Заявление о возобновлении производства по делу может быть подано любым участником процесса в случае отпадения условий и причин, на основании которых судебная инстанция или следственный орган приняли решение о приостановлении производства по делу. Файлы в .DOC:Бланк заявления о возобновлении производства по делуОбразец заявления о возобновлении производства по делу
Основания для возобновления завершенного ИП
Возбуждение завершенного производства в отношении должника, возможно по инициативе сторон, если факторы для приостановления дела отпали, были отменены. Право для начала повторного процесса принадлежит судебному приставу или взыскателю. К основаниям относится:
- Изменения в обстоятельствах, которые послужили причиной прекращения процесса.
- Отмена исполнительного листа или судебного приказа, выступающего основой завершения.
- Подача заявления взыскателем, представителем ФССП.
- Получение отказа по иску об освобождении имущества, находящегося под арестом.
- Должник восстановил свою платежеспособность.
- Окончание срока действия отсрочки по выполнению обязательств, предложенной судом.
- Ответчик, ранее объявленный в розыск, без вести пропавший, нашелся.
Дополнительный комментарий к статье 219 ГПК РФ
Комментируемая статья 219 ГПК РФ регулирует порядок возобновления приостановленного производства по делу. В период приостановления судья не вправе проводить процессуальные действия, назначать судебное заседание и т.д. Со дня возобновления производства по делу возобновляется течение сроков рассмотрения и разрешения дела, установленных ст. 154 ГПК РФ, а также могут производиться процессуальные действия.
О возобновлении производства по делу суд выносит определение, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о том, что основания приостановления производства по делу отпали, а также время и место судебного заседания, о чем извещаются лица, участвующие в деле, и другие участники процесса.
Период приостановления производства не уменьшает разумного срока рассмотрения дела, нарушение которого предоставляет право на компенсацию в соответствии с гл. 22.1 ГПК РФ.
Правила составления обращения
Документ адресуется в тот орган, который приостановил дело. Он направляется в суд или сотруднику ФССП. К заявлению обязательно прилагаются справки, подтверждающие наличие оснований, по которым дело можно восстановить.
Форма строго не определена, заполняется от руки или на компьютере. Язык изложения – формальный, просторечные, жаргонные выражения не допускаются. Ссылки на нормативные акты необязательны, но желательны (можно указать статьи закона об исполнительном производстве).
Это нужно знать: Основание прекращения исполнительного производства. Ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
Понятие оставления дела без рассмотрения
Согласно действующему в Российской Федерации гражданско-правовому законодательству, оставление обращения без рассмотрения – одна из возможных форм завершения судебного производства, при которой не рассматривается спор сторон по существу и не выносится решение.
Смотрите дополнительно в этой статье, как правильно вести себя в суде.
Тот факт, что дело оставлено без рассмотрения ни в коей мере не затрагивает право истца (заявителя) на повторное обращение в судебную инстанцию для подачи аналогичного первому заявления.
Достаточным аргументом служит утверждение, что указанные недостатки были устранены.
Читайте тут, что необходимо для обжалования судебного решения.
Единственное основание для отказа в подобных случаях — нарушение определенных процессуальных условий.
Нормы, регламентирующие данные вопросы, содержатся в 19-й главе Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (ст. ст. 222–223), а также в ст. ст. 148–149 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.
Пример заполнения
Образцы заявлений после приостановления и окончания несколько различаются. Общее – указание данных истца, ответчика, суда или пристава (с адресом подразделения).
Горячая линия для консультаций граждан: 8-804-333-70-30
Документ после приостановления ИП
В качестве оснований временного снятия ограничительных мер выступают:
- Признание должника отсутствующим без вести (дело возобновляется при успешном розыске).
- Признание недееспособным (возможно проведение повторной экспертизы с другими результатами).
- Участие ответчика в военных действиях на стороне РФ.
- Отзыв у банка лицензии.
- Начало процедуры банкротство (ИП возобновляется, если лицо восстанавливает платежеспособность, несостоятельность была признана фиктивной).
