Между организациями довольно часто случаются разногласия и конфликты. Многие предпочитают выражать свое недовольство и требования в письменном виде, отправляя партнерам по бизнесу, клиентам или подрядчикам претензии. Иногда претензионным порядок разрешения спорных ситуаций прописывается даже в договорах, но и без этого каждая организация имеет право им воспользоваться.
Деловой этикет требует обязательного официального ответа, также в письменной форме.
- Бланк и образец
- Бесплатная загрузка
- Онлайн просмотр
- Проверено экспертом
ФАЙЛЫ
Правила написания ответа на претензию
Основное содержание ответа на претензию в каждом случае строго индивидуально. Однако, есть некоторые требования, которые следует соблюдать в любом таком письме. Во первых, сама форма – ответ лучше писать на фирменном бланке предприятия, это лишний раз докажет серьезность отношения к вопросу и уважение к партнеру. Но если фирменный бланк на предприятии отсутствует, ответ можно оформить и на обычном листе стандартного А4 формата. В обоих случаях важно указать, кому именно направляется письмо, а также его автора.
Письмо обязательно должно быть датировано и вот здесь медлить не надо, т.к. срок ответа на претензию установлен законом: от 10 до 30 дней с момента получения претензионного письма (в зависимости от конкретной ситуации).
Ответ необходимо обязательно подписать, предпочтительно, руководителем предприятия – это покажет заинтересованной стороне, что директор в курсе проблемы и также имеет желание ее разрешить, но если организация крупная, имеющая множество структурных подразделений, то заверить ответ может начальник того отдела, в компетенцию которого входит решение данных задач.
Оттиск печати ставить необязательно, поскольку с 2021 года предприятия и организации имеют полное право исключить из своей деятельности применение печатей и штампов. А вот зарегистрировать во внутреннем журнале исходящей документации ответ на претензию необходимо, поскольку он все же относится в официальному документообороту между двумя сторонами.
Подача жалобы в Роспотребнадзор
Роспотребнадзор является исполнительным органом власти, в полномочия которого входит защита прав и интересов потребителей. Для защиты своих интересов потребитель может подать обоснованную жалобу.
Основанием для подачи жалобы в Роспотребнадзор может быть покупка некачественного товара или получение некачественной услуги от исполнителя. В этом случае орган сможет провести проверку продавца и выявить факты нарушения законодательства.
В тексте жалобы указываются следующие сведения:
- наименование адресата, куда заявитель направляет жалобу;
- данные заявителя (ФИО, адрес, контактный телефон и адрес электронной почты);
- информация о нарушителе (наименование продавца, адрес, контактные данные);
- суть обращения с указанием нарушений законодательства (ссылки на Закон) со стороны продавца (производителя, импортера);
- список прилагаемых к жалобе документов (при отправке в электронном виде направляются сканкопии документов);
- дата и подпись заявителя.
Заявитель может подать обращение в Роспотребнадзор одним из следующих способов:
- Личный визит в региональный орган. В установленные в конкретном отделении часы приема граждан потребителю необходимо будет обратиться с заявлением к уполномоченному сотруднику. Обращение будет зарегистрировано в день подачи, а заявителю будет объявлен срок его рассмотрения.
- Отправка обращения на официальном сайте ведомства. На официальном интернет-ресурсе Роспотребнадзора потребителю необходимо будет перейти в категорию «Для граждан», где в открывшемся окне выбрать опцию «Обращения граждан». После ознакомления с правилами подачи обращений необходимо будет перейти к форме создания жалобы. Потребителю потребуется внести необходимую информацию во все предложенные вкладки и отправить на рассмотрение заполненную форму.
- Почтовое отправление. Жалобу можно отправить по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Получение отправителем уведомления будет свидетельствовать о доставке обращения в ведомство.
Инструкция по написанию ответа на претензию
Поскольку унифицированной формы ответа на претензию не существует, при их написании следует придерживаться правил и норм делопроизводства.
Часть первая
- В «шапке» ответа на претензию нужно указать отправителя, а именно: полное название организации, ее фактический адрес, ИНН, КПП (последние два параметра можно взять из учредительной документации фирмы).
- Далее следует внести данные об адресате: если письмо отправляется конкретному лицу, то его должность, фамилию, имя, отчество (последние два — в виде инициалов), опять же полное наименование компании, фактический адрес.
- Затем надо пронумеровать документ в соответствии с внутренним документооборотом предприятия и поставить дату его составления.
