Наказание за наезд на пешехода, что делать водителю

Любой водитель, помимо знания правил дорожного движения, должен владеть информацией о наказании, которое последует при их нарушении. Важно знать, в каких случаях он должен уступить дорогу пешеходу (разъяснение ГИБДД читайте по ссылке), и какой предусмотрен штраф за пешехода на переходе. Актуальные вопросы, которые будут рассматриваться в статье, — наезд на пешехода, ответственность и ее виды. И что будет, если водитель сбил велосипедиста на проезжей части, ответственность за это предусмотрена серьезная.

Дополнительно раскрываются темы: оставление места ДТП, нарушение ПДД пешеходом, доказательства невиновности водителя, порядок действий водителя в случае аварии и оказание медицинской помощи, истребование компенсации морального вреда и исключение наказания. Кроме этого, приведены ответы на вопросы читателей, отражающие конкретные случаи наездов на пешеходов и спасительные для водителя варианты выхода из затруднительного положения.

Что считается наездом на пешехода

Сначала необходимо определиться с понятием пешехода.

Согласно п. 1.2 ПДД пешеходом считают человека, который находится не в ТС на дороге, дорожке (для пешеходов или велосипедистов) и не выполняет какую-либо работу на этих участках.

Считается, что наезд на пешехода — это авария, в которой ТС совершает наезд на пешехода или последний сам в ходе движения сталкивается с транспортом.

Внимание! При любых обстоятельствах водитель обязан убедиться, что людей на дороге нет и только затем приводить транспорт в движение.

Транспорт, согласно статье № 1079 ГК, — это источник повышенной опасности, поэтому водитель является по умолчанию виновной стороной в ДТП, если он сбил человека вне пешеходного перехода (ответственность смотрите по ссылке) и на пешеходном переходе.

Наезд обычно выражается:

  1. Лобовым столкновением.
  2. Боковым касанием, к примеру, когда водитель не заметил пешехода и задел его зеркалом.
  3. Наездом одним или несколькими колесами.
  4. Касанием с перевозимым водителем грузом.
  5. Толчком при наезде задним ходом.

О наезде не может быть и речи, если транспорт неподвижен. Также к нему не относят случаи преднамеренного столкновения с двигающимся авто, инсценированные для истребования нанесенного ущерба в суде. Однако этот факт водителю нужно будет доказать.

Подробно о том, на сколько лишают прав, мы рассказывали в этой статье.

Что делать, если сбил человека

Порядок действий водителя при наезде на пешехода следующий:

  • остановить машину и включить «аварийку»;
  • обезопасить пострадавшего, огородить его от других ТС;
  • поставить знак аварийной остановки;
  • вызвать скорую помощь и патруль ГИБДД;
  • выключить запись видеорегистратора (при его наличии), чтобы сохранилась запись момента аварии;
  • оказать первую помощь потерпевшему (если такими навыками водитель не обладает, то лучше дождаться приезда медиков, чтобы не причинить ещё больший вред);
  • дождаться приезда указанных служб и присутствовать при оформлении протокола ДТП.

Важно: нельзя отпускать пострадавшего гражданина, он может оказаться в неадекватном состоянии из-за шока. Другой вариант: скрывшийся с места ДТП пешеход через некоторое время может подать заявление в полицию о том, что сбившее его ТС покинуло место аварии.

Виды наказаний за сбитого пешехода

За сбитого водителем пешехода виновника ожидают три вида ответственности:

  • гражданско-правовая. Подразумевает возмещение причиненного при наезде вреда:
      Материального. Компенсация средств, затраченных потерпевшим на лечение, упущенная выгода и т. п.
  • Морального. Возмещение в денежном эквиваленте испытанных пешеходом психологических страданий, боли в результате происшествия;

При ДТП на зебре необязательно вред компенсируется только водителем, пешеход также должен в соответствии с гражданско-правовыми нормами (ст. 1062 ГК) возместить вред, нанесенный им как лицу, находящемуся за рулем, так и его транспорту.

  • административная. Наступает, если водитель нарушает ПДД и причиняет вред здоровью пешехода: легкий или средний. КоАП предусматривает за наезд на пешехода или штраф, или лишение прав. К отягощению наказания приводят факты пьяного вождения, превышения скоростного режима, безосновательного отъезда с места аварии;
  • уголовная. За наезд на пешехода уголовная ответственность наступает, если здоровью пострадавшего нанесен тяжкий вред или имеются жертвы.

Для предотвращения необоснованных случаев обвинения при спорных ДТП водителям рекомендуется установить видеорегистратор.

Гражданская ответственность

Условия, при которых возникает гражданская ответственность:

  1. Водитель нарушил ПДД при наезде на пешехода, но без причинения последнему вреда.
  2. Правила не были нарушены водителем, но здоровье пешехода незначительно пострадало.

