Не говори трижды… чтобы потом не плакать. Развод в исламе

Ислам уделяет большое внимание личной жизни верующих. К разводам религия относится крайне отрицательно. По ее канонам, подобное действие считается нежелательным (макрух) и свидетельствует о слабости веры человека. И хотя оба супруга имеют право инициировать расторжение брака, но разводы в мусульманских странах крайне редки.

Согласно шариатским законам, существует сложная процедура развода. Только после ее выполнения брак действительно считается расторгнутым. Нарушение данных норм считается серьезным грехом и ослушанием Всевышнего.

Что говорится о разводе в исламе?

Ислам не поощряет разводы. Это, если говорить мягко. В Коране он называется «самым ненавистным из дозволенного». Религия призывает к уважению и терпению между супругами, к взаимной заботе в отношениях между ними.

Ислам требует, чтобы супруги использовать все способы для сохранения семьи и урегулирования конфликта. При этом допускается, что могут быть такие ситуации, когда супружеские отношения лучше разорвать. Но развод в исламе не правило, а лишь исключение из него. Это крайнее средство решения проблем в семье.

Коран предписывает мужчинам разводиться только с женщинами «дурного нрава», исправить который не удается, а терпеть – не хватает сил. Также допускается расторжение брака с супругой, не соблюдающей законы шариата. Иными словами, причина для подобного шага должна быть весьма веской.

В мусульманском мире институт брака – это часть религии. И если человек желает, чтобы с точки зрения религиозных канонов развод считался легитимным, он должен выполнить определенные требования.

Процедура

Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.

Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.

У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.

Виды развода в исламе

В исламе различают три вида развода (талака) со стороны мужчины:

  • предварительный;
  • полный;
  • окончательный.

Предварительный талак не является расторжением брака. Отношения между супругами могут быть возобновлены на протяжении идды. Это срок, который составляет три менструальных цикла или три месяца, если жена беременна.

Для инициации неокончательного развода мужчине достаточно заявить об этом вслух. Мужчина может написать свое решение на бумаге и дать прочитать супруге.

Муж может передумать и возобновить отношения после предварительного талака. Для этого ему достаточно сообщить о своем решении или просто поцеловать женщину, вступить в близость с ней. Сделать это нужно до конца идды. Согласия супруги не требуется.

Смысл предварительного развода – дать супругам возможность пересмотреть свои отношения и не разрушать семью.

Полный развод мужчина дает жене, если решил окончательно расстаться с ней. В период идды ему запрещается входить в покои бывшей жены, а ей – наряжаться или пытаться другими способами соблазнять мужчину.

Подобный вид расторжения отношений наступает и в том случае, если разорвать их просит жена, выплатив супругу выкуп. Обычно такие вещи происходят по предварительной договоренности.

Разрыв брака считается полным в случае объявления мужчиной троекратного развода жене единовременно. Также после первого талака, если между супругами еще не было половых отношений. В последнем случае муж выплачивает жене половину махра, а она может сразу же сочетаться новым браком.

Первые два талака считаются малым разводом, так как после них супруги еще могут восстановить законные отношения.

Талак становится окончательным, если мужчина объявляет об этом своей супруге три раза. После него женщина сможет вернуться к супругу только после союза с другим мужчиной и развода с ним.

Более правильным считается полный талак, который был израсходован не единовременно, а раз за разом. Подобный развод более соответствует Корану и Сунне.

Как правильно развестись

Хвала Аллаху, ниспославшему Коран и мудрость, чтобы вывести людей из мрака неведения к свету знания! Мир и благословение пророку Мухаммаду, который разъяснил все, что делает нас счастливее, и предостерег от всего, что навлекает беды и разрушает судьбы. Мир и благословение его пречистому роду и всем праведным сподвижникам!

Мы часто слышим, что семья — это ячейка и фундамент любого общества. Семья играет огромную роль в воспитании детей и становлении личности. Вместе с тем для верующих семья — это в первую очередь источник душевного равновесия, без которого трудно избегать грехов и двигаться навстречу Аллаху. Но даже в счастливом браке, где супруги дополняют друг друга, не обходится без разногласий и ссор. Индивидуальные предпочтения, эмоциональное состояние, взаимоотношения с окружающими и многие другие факторы всегда могут привести к семейным ссорам. Ислам учит проявлять сдержанность в таких ситуациях и идти навстречу друг другу, не позволяя шайтану посеять рознь в семье. Но люди есть люди, и не каждому и далеко не всегда удается адекватно воспринять слабость ближнего.

