Когда закончено долгожданное строительство долгожданного домика, собственнику обязательно необходимо пройти определенную процедуру регистрации своего строения. Сколько же стоит оформить в 2021 году в собственность дом, построенный собственником на своей земле. Такая процедура должна проходить согласно требованиям, предусмотренным в статье 25.3 Федер. зак. № 122. Такой закон регулирует регистрируемые права на возводимые объекты и все совершаемые переходы прав собственности по этим объектам.
Грамотно оформленное право собственности на воздвигнутый объект заметно повышает его ликвидность. С оформленными документами собственник без лишней волокиты сможет произвести любые манипуляции со своим домом:
- Продать или подарить кому-либо, изъявившему желание проживать в деревне.
- Оформить в качестве залога для каких-нибудь целей.
- Передать по наследству.
- Сдать в аренду.
- Оформить прописку и проживать в доме.
Так что же подразумевается обычно под объектом «жилой дом»?
Такого чёткого определения, как «жилой дом», на сегодня ни какими пунктами закона не прописано.
В обычном порядке к объекту ИЖС относят строения, которые располагают следующими признаками:
- Расположено строение обособленно от других, имеющихся неподалёку строений.
- У строения отсутствуют смежные стены с другими строениями, которые предназначены для жилья.
- В этом доме проживает только одна семья.
- Строение в высоту размером не более трёх этажей.
Построенному дому на участке ИЖС должен быть присвоен адрес. Для того чтобы в этом доме была возможность проживать круглый год, к нему подводятся различные коммуникации. Только потом члены семьи смогут оформить прописку в жилом доме.
Необходимые действия до начала возведения постройки
Хозяин участка земли имеет право пользоваться и распоряжаться им так, как ему хочется. Но множество различных правил ограничивают права собственника на использование такого имущества. Например, не на каждом земельном участке разрешается выстроить дом для проживания, даже если он и принадлежит собственнику на законных основаниях.
Обязательно убедитесь, что данный участок предназначен для застройки жилыми объектами. Целевое назначение использования земли прописано именно в кадастровом паспорте. Нужно проверить данные о разрешенном использовании земли.
Возможные проблемы при регистрации
На первый взгляд, процедура регистрации прав довольно ординарна, но могут появиться некоторые проблемы:
- К примеру, технический план может быть недействителен лии же быть выполнен с ошибками. Оформлять технические планы на ОКСы могут только кадастровые инженеры, у которых есть необходимые допуски и аттестация. Со списком всех кадастровых инженеров можно ознакомиться на сайте Росреестра. Предлагаем при выборе инженера обращать внимание не только на факт наличия у него допуска к составлению планов, а также на такой принципиальный параметр как количество отказов в регистрации составленных им документов. У нас работают опытные кадастровые инженеры. Обращаясь в «Кадастровое бюро — Недвижимость», вы минимизируете риск того, что Росреестр откажет в регистрации из-за ошибочно составленного плана.
- Затягивание сроков постановки. Сроки постановки ОКС на кадастровый учет прописаны законом. Они могут быть незначительно увеличены при подаче документов через МФЦ, это связано с особенностями межведомственного взаимодействия. В расписке непременно должна быть указана дата, когда выписка из ЕГРН будет готова.
- Неполный пакет документов. Нередко встречаются две ситуации либо на землю не оформлено право владения, и имеет место самовольная постройка, тогда чаще всего приходится обращаться в суд, либо же иногда проблемы носят более серьезный правовой характер, например, на данном земельном участке нельзя строить дом. Как быть в схожих случаях, пояснит юрист.
Законодательная база
В 2021 году правообладание жилой недвижимостью, к которой относятся и здания на участках ИЖС, определяется на основании Закона № 218-ФЗ. Как только ввели такой закон, каждый собственник, который хочет оформить свою постройку официально в личное пользование, должен оформить разрешительную документацию на её возведение.
Отметим главные шаги, которые надо проделать до начала индивидуализации прав на постройку:
- Проверяем, на какие цели можно использовать землю на участке.
- Получаем разрешительные документы на возведение нашего дома.
- Производим строительные работы.
- Сдаём наш домик в эксплуатацию.
- Получаем документы: кадастровый паспорт и технический паспорт на дом.
- И оформляем дом в личное пользование
Оформление постройки в собственность на землях ИЖС
Чтобы стать законным владельцем постройки, возведённой на землях ИЖС, готовим необходимые документы:
- Заполняем заявление по указанной форме.
