Статья по теме:
Заглядывая за горизонт, помни о дырах
«Сейчас я обратил дополнительно свое внимание на ЖКХ. Это отрасль, без перестройки которой нам достигнуть показателей нацпроекта «Жилье и городская среда» в 1 миллиард квадратных метров и повышения качества городской среды в полтора раза будет невозможно. Мы, строя жилье, «паровозом» должны вытащить еще целый ряд сфер», — цитирует Марата Хуснуллина РИА-Новости.
Предложения вице-премьера довольно-таки явно разделяются на два направления. Одно: найти, чтобы еще такое построить, точнее — взамен чего.
«Сейчас надо определиться с дальнейшей программой расселений аварийного жилья. Нужны новые подходы, ведь из год в год площадь аварийного жилья в стране растет», — заявил вице-премьер. «Надо понять, какое жилье нужно капитально ремонтировать, какое — реконструировать, а какое — сносить», — резонно заметил он.
Статья по теме:
Продолжаем отапливать улицу
Вторая, обозначенная вице-премьером задача носит, по-видимому, вполне объективный характер: власти должны решить, что делать с изношенными на 60% инженерными сетями — водопроводами, теплосетями. «Нельзя же новостройки вешать на дырявые сети. Программа модернизации инженерной инфраструктуры «60 плюс», увы, пока не подтверждена кардинально деньгами, потребность в деньгах по стране оценивается более чем 1 трлн рублей, а мы даем 5-10 млрд рублей», — указал Хуснуллин.
Но никуда не делись и проблемы с, так сказать, повседневной базой для инвестиций. Не все удается собрать с жителей. «К сожалению, сбор денег во многих регионах не стопроцентный». Этим он объясняет то, что — «плюс не исполняются полностью инвестиционные программы».
«То есть в тариф деньги на ремонт поставщики ресурсов закладывают, а из-за того, что деньги собрать не могут, — объекты вовремя не ремонтируют», — сделал вывод вице-премьер.
В общем, если строить новые дома это и не мешает, то качество городской среды «в полтора раза» так действительно не улучшить. Те или иные резоны привели к тому, вице-премьер решил взяться и за жилищно-коммунальное хозяйство тоже. И уже до конца 2021 года власти подготовят концепцию перестройки системы ЖКХ — в рамках совместной стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства.
Утверждена эта концепция, по словам Марата Хуснуллина, будет в первом квартале 2022 года. Он подытожил тем, что в отрасли «накопился большой клубок проблем, который надо решать».
Последние изменения 2021 года
Действующие законодательные акты постоянно реформируются и дополняются, что приводит к их существенным корректировкам. За быстрыми изменениями не всегда удается вовремя уследить, что иногда ведет к неприятным финансовым последствиям. Параграфы Постановления номер 354 с последними изменениями 2021 года о коммунальных услугах подверглись редакции в следующих пунктах.
Пункт № 3 «Условия предоставления КУ»
Коммунальные пакеты предоставляются гражданам, начиная со дня вручения разрешения лицу:
- Которое обеспечивает возведение высотного дома, на ввод этого здания в эксплуатацию. Либо застройщику в отношении квартир МКД, не переданные по передаточному документу или другому аналогичному акту.
- Которое обеспечивает возведение МКД, на ввод здания в эксплуатацию. Но это происходит не раньше принятия квартир в доме на основании соответствующих бумаг. Подобное относится к лицу, которое подписал передаточные или другие документы о приеме от застройщика по данному помещению.
Абзацы введены ПП РФ номер 1498 от 26 декабря 2021 г.
П. 31 «Обязанности исполнителя»
Производитель услуг обязан:
- самостоятельно либо с другими привлеченными лицами проводить техническое обслуживание общедомовых инженерных коммуникаций, с помощью которых предоставляются гражданам коммунальные сервисы;
- проведение работ исполнителями должно быть разрешено законами России;
- производить расчет величины оплаты за поданные услуги, если исполнительная власть региона приняла решение по установлению социального норматива;
- при существовании такого оснований делать перерасчет величины оплаты;
- проверить правильность начислений по хозяйственным услугам, задолженности либо переплаты, штрафных взысканий и выдать владельцу комнат ответ в письменной форме, заверенный руководителем компании;
- снимать показания не реже одного раза в полгода с квартирных учетных приборов, распределителей, находящихся вне помещений, проводить проверку описываемых аппаратов;
- контролировать состояние индивидуальных измерительных устройств и распределителей в 10-дневный срок после получения от пользователя соответствующего заявления;
- устанавливать размер платежа за отопление, холодную и горячую воду, электроэнергию исходя из данных домовых учетных приборов.