Бывает, что с течением времени супруги притираются друг к другу. А бывает и так, что поведение или какая-либо черта партнера вызывают все большее раздражение и расшатывают брак. Проблемы вырастают до таких масштабов, что оба супруга или один из них начинают подумывать о разводе. Коран запрещает торопиться с таким решением и велит обоим супругам и их родственникам сделать все возможное для примирения. Но ислам не делает человека заложником такой ситуации. Если увещевания, откровенные разговоры и вмешательство родственников не приносят мир в семью, то Коран позволяет мужу объявить развод, а женщине требовать развод или обратиться с соответствующим иском в суд.

Эта вынужденная мера оправдана только при крайней необходимости, когда дальнейшая совместная жизнь причиняет страдания и подталкивает к греху. В одном из хадисов говорится: «Из всех разрешенных деяний самое ненавистное для Аллаха — это развод» (Абу Давуд и Ибн Маджа). Иснад этого сообщения недостоверный, и смысл его тоже весьма сомнительный. Если супруги не видят способа сохранить семью, то развод не порицается. Но если нет серьезнейшей причины для развода, который может погубить жизнь супругов и сделать несчастными детей, то идти на такой шаг по меньшей мере крайне нежелательно. Ал-‘Ала ибн Суфйан ал-Гассани сообщил: «Мне рассказывали, что к неявным мерзким поступкам, которые Аллах запретил, но не назвал в Коране, относится поступок мужчины, который женится на женщине, а после того, как они прожили долго и она родила ему детей, разводится с ней без какой-либо причины» (ат-Табарани). Женщине также запрещается беспричинно требовать развод от мужа, и в хадисе сказано: «Не почувствует благоухания рая женщина, потребовавшая развод от мужа, если ей не причиняли вреда» (Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа).

Шариат наделил правом на развод только мужчин. Жена не может самостоятельно развестись с мужем. Причина этого предписания в том, что мужчины, как правило, более сдержанны и рассудительны в принятии серьезных решений, тогда как женщины более эмоциональны. Конечно, бывают исключения, но Божье установление от этого не меняется. А значит, мужчина обязан осознавать ответственность за сохранение семьи и проявлять благоразумие, не злоупотребляя данным ему правом. Если решение развестись принято, то претворить его в жизнь следует в строгом соответствии с нормами Шариата.

Прежде всего, нужно помнить, что развод нельзя объявлять в любое время. Если после завершения регул у жены супруги вступали в интимную близость, то необходимо дождаться очищения от следующих регул. Всевышний пожелал так для того, чтобы мужья не принимали поспешных решений и супруги имели возможность выправить сложившуюся ситуацию. Мужчина совершает грех, если объявляет развод в период менструации или в период очищения, если супруги имели близость после очищения. Но если муж не проявил благоразумие и объявил развод в неположенное время, то такой развод засчитывается. Сказанное относится к тем случаям, когда у жены регулярно повторяются месячные. Если женщина беременна или у нее нет месячных, то развестись с ней можно в любое время, независимо от того, когда супруги имели близость в последний раз.

Для объявления развода мужчине достаточно сказать жене: «Ты разведена» или «Я развожусь с тобой». Как объявление развода засчитывается и любое другое выражение, прямо указывающее на расторжение брака. Угроза «я разведусь с тобой», высказанная в будущем времени, не засчитывается за развод, если муж не связал ее с определенным условием. Но если он связал такую угрозу с условием, сказав, например: «Я разведусь с тобой, если ты без моего разрешения пойдешь в такой-то магазин», — то при выполнении этого условия развод вступает в силу. А вот выражения типа «уходи из дома», которые не указывают прямо на развод, означают развод лишь в том случае, если муж произнес их с таким намерением. Если фраза «ты разведена» случайно сорвалась с уст мужа, например, когда он читал книгу на эту тему, и он не имел никакого намерения разводиться, то такая обмолвка не принимается во внимание. Но если муж решил пошутить и объявил жене развод ради забавы, то развод засчитывается. Подобные шутки могут дорого стоить. В хадисе сказано: «Три поступка воспринимаются всерьез, даже если они совершены в шутку: брак, развод и возобновление брака» (Абу Давуд, ат-Тирмизи, Ибн Маджа).

