Использование земельного участка: разрешенные виды


Что обозначает целевое назначения участка?

Целевое назначение участка – это более узкое и прикладное понятие, которое расшифровывает и конкретизирует определенную категорией разрешенную деятельность. То есть, если некий участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, то его целевым назначением может быть и садоводство, и выращивание различных культур, и разведение рыбы или животных.

Какие существуют виды ЗУ?

Какие же бывают виды назначений земельных участков? Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, вся территория государства подразделяется на:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

Рассмотрим основные различия между категориями и их целевыми назначениями.

  1. Земли сельхозназначения – одна из наиболее обширных категорий, охватывающая все территории с плодородными почвами, заниматься разными видами сельского хозяйства на которых могут физические и юридические лица, государственные, коммерческие и некоммерческие организации.
  2. Земли населенных пунктов – все площади в административных границах населенных пунктов, которые в свою очередь зонируются местными органами власти по назначению (жилые, производственные, рекреационные и прочие).
  3. Земли промышленности и специального назначения – наиболее разносторонняя категория, объединяющая территории, на которых разрешена индустриальная и прочая деятельность с высокими техногенными рисками.
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов – категория объединяет:
      Земли особо охраняемых природных территорий – здесь категорически запрещается выделять дачные и садоводческие участки, прокладывать дороги и линии коммуникаций, размещать любые промышленные, хозяйственные или жилые объекты, не связанные с заповедниками, парками и другими объектами территории.
  5. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов – участки, обладающие природными данными для лечения и профилактического оздоровления граждан, источниками минеральных вод и подобными условиями. На таких территориях устанавливаются округа санитарной охраны.
  6. Земли природоохранного назначения – площади, занятые под защитные леса и водоохранные объекты. Хозяйственная деятельность на этих территориях допустима, но ограничена режимом охраны земель.
  7. Земли рекреационного назначения – в эту подкатегорию объединены земли, занятые объектами туризма, спорта, активного отдыха. Запрещена любая иная хозяйственная деятельность.
  8. Земли историко-культурного назначения – места размещения памятников истории и культуры России и ее народов, места традиционных промыслов, земли под военными и гражданскими кладбищами. Изменение целевого назначения этих земель запрещено.
  9. Особо ценные земли – территории, где расположены уникальные природные и иные объекты, представляющие научную или историко-культурную ценность.
  10. Земли водного фонда – площади, покрытые водой или занятые гидротехническими сооружениями. Земельные участки на этих территориях не выделяются, для строительства искусственных водоемов могут резервироваться дополнительные площади.
  11. Земли лесного фонда – все территории, покрытые лесом, и места, где его планируется восстановить, а также сопутствующие объекты (просеки, дороги и т.д.).
  12. Земли запаса – пока не распределенные и не востребованные земельные площади с неопределенным целевым назначением. Находятся в муниципальной или государственной собственности и для использования должны быть переведены в соответствующую категорию.

К видам разрешенного использования земельного участка применяется цифровое кодирование. Подробнее о коде категории земель, о том, в каких случаях и где указывается, а также как правильно расшифровывается, читайте здесь.

Порядок изменения целевого функционального назначения

Правом на изменение целевого назначения обладает собственник нежилого помещения, а также арендатор по предварительному согласию с ним. Чтобы узнать, как изменить целевое назначение нежилого помещения, важно изучить пошаговый алгоритм действий. Изменения можно внести двумя способами:

  1. Путём перевода в жилое помещение (в соответствии с гл. 3 ЖК РФ).
  2. Путём смены рода деятельности, для которых оно предназначалось.

Процедура эта довольно сложная и состоит из целого ряда этапов:

  1. Подготовка проекта и его утверждение всеми надзорными службами (СЭС, Водоканал, МЧС и др.).
  2. Сбор документов и предоставление их в местные органы управления.
  3. Проведение строительных и иных работ в соответствии с утвержденным проектом и сдача здания в эксплуатацию.
  4. Оформление технического паспорта в БТИ.
  5. Получение нового кадастрового паспорта и регистрация свидетельства о праве собственности в единой базе ЕГРН.

