Что значит временный статус земельного участка и какие его особенности

Статус земельного участка определяет его правовое положение, то есть те возможности, которые доступны его собственнику. Чаще всего в базе Росреестра имеются полные сведения о земельном наделе, необходимые для его идентификации. Временный статус земельного участка означает, что для внесения точных сведений в реестр информации недостаточно. Чаще всего «временный» статус говорит о том, что участок просто не поставлен на кадастровый учёт.

В кадастровой выписке имеется такая строка, как «статус записи о земельном участке». В ней должно быть определено правовое состояние участка на момент получения информации. Этот параметр может быть изменён по разным причинам: на основании заявлений собственников, заинтересованных лиц или государственных и муниципальных органов.

Что собой представляет государственный земельный кадастр

В соответствии с последний определяется как систематизированный свод сведений, получаемых в результате ведения кадастрового учета участков Российской Федерации. Такие сведения содержат следующую информацию:

  • местоположение надела;
  • целевое назначение;
  • правовое положение;
  • наличие объектов недвижимости.

Так, в Госкадастре зафиксированы данные о:

  • земельных участках;
  • территориальных зонах;
  • территориях, на которых осуществляется самоуправление;
  • землях и границах федерации и ее субъектов.

Ознакомьтесь детальнее, что такое Государственный земельный кадастр.

Постановка на регистрацию

Для того чтобы подать документы на оформление непостоянного статуса, можно обратиться в кадастровую палату или в отдел Многофункционального центра (МФЦ) по местонахождению участка. Это можно сделать лично, отправив необходимые документы, заверенные нотариально по почте или через интернет-портал муниципальных и государственных услуг, если имеется электронно-цифровая подпись.

Подаётся заявление о государственном кадастровом учёте, форма которого утверждена приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 920.
К заявлению следует приложить копию документа, удостоверяющего личность (паспорта) того, кто претендует на оформление земельной территории на себя.

Статусы участков

под земельным участком подразумевает территорию с четко обозначенными границами, которая относится к недвижимому имуществу. Правовой статус определяет целевое назначение земли, способ владения и форму разрешенного использования.

Так, земельный участок может иметь одно из правовых положений:

  • временный, когда процедура оформления прав еще не окончена;
  • аннулированный, при котором право собственности не было оформлено в установленный срок;
  • учтенный, если права на него оформлены и внесены данные о владельце;
  • ранее учтенный. Для участков, права на которые оформлялись до появления кадастра;
  • архивный, когда истек определенный законодательством срок.

Какие бывают статусы земельных участков

Законодатель предусматривает, что каждый земельный надел обладает своим правовым положением. Такой параметр необходим для первичного определения его правового состояния, возможностей, которые можно осуществить по отношению к наделу.

Всего существует несколько вариантов:

  • временный;
  • учтённый;
  • ранее учтённый;
  • архивный;
  • аннулированный.

Каждый вариант имеет свои правовые особенности. Например, учтённый участок можно без проблем продать или реализовать любым способом. То, что такой участок учтен, означает, что он оформлен должным образом, имеет собственника, а все его характеристики определены и отражены в документах должным образом.

Временные наделы, в свою очередь, предполагают, что в их отношении не имеется достаточно сведений, но они стоят на кадастровом учёте до определённого момента.

Как узнать статус надела

Уточнить правовое состояние участка можно благодаря публичной кадастровой карте.

О том, что означает временный статус на публичной кадастровой карте, несложно узнать на официальном портале . Здесь содержится вся информация о наделах. Кроме того, на этом портале существует специальный сервис «».

Узнайте подробнее, как осуществляется кадастровый учет земельных участков.

Раздел временного земельного участка

Раздел земельного надела, который имеет статус временного, фактически будет невозможен. Собственник должен будет сначала провести кадастровые мероприятия, осуществить его межевание и уточнить границы, после чего поставить на учёт.
Постановка на учёт возможна одновременно с разделом. Так, после межевания и получения соответствующих документов, подаётся заявление в Росреестр и надел разделяется на два и более участка, если имеется такая техническая и правовая возможность.

При разделе стоит помнить о том, что в каждом муниципальном образовании устанавливается свой минимальный размер участка, который может быть выделен отдельно и которому присваивается свой адрес.

Влияние статуса

Статус, указанный в Госкадастре, определяет правомерность осуществления на данной территории какой-либо деятельности и возможность возведения на ней построек.

Так, например, с особой осторожностью нужно приобретать земли с временным удостоверенным статусом, поскольку они принадлежат государству и в любой момент могут понадобиться ему для государственных нужд:

  • установки трубопроводов,
  • создания дорог;
  • административного строительства.