- Предоставляем свой паспорт.
- Документ, доказывающий, что владельцем участка являетесь именно вы.
- Разрешение на сооружение постройки.
- Подготовленный технический паспорт. Его составляет Бюро технической инвентаризации в течение 14 дней, поэтому его нужно оформлять заранее.
- Кадастровый паспорт на землю.
- Кадастровый паспорт на возведённый жилой дом.
- Документ о присвоении почтового адреса.
- Разрешительный документ на ввод строения в эксплуатацию.
- Документ о внесённой госпошлине.
Заявления на оформление объекта недвижимости в отделениях Росреестра проходят обработку обычно в течение десяти-четырнадцатидневного срока, если они подавались напрямую в Росреестр. Если подача документов производилась через МФЦ, то время ожидания может составить чуть более.
Оформление дома в собственность на участке СНТ или ДНТ
Если постройка была сооружена на участке садового или дачного товарищества, процесс по оформлению права на личную собственность окажется гораздо сложней. Если до 1 марта 2021 года возведённый на таком участке дом можно было зарегистрировать по упрощённой схеме, так как действовала «дачная амнистия», то в настоящее время собственникам таких построек придётся регистрировать свои права на общих основаниях.
Владельцам таких возведённых жилых домов, нужно будет пройти довольно сложным путём, который связан с получением именно разрешительных документов на строительство. В противном случае такой дом будет признан самовольно возведённым.
По упрощённой схеме, после того как установлены права на землю, зарегистрировать строение можно было по 2 документам:
- Документ, устанавливающий право на землю
- Паспорт на строение, который оформляют кадастровые инженеры
*Часто граждан волнует дороговизна услуг кадастровых инженеров, поскольку это напрямую влияет на стоимость оформления в собственность дома, который собственник построил на своей земле. К справке: в Московской области такие услуги стоят 450 руб. за сотку, но не свыше семи тысяч за участок.
Есть надежда, что срок упрощённой регистрации продлится до 1 марта 2021 года. Такой законопроект вынесен на рассмотрение Государственной Думы, поскольку всё ещё большое количество граждан не оформили недвижимость должным образом.
Чтобы зарегистрировать постройку, возведённую на участке СНТ или ДНТ по дачной амнистии, готовим к предоставлению документы:
- Техпаспорт или декларация на дом с указанием характеризующих его параметров.
- Паспорт гражданина, который регистрирует дом.
- Выписку из ЕГРН, которая подтверждает право собственности на земельный участок.
Если участок ещё не принадлежит владельцу постройки, то сначала необходимо оформить землю в собственность.
Пакет документов передаётся в Росреестр. К нему нужно приложить заявление установленного образца, уплатив обязательную госпошлину.
Действия по оформлению прав на постройку проводятся около двух недель, после чего собственник получает выписку из ЕГРН. Данная выписка и есть тот самый заветный документ, по которому именно этот гражданин является собственником данного строения.
С чего начать оформление
Чтоб зарегистрировать построенный в уведомительном порядке дом, для начала нужно получить уведомление о начале работ, далее согласовать его в определенных инстанциях.
Закончив строительные работы, вам нужно будет подать документы на уведомление о соответствии объекта недвижимости (у вас должен быть технический план). Дом проверят на соблюдение градостроительных правил при строительстве.
После проверки дома и документов органы администрации или архитектуры сами передадут данные об объекте в Росреестр, чтобы дом поставили на учет и оформили ваше право владения.
В случае, если дом построен на основании разрешения, но вы его не зарегистрировали по старым правилам, вероятно нужно будет получить уведомление, потому, что Росреестр либо администрация могут отказать в регистрации в связи с изменениями в законодательстве.
Вам необходимо обратиться к кадастровому инженеру для подготовки техплана на постройку. Для такой подготовки вам понадобятся последующие обязательные документы:
- Разрешение на строительство (Уведомление о начале строительства);
- Проект (если он имеется);
- Согласования с инстанциями;
- Уведомление о соответствии объекта.
Только аттестованный кадастровый инженер сможет разработать техплан, а проверить факт его аттестации можно на сайте Росреестра.
Оформление в собственность дома, возведенного без разрешения на строительство
Некоторые «лихие» строители жилых домов после их возведения, бывает, что сталкиваются с проблемами, о которых даже и не задумывались в начале стройки. Разрешение на возведение жилого строения получено не было, а зарегистрировать право собственности обязаны.
