Основания для перерасчета, предусмотренные в законе
В соответствии с подпунктами «а» и «г» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05. 2011 № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель обязан:
- предоставить потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства РФ, указанными правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг;
- при наличии оснований, производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
В силу части 4 статьи 157 ЖК РФ в качестве последствия предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, и (или) с нарушением качества предусмотрено изменение размера платы за коммунальные услуги (реализуемое в порядке, установленном Правительством РФ в Правилах № 354).
В свою очередь, в пункте 98 Правил № 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за такую коммунальную услугу подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения от оплаты такой услуги.
Согласно же пункту 150 Правил № 354 исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения.
Вывод
Таким образом, из приведенных норм следует, что необходимость перерасчета размера платы связывается с фактом предоставления некачественных коммунальных услуг.
Проверка достоверности уведомления
На проведение проверки правилами предоставления коммунальных услуг отводится 2 часа, когда нет других обстоятельств непреодолимой силы. После составляют акт, которым или подтверждаются нарушения, либо опровергаются. Количество экземпляров должно совпадать с числом заинтересованных лиц. Когда кто-то отказывается подписать документ, ставят подпись остальные участники и дополнительно два не заинтересованных лица.
При несогласии с выводами, любой из участвующих может инициировать процедуру экспертизы. Расходы понесет исполнитель, если же факты не подтвердятся – потребитель компенсирует ресурсоснабжающей организации понесенные затраты. После экспертизы все участники получают от коммунальной компании ее результаты в течение 3 дней.
Выявление исполнителем факта предоставления некачественных услуг – основание для перерасчета
Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, регламентирован разделом X Правил № 354.
Данный порядок предусматривает в т.ч. и алгоритм действий исполнителя при самостоятельном обнаружении факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.
Так, согласно пунктам 104, 107, подпункту «а» пункта 111 Правил № 354 датой и временем, начиная с которых считается, что коммунальная услуга предоставляется с нарушениями качества, является, в частности:
- дата и время обнаружения исполнителем факта нарушения качества коммунальной услуги всем или части потребителей (указанные исполнителем в журнале учета таких фактов);
- дата и время начала нарушения качества коммунальной услуги, которые были зафиксированы коллективным (общедомовым), общим (квартирным), индивидуальным прибором учета или иным средством измерения, которое предназначено для этих целей и используется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о единстве измерений (если указанные приборы учета и средства измерения способны сохранять зафиксированные сведения).
Соответственно, обязанность исполнителя коммунальных услуг произвести перерасчет платы связывается не только с какими-либо активными действиями (например, с заявлением) потребителя услуг, но и с самостоятельным выявлением факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества.
Такая связь отчасти подтверждается и пунктом 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности».
Из его содержания следует, что при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания.
Вывод
Таким образом, заявительный порядок осуществления перерасчета платы при предоставлении потребителю некачественных услуг является не единственно возможным. Обязанность исполнителя произвести перерасчет платы может быть связана и с иными основаниями (не связанными с заявлением потребителя), в т.ч. и с самостоятельным выявлением исполнителем факта предоставления услуг ненадлежащего качества.
Действия исполнителя
Когда сам исполнитель – компания ЖКХ обнаружила несоответствие, то производятся следующие действия:
- фиксируется факт в специальном журнале – дату, время, причины, если они установлены;
- если причины неизвестны, принимает меры по их выяснению;
- сообщается потребителям об установленных причинах, планируемом периоде времени для устранения;
- после ликвидации несоответствий записывается дата и время, о чём снова выполняется запись в журнале.
Время, указанное исполнителем, является периодом некачественной поставки, если при этом было несоответствие поставляемого ресурса нормативам.
Ненадлежащее предоставление коммунальных услуг: особенности акта-претензии
После того как заявление написано, оно подаётся в организацию, которая оказывает жилищно-коммунальные услуги. Служащий, который её получает, должен проставить свою подпись и текущую дату. Срок рассмотрения заявки составляет один месяц. Если же обращение осталось без ответа, то можно обратиться за помощью в суд для защиты прав потребителя. Вообще, рекомендуется тщательно проверить оформление документа перед его подачей в жилищно-коммунальную организацию.