- Судебное решение об отсрочке или рассрочке выплат (после его отмены).
- Нахождение ответчика на лечении в стационаре (процесс начинается после выписки).
Причины остановки судебного производства
Основания вынесения подобного определения по гражданскому делу перечислены в ст. 222 ГК РФ и делятся на 3 вида:
- свидетельства нарушения со стороны истца или заявителя при формировании или предъявлении несоответствующего иска;
- пропуск заседания по вторичному вызову в суд без уважительной причины;
- невозможность данного процесса из-за прямого запрещения действующего законодательства.
Первый вид
Истец не соблюдает порядок досудебного разрешения споров, нарушены пункты соответствующего договора между сторонами.
Во время ведения судебного заседания могут обнаружиться некоторые факты, свидетельствующие об ошибках при принятии заявления (ст.152 ГК):
- обратившееся лицо лишено дееспособности;
- подписант не обладает полномочиями подписи (подачи) искового заявления;
- тождественное заявление (одинаковые предмет спора и основания) ранее создавалось и суд (тот же, другой либо арбитражный) уже возбудил дело;
- согласительный договор о передаче разбирательства в третейский суд. Ответчик обязан предоставить возражение против разрешения спора через судебное производство. Подача данного документа допускается до момента рассмотрения дела по существу.
Второй вид
Стороны пропускают заседание без уважительных причин после повторного вызова.
Смотрите здесь, что делать если умер один из ответчиков.
Обращения разобрать дело в отсутствии сторон не поданы.
В п. п. 6–7 ст. 222 ГК говорится, что если не представлена уважительная причина пропуска, просьба рассмотрения дела без присутствия его участников, предполагается, что истец либо стороны спора утратили интерес и продолжение процесса нецелесообразно.
Тем не менее, суду необходимо иметь достоверную информацию о вручении судебной повестки.
При приобщении к делу доказательств уважительности отсутствия сторон, оставить иск без рассмотрения нельзя.
Обстоятельства третьего вида регламентированы ч. 3 ст. 263 ГК. При возникновении спора о праве подведомственности, судья обязан дать разъяснение о возможности предъявления иска на общих основаниях.
Приложения
К заявлению потребуется добавить документы, выступающие основаниями для начала принудительного взыскания задолженности. К ним относится:
- Исполнительный лист по гражданскому процессу.
- Подтверждение выписки ответчика из стационарного медицинского учреждения.
- Решение суда о признании процедуры банкротства фиктивным.
- Выписки с банковских счетов, другие доказательства, подтверждающие наличие активов у должника.
- Постановление пристава об успешном розыске имущества.
- Заключение экспертизы о признании лица вменяемым.
Особенности упрощённого производства по административным делам
В недавно вышедшем Постановлении Пленума ВС РФ № 42 рассмотрены многие спорные вопросы упрощённого производства по административным делам. В каких случаях дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке, можно ли обжаловать решение и какие обязанности есть у участников дела — рассказал эксперт-юрист «Что делать Консалт» Александр Новиков.
Рассмотрение административных дел в порядке упрощённого (письменного) производства предусмотрено главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}.
На практике при рассмотрении дел в упрощённом порядке могут возникать сложности, связанные с применением норм Кодекса административного судопроизводства в связи с недостаточным урегулированием. Некоторые спорные вопросы упрощённого производства по административным делам получили разрешение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощённого (письменного) производства» {КонсультантПлюс} (далее – Постановление).
Что такое упрощённое производство?
Упрощённое (письменное) производство – это специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола при соблюдении установленных законом процессуальных гарантий прав и интересов лиц, участвующих в деле, который, в отличие от приказного производства, предполагает наличие спора[1].
Случаи, в которых административное дело может рассматриваться в порядке упрощённого производства, регламентированы статьёй 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 2 своего Постановления систематизировал все эти случаи.
Когда дело может быть рассмотрено в порядке упрощённого производства?
