Методика расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, оговаривается в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств».
Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно. Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».
Давайте на примерах рассмотрим, каким образом определяется сумма неустойки и как в государственном контракте прописывать раздел, касающийся ответственности сторон сделки.
Калькулятор пеней
Ответственность заказчика
Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2016 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.
Например, при контрактной цене в 500 тысяч рублей дата последнего перечисления суммы оплаты поставщику – 20 марта, по факту же средства в полном объеме были перечислены 31 марта. В этом случае расчет пени за полный период будет выглядеть так:
- 500 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 2021,67 руб.
Допустим, вовремя было перечислено лишь 200 тыс. рублей, остальные же 300 тыс. рублей были просрочены. В этом случае расчет будет следующим:
- 300 тыс. рублей x (11% х 1/300) x 11 (число дней с 21 по 31 марта) = 1210,00 руб.
Размер пени не разрешается изменять по согласованию сторон, поскольку Закон № 44 (статья 34, часть 5) такую возможность не предусматривает.
Размер штрафов за иные нарушения контракта, совершенные заказчиком (кроме просрочки), должен устанавливаться фиксированной суммой прямо в контракте. Причем Правилами строго регламентирован размер штрафных санкций в зависимости от контрактной цены (пункт 5 Правил).
Размер штрафа, который взыскивается с заказчика при ненадлежащем исполнении им обязанностей по госконтракту, таблица № 1.
№ | Цена | Размер штрафа (в процентах от цены контракта) |
1. | Не больше 3 млн. рублей | 2,5 |
2. | 3-50 млн. рублей | 2 |
3. | 50-100 млн. рублей | 1,5 |
4. | Больше 100 млн. рублей | 0,5 |
Шкала контрактной цены не совсем корректно сформулирована, поэтому встает вопрос: какой необходимо прописать размер штрафа, если контрактная цена составляет, например, ровно 50 млн рублей. Однако в этом случае предсказать поведение заказчика нетрудно: наверняка в контракте будет предусмотрен меньший размер штрафа. Аналогичная ситуация возникает также в случае определения размера штрафных санкций поставщика.
Возможно, Вас также заинтересует:
- Онлайн калькулятор стоимости банковской гарантии Предлагаем воспользоваться нашим сервисом по сравнению стоимости банковских гарантий в разных банках.
- Ликбез по участию в закупках
Тем, кто впервые участвует в госзакупках, нужно знать многое: с чего начинать подготовку, кто является заказчиками, как искать лучшие закупки, как подать заявку, что такое финансовое обеспечение. - Как победить в аукционе по 44-ФЗ «О контрактной системе…»
Мы подготовили инструкцию, которая включает пять шагов. Изучите её, и вы обязательно одержите победу.
Когда взыскание неустойки будет оспорено в суде
Вопрос применения штрафных санкций к подрядчику за нарушение условий договора также зависит от степени вины исполнителя. Санкции могут быть уменьшены или не применяться вовсе, если имели место следующие обстоятельства:
- форс-мажор;
- нарушение контракта произошло по вине заказчика.
Вышеуказанные обстоятельства должны быть предусмотрены в содержании договора, если же они не прописаны, то это рассматривается как нарушение, за которое Федеральная антимонопольная служба России имеет право привлечь заказчика к ответственности (Определение Верховного Суда РФ от 25.04.2016 № 309-КГ16-2910 по делу № А76-7702/2015).
Когда вопрос о взыскании неустойки по 44-ФЗ по факту ненадлежащего исполнения государственного контракта передается в суд, то его решением исполнитель может быть освобожден полностью или частично от выплаты санкции. В качестве примера можно привести следующие рассмотренные арбитражными судами дела:
- Заказчик несвоевременно предоставил исполнителю исходные данные и техническое задание, в соответствии с которыми должна быть разработана документация по планировке территории, в связи с чем подрядчик не смог выполнить работы в срок. Суд в этом факте усмотрел вину заказчика и постановил, что санкции должны быть применены в частичном объеме (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.11.2015 № Ф02-5932/2015 по делу № А33-22269/2014).