В какие органы следует обращаться?

Чтобы определить, от каких органов потребуется получение разрешительных документов, нужно выяснить, для чего использовался объект.

Любой вид деятельности предполагает соответствие пожарным и санитарно-эпидемиологическим нормам. Потому заявителю необходимо согласовать свои намерения с районным управлением пожарной инспекции и Роспотребнадзором.

Собственнику потребуется обращение в БТИ для получения планов помещений, находящихся выше и ниже рассматриваемого объекта. Итогом будет получение акта согласования, подписанного представителями всех инстанций, главной из которых будет местная администрация.

Подготовка проекта

До составления проекта необходимо учесть ряд важных моментов:

  • Состояние несущих стен и полов.
  • Исправность проводки.
  • Состояние системы водоснабжения.
  • Возможность перепланировки в выбранном здании.

После предварительного обследования можно приступать к составлению проекта, в который могут быть включены дополнительные параметры:

  • Вентиляционная система.
  • Оформление фасада.
  • Систему подачи воды и отопления.
  • Иные конструктивные решения.

Результаты проектных работ следует согласовать со следующими службами в указанном порядке:

  1. Жилищной инспекцией.
  2. Пожарным надзором.
  3. СЭС.
  4. Экспертным бюро.
  5. Отделом архитектуры (если планируется изменить фасад здания).

Список документов

Для перепрофилирования нежилого помещения потребуются следующие документы:

  • Заявление от собственника помещения.
  • Документы, подтверждающие законность владения.
  • Экспликация.
  • Технический план.
  • Проект перепланировки.
  • Справки из БТИ об инвентаризационной стоимости и техническом состоянии.
  • Справка о своевременной оплате коммунальных услуг.

Получение разрешения

Органы самоуправления субъекта РФ изучают представленный пакет бумаг в течение 6 дней и принимают решение об изменении целей его использования. При положительном результате рассмотрения, собственник получает разрешение с неограниченным сроком действия. При наличии нарушений на их устранении дается 10-дневный срок и возможность повторного обращения.

Стоимость процедуры

Расходы будут состоять из нескольких частей:

  • Подготовка проекта.
  • Оплата за услуги жилищной инспекции.
  • Оплата за перепланировку.
  • Госпошлины.

Сумма затрат будет зависеть от региона. Например, стоимость процедуры в Москве и области выразится в следующих суммах:

  • За подготовку технического заключения придется отдать около 25 тыс. руб.
  • Составление проекта здания составит примерно 130 тыс. руб.
  • Услуги БТИ обойдутся в 60 тыс. руб.
  • Архитектурные работы – 30 тыс. руб.
  • Итоговое внесение корректировок составит 45 тыс. руб.

В отдаленных регионах цена может значительно отличаться, и сумма всех затрат составит всего 60-70 тыс. руб.

Сроки исполнения

Обычно подготовка технического заключения занимает 1-2 рабочих дня. Однако понятие сроков в данной процедуре – относительное понятие:

  • Составление архитектурного плана может занять до 14 дней.
  • Подготовка справок из БТИ составит 10-30 дней.
  • На получение кадастрого паспорта с внесенными корректировками уйдет около 30 дней.

Таким образом, если проект сложный, продолжительность работ составить около 2-ух месяцев.

Заключительный этап

Завершающий этап – получение кадастрового паспорта с обновленной планировкой и регистрация нового свидетельства о праве собственности. Кадастровый план помещения может быть изменен на основе технического. При этом сроки внесения поправок варьируются от 3-х до 18 дней и зависят от сложности проводимых работ.

Итак, назначение нежилого помещения играет определяющую роль в возможности его эксплуатации. Владелец может быть привлечен к ответственности за незаконное использование, а потому его основная задача – своевременно внести корректировки, если планируется смена рода деятельности. Процедура эта довольно трудоемкая и требует не только наличия времени, но и финансовых затрат. Однако, действуя по схеме, приведенной в статье, можно избежать проблем в будущем.