С учётом приведённых Верховным Судом разъяснений административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощённого производства при наличии одного из следующих условий:
- всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие, и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным;
- ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства заявлено административным истцом, и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела;
- указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей (в частности, в порядке упрощённого (письменного) производства подлежат рассмотрению административные дела о взыскании обязательных платежей и санкций в сумме, не превышающей двадцати тысяч рублей, в случае если в принятии заявления о вынесении судебного приказа по данным требованиям отказано или судебный приказ отменён) (ч. 1 ст. 291 КАС РФ);
- в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц (ч. 7 ст. 150 КАС РФ);
- заявлено требование территориального органа федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов о взыскании расходов на привод (ч. 1 ст. 120 КАС РФ);
- при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта имеются основания, предусмотренные частью 5 статьи 216 КАС РФ.
Помимо указанных выше ситуаций, могут быть рассмотрены в порядке упрощённого производства также дела об оспаривании нормативно-правовых актов. Разъяснения по категории нормативно-правовых актов, которые могут рассматриваться в порядке упрощённого производства, даны в пункте 41 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» {КонсультантПлюс}.
Так, в порядке упрощённого производства могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правовых актов, которые имеют меньшую юридическую силу и воспроизводят содержание нормативно-правового акта, признанного судом не действующим полностью или в части, либо на нём основаны и из него вытекают.
Кроме того, в этом же порядке могут быть рассмотрены требования об оспаривании нормативно-правового акта, повторно принятого в целях преодоления решения суда о признании нормативно-правового акта не действующим полностью или в части, либо требования об оспаривании положений нормативно-правового акта, содержащих правовое регулирование, тождественное по смыслу ранее признанному недействующим[2].
Не подлежат рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства административные дела, указанные в главах 24, — 31.1 КАС РФ (ч. 2 ст. 291 КАС РФ). Также по правилам упрощённого (письменного) производства не могут быть рассмотрены административные дела в апелляционной и кассационной инстанциях (абз. 3 п.1 Постановления).
Права и обязанности участников дела, рассматриваемого в порядке производства
При наличии оснований для рассмотрения административного дела в порядке упрощённого производства суд выносит определение. В определении суда должны быть указаны сведения о наличии оснований, дающих возможность применения правил упрощённого производства по рассматриваемому административному делу, а также разъяснение того, что возражения относительно применения порядка упрощённого производства представляются в суд в десятидневный срок со дня получения копии определения[3]. Определение должно быть направлено лицам, участвующим в рассмотрении дела не позднее следующего дня, за днём вынесения определения[4].
Отказ административного ответчика от получения копии определения либо неполучение по обстоятельствам, зависящим от него, не препятствуют рассмотрению административного дела в порядке упрощённого (письменного) производства (абз. 5 п. 4. Постановления).
В ситуации, когда на рассмотрение административного дела в порядке упрощённого производства не явились все участники дела, надлежащим образом извещённые о его рассмотрении (есть доказательства надлежащего извещения), и их явка не является обязательной или не признана судом обязательной, в том числе представители таких лиц, дело может быть рассмотрено в упрощённом порядке при выполнении всех условий, указанных ниже[5]:
- рассматриваемое административное дело не относится к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощённого (письменного) производства (ч. 2 ст. 291 КАС РФ);
- отсутствуют ходатайства об отложении судебного разбирательства, подтверждённые доказательствами, свидетельствующими о наличии уважительных причин неявки в судебное заседание.
Помимо прав и обязанностей, предусмотренных статьёй 45 КАС РФ, участники дела, рассматриваемого в упрощённом порядке, вправе подавать документы в электронном виде, в том числе письменные заявления, возражения, объяснения и доказательства[6].
Сроки для представления решения
Решение по административному делу, рассмотренному в порядке упрощённого производства, должно быть вынесено судом в срок, не превышающий десяти дней со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}, в любой из дней в пределах данного срока.
