Куда можно жаловаться
Рассмотрением жалобы на прокуратуру занимается уполномоченная инстанция, которая зависит от основания для обращения лица. Жалобы рассматриваются в соответствии с принципом подведомственности.
В таблице представлен перечень учреждений, в которые допускается передать жалобу на работников прокуратуры в зависимости от основания для передачи такой жалобы.
Наименование учреждения | Основание для передачи жалобы | Правовые основания |
Районная или городская прокуратура | Жалоба на бездействие или незаконные действия работников прокуратуры | П. 5.8 Приказа Генпрокурора №45 |
Областная прокуратура | Жалоба на бездействие в рассмотрении жалобы сотрудников городской или районной прокуратуры или при получении отказа в удовлетворении жалобы | П. 5.8 Приказа Генпрокурора №45 |
Генеральная прокуратура | Жалоба на результаты рассмотрения прокурором предыдущего обращения | П. 5.8 Приказа Генпрокурора №45 |
Следственный комитет | Жалобы на преступления, совершенные должностным лицом | Ст. 42 Закона о прокуратуре |
Президент РФ | Жалоба на действия генпрокурора | Конституция РФ |
Суд | Жалоба на действия при возбуждении или прекращении уголовного делопроизводства; на бездействие при обращении гражданина (по ст. 10 Закона о прокуратуре). | Ст. 125,125.1 УПК РФ, гл. 22 КАС РФ |
Каждая последующая жалоба рассматривается вышестоящими органами в порядке подведомственности. Так, например, обращаться в Генпрокуратуру нужно только после рассмотрения обращения нижестоящими инстанциями. Это необходимо подтвердить через приложение к жалобе копий ответов.
Основания
Прокуратура выступает в качестве государственного органа, основным целевым предназначением которого является надзор за соблюдением прав и законных интересов граждан, а также за исполнением законов органами исполнительной власти, юридическими лицами и правоохранителями.
Пожаловаться на прокуратуру можно в следующих случаях:
- При бездействии или незаконных действиях работников прокуратуры (например, в процессе возбуждения или прекращения уголовного дела).
- При неудовлетворенности результатом рассмотрения обращения к прокурору.
- При отсутствии реакции на поступившую жалобу в отношении сотрудника городской или районной прокуратуры.
- При нарушении сроков рассмотрения поступившего обращения.
- Если должностное лицо совершило преступление. Например, при вымогательстве, злоупотреблении полномочиями и служебным положением.
При подаче жалобы необходимо руководствоваться Приказом Генерального прокурора, Законом о Прокуратуре, Конституцией, Уголовно-процессуальным кодексом.
Порядок подачи жалобы
Порядок подачи жалобы на прокуратуру включает в себя следующие этапы:
- Подготовка текста жалобы.
- Передача его в уполномоченный орган в соответствии с принципом подведомственности.
- Ожидание ответа.
- При неудовлетворенности обработки обращения жалобу можно направить в вышестоящую инстанцию.
Какие действия может предпринять инстанции, зависит от ее компетенции. Например, при поступлении жалобы в Следственный комитет учреждение может проверить информацию, изложенную в жалобе; провести предварительное расследование и передать дело в суд; при выявлении признаков преступления возбуждается уголовное дело.
Оформление
Жалоба на бездействие прокурора передается в письменной форме. Для нее не предусмотрено строго установленной формы. При этом составителю необходимо учитывать требования к оформлению документа по ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ».
Порядок подачи и рассмотрения жалоб на прокуроров и сотрудников прокуратуры также регулируется приказом Генпрокурора №45 от 30 января 2013 года.
В жалобе необходимо указать:
- ФИО руководителя;
- наименование прокуратуры;
- информация о заявителе (адрес, ФИО и контактные сведения);
- основная часть должна как можно более подробно описывать сложившуюся ситуацию: какие именно нарушения были допущены прокурором в виде неправомерных действий или бездействия; какие права физлица были нарушены со ссылками на правовые нормы;
- просительная часть должна содержать требования физлица, какие меры необходимо предпринять к прокурору, по мнению заявителя (например, производство проверки или устранение нарушения прав);
- список приложенных документов, на которые заявитель ссылается в тексте обращения;
- дата подачи жалобы и подпись.
Если в жалобе указан недостоверный адрес или отсутствуют сведения о заявителе, то такое обращение не будет рассмотрено.
Текст жалобы необходимо составить в корректной форме, разбить его на логические абзацы и предварительно проверить на опечатки и орфографические ошибки.
Способы подачи
Жалобу на прокуратуру можно передать в прокуратуру одним из предложенных способов:
- Лично на приеме у прокурора в приемные часы, предварительно записавшись на прием.
- Через канцелярию в соответствии с графиком работы.
- Устно по телефону доверия или телефону прямой линии председателя (например, такой телефон предусмотрен в Следственном комитете).
- По почте заказным письмом с уведомлением о получении и описью вложения. Стоит учитывать, что все письма в адрес Президента принимаются и рассматриваются специальным Управлением по работе с обращениями граждан.
- С помощью специального ящика «Для обращений и заявлений», который сегодня установлен в каждом отделе прокуратуры.
- Через Интернет с помощью специальной формы. Ее можно найти на официальном сайте прокуратуры. Например, отправить жалобу в Прокуратуру Москвы можно по ссылке. К жалобе можно приложить сканы всех необходимых документов.
- По электронной почте.
При личной передаче жалобы ее стоит подготовить в двух экземплярах. Один из них с отметкой о принятии обращения стоит хранить у себя вплоть до получения ответа.
Требования, предъявляемые к жалобе
Статья 11 Закона об обращениях граждан закрепляет два основных требования к письменному обращению гражданина:
- В тексте не должна использоваться нецензурная или оскорбительная лексика, нельзя писать угрозы в адрес должностного лица и членов его семьи. В противном случае вы не получите ответа.
- Текст должен быть разборчивым, читаемым. Иначе в течение семи дней со дня регистрации обращения, если ваши данные были написаны понятно, вам сообщат, что жалобу не удалось прочесть.
Текст должен быть логически последовательным, не вызывать двусмысленности и разночтений. Стоит придерживаться делового стиля, избегать разговорной речи, сленга, фразеологизмов. Информация должна быть по существу и касаться сути описываемой вами проблемы. Изложите ситуацию в подробностях, необходимых для разрешения дела.
Важным элементом такого документа является указание нормативно-правовых актов, отдельные нормы которых не были должным образом соблюдены.