Когда надел получает данный статус?


Это происходит в нескольких случаях:

  1. Надел во владение передан, но права собственности на него находится в процессе оформления.
  2. Земельная территория передана государством или муниципалитетом на непостоянное пользование, либо в аренду.
  3. Собственник отказался проводить обязательную процедуру межевания территории для установки её границ.
  4. Новый участок образовался в процессе раздела земельной территории, на которую оформлено право собственности.
  5. Границы территории, зарегистрированной как собственность, были изменены.
  6. Земельная зона переходит от одного владельца к другому и происходит переоформление документов на нового собственника (статья 72 Федерального закона о. 13.07.2015 N218-Ф3 (ред. от 02.08.2019)).

Внимание! Землю с временным статусом нельзя делить, что зафиксировано в статье 72 Федерального закона о. 13.07.2015 N218-Ф3 (ред. от 02.08.2019).

Понятие временного статуса

Временный статус земельного участка – это положение, при котором территория уже стоит на учете в государственном кадастре, но еще не прошла процедуру регистрации права собственности на нее или аренды.

Согласно нормам временный характер участков, поставленных на учет до 1 января 2017-го года, сохраняется до момента регистрации права на объект, находящийся в государственной/муниципальной собственности. Главное условие – процедура должна завершиться не позднее 1 марта 2022-го года.

Если до 1.03.22 регистрация не будет завершена, надел получит статус «аннулированного».

В соответствии с изменениями в законодательстве относительно территорий, приобретенных после начала 2017-го года, временный статус им больше не присвоят. Земли будут ставиться на учет и регистрироваться одновременно.

Информация и новости


С 1 января 2021 года кадастровый учет и регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется по новым правилам. Существовавшие ранее информационные ресурсы – государственный кадастр недвижимости (ГКН) и Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) объединились в новый информационный ресурс – Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Статус “временный удостоверенный”

Если в Госкадастре участку присвоен статус “временный удостоверенный”, это значит, что территория находится в государственной или муниципальной собственности, но сдана во временное пользование или в аренду.

Следовательно, лицо имеет право пользоваться наделом, но в любой момент участок может понадобиться для каких-либо общественных нужд и его придется вернуть. После этого органы государственной власти или местного самоуправления могут выставить надел на продажу.

Как зарегистрировать право собственности на земельный участок

Снять временный статус с участка земли можно при регистрации на него права собственности. Лицо, в чьем владении находится участок, должно располагать документами, которые подтверждают его право собственности. Таким документом является, например, свидетельство о праве собственности. Именно на основании данных документов лицо имеет право распоряжаться участком по своему усмотрению в рамках закона. Регистрация объектов недвижимости осуществляется в Росреестре.

Для решения тех или иных правовых вопросов соберите все необходимые документы и направьте их в Росреестр или же в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Для получения свидетельства, подтверждающего ваше право собственности, представьте следующие документы:

  • Ваш паспорт;
  • Кадастровый план участка;
  • Заявление;
  • Документ, являющийся подтверждением вашего права на участок;
  • Квитанцию об оплате государственной пошлины.

Свидетельство, подтверждающее право собственности, содержит следующие сведения:

  • категорию земли;
  • предназначение участка и его допустимое использование;
  • правовой статус участка.

Когда право собственности будет зарегистрировано, статус участка, указанный в свидетельстве, будет о, а не «временный».

На лице, которое владеет участком, лежит обязанность по соблюдению при использовании земли отмеченных в свидетельстве характеристик участка, недопущению нарушений в данной сфере.

Кадастровые сведения временного характера

Сведения о земельном участке носят временный характер с момента постановления его на учет и до регистрации. Если в течение двух лет права на такую территорию так и не будут зарегистрированы, то ее снимут с кадастрового учета.

Таким образом, земля становится объектом недвижимости не с момента постановки ее на учет, а со дня государственной регистрации.

Этот промежуточный этап можно назвать периодом перехода объекта от одного собственника к другому.

Временный кадастровый учет земельного участка подразумевает под собой запрет на аренду или владение территорией, ограничивает полноценное владение ею.

Землельный участок: временный или учтенный

Итак, если ваш участок, образован из государстсвенных земель, скажем, для размещения принадлежащей вам недвижимости, и в течение 2х лет вы не выкупили его или не не зарегистрировали на него право аренды, сведения о нем будут аннулированы. НЕ спасет от этой напасти ни заключенный на неопределенный срок договор аренды, ни даже сам договор купли-продажи участка, если вы поленились или просто не успели в 2х летний период с момента постановки участка на учет зарегистрировать переход права.

