Обязанность родителей по воспитанию детей
Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей регламентируются не только внутренним законодательством, но и международной конвенцией ООН «О правах ребенка».
Любой человек старается донести до собственного ребенка простую истину о том, что он обязан отвечать за свои совершенные поступки и действия. Правда, зачастую даже родители забывают о том, что они должны нести собственную ответственность за собственных детей, и умышленно перекладывают личные обязанности на учителей, воспитателей или самих детей.
В ст.63 СК РФ рассматриваются главные обязанности родителей, которые касаются воспитательного и образовательного процессов. В соответствии с закрепленными положениями, родители несут ответственность за воспитание несовершеннолетних. Поэтому для начала необходимо разъяснить, что же включает в себя сам термин «ответственность родителей за воспитание». Это понятие состоит из нескольких основных моментов:
- Забота о всестороннем развитии ребенка, а в частности, в духовном, психологическом и физическом аспекте. Родители обязуются предоставить ребенку возможность в получении общего образования, и все дети обязаны посещать образовательные учреждения;
- Защита интересов ребенка. Родители выступают официальными представителями интересов собственного ребенка перед законом. Поэтому при возникновении необходимости они обязаны отстаивать его интересы и защищать права;
- Обеспечение безопасности. В соответствии с этим моментом, родители должны обеспечить ребенку безопасную среду для развития и жизни, при этом, не используя физические наказания и моральное давление в качестве инструментов контроля;
- Материальное обеспечение ребенка. До того момента, как ребенок не достигнет возраста совершеннолетия (18 лет), родители обязаны его содержать;
- Воспитание ребенка. В этой категории особенное внимание стоит уделить ответственности родителей за поведение детишек, поскольку их воспитательный процесс в дальнейшем найдет свое отражение на поведении ребенка не только в семье, а и в социуме.
Конвенция о правах ребенка, а также внутренние нормативы российского законодательства предусматривают, что основную ответственность в плане воспитания детей несут именно родители, и интересы ребенка обязательно должны стоять на первом месте для его отца и матери.
Если же будет установлено, что обязанности родителей выполняются недолжным образом или же имеет место нарушение прав ребенка, то в этой ситуации ответственность родителей может стать юридической. Практически в каждом сегменте права имеются положения, которые регулируют ответственность родителей перед своими детьми:
- Гражданская правовая база (ст.1073-1075 ГК РФ);
- Административное право (ст.5.35 КоАП РФ);
- Семейное право (ст.69, 73 СК РФ);
- Уголовное законодательство (ст.156 УК РФ).
В перечисленных выше положениях и нормативах предусмотрены меры ответственности родителей за ненадлежащее выполнение личных обязанностей в отношении к собственным детям.
Рассмотрение сообщений Комитетом
Резолюцией Генассамблеи ООН от 19.12.2011 г. был принят Факультативный протокол к Конвенции о защите прав ребенка, который регулирует рассмотрение сообщений Комитетом. Сообщение — это жалоба лица на действия своего государства, нарушающие права, предусмотренные Конвенцией. Комитет рассматривает сообщение, если оно отвечает следующим условиям:
- не анонимное;
- оформлено в письменном виде;
- совместимо с требованиями Конвенции и протоколов;
- поставленный вопрос еще не рассматривался Комитетом или в порядке другой процедуры международного урегулирования;
- достаточно обосновано;
- исчерпаны все государственные средства защиты, или очевидно, что предоставление помощи затягивается;
- сообщение поступило в течение года после того, как закончились внутригосударственные средства защиты.
Комитет рассматривает полученные сообщения на заседаниях. После этого он направляет свои соображения государству, в отношении которого поступила жалоба. Основной принцип разрешения конфликтов — это дружественное урегулирование спора, основанное на уважении обязательств, утвержденных Конвенцией. Если существует угроза нанесения непоправимого вреда жертве нарушения, Комитет может просить государство о введении временных мер. Такая просьба может быть направлена еще до вынесения решения по жалобе.