- Проектом контракта было предусмотрено, что на протяжении двух месяцев с даты подписания договора исполнитель обязан предоставить проектно-сметную документацию, предварительно проведя ее государственную экспертизу. Суд квалифицировал как злоупотребление установление заказчиком таких временных рамок для этого этапа, так как в соответствии с нормативной базой государственная экспертиза подобных документов занимает 60 рабочих дней. Данные выводы стали основанием для освобождения исполнителя от выплаты неустойки (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.01.2017 № Ф03-6209/2016 по делу № А73-8100/2016).
- Контракт был подписан с опозданием по вине заказчика, в связи с чем по решению суда взыскание неустойки по 4-ФЗ с исполнителя было отменено (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.07.2016 № Ф03-2753/2016 по делу № А37-1224/2015).
- Подрядчик не смог должным образом выполнить работы по контракту, так как их стоимость значительно возросла. Исполнитель своевременно проинформировал заказчика о данном факте, но реакции не последовало. Суд усмотрел вину заказчика в игнорировании им роста цены работ и вынес решение о частичном взыскании неустойки по 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2016 № Ф04-4990/2016 по делу № А70-253/2016);
- Заказчик затянул этап согласования эскизного проекта, несколько раз корректировал проектировочное задание, в результате чего значительно изменились параметры проектируемого объекта. Именно эти обстоятельства суд признал причиной неисполнения контракта и отменил взыскание неустойки по 44-ФЗ с исполнителя (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27.10.2016 № Ф04-5061/2016 по делу № А70-918/2016).
- Исполнитель не смог уложиться в сроки, поскольку заказчик с опозданием предоставил в его распоряжение строительную площадку. Суд усмотрел в этом факте частичную вину заказчика, в связи с чем взыскание неустойки было осуществлено в частичном объеме (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 08.02.2017 № Ф05-20908/2016 по делу № А40-199307/15).
Для того чтобы подрядчик смог отстоять свои права в суде, необходимо собрать доказательства вины заказчика в нарушении условий контракта. Следует отметить, что это дело не такое простое, каким может показаться на первый взгляд. В этом вопросе стоит воспользоваться услугами профессиональных юристов, которые обеспечат необходимые доказательства и разработают тактику защиты.
Ответственность, возникающая у поставщика (подрядчика, исполнителя)
Для поставщиков, которые просрочили исполнение контракта, расчет пени проводится по более сложной схеме по сравнению с расчетом пени недобросовестным заказчикам. В общем виде формулу определения размера пени можно представить так (пункт 6 Правил):
П = С х (Ц – В), где:
- Ц – это контрактная цена;
- В – это стоимость контрактного обязательства, исполненного в установленный срок (определяют на основании документов, свидетельствующих о приемке товаров, оказании услуг, исполнении работ, включая исполнение отдельных этапов контрактов);
- С – это размер ставки.
Если с компонентами В и Ц вопросов возникнуть не может, то ставку (С) рассчитывают в несколько этапов. Формула, определяющая размер ставки, сама по себе несложная (пункт 7 Правил): С = ДП х СЦБ, где:
- ДП – это количество просроченных дней;
- СЦБ – это установленный размер ставки рефинансирования, действующей на момент уплаты пени, который определяется, учитывая коэффициент К.
Коэффициент К, который зависит от того, сколь серьезная просрочка допущена поставщиком, рассчитывается тоже несложно (пункт 8 Правил):
К = (ДП/ДК) x 100%, где:
- ДК – это срок исполнения контрактного обязательства (количество дней);
- ДП – это количество просроченных дней.
На следующем этапе определяется величина, на которую нужно умножить ставку рефинансирования для получения СЦБ (данный показатель определяется, основываясь на размере коэффициента К) (пункт 8 Правил).
