Штрафы работодателю за иностранного работника в 2021 году: какие штрафы ждут работодателя за работу иностранных граждан без документов и за нелегальных работников без оформления

В современных реалиях экономики множество компаний и частных лиц в России прибегают к использованию труда иностранных работников для организации своей деятельности. Однако привлечение иностранного труда, с точки зрения процесса оформления и дальнейшего ведения учета иностранных кадров, значительно отличается от правил оформления граждан РФ и регламентируется специальным трудовым и миграционным законодательством, нарушение которых приводит к штрафу за привлечение иностранной рабочей силы.

Наиболее распространенные случаи нарушения миграционного и трудового законодательств работодателем и штрафы работодателю за нелегалов и иностранцев мы подробно рассмотрим в нашей статье.

Будем надеяться, что эта информация позволит работодателям избежать штрафа за привлечение иностранцев к работе в организации.

Для более удобного перемещения по странице вы можете воспользоваться навигацией:

  • Самые частые штрафы работодателю за иностранца и размер суммы штрафов
  • Штрафы работодателю за нарушение миграционного законодательства
  • Штрафы работодателю за нарушение трудового законодательства
  • Штрафы работодателю за нарушение условий охраны труда
  • Как узнать, есть ли у работодателя штрафы за иностранных работников

Штрафы за незаконное привлечение иностранца к работе

Нарушения, связанные незаконным привлечение иностранцев к работе, наказываются штрафами по ч. 1 и 2 ст. 18.15 КоАП РФ:

НарушениеШтрафы, руб.
На гражданНа должностных лицНа юридических лиц
Привлечение иностранца к трудовой деятельности при отсутствии у него разрешения на работу или патента, если по закону они требуются, а также привлечение по профессии, не указанной в разрешении или в патенте, без получения специального разрешения, если оно требуется по законуОт 2 000 до 5 000 руб.От 25 000 до 50 000 руб.От 250 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток
Неуведомление или нарушение установленного порядка и/или формы уведомления органа по миграции о заключении или прекращении трудового договора или договора ГПХ с иностранцем в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения договора, если такое уведомление требуется по законуОт 2 000 до 5 000 руб.От 35 000 до 50 000 руб.От 400 000 до 800 000 руб. либо приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток

Если вышеуказанные нарушения совершены в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, применяются увеличенные размеры штрафов (ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для граждан: от 5 000 до 7 000 руб.;
  • для должностных лиц: от 35 000 до 70 000 руб.;
  • для компаний: от 400 000 до 1 000 000 руб. или приостановление деятельности на срок от 14 до 90 суток.

Штраф в указанном размере работодатель заплатит за нарушения, допущенные в отношении каждого иностранца в отдельности.

Как показывает судебная практика, по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ штраф за нелегалов подрядчика могут наложить на генподрядчика — именно он допустил их к работе, не проверив легальность привлечения иностранной рабочей силы на строительном объекте (Постановление АС СЗО от 04.09.2018 по делу № А56-65169/2017).

А вот если вас пытаются наказать за то, что вы не сообщили в орган по миграции об изменении трудовой функции иностранца (к примеру, перевели его из водителей в продавцы), то такой штраф будет незаконным. ВС РФ в Постановлении от 18.09.2020 № 31-АД20-3 напомнил, что работодателю не нужно уведомлять МВД об изменении должности, рабочего адреса и других условий труда иностранца, пока трудовой договор с ним не будет расторгнут.

Штраф за незаконное привлечение иностранца к работе не применяется, если работник фактически не был допущен к работе (Примечание 1 к ст. 18.15 КоАП РФ, п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11).

Можно ли смягчить или уменьшить наказание?

Факт трудоустройства без патента – это нарушение трудового и миграционного законодательства как со стороны работодателя, так и со стороны работника. Если по закону полагается мера пресечения – депортация из страны, то суд может принять во внимание такие смягчающие обстоятельства, как проживание близких родственников в Российской Федерации (детей, супругов, родителей, усыновителей, дедушек, бабушек, внуков, сестёр, братьев) и выбрать более мягкое наказание.

Смягчение наказания для работодателей предусмотрено статьёй 112 Налогового Кодекса Российской Федерации, если правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:

  • из-за особо тяжёлых семейных или личных обстоятельств;
  • из-за служебной, материальной или другой зависимости правонарушителя;
  • под принуждением или угрозой;
  • тяжёлое материальное положение.

Особенности приема на работу иностранцев с патентом, а также информацию о налогах и стоимости патента мы рассказывали в других наших статьях.

Штрафы за нарушения при выплате зарплаты ВКС

В ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ указаны размеры зарплат иностранцев-ВКС, ниже которых работодатель платить не вправе. Если работодатель выплачивает иностранцам-ВКС заработную плату с нарушением требований законодательства, ему могут грозить:

  • штрафы в сумме до 50 000 руб., на компанию, до 20 000 руб. на руководителя, если факт выплаты иностранцам-ВКС заниженных зарплат будет выявлен при проверке трудовой инспекцией (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ);
  • уголовная ответственность руководителя при невыплате зарплаты иностранцу-ВКС более 3 месяцев (ст. 145.1 УК РФ);
  • запрет на 2 года на привлечение новых иностранцев-ВКС, если работодатель выплачивает иностранцу-ВКС зарплату ниже законодательного предела (п. 13 и п. 26.1 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Действия после начисления штрафа или вынесения наказания

Как только наказание определено и вынесено соответствующее постановление, его необходимо исполнить в установленные по законодательству сроки – выплатить штраф, выехать за пределы Российской Федерации или приостановить хозяйственную деятельность. Это касается и мигранта и работодателя.

Если организация не согласна с результатами проверки территориальным органом и решит оспорить предписанные штрафы, то необходимо будет обратиться в суд с актом проверки, в котором описаны все допущенные нарушения, доказательства и факты.

Штраф за нарушение правил привлечения иностранцев для работы на торговых объектах

Работодатель, привлекающий иностранцев к трудовой деятельности на торговых объектах, обязан соблюдать определенные правила, предусмотренные федеральными законами и иными НПА (ст. 13.2-13.3 Закона № 115-ФЗ, ст. 15 Закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках…» и др.).

Наказание по ч. 1 ст. 18.16 КоАП РФ может последовать, если ИП или компания, управляющие торговым объектом:

  • предоставил(а) торговое место на территории торгового объекта, производственного, складского или иного помещения иностранному гражданину, незаконно привлекаемого к работе;
  • выдал(а) иностранному гражданину, незаконно осуществляющему торговую деятельность, разрешение на ее осуществление;
  • допустил(а) иностранца, незаконно осуществляющего торговую деятельность, к ее осуществлению.

По ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ тех же лиц могут наказать за предоставление торговых мест на территории торгового объекта или иных помещений другим компаниям или ИП, у которых:

  • отсутствует разрешение на использование труда иностранцев, но они фактически привлекают их к работе;
  • работают иностранцы, не имеющие разрешения на работу или патент, если эти документы обязательны по закону.

Наказания за нарушения по ч. 1 и ч. 2 ст. 18.16 КоАП РФ одинаковы по размеру штрафов и длительности приостановления деятельности.

За указанные нарушения, совершенные Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, предусмотрены штрафы более значимых размеров:

  • на должностных лиц от 45 000 до 70 000 руб.,
  • на компанию — от 450 000 до 1 000 000 руб.

Трудоустройство граждан стран-участниц ЕАЭС

Работники с гражданством Армении, Белоруссии, Киргизии и Казахстана оформляются на работу так же, как и россияне. Патентов и разрешений им получать не надо.

К стандартному пакету документов при приеме на работу для иностранца может добавиться полис добровольного медицинского страхования. Но если работодатель сам заключит договор со страховой компанией, в этом нет необходимости, ведь у работника будет обязательная медстраховка.

Важно!

С сентября 2021 года изменились ограничения на квоты для ВКС. Полный список исключений — в Приложении к приказу Минтруда №490н от 05.07.2019.

Штрафы за нарушение иммиграционных правил

По требованию органа миграции у работодателя, привлекающего к труду иностранцев, могут запросить документы в контрольных целях (данные учета иностранных граждан, въехавших в РФ по приглашению компании, трудовые договоры с ними и т. д.).