Право родителей на обучение своих детей
Важной составляющей воспитательного процесса, в результате которого ребенок формируется как личность, выступает получение им общего образования. Обязанность родителей по обеспечению своим детям права на получение качественного образования закреплено в Конституции РФ (п.4 ст.43).
В соответствии с п.2 ст.63 СК была узаконена конституционная норма относительно действующих обязанностей родителей на обеспечение получения общего образования своими потомками. Кроме того, предполагается, что образование должно в обязательном порядке обеспечить формирование у каждого ребенка адекватной картины мира, которая соответствует современной степени знаний. Это поможет сформировать личность ребенка и обеспечит моделирование поведенческой модели, которая будет приемлема не только для семьи, а и в целом для общества.
Непосредственно само образование направляется на достижение таких основных целей, как:
- Развитие личности и формирование нормального поведения ребенка в социуме;
- Развитие личностных талантов и распознание способностей ребенка;
- Воспитание у ребенка понятия уважения к человеческим правам и основным свободам личности;
- Формирование уважительного отношения к культуре и традициям не только своей страны, но и всех государств мира;
- Развитие нормального уважительного отношения к основным правовым нормам;
- Подготовка ребенка к сознательной жизни в плане взаимного равноправия и уважения;
- Бережливое отношение к природе.
Общее образование является обязательным, и если родители не в состоянии обеспечить выполнение этого права, то в соответствии с действующим законодательством они могут понести ответственность. При этом стоит уточнить, что право родителей на выбор образовательной программы считается непрекословным. Следовательно, именно родители решают, каким образом их дети будут получать общее образование – в специальных образовательных заведениях или же на дому.
Права, прописанные в акте
Условно все права, которыми обладают дети и которые закреплены в вышеуказанном документе можно разделить на 4 большие группы.
Основные права ребенка согласно Конвенции
Права, связанные с развитием
Указанная категория прав способствует и направлена на развитие как личности, способствует раскрытию его потенциала. В качестве примера можно привести следующие права на:
- образование;
- участие в массовых мероприятиях;
- предпочтения вероисповедания;
- получение информации.
Права, дающие защиту
Данная категория прав гарантирует детям защиту от насилия и эксплуатации. В качестве примера можно привести следующие права на:
- защиту от насилия и телесных повреждений;
- неучастие в вооружённых конфликтах;
- недопустимость использования и эксплуатации;
- защиту от трудовой эксплуатации.
Права, связанные с участием
То есть такие, которые закрепляют равноправие участия в жизни общества. Например, следующие права на:
- формулирование собственного мнения;
- участие в ассоциациях;
- участие при решении проблем, касающихся решения вопросов, относящихся к их жизни и развитию.
Права на жизнь
К таковым можно отнести следующее:
- достойное жильё;
- обеспечение питанием;
- получение должной медицинской помощи.
Передача ребенка на воспитание другим родственникам
Главной обязанность любого родителя является обеспечение образовательного и воспитательного процесса для собственных детей. Если по каким-то причинам родители не обеспечивают соблюдение прав ребенка, то они могут быть их лишены, а ребенок будет передан под ответственность близких родственников, которые выступят в роли опекунов, приемных семей или же государства.
По закону передача ребенка на воспитание иным родственникам может быть осуществлена только в отношении тех детей, которые остались без опеки и попечительства со стороны собственных родителей. Зачастую, подобное возникает в тех ситуациях, когда родители были лишены действующих родительских прав, или же по каким-то причинам не имеют возможности выполнять обязательства по отношению к ребенку.
Приоритетное право на воспитание ребенка имеют его биологические родители. И если они лишаются этого права, то обязанность по воспитанию и образованию детей может быть возложена на ближайших родственников, но исключительно по их письменному согласию и разрешению органов опеки и попечительства.
Если в настоящий момент осуществлена передача ребенка на воспитание родственникам, то стоит понимать, что основные права и свободы ребенка никуда не исчезают, а все обязанности в отношении несовершеннолетнего будут переданы его опекунам.