С момента объявления развода для жены начинается период выжидания, в течение которого она не может выйти замуж за другого мужчину. Этот период называется идда, и его продолжительность зависит от состояния женщины. Если разведенная женщина беременна, то идда продолжается до разрешения от бремени, даже если это случится на следующий день. То есть если муж объявил развод беременной жене, а она на следующий день родила ребенка, то супруги считаются окончательно разведенными и женщина имеет право выйти замуж за другого человека. Если же бывшие супруги решат восстановить отношения, то они должны сочетаться браком повторно с соблюдением всех условий.

Если женщина детородного возраста и у неё регулярно повторяются месячные, то ‘идда продолжается до очищения от третьей полной менструации (по мнению имамов Малика и аш-Шафи‘и) или до начала третьей менструации (по мнению имама Абу Ханифы). Но если муж объявил развод в нарушение установленных правил во время менструации, то эта менструация не принимается во внимание, и разведенная жена должна дождаться четвертого очищения. В том случае, если у женщины прекратились или вообще не начинались месячные, идда составляет три лунных месяца.

Особые предписания есть относительно развода в том случае, если супруги ни разу не имели близости и даже не уединялись. Всевышний сказал: «О вы, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (сура 33 «Полчища», аят 49)

. Выражение «до того, как вы коснулись их» указывает на интимную близость между супругами. Однако, по мнению большинства, женщина становится свободной сразу после объявления развода, если муж развелся с ней до того, как они вступили в интимную близость, и до того, как они остались наедине в помещении, где не было взрослых или сознательных детей. В этом случае женщина не должна выжидать идду, имеет право на половину махра и может сразу выйти замуж, если кто-то другой сделает ей предложение.

Во время идды разведенная женщина должна находиться в доме мужа и имеет право на материальное обеспечение с его стороны. Муж в этот период имеет право вернуть жену, если решит, что они могут сохранить семью и жить счастливо. Согласия жены или ее опекуна на возобновление брака в данном случае не требуется, как и не требуется повторной выплаты махра. По мнению большинства законоведов, в том числе ханафитов и ханбалитов, для возобновления брака и прекращения идды супругам достаточно вступить в близость. Если муж поцеловал или приласкал жену с намерением вернуться к совместной жизни, то это также считается возобновлением брака. По мнению большинства законоведов, в том числе ханафитов и шафиитов, просить двух мусульман засвидетельствовать возобновление брака тоже не обязательно, но желательно, и сделать это можно после близости.

Может возникнуть вопрос: как тогда понимать аят «Когда для них наступит установленный срок, оставьте их у себя по-хорошему или же отпустите по-хорошему и призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас» (сура 65 «Развод», аят 2)

? Свидетели нужны, особенно если супруг тяжело болен и может умереть, ибо если возобновление брака не установлено, то разведенная жена не наследует мужу. Тем не менее улемы относят наличие свидетелей к желательным предписаниям, так как муж принимает решение о возобновлении брака в одностороннем порядке. Это право мужа, а не договор, и пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказав Ибн ‘Умару вернуть жену, не велел ему призвать двух свидетелей (ал-Бухари и Муслим).

Если муж вернул жену в течение идды, то они остаются законными супругами и могут жить, как и прежде. Но мужу непозволительно возвращать жену после развода больше двух раз. В доисламские времена арабы разводились и возвращали жен без всяких ограничений. Коран же ограничил число неокончательных разводов двумя: «Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму» (сура 2 «Корова», аят 229)

. Если после возобновления брака муж по какой-то причине снова примет решение развестись, он может вернуть жену во второй раз. Но после этого от окончательного развода супругов отделяет лишь одно выражение «ты разведена».

Если муж не вернул жену в течение первой или второй идды, то супруги разводятся окончательно. По истечении периода выжидания мужчина и женщина должны расстаться и соблюсти все требования развода. Муж не имеет права требовать назад махр, который он дал жене при бракосочетании, или подарки, которые он сделал за время совместной жизни. Если муж не выплатил жене махр полностью, он обязан сделать это сразу после окончательного развода, если только бывшая жена не простит ему этот долг или часть его. Причем опекун бывшей жены не имеет права простить этот долг, потому что махр принадлежит женщине и опекун не вправе распоряжаться им без ее согласия.

Если по истечении идды после первого или второго разводов бывшие муж и жена захотят снова сойтись, они обязаны заключить повторный брак с соблюдением всех его условий — с согласия невесты и ее опекуна, в присутствии двух свидетелей и договорившись о новом махре. В этом случае предыдущие разводы не аннулируются. Если повторный брак заключен после первого развода, то после одного следующего развода, если такое случится, муж еще может вернуть жену. Но если повторному браку предшествовали два развода, то следующий развод станет для супругов окончательным.