По ч. 2 ст. 18.11 НК РФ работодателю, не представившему или несвоевременно представившему по требованию органа по миграции документы или информацию об иностранных лицах, в отношении которых осуществляется иммиграционный контроль по законодательству РФ, грозит штраф:

  • на должностных лиц — от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на компанию — от 400 000 до 500 000 руб.

Упрощённый порядок трудоустройства иностранцев

Есть четыре категории граждан, которых нанять проще всего — им для трудоустройства нужно собрать минимум документов. Вот эти категории и необходимые документы:

  • иностранцы с разрешением на временное проживание или видом на жительство — предоставляют РВП или ВНЖ;
  • студенты очных отделений российских вузов — предоставляют справку об обучении в вузе;
  • иностранцы с действующей срочной трудовой визой — предоставляют визу;
  • граждане стран ЕАЭС (Армении, Беларуси, Казахстана и Киргизии) — предоставляют загранпаспорт.

Если иностранец относится к одной из этих четырёх групп, он приносит работодателю необходимые документы, и с ним заключают трудовой договор.

Штраф за нарушение ограничений и запретов при привлечении к работе иностранца

Миграционное законодательство накладывает определенные запреты и ограничения, которые работодатель обязан учитывать, привлекая к трудовой деятельности иностранных граждан. К примеру, иностранные граждане, привлекаемые к работе в РФ, не вправе находиться на муниципальной службе или быть командирами гражданских воздушных судов. Полный перечень «запрещенных» для иностранцев профессий представлен в ст. 14 Закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

Кроме запретов, в указанной статье приводятся и ограничения по определенным профессиям. Так, иностранцу не запрещено замещать должность главбуха только в том случае, если он имеет статус постоянно или временно проживающего в РФ и соответствует законодательным требованиям (ч. 5 ст. 14 Закона № 115-ФЗ).

Если данные запреты и ограничения работодатель игнорирует, может последовать наказание по ч. 1 ст. 18.17 КоАП РФ:

Категории иностранных граждан

По закону на территории РФ могут находиться:

Временно пребывающие

Находятся в стране на основании миграционной карты и обязаны встать на миграционный учёт в течение 7 рабочих дней с момента прибытия. Адрес проживания указан в отрывном бланке.

Временно проживающие

Имеют право в течение 3 лет жить в РФ на основании РВП — штамп в паспорте «‎Разрешено временное проживание».

Постоянно проживающие

Официально получили вид на жительство (ВНЖ), который подтверждает право на законное проживание в стране, свободный въезд и выезд. Не выдаётся в электронной форме.

Наказание за невыполнение миграционных уведомительных и иных процедур

На работодателя, привлекающего к работе иностранцев и выступающего в качестве принимающей стороны, возлагаются обязанности по постановке иностранных граждан на миграционный учет и снятие их с учета (Закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете…», Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета…»).

За невыполнение этих обязанностей наступает административная ответственность по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Исходя из судебной практики по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ штрафом могут быть наказаны как должностные лица, так и юридические лица. К примеру, компании не удалось отбиться от штрафа в 400 000 руб. за неисполнение обязанности по уведомлению подразделения по вопросам миграции об убытии иностранца (Постановление ВС РФ от 13.03.2020 № 5-АД20-28).

А в другом деле штраф 40 000 руб. по ч. 4 ст. 18.9 получил гендиректор компании, не сообщивший в орган миграции о прибытии иностранного работника (Постановление ВС РФ от 18.06.2019 № 18-АД19-24).

По ст. 18.9 КоАП РФ наказание может последовать за разные нарушения:

НарушениеШтрафы, руб.
На гражданНа должностных лицНа юридических лиц
Неисполнение работодателем установленного порядка оформления документов на право пребывания иностранцев в РФ, их проживания, передвижения, изменения места пребывания или жительства в РФ и выезда за ее пределы (ч. 1 ст. 18.9 КоАП РФ)От 40 000 до 50 000 руб.От 400 000 до 500 000 руб.
Непринятие мер приглашающей стороной по соблюдению иностранцем заявленной им цели въезда в РФ или роду занятий, а также по обеспечению выезда приглашенных иностранцев по окончании срока их пребывания в РФ (ч. 2 ст. 18.9 КоАП РФ)От 2 000 до 4 000 руб.От 45 000 до 50 000 руб.От 400 000 до 500 000 руб.
Предоставление жилого помещения или транспортного средства либо оказание иных услуг иностранцу, находящемуся в РФ с нарушением установленного порядка или правил транзитного проезда через ее территорию (ч. 3 ст. 18.9 КоАП РФ)От 2 000 до 5 000 руб.От 35 000 до 50 000 руб.От 400 000 до 500 000 руб.
Неисполнение работодателем обязанностей в связи с осуществлением миграционного учета (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ)От 2 000 до 4 000 руб.От 40 000 до 50 000 руб.От 400 000 до 500 000 руб.
Работодатель не принял меры по материальному, медицинскому и жилищному обеспечению приглашенного иностранца в период его пребывания в РФ (ч. 5 ст. 18.9 КоАП РФ)От 40 000 до 50 000 руб.От 400 000 до 500 000 руб.
Работодатель предоставил заведомо ложные сведения о цели пребывания в РФ иностранца при оформлении документов для его въезда в РФ (ч. 6 ст. 18.9 КоАП РФ)От 45 000 до 50 000 руб.От 400 000 до 500 000 руб.

По ч. 2 ст.18.9 КоАП РФ теперь могут оштрафовать за несоблюдение новых требований к компаниям по взаимодействию с иностранными гражданами (Положение, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.09.2020 № 1428). К примеру, если работодатель не предоставит иностранцу свои контакты для связи или не сообщит в течение двух рабочих дней в МВД о потере контакта с ним.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2021 году

В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

  • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
  • сведения о регистрации;

ВНИМАНИЕ! Граждане Белоруссии, прибывшие на территорию РФ, освобождаются от регистрации в компетентных органах по месту пребывания в течение 90 дней с даты въезда (ст. 3 Соглашения). По истечении указанного срока пребывающий в РФ гражданин Белоруссии подлежит постановке на миграционный учет в общем порядке, установленном действующим законодательством.

  • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
  • документы об образовании.

Напомним, что с 2021 года СНИЛС в виде зеленой заламинированной карточки больше не оформляется. Что должен предоставить сотрудник вместо СНИЛС, узнайте в материале «СНИЛС отменили — что взамен?»

Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье.

Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу необязательно. Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

Подробнее узнайте по ссылке.

Уголовная ответственность за иностранных работников

Работодателю грозит уголовная ответственность, если он при постановке иностранца на учет по месту пребывания:

  • предоставит в орган по миграционному учету заведомо недостоверные сведения или документы;
  • не предоставит иностранцу помещение для фактического проживания (пребывания) или сам иностранец не намерен проживать в помещении, по которому поставлен на учет;
  • укажет адрес компании для постановки на учет иностранца, но фактически это лицо в данной компании трудовую или иную не запрещенную законодательством РФ деятельность не осуществляет.

Временно пребывающие визовые иностранные граждане

Данную категорию иностранных граждан трудоустроить сложнее всего.

Работодатель обращается в центр занятости, ГУ МВД России за разрешением на привлечение иностранных работников, оформлять разрешение на работу для иностранца, платить пошлины в размере 10 000 ₽ за каждого иностранца и подавать кипу документов:

  • Паспорт и нотариальный перевод.
  • Виза.
  • Разрешение на работу.
  • Миграционная карта с целью въезда «Работа».
  • Регистрация по месту жительства;
  • Полис ДМС.
  • ИНН и СНИЛС (при их отсутствии, работодатель оформляет документы сам).
  • Документ об образовании, если работа требует специальных знаний или специальной подготовки.
  • Трудовая книжка.

Как накажут ИП за нарушение миграционного законодательства

Если ИП привлекает к работе иностранных граждан и допускает нарушения миграционного законодательства, он тоже может быть наказан.