Порядок процедуры

В общем случае смена разрешенного пользования землей осуществляется в следующем порядке:

  1. Землепользователь собирает нужные документы и подаёт заявление на имя главы исполнительной власти;
  2. Если заявление составлено корректно, градостроительный и земельный комитеты формируют комиссию;
  3. Комиссия рассылает уведомления о предстоящих слушаниях землепользователям, участки которых находятся в одной зональной территории с участком заявителя;
  4. Проводятся публичные слушания;
  5. По итогам слушаний комиссия принимает решение;
  6. При положительном решении составляется акт о смене ВРИ заявленного участка;
  7. На основании акта вносятся изменения в ЕГРН.

Образец текста заявления можно скачать по этой ссылке. В заявлении должны быть отображены следующие сведения:

  • ФИО и контактные данные землепользователя;
  • Категория земли и адресные ориентиры участка;
  • Текущий и запрашиваемый ВРИ;
  • Причина смены вида землепользования;
  • Перечень прилагаемых документов.

Максимальный срок между рассылкой уведомлений о слушаниях посредством СМИ или почтовых отправлений и принятием комиссией решения устанавливается местным законодательством, но не может превышать 30 дней (п. 7 ст. 39 Градостроительного кодекса).

В ходе публичных слушаний выступает заявитель, аргументируя необходимость смены ВРИ, а заинтересованные лица выражают своё мнение о последствиях изменения землепользования землёй членам комиссии.

Особые мнения и возражения должны быть переданы членам комиссии в письменном виде.

Комиссия при принятии решения руководствуется следующими факторами:

  • Целесообразность изменения ВРИ;
  • Последствия изменения ВРИ для окружающей среды;
  • Правовые и экономические последствия для соседних землепользователей.

Например, если владелец участка для огородничества хочет сменить ВРИ для строительства дома, комиссия может отклонить заявление из-за угрозы затенения соседнего возделываемого участка.

Если комиссия постановляет сменить вид землепользования участка, копия решения направляется всем участникам слушаний. Через 10 дней после вынесения решения составляется акт об изменении ВРИ, копия которого выдаётся заявителю. Заявитель должен обратиться в Росреестр для регистрации изменений в кадастровом реестре, приложив к копии акта следующие бумаги:

  • Копию паспорта;
  • Квитанцию об уплате госпошлины;
  • Заявление на внесение изменений;
  • Кадастровый паспорт на участок.

Новый вид разрешенного землепользования отобразится на кадастровой карте местности в течение 7-10 дней с момента обращения в Росреестр.

При несогласии заявителя с решением комиссии, он может оспорить данное решение в судебном порядке (п. 12 ст. 39 ГрК РФ).

Виды

Виды целевого назначения земельного участка имеют вид:

  • ИЖС;
  • ЛПХ;
  • ДНП;
  • СНТ.

Рассмотрим каждый тип подробней.

ИЖС

ИЖС расшифровывается как персональное жилищное строительство. Таким статусом обладают земельные наделы в пределах какого-либо населенного пункта, которые применяются с целью постройки объектов жилой недвижимости.

Преимущества ИЖС вполне очевидны:

  • можно осуществлять строительство и оформлять строения в право собственности;
  • возможность присвоить адрес дому и зарегистрироваться в нем на постоянной основе;
  • наличие полного перечня правовых возможностей по отношению к наделу, иными словами, его можно продать, подарить и так далее.

Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что надел под ИЖС наиболее оптимален для частного строительства, поскольку для этого он и предназначен

ЛПХ

ЛПХ – одна из форм деятельности граждан, которая направлена исключительно на производство сельскохозяйственных товаров и переработки.

Для возможности попадания земельного надела под ЛПХ, он обязательно должен отвечать таким требованиям:

  • собственник не планирует в дальнейшем получать с него доход;
  • отсутствует наемный штат сотрудников;
  • весь товар изготавливается исключительно с целью личного использования.

Дополнительно необходимо обращать внимание на то, что земля, на которой осуществляется деятельность, представлена либо же куплена с целью ведения ЛПХ и об этом имеется соответствующая отметка

ДНП

ДНП расшифровывается как дачное некоммерческое партнерство. По сути, это тоже что и СНТ, однако есть некоторые особенности.