Что касается вопроса материального обеспечения, то при передаче ребенка близким родственникам, на них ложится обязанность по полному обеспечению и содержанию ребенка. Впрочем, по закону, опекуны имеют право на получение финансовой помощи от государства.
Стоит заметить, что передача ребенка на воспитание в другую семью не может быть произведена в одностороннем порядке. Это возможно исключительно по ходатайству органов опеки и попечительства, по письменному заявлению опекунов и при помощи судебных инстанций. Именно суд примет окончательное решение и подтвердит переход родительских обязанностей на опекуна.
Медицинское обеспечение
Что касается охраны здоровья, в права ребёнка в Конституции РФ имеются и пункты относительно охраны здоровья. В них говорится, что каждый несовершеннолетний обладает всеми правами и свободами в области медицинской помощи. Он может:
- Лечиться и проходить наблюдение в диспансере.
- Пользоваться льготными условиями по питанию и медицинской помощи.
- Получать информацию о своем состоянии здоровья в такой форме, которая, согласно защите прав детей, доступна его возрасту.
- Учиться и трудиться в тех условиях, которые исключают неблагоприятное воздействие на его здоровье разных факторов.
Что очень важно, защита прав ребёнка в РФ позволяет несовершеннолетним, достигшим 15-летнего возраста, добровольно согласиться или отказаться от медицинского вмешательства в письменной форме.
Затраты на здравоохранение в РФ.
Конвенция о правах ребенка
Конвенция ООН о правах ребенка – это специализированный юридический документ, который играет международную роль и предопределяет права несовершеннолетних детей, которые должны быть гарантированы в странах-участницах подписания документа. Участниками процесса подписания документа стали все страны ООН, кроме США. Конвенция ООН о правах ребенка выступает базовым нормативным актом, который охватывает полный спектр правовых гарантий несовершеннолетним лицам.
Конвенция ООН о правах ребенка включает 54 статьи, которые подробно рассматривают индивидуальные свободы и права всех граждан, возраст которых может варьироваться от момента рождения до 18 лет (совершеннолетие в различных странах может ограничиваться различным возрастом).
Конвенция ООН о правах ребенка, первая ее часть полностью расшифрует понятие слова «ребенок», а также регламентирует верховенство интересов и базовые права и свободы детей. Вторая часть документа Конвенция ООН о правах ребенка уточняет особенности структуры и функции Комитета по правам ребенка, а также возлагает на государственные органы задачу по реализации решений данного учреждения. Третья часть Конвенции ООН о правах ребенка фиксирует пути разрешения различных процессуальных правовых проблем органами государственной власти, которые возникли в процессе применения статей данного документа.
Конвенция ООН о правах ребенка была составлена в соответствии с базовыми демократическими принципами, среди которых:
- Отсутствие любых видов дискриминации. Конвенция ООН о правах ребенка запрещает пренебрежение ребенка по различным индивидуальным признакам: национальной принадлежности, языку, религиозным предпочтениям, этническому происхождению и социальному положению, состоянию здоровья, политическим взглядам и личным предпочтениям;
- Верховенство интересов. Конвенция ООН о правах ребенка регламентирует соблюдение интересов несовершеннолетних в процессе принятия любых решений, которые касаются жизни детей;
- Наивысшее качество жизни, развитие и защита. Общество и государственные органы должны гарантировать несовершеннолетним лицам полноценную реализацию физического, социального и духовного потенциала;
- Всяческое участие в жизни подрастающего поколения: родители, взрослые граждане и государственная власть должны постоянно участвовать в принятии любых решений, а также добиваться учета мнения при решении дальнейшей судьбы малолетних граждан.
Конвенция ООН о правах ребенка гарантирует несовершеннолетним возможность получения бесплатного базового образования. Для воплощения целей документа государственные органы стран-участников должны развивать различные виды и ступени образовательной системы. Конвенция ООН о правах ребенка также включает статьи о воспитании детей в семье. Процесс воспитания детей должен контролироваться родителями или законными опекунами, которые должны полностью соблюдать все требования и интересы ребенка.