Правила нахождения коэффициента, на который нужно умножить ставку рефинансирования, зависящий от коэффициента К, таблица № 2
№ | Коэффициент К | Ставка рефинансирования (СЦБ) |
1. | 0-50% | 0,01 от уровня ставки рефинансирования |
2. | 50-100% | 0,02 от уровня ставки рефинансирования |
3. | 100% и больше | 0,03 от уровня ставки рефинансирования |
Тут мы опять видим некорректное определение диапазонов шкалы: к примеру, непонятно, как проводить расчет ставки при коэффициенте К, который равен 50%. Наверное, с течением времени шкалу величин данного коэффициента приведут в более привычный вид: от 0 до 49%, от 50 до 99%, а также 100% и больше.
Давайте проведем расчет размера пени на примерах.
Пример первый
Цена контракта – 500 тыс. рублей, срок его исполнения – 30 дней, просрочка – 9 дней, контракт не исполнен в оговоренный срок.
Сначала определяем коэффициент (К):
К = 100% х (9 / 30) = 30%
Так как это значение попало в диапазон «от 0 до 50%», то при расчете ставки (С) будет использован СЦБ, который равен 0,01 от уровня ставки рефинансирования (11,0%).
С = (0,11 х 0,01) x 9 = 0,0099 (0,99%)
Теперь переходим к расчету пени (наше значение В равно нулю, так как контракт не исполнен даже частично):
П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 0,99% = 4950,00 рублей
Представив, что поставщик исполнил контракт частично, при расчете пени нужно учесть, в какую сумму оценена исполненная часть. Например, акт о приемке свидетельствует об исполненной стоимости контракта в 200000 рублей:
П = (500 тыс. рублей – 200 тыс. рублей) x 0,99% = 2970,00 рублей
Пример второй
Представим, что все данные такие же (контрактная цена – 500 тыс. рублей, срок выполнения контракта составляет 30 дней, причем частичного исполнения нет), просрочка составляет 18 дней. Опять начинаем с того, что рассчитываем коэффициент К:
К = (18 / 30) x 100% = 60%
Разумеется, автоматически изменяется коэффициент К, который необходимо учитывать, поскольку он соответствует диапазону «от 50% до 100%», следовательно, ставка рефинансирования (11,0%) умножается на 0,02:
С =18 х (0,11 х 0,02) = 0,0396 (3,96%)
По сравнению с первым примером итоговая ставка, при помощи которой производится исчисление пени, существенно выросла, а размер пени увеличился:
П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 3,96% = 19800 рублей
Пример третий
Наконец, проведем расчет пени при серьезной просрочке исполнения контрактных обязательств, которые полностью превышают срок их исполнения, к примеру, на 42 дня:
К = (42 / 30) x 100% = 140%
У диапазона значений коэффициента К опять изменения. Теперь его значение «100% и больше», значит, ставку рефинансирования (11,0%) необходимо умножить на коэффициент 0,03:
С = (0,11 х 0,03) x 42 = 0,1386 (13,86%)
Итоговый размер пени составит:
П = (500 тыс. рублей – 0 рублей) x 13,86% = 69,3 тыс. рублей
О том, как снизить начисленные пени читайте в этой статье.
Для поставщиков предусмотрены и штрафы, применяемые при любом ненадлежащем исполнении обязательств, исключая просрочку.
Размеры штрафных санкций, которые взыскиваются с поставщика (подрядчика, исполнителя) при ненадлежащем исполнении им обязательств по государственному контракту (Правила, пункт 4), таблица № 3
№ | Контрактная цена | Размер штрафных санкций (в % от контрактной цены) |
1. | Не больше 3 млн. рублей | 10,0 |
2. | 3-50 млн. рублей | 5,0 |
3. | 50-100 млн. рублей | 1,0 |
4. | Больше 100 млн. рублей | 0,5 |
В сравнении с размерами просрочки размеры штрафных санкций более внушительны, что способно неблагоприятно повлиять на исполнение контрактных обязательств. Например, если срок исполнения контракта заканчивается, а подрядчику не удается качественно выполнить работу, то не имеет смысла ее сдавать в незавершенном виде: существенно «дешевле» исполнить контракт, допустив просрочку. Если же в подобном случае некачественный результат работ будет сдан, то поставщик вынужден будет уплатить штраф и исправить имеющиеся недостатки. Это приведет к следующей ситуации: работа будет качественно выполнена после того, как истечет срок исполнения контрактных обязательств, следовательно, заказчику удастся взыскать также пеню за просрочку, ведь Закон № 44 и Правила не содержат на это прямого запрета.