Для таких случаев, конечно же, предусмотрены кое-какие нормы Градостроительного кодекса РФ. Сделать законной постройку будет не настолько сложно, насколько много это будет потрачено времени и финансов. Если же и на землю не сделаны застройщиком соответствующие документы, то предварительно стоит оформить земельный участок в собственность.
Есть три пути регистрации права собственности на самовольно построенный дом:
- При помощи судебной инстанции, обратившись в суд.
- Суметь получить числом, предваряющим момент регистрации, разрешение на строительство, а спустя некоторое время ввести дом в эксплуатацию.
- Оформить заявление в комиссию по пресечению самовольного строительства о том, чтобы объект оставили в сохранности. Если члены комиссии решат вопрос положительно, все необходимые разрешительные документы будут вам обязательно подготовлены и выданы.
Зачем регистрировать дом?
Все то время, пока объект капитального строительства не поставлен на кадастровый учет и не зарегистрирован, он не является юридически самостоятельным объектом. Значит, что вы не можете совершать с ним сделки. Если, например, вы решите продать либо же подарить или даже оставить данное имущество в наследство, без процедуры регистрации недвижимости, у вас не получится. В полном объеме правообладетель может распоряжаться домом лишь после того, как данные о нем будут в базе ЕГРН.
Зачем нужна регистрация прав
- Налогообложение недвижимости. Имущественным налогом облагается только официально зарегистрированная недвижимость.
- Защита прав государством. Государство обязано защищать право собственности, но это действует для тех объектов, сведения о которых внесены в ЕГРН.
- Компенсация при чрезвычайной ситуации. Когда дом будет уничтожен в результате чрезвычайных обстоятельств, правообладателю положена компенсация от государства. В случае, если вы проживали в доме, который не поставили на учет, компенсацию получить не будет возможности.
Поставить на кадастр недвижимость и зарегистрировать права собственности, два обязательных действия, после окончания строительства. Выполняются они в один этап.
Сколько стоит оформление права собственности на дом
Как и любая другая процедура, связанная с оформлением чего-либо, регистрация права собственности на дом, возведённый на своей земле, будет стоить каких-то денежных затрат:
- Оформление техпаспорта в БТИ (1200 руб., если необходима срочность, то 2500 руб.).
- Госпошлина за регистрацию дома в ЕГРН (2000 руб.). Нужно помнить, что сначала следует заплатить пошлину, потом сдавать документы, без уплаты их просто не возьмут в работу.
- Услуги юристов, если застройщик решит обратиться к помощи специалистов (около 5000 руб.).
- Госпошлина за регистрацию дома (физ. лицам — 350 руб., юр. лицам — 1000 руб. по требованиям Налогового кодекса Российской Федерации).
Из всего вышесказанного понятно, что заблаговременно продуманные и грамотно проделанные шаги при постройке своего собственного жилого здания помогут быстрее стать его правообладателем на законных правах и сэкономят время и финансовые затраты. Надеемся, что после прочтения статьи процедура регистрации права на дом станет понятной и лёгкой.
Возможен ли отказ
Обстоятельств, по которым Росреестр может отказать в регистрации прав владения на дом, возможно несколько:
- Заявитель не имеет права на регистрацию. Если от вашего имени действует другое лицо, вам требуется оформить на него доверенность.
- Ошибки в документах. Они не являются абсолютным препятствием для регистрации, но процедура будет приостановлена, после исправления ошибок ваши права зарегистрируют. Во избежание временных потерь мы рекомендуем внимательно проверять документы. Также вы можете обратиться к нашим сотрудникам, чтобы исключить риск получения отказа из-за некорректно заполненных документов.
- Ошибки в технических документах. Эта проблема очень распространена, в особенности при регистрации права в долевой собственности на дом. Отказ может последовать и из-за ошибок в техплане, по этой причине нужно ответственно подойти к выбору кадастрового инженера.
В вышеперечисленных случаях вы получаете мотивированный отказ Росреестра вместо выписки из ЕГРН. Перед дальнейшими работами лучше проконсультироваться у специалиста. Как правило, большинство причин отказа можно с легкостью устранить, после этого вы можете подать заявление повторно. Если вы считаете, что сотрудники Росреестра отказали вам неправомерно, есть возможность защитить права в судебном порядке.
Оставить комментарий