В ситуации, когда дачное партнерство находится в черте населенного пункта, то по своим параметрам участок практически приравнивается с наделами под персональное жилищное строительство.

Во многом такое случилось из-за введения так называемой “дачной амнистии”. С теоретической точки зрения, участки ДНП не могут быть использованы с целью осуществления жилищного строительства, и обладает своими недостатками.

СНТ

СНТ расшифровывается как садоводческое некоммерческое партнерство, иными словами, объединение садоводов-любителей.

Подобные наделы, в большинстве случаев, расположены за чертой населенного пункта на участках сельскохозяйственного использования.

С противоположной стороны:

  • земля не может быть использована с целью постройки жилых объектов недвижимости;
  • подключение участка к различным коммуникациям осуществляется за счет собственных финансовых средств;
  • вне зависимости от того, какими характеристиками обладает дом, он в любом случае обретет статус “дачный дом”.

К сведению: в случае наличия жилого строения на участке практически нереально совершить с ним какие-либо сделки.

Определение понятий среди таких объектов

Статус свободного

Нежилому объекту может быть придан статус помещения свободного назначения, который позволяет эксплуатировать его в различных сферах деятельности. Такой объект можно перепрофилировать в любое удобное время при необходимости, что существенно экономит время и средства владельца. Чаще всего помещения свободного назначения предназначены для сдачи в аренду, а потому смена целевого назначения происходит гораздо чаще обычного. Их используют под офисы, парикмахерские, магазины.

Помещения свободного назначения, вопреки своему статусу, не могут использоваться для всех сфер деятельности. В некоторых ситуациях потребуются дополнительные разрешения.

Справка. Стоимость объектов свободного пользования значительно выше, чем аналогичных вариантов с указанием конкретного предназначения.

Статус жилого

Изменение целей использования помещения в здании не является поводом для переустройства самого здания. Отсюда и появилось такое понятие как нежилое помещение с назначением жилое. Следовательно, здание может быть нежилым, а расположенное в нём помещение пригодным для жилья.

Таким образом, основная задача собственника – своевременно пройти процедуру внесения корректировок, о которой и поговорим далее.

Основные виды использования земель

Основные виды использования земельного участка – это базовый правовой регламент, или основания, на которые ориентируется деятельность собственника или арендатора при освоении земельного участка.

Они задают главные тенденции, допускающие, исходя из категории земель:

  • возведение капитального строения;
  • организацию дачного участка;
  • организацию личного подсобного хозяйства;
  • коммерческую сельскохозяйственную деятельность;
  • строительный бизнес;
  • иные работы, соответственно полученному разрешению на использование земель.

Выбор основного вида происходит по усмотрению собственника, на основании п.2 ст. 7 ЗК РФ. Если речь идёт о землях населённых пунктов, дополнительно вступают в силу нормы Градостроительного кодекса:

  • п. 1 статьи 9 ГрК РФ;
  • ч.2 и ч.6 статьи 30 ГрК РФ;
  • п. 1, ч.3 статьи 37 ГрК РФ;
  • ч. 4 статьи 37 ГрК РФ.

Основной вид полностью ориентируется на правила освоения территории зонирования, принятые местным муниципалитетом в лице земельного департамента. Если речь идёт о застройке в пределах городской черты – отдела по архитектуре и строительству.

Принимая за норматив использования участка основной вид, его владелец принимает установленные указанными инстанциями локальные распоряжения по освоению принадлежащих ему земель.

Основные показатели – это выраженные в числовом выражении нормы, предусмотренные для использования участка. Они входят в классификатор, утверждённый Приказом Минэкономразвития № 540 от 1.09.14 г.

Здесь каждая категория земель представляет варианты её использования, которые закодированы числовыми символами. При выборе основного вида разрешённого использования землевладелец выбирает подходящий способ организации работ на участке и вносит в документацию указанный шифр.