Часть вторая
Вторая часть документа является основной: в ней нужно максимально корректно, составить подробный и аргументированный ответ.
- Здесь следует обязательно указать точную дату получения претензии, коротко обозначить ее суть и при наличии финансовых требований, вписать сумму (цифрами и прописью). Если есть документ, в рамках которого действует отправитель претензии (например, договор) – нужно указать его номер и дату подписания.
- Потом пишется собственно ответ — при его составлении следует руководствоваться пунктами договора, законодательными нормами и правилами (и обязательно указывать на них ссылки). Если претензия состояла из нескольких пунктов, отвечать нужно также – отдельными пунктами.
- После написания ответа необходимо подвести резюме, то есть емко, в одном-двух предложениях высказать мысль о том, что претензия принимается полностью, частично, или вовсе отклоняется.
- В завершение ответ на претензию должен подписать ответственный сотрудник предприятия с обязательной расшифровкой подписи.
Законодательство
ЗПП во многих статьях предусматривает право предъявить требование о недостатках товара продавцу (ст. 18, 21, 22, 25). Но законом не зафиксирована обязанность его принять, в связи с чем можно отказаться от получения.
Мнение эксперта
Мусихин Виктор Станиславович
Юрист с 10-летним стажем. Специализация — гражданское право. Член коллегии адвокатов.
Необходимо обратиться к статье 165.1 Гражданского кодекса, указывающей, что документ доставлен адресату, даже если он с ним не ознакомился (отказался принять).
Важные нюансы при составлении
При написании документа нужно обратить внимание на нюансы, которые учитываются при составлении документа. Для примера, существенно помогут следующие рекомендации.
- Приложенные документы нужно перечислить отдельным списком. Их необходимо прономеровать и использовать в качестве приложений. При этом в самом документе следует указать, сколько листов отведено на приложения.
- Факты, которые не относятся к делу, указывать не нужно. Предыстория, лишняя информация и пространственные выражения не должны быть помещены в текст.
- На варианте документа, который остается, должна стоять отметка, что принимающая сторона получила свой экземпляр, а значит, ознакомилась с представленными требованиями.
Обычно такие простые правила позволят придать документу более официальный вид, чтобы лицо к которому обращаются, поняло – вы настроены серьезно и готовы действовать в суде, чтобы восстановить справедливость. Конечно, если это понадобится.
Есть ли различия?
Общий смысл претензии, рекламации и рекламационного акта заключается в выражении недовольства и документальном оформлении жалобы. Унифицированной формы ни один из перечисленных документов не имеет. Каждый вид заявления предназначен для урегулирования проблемных вопросов в досудебном порядке. Так в чём же разница между этими заявлениями?
Прямая терминология не выявляет отличий в понятиях, но обычаи делового оборота установили некоторую планку для представления рекламаций. Считается, что претензионные заявления могут направляться ответственной стороне в любое время и по любому поводу. Рекламации обычно используют строго в период гарантийных обязательств и только в сфере торгово-потребительских отношений.
Не будет ошибкой назвать претензию рекламацией и наоборот – можно сказать, что рекламация является подвидом претензии.
Помогла вам статья?
Жизненная ситуация
Когда товар является некачественным, продавцы предлагают первым делом не обменять его на новый, а отремонтировать. При попытке обменять товар либо получить обратно деньги, покупатель практически всегда слышит отказ в этой возможности.
Согласно действующему законодательству покупатель вправе воспользоваться своим правом:
- заменить товар на аналогичный;
- заменить приобретенный товар на другой;
- существенно снизить цену за приобретенный некачественный товар;
- потребовать решить проблему с неисправностью в короткие сроки в присутствии покупателя;
- потребовать возвратить деньги за купленный товар.
Важным моментом является факт того, что воспользоваться своими права можно даже в отсутствие чека.
В какой срок необходимо удовлетворять требования по претензиям
В том случае, если продавец самостоятельно проводит экспертизу, он и оплачивает ее.
Согласно действующему законодательству на проверку товара отводится не более 20 дней. На это время покупателю должно быть предоставлено в пользование аналогичный товар в полной работоспособности.
Если экспертиза доказала вину самого покупателя, значит все убытки на экспертизу оплачиваются им, и поэтому покупатель возмещает все финансовые затраты.
Ремонт товара, который находится на гарантии, не должен осуществляться больше чем 45 календарных дней, включая выходные и праздничные.