Порядок снятия и передачи показаний приборов учета
Поставщик обязан оповещать абонентов посредством размещения информации на официальном портале либо стойке, или раз в квартал дополнять платежные документы следующими сведениями:
- О случаях взлома приборов учета, находящихся в квартире либо нежилом помещении, что повлекло искажение сведений, нелегального подключения различного оборудования к домовым инженерным коммуникациям.
- Информацию о праве жильца обратиться к хозяйственной службе за установкой индивидуального счетчика. Оповещение обусловлено законодательными актами страны об экономии энергии и предоставлении рассрочки по финансовому обеспечению монтажных работ.
- Порядок и вид оплаты коммунальных сервисов, возможные последствия при неполном поступлении взносов.
При вынесении регионального решения по установлению социальной нормы электричества для пенсионеров по старости и инвалидности, информация дополняется условиями получения таковой и в его тарифах.
Владелец квартиры или арендатор должен сообщать реализатору услуг об изменениях количества актированных лиц в помещении и заключать письменный договор с поставляющей ресурсы структурой. Последняя, в свою очередь, вводит в эксплуатацию учетный аппарат после поверки, замены или его ремонта.
П. 44 «Размер и расчет платы за ЖКУ»
Если домовые или квартирные приборы ведут повременный учет ресурсов, то плата за них осуществляется по каждому периоду. Общий же показатель домовых нужд распределяется между всеми жильцами.
П. 54 «Нюансы расчета платы при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной Определение размера платы за ЖКУ»
Оплата хозяйственного пакета исходит из показаний индивидуального или домового прибора за время, не превышающее 6 месяцев. Если же отопительный период продолжался меньше, то платеж начисляется за фактическую поставку ресурса, но не менее трех месяцев.
Расчет размера платы за отопление
При выходе из строя прибора либо истечения срока его эксплуатации, оплата начинается с момента наступления события по нормам среднемесячного расхода потребления. Если же отопительный период составил меньше 3 месяцев, оплата происходит в соответствии с п. 42(1) Правил.
П. 62 «Действия исполнителя при несанкционированном подключении внутриквартирного оборудования потребителя»
При самовольном подключении к коммунальным пакетам нежилого помещения, их полученный объем определяется исполняющими организациями по правилам нелегального подключения.
П. 81 «Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета и ввод их в эксплуатацию»
Для ввода, после монтажа, приборов учета собственник помещения должен подать исполнителю работ заявку.
Документ отражает следующие данные:
- Для физического лица – полную именную формулу, реквизиты удостоверения личности, контактный телефон; юридического – название предприятия, номер государственной регистрации.
- Предполагаемую дату ввода счетчика в эксплуатацию.
- Заводской идентификатор прибора, его тип, место монтажа.
- Наименование организации, поставляющее устройство.
- Показания измерителя на момент установки.
- Время следующей поверки.
Дополнением служит приложенная копия технического паспорта устройства.
Аппарат вводится в эксплуатацию не позже месяца, следующего за установкой прибора. Затем коммунальная организация начисляет сумму к оплате за пользование услугой с начала месяца, который идет после ввода счетчика в эксплуатацию.
Получая обращение, структура рассматривает указанную заявкой дату либо согласовывает с физическим или юридическим лицом новую. Предложение о переносе монтажа направляется заказчику в ближайшие трое суток, но должна быть утверждена в течение 15 рабочих дней спустя получения заявления.
Пусковые и регулировочные мероприятия производятся только после выяснения следующих данных:
- соответствия заводского номера прибора, указанного в паспорте;
- тождества счетчика и технической документации, комплектации, схемы установки;
- функциональности измерителя.
Если какой-либо пункт не соответствует перечисленным факторам, монтажная организация вправе отказать в установке измерительного прибора.
После проверки функциональности устройств, коммунальная служба оформляет акт по вводу счетчика в эксплуатацию.
Новые правила предоставления жилищно-коммунальных услуг ЖКХ
Документ содержит следующую информацию:
- Время, число, адрес внедрения учетного агрегата в обслуживание.
- Полную именную формулу, должность всех лиц, участвовавших в исполнении работ.
- Заводской номер аппарата, его тип и место установки.
- Нахождение на приборе участка, где установлены контрольные пломбы.
Последним пунктом является дата следующей проверки.