Например, код жилой застройки – 2.0. Пункт 1 предусматривает строительство малоэтажных зданий. Соответственно, показатель 2.1 – разрешённый вид использования для земель целевого назначения ИЖС.

Как производится перевод земель

Как поменять назначение земли? Несмотря на то, что каждый участок имеет конкретный классификатор, в отдельных случаях заинтересованное лицо или его собственник могут инициировать процедуру смены категории земель. Так, для того, чтобы осуществить данную процедуру, необходимо проделать следующие шаги:

  • Составить заявку в земельный комитет при администрации района, в ведомстве которого находится соответствующий надел, с требованием для совершения данного действия по изменению целевого назначения.
  • Для анализа заявки ведомство берёт регламентные 60–90 дней, в течение которых анализируется принципиальная возможность смены категорий земель, а также нюансы и последствия, возникающие от этого действия.
  • В случае, если на данные земли не стоит федерального запрета или они не обременены какими-либо государственными программами, не представляют собой стратегические земли, то ведомство может дать согласие, и в течение 15 рабочих дней процедура будет завершена.

Важно! На деле, как правило, большинство участков переводятся достаточно долго, так как со стороны районных, региональных или федеральных властей всегда приходят уточнения по плану развития территорий, наличия на данных участках ограничений в виде природоохранных зон и иные обременения, связанные с невозможностью эксплуатации земли в соответствии с желаемым назначением. Таким образом, заинтересованному лицу следует поинтересоваться об успешных случаях завершения данной операции перед тем, как изменить назначение земли

Подводя итог, следует сказать, что самовольное использование земель не по их прямому назначению может иметь очень печальные последствия для их собственника, особенно, если нецелевая деятельность предприятия или физлица затрагивает интересы третьих лиц. Так, для нарушителя, в соответствии с судебной практикой на территории страны, возможно применение штрафных санкций, демонтаж построенных сооружений, невозможность их оформления как недвижимого имущества, а также уголовное делопроизводство, если деятельность данного лица причинила сильный вред окружающим или их имуществу.

Земли поселений

Использование с нарушениями — ответственность

Использование нежилого помещения не по назначению чревато административной ответственностью, а потому как юридически, так и фактически следует придерживаться всех законных предписаний и норм.

Кроме того, ст. 15 ЖК РФ содержит ряд требований, которым должно соответствовать жилое помещение, а, следовательно, при их нарушении проживание в нём запрещено, оно автоматически признается нежилым.

Прямой ответственности за проживание в здании, не отвечающем требованиям закона, на сегодняшний день не предусмотрено. Но существуют штрафные санкции, касающиеся несоблюдения норм СЭС: уровня шума, планировки, занимаемой площади, освещенности и пр.

В денежном выражении простым гражданам грозит штраф 500-1000 руб., должностным лицам и ИП придется заплатить 1000-2000 руб., а юридическим – 10000-20000 руб. Предпринимателям также грозит приостановление деятельности до 90 дней, а юр. лицам на срок до трех месяцев (ст. 6.4. КоАП РФ).

Суть наложения штрафов – не наказание как таковое, а защита жизни и здоровья самих граждан, ведь пребывание в объекте, не соответствующем требованиям, вовсе не безопасно.

Основные типы разрешённого использования земельного надела

В зависимости от целевого назначения земель каждый участок в свою очередь имеет свой вид разрешённого использования с присвоением соответствующего числового кода. Так, градация данных земель выглядит следующим образом:

