Подсудность споров арбитражному суду. Понятие и виды


Подсудность дела в арбитражном процессе

Подсудность арбитражного суда входит в понятие его компетенции, имеет важное значение. Подведомственность позволяет установить круг дел, которые законом отнесены к рассмотрению, разрешению АС. Подсудность распределяет дела по различным звеньям арбитражной судебной системы. Закон устанавливает разные виды подсудности, первоначальная классификация связана с определением родового и территориального признака этого правового явления, изменения в существующий алгоритм распределения споров допускаются через решения законодателей.

Какие дела подведомственны арбитражным судам?

Подведомственность дел арбитражным судам определяется ст. 22 АПК РФ через их компетенцию в сфере осуществления правосудия.

Данная статья базируется на положениях ст. 127 Конституции РФ и ст. 4 и 5 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в РФ», в соответствии с которыми к ведению арбитражных судов относится рассмотрение экономических споров и иных дел в сфере экономической и иной предпринимательской деятельности. Тем самым разграничивается компетенция арбитражных судов и других органов, в том числе судов общей юрисдикции.

В ст. 22 АПК РФ определен субъектный состав участников правоотношений,

из которых может возникнуть спор, подведомственный арбитражному суду. Это, прежде всего, юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющие статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.

При этом АПК РФ исходит из понятия юридического лица, определяемого в ст. 48 и других статьях ГК РФ, и рассматривает в качестве субъектов правоотношений, могущих повлечь подведомственный арбитражному суду спор, как коммерческие, так и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ). Гражданин как участник спора, подведомственного арбитражному суду, признается таковым при наличии условий, предусмотренных ст. 23 ГК РФ. Такими условиями являются осуществление гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица и государственная регистрация этого гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

Арбитражному суду также подведомственны дела по экономическим спорам между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между субъектами РФ (п. 2 ч. 1 ст. 22 АПК РФ).

В случаях, установленных АПК РФ и другими федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (например, об обжаловании отказа в государственной регистрации).

Арбитражный суд рассматривает подведомственные ему дела с участием организаций и граждан РФ, а также иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Одним из критериев отнесения дел к подведомственности арбитражному суду является характер правоотношений, который определен в ст. 22 АПК РФ. Арбитражному суду, в частности, подведомственны экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений. Экономические споры, возникающие из гражданских правоотношений, представляют собой наиболее характерную и самую распространенную категорию дел, рассматриваемых арбитражным судом. Кроме того, арбитражному суду подведомственны экономические споры, возникающие из административных правоотношений, то есть отношений, основанных на административном или ином властном подчинении одной стороны другой.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры (ч. 2 ст. 22 АПК РФ):

  • о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами;
  • об изменении условий или о расторжении договоров;
  • о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств;
  • о признании права собственности;
  • об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;
  • о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;
  • о возмещении убытков;
  • о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан:
  • о защите чести, достоинства и деловой репутации;
  • о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном (безакцептном) порядке;
  • об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;
  • о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания;
  • о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Арбитражный суд рассматривает и иные дела, в том числе (ч. 3 ст. 22 АПК РФ):

  • об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (далее — об установлении фактов, имеющих юридическое значение);
  • о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. Указанный перечь не является исчерпывающим, так как федеральными законами могут быть отнесены к подведомственности арбитражного суда и другие дела.

Правила и виды подсудности

Виды подсудности разграничивают юрисдикцию АС РФ. Это необходимо для того чтобы правильно установить судебную инстанцию, уполномоченную рассматривать спорные правоотношения.

Родовая подсудность служит критерием разграничения споров между АС, принадлежащим к различному уровню. Существует общий стандарт, согласно которому дела с подведомственностью АС, разрешаются соответствующим органом субъектов РФ. Исключения из общего стандарта рассмотрения составляют споры, которые должен рассматривать АС высшего уровня и судебные инстанции федеральных округов.

Что относится к родовой подсудности

Понятие подсудности по родовому признаку устанавливает для заинтересованных лиц уровень суда, который рассматривает конкретное дело. Существует общее правило рассмотрения дел судом в качестве первой инстанции. Такими судами выступают суды;

  • республик;
  • краев;
  • областей;
  • городов, относящихся к федеральному значению;
  • суды округов, имеющих автономию.