Акт оформляется в двух экземплярах, с подписями контрагентов, причем ввод в действие устройства осуществляется бесплатно.
Прибор должен быть защищен от нелегального вмешательства и считается нерабочим при следующих обстоятельствах:
- не отображение результатов измерений;
- повреждение пломб, знаков проверки;
- наличие механических дефектов;
- превышение установленной погрешности;
- нарушение периода контроля аппарата.
При выявлении одного из указанных пунктов, пользователь обязан сообщить об этом хозяйственной структуре, вместе с показаниями учетного прибора на момент поломки. Последняя должна осуществить ремонт или замену в рамках 30 дней после возникновения неисправности.
Если необходим демонтаж прибора, исполнитель оповещается о визите за два рабочих дня.
П. 86 «Порядок перерасчета платы за коммунальные услуги при отсутствии потребителя»
Если в жилом помещении отсутствуют измерительные приборы либо их нельзя установить, перерасчет суммы коммунальных услуг производится только после документального подтверждения отсутствия в нем лиц. Причинами должны служить действия непреодолимой силы.
п. 119 «Приостановление предоставления услуг ЖКХ»
Правила оказания коммунальных услуг указывают на то, что в случае непогашения долга, ресурсоснабжающая организация приостанавливает поставку до полной ликвидации задолженности. Это происходит после направления неплательщику уведомления и 10-дневного срока ограничений.
Исключением является отопительный ресурс и холодное водоснабжение. Их отключение может сказаться на ухудшении санитарно-технических норм проживающей семьи.
Отличие коммунальных и жилищных услуг
Как говорилось ранее, перечень КУ ограничен 7 пунктами и включает в себя ресурсы, необходимые для жизнедеятельности пользователей и собственников помещений МКД. Жилищные услуги несколько отличаются от вышеописанных и включают в себя:
- предоставление жилых и коммерческих помещений для постоянного/временного пользования;
- содержание, текущий и капитальный ремонт общедомовых помещений и коммуникаций.
Таким образом, взносы за ЖУ включают в себя платежи:
- за пользование помещением (для арендаторов);
- за управление и ремонт МКД.
Внимание
С 2021 года, на основании Постановления правительства №1498 от 26.12.16, оплата ОДН относится к жилищным услугам (ранее данный платеж относился к КУ).
Правила начисления платы
Оплата за ЖКУ складывается из нескольких частей.
Прежде всего, это коммунальные услуги, которые предоставляются жильцам. Сюда входит снабжение водой, газом, теплом, электричеством. Размер зависит от тарифов, установленных исполнителем. Они определяются исходя из условий заключенного договора, требований действующего законодательства, а также региона, в котором находится жилье.
Окончательная сумма определяется согласно показаниям учетных приборов, представленных пользователем или снятых исполнителем за отчетный период. Продолжительность последнего составляет один месяц. При этом размер оплаты может быть снижен. В качестве причин выступает – временное, более пяти дней, отсутствие жильцов, работы ремонтно-профилактического характера, длительный перерыв в предоставлении услуг, их ненадлежащее качество, изменение вида использования жилья.
Также в расходы по оплате входят расчеты за оказание жилищных услуг. К ним отнесены: пользование помещением на условиях найма, содержание и ремонт жилья, вывоз твердых и жидких бытовых отходов. Размер оплаты жилищных услуг зависит также от оснований, на которых человек использует помещение. Если это происходит в рамках договора найма, то жильцы будут вносить плату за пользование помещением, его содержание и текущий ремонт.
Для собственника жилья расходы носят несколько иной характер. Он несет расходы, связанные с содержанием и ремонтом. Но это касается не только жилого помещения. Сюда относится также общее имущество – конструкция здания, лестничные пролеты, коридоры, чердаки, подвалы, инженерные системы, мусоропроводы, лифты, сушилки.
Указанные расходы суммируются за учетный период. Итоговая цифра является окончательной суммой оплаты. Денежные средства должны быть внесены не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным. При этом управляющая компания должна проинформировать жильцов о размере оплаты не позднее первого числа месяца, по истечении отчетного. Наличие задолженности и неуплата карается пеней.