  • Земли для ведения сельскохозяйственной деятельности – код 1, подразделяется на 18 категорий, в соответствии с которыми на данной земле можно заниматься животноводством, растениеводством, возводить постройки сельхозназначения, проводить различные селекционные и прочие мероприятия в соответствии со статусом земли.
  • Земли поселений – код 2, содержит 7 основных подтипов, а именно– индивидуальная жилая застройка, многоквартирные дома высокой, средней и малой этажности, личное приусадебное хозяйство для организации садоводства в личных целях и т. д.
  • Участки, предполагаемые под размещение общественных зданий и сооружений, код 3, включает 10 подпунктов и предполагает под собой право на размещение объектов коммунального обслуживания, медицинских учреждений, школ, ДОУ, вузов, зданий, предназначенных для соцобеспечения населения и другие подобные объекты.
  • Земли, предназначенные для ведения бизнеса и прочей коммерческой деятельности, имеющие классификатор под номером 4, включающим в себя 10 типов объектов, в частности, предприятия торговли, гостиничного бизнеса, придорожного сервиса, общественного питания и т. д.
  • Участки, отведённые под рекреационные и парковые зоны, предназначенные для размещения подобных, в том числе спортивных сооружений. Записаны в реестр под кодом 5 и содержат в себе 5 пунктов.
  • Земли промышленного назначения для строительства на них заводов, фабрик и объектов их инфраструктуры, подсобных построек, код 6, состоит из 11 типов.
  • Участки для освоения под транспортную инфраструктуру, код 7, включающий 5 категорий.
  • Земли для размещения объектов военного и стратегического значения расположены под шифром 8, состоят из 3 пунктов.
  • Последний шифр среди видов разрешённого использования – 9, включающий 2 подпункта и предполагающий занятие деятельностью по охране природных объектов.

Земельный комитет

Важно! В зависимости расположения участка и его значения на генеральном плане населённого пункта и примыкающим к нему территориям, каждый участок согласно своему кадастровому паспорту имеет один из перечисленных выше шифров. На каждом документе на землю данные качественные показатели должны совпадать, а в противном случае бумаги считаются недействительными

Цели его использования

Цели использования нежилого помещения должны соответствовать виду деятельности, осуществляемой в нём, и могут быть следующими:

  • Коммунально-бытовыми.
  • Медицинскими.
  • Образовательными.
  • Торговыми.
  • Производственными.
  • Складскими.
  • Офисными.
  • Спортивными.
  • Предназначенными для общественного питания.
  • Свободного назначения и др.

ЕГРН включает в себя перечень сведений, представленных в текстовой и графической форме, и состоит из: кадастра недвижимости, реестра прав на недвижимость, реестровых дел, реестра границ, кадастровых карт и книг учета документов (ст. 7 ФЗ №218 от 13.07.2015 г.).Стоит отметить, что в Реестре хранятся не только актуальные данные, но и ранее вносимые сведения об объектах недвижимости.

По функциональной принадлежности существует разделение на:

  • Основные.
  • Обслуживающие.
  • Технические.
  • Коммуникационные.
  • Вспомогательные.

Таким образом, нежилые помещения могут использоваться для самых различных целей, помимо проживания в них.

Документы

К ходатайству прикладываются документы, которые смогут подтвердить подлинность личности заявителя (если речь идет о людях, имеющих статус физического лица) либо подтвердить законность осуществления действий индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом (выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или юридических лиц), выписка из ЕГРН на конкретный участок, в отношении которого должна быть осуществлена процедура.

В том случае, если действующее законодательство предусматривает необходимость проведения специализированной экологической экспертизы в отношении того или иного участка, потребуется также и заключение экспертной комиссии по результатам выполненных работ.

Весь пакет документов проверяется сотрудниками соответствующих органов исполнительной власти на предмет соответствия требованиям действующего законодательства его содержания и лица, подавшего этот пакет.

В случае выявления несоответствия документов или лица, подавшего их, указанным требованиям, все бумаги возвращаются заявителю в срок не более тридцати дней с момента их получения, сопровождаемые мотивированным отказом в принятии с подробным указанием причины отказа.


В течение трех месяцев документы рассматривает Правительство РФ в отношении земель, переданных в его ведение. Два месяца отводятся исполнительным органам в субъектах и муниципалитетах.

По результатам рассмотрения ходатайства выносится соответствующий акт, в котором указывается присвоенная категория или установленный вид разрешенного режима пользования или целевого назначения, дата принятия решения о таком установлении.

Срока окончания действия у такого акта нет, так как следующий может быть принят в любой момент в результате наступления соответствующих оснований.

В течение четырнадцати дней с момента фиксации вынесенного решения путем составления акта последний должен быть направлен заявителю.

Стаж для выхода на пенсию в России по новому закону вы узнаете в нашей статье.

В 2021 году с России будут увеличены пенсии у военных! Подробнее об этом событии узнайте в статье.

В 2021 году произошли некоторые изменения в выплате пособия по безработице. В нашем материале есть вся нужная вам информация.

Формы собственности в отношении земельных участков

Нынешняя редакция Конституции наделила россиян возможностью оформления частной собственности на участки.

Частная земля может принадлежат как гражданину, так и группе лиц, имеющих статус юрлица, товарищества или НКО. Но также определенная часть земель по 9 ст.Конституции сохранилась во владении государства и муниципалитетов (местных властей). Допускается и смешанный вариант.

Вопросам форм собственности на участки посвящена 3 Глава Земельного кодекса. Права частной и публичной собственности на землю содержатся в 17 ст. Гражданского кодекса.

В зависимости от формы собственности в отношении оборота участков действуют разные правила. Узнать какая форма собственности действует в отношении конкретного ЗУ сегодня может каждый желающий. Такая информация доступна на публичной кадастровой карте от Росреестра. Для получения необходимой информации нужно знать кадастровый номер или точный адрес участка.

Можно ли поменять назначение земельного участка?

Назначение земли обусловливается классом, к которому принадлежит участок. Сведения об этом введены в концепцию кадастровых списков, наравне с данными о местоположении, количестве собственников и других характеристиках, внесенных в реестр. На основании этих данных участку присваивается определенная категория назначения.


Назначение сменить можно, для этого есть разные варианты:

Изменение разрешения. Происходит в рамках одной категории. Например, участок имеет назначение «овощеводство», а владелец захотел разводить скот, и ему нужны земли под пастбища. В данном случае меняется разрешение, но сама категория (сельскохозяйственное назначение земли) не меняется.

Основания

Проведение таких мероприятий возможно только по тем основаниям, которые перечислены в действующем законодательстве (статья 14 Федерального закона «О переводе земель…»). В соответствии с положениями этой статьи следует выделить такие основания:

• Определение категории участка в соответствии с данными, содержащимися в базах Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) на основании информации, содержащейся в существовавших ранее кадастровых документах на этот участок;

• Отнесение надела к той или иной категории в соответствии с заявлением его владельца на основании имеющихся у него документов, подтверждающих право собственности на участок, в которых указана категория участка (актуально для внесения сведений в ЕГРН при смене собственника участка, если иных документальных подтверждений присвоенной категории участка нет);

• Перевод земельного надела из одной установленной категории в другую (например, из земель сельхозназначения или земель запаса в земли населенных пунктов);

• В случае выявления фактической ошибки в отнесении тех или иных земельных участков к различным категориям (обнаружено противоречие между государственными реестрами земель лесного фонда и сельхозназначения и ЕГРН – будут использованы сведения, содержащиеся в ЕГРН).

Назначение нежилого помещения — что это такое?

Рассматриваемое понятие не имеет законодательного определения, а лишь обозначается в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ №943 от 16. 12. 2015 г., в котором утвержден порядок ведения ЕГРН.

В документе прописано о четком разделении помещений по своему назначению на жилые и нежилые. Первые могут быть использованы исключительно для проживания, вторые делятся по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования в ЕГРН.

Внимание! Т.к. нежилые помещения имеют различные цели использования, то и требования к ним разные. Это касается санитарных, противопожарных и иных норм. Предъявляемые требования существенно сужают границы использования помещения, что и отражается на его назначении.

Как поменять категорию земли

bloodua/Depositphotos

Согласно законам Российской Федерации, все земли делятся на ряд категорий: населенных пунктов; сельхозназначения; промышленного и социального назначения, а также некоторые другие. Только на земельных участках первых двух категорий закон разрешает строить жилье, и только эти территории имеют все права, чтобы устроить комфортную жизнь.

Вид разрешенного использования (ВРИ) земельного участка под индивидуальное жилищное строительство актуален только для земель населенных пунктов, к примеру коттеджных поселков, где разрешены проживание и регистрация.

Как выбрать и купить участок под строительство?

