Статья 231 УПК РФ. Назначение судебного заседания (действующая редакция)


Статья 231 УПК РФ. Назначение судебного заседания (действующая редакция)

1. На наш взгляд, принятие решения о вызове в судебное заседание лиц по спискам, представленным сторонами (п. 4 ч. 2 данной статьи), для суда является обязательным. В общем порядке подготовки к судебному заседанию суд не вправе по своему усмотрению исключить из списка те или иные доказательства по мотивам их недопустимости, так как при появлении такой необходимости должно назначаться предварительное слушание. Неправомерно исключение из списка заявленных стороной лиц и по причинам недостоверности показаний, которые они могут дать в судебном разбирательстве, либо безотносительности этих показаний к обстоятельствам дела, так как судья не вправе вдаваться здесь в оценку доказательств, которые намерены представить стороны. Иное могло бы означать предрешение вопроса о виновности обвиняемого и отступление от состязательности процесса, в силу которой суд лишь создает необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав (ч. 3 ст. 15). По смыслу данной статьи и исходя из общих начал состязательного процесса суд в данной стадии не вправе по собственной инициативе, без ходатайств сторон, вызывать в судебное заседание новых свидетелей, назначать экспертизу, истребовать документы и другие доказательства. Иное означало бы, что суд принимает на себя часть обвинительной или защитительной функции, что ему воспрещено законом (ч. 3 ст. 15). В то же время представляется, что суд при необходимости вправе по своей инициативе вызвать в судебное заседание переводчика, если ходатайство об этом не было заявлено сторонами.

2. Конституционный Суд РФ указал, что «норма пункта 6 части второй статьи 231 УПК РФ — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего уголовно-процессуального регулирования — не предполагает, что при подготовке к судебному заседанию суд вправе принять решение об оставлении без изменения меры пресечения в виде заключения под стражу и тем самым продлить эту меру пресечения, не выслушав мнение обвиняемого по данному вопросу и не исследовав его доводы. При принятии судом соответствующего решения должны быть соблюдены все установленные статьями 108, 109 и 255 УПК РФ требования, в том числе об участии в судебном рассмотрении данного вопроса обвиняемого и его защитника (если он участвует в деле), что применительно к иным предусмотренным законом ситуациям обеспечивается на этапе подготовки к судебному заседанию проведением предварительного слушания в порядке, установленном главой 34 УПК Российской Федерации» .

———————————

См.: Определение КС РФ от 8 апреля 2004 г. N 132-О «По жалобе гражданина Горского Анатолия Вадимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 6 части второй статьи 231 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // РГ. 09.06.2004. N 120.

3. Указание п. 6 ч. 2 настоящей статьи о том, что суд в постановлении о назначении судебного заседания разрешает вопрос о мере пресечения «за исключением случаев избрания меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу», не следует понимать в том смысле, что судья не вправе в данной стадии избирать обвиняемым названные меры пресечения. Дело в том, что согласно ч. 10 ст. 108 об избрании меры пресечения заключение под стражу суд должен вынести отдельное постановление. Это утверждение справедливо и для домашнего ареста, который в силу ч. 2 ст. 107 также назначается в порядке, установленном ст. 108. Мера пресечения в виде залога также избирается только по судебному решению, по общему правилу — в судебном заседании.

4. При передаче прокурором уголовного дела в суд избранная в период предварительного расследования мера пресечения не прекращает свое действие и может продолжать применяться до истечения того срока, на который она была установлена соответствующим судебным решением. Судья же, получив к своему производству уголовное дело, обязан проверить, истек или нет установленный ранее срок содержания под стражей, подтверждается ли наличие фактических обстоятельств, со ссылкой на которые было принято решение о заключении лица под стражу, и сохраняют ли эти обстоятельства свое значение как основания для продления срока содержания под стражей .

———————————

См.: Постановление КС РФ от 22 марта 2005 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности ряда положений УПК РФ, регламентирующих порядок и сроки применения в качестве меры пресечения заключения под стражу на стадиях уголовного судопроизводства, следующих за окончанием предварительного расследования и направлением уголовного дела в суд, в связи с жалобами ряда граждан» // РГ. 01.04.2005. N 66.

Источник комментария:

Под ред. А.В. Смирнова «КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (ПОСТАТЕЙНЫЙ), 5-е издание

СМИРНОВ А.В., КАЛИНОВСКИЙ К.Б, 2009

Выездные судебные заседания: беззаконие или обычное дело?

В силу известных событий, нас вчера весь день спрашивали: может ли судебное заседание состояться не в здании суда, а, например, на территории ОВД? Нет ли в этом нарушения закона? Рассказываем о таком понятии, как «выездное судебное заседание» и в каких случаях оно может быть организовано.

Термин «выездное судебное заседание» фигурирует в арбитражном процессуальном законодательстве. Согласно пункту 5 части 1 статьи 135 АПК РФ, при подготовке дела к судебному разбирательству судья рассматривает вопрос о возможности проведения выездного судебного заседания.

Больше такое понятие в законе нигде не встречается. В гражданском процессе, например, оно отсутствует. Однако, в части 1 статьи 75 ГПК указано, что вещественные доказательства, подвергающиеся быстрой порче, немедленно осматриваются и исследуются судом по месту их нахождения или в ином определенном судом месте. То есть, существует как минимум одно основание, когда по гражданскому делу могут быть совершены судом процессуальные действия вне стен суда — если требуется срочно осмотреть доказательства, которые невозможно доставить в суд.

Что же касается УПК (именно его и касались поступившие нам вопросы), там тоже ничего не сказано о возможности суда назначать выездные судебные заседания, однако прямого запрета тоже нет — ни единого слова о том, что заседание непременно должно быть проведено в здании суда, вы не найдёте. В пункте 1 статьи 231 УПК указано, что судья при назначении судебного заседания разрешает вопрос о месте и времени заседания. То есть, место судебного заседания не предустановлено законом, а определяется судом. При этом, разумеется, это место должно обеспечивать техническую возможность проведения заседания — например, там должно быть место для секретаря и отдельное помещение для совещательной комнаты, если суду потребуется в неё удалиться.

Возможность проведения выездных судебных заседаний по гражданским и уголовным делам прямо допускает Верховный Суд (Постановление Пленума ВС от 07.02.1967 N 35 (ред. от 06.02.2007)). Однако, ВС отмечает, что судам необходимо учитывать общественную значимость и актуальность данного дела, характер гражданского спора или совершенного преступления, личность подсудимого, истца, ответчика и другие важные обстоятельства, чтобы в выездные заседания не выносились дела, «которые вообще нецелесообразно в них заслушивать».

Общий порядок назначения судебного заседания

К обязательным действиям по подготовке к судебному заседанию относятся: изучение письменных материалов уголовного дела судьей единолично без участия сторон и выяснение вопросов, указанных в ст. 228 УПК, а именно:

1) подсудно ли уголовное дело данному суду;

2) вручены ли копии обвинительного заключения (обвинительного акта, обвинительного постановления);

3) подлежит ли избранию, отмене или изменению мера пресечения, подлежат ли продлению срок домашнего ареста или срок содержания под стражей;

4) не имеется ли подлежащих разрешению ходатайств и жалоб сторон;

5) приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества;

6) соблюдены ли органами дознания и предварительного следствия требования процессуального закона, и нет ли обстоятельств, препятствующих либо исключающих рассмотрение дела судом;

7) имеются ли основания для проведения предварительного слушания.

Перечисленные вопросы должны быть разрешены в отношении каждого обвиняемого.

Изучив дело, судья без проведения судебного заседания в срок не позднее 30 суток со дня поступления дела в суд, а в случае содержания обвиняемого под стражей — в срок не позднее 14 суток, выносит в форме постановления одно из трех решений, установленных ч. 1 ст. 227 УПК. В постановлении судьи должны быть указаны: вид решения, дата и место его вынесения, наименование суда, фамилия и инициалы судьи, а также основания принятого решения и его суть.

Если будет установлено, что дело направлено в суд с нарушением правил о подсудности и по этой причине не может быть рассмотрено настоящим судом, судья своим постановлением направляет дело по подсудности в соответствующий судебный орган, к компетенции которого отнесено рассмотрение данного дела и который в дальнейшем будет решать все вопросы, связанные с подготовкой судебного разбирательства.