Поставщиков начнут штрафовать за недостоверную информацию
15.12.2020 на сайте Госдумы опубликовали проект изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) № 1075609-7. Планируют закрепить ответственность за передачу участниками госзакупок недостоверных сведений.
В законопроекте указано, что если потенциальный поставщик передаст недостоверные данные в заявке или документы, которые подтверждают соответствие доптребованиям, или победитель передаст недостоверную информацию при заключении или выполнении обязательств по госконтракту, то должностное лицо и ИП получат штраф на сумму от 20 000 до 50 000 рублей, а юрлицо за такие действия оштрафуют на сумму от 100 000 до 300 000 рублей.
ВАЖНО!
К административной ответственности не привлекут, если такие действия образуют состав уголовного преступления. В этом случае последует уголовное преследование.
За направление заявки с заведомо недостоверной информацией о предлагаемом товаре, в т. ч. о товаре, который поставляется при выполнении работ, оказании услуг, должностных лиц и ИП оштрафуют на сумму от 10 000 до 30 000 рублей, а юрлица оплатят штраф от 50 000 до 200 000 рублей.
Чтобы реализовать поправки, в КоАП внесут новую статью 7.30.1 «Предоставление недостоверных документов (их копий) и информации в закупках товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд». Инициаторы нововведений подчеркивают, что цель введения новых штрафов — минимизация участия подрядчиков с недостоверными документами, повышение эффективности при расходовании бюджетных денег и способствование созданию равных условий для конкуренции.
23.12.2020 законопроект вернули субъекту права законодательной инициативы из-за несоблюдения требований регламента Госдумы. Предполагаем, что нарушения устранят и внесут в парламент по правилам снова.
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, какая ответственность грозит участникам закупок сейчас. Используйте эти инструкции бесплатно.
Совсем недобросовестно
Правилами не определено, каким образом устанавливаются штрафные санкции за неисполнение обязательств (здесь имеется в виду только ненадлежащее исполнение контракта либо просрочка его исполнения).
Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).
Вопрос: «Требуется ли вносить изменения в действующий контракт, который был заключен в 2013 г. на 2014 г., касающиеся размера неустойки по причине принятия новых правил?»
Заказчик обязан прописать в проекте заключаемого контракта ответственность в случае его неисполнения в виде зафиксированной суммы штрафных санкций (Закон № 44, статья 34, часть 4). Самое простое, что в такой ситуации можно сделать для того, чтобы предупредить претензии ФАС РФ – это изменить формулировку контракта так, чтобы фиксированная сумма штрафных санкций распространялась на «ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязанностей по контракту».
Срок рассмотрения претензии?
Адресат, получивший претензию, обязан ее рассмотреть и ответить в срок, установленный в договоре.
Если в договоре такой срок не установлен, то в некоторых случаях сроки определяются законом, например, 10 календарных дней установлен срок для ответа страхователя на претензию в рамках ОСАГО в соответствии с Законом об ОСАГО или 30 календарных дней по искам о неосновательном обогащении в соответствии с ч.5 ст.4 АПК РФ.
В схожих ситуациях исчисляем сроки по аналогии с установленным законодательством, в противном случае необходимо ответить в разумный срок (п.2 ст.314 ГК РФ).
Условия неопределенности
Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).
Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».
На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).
Отметим, что по Закону № 44 размер пени должен быть прописан в контракте (статья 34, часть 7). Очевидно, что в таком случае положения Правил можно просто продублировать.