Функции и обязанности ЖКХ по оказанию коммунальных услуг
Обеспечение многоквартирного дома коммунальными услугами надлежащего качества и в необходимом объеме в 2021 году – основная обязанность управляющей компании, ТСЖ или кооператива. Таким образом, к основным функциям ЖКХ относится:
- контроль над качеством предоставляемых услуг и своевременностью их подачи ресурсоснабжающей организацией;
- расчет и прием платежей за КУ, контроль за своевременностью поступления денежных средств от собственников помещений;
- распределение полученных средств, поиск контрагентов, заключение договоров, составление смет;
- создание условий, обеспечивающих эффективную и безопасную эксплуатацию помещений, расположенных в МКД;
- взаимодействие с пользователями КУ, решение спорных вопросов, рассмотрение жалоб и предложений.
За что можно подать жалобу на оказание коммунальных услуг?
Пользователи КУ, не удовлетворенные качеством поставляемых ресурсов, в 2021 году вправе обратиться с жалобой на управляющую компанию, ТСЖ, кооператив или организацию, предоставляющую коммунальные услуги. Как правило, для этого существует ряд оснований:
- Перерывы в подаче холодной и горячей воды, превышающие законодательно установленную продолжительность. Отсутствие водоснабжение на протяжении времени, превышающего сутки, является основанием для обращения в организацию, управляющую МКД.
- Подача холодной воды ненадлежащего качества (содержащую вредоносные химические элементы и микроорганизмы). Свое обращение, в данном случае, желательно подкрепить заключением независимого эксперта, изучившего образцы, взятые из внутридомового водопровода.
- Перерывы в электро- и газоснабжении в течение времени, превышающего законодательно установленные нормы.
- Подача газа ненадлежащего качества и в количестве, недостаточном для комфортного потребления всеми пользователями.
- Задержка в подаче отопления. Как правило, отопительный сезон начинается в сроки, установленные индивидуально для каждого региона, однако, резкое снижение среднесуточной температуры является веским основанием для преждевременного начала сезона.
- Подача горячей воды низкой температуры (менее 400С).
- Несвоевременный или неполный вывоз ТБО.
- Неоправданное завышение тарифной ставки на КУ.
- Неправильный расчет суммы, указанной в квитанции на оплату. Завышенная плата за пользование КУ является нарушением прав пользователей, поэтому правильность расчета очередного платежа должна проверяться как сотрудниками организации-исполнителя, так и пользователем.
Жалобы на предоставление коммунальных услуг в 2021 году касаются исключительно ресурсов, перечисленных выше. Претензии к состоянию внутридомовых коммуникаций, помещений общего пользования и конструкции МКД относятся к жалобам на предоставление жилищных услуг.
Льготы
В условиях нестабильной экономической ситуации оплата коммунальных услуг становится для некоторых категорий граждан попросту непосильной. Именно поэтому Правительство РФ поддерживает население при помощи введения льгот для:
- многодетных семей, воспитывающих трех и более детей младше 18 лет;
- участников ВОВ и членов их семей;
- инвалидов детства, 1 и 2 группы;
- участников боевых действий, лиц, несущих государственную службу, ветеранов труда;
- жителей блокадного Ленинграда;
- почетных доноров РФ и Советского Союза;
- лиц, пострадавших во время аварии на ЧАЭС.
Внимание
Льготы, предоставляемые некоторым категориям граждан, распространяются на коммунальные и жилищные услуги.
Кто занимается предоставлением коммунальных услуг в 2019 году?
Согласно п.8, гл. II, Постановления № 354, исполнителем коммунальных услуг в 2021 году может являться юридическое лицо (независимо от организационно-правовой формы) или ИП, при этом:
- для собственников помещений исполнителем является управляющая компания или иная организация, обслуживающая многоквартирный дом;
- для арендаторов – непосредственно арендодатель или организация, уполномоченная им.
В Жилищном кодексе РФ, а именно в ст. 161, перечислены основные способы управления МКД:
- посредством ТСЖ;
- посредством жилищного или иных кооперативов;
- посредством управляющей компании;
- путем непосредственного управления.
Исполнителем КУ может быть назначена как управляющая компания, ТСЖ или кооператив, так и непосредственно ресурсоснабжающая организация, при этом:
Управляющая компания | Становится Исполнителем с даты, указанной в решении собственников помещений МКД. |
ТСЖ или кооператив | Предоставляет КУ с даты его регистрации, но не ранее даты, указанной в договоре с ресурсоснабжающей организацией. |
Ресурсоснабжающая организация | Приобретает статус Исполнителя с даты, указанной в решении общего собрания собственников жилых и коммерческих помещений. |
Ответственность за неправильное начисление
Неверное начисление сумм к оплате может повлечь за собой применение мер воздействия к виновному лицу. В случае обнаружения подобного факта пользователю следует обратиться в управляющую компанию. В таком случае он может рассчитывать на получение денежной компенсации она будет равна половине суммы, на которую расчет был завышен. Если обращение осталось без внимания, то каждый вправе взыскать ущерб в судебном порядке. В этом случае, помимо материальной ответственности, к виновному лицу будут применены меры административного наказания, предусмотренные статьей 14.6 КоАП РФ.
