Земли общего пользования: что это, как используют, ответственность за «самозахват»


Что такое земли общего пользования

Земли общего пользования — это специальные участки, которые используются для различных целей. В основном на таких территориях обустраивают автомобильные дороги, площади, улицы, проезды, набережные и прочие объекты, несущие культурное значение для населенного пункта.

Если эти территории находятся в публичной собственности, то пользоваться ими может каждый человек без исключения. Также время нахождения на таких землях не ограничивается законодательством. Подобные участки принято делить специальными красными межами на плане, чтобы отделить их от других участков до тех пор, пока не будут установлены точные границы территории на законодательном уровне.


Земельный участок общего пользования на территории населенного пункта Источник rzn.rucountry.ru

Для земельных участков общего пользования не предусмотрено оформление собственности, так как они не подлежат приватизации. Также их не принято брать или давать в аренду на торгах. Распоряжаться такими землями могут органы государственной или федеральной власти для различных субъектов государства. Среди таких участков может находится и для общего пользования уличная сеть.

На заметку! Если определенная часть участка располагается в пределах территории земель, принадлежащих государству и эта часть нужна для строительства автомобильной дороги или другого объекта, то ее выделяют для этой цели.


Участки под многоквартирным домом, находящиеся в собственности государства Источник yuristfinans.ru

Что входит в категорию общественных земельных участков?

Для удовлетворения гражданских потребностей законодательство выделяет особые территории для общего пользования. Статус земли позволяет гражданам находиться на ней на законных основания, позволяет свободно использовать располагающиеся на ней объекты и ресурсы.

К земельным участкам, пригодных для публичного свободного использования относятся следующие:

  • улицы;
  • площади населенных пунктов;
  • набережные;
  • скверы и бульвары;
  • общественные пляжи, водные объекты и парки;
  • проезды и автодороги;
  • общественные парковки, автобусные остановки и прочее.

Граждане в соответствии с земельным законодательством и правовым режимом имеют возможность использовать данные территории, расположенные на них природные и технические объекты.

Земли общего пользования запрещено передавать в индивидуальную собственность. Некоторые объекты могут быть переоформлены во временное использование (сданы в аренду) с учетом того, что новый владелец не будет ограничивать право общественного использования территории (ее первоначального предназначения).

Выдержка из законодательства

Управление вопросами и их регулирование осуществляется двумя ключевыми актами нормативного характера. Самым важным из них является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а второстепенным в этом плане выступает Земельный Кодекс.

Отмечают, что именно эти нормативные акты помогают решать вопросы, касающиеся эксплуатации участков и прочих категорий земель общего пользования (ЗОП), принадлежащих к конкретному населенному пункту. Сам Земельный Кодекс контролирует ситуацию по соблюдению правил эксплуатации выделенной земли.


Установление границ на землях общего пользования Источник yuristfinans.ru

Понятие земель общего пользования относят к двум сторонам правоотношений и при возникновении споров между нормативно-правовыми актами приоритетной является федеральная, а не региональная сфера.

Особенности использования земель общего пользования

Как уже уточняли выше, земли общего пользования можно предоставить в аренду или безвозмездное пользование без последующей приватизации. Но возможно и отклонение от этого законодательства в том случае, если в пределах участка построено капитальное строение, и оно уже было оформлено в собственность путем приватизации или любым способом. Тогда земли общего пользования находится в собственности.

При таких обстоятельствах часто в судебном порядке принимается решение о предоставлении возможности взять в собственность и участок, прилагающийся к строению на фундаменте.

На заметку! Зачастую свободные участки, находящиеся в реестре населенного пункта, выдают в аренду тем лицам, в собственности которых имеется строение, возведенное на них.


Использование земли государства под поля Источник zorkinskoe.mo64.ru
Бывают случаи, когда собственник здания, которое построено на территории, принадлежащей к категории общего пользования, берет в аренду прилегающий участок, о чем составляется договор соответствующего образца. При этом возможность выкупа такой территории у собственника строения отсутствует. Если же в договоре аренды присутствует пункт, подтверждающий возможность дальнейшего выкупа участка, тогда такое соглашение можно считать незаконным.


Использование участка общего пользования под сады Источник fujiclub.pro

При заключении договора аренды земель общего пользования одной из сторон правоотношений является юридическое лицо. Этот процесс представляет собой взаимодействие человека с государством. Если результатом такого взаимодействия является безвозмездное бессрочное пользование участками из государственного местного реестра, то пользователю могут разрешить построить стационарное сооружение на этом участке.

Возведенное здание, как следствие оформляется в собственность с соблюдением всех тонкостей закона, при этом участок числится за владельцем сооружения. Такое здание может подвергаться любым юридическим процедурам: продаже, дарению, аренде. Соответственно, земельный участок общего пользования, находящийся под ним, переходит к новому временному или постоянному владельцу. С гражданской точки зрения такой процесс называют переуступкой права аренды.


Участок категории общего пользования в аренду Источник истра.рф

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Автор статьи

Предназначение территорий общего пользования и последовательность возведения зданий на них

Разобравшись, что такое ЗОП, можно определить цели их использования, которые обозначают органы местной власти. Например, это могут быть участки с утвержденными границами, на которых устроены парковки, детские или спортивные площадки, места для выгула животных. Для таких территорий не предусматривается сооружение объектов градостроительства: жилой недвижимости, школ, детских садов, различных зданий с арендой под офисы.


Использование земель общего пользования под строительство городского парка Источник kukarta.ru

Договор аренды по отношению к землям общего пользования в пределах территории населенного пункта осуществляется без проведения специальных торгов. Подобные ситуации разрешают предоставление в пользование участков юридическим лицам, если:

  • Президентом или местной властью издан указ о том, что на заявленной территории необходимо возвести объект социально-культурного или образовательного значения, а также зданий, которые необходимы для реализации проектов и инвестиций.
  • Пришло распоряжение от высшего должностного лица субъекта Российской Федерации для тех же целей, что и в предыдущем пункте.
  • Юридическое лицо взяло на себя ответственность за завершение или продолжение строительства на выделенном участке. Например, это могут быть многоэтажные дома, в которых жильцы уже вложили свои деньги на покупку квартиры, но и права по той или иной причине были нарушены.
  • Будет проведено исполнение международных обязательств РФ, которые предполагают проектирование и последующее размещение объектов, обеспечивающих водо-, газо-, теплоснабжение.
  • На таком участке общего пользования находится строение, которое на момент предоставления земли находится в собственности юридического лица.

Существует еще дополнительный ряд случаев, которые регулируются в соответствии со статьей 39,6 ЗК РФ.

Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Земельный кодекс Российской Федерации

Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года
Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года

(В редакции федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 03.10.2004 № 123-ФЗ, от 21.12.2004 № 172-ФЗ, от 29.12.2004 № 189-ФЗ, от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 07.03.2005 № 15-ФЗ, от 21.07.2005 № 111-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 17.04.2006 № 53-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 30.06.2006 № 92-ФЗ, от 30.06.2006 № 93-ФЗ, от 27.07.2006 № 154-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 04.12.2006 № 201-ФЗ, от 04.12.2006 № 204-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ, от 29.12.2006 № 260-ФЗ, от 29.12.2006 № 261-ФЗ, от 28.02.2007 № 21-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 19.06.2007 № 102-ФЗ, от 24.07.2007 № 212-ФЗ, от 30.10.2007 № 240-ФЗ, от 08.11.2007 № 257-ФЗ, от 13.05.2008 № 66-ФЗ, от 13.05.2008 № 68-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ, от 22.07.2008 № 141-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 25.12.2008 № 281-ФЗ, от 30.12.2008 № 311-ФЗ, от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ, от 17.07.2009 № 164-ФЗ, от 24.07.2009 № 209-ФЗ, от 25.12.2009 № 340-ФЗ, от 27.12.2009 № 343-ФЗ, от 27.12.2009 № 365-ФЗ, от 22.07.2010 № 167-ФЗ, от 29.12.2010 № 435-ФЗ, от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 20.03.2011 № 41-ФЗ, от 05.04.2011 № 56-ФЗ, от 14.06.2011 № 138-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 193-ФЗ, от 18.07.2011 № 214-ФЗ, от 18.07.2011 № 215-ФЗ, от 18.07.2011 № 219-ФЗ, от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 19.07.2011 № 246-ФЗ, от 21.07.2011 № 257-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ, от 30.11.2011 № 349-ФЗ, от 30.11.2011 № 365-ФЗ, от 06.12.2011 № 401-ФЗ, от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 08.12.2011 № 423-ФЗ, от 08.12.2011 № 424-ФЗ, от 12.12.2011 № 425-ФЗ, от 12.12.2011 № 427-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 30.12.2012 № 318-ФЗ, от 04.03.2013 № 21-ФЗ, от 05.04.2013 № 55-ФЗ, от 07.06.2013 № 123-ФЗ, от 02.07.2013 № 148-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 247-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ, от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 28.12.2013 № 411-ФЗ, от 28.12.2013 № 446-ФЗ, от 23.06.2014 № 171-ФЗ, от 21.07.2014 № 217-ФЗ, от 21.07.2014 № 224-ФЗ, от 21.07.2014 № 234-ФЗ, от 22.10.2014 № 315-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ, от 29.12.2014 № 485-ФЗ, от 29.12.2014 № 487-ФЗ, от 31.12.2014 № 499-ФЗ, от 08.03.2015 № 48-ФЗ, от 20.04.2015 № 102-ФЗ, от 29.06.2015 № 206-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 13.07.2015 № 224-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ, от 13.07.2015 № 252-ФЗ, от 05.10.2015 № 277-ФЗ, от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 30.12.2015 № 431-ФЗ, от 30.12.2015 № 460-ФЗ, от 01.05.2016 № 119-ФЗ, от 23.05.2016 № 149-ФЗ, от 23.06.2016 № 206-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 334-ФЗ, от 03.07.2016 № 335-ФЗ, от 03.07.2016 № 336-ФЗ, от 03.07.2016 № 349-ФЗ, от 03.07.2016 № 354-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 03.07.2016 № 365-ФЗ, от 03.07.2016 № 373-ФЗ, от 01.07.2017 № 141-ФЗ, от 01.07.2017 № 143-ФЗ, от 18.07.2017 № 177-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 31.12.2017 № 507-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 29.06.2018 № 171-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.07.2018 № 185-ФЗ, от 19.07.2018 № 212-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 18.12.2018 № 471-ФЗ, от 25.12.2018 № 485-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 02.08.2019 № 283-ФЗ, от 27.12.2019 № 477-ФЗ, от 27.12.2019 № 502-ФЗ, от 18.03.2020 № 66-ФЗ, от 13.07.2020 № 194-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 31.07.2020 № 269-ФЗ, от 15.10.2020 № 318-ФЗ, от 22.12.2020 № 435-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 505-ФЗ, от 05.04.2021 № 79-ФЗ, от 20.04.2021 № 92-ФЗ, от 30.04.2021 № 113-ФЗ, от 30.04.2021 № 120-ФЗ, от 11.06.2021 № 163-ФЗ, от 11.06.2021 № 170-ФЗ, от 11.06.2021 № 209-ФЗ, от 28.06.2021 № 226-ФЗ, от 01.07.2021 № 273-ФЗ, от 01.07.2021 № 276-ФЗ, от 02.07.2021 № 300-ФЗ, от 02.07.2021 № 302-ФЗ)

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы земельного законодательства

1. Настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на следующих принципах:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю, согласно которому граждане Российской Федерации, общественные организации (объединения) и религиозные организации имеют право принимать участие в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на состояние земель при их использовании и охране, а органы государственной власти, органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке и в формах, которые установлены законодательством; (В редакции Федерального закона от 03.10.2004 № 123-ФЗ)

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами. Установление данного принципа не должно толковаться как отрицание или умаление значения земель других категорий; (В редакции федеральных законов от 21.12.2004 № 172-ФЗ; от 04.12.2006 № 201-ФЗ)

7) платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

8) деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства; (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

2. Федеральными законами могут быть установлены и другие принципы земельного законодательства, не противоречащие установленным пунктом 1 настоящей статьи принципам.

Статья 2. Земельное законодательство

1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством

1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

2. К отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы. (В редакции Федерального закона от 14.07.2008 № 118-ФЗ)

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

3. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации

1. Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 113-ФЗ)

2. Не допускается применение правил международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (Пункт введен — Федеральный закон от 30.04.2021 № 113-ФЗ)

Статья 5. Участники земельных отношений

1. Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

2. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Для целей настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования; (В редакции Федерального закона от 08.03.2015 № 48-ФЗ)

землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

правообладатели земельных участков — собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 499-ФЗ)

обладатели публичного сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования землями и (или) чужими земельными участками, установленное в соответствии с главой V7 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.08.2018 № 341-ФЗ)