Список понятен, но исключения составляют ситуации, когда рассмотрение споров относится к полномочиям судов высшего уровня по ст. 34 АПК.

Комментарий к ст. 34 АПК РФ

1. В отличие от института подведомственности, необходимого для определения компетентного юрисдикционного органа по разрешению того или иного юридического дела, институт подсудности разграничивает подведомственные арбитражным судам дела между различными звеньями единой системы арбитражных судов. Иными словами, по правилам подсудности, среди всех арбитражных судов РФ определяется конкретный арбитражный суд, обладающий компетенцией по разрешению дел в качестве суда первой инстанции. Для арбитражного процесса характерны два вида подсудности — родовая и территориальная.

В ст. 34 АПК сформулированы правила родовой подсудности дел, подведомственных арбитражным судам. По правилам родовой подсудности определяется, какого уровня арбитражный суд вправе рассматривать то или иное дело. Так как критерием родовой подсудности является род (категория) дела, то она и получила название родовой подсудности. Именно родовая подсудность позволяет разграничить подведомственные арбитражному суду дела в зависимости от их рода между арбитражными судами различных уровней, звеньев в системе арбитражных судов.

По общему правилу родовой подсудности, сформулированному в ч. 1 ст. 34 АПК, дела, подведомственные арбитражному суду, рассматриваются по первой инстанции арбитражными судами субъектов РФ. Арбитражные суды субъектов — это основное звено в судебно-арбитражной системе, поскольку суды этого уровня вправе рассматривать по первой инстанции практически все категории дел, подведомственных арбитражному суду, за исключением дел, отнесенных к подсудности ВАС РФ.

В соответствии со ст. 3 ФКЗ об арбитражных судах в РФ арбитражные суды субъектов РФ — это арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. По содержанию и объему компетенции все арбитражные суды субъектов РФ равны между собой.

Исключением из правила, сформулированного в ч. 1 ст. 34 АПК, является отнесение некоторых категорий дел к подсудности ВАС РФ (см. комментарий к ч. 2 ст. 34 АПК) и к подсудности федеральных арбитражных судов округов (см. комментарий к ч. 3 ст. 34 АПК).

Критерием разграничения родовой подсудности является род дел, что предполагает особый предмет спора и (или) особый субъектный состав спора.

Исходя из общего правила родовой подсудности, можно сделать вывод, что только арбитражные апелляционные суды не обладают полномочиями судов первой инстанции, их назначение состоит исключительно в проверке в апелляционном порядке судебных актов, принятых арбитражными судами субъектов РФ, а следовательно, правила подсудности на них не распространяются.

2. В ч. 2 ст. 34 АПК определена компетенция ВАС РФ по рассмотрению подведомственных арбитражному суду дел по первой инстанции. К его подсудности отнесены категории дел, прямо обозначенные в данной норме. Круг данных дел ограничен тремя категориями дел и расширительному толкованию не подлежит. Это означает, что все другие подведомственные арбитражному суду дела, независимо от предмета спора или субъектного состава, рассматриваются арбитражными судами субъектов РФ.

Статья 29 АПК относит к компетенции арбитражных судов дела об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. В зависимости от уровня органа власти, издавшего оспариваемый правовой акт, определяется его подсудность. ВАС РФ подсудны лишь дела об оспаривании правовых актов высших органов власти РФ, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При оспаривании нормативного правового акта ВАС РФ компетентен разрешать такой спор, если оспариваемый акт принят Президентом РФ, Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ, Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти. Все остальные дела об оспаривании нормативных актов, подведомственные арбитражным судам, подсудны арбитражным судам субъектов РФ.

При оспаривании ненормативного правового акта ВАС РФ компетентен разрешать такое дело, если оспариваемый акт принят Президентом РФ, Государственной Думой РФ, Советом Федерации РФ, Правительством РФ и Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов иных органов власти подсудны арбитражным судам субъектов РФ.