Методика планирования и расчета
Порядку расчета и оплаты КУ посвящен VI раздел Постановления Правительства № 354, согласно которому существует несколько методик расчета платежей:
- на основании показаний, снятых с приборов учета;
- на основании нормативов потребления (при полном отсутствии приборов учета);
- на основании показаний приборов и нормативов потребления.
К сведению
Основные рекомендации по методике расчета коммунальных платежей в 2021 году указаны в Приложении №2 (к Постановлению Правительства №354). Данный документ содержит в себе все основные формулы, на основании которых происходит вычисление итоговой суммы за КУ.
Куда подается жалоба?
Для эффективного и быстрого решения возникающих проблем направить жалобу, в первую очередь необходимо руководству организации, отвечающей за управление МКД. Как правило, 70% конфликтных ситуаций решается без привлечения сторонних организаций и контролирующих органов.
В случае отсутствия результата после передачи жалобы на оказание коммунальных услуг в 2021 году, заявитель вправе обратиться в любой из нижеперечисленных органов:
- Роспотребнадзор (в отделение, находящееся по месту нахождения МКД или посредством обращения в электронную приемную на официальном сайте).
- Прокуратура. Заявитель вправе обратиться в правоохранительные органы любым удобным способом (лично, через представителя, посредством обращения в электронную приемную).
- Суд. Крайняя инстанция, обращаться в которую стоит в случае, когда досудебное разбирательство не принесло результатов, удовлетворяющих заявителя.
К сведению
Составить жалобу можно как самостоятельно, так и при помощи квалифицированного сотрудника. Данный документ изначально создается в нескольких экземпляров, один из которых остается у заявителя, второй – передается адресату.
Законодательное регулирование
В качестве основных нормативных актов, которые имеют отношение к сфере указанной деятельности, отнесены:
- Жилищный кодекс РФ.
- Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
- Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность».
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».
- Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Указанные акты регулируют все, что связано со сферой ЖКХ. Следует отметить, что принимаются и другие подзаконные нормы, например, по установлению тарифов на коммунальные услуги.
Жилищный кодекс
Жилищный кодекс РФ является, пожалуй, главный закон о ЖКХ.
Его требования направлены на обеспечение уполномоченными официальными инстанциями надлежащих условий проживания для людей, независимо от их пола, возраста, социального статуса и уровня получаемых доходов. То есть в данном случае действует принцип равенства. Также каждый человек, по своему личному усмотрению может вступать в договорные отношения с собственником жилья, определяя при этом длительность эксплуатации помещения и объем предоставляемых коммунальных услуг. При этом любой может быть ограничен в своих возможностях в случае нарушения взятых на себя обязательств, например, выселен из помещения.
Правила оказания коммунальных услуг
Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», это относительно новый документ, который регулирует все вопросы, касающиеся обеспечения пользователей благами цивилизации. В данном случае речь идет о газе, водоснабжении, электричестве, тепле и канализации. Указанное Постановление также раскрывает суть основных понятий, которые применяются в сфере предоставления коммунальных услуг.
Правила содержания общего имущества
Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 регулирует все, что касается правил содержания общего имущества в многоквартирных домах и правил регулирования размера платы за содержание жилых помещений при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Его действие распространяется на физические и юридические лица, а также на государственные структуры.
Закон о раскрытии информации в сфере ЖКХ
Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 устанавливает стандарт раскрытия информации организациями, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами. В такой перечень включены: общие данные об УК, список домов, относящихся к ней, сведения о выполняемых работах, оказываемых услугах, использовании общего имущества, ремонте, проводимых собраниях, отчет о расходовании денежных средств, факты применения к организации или её должностным лицам мер воздействия административного характера.
Закон о лицензировании деятельности УК
Вопросы, касающиеся лицензирования деятельности управляющей компании, регулируются ФЗ от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ. Следует отметить, что его нормы не касаются УК в целом. Например, в части 6 статьи 192 ЖК РФ указано, что действие Закона не распространяется на порядок приостановления, возобновления действия лицензии, а на установление оснований для аннулирования лицензии при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами.