Любой земельный участок, внесённый в госреестр недвижимости, должен состоять на кадастровом учёте и иметь свой уникальный кадастровый номер, который присваивается один раз и не подлежит изменению, даже в случае его продажи или перехода по наследству.
Но в редких случаях могут возникнуть ситуации, требующие изменения данного кода, из-за которых, собственнику необходимо будет выполнить множество оперативных и трудоёмких действий.
Зачем требуется?
Первый, и довольно важный вопрос, возникающий у многих собственников — зачем, собственно, этот номер нужен? В советские времена не было необходимости вставать на кадастровый учет, ведь вся земля принадлежала государству.
Сейчас же при помощи данного идентификационного номера, человек может подтвердить собственные права на землю. Итак, для чего же необходим кадастровый номер, и в каких случаях он обязательно пригодится?
- Для продажи или покупки недвижимости.
- Для оформления прав дарения или наследования.
- Для доказательства своих прав в суде при возникновении споров на землю.
- Для сдачи недвижимости в аренду.
Таким образом, кадастровый номер становится важнейшим пунктом при любых сделках с недвижимостью. Без присвоения соответствующего номера, провести сделки с землей невозможно.
Полученный кадастровый паспорт после оформления всех бумаг, содержит обширные сведения об участке. Например, здесь имеется информация о собственнике, площадь земли, ее категории, сам номер, кадастровая стоимость. Если человек не согласен с определенной кадастровой ценой, ее можно изменить. Для этого придется опять обращаться в соответствующие органы учета, но уже с другими справками и бумагами.
Полученный паспорт является главным документом на землю. Он одновременно подтверждает право собственности и идентифицирует недвижимость. При любых спорах на участок, именно это свидетельство способствует установлению прав собственности. Как узнать кадастровый номер участка по адресу — читайте здесь.
Основания для внесения новых данных
Список оснований включает следующие:
- установление сервитута;
- постройка новых сооружений;
- изменение адреса;
- уменьшение либо увеличение размера участка;
- завершение строительных процессов;
- изменение целевого назначения;
- изменение категории земель;
- увеличение либо уменьшение кадастровой цены;
- иные случаи.
У вас появился земельный участок, но все еще нет кадастрового паспорта на него? Узнайте, какие документы нужны для получения такой бумаги!
Нюансы и правила присвоения
Прежде чем обращаться в специальные инстанции, человеку необходимо получить соответствующие документы. Самое главное здесь — документ, подтверждающий право собственности на участок. Таким документом может стать акт о передаче недвижимости в частную собственность или выписка из похозяйственной книги. Также подходящим документом может считаться договор о передаче земли в аренду человеку.
При предоставлении любого из перечисленных документов, в кадастровой палате обязаны рассмотреть просьбу о присвоении соответствующего номера.
Также важно предоставить и все бумаги о подтверждении межевания земель ранее учтенных участков. Если же межевание никогда не проводилось, необходимо подать заявление о проделывании подобных работ.
Все предоставляемые копии документов, в том числе и межевой план, а также бумаги, свидетельствующие о праве собственности, необходимо заверить нотариально. Если возникали споры касательно границ участков, необходимо предоставить бумаги о разрешении подобных споров.
Согласно Ст.45 Закона о кадастре, при подачи заявлений в электронном виде, его нужно засвидетельствовать в том порядке, что указан в нормативно-правовых актах.
В результате всех проведенных процедур, в кадастровых инстанциях будут иметься все сведения об участке. О каких же сведениях идет речь?
- Месторасположение земли.
- Положение границ, непосредственно сам кадастровый номер и категория земли.
- Площадь, а также кадастровые номера всех расположенных на территории объектов.
- Номера смежных участков.
- Дополнительные сведения, необходимые для уточнения положения отдельных частей недвижимости.
Собственнику следует быть заранее готовым к тому, что ему могут отказать в присвоении кадастрового номера. Причины могут быть разные, но чаще всего это происходит при наличии неточностей в документах.
Например, если межевой план заверен не уполномоченным лицом или в заявлении о присвоении номера имеются ложные сведения. Именно поэтому, перед подачей всех документов необходимо их тщательно проверить. Как выглядит кадастровый номер — узнайте, перейдя по ссылке.