В соответствии с частью 5.1 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}, в определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощённого производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции. Этот срок должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения.
Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.
Упрощённый порядок рассмотрения дела не предполагает вызова сторон. В связи с этим, лица, участвующие в деле, не извещаются о времени и месте принятия решения по делу. После вынесения решения по административному делу, не позднее следующего рабочего дня, копия решения направляется лицам, участвующим в деле[7].
При этом вправе составить решение в форме электронного документа[8].
При наличии оснований, предусмотренных абзацами 4 — 5 пункта 2 Постановления от 17.12.2020 № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощённого (письменного) производства» {КонсультантПлюс}, заявление о возмещении судебных расходов, понесённых в связи с рассмотрением административного дела, поданное в суд первой инстанции после разрешения административного дела, может быть рассмотрено в упрощённом порядке[9].
Обжалование решения
Если после принятия решения в порядке упрощённого производства в суд будут поданы возражения от заинтересованного лица, считающего неправомерным рассмотрение дела в упрощённом порядке, или представлены новые доказательства по делу, направленные в установленный законом срок (в том числе доказательства, содержащие уважительность причин неявки в судебное заседание, в котором разрешён вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощённого производства), суд выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощённого производства, и одновременно о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства. Также к обстоятельствам, влекущим отмену решения по делу, будет являться возражение лица, не привлечённого к участию в административном деле, но принятое судом решение затрагивает его права и обязанности, при условии подачи такого возражения в течение двух месяцев после принятия решения.
При необходимости заявление об отмене решения, принятого в порядке упрощённого производства, может быть рассмотрено с вызовом лиц, участвующих в деле. Такая необходимость определяется по усмотрению суда. В случае отсутствия такой необходимости решение может быть отменено определением соответствующего суда, вынесенным без проведения судебного заседания и получения дополнительных объяснений (возражений) лиц, участвующих в деле.
Определение об отмене решения принявшим его судом выносится в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления возражений (заявления или доказательств) в суд. Об этом сказано в пункте 9 Постановления.
Частью 1 статьи 202 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс} предусмотрено обжалование определений суда отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела, за исключением случаев, когда определение суда препятствует дальнейшему движению административного дела. Пленум Верховного Суда Российской Федерации дополнил список ситуаций, когда определение обжалуется совместно с судебным актом. Пункт 10 Постановления предусматривает, что определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощённого (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела или об отказе в этом не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела. Таким образом, 17 декабря 2021 года Пленум Верховного Суда РФ, издав Постановление № 42, в очередной раз принял попытку устранить пробелы в правовом регулировании упрощённого производства по административным делам.
На наш взгляд, такие действия оправданы. Это связано с тем, что упрощённое производство позволяет сократить время от подачи заявления в суд до момента вынесения решения по делу, тем самым оптимизируется деятельность судов и нагрузка непосредственно на судей. Сама же процедура облегчена тем, что явка лиц, участвующих в деле, не требуется, судебные заседания по делу не проводятся, предусмотрена возможность как направления документов и доказательств в электронном виде, так и вынесение решения в форме электронного документа.
Устраняя пробелы регулирования административного производства по упрощённым делам, Пленум Верховного Суда тем самым минимизирует процессуальные проволочки как от участников процесса, так и у судов, которые смогут руководствоваться позицией Верховного Суда, а не формулировать собственные выводы. Тем более отступление от принципа единообразия в толковании и применении судами норм права предоставляет сторонам дела повод для его обжалования (ст. 341 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}).
[1] П. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 № 42 «О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощённого (письменного) производства» {КонсультантПлюс}
[2] Ч. 2, и 5 ст. 216, п. 4 ст. 291 КАС РФ.
[3] П. 4 Постановления.
[4] Ст. 201 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}.
[5] П. 6 Постановления.
[6] П. 3 Постановления.
[7] Ч. 6 ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}, ч. 2 ст. 293 ст. 293 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 08.12.2020) {КонсультантПлюс}.