Статья 6. Объекты земельных отношений

1. Объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

2. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

3. Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки. (Пункт введен — Федеральный закон от 23.06.2014 № 171-ФЗ)

Статья 7. Состав земель в Российской Федерации

1. Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов; (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. (Абзац введен — Федеральный закон от 22.07.2010 № 167-ФЗ)

3. В местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и представителей других этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий. (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую

1. Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: (В редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 141-ФЗ)

1) земель, находящихся в федеральной собственности, — Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, — органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

земель сельскохозяйственного назначения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

земель иного целевого назначения — органами местного самоуправления.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. (Абзац введен — Федеральный закон от 21.07.2005 № 111-ФЗ; в редакции Федерального закона от 18.12.2006 № 232-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 30.10.2007 № 240-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 04.03.2013 № 21-ФЗ)

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

2. Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости; (В редакции Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ)

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

3. Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных о

Размещение торговых павильонов на землях общего пользования

Для размещения торговых точек, павильонов и центров в пределах границ участков общего пользования, руководствуются статьей 10 Федерального законодательства от 28.12.2009 № 381-ФЗ. В ней прописывается, что использование допускается для таких целей.

Установку торговых точек в обозначенных пределах проводят для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие территории и достичь минимальной обеспеченности населения торговыми объектами.

Порядок внедрения объектов осуществляется только под управлением действующего правительства РФ. Схему построения разрабатывают, при необходимости изменяют, а затем утверждают только органы местного самоуправления.


Торговый павильон в городе на землях общего пользования Источник tver.svarkaperm.ru

В предложенной схеме обязательно предусматривают минимум 60% нестационарных построек торгового назначения, которые могут принадлежать малому или среднему бизнесу от общего количества заявленных объектов.

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями. Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников. Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Налогообложение

Налогообложение земель общего пользования проводится по ниже перечисленным правилам:

  • Когда участок передан в аренду юридическому или физическому лицу, при этом на нем отсутствуют капитальные строения, оформленные в качестве собственного недвижимого имущества, тогда он облагается налогами в обязательном порядке. Иногда этот налог изменяют на арендный платеж или наоборот.
  • Если заявленный участок не принадлежит ни одному из пользователей по закону (на нем нет строения), например, если это часть проезжей части. Тогда земельный налог трансформируется в транспортный и его сумма разделяется пропорционально между всеми пользователями конкретным участком автодороги.
  • На случай, когда такие участки находятся в объединении садоводческого некоммерческого типа, тогда налог оплачивает каждый участник самостоятельно.

Условия налогообложения могут меняться в зависимости от того, какая деятельность развивается на том или ином участке.


Налог на земельный участок общего пользования Источник perm.zoon.ru

УО отвечает за состояние придомовой территории, включённой в состав общего имущества МКД

Собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общедомового имущества (ч. ч. 1, 3 ст. 39 ЖК РФ). При этом управляющая организация обеспечивает его надлежащее содержание (ст. 161 ЖК РФ).

Согласно ст. 162 ЖК РФ, общее имущество многоквартирного дома – существенное условие договора управления. В состав ОИ дома входит только сформированный земельный участок, границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта (пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491). В таком случае собственники помещений в МКД платят за его содержание (ст. 154 ЖК РФ).

Как отметила Елена Шерешовец, управляющая организация несёт ответственность за обслуживание придомового участка только в случае, если совпадают два условия:

  1. Участок является общим имуществом собственников помещений в МКД.
  2. Услуга по обслуживанию территории включена в договор управления.

Посмотрите полную видеозапись первого дня онлайн-семинара, чтобы узнать, что делать, если местные НПА и суды выступают за то, чтобы УО содержала несформированный участок дома.

Незаконное использование и ответственность за него

Согласно данным из гражданского кодекса Российской Федерации, земли общего пользования — это такие участки, к которым открыт доступ всем без ограничений. Если по какой-то причине физическое лицо не может попасть на эту территорию и за вход на нее даже просят оплату, тогда такая операция является незаконной и называется «самозахват». За него предусмотрена ответственность в соответствии со статьей 70.5 КоАП. За самовольность предусмотрены штрафы, размер которых установлен на законодательном уровне:

  • гражданам — 1-1,5% от кадастровой цены за участок (не менее 5 тысяч рублей);
  • должностным лицам — 1,5-2% кадастровой стоимости (не менее 20 тысяч рублей);
  • юридическим лицам — 2-3% кадастровой цены за участок (минимум 100 тысяч рублей).