Если муж дает развод в третий раз, то с этого момента супруги разведены окончательно. Их брак прекращается, и они больше не имеют права жить вместе. Они даже не имеют права вступить в повторный брак с обоюдного согласия до тех пор, пока женщина не выйдет замуж за другого мужчину и тот не разведется с ней после того, как они вступят в близость (сура 2 «Корова», аят 230). Только в этом случае бывшие муж и трижды разведенная жена могут снова вступить в брак с соблюдением всех условий. Причем пророк, мир ему и благословение Аллаха, строго запретил заключать фиктивные браки с трижды разведенной женщиной, чтобы она могла снова выйти замуж за бывшего мужа. В хадисе, переданном Абу Давудом, ат-Тирмизи и Ибн Маджой, даже сообщается, что он проклял мужчин, которые женятся на женщине с таким намерением. Поступать так нельзя даже в том случае, если женщина не знает о намерении мужчины, который хочет потом развестись с ней и сделать ее свободной для бывшего мужа.

Знание этих положений Шариата обязательно для всех, кто создает семью. Многие люди слышали о том, что развод в исламе объявляется трижды, но не понимают смысл этого предписания. Одни торопятся и объявляют развод в неположенное время, когда у женщины месячные кровотечения или после супружеской близости в период очищения. Так поступают даже некоторые из тех, кто ратует за чистоту ислама и противится любым новшествам. А ведь такой поступок считается ересью и грехом, хотя и засчитывается за развод. Другие полагают, что после первого развода обязательно вернуть жену в течение идды, чтобы потом развестись с ней во второй раз, а потом в третий раз. В действительности же, как мы уже отметили, если муж не возобновляет брак до истечения идды, то супруги считаются полностью разведенными и больше не могут жить вместе. Однако, в отличие от третьего развода, у них остается шанс сойтись снова, заключив повторный брак. Третьи думают, что даже после первого развода супруги не могут жить вместе, и отправляют жену в родительский дом, тогда как Коран запрещает поступать так, если только жена не совершила порочный поступок. Наконец, некоторые считают, что развод вступает в силу, только если объявить его три раза подряд. Поступая так, они ослушаются Всемилостивого Господа и грешат против себя и против своих семей.

По мнению большинства улемов, включая имамов четырех мазхабов, развод, объявленный трижды, является окончательным и обязывает супругов немедленно расстаться. Это касается тех случаев, когда муж трижды произносит слова, указывающие на развод, с намерением дать тройной развод. Это очень важный нюанс, ибо если муж повторил фразу «Мы разведены» несколько раз, подразумевая только один развод, то это засчитывается за один развод. Лишь немногие законоведы, в том числе шейхульислам Ибн Таймиййа, полагали, что из трех разводов, произнесенных кряду, засчитывается только первый. Аргументы большинства улемов, на наш взгляд, более убедительны, и среди них я хотел бы о (сура 65 «Развод», аят 1)

, то есть может случиться, что за время идды супруги помирятся и дальше будут жить счастливо. По мнению многих комментаторов, согрешить против себя при объявлении развода — значит лишить себя шансов на сохранение семьи. Это именно тот случай, когда мужчина объявляет тройной развод, после которого супруги расстаются без идды.

Вызывает сожаление тот факт, что в последнее время все больше мусульман недооценивают серьезность брака и значение семьи. Они легко создают семью и так же легко разрушают ее без серьезной на то причины, из-за мелочей или незначительных конфликтов. Некоторые мужья даже устраивают скандалы, которые приводят к разводу, из-за того, что жена приготовила невкусную еду, не погладила рубашку вовремя или навестила родителей по необходимости. В гневе они объявляют три развода кряду, не оставляя шансов для примирения. Они ослушаются Аллаха и Его посланника, мир ему и благословение Всевышнего. Они идут на поводу у шайтана и потворствуют своей страсти. Они разбивают сердца и ломают судьбы сестрам, зачастую оставляя их ни с чем. Многие наивные девушки выходят замуж за верующих только потому, что полагаются на их порядочность. Они неопытны и не просят для себя достойный махр, который стал бы для них утешением в случае развода или даже удержал бы мужа от неразумного поступка. А в результате им остается лишь горечь сожаления и разочарования.