Рассмотрим некоторые случаи, во время которых возможно составление претензии:
- отключение воды или света выше того, которое было заявлено;
- низкая температура воды в водопроводе или батареях;
- низкое или очень высокое напряжение в электросети.
Нужно иметь в виду, что если нормативы, по которым производится оплата, превышены, то это может означать только нечестность со стороны жилищно-коммунально-хозяйственной организации. Все нарушения со стороны данной компании должны быть учтены в подаваемом документе.
Перерасчет недополученного объема услуг
В счет включены услуги за предоставление в пользование определенного объема ресурса, которые рассчитываются по следующим показателям:
- установленные нормативы потребления;
- количество проживающих в квартире пользователей;
- площадь квартиры;
- время поставки услуги.
В случае недополучения определенного объема услуг потребитель учитывает вышеперечисленные факторы и определяет сумму, на которую подлежит уменьшению общая плата за жилье. Составляется претензия на ненадлежащее оказание услуг ЖКХ с перечислением нарушений и подается в жилинспекцию (про срок ответа на претензию потребителя читайте по ссылке).
Действующие нормативы
Закон о коммунальных услугах устанавливает:
- допустимую продолжительность перерывов в оказании КУ;
- допустимые отклонения от надлежащего качества КУ;
- условия и порядок перерасчета коммунальных платежей за КУ, оказанные с несоблюдением допустимых продолжительности перерывов и отклонений от надлежащего качества.
Требования устанавливаются по следующим КУ (Приложение 1 к Правилам, утверждённым Постановлением 354):
- холодному и горячему водоснабжению;
- водоотведению;
- электроснабжению;
- газоснабжению;
- отоплению;
- вывозу твёрдых коммунальных отходов.
Как заставить уменьшить плату
Если жилищная или ресурсоснабжающая организация самостоятельно не провели перерасчет соответствующих платежей, то потребитель должен составить и подать претензию, в которой он ссылается на возникшие основания. Документ передается организации лично или направляется по почте.
Если коммунальщики никак не отреагировали – потребитель далее за защитой своих прав может обратиться в суд или другие организации, контролирующие работу коммунальных компаний – Жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру. Для этого – написать заявление, приложить к нему копии имеющихся документов, доказывающих правоту потребителя.
Как вернуть свои деньги?
Так как всё-таки добиться справедливости и вернуть деньги, которые мы платим за некачественные услуги, оказанные нам ЖКХ?
А подготовиться нужно заранее.
Зафиксируем несоответствие качества
В первую очередь необходимо вызвать представителя организации, предоставляющей нам услугу, качество которой нас не устраивает.
Это можно сделать, совершив телефонный звонок в диспетчерскую службу организации или же написать соответствующее заявление.
В заявлении необходимо указать свои контактные данные, фамилию, инициалы, адрес, а также суть самой претензии.
Диспетчер данной службы обязан зафиксировать наше обращение, сообщить номер данной заявки, а также фамилию и инициалы сотрудника, который ее принял.
Если вы приняли решение оставить заявку в письменной форме, то лучше сделать это в двух экземплярах, один из которых надо представить представителю аварийно-диспетчерской службы, а на втором экземпляре попросить сделать отметку о приеме.
Также можно отправить заявление заказным письмом, с уведомлением о вручении.
Таким образом, у нас на руках будут неоспоримые доказательства обращения в данную организацию с проблемой.
Представитель данной организации (чаще всего это мастер) обязан явиться в течение двух дней и зафиксировать отклонение от установленных норм, если оно имеет место, а также составить акт.
В акте в обязательном порядке должен быть указан факт нарушения и время, в течение которого оно не было устранено.
Акт, как и заявление, стоит оформлять в двух экземплярах, для наличия в дальнейшем на руках необходимых доказательств.
Если вы не согласны с оценкой нарушения, то можно потребовать экспертизу качества.
В случае, если представитель необходимой нам организации так и не придет или же откажется зафиксировать нарушение, следующим нашим шагом будет обращение в общественные организации, которые защищают права потребителей, или составить акт самостоятельно, заручившись подписями свидетелей (это могут быть соседи).