В примечании к ст. 18.1 КоАП РФ законодатели уточнили, как разобраться с видами наказаний ИП за административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранцев в РФ, предусмотренными гл. 18 КоАП РФ:

  • они будут указаны в тексте статьи обособленно — если меры отличаются от правил административной ответственности юридических лиц;
  • либо ответственность ИП отдельно в статье прописана не будет, но подразумевается, что она аналогична ответственности юридических лиц.

Таким образом, если в тексте статей гл. 18 КоАП РФ индивидуальный предприниматель не увидит упоминание об ответственности ИП, ему не следует забывать о данном примечании к ст. 18.1 КоАП РФ.

Что будет, если не исполнять предписание?

Если иностранному гражданину было вынесено наказание в виде выдворения из страны и он не исполнил его в положенный срок, тогда вступает в силу п.3 ст. 20.25 КоАП Российской Федерации «Уклонение от исполнения административного наказания» и ему придётся заплатить административный штраф уже в размере 3-5 тысяч рублей и административное выдворение за пределы РФ.

Справка. Нелегального иммигранта, которому уже было предписано покинуть пределы страны, и пойманного снова на том же правонарушении, помещают в специальное учреждение временного содержания иностранных граждан – СУВСИГ, затем покупают билет и отправляют на родину.

Подводим итоги

  • Наказания для работодателей, допускающих нарушения требований миграционного законодательства при привлечении к работе иностранцев, предусмотрены гл. 18 КоАП РФ.
  • Виды наказаний: административный штраф или приостановление деятельности работодателя (компании или ИП), либо меры уголовной ответственности вплоть до лишения свободы.
  • Размеры штрафов могут достигать 1 000 000 руб. за нарушения по каждому иностранцу в отдельности.
  • Цель наказаний: повысить эффективность соблюдения работодателями норм миграционного законодательства РФ, предупредить и сократить неконтролируемую миграцию.

Можно ли оспорить штраф

Если предприниматель не согласен с фактом привлечения его к административной ответственности, то у него есть всего 10 дней на его обжалование. Для этого он может обратиться с исковым заявлением в суд, где необходимо изложить свою версию случившегося и приложить комплект подтверждающих документов. Жалоба может быть передана предпринимателем лично либо направлена им по почте.

Также в течение трех месяцев предприниматель вправе обжаловать действия контролирующих инстанций с помощью их вышестоящего руководства. В случае пропуска сроков для обжалования это приравнивается к тому, что предприниматель согласился с назначенным ему наказанием и должен погасить выписанный ему штраф.

Если сумма штрафа оказалась достаточно велика, предприниматель вправе запросить об отсрочке платежа или о предоставлении ему рассрочки. Согласно ст. 31.5 КоАП, рассрочка может быть предоставлена на срок до 3 месяцев с учетом сложного материального положения предпринимателя. Рассрочка предоставляется только российским гражданам.

Размер взысканий

Работа иностранцев в России контролируется миграционными службами. Размер штрафных санкций зависит от вида и степени тяжести нарушения законодательства. Сумма взыскания, накладываемая на виновных лиц, определяется судом. Максимальную меру ответственность несёт юридическое лицо.

Незаконный провоз иностранных рабочих через границу, согласно статье 18.14 КоАП, наказывается штрафом от 50 до 100 тысяч руб. За каждого нелегально работающего в организации сотрудника накладывается взыскание в сумме до 1 миллиона рублей. При систематическом нарушении миграционного законодательства организациями, их должностные лица привлекаются к уголовной ответственности.

Компанию оштрафуют на 400 тыс. рублей за трудоустройство украинца без патента

Сотрудники УВД выявили факт привлечения организацией к трудовой деятельности в качестве подсобного рабочего гражданина Украины, который не получил патент. Работодателю выписали штраф в соответствии с ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ на 400 тыс. рублей. Суды признали это решение соответствующим закону.
В свое оправдание компания ссылалась на то, что иностранец у нее не работал. Однако судьи признали доказанным факт обратного. В основу решений положены следующие доказательства: копия распоряжения о проведении выездной внеплановой проверки, протокол осмотра территории, объяснения других сотрудников, подтвердивших работу иностранца, выписка из информсистемы миграционного органа о том, что патент украинцу не выдавался.

Постановление Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19.11.2019 № 16-23/2019

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]