Изменение
Может ли произойти изменение КН недвижимого имущества?
Внесенный в реестр государственного масштаба дом, участок, квартира получает определенный код, в котором зашифрованы регион расположения, числовое значение участка земли, а также адрес.
Также в базу внесены основные характеристики – площадь, этажность и т.п. До тех пор, пока одна из этих характеристик не изменилась, КН замене не подлежит.
Прекращение существования недвижимого имущества влечет внесение изменений в виде аннулирования кода, удаление его из базы ГКН.
Почему присваивается новый КН недвижимости? Это происходит потому, что данные имущества изменились, и, по сути, объект уже не тот, а другой – иная площадь, например, или в результате раздела на несколько частей изменился адрес.
При сравнивании характеристик первоначально внесенного в ГКН имущества появились несоответствия, не позволяющие однозначно идентифицировать объект.
О порядке снятия недвижимого имущества с учета кадастра вы можете узнать из нашей статьи.
В каких случаях требуется изменение КН? Идентификационный реестровый код требуется менять, если:
- изменился адрес (вследствие распоряжений местных органов власти);
- произошло объединение с другими или, наоборот, разделение на два или несколько новых объектов;
- участок земли изменил конфигурацию или площадь, то есть изменен межевой план, и пр.
Получается, что родился новый объект недвижимости, с отличающими от первоначального характеристиками. Но интересно, что смена владельца или пользователя не влечет потребности в перерегистрации: сама недвижимость остается ведь той же самой.
Об отличиях кадастрового и условного номера недвижимого имущества, а также о том, как определить КН здания или сооружения по условному номеру или адресу, вы можете узнать на нашем сайте.
Место получения и сроки рассмотрения документов
Согласно Ст.17 Закона о кадастре, рассмотрение заявления о присвоении соответствующего номера происходит в течение 18-ти календарных дней. За это время соответствующие инстанции должны выяснить правомерность документов и их юридическую точность. На следующий день после истечения указанного срока, человек может прибыть для получения кадастрового паспорта.
Зачастую человеку требуется собрать обширный список документов. О каких же бумагах идет речь?
- Соответствующее заявление, подтверждающее необходимость присвоения номера.
- Бумаги, подтверждающие право собственности.
- Квитанции об уплате пошлин.
- План земель и документы о проводимом межевании.
- Предыдущие кадастровые паспорта, в том случае, если проводится процедура изменения номера.
- Копии паспорта, заверенные нотариально.
- Справка из соответствующего садового совета, подтверждающая право собственности.
- Справка о расположении земель, полученная из садового совета.
Некоторые из этих документов могут быть необязательными. Например, справка о расположении земель может не понадобится, если соответствующие сведения прописаны в акте о межевании земель.
Куда же все это отнести и где получить номер? И кто вообще устанавливает его? В соответствии с Правительства №42 от 4 февраля 2010 года функцию органа кадастрового учета выполняет Федеральная служба гос.регистрации кадастра и картографии. Обращаться нужно в инстанцию по месту расположения земли. Например, если человек живет в Москве, но имеет недвижимость в Ленинградской области, именно в органы по учету по месту расположения земли стоит обращаться для получения кадастрового номера. Помните, для получения градостроительного плана земельного участка нужно обратиться в исполком по месту жительства.
Законодательный регламент
Когда недвижимому имуществу присваивается КН?
Это происходит в момент внесения сведений об имуществе в специальный реестр – Государственного кадастра недвижимости (ГКН).
Чтобы недвижимое имущество попало в государственную базу и приобрело свой идентификационный цифровой код, оно должно быть поставлено на учет в Росреестре.
Какими законами регламентируется? Постановка на учет дома, квартиры, комнаты, офиса, земельного надела подчиняется ФЗ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Этот законодательный документ имеет целый ряд дополнений, изменений, но в нем предусмотрено все – от перечня документов до указания времени ожидания заявителя у окошка.
Сам алгоритм присвоения чисел предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 475 «Об утверждении Положения о структуре и порядке учета…».
Об основных принципах и проблемах ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества вы можете узнать из нашей статьи.
Заявление о гос кадастровом учете изменений объекта недвижимости .
