Вправе ли прокуратура проверить, как УО соблюдает требования ТК РФ


Органы прокуратуры проверяют работу УО на основании поступившей информации о нарушении закона

Каждая управляющая организация сталкивается с проверками прокуратуры. Ведомство проверяет, как компания ведёт претензионно-исковую работу, соблюдает ли требования закона о защите персональных данных, правильно ли делает начисления платы за жилищно-коммунальные услуги и много другое.

Прокурорские проверки проводятся в соответствии с нормами Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и с приказом Генеральной Прокуратуры РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина».

Согласно п. 6 приказа № 195, проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации, а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий.

Это происходит после поступления в прокуратуру информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

В соответствии со ст. 22 № 2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов и материалов, статистических и иных сведений.

Как УО работать с предостережением, представлением или предписанием

Провокации конкурентов

«Любой может обратиться в прокуратуру и сообщить, о том, что в определенной компании возможны нарушения закона и попросить обратить внимание на работу организации», – объясняет Александр Трач. Могут ли этой возможностью воспользоваться конкуренты для того чтобы устранить соперника? Да, но есть небольшая деталь. Нужно действительно быть уверенным, что указанные нарушения имеют место быть на предприятии. В противном случае, заявителя по результатам проверки можно обвинить в клевете. Но на практике это происходит крайне редко, потому что в заявлении можно не утверждать точно, а говорить: есть основания полагать, что в данной организации возможны определены правонарушения. Прокуратура все равно должна будет отреагировать на это заявление и обратить внимание на деятельность фирмы. Очень часто такие механизмы работы приводят к встречным проверкам. То есть сторона, которая подверглась контрольным мероприятиям, обращается в прокуратуру с призывом уделить внимание деятельности заявителя.

«В моей практике был случай, когда прокуратура становилась участником корпоративного спора. Для всех было очевидно, что спорят собственники одного бизнеса, но это были настолько серьезные оппоненты, что в разрешении конфликта приняли участие и государственные органы. Причем прокурор инициировал и принимал участие в судебных разбирательствах. Понятно, что когда на стороне одного участника выступает государственный орган, доверие к нему больше. Вызвала уважение беспристрастная позиция судьи: письменные обращения государственных органов в ее адрес с просьбой принять правильное решение по делу (какое именно хорошо читалось между строк) были признаны как не относящиеся к существу спора. Конфликт был разрешен, но время упущено: 9 месяцев судебных тяжб не позволили реализовать инвестиционный проект», – говорит Александр Трач.

Органы прокуратуры не вправе подменять иные надзорные государственные органы

В силу ч. 3 ст. 21 № 2202-1, решение о проведении надзорных мероприятий принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя организации не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются её цели, основания и предмет.

Согласно позиции, изложенной Верховным Судом РФ в постановлении от 16.06.2003 № 86-В03-2, законодательство не предоставляет прокурорам произвольного права на проведение проверок. Для проверки должны быть веские основания, оформленные надлежащим образом.

При этом, как отмечаетсяв ч. 2 ст. 21 № 2202-1, при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. При этом в повседневной деятельности управляющих организаций нередко возникают ситуации, когда органы прокуратуры проводят проверки на предмет нарушения трудового законодательства.

Согласно ст. 353 Трудового кодекса РФ, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, проводит федеральная инспекция труда. В ходе проверок она анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений (ст. 356 ТК РФ).

Таким образом, органом, уполномоченным проводить проверки организаций на предмет соблюдения трудового законодательства, является Государственная инспекция труда, а в полномочия прокуратуры такой вид контрольных мероприятий не входит.

Что делать УО, если её права нарушают: помощь от Генпрокуратуры РФ

Требования к жалобе

Согласно ст. 41 Закона № 248-ФЗ, досудебная жалоба должна содержать следующие обязательные позиции:

  • наименование контрольного (надзорного) органа, Ф.И.О. (при наличии) должностного лица, решение и/или действие (бездействие) которых обжалуются;
  • Ф.И.О. (при наличии), место жительства (место ведения деятельности) гражданина, либо наименование организации, место её нахождения, либо реквизиты доверенности и Ф.И.О. (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности;
  • желаемый способ взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
  • сведения об обжалуемых решении, действии (бездействии), которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица;
  • основания и доводы несогласия с решением, действием (бездействием) должностного лица (можно при наличии приложить подтверждающие документы либо их копии);
  • требования подавшего жалобу;
  • учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подана жалоба (если Правительством РФ не установлено иное).

Жалоба не должна содержать:

  • нецензурные либо оскорбительные выражения;
  • угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

К жалобе по её предмету можно приложить позицию:

  • Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, его общественного представителя;
  • уполномоченного по защите прав предпринимателей в регионе.