Статья 124 ГК допускает участие в качестве субъектов гражданского оборота властных образований: РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. В соответствии со ст. 125 ГК от имени РФ и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно ст. 27 АПК арбитражным судам подведомственны, в частности, экономические споры между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

ВАС РФ подсудны лишь экономические споры между РФ и субъектами РФ и споры между субъектами РФ. К данной категории споров можно отнести, например, споры, связанные с разграничением права государственной собственности на недвижимое и иное имущество, либо дела об оспаривании правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, нарушающих права и интересы РФ, связанные с осуществлением ею правомочий собственника .

———————————

См., например: Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2005 N 10163/05, Постановление Президиума ВАС РФ от 22.11.2005 N 10165/05.

Экономические споры с участием муниципальных образований независимо от участия в них РФ и (или) субъектов РФ подсудны арбитражным судам субъектов РФ в соответствии с правилами ст. ст. 35, 36, 37, 38 АПК. Так, например, споры между РФ и городом федерального значения Москвой о правах на недвижимое имущество, которое при разграничении государственной собственности передавалось городу Москве в муниципальную собственность, подлежат рассмотрению арбитражным судом в соответствии с подсудностью, установленной ч. 1 ст. 38 АПК. Данные споры, являясь по существу спорами по поводу объектов муниципальной собственности, не могут быть отнесены к категории дел, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 34 АПК. Аналогичным образом определяется подсудность указанных споров с участием РФ и города федерального значения Санкт-Петербурга.

Следует также иметь в виду, что если недвижимое имущество, о правах на которое возник спор между указанными публично-правовыми образованиями, закреплено на вещном праве за иными лицами или находится в их фактическом владении, спор о правах на такое имущество на основании ч. 1 ст. 38 АПК подлежит рассмотрению арбитражным судом субъекта РФ (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество»).

3. Согласно ч. 3 ст. 34 АПК единственной категорией дел, рассматриваемой федеральными арбитражными судами округов в качестве судов первой инстанции, являются дела о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Комментируемая норма вытекает из положений ст. 3 ФЗ от 30.04.2010 N 69-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Из анализа ч. 3 ст. 34 АПК можно сделать вывод о том, что компетентным судом при рассмотрении указанной категории дел будет тот федеральный арбитражный суд округа, на юрисдикционной территории которого находится арбитражный суд, который рассматривал соответствующее дело, или орган, организация, должностное лицо, на которые возложена обязанность по исполнению соответствующего судебного акта.

При этом законодателем не указано, в какой суд следует подавать заявление о компенсации, если заинтересованное лицо считает, что при рассмотрении дела федеральным арбитражным судом округа или ВАС РФ нарушено его право на судопроизводство в разумный срок. При определении компетентного в данном случае суда следует, на наш взгляд, исходить из положений ч. 4 ст. 4 ФЗ от 30.04.2010 N 69-ФЗ, согласно которой требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок может быть изложено в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора (аналогичная норма содержится и в абз. 2 ч. 2 ст. 292 АПК РФ). Таким образом, в указанных случаях заинтересованные лица могут подать требование о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок вместе с заявлением о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Президиум ВАС РФ.

Что понимают под альтернативной подсудностью

Альтернативная подсудность позволяет заинтересованному лицу выбрать судебную инстанцию по территориальности для рассмотрения спора. Но для выбора должны быть сопутствующие условия. Истец вправе выбрать суд, куда подается иск. И АС не вправе ему отказать вправе на защиту имущественных интересов, не принимать от него заявление.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: примечательна ст. 39 АПК, по которой суд вправе передать рассмотрение дела в другой суд, если при судебном разбирательстве вскроется иная подсудность. В АС, куда передается дело, не вправе отказать в его рассмотрении. Норма права не конкретизирует обязан ли суд, первоначально рассматривающий спорное дело, передавать его на рассмотрение в иную судебную инстанцию.

Порядок альтернативной подсудности устанавливает: для рассмотрения дела по выбору истца необходимо наличие сопутствующих условий. Общим стандартом подсудности установлено, что споры в арбитражном суде рассматриваются по местонахождению ответчика, как по фактическому, так и по официальному.