Если же товар невозможно обменять по причине отсутствия аналогичного в магазине, это возможно сделать на протяжении одного месяца. В этот период продавец обязан заказать новый и обменять.
По просьбе покупателя вернуть свои деньги за товар, продавец должен вернуть все в полном объеме не позднее десяти дней после подачи претензии.
Ключевые особенности составления претензии
Что делать, если магазин много мебели отказывается принять претензию покупателя в устной форме?
В этом случае необходимо четко знать и понимать, как составить претензию в письменном виде.
Данная претензия в обязательном порядке пишется на имя директора либо управляющего магазина.
В ней обязательно указывается:
- дата приобретения товара;
- какие выявлены недостатки;
- требования покупателя.
Как подать претензию
В том случае, если продавец отказывается принять претензию, необходимо отправить ее по почте. Опись письма должна проводиться только в том случае, если имеются ценные вложения.
Стоит отметить, что необходимо воспользоваться либо услугой уведомления о получении письма получателем, либо проследить его с помощью услуги “Отслеживание почтового отправления”.
Такую претензию можно подать только в тех случаях, когда известен юридический адрес. Его можно узнать в интернете либо непосредственно в магазине, а именно в “Уголке потребителя”.
Это интересно: Чем грозит собственнику жилья временная прописка в нем человека?
Создание претензии магазину мебели
Покупатель вправе написать претензию мебельному магазину, если они продали некачественный товар. В претензии описывается суть проблемы, и формируются четкие требования, которые должны быть выполнены магазином.
Для того чтобы после рассмотрения претензии продавец смог связаться с покупателем, рекомендуется вписывать в претензию контактный номер телефона для связи.
В большинстве случаев продавец претензию принял, а товар принять отказался. На самом деле на это у них нет никаких прав и покупатель вправе требовать возвратить деньги либо искать компромиссы. В противном случае можно с уверенностью обращаться в суд.
Что делать покупателю, если чека уже нет
Без всякого сомнения, лучше требовать обмена либо возврата денег за товар при наличии чека. Но что делать, если его уже нет?
Как вручить претензию, если ее не принимают по причине отсутствия чека? В этом случае необходимо доказать факт приобретения именно в этом магазине. В качестве доказательства может подойти:
- свидетельские показания людей, которые в этот момент были в магазине и видели факт покупки;
- показания самих кассиров, которые в этот момент принимали оплату за товар;
- гарантийный талон, в котором указан именно этот магазин;
- любой документ, который подтверждает факт покупки товара в этом магазине;
- ценник на товаре, если на нем находится информация о продавце либо магазине.
В том случае, если что–либо из этого есть в наличии, можно смело идти в магазин и оформлять претензию.
Стоит отметить, что бояться доказывать свою правоту не нужно, поскольку в этом случае покупатель скорее всего ничего не получит и останется с некачественным товаром. Всегда нужно быть настойчивым с продавцами, только в этом случае товар будет надлежащего качества.
Это решение руководства
Такая отговорка тоже не способствует урегулированию конфликта. Она лишь переадресует возмущение на более высокий уровень – к вашему непосредственному руководителю. Он-то, вероятно, все уладит, но после этого вряд ли будет испытывать к вам искреннюю благодарность за предоставленную возможность общения с разгневанным клиентом.
А потому, даже если решение зависит не от вас, возьмите удар на себя. Поблагодарив человека за обращение и извинившись перед ним за задержку, попросите его подождать вашего ответного звонка (письма). И уже сами задайте вопросы начальству.
Тогда и руководитель будет доволен, и обратившийся к вам клиент не посчитает, что его отправляют «по инстанциям».
Рекламация
Наименование претензионного заявления звучит достаточно громко, но некоторые предпочитают использовать красивое латинское слово – рекламация.
В переводе этот термин имеет несколько значений:
- неодобрение;
- громкое выражение;
- возражение;
- требование;
- жалоба.
Исходя из обобщенного понимания указанных значений, смысл рекламации вполне ясен. Можно сказать, что это одна из разновидностей претензий. Составитель рекламации не ошибётся в форме и составе документа, если возьмёт за образец любую подходящую по смыслу претензию.
Документ, содержащий недовольство, описывающий возражения и различные недостатки товара или услуги, ещё называют рекламационным актом. Однако и это название ни каким образом не влияет на состав, суть и цели обращения.