На землях каких категорий можно строить, а на каких нельзя?

Другими словами, «категория земельного участка» и «вид разрешенного использования земельного участка» дают ответ на вопрос, какие объекты капитального строительства можно в законном порядке построить на этой земле.

Основная сложность — в генплане

Закон нашей страны не предусматривает переход земли из одной категории в другую по желанию собственника. Поменять ее с «сельхозназначения» на «земли, где можно возводить частный дом», не получится. Основанием для такого изменения может стать только новый утвержденный генплан территории. В этом плане администрация района должна предусмотреть такое изменение. Только в этом случае собственник имеет право подать ходатайство в администрацию о смене категории земельного участка.

Рассматривают ходатайство до двух месяцев, а после этого в течение еще пары недель выдается положительное решение или отказ.

Если ответ «да», то владелец участка получает на руки акт, в котором указываются:

  • основания для изменения категории;
  • границы, площадь и кадастровый номер участка;
  • категория, к которой относилась земля, и категория, к которой она будет относиться теперь.

Разрешено ли строительство на землях СНТ?

Три критически важных нюанса при покупке участка под ИЖС

причина отказа в смене категории земли

Вам откажут в смене категории участка, если участок расположен на удалении от черты населенного пункта и в планы администрации не входит развивать и расширять ближайший населенный пункт.

Еще до того, как запускать весь процесс, стоит учесть и другие факторы. Например, в смене категории откажут, если экологическая экспертиза оказалась отрицательной; если целевое назначение земли не соответствует землеустроительным документам; если участок относится к таким категориям, как пастбище, луг или нечто подобное.

Стоимость услуги и налоги

Во-первых, при изменении категории земли поменяется и налог на нее. Но если землю в другой статус не перевели, а на участке сельхозназначения разрешили построить жилой дом, то налоговая ставка останется прежней. Покрытие изменения кадастровой стоимости участка — вот самая затратная часть. И платить за это должен собственник. Сумма может достигать 30% от стоимости земли. На стоимость процедуры повлияют также размер участка, услуги по подготовке документов, создание проекта будущего дома, а если будет необходимо, то и экологическая экспертиза.

Могу ли я перевести свою землю в категорию ИЖС?

Почему поменять категорию земли проще, если рядом кладбище?

Иначе дело обстоит с видами разрешенного использования. Их поменять можно и даже проще, чем несколько лет назад. Если в вашей территориальной части Правил землепользования и застройки (ПЗЗ) вы как собственник участка имеете право изменить ВРИ, тогда просто следуйте инструкции.

Уточните зону вашего участка

Это вы можете сделать на сайте администрации вашей территории (района)

Узнав наименование зоны земли, важно уточнить ее расшифровку и весь список допустимых видов разрешенного использования


1. Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:

1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. 2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. 3. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. 4. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. 5. Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами. 6. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39настоящего Кодекса. 7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в суде решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства либо об отказе в предоставлении такого разрешения. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя: 1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь; 2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 3) предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений; 4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка; 5) иные показатели. 2. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1настоящей статьи размеры и параметры, их сочетания. 3. В пределах территориальных зон могут устанавливаться подзоны с одинаковыми видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, но с различными предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства и сочетаниями таких размеров и параметров. Порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства 1. Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее — разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. 2. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. 3. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. 4. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования. 5. Участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний. 6. Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». 7. Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца. 8. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации. 9. На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет». 10. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. 11. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства включен в градостроительный регламент в установленном для внесения изменений в правила землепользования и застройки порядке после проведения публичных слушаний по инициативе физического или юридического лица, заинтересованного в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования, решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования такому лицу принимается без проведения публичных слушаний. 12. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 1. Правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. 2. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. 3. Заинтересованное в получении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства лицо направляет в комиссию заявление о предоставлении такого разрешения. 4. Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения. 5. На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет указанные рекомендации главе местной администрации. 6. Глава местной администрации в течение семи дней со дня поступления указанных в части 5 настоящей статьи рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения. 7. Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]