[8] П. 14 Постановления.
[9] Абз. 3 п. 14Постановления.
Сроки возобновления производства
Порядок, согласно которому подается заявление о возобновлении дела оставленного без рассмотрения, определен ст. ст. 331 и 223 ГПК и ст.148 АПК.
Данные обращения рассматриваются в общем порядке.
Согласно ст.203 ГПК, понятие «оставление искового заявления без рассмотрения» означает аннулирование перерыва течения определенного законом срока.
Заинтересованные стороны таким образом вновь переходят в допроцессуальное состояние.
Окончание процесса по перечисленным в ст.96 ГПК пунктам, предполагает возвращение заявителю по его просьбе уплаченной им госпошлины за счет бюджетных средств.
Прекращение судебного производства может быть обжаловано в вышестоящем суде (статья 371 ГК РФ). В качестве достаточной причины, указывается лишение участника процесса возможности его развития в дальнейшем.
Процессуальный срок ходатайства в суд первой инстанции об отмене вынесенного определения, содержащего указание на факт оставления иска без рассмотрения, не ограничивается.
Заявление о возобновлении дела оставленного без рассмотрения
Заявление о возобновлении дела оставленного без рассмотрения составляется в соответствии с общими требованиями к порядку оформления документов в судебную инстанцию.
Обязательными пунктами являются: полное указание наименования судебного органа, а также Ф. И. О., адрес, контактный телефон и е-майл (при наличии) самого заявителя и его положение в деле.
Далее перечисляются: дата вынесения определения, именуются стороны и приводится сущность исковых требований, суть вынесенного судом определения и разъяснение уважительной причины несоблюдения требований, явившихся препятствием для успешного завершения хода процесса.
В ходатайстве обязательно указывается факт причин по которым процесс оставили без рассмотрения.
Далее, основываясь на ст. 223 ГК РФ, заявитель излагает просьбу отменить определение судьи.
Смотрите в этой статье, как правильно составить апелляционную жалобу на отмену решения суда первой инстанции.
Перечень прилагаемых к ходатайству документальных подтверждений необходимо указать в конце.
К заявлению прикладываются документы (с количеством копий по каждому листу в соответствии с числом участников судебного разбирательства).
Итак, исходя из процессуального законодательства, существуют легитимные возможности оставить дело без рассмотрения.
Ответчик вправе подать ходатайство в связи с нарушением истцом досудебного порядка решения спора.
Инициатором может также выступить сам судья, к примеру, по причине отсутствия истца на двух подряд заседаниях.
В случае несогласия, существует право сослаться на ст.223 ГПК РФ и потребовать отмены определения.
Необходимо предоставить убедительные доказательства невозможности своего прибытия в зал заседаний и отсутствия способов своевременно предупредить об этом судью.
Истец (заявитель) имеет право подать заявление о возобновлении дела, оставленного без рассмотрения (согласно ст. ст. 331 и 223 ГПК и ст.148 АПК).
Однако при этом он обязан прежде устранить указанные недостатки. Рассматриваются данные обращения в общем порядке.
Оставление без рассмотрения не тождественно отказу в иске или прекращению производства. При повторном обращении в дальнейшем этот факт скорей всего никаким образом не повлияет на ход самого процесса.
Восстановление рассмотрения дела
Возобновление рассмотрения дела оставленного без рассмотрения возможно при условии устранения в полной мере обстоятельств, перечисленных как препятствующие производству.
Согласно ст. 222 ГПК, требования и порядок их достижения должны содержаться в тексте определения.
Устранивший недостатки истец, вновь обращается с заявлением в общем порядке.
Процесс возобновляется и после ходатайства ответчика, если представлены подтверждения уважительности причины пропуска заседания и отсутствия возможности своевременно сообщить о них судье.
Правомерной реакцией на отказ удовлетворить ходатайство будет подача жалобы в частном порядке. Регламент процедуры прописан в части 3 статьи 222 Гражданско-процессуального кодекса.