Международная конвенция, в которой уточнены базовые права и свободы детей из стран-участниц подписания документа, выступает новаторским решением проблемы всесторонней реализации подрастающего поколения. Многие из прав в данном документе были внесены впервые, поэтому соблюдение базовых статей конвенции обеспечивает полноценное развитие личностных и физических качеств детей, достойное воспитание уважения к обществу и окружающей среде.
Цель международного документа
Основная цель Конвенции – а именно обеспечение максимальной защиты прав, свобод и интересов детей – неоднократно была названа в документах, предопределивших её создание. В числе таких документов можно назвать Женевскую декларацию прав ребенка, которая была принята в 1924 году; Декларацию о правах ребенка, Декларацию прав человека и прочие.
Кроме того, целью создания Конвенции как международного документа является признание его всеми странами, входящими в состав Организации объединенных наций. Для стран, подписавших Конвенцию, она имеет статус закона.
Общее обязательное образование
В соответствии с главными конституционными нормами и основными законодательными положениями, все граждане России имеют право на получение общего образования. Это право наступает для всех в детском возрасте, и должно быть обеспечено родителями ребенка.
В соответствии с законом «Об образовании в РФ» обязательным считается начальное, основное и среднее образование. Таким образом, в соответствии с данным нормативом, все дети обязаны ходить в школу и получать общее образование, а на их родителей накладывается обязательство по контролю за выполнением этого права.
При этом закон предусматривает, что именно родители имеют право решать, каким образом их дети будут получать основы образования. По решению родителей, ребенок может получать образование в домашних условиях или же в общеобразовательных заведениях государственного или частного образца. При этом стоит отметить, что прохождении домашнего обучения должно быть согласовано с органами опеки, дабы в будущем не возникли никакие сложности.
Автор статьи
Основные положения
Конвенция состоит из трёх частей. Основная информация о правах детей находится в первой части.
Государства-участники принимают все меры для осуществления прав детей в данной Конвенции, обеспечивают защиту и заботу. Главная ответственность ложится на родителей при воспитании и развитии своих детей.
Документ в первых статьях раскрывает понятие «ребёнок». Им является человек, которому не исполнилось 18 лет (исключением могут быть дети, достигшие совершеннолетия ранее этого возраста согласно закону государства-участника). А также к понятию относится любой несовершеннолетний человек, независимо от пола, расы, языка, цвета кожи, религии, политических и других убеждений.
Необходимо знать права для защиты каждого несовершеннолетнего. В статьях указаны права:
- на жизнь и здоровое развитие;
- на имя, гражданство, а также на знание родителей и их заботу;
- на индивидуальность;
- право не разлучаться с родителями, кроме случаев, когда это необходимо для блага;
- пересекать границы, если дети и родители живут в разных странах;
- на собственные взгляды, независимо от возраста;
- свободно выражать мнение, если нет вреда государству и обществу;
- на свободу религии;
- на свободу ассоциаций и собраний, если это не нарушает безопасность;
- на жизнь без произвольного и незаконного вмешательства;
- на свободный доступ к информации, направленной на духовное и моральное благополучие, а также физическое и психологическое развитие;
- (образование должно развивать личность и таланты);
- пользоваться культурой, религией и языком для этнических, религиозных и языковых меньшинств;
- на отдых и досуг, культурную и творческую деятельность.
Стоит отметить, что государства-участники защищают детей от ряда сложностей: эксплуатации и опасной работы, употребления наркотических и психологических веществ (производство и торговля), любых форм сексуальных действий, похищения, торговли, а также пыток и жестокого обращения.
Существует особая защита для некоторых специфических лиц, таких, как беженцы, дети с физическими и психологическими недостатками, находящиеся на попечении и усыновленных.
Если дети сами совершили правонарушение, они имеют право на гуманное обращение со стороны любых лиц. При лишении свободы должны иметь доступ к правовой помощи и возможности связаться с семьёй.