Свидетелей должно быть не меньше двух. И в обоих случаях акт стоит заверить представителем данной общественной организации.
Предъявим требование
После составления акта мы должны в письменном виде составить требование на имя организации, предоставляющей нам данные услуги.
В этом заявлении необходимо описать требование об устранении несоответствия и возмещения средств за неустойку.
На основании данного требования в организации, предоставляющей нам услуги, обязаны либо сделать перерасчет коммунальных услуг, либо отказать в перерасчете.
В случае отказа организация должна в письменном виде аргументировать, по какой причине отказано в перерасчете.
Если организация не отреагирует на данное требование или отказ будет недостаточно аргументированным, то дальнейшим действием будет обращение в суд.
Обратите внимание, что платить за услуги ЖКХ нужно в любом случае, но если будет составлен акт о несоответствии услуги нормативным показателям, в дальнейшем уплаченные за некачественные услуги средства будут возмещены.
Вооружившись знаниями о нормативных показателях, установленных действующим законодательством, можно отстоять свои права потребителя. Не стоит переплачивать за то, что нам не предоставлено фактически.
Не забывайте, что более надежным и результативным будет оформление всех заявлений, жалоб и требований письменно в двух экземплярах.
Требуйте, чтобы ваш экземпляр был заверен подписью представителя, принявшего заявку или составившего акт.
Также на нем стоит указать фамилию и должность данного представителя, входящий номер и дату приема заявки или составления акта.
Если потребители начнут массово отстаивать свои права, то, возможно, качество услуг, предоставляемых жилищно-коммунальным хозяйством, возрастет.
И тогда наверняка возрастет и качество нашей с вами жизни.
Какие нормы предоставления услуг ЖКХ предусмотрены законом?
Нормативные показатели отопления
На протяжении всего отопительного сезона отопление помещений должно производиться круглосуточно и бесперебойно.
Стоит учесть, что температура на протяжении данного периода, в жилом помещении, не может быть ниже +18 °С (в угловых комнатах этот показатель увеличивается на 2 °С).Для регионов со свойственной низкой температурой воздуха в зимний период (ниже 31 °С) данный температурный показатель должен быть не ниже 20 °С.
Также стоит обратить внимание на то, что давление во внутридомовой системе с чугунными радиаторами должно составлять не больше чем 0,6 МПа, что касается систем панельного, конвекторного отопления, а также отопления калориферами, данный показатель равен не более 1 МПа.
Электроснабжение
Электроснабжение согласно стандартам должно быть бесперебойным и постоянным.
Напряжение должно соответствовать федеральным стандартам.
Недопустимо прерывание электроснабжения, если это может привести к отключению оборудования, которое обеспечивает работу внутридомовой инженерной сети, а также безопасность условий проживания населения.
Норма газоснабжения
Давление газа в сети должно быть не менее 0,003 МПа и не более 0,005 МПа.
Подача газа должна быть бесперебойной.
Свойства и давление газа должно четко соответствовать федеральным стандартам.
Нормативы холодного водоснабжения
Холодная вода должна по составу соответствовать действующим санитарным нормам.
Подача воды должна быть постоянной и бесперебойной, а давление в системе жилых домов должно составлять от 0,03 до 0,6 МПа.
Запомнить
Анализируя представленные решения судов в пользу управляющих организаций в спорах с РСО о качестве предоставляемых услуг, можно сделать следующие выводы:
- При выявлении факта оказания РСО услуг ненадлежащего качества УО должна составить акт или зафиксировать любым иным способом доказательства вины поставщика услуг.
- При необходимости УО следует провести экспертизу поставляемого ресурса на границе балансовой принадлежности сетей.
- При наличии технической возможности УО нужно фиксировать нарушения качества услуг с помощью ОДПУ, показания которого РСО принимает к расчётам.
В случае, если удастся доказать, что поставщик ресурса оказывал услуги ненадлежащего качества, УО может отказаться оплачивать поставленные ресурсы и требовать, чтобы РСО возместила нанесённый имуществу собственников ущерб.