Альтернативный тип подсудности говорит о том, что спор подается в любой из территориальных судов при наличии обстоятельств:

  • на момент подачи иска местонахождение должника неизвестно для второй стороны;
  • иск подается в отношении компании, чьи филиалы или представительства располагаются за пределами основного офиса;
  • ранее сторонами спорного правоотношения был оформлен договор, по которому указано место исполнения взаимных обязательств;
  • иск ориентирован в сторону нескольких ответчиков, их местонахождение не подпадает под правила территориальной подсудности;
  • ответчиком по спорному делу выступает представитель иностранного государства, на территории РФ у него есть имущество;
  • спор затрагивает компенсацию убытков, которые были понесены в результате морской аварии, возмещения денежных средств за проведение спасательной операции на воде.

Истец вправе выбрать территориальный суд, который ему более удобен. Если он не знает, где находится вторая сторона, должник на момент подачи искового заявления, истец вправе обратиться за защитой нарушенного законного права по месту нахождения имущества, либо последнему месту проживания виновной стороны. АС РФ не может отказать заинтересованному лицу, подающему заявления в таком алгоритме, но при условии, что документ составлен по правилам ст. 125 АПК, к иску приложена квитанция, доказывающая оплату госпошлины.

Эксперт сайта

Фасаховва Елена Александровна

Член Комитета Государственной думы РФ по небанковским кредитным организациям. Занимается процедурой банкротства с 2015 года.

Задать вопрос

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если заявление подается против обособленного подразделения фирмы, заинтересованное лицо может выбрать АС по месту его нахождения, либо по месту регистрации основного офиса. Истец имеет право составить одно заявление и выбрать суд, но только один. Если выбрано одновременно два суда, то рассматривать иск будет та инстанция, куда подан первый иск. В этой ситуации истец теряет право на выбор, так как допустил оплошность, и суд уже принял его дело к рассмотрению. Поэтому необходимо быть особенно внимательными к требованиям, предусмотренным законами к алгоритму подачи иска в порядке альтернативной подсудности.

Если в содержании иска написано, что виновная сторона не исполнила положения договора, а также указано, где в этой ситуации будет рассматриваться спор, истец подает иск по месту нахождения ответчика, либо в суд, по месту нахождения которого должны быть исполнены обязательства.

Статьи:


Понятие и виды международного коммерческого арбитража


Подача встречного иска в арбитражном процессе

Проблемы при определении арбитражной подсудности споров

Некоторая расплывчатость правовых норм в определении подсудности дает основания стороне спорного отношения подать иск в «удобный» АС РФ, надеясь на принятие решения в свою пользу. В ряде случаев была отмечена некоторая путаница между судами в отношении передачи дел друг другу. Так как нормы АПК не помогают в некоторых ситуациях, связанных с рассмотрением подобных дел, в расчет юристами принимается судебная практика. В противном случае стороны рискуют тем, что дело затянется на долгое время, либо спорный вопросу будет некачественно рассмотрен.

Судебная практика и анализ схожих по своему составу дел, поможет сориентировать исковое заявление в необходимую инстанцию, как по предмету, так и по соблюдению территориального признака. Оптимально, если при заключении договорных отношений, партнеры указывали, где будет рассмотрен возможный между ними спор.

Как написать заявление об обеспечении иска в арбитражный суд читайте здесь.

Нарушение подсудности арбитражного суда. Последствия подобного нарушения

В случаях, когда дело подается на рассмотрение в арбитражный суд, полномочия которого не допускают разрешения спора подобного типа, оно возвращается стороне-истцу с указанием несоответствия подсудности.

При этом сторона-истец не вправе требовать от конкретного, не уполномоченного суда принятия иска.

Если же несоответствие полномочий арбитражного суда подсудности дела открылось уже после принятия на рассмотрение иска или в ходе судопроизводства, то конкретный арбитражный суд обязан передать спор на разрешение тому арбитражному суду, у которого есть все полномочия на рассмотрение спора в пределах своей компетенции. При этом уполномоченный суд не вправе отказаться от принятия на рассмотрение спора от другого арбитражного суда, поскольку это не предусмотрено российским законодательством.

Автор статьи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]