Порядок присвоения и стоимость
Существует два способа присвоения кадастрового номера — электронный и простой, бумажный. Каков же порядок присвоения данного номера?
- Нужно обратиться в соответствующие органы с полным пакетом документов, включающим копии паспорта, все документы, подтверждающие право собственности на участок.
- Если межевание никогда не проводилось, то перед подачей заявления следует обратиться в геодезическую организацию для составления плана участка.
- Перед подачей документов необходимо уплатить соответствующую пошлину.
- После принятия документов соответствующие инстанции рассматривают их и сверяют для вынесения решения в течение 18-ти календарных дней.
- После истечения срок, человеку либо выдается кадастровый паспорт, либо выносится решение об отказе в выдаче кадастрового номера.
- В случае отказа, человек имеет право повторно обратиться в соответствующие инстанции или написать заявление о нарушении его юридических прав.
Помимо всех перечисленных выше документов, подтверждающих право собственности на землю и ее положение, человеку необходимо уплатить пошлину на землю. Ее размер варьируется. Далее мы посмотрим, сколько это стоит.
Например, для юридических лиц размер пошлины составляет 1000 рублей, а для физических всего 100 рублей. За электронный вариант паспорта придется заплатить 50 рублей физ.лицу, а юр.лицу 300. При необходимости выдачи бумажного кадастрового паспорта, нужно выложить 200 рублей для физ.лиц и 600 рублей для компании.
К списку документов, куда входит паспорт гражданина, план земель и свидетельство об их межевании, следует приложить и квитанции об уплате пошлины.
Кстати, если межевальные работы никогда не проводились, человеку придется заплатить и за них. Стоимость такой услуги зависит от требований геодезической компании.
Кто имеет право?
Осуществлять подачу заявления касаемо изменения в кадастре разрешено только владельцу земельного надела.
Это значит, что при предоставлении заявления к нему нужно прикрепить свидетельство о государственной регистрации.
Если владельцем выступает юридическое лицо, то его будет представлять организация, либо руководитель, имеющий доверенность.
Внимание! Если изменения незначительные, например изменение категории земель либо новый адрес участка, то обратиться может каждый.
Также имеют право обратиться государственные организации, чтобы получить информацию о кадастровой цене.
Что делать, если получен отказ?
Как ни странно, отказать могут по-разному. Есть отказ частичный (когда рассмотрение вашей заявки приостанавливается), а есть отказ полный.
К причинам отказа относят следующие:
- Если заявитель не является собственником земли и обращается по поводу, который не является исключением.
Под исключением подразумеваются незначительные изменения, например изменение категории земель или новый адрес участка, т.к. в подобных случаях обратиться может каждый. - Если границы участка не были уточнены надлежащим образом.
- Межевой план участка не соответствует требованиям (чаще всего, дело в отсутствии правильного заверения).
- Если площадь участка становится меньше более чем на 1/10.
- Если размер надела был изменён без процедуры межевания.
- Технический план не соответствует требованиям (чаще всего проблема в неправильном заверении).
Обратите внимание! Если отказ категоричный, то сделать вы ничего не сможете. Если же он частичный, то при условии исправления недочетов заявку одобрят.
Возможные недочеты:
- неправильно заполненное заявление;
- неполная информация об объекте;
- границы участка пересекают запрещенные границы (например, соседские);
- совпадает положение нескольких совершенно разных объектов.
Необходимые документы
Рассмотрим примерный перечень документов, поскольку в каждом случае он меняется в зависимости от происшедших изменений:
- Межевой план.
- Заявление, составленное согласно требованиям.
- Паспорт.
- Подтверждение того, что вы являетесь собственником земли.
Еще потребуется предоставить подтверждающие документы о произведенных изменениях:
- Если изменения связаны со зданиями на участке, то предоставляется технический план.
- Документ, свидетельствующий об изменении целевого назначения земли либо о переводе земель в другую категорию.
- Если изменяется назначение сооружения, нужно предоставить постановление.
- Решение об изменении адреса.
- И другие, в зависимости от случая.
Обязательно предоставьте как копию, так и оригинал. Это обязательное условие, с целью избежать подделывания бумаг.