Но не только мужья порой безответственно относятся к своим семьям. Бывает и так, что жена требует развода у мужа без серьезной причины, совершая тяжкий грех. А что делать женщине, если у нее есть основания для развода? В этом случае она прежде всего должна обратиться за помощью к Аллаху и обсудить вопрос со своим мужем. Если они не придут к взаимопониманию, то ей следует обратиться к родственникам, чтобы мудрые и благоразумные люди из семей мужа и жены помогли им разрешить противоречия. Если эти усилия тоже окажутся безуспешными, она может потребовать развод. В случае, если муж откажется развестись, она может потребовать расторжения брака с выплатой материальной компенсации. В шариате это называется хул.

Для требования развода необязательно, чтобы женщина была в состоянии очищения. В качестве компенсации она может отдать махр, полученный при бракосочетании, или часть его или нечто большее. В любом случае размер компенсации определяется соглашением между супругами. Но мужчина не должен злоупотреблять своим положением, и для него лучше пойти навстречу жене, если брак больше не делает их обоих счастливыми. В Коране сказано, что простить жене часть махра ближе к праведности и благочестию (сура 2 «Корова», аят 237).

Первый подобный случай в истории ислама произошел с женой Сабита ибн Кайса. Она пришла к пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: «О посланник Аллаха! Я не упрекаю Сабита бин Кейса в недостатке благонравия или набожности, но я не хочу оказаться неблагодарной после обращения в ислам». Посланник, мир ему и благословение Аллаха, спросил ее: «Ты вернешь ему сад?» Она ответила: «Да». Тогда он сказал: «Получай обратно свой сад и дай ей развод» (ал-Бухари).

Что же может быть основанием для требования развода? Женщина может потребовать развод, если муж обращается с ней грубо, бьет или оскорбляет ее, если он безосновательно лишает ее материального обеспечения и подолгу не приближается к ней или если она опасается, что не сможет быть хорошей женой из-за его дурной внешности, скверного характера и т. п. Женщина также может потребовать развод, если испытывает неприязнь к мужу из-за его тяжких грехов, таких как пренебрежение молитвой или супружеская измена. Но если муж совершает меньшие грехи, то ей следует не разрушать семью, а приложить усилия для того, чтобы исправить его недостатки. Если муж не соглашается на расторжение брака с компенсацией, то женщина может обратиться с иском в суд. Кади может расторгнуть брак по требованию жены, если она обоснует свой иск, даже если муж не явится на заседание суда. Интересы женщины в суде может представлять ее адвокат, если она по каким-то причинам не хочет присутствовать при рассмотрении иска.

Если брак расторгнут по требованию жены с выплатой компенсации, то идда составляет лишь одну полную менструацию. То есть женщина может выйти замуж после очищения от первой полной менструации. Это мнение подтверждается историей жены Сабита ибн Кайса, переданной Абу Давудом и ат-Тирмизи, и в свое время такое же решение вынес халиф ‘Усман ибн ‘Аффан. Многие считали, что при хуле период ожидания длится до очищения от третьей полной менструации, но это мнение слабое и противоречит ясному хадису.

После хула муж не получает право вернуть жену в течение идды. На этот счет между улемами нет разногласий. Отсюда видно, что между хулом и разводом есть существенные различия. Первое — развод объявляется мужем и происходит по его согласию, а хул возможен вопреки желанию мужа. Второе — при хуле муж не получает право на возобновление брака. Третье — при хуле период выжидания составляет один менструальный цикл, а не три. Из-за этих различий некоторые имамы считали хул расторжением брака и не засчитывали его за один из трех допустимых разводов, даже если, принимая компенсацию, муж озвучил развод. Кое-кто может спросить: к чему углубляться в такие подробности? Что это нам дает? Сразу скажу, что данный вопрос имеет практическое значение. Если муж объявил жене два развода и вернул ее после них, а потом она расторгла брак, вернув ему махр, то они могут повторно вступить в брак. Иными словами, у них остается право на третий развод. Это мнение ‘Усмана ибн ‘Аффана, Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, а также имама Ахмада. Ему же отдал предпочтение шейхульислам Ибн Таймиййа. И хотя на этот счет есть серьезные разногласия, и большинство законоведов приравнивают хул к разводу, первое мнение представляется более убедительным. А Аллах знает лучше!