Ответ на эту позицию подавшему жалобу должен прийти в течение 1 рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Проверки соблюдения УО трудового законодательства – вне компетенции прокуратуры

Подобная ситуация возникла у управляющей организации из Ямало-Ненецкого автономного округа. В прокуратуру поступила жалоба от бывшего работника организации, поэтому ведомство решило провести внеплановую проверку УО.

Органы прокуратуры запросили у организации копии трудовых договоров, сведения о заработной плате, сведения о расторжении трудовых договоров и иные внутренние документы организации.

Юристы , клиентом которой является УО, в соответствии с запросом направили в прокуратуру все необходимые документы. Одновременно они составили и направили в прокуратуру Ямало-Ненецкого автономного округа жалобу. В ней юристы указали, что в данной ситуации орган прокуратуры вышел за пределы имеющихся у него полномочий, сославшись на:

  • ч. 2 ст. 21 № 2202-1;
  • постановлении ВС РФ от 06.06.2003 № 86-В03-2;
  • ст.ст. 353, 356 ТК РФ;
  • актуальную судебную практику.

В результате прокуратура в рамках данной проверки больше не совершала никаких действий. После жалобы юристов в интересах УО никаких требований от ведомства не поступало.

Как УО/ТСЖ построить эффективную работу юристов и сэкономить

Как обжаловать результат проверки

Заказчик вправе обжаловать в установленном законом порядке любое действие или бездействие, решение прокурора.

Результаты проверки обжалуются:

  • в досудебном или административном порядке (т.е. вышестоящему прокурору);
  • в судебном порядке.

При досудебном обжаловании заказчику следует обратиться в городскую или областную прокуратуру, где обжалуются действия и решения сотрудников районной прокуратуры. Жалоба подается в письменном виде в двух экземплярах. В ней указывается:

  • сведения о лице, которому она направляется на рассмотрение;
  • сведения о заявителе;
  • суть претензии с указанием времени обращения и сведений о сотруднике прокуратуры, который вынес неправомерное решение или нарушил права заявителя своими действиями или бездействием;
  • желаемые требования. К примеру, отмена неправомерного решения или восстановление заявителя в его законных правах.

Сроки досудебного обжалования законодательно не регламентированы.

Обжалование в судебном порядке касается постановлений, протестов и представлений:

  1. Постановление выносится прокурором, возбуждается дело об административном правонарушении и передается в суд. Судом выносится судебный акт, который заказчик вправе обжаловать в рамках Кодекса об административном правонарушении. Суд рассматривает обращение об обжаловании в течение 2 месяцев.
  2. В ситуациях, когда в рамках расследования надзорным органом выявлены нарушения и сорван контракт на поставку, представление прокуратура выдает для рассмотрения в течение 30 суток. Если заказчик отказывается принимать меры, дело передается в суд, где оно рассматривается в рамках Кодекса об административном судопроизводстве. На рассмотрение претензии в отношении представления суду дается три месяца.
  3. Обжалование протеста прокуратуры проходит по аналогии с представлением в рамках Кодекса об административном судопроизводстве.

Об авторе этой статьи

Александр Паршиков Практик, эксперт в закупках по 44-ФЗ, имеет большой опыт работы со стороны заказчика.

Другие публикации автора
  • 2021.06.16ОбразцыКак правильно внести поставщика в РНП: инструкция ФАС
  • 2021.04.06Документы заказчикаИнструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ
  • 2020.08.25Документы заказчикаМожно ли заключить договор после выполнения работ
  • 2020.08.11Документы заказчикаВзаимозаменяемость лекарственных препаратов: что это и как применять по 44-ФЗ

Виды жалоб, рассматриваемых в прокуратуре

Наиболее распространенными видами обращений, рассматриваемых органами прокуратуры является:

  • обращения в сфере ЖКХ (неправильный расчет коммунальных платежей, отказ в постановке на льготную очередь на жилье, непредоставление субсидий и др.);
  • обращения на нарушения трудового законодательства (невыплата заработной платы работодателем, непредоставление отпуска, незаконное увольнение);
  • обращения на нарушения органами государственной власти при исполнении своих полномочий (например, бездействие при рассмотрении письменных обращений заявителя и неполучение ответа, требование должностных лиц гос. органа предоставить документы, предоставление которых не предусмотрено законом и др);
  • обращения по вопросам следствия и дознания (например, обращения на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания и следователя при принятии, регистрации и рассмотрении сообщения о преступлении);
  • обращения по вопросам законности и обоснованности судебных постановлений по уголовным делам;
  • жалобы по вопросам привлечения к административной ответственности.

Справочно. В системе прокуратуры имеются транспортные прокуратуры, которые рассматривают обращения на нарушения законов на воздушном и железнодорожном транспорте, органами полиции на транспорте, а также таможенными органами.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]