В первом случае водитель обязан возместить пешеходу возникший в связи с аварией убыток и моральный вред.

Во втором — компенсировать расходы на лечение и моральный вред.

Если испортилось имущество пострадавшего, он вправе требовать возмещения его стоимости.

Указанная компенсация выплачивается после обращения в суд.

Наличие административного или уголовного производства не препятствует подаче гражданского иска.

Возмещения вреда можно избежать, если доказать, что причиной аварии стали умышленные действия пострадавшей стороны или непреодолимая сила (ст. 1079 ГК).

В случае застрахованной гражданской ответственности виновного водителя нанесенный вред возмещает страховая компания, но выплаты ограничены (ст. 7 ФЗ № 40):

  1. 500 тыс. руб. — возмещение ущерба здоровью (жизни).
  2. 400 тыс. руб. — компенсация имущественного вреда.

Определяется срок и объем компенсаций на основании положений статей 1085–1090 ГК РФ (общий вред) и ст. 1094 ГК (если пешеход умер).

Административная ответственность

Ответственность за причинение среднего или легкого вреда здоровью потерпевшего наступает по ст. 12.24 КоАП.

Действия водителя квалифицируются по этой статье при двух обстоятельствах:

  1. Нарушены ПДД.
  2. Нарушены правила пользования ТС.
Причиненный вредРазмер штрафа (руб.)Период лишения ВУ (лет)
Легкий. При ушибах, царапинах, гематомах, вывихах, кровотечениях и т. п. Период пребывания на больничном до 21 дня.2,5–5 тыс.1-2
Средний. При переломах, разрывах мышц и связок, сотрясениях, нарушение функциональности органов и т. д.10–25 тыс.1,5-2

Водителя штрафуют или лишают его прав, однако санкция зависит от следующих факторов:

  1. Тяжести нарушения.
  2. Характера совершенных водителем действий после аварии.
  3. Виновности пешехода.
  4. Была ли реальная возможность избежать столкновения.
  5. Присутствия факторов, смягчающих или отягчающих вину.

Уголовная ответственность

Уголовное наказание грозит водителям, неосторожные действия которых привели к причинению здоровью пешехода тяжкого вреда или же его гибели.

Квалифицируются действия виновника по ст. 264 УК РФ и влекут за собой возбуждение дела по факту, несмотря на мнение потерпевшей стороны. У пешехода есть право только отказаться от гражданского иска в случае достижения договоренностей с водителем о компенсации ему вреда.

Характер причиненного вредаОписание нарушенияМаксимальный объем наказания (лишение свободы)
Тяжкий. При получении потерпевшим инвалидности, ампутациях, полном отказе отдельных органов, прерывании беременности, серьезных переломах (позвоночного столба, больших костей), обезображиванию внешности (лица) и т. п.Обычное нарушениеДо 2 лет
Водитель был пьяныйОт 3 до 7 лет
Водитель оставил место аварии
Смерть одного человекаБез отягчающих признаковДо 5 лет
Виновник был пьянОт 5 до 12 лет
Водитель уехал с места происшествия
Смерть нескольких человек (2 и больше)Без отягчающих признаковДо 7 лет
Водитель за рулем был пьянОт 8 до 15 лет
Покинул место аварии

В рамках гражданского иска у потерпевшего есть право:

  1. Компенсировать покупку препаратов и лечения.
  2. Возместить утраченный доход на период нахождения в больнице на лечении и после возникшего заболевания.
  3. Компенсировать вред при утрате кормильца (начисляются регулярные выплаты).
  4. Возместить расходы на погребение.
  5. Потребовать возмещения морального ущерба при ДТП.

Случаи умышленного наезда на пешехода квалифицируются по ст. 30, 105 УК РФ как покушение на убийство.

Оставление места ДТП

С 24 апреля 2021 года начали действовать поправки в УК РФ относительно наказаний водителей, которые скрылись с места дорожной аварии.

Уравнена уголовная ответственность водителей, причинивших тяжкий вред здоровью при ДТП гражданам, — теперь по статье 264 УК РФ они будут нести ответственность наравне с пьяными водителями (ФЗ № 65).

Плюс ко всему за умышленное оставление в опасности потерпевшего на месте аварии водителя также привлекут к уголовной ответственности по ст. 125 УК РФ. Минимальное наказание по этой статье — штраф 80 тыс. руб., максимальное — тюремный срок 1 год. При тяжких последствиях наказания не избежать, поскольку большая санкция поглощает меньшую.

Умышленность оставления без помощи возникает, когда водитель осознает, что подвергает жизнь и здоровье беспомощного потерпевшего опасности, однако скрывается с места аварии, не вызывает ему скорой, не доставляет в медучреждение для оказания помощи (ПП ВС РФ № 255). Пример — водитель сбил пешехода и сразу скрылся.