Если при направлении дела в суд правила подсудности соблюдены и отсутствуют основания для проведения по делу предварительного слушания, предусмотренные ст. 229 УПК, судья обязан назначить судебное заседание. В соответствии со ст. 231 УПК, назначая судебное заседание без проведения предварительного слушания, судья в едином постановлении разрешает комплекс процессуальных и организационных вопросов:

1) назначает судебное заседание с указанием фамилии, имени и отчества каждого обвиняемого и квалификации вмененного ему преступления;

2) определяет место, дату и время судебного заседания с учетом того, что согласно ст. 233 УПК рассмотрение уголовного дела в судебном заседании должно быть начато не ранее 7 суток со дня вручения обвиняемому копии обвинительного заключения, обвинительного акта или обвинительного постановления, но не позднее 14 суток (по делам, рассматриваемым судом с участием присяжных заседателей — не позднее 30 суток) со дня вынесения постановления о назначении судебного заседания;

3) устанавливает, в каком составе суда (единолично или коллегиально) и в каком режиме (в открытом или закрытом судебном заседании) будет рассматриваться дело;

4) назначает защитника в случаях, когда об этом ходатайствует обвиняемый, а также в случаях обязательного участия защитника в производстве по делу (п. п. 2–7 ч. 1 ст. 51 УПК);

5) по спискам, представленным сторонами, определяет круг лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, который может дополнить по собственной инициативе лицами, необходимыми для рассмотрения дела (напр., вызвать для допроса эксперта, давшего заключение в ходе предварительного расследования);

6) устанавливает или отменяет на время судебного разбирательства меру пресечения каждому из обвиняемых. В случае необходимости избрания обвиняемому меры пресечения в виде залога, домашнего ареста или заключения под стражу, либо продления срока домашнего ареста или срока содержания под стражей судья для решения данного вопроса должен провести судебное заседание с участием сторон в порядке, установленном ст. 108 УПК, известив их об этом за трое суток до начала заседания, либо разрешить его в предварительном слушании, если последнее назначено по предусмотренным в УПК основаниям.

По ходатайству потерпевшего, гражданского истца или их представителей либо прокурора судья при назначении судебного разбирательства вправе также вынести постановление о принятии мер по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, либо возможной конфискации имущества, исполнение которого возлагается на судебных приставов-исполнителей (ст. 230 УПК).

Копии постановления судьи о направлении дела по подсудности либо о назначении судебного заседания по уголовному делу направляются сторонам по делу, при этом стороны, в целях обеспечения их надлежащей подготовки к судебному разбирательству, должны быть извещены о месте, дате и времени судебного заседания не позднее, чем за 5 суток до его начала. Организуя судебный процесс, судья дает распоряжения о вызове лиц, указанных в постановлении, и принимает иные меры по подготовке судебного заседания, к которым, в частности, относятся: направление требования в соответствующее адвокатское образование о предоставлении обвиняемому защитника по назначению; меры по доставке в суд лиц, содержащихся под стражей; привлечение к участию в деле переводчика, педагога или психолога; распоряжение о подготовке зала судебного заседания; поручения службе судебных приставов об обеспечении мер безопасности и создании условий для их применения; решение вопросов, связанных с присутствием в зале судебного заседания представителей средств массовой информации, предоставление сторонам по их просьбе возможности для дополнительного ознакомления с материалами уголовного дела (ч. 3 ст. 227 УПК).

Конкретные подготовительно-обеспечительные действия, такие как извещение и вызов лиц, направление запросов, требований и т. п., регламентируются не процессуальными нормами, а правилами судебного делопроизводства (напр., Инструкцией по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной приказом Судебного департамента при ВС РФ от 29.04.2003 № 36) и в большинстве своем выполняются по указанию судьи работниками аппарата суда. Вызов лица в судебное заседание осуществляется повесткой, которая вручается ему под расписку либо передается с помощью средств связи (напр., посредством СМС-сообщений).