Помните же, дорогие братья и сестры, что брак с порядочным и праведным человеком — это огромное благо, которое нужно ценить и умножать. В определенных ситуациях развод оказывается разумным решением, но чаще всего этому предшествуют неразумные поступки. Аллах обязательно создает выход из трудного положения для тех, кто избегает грехов и молит Его устроить мир в его доме. И мы молим Аллаха защитить мусульман и их семьи от всего дурного, чтобы мужья добивались успеха и ценили своих жен, а те воспитывали детей и поддерживали своих мужей! О Аллах, Господь наш, Ты бесконечно далек от любых недостатков! Хвала Тебе, Господи, и нет божества, кроме Тебя, а мы всего лишь грешные рабы Твои, нуждающиеся в Твоей милости и в Твоем прощении.

Условия для развода и расторжения никаха

Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.

Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.

Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.

В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.

В каких случаях женщина может требовать расторжения брака?


Супруга в исламе сравнительно обделена в правах.

Супруге дозволяется инициировать развод только в случаях измен мужа, и когда он не соблюдает моральные нормы.

При этом женщина обязательно должна доказывать, что мужчина является не очень хорошим семьянином или плохим мусульманином. Если ее доводы не смогут убедить судью, ей не позволят развестись.

Когда жена может сама подать на развод

В мусульманском мире женщины также могут потребовать развода. Однако для этого необходимы очень веские причины.

Например, если супруг не обеспечивает семью или имеет какие-то изъяны, которые он скрывал до брака. Или он не выполняет свои мужские обязанности. Уважительными причинами считаются:

  • сумасшествие;
  • кастрация или импотенция;
  • зависимость от алкоголя или наркотиков;
  • слишком близкое родство супругов;
  • исчезновение мужчины;
  • долгое нахождение в плену или в тюремном заключении;
  • бесплодие.

Если имеется любая из указанных причин, то женщина может обратиться в шариатский суд.

Кроме обычного талана, исламом предусмотрен еще и развод-хула, который может инициировать женщина. Его проводят, если мужчина добросовестно выполняет все свои обязанности, но женщина все чувства к нему утратила и не желает оставаться его женой. Если женщина хочет развестись, то она выплачивает мужу определенную сумму и получает свободу.

Мужчины может передать право на талан своей жене. Оно передается устно, письменно или через доверенное лиц. Иногда это делается с определенным условием. Например, оговаривается, что супруга может быть свободна, если ее муж нарушит какое-то правило или обет.

Материальное содержание жены после развода

В исламе серьезное внимание уделяется материальным отношениям супругов. Не является исключением и процедура развода.

Мужчина обязан содержать супругу во время идды. Также она может рассчитывать на получение подарка после развода. Богословы спорят, является ли он жестом доброй воли или обязанностью со стороны мужчины.

Дальнейшее содержание женщины зависит от наличия детей. Если они есть, то муж обязан оказывать помощь. Стандартом считается обеспечивать своих детей материально до их совершеннолетия.

Как предотвратить развод в исламе

В Коране прямо говорится, что развод ненавистен Богу. Нельзя разорвать священные узы брака только из-за того, что жена надоела или просто перестала нравиться. Мусульманин должен уважительно относиться к своей жене, запрещено проявлять к ней агрессию, а тем более физическое насилие. Женщине в случае возникновения конфликтов в семье не рекомендуется отказывать мужчине в близости.

Ислам требует от супругов приложить все усилия для сохранения семьи, потому что в случае развода страдают не только они, но и дети, друзья, родственники. Недаром у мусульман придумана процедура с тремя разводами. Она дает мужчине и женщине дополнительное время на обдумывание. Если один из супругов подрывает брак, то второй – обязан приложить все силы, чтобы сохранить его.

Но если примирение все же невозможно, то расставаться следует мирно, не усугубляя развод ссорами. Нередко в исламе талак называют «развязыванием узла». Также предписывается после развода позаботиться о детях.

Серьезность и ответственность в семейных делах мусульман

Передается от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха ﷺ сказал:

ثَلَاثٌ جَدُّهُنَّ جَدٌّ، وَهَزْلُهُنَّ جَدٌّ: النِّكَاحُ، وَالطَّلَاقُ، وَالرَّجْعَةُ

«Три вещи действительны вне зависимости от того, всерьёз они совершаются или нет. Это заключение брака, развод и возвращение жены после развода

» (Абу Дауд 2194).

Тоже самое относится и к гневу. Давать талак или возвращать жену нужно хорошо всё обдумав, с холодной головой

.