Снятие объекта с кадастрового учета

Существует несколько причин, по которым надел могут снять с учета:

  • если в течение пяти лет или до 1 марта 2022-го года в отношении территории не будет произведено никаких действий с целью регистрации права собственности или аренды на нее;
  • по решению суда;
  • по желанию гражданина, который пользуется объектом.

Снять территорию с учета можно при личном обращении в ЕГРН или в МФЦ. Для этого нужно подготовить следующий пакет документов:

  • заявление (заполняется на месте на специальном бланке);
  • паспорт заявителя;
  • документы, подтверждающие право собственности;
  • нотариально заверенная доверенность, если соискатель действует через представителя;
  • документы о наличии или отсутствии обременений;
  • согласие каждого из участников, если земля находится в долевом владении.

Для того чтобы снова поставить надел на учет после снятия, придется подавать новое заявление в ЕГРН, поскольку старые данные будут из него удалены. При повторной постановке на учет участок получит новый кадастровый номер.

Ознакомьтесь со всеми деталями того, как проходит снятие земельного участка с кадастрового учета в 2021 году.

Правовое регулирование

Правовое регулирование определения и изменения статуса земельного надела производится на основании действующего законодательства. Так, в первую очередь стоит обратить внимание на Федеральный закон № 221-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О кадастровой деятельности», который устанавливает положение, согласно которому участки будут считаться временными до 1 марта 2022 года. Именно до этого момента нужно будет определиться с их постановкой на учёт.

Сам же процесс регистрации регулируется Федеральным законом № 218-ФЗ от 13 июля 2015 г. «О государственной регистрации недвижимости».

Ссылка на документ:

Ссылка на документ:

В чем опасность временного статуса

Как отмечалось ранее, временные земельные участки не вполне принадлежат лицу, которое ими пользуется. Согласно новым правилам, оно может до 2022-го года оформить свое право собственности или аренды. Если этого не сделать, все права на данную территорию будут утеряны.

В этом случае собственнику заранее (за полгода) должно прийти уведомлении об аннулировании регистрации. Однако специалисты рекомендуют все же уточнить статус своего участка и при необходимости выполнить с ним регистрационные действия.

Можно ли снять с учета земельный участок со статусом временный?

При наличии временного статуса земли, владелец или потенциальный покупатель не может считаться полноправным хозяином. Его действия ограничены законом. Он владеет данным земельным наделом только условно.

Поэтому, если не оформить все бумаги за положенный отрезок времени, статус является просроченным и снимается с кадастрового учета сам по себе. Но и при желании отказаться от земли, хозяину никто этого запретить не может. Он просто изымает весь пакет документов либо пишет отказ.

Кто может снять земельный участок с кадастрового учета со статусом временный?

Федеральным законом обусловлены действия при снятии или регистрации земли с кадастрового учета. При условии, что объект ранее был закреплен за одним или несколькими владельцами они должны явиться в государственный орган и подать определенный пакет документов, который будет подтверждать на основании чего должна произойти такая процедура.

Если владельцы земли не могут прийти к единогласному мнению, то можно подать иск в суд, в который также подаются документы, аргументы и факты с обеих сторон. Процедура как в первом, так и во втором случае не вызовет сложностей, если в наличии есть все документы.

Раздел земельного участка со статусом временный

Чтобы осуществить раздел объекта необходимо собрать все надлежащие документы. К ним относятся:

  • написанное собственноручно заявление, в котором будут указаны причины раздела и просьба это сделать;
  • документ, который подтверждает право собственности именно этим человеком. Он должен носить правовой характер;
  • так как многие владельцы для таких мероприятий нанимают специалистов, то вашему представителю необходимо иметь при себе дарственную, паспорт — свой и владельца, акты о покупке земельного участка, заявление о возможности представлять интересы владельца недвижимостью.

Данный пакет подается в кадастровую палату, которая и будет осуществлять всю процедуру.

Купля-продажа земель с временным статусом

На практике провести гражданско-правовую процедуру купли-продажи можно, если у продавца есть соответствующий правоустанавливающий акт. Однако без регистрации, особенно если участок еще имеет статус удостоверенного, он не может выступать предметом гражданского оборота. В таком случае возникнут определенные сложности при постановке надела на учет новым владельцем.

Выводы

Статус, указанный в кадастре, может многое сообщить о территории. Пометка “временный” означает, что надел поставлен на учет, но пока не зарегистрирован владельцем. Если пропустить сроки, установленные законодательством, статус изменится на «аннулированный». Особенно опасно, если земля считается временной удостоверенной. Тогда ее в любой момент может затребовать государство или местные органы власти для общественных нужд. В связи с этим важно вовремя провести регистрационные действия, чтобы закрепить за собой недвижимость.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]