гражданское право. Опыт работы более 19 лет.

Задайте вопрос

В силу ст. 44 ГК РФ и ст. 280 ГПК РФ, в случае явки или обнаружения места нахождения гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд новым решением по тому же делу отменяет свое ранее принятое решение о признании его безвестно отсутствующим.

Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим

Основные последствия признания гражданина безвестно отсутствующим:

  1. Передача имущества в доверительное управление. Если собственность пропавшего гражданина требует доверительного управления, то в ходе судебного разбирательства суд назначает управляющего по представлению органа опеки (ст. 43 ГК РФ).

Собственность передается по договору доверительного управления. При необходимости орган опеки может передать имущество управляющему и до истечения 1 года. Договор доверительного управления заключается с учетом положений закона.

Передача имущества по соглашению не лишает владельца права собственности (ст. 1012 ГК РФ). Доверительный управляющий должен совершать необходимые юридически значимые действия в интересах выгодополучателя.

  1. Возможность оформления развода в одностороннем порядке. Супруг пропавшего без вести гражданина может расторгнуть брак через отдел ЗАГС в упрощенном порядке (ст. 19 СК РФ). Необходимые регистрационные действия выполняются органом актовой записи по заявлению заинтересованного лица. Свидетельство о разводе выдается через месяц после подачи заявления.
  2. Назначение пенсии по потере кормильца. Если у пропавшего субъекта были иждивенцы, то таким лицам полагается назначение пенсии на их содержание.

Вопросы наших читателей

Процесс признания безвестно отсутствующим порождает множество вопросов. На самые популярные мы отвечаем ниже.

Можно ли признать алиментщика безвестно отсутствующим и что это даст?

Человек может исчезнуть по причине нежелания выплачивать алименты. При обращении в органы МВД должен быть учтен данный факт.

В соответствии с законом №229-ФЗ при вынесении судебного решения открывается производство по выплате алиментов. Также инициируется процедура розыска.

Пристав должен направить запросы в:

  • органы МВД;
  • банковские организации;
  • ГИБДД;
  • Пенсионный фонд;
  • ФНС;
  • Росреестр.

Взыскатель подает заявление в ФССП. В нем отражаются реквизиты решения суда, данные плательщика, срок отсутствия выплат, сумма долга.

Если после поиска гражданин признается безвестно отсутствующим, на основании судебного решения можно подать заявление в ПФР для назначения пенсии по потере кормильца.

Бывший муж был признан безвестно отсутствующим, нужно ли возвращать ему имущество?

Имущество, которое было передано в доверительное управление, возврату подлежит. В случае явки лицу восстанавливаются по суду все права на объекты недвижимости.

Пенсия по потере кормильца возврату не подлежит. Бывший муж был признан отсутствующим по суду, поэтому факта неосновательного обогащения не усматривается.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]