Когда развод в исламе не имеет силы

Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.

Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.

Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.

Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.

Несет ли ответственность жена перед мужем после развода

У женщины после развода нет никаких обязательств перед бывшим мужем. Она вольна жить, как захочет и искать новые отношения. Единственное, что может связывать бывших супругов – это общие дети.

Экс-супруг не может запрещать женщине выйти замуж повторно, а посещения возможны только с ее согласия. Если же мужчина начинает преследовать свою бывшую жену, то она вправе обратиться в правоохранительные органы или в суд.

Мужчина обязан содержать своего ребенка до совершеннолетия. При этом он имеет право решать, оставить ли его у женщины или доверить воспитание другим людям.

Кто может быть инициатором развода

Обычно инициаторами разводов являются мужья, но бывают случаи, при которых жена имеет полное право попросить разорвать отношения.


Женщина имеет право требовать развод в исключительных случаях

Как в исламе разводятся, и кто выступает в этом случае инициатором:

  • Женщина просит развод. При этом она должна произнести: «Теперь я одна» или «Я отделилась от тебя». Причиной в этом случае может быть бедность, неспособность мужа осуществлять супружеский долг или его недостойное поведение по отношению к ней.
  • Добровольное и обоюдное расторжение брака, которое у мусульман называется хульга. В этом случае супруги расходятся мирно без никакой вражды.
  • Инициатором является мужчина. Частый случай в исламе, причиной которого становится неверность жены, непокорность, отсутствие взаимопонимания или нелюбовь к супруге.

Если развод в исламе произошел по инициативе жены, то муж может потребовать обратно свадебный подарок. Если же разойтись хотел супруг, то он не имеет права претендовать на это.


Талак у мусульман проходит долго

Мнение богословов об обстоятельствах развода

Исламские богословы негативно относятся к разводу, но полагают, что иногда он является необходимой мерой и меньшим из зол. В этом случае талан лучше провести как можно быстрее, по возможности сохранив между супругами добрые отношения.

Имам Бухари еще в IX веке писал о здравомыслии супругов, которые принимают решение о разводе. В своем трактате он выделил целую главу, посвященную расторжению брака в состоянии ярости или сильного гнева. Мудрец полагал, что подобный талак недействителен. Также богослов считал, что не могут отвечать за свои действия люди, находящиеся в состоянии помешательства или опьянения.

Сподвижник Пророка Ибн Аббас называл талак, который объявили в состоянии опьянения, ничтожным. Он полагал, что человек в подобном состоянии не обладает рассудком и волей.

Возможные причины развода

Развод у мусульман без отсутствия причины порицается и противоречит их религии. Для такого крайнего поступка должны быть веские основания, среди них:

  • Наличие болезни или уважительная причина. Сюда относят обнаруженные только после замужества родственные связи между супругами. Причиной развестись выступает наличие у одного из супругов венерического или психического заболевания.
  • Нехватка денег на еду, одежду и другие потребности. По правилам ислама мужчина должен обеспечивать свою семью. Если же этого ему не удается, жена имеет право потребовать развода.
  • Частое отсутствие мужа или его пропажа без вести. В этом случае тоже допускается попросить расторжения брака, чтобы не начались сплетни и слухи.
  • Отсутствие взаимопонимания, упреки и постоянные ссоры. Обижать друг друга могут начать словесно, но позже перейти к физическим действиям.
  • Отсутствие интимной близости. В результате этого у молодой пары не будет семьи вовсе. Такие проблемы не выставляют напоказ, а решают в узком кругу родных.
  • Неверность одного из супругов. Это считается грехом, и непозволительно в семейных отношениях. Именно в таком случае талак обычно спасает от дальнейшего морального падения и осуждения обществом.

ЧИТАТЬ

Можно ли восстановить отношения после измены

О том как разводятся мусульмане люди других религий слышат мало. А все потому, что в исламе очень чтят семейные ценности и отрицательно относятся к разводам.

Процент расторжений брака у мусульман гораздо ниже, чем в других религиях.

Как мусульманская религия подходит к вопросу развода

Как и большинство других религий, ислам придерживается традиционных ценностей. Поэтому к разводам он относится отрицательно. Однако он признает право супругов на подобное решение, но с серьезными оговорками.

Этим он решительно отличается от двух других великих монотеистических учений Ближнего Востока: иудаизма и христианства.