Исключения из правил
Стоит напомнить, что по Закону № 44 (статья 34, часть 15) заказчик вправе не исполнять требование, касающееся обязательного закрепления в контракте сумм неустойки и штрафных санкций, если закупка проводится у единственного поставщика:
- на сумму, которая не превышает 100 тыс. рублей (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 4);
- на заключение договора на посещение театра, зоопарка, концерта, кинотеатра, музея, цирка, спортивного мероприятия или выставки (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 15);
- если закупаются лекарственные препараты (Закон № 44, статья 93, часть 1, пункт 28).
Теги: пени, штрафы, 44-ФЗ, пример расчёта,
08 апреля 2016
Количество просмотров: 25376
Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.
Рейтинг: 0/5 — 0 голосов
Похожие статьи:
- Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (166)
- Суд: в извещении о государственной закупке можно указывать информацию в виде отсылки к документации (146)
- ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (134)
Комментарии ()
- сергей 03 мая 2021, 12:26 0
Подскажите, а если контракт ушел в минус во время проведения электронного аукциона (предложение за право заключения контракта), какую сумму штрафа по Постановлению Правительства 1063 должен писать в контракте заказчик?ответить
- Семён 03 мая 2021, 14:47 0
Здравствуйте, Сергей! Рекомендуем в этом случае также руководствоваться методикой расчета штрафов и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, которая оговорена в «Правилах определения размера штрафов, начисляемых при ненадлежащем исполнении контрактных обязательств» — т.е. в зависимости от предложенной цены контракта, пусть даже он на повышение. В этом случае можете также сослаться на пункты 3 — 5 указанных Правил.
ответить
- Юлия 13 апреля 2021, 16:31 0
Подскажите, по контракту ( где заказчик- бюджетная организация) поставщик просрочил поставку машины. Заказчик составил и отправил претензию, где неправильно рассчитали сумму пени, как заказчику исправить ошибку?
ответить
- Эффективные технологии 13 апреля 2021, 16:41 0
Юлия, здравствуйте! Если Вы интересуетесь как заказчик, то рекомендуем направить повторное письмо поставщику, в котором указать, что в предыдущем письме за №___ от такой-то даты была допущена ошибка (опечатка), и просите оплатить пени в указанном ниже размере + приложить верный расчет. Или же можете подождать ответа Поставщика, в котором он сам укажет на допущенные ошибки. Но если вы затем пойдете в суд за взысканием при отсутствии добровольной оплаты, то действовать нужно по первому варианту, так как поставщик может Вам не ответить. Если же Вы поставщик — составьте свой расчет пени, в котором укажите на допущенные ошибки, и направьте его заказчику.
ответить
Как оспорить наказание
Нарушения в работе заказчика обычно выявляют сотрудники ФАС или прокуратуры во время проверок. Тогда антимонопольный орган возбуждает дело об административном правонарушении, рассматривает его и назначает штраф заказчику или его сотрудникам. При этом к ответственности не привлекут, если нарушение выявлено спустя 1 год с момента его совершения.
Наказание можно оспорить в суде. Точно делать это стоит в трех случаях:
- Если штраф назначили незаконно — истек срок давности, сотрудник не виновен и т.д.
- Если нарушен порядок привлечения к административной ответственности — протокол о привлечении оформили неверно, обвиняемого не уведомили о штрафе или времени его рассмотрения в суде.
- Если заказчик не исполнит обязательства по контракту из-за непреодолимой силы или по вине поставщика. Эти смягчающие условия прописаны в ч.9 ст. 34 44-ФЗ.
При обращении в суд заказчик может сослаться на то, что 44-ФЗ нарушен впервые или нарушение незначительное. В судебной практике есть примеры, когда в первом случае суд снизил сумму штрафа, во втором — вообще отменил наказание.
Оспорить постановление об административном правонарушении нужно в течение 10 дней со дня его получения. После этого постановление вступит в силу.