Существует также административная мера наказания за факты оставления водителями ТС мест, где с их участием произошла авария, — виновников привлекают по части 2 статьи 12.27 КоАП.

Если отсутствуют признаки уголовно наказуемых действий, по этой статье могут лишать права вождения транспорта на период 1–1,5 года. Второй вариант наказания, для более злостных нарушителей, предусматривает пятнадцатидневный арест.

При пропуске трехмесячного срока, установленного ст. 4.5 КоАП, привлечь к ответственности виновника уже невозможно. Исчисляться срок начинает от даты фиксации нарушения.

Устанавливается наказание решением мирового судьи, который рассматривает составленный представителем ГИБДД протокол. Арест назначают только нарушителям, которые не имели права находиться за рулем ТС или ранее совершали одно из преступлений, оговоренных гл. 12 КоАП.

Арест не совершается только в отношении определенных категорий лиц, управлявших транспортом (ч. 2 ст. 3.9):

  1. Беременных.
  2. Женщин с детьми до 14 лет.
  3. Лиц до 18 лет.
  4. Граждан с инвалидностью (1–2 гр.).
  5. Военных и других служащих.

Сроки подачи на возмещение

После аварии на пешеходном переходе вызывают полицейских и врачей, по желанию можно вызвать сотрудников страховой компании. Это упрощает последующее обращение в организацию для взыскания денежных выплат. По закону пострадавший вправе рассчитывать на полное возмещение за причинение ему ущерба (п. 1 ст. 1064 ГК РФ).

После сбора необходимых бумаг (копия протокола, квитанции об оплате оказанных услуг, чеки на покупку лекарств, документ о размере зарплаты/стипендии/пенсии и прочие) потерпевший должен обратиться в страховую компанию, услугами которой пользуется автовладелец. Написать заявление на получение страховой выплаты по ОСАГО необходимо как можно скорее. Его рассматривают в течение 20 дней (часть 21 ст. 12 ФЗ N40 от 25.04.2002 года) или выдается мотивированный отказ.

Если сумма возмещения выше 500 тыс. рублей, остальную часть выплачивает виновник ДТП. Для этого потерпевший требует компенсацию посредством обращения в суд. Согласно ст. 196 ГК РФ срок исковой давности не превышает 3 лет с момента происшествия.

Если сбила машина на пешеходном переходе, а у виновника нет страхового полиса ОСАГО, ущерб возмещается за собственные средства водителя.

Авария произошла по вине пешехода, который был пьян

Если ДТП произошло по вине пешехода или прочих участников движения, административная ответственность наступает по статье 12.30 КоАП, но только при неосторожных действиях.

Санкция предусматривает только штраф от 1 до 1,5 тыс. рублей.

При тяжких травмах, и если сбил человека насмерть (что грозит, читайте по ссылке) ответственность наступает по уголовной статье № 268.

Квалифицирующий признакМера наказания
Причинен тяжкий вредСвобода ограничивается на период до 3-х лет
До 2-х лет принудительных работ
Арест до 4-х месяцев
Тюремное заключение до 2-х лет
Погиб один человекОграничение – до 4-х лет
Работы – до 4-х лет
Тюремный срок до 4-х лет
Погибло двое и больше людейПринудительный вид работ – до 5-ти лет
Тюремное заключение – до 7-ми лет

Обязательное условие квалификации аналогичное — причинение вреда по неосторожности.

Нетрезвое состояние пешехода признается обстоятельством, отягчающим наказание.

Но если виновен водитель, был ли пешеход в состоянии алкогольного опьянения или нет, для него не имеет разницы: он будет отвечать по закону.

Уголовное наказание не последует или будет смягчено, если водитель докажет умысел пешехода.

Что касается гражданской и административной ответственности, ее можно избежать при наличии доказательств:

  1. Корыстного мотива и умысла пешехода.
  2. Отсутствия технической возможности исключить наезд на пешехода.
  3. Отсутствия нарушений ПДД со стороны лица, управляющего транспортом.
  4. Соблюдения установленного правилами скоростного режима.

Уход с места аварии

Под оставлением места происшествия понимается уход или удаление одной из стороны на большое расстояние. Если участник не дождался приезда уполномоченных лиц, умышленно покинув локацию столкновения, ему грозит административное либо уголовное наказание.

Не считается уходом перемещение транспортного средства на обочину для освобождения пути другим автомобилям (ПДД пункт 2.6).

В противном случае уход рассматривается как бегство с места преступления и предусматривает серьезное наказание для совершившего это действие.

Действия водителя при ДТП с пешеходом

Даже если сбил человека, водитель должен оставаться скоординированным и точно соблюдать инструкции, прописанные в ПДД:

  1. Транспорт нужно сразу же остановить. Включив габаритки в аварийном режиме, нужно разместить знак, свидетельствующий об аварии.
  2. Принимаются все меры