В Новом Завете развода нет вовсе, брачные узы считаются нерасторжимыми. Такая бескомпромиссность кажется чрезмерной, потому что требует от людей практически недостижимого морального совершенства. Когда семейные отношения разрушены, совместная жизнь приносит лишь страдания, которые лучше остановить.

В иудаизме процедура развода, наоборот, излишне проста. У евреев муж может развестись с супругой, если она ему перестала нравиться. Достаточно дать ей специальное письмо. Более того, развод с «плохой» женой считается обязанностью мужа. Женщина не может инициировать расторжение брака. Жена иудея имеет право просить суд развести ее, но для этого у нее должны быть очень веские причины. Муж может бросить жену, даже не дав ей письмо. В таком случае она останется без мужа и с непонятным статусом. Найти нового супруга ей будет крайне проблематично.

Можно сказать, что в вопросе разводов ислам, по сравнению с христианством и иудаизмом, выбрал «золотую середину». Мусульманский подход позволяет решать острые противоречия в семье, не доводя дело до крайностей. При этом он сохраняет ограничения и дает супругам время и возможность изменить свое решение. В Коране подробно выписана процедура расторжения брака.

Развод в мусульманском мире – это «предохранитель» от греховных ситуаций, на которые вынуждены идти люди, не способные получить в семье того, чего они хотят. Талак позволяет им найти новых партнеров и получить шанс на счастливую семейную жизнь.

Основные причины, почему мусульмане решают развестись?

В исламе существует такое понятие, как мубараах. В соответствии с ним супруги могут расторгнуть брак по взаимному согласию. Это самый простой способ выйти из официальных отношений.

Наиболее часто мубараах инициируется по следующим причинам:

  • ошибочный выбор супруга/супруги;
  • сватовство (вмешательство родителей);
  • взаимное неисполнение супружеских обязанностей;
  • не очень хорошее материальное положение;
  • отсутствие доверительных отношений.

При этом предпочтительно, чтобы муж и жена обоюдно приняли соответствующее решение. Однако при желании мужчина может развестись с женой и без ее согласия.

В то же время женщина, согласно мусульманским традициям, не может этого сделать.

Развод в чрезвычайных и критических ситуациях

В исламе право на развод находится в руках мужчины. Считается, что он менее эмоционален и способен более объективно оценить последствия этого серьезного шага. Однако и на него могут воздействовать критические или необычные ситуации.

Пошутил о разводе

Вопросы брака – важная часть ислама, поэтому шутки о разводе, мягко говоря, не приветствуются. Они расцениваются, как пренебрежительное отношение к заповедям Всевышнего, что в исламе считается недопустимым. Правила талака записаны в Коране и Сунне, поэтому они заслуживают серьезного отношения. При этом развод, даже объявленный в шутку, считается действительным.

Дал развод будучи в алкогольном опьянении

Талак в состоянии опьянения признается в исламе действительным. Считается, что человек должен сам нести ответственность за свое состояние. В Коране пьяным запрещается даже возносить молитвы, поскольку в таком состоянии люди не понимают их сути. В отношении развода учитываются причины опьянения. Если оно вызвано запрещенными веществами, типа алкоголя или наркотиков, то талак признается действительным.

Развод, данный по принуждению

Развод, объявленный против воли человека, считается недействительным. Так считает большинство мусульманских богословов. Если талак сделан под угрозой насилия, то его можно не выполнять. Прямые указания на этот счет можно найти в Коране.

Развод, данный при смерти

Если развод дан в момент тяжелой болезни, но мужчина находился в здравой памяти и рассудке, то он считается абсолютно действительным. Это важный момент, который влияет на вопросы наследства и дальнейшего юридического статуса женщины.

Бывает, что мужчина в тяжелом состоянии дает развод женщине, чтобы лишить ее прав наследства. В этом случае он может быть признан недействительным.

В исламе разрешен развод. Это право имеют оба супруга, но обычно им пользуется мужчина. Развод у мусульман считается крайней мерой, на нее идут, если нет никаких возможностей сохранить брак. Талак – это сложная процедура, состоящая из нескольких этапов. Развод признается легитимным только в случае их полного и добросовестного выполнения. Расторжение брака без причины считается в исламе серьезным грехом и оскорблением Всевышнего.

Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены

Аллах говорит в Кур’ане:

فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ

«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)

Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания

.

Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.

عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»

Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:

«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!»

(Абу Дауд 2186).

Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей.

Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.

Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]