В случае, если лицо сделало незаконный захват территории и ведет на ней предпринимательскую деятельность, которая не переведена в статус юридического лица, оно все равно будет нести ответственность, как юридическое.

Размер штрафа исчисляется в зависимости от площади самозахваченной территории, что в результате привело к ограничению проезда или прохода. Также взыскание может быть назначено в случае, если по отношению к участкам общего пользования был причинён вред, например, насаждениям, присутствующим на них.


Обнаружение нарушения использования земель общего пользования Источник kadastrmap.com

В НПА нет критериев для оценки санитарного состояния придомовой территории дома

Во второй день онлайн-семинара Председатель Совета Ассоциации «Р1», руководитель РосКвартала Борис Валит сосредоточился на практических темах, связанных с земельным участком под МКД. Мы разобрали:

  • кто должен содержать дороги;
  • какие требования предъявляются к местам накопления ТКО;
  • как установить шлагбаум и дорожные знаки во дворе;
  • как принять участие в национальном проекте «Комфортная городская среда».

Кратко об этих темах вы можете узнать из деморолика:

Смотрите деморолик на YouTube-канале Ассоциации «Р1» ➡️

Один из вопросов, которые рассмотрел Борис Валит, – есть ли какие-то критерии оценки загрязнения придомового участка. Законодательно они не установлены. В НПА прописаны только требования к составу, периодичности и порядку выполнения работ для надлежащего содержания придомовых территорий.

Эксперт привёл в пример региональную практику – решение Тверской городской думы от 16.10.2014 № 368. В п. п. 6.140–6.145 этого документа зафиксировано, как часто должна проводиться уборка двора и её последовательность.

Сперва чистят тротуары, затем пешеходные дорожки и дворовые территории. Уборка, кроме снегоочистки, которая производится во время снегопадов, проводится до 13.00. Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных проездов должен убираться полностью, под скребок. При отсутствии усовершенствованных покрытий снег убирают под движок, оставляют слой для последующего его уплотнения.

Исходя из этого можно сделать вывод, что если территория убирается не по установленным в этом документе нормативам, то её можно считать загрязнённой. Чтобы этого избежать, УО и ТСЖ необходимо выполнять все предписанные законодательством работы в полном объёме, в указанные сроки или с установленной периодичностью. Иные критерии оценки качества выполненных работ отсутствуют.

Можно ли размещать на придомовой территории объекты торговли

Земли СНТ и нюансы их оформления

Земли общего пользования в СНТ — участки садоводческо-некоммерческого товарищества. Такие объединения предлагают людям участок определенной площади под организацию сада или огорода.

Обычно эти земли общего пользования находятся на отдельной территории, преимущественно за городом или поселком. Количество смежных наделов может быть различным и при передаче их в пользование физическому лицу разрешается использовать на нем любые ресурсы. Например, обустроить индивидуальную скважину и пользоваться ею.

Публичные и непубличные места

Публичными считаются те территории, которыми ежедневно пользуются граждане с разными целями: кто-то идёт до места работы, кто-то гуляет, кто-то проходит мимо в магазин и т.д. Но существуют так же непубличные места, которыми пользуется гораздо меньше людей. К непубличным зонам общественного пользования относятся:

  • подъездные пути к домам в частном секторе;
  • земля общего пользования между соседями в СНТ и т.д.

Спорные ситуации возникают, когда частные территории тесно переплетены с общими дорогами или площадками. Например, в садовых кооперативах собственники частенько переносят ограждение своего участка, расширяя его за счёт общей территории. Межевание и обращение в суд всегда остаются на стороне потерпевших, так как увеличивать свой участок таким образом недопустимо.

В целом, территория СНТ или закрытых посёлков относится одновременно к частным и общим. Земля, как правило, принадлежит не государству, а правлению или организации-застройщику. Находится обычно под охраной, и допускаются на неё только члены кооператива (СНТ, жители посёлка) и их гости по предварительному информированию охраны. За ограждением территория поделена на зоны: частные и общие, использовать которые могут все члены кооператива.

Они обязаны своими силами:

  • содержать общественную зону (в основном, это дороги и подъездные пути) в чистоте и сохранности;
  • не захватывать её для личных нужд.

Обычно содержание территории берёт на себя правление или застройщик, они устанавливают цену за эти услуги и берут плату со всех собственников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]