Можно ли и как вернуть деньги за страховку ОСАГО после продажи автомобиля: советы эксперта по страхованию

Полис ОСАГО — обязательный документ, который должен быть у владельца автомобиля. Без него не получится ни зарегистрировать машину в ГИБДД, ни ездить по дорогам, не нарушая закон. При первой же проверке документов водителя без полиса оштрафуют, а потому о необходимости оформлять его заблаговременно известно, наверное, каждому собственнику авто.

Но вот о том, что договор автострахования можно разорвать досрочно и даже потребовать назад деньги, заплаченные страховой, известно немногим. В каких случаях это можно сделать? Как правильно заявлять требование о возврате средств при продаже авто? И на какую сумму стоит рассчитывать? Эти вопросы журналист ФАН задал эксперту по страхованию Андрею Тростину.

Фото из личного архива Андрея Тростина /

Основания для расторжения страхового договора

Разорвать договор страхования ОСАГО можно в любой момент. Соглашение сторон, хоть и в рамках обязательного страхования, вовсе не принудительное мероприятие. Страхователь вправе сам выбирать, с каким страховщиком подписывать бумаги и кому платить деньги. Точно так же он может принять решение о разрыве «сотрудничества», однако рассчитывать на возврат средств стоит не всегда.

«Желание владельца просто расторгнуть договор по личным мотивам осуществимо, — комментирует Тростин. — Но в этом случае страховая компания не обязана возвращать средства. Также деньги не вернут, если страхователем при подписании договора указаны неверные сведения об автомобиле или о нем самом, то есть усматриваются признаки мошенничества».

По закону, потребовать деньги назад можно только при следующих обстоятельствах:

• автомобиль продан или утилизирован — то есть необходимость в страховании отпала; • собственник машины умер до окончания срока действия полиса.

Если автомобиль был продан раньше окончания срока действия полиса, у страхователя есть основания обратиться к страховщику с заявлением о возврате средств. Для этого необходимо инициировать досрочное расторжение договора.

Федеральное агентство новостей /

Кто может обратиться

Аннулировать автополис АльфаСтрахования может только его владелец или лица, указанные в договоре в качестве наследников. Иными словами, если страхователь умер, его родственники также имеют право обратиться в страховую за возвратом уплаченной премии.

Справка. В исключительных случаях, при наличии соответствующих документов, от имени страхователя может выступать его законный представитель.

Если у страхователя нет возможности посетить офис АльфаСтрахования лично, рекомендуется оформить заявление, приложить все копии документов и отправить их по почте. Датой отсчета для возврата премии будет день отправки письма (он должен совпадать с датой составления заявления).

Как осуществляется досрочное расторжение полиса ОСАГО при продаже автомобиля

Чтобы вернуть деньги, необходимо подать в свою страховую компанию заявление о расторжении договора ОСАГО и пакет документов. По словам эксперта по страхованию Андрея Тростина, следует подготовить: • сам полис ОСАГО и квитанцию об его оплате; • паспорт страхователя, а если вместо него обращается с заявлением родственник или другое уполномоченное лицо — нотариально заверенную доверенность; • договор купли продажи автомобиля, который служит основанием для прекращения действия страховки; в качестве альтернативы подойдет справка-счет, а если машина была утилизирована, необходимо приложить акт утилизации; • реквизиты банка и счета страхователя, куда страховая должна перечислить деньги.

«После получения документов компания обязана перечислить средства в течение 14 календарных дней», — уточняет Андрей Тростин.

Практика тотальных проверок

Вас там не стояло: почему страховые компании отказывают в выплатах по ОСАГО

Под подозрение в мошенничестве попадают и добросовестные водители

В «Страховом доме ВСК» система выборочной проверки полисов ОСАГО на соответствие информации, указанной в полисе/заявлении о страховании, работает с 2021 года.

«Частота расторжений договоров носит единичный характер. Такие случаи связаны в основном с искажениями в указанной категории/типе транспортного средства, а также с занижением мощности, информации о территории преимущественного использования, — рассказал представитель страховой компании. — Чтобы избежать расторжения договора, необходимо тщательно заполнять документы, а при использовании услуг посредника — внимательно относиться к его выбору».

В «АльфаСтраховании» сообщили, что из-за ложных сведений в среднем в месяц расторгается всего 1–2% от общего числа заключаемых договоров е-ОСАГО.

Ошибка вышла


Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков

«Такой показатель достигается за счет тщательной проверки данных при заключении договоров и разъяснительной работы с партнерами, агентами в пресс-службе компании. — Проверки проходят с лета 2020 года в автоматизированном режиме. Их цель — выявление случаев, когда страхователи намеренно занижают размер страховой премии по ОСАГО».

Зачем платить больше: ограничат ли размер неустойки по ОСАГО

Верховный суд встал на сторону страховщиков

Страховщик также заверил, что ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями единичны и рассматриваются в индивидуальном порядке.

Сколько удастся вернуть за страховку ОСАГО после продажи автомобиля

Рассчитывать на возврат всей суммы, которая была уплачена страхователем при покупке полиса, не стоит. В сфере обязательного страхования не действует «период охлаждения», позволяющий в течение 14 дней разорвать договор и потребовать назад всю уплаченную сумму до копейки. Даже если страхователь инициирует расторжение соглашения в течение первого же месяца после покупки ОСАГО, на руки он получит лишь часть средств.

«При расторжении ОСАГО возвращается не вся сумма, а ее часть, — комментирует Тростин. — Она равна доле, предназначенной для страхового возмещения за тот период действия договора, который еще не истек».

Это значит, что сумму страховой премии равномерно распределяют на весь период действия полиса. И если он был куплен в апреле, а в ноябре страхователь инициировал расторжение соглашения, он может рассчитывать на часть страховой премии, покрывающей период от ноября до следующего апреля, то есть примерно за шесть месяцев.

Но даже и в этом случае страхователю вернется не половина стоимости автогражданки, так как в уплаченной им сумме лишь 77% направляется на осуществление выплат при наступлении страхового случая. 23% — это так называемые «невозвратные» средства.

Часть их используется страховщиком на оплату компенсационных выплат Российского союза автостраховщиков: из этих денег выплачивают компенсации по обязательствам страховых компаний, лишенных лицензии. 20% от стоимости автогражданки направляется на операционную деятельность компании, то есть содержание офисов, заработную плату сотрудников. При расчете возвратной суммы эти 23% из стоимости полиса вычитают сразу.

pixabay.com / Evgeny GoTown.ru

Что говорят страховщики

В ПАО СК «Росгосстрах» рассказали «Известиям», что механизм расторжения договоров страхования автогражданской ответственности за предоставление ложных сведений работает уже очень давно. Перерыв на пару месяцев был сделан только на период перехода на АИС ОСАГО 2.0.

Проверку проходят все полисы: указанные клиентом данные сверяют с теми, которые содержатся в государственных базах данных.

Ошибка вышла


Фото: ТАСС/Донат Сорокин

«К сожалению, пока не налажен прямой информационный обмен между страховщиками и органами исполнительной власти. Поэтому нельзя делать проверку в течение того времени, пока оформляется договор. Приходится делать проверки уже постфактум», — посетовал директор департамента моделирования и анализа ПАО СК «Росгосстрах» Алексей Володяев.

Неотвратимая расплата: Верховный суд пригрозил страховщикам

По мнению экспертов, определение ВС может стать знаковым для рынка автострахования

По словам представителя «Росгосстраха», чаще всего причиной для расторжения договоров становятся неверные сведения о цели использования автомобиля.

«Например, страхователи «случайно» забывают про оформленную накануне лицензию такси. Или неверно указана категория ТС — не все автолюбители помнят, что некоторые внедорожники входят в категорию C, а микроавтобусы с числом сидячих мест свыше восьми — в категорию D, не говоря уже о том, что иногда в категорию А пытаются отнести популярные кроссоверы. Бывают ошибки и в указании мощности двигателя — в том числе и ее сознательное занижение», — поделился примерами Володяев.

В «Росгосстрахе» также рассказали, что расторгают договоры тогда, когда «очевидно идет речь о сознательном и преднамеренном искажении предоставляемых данных, либо в случае серьезных ошибок — например, если мощность двигателя занижена сразу на несколько лошадиных сил». На таких основаниях компания расторгает не более 1,5% договоров ОСАГО. При этом восстанавливается из-за ошибочного расторжения примерно 0,03%.

Ошибка вышла


Фото: ТАСС/Донат Сорокин

Иногда водители редких или модифицированных автомобилей не имеют возможности выбрать на сайте подходящие параметры, в том числе и по мощности двигателей своих транспортных средств. И тут снова есть риск попасться в ловушку. В случае если параметры автомобиля не соответствуют данным, которые предлагает калькулятор ОСАГО, в «Росгосстрахе» советуют выбрать опцию «Другое ТС» и ввести все данные вручную либо обратиться в офис или к агенту страховщика.

Могут ли страховщики отказать в выплате средств

Не могут. Даже если во время действия ОСАГО автомобиль побывал в ДТП, после его продажи претендовать на возвращение денег все равно можно. При соблюдении условий и предоставлении полного пакета документов заявителем оснований для отказа у страховой компании нет.

Но если деньги все же возвращать отказываются, эксперт советует писать жалобу в Российский союз автостраховщиков. На сайте организации есть электронная приемная, позволяющая отправить жалобу онлайн. Также можно обратиться в одно из региональных представительств РСА, где «тревожный сигнал» от страхователя рассмотрят и примут меры.

Причина «ошибок»

Эксперт и юрист в области автострахования Сергей Беляков в разговоре с «Известиями» высказал мнение, что подавляющее большинство ошибок, связанных с расторжением договоров, возникает из-за умышленных действий страхователей. При этом Беляков считает, что некоторым водителям приходится идти на такие шаги, потому что иначе страховые компании им просто отказывают — в первую очередь это относится к таксистам и жителям проблемных регионов.

«Такси — это убыточный сегмент, их многие просто не страхуют, — объясняет Беляков. — Есть также проблемные регионы, например Ульяновск, Ингушетия, Владивосток — там страховщики ни в какую работать не хотят и пробуют отменять договоры в надежде, что с ними не будут долго разбираться или судиться. Но в основном водители действительно пытаются занизить премию осознанно, и самый простой способ — уменьшить количество лошадиных сил. Округляют их в меньшую, а не большую сторону в надежде, что этого не заметят. Еще одна распространенная ошибка — смена адреса регистрации. Например, водитель оформил полис в Костроме, застраховался и переехал в Москву, где прописался. Конечно, в Костроме коэффициент будет ниже, но страховка работает по адресу регистрации страхователя, а не машины».

Ошибка вышла


Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев

Беляков уточнил, что некоторые водители несерьезно относятся к заполнению анкеты, хотя она ничем не отличается от составления договора в офисе , — заключил эксперт.

Страховка и риск: число купленных онлайн полисов резко подскочило

В некоторых компаниях рост продаж таких продуктов достиг 200%

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]