После назначения судебного заседания подсудимый утрачивает право заявлять ходатайства о рассмотрении дела судом с участием присяжных заседателей либо коллегией из трех судей, а также о проведении предварительного слушания, однако вправе обжаловать постановление о назначении судебного заседания в части решений о мере пресечения и составе суда в апелляционном порядке в вышестоящий суд. Такое же право имеют и другие стороны по делу.

Основания и порядок проведения предварительного слушания

Предварительное слушание по уголовному делу предназначено для рассмотрения вопросов, связанных с устранением препятствий рассмотрения дела судом и созданием необходимых условий для судебного разбирательства. Разрешение этих вопросов требует участия сторон и может быть осуществлено только в рамках специального судебного заседания. Предварительное слушание назначается судьей после изучения дела по собственной инициативе либо по ходатайству стороны, заявленному не позднее 3 суток со дня получения обвиняемым копии обвинительного заключения или обвинительного акта, о чем выносится постановление.

Согласно ч. 2 ст. 229 УПК основаниями проведения предварительного слушания являются:

1) ходатайство стороны об исключении из дела доказательства;

2) наличие основания для возвращения дела прокурору в случаях, предусмотренных ст. 237 УПК;

3) наличие основания для приостановления или прекращения уголовного дела;

4) ходатайство стороны о проведении заочного (в отсутствие обвиняемого) судебного разбирательства в исключительных случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 247 УПК;

5) ходатайство обвиняемого о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей;

6) наличие не вступившего в законную силу приговора, предусматривающего условное осуждение лица, в отношении которого в суд поступило уголовное дело, за ранее совершенное им преступление;

7) наличие основания для выделения уголовного дела.

Предварительное слушание проводится с соблюдением общих правил и требований гл. 33, 35 и 36 УПК судьей единолично в закрытом судебном заседании с участием сторон, которые уведомляются о вызове в суд не менее чем за трое суток до дня проведения предварительного слушания (ст. 234 УПК). Участие обвиняемого в предварительном слушании обязательно за исключением случаев, когда он ходатайствует о проведении заседания в его отсутствие, и когда в предварительном слушании решается вопрос о заочном рассмотрении дела в соответствии с ч. 5 ст. 247 УПК. В случаях, указанных в ч. 1 ст. 51 УПК, и когда предварительное слушание проводится в отсутствие обвиняемого, обязательным является и участие в нем защитника. Неявка остальных своевременно извещенных участников производства по делу не препятствует проведению предварительного слушания.

В ходе предварительного слушания судом выясняются обстоятельства, послужившие основанием для проведения предварительного слушания; проверяются на предмет допустимости доказательства, об исключении которых просили стороны; могут быть заявлены ходатайства об истребовании дополнительных доказательств или предметов, которые подлежат удовлетворению, если эти доказательства и предметы имеют значение для дела. Ходатайство стороны об исключении доказательства на том основании, что оно получено с нарушением требований УПК, подлежит безусловному удовлетворению, если против этого не возражает противная сторона. В случае возражений суд проверяет доброкачественность такого доказательства путем оглашения протоколов следственных действий и иных материалов дела, изучения и приобщения к делу дополнительных документов, представленных заинтересованной стороной, допроса лиц — участников следственного действия, в результате которого получено оспоренное доказательство. При этом бремя опровержения доводов стороны защиты о недопустимости оспариваемого доказательства лежит на прокуроре. Принимая решение об исключении доказательства как недопустимого, суд излагает его в постановлении, выносимом по итогам предварительного слушания. Исключенное судом доказательство теряет юридическую силу, не может исследоваться и использоваться в ходе судебного разбирательства (напр., о его существовании нельзя сообщать присяжным заседателям), и не может быть положено в основу приговора или иного судебного решения. В последующем при рассмотрении уголовного дела по существу суд по ходатайству стороны вправе повторно рассмотреть вопрос о допустимости того же доказательства. Ход и результаты предварительного слушания фиксируются в протоколе.

Решения, принимаемые судьей по результатам предварительного слушания

Согласно ч. 1 ст. 236 УПК по результатам предварительного слушания судья в форме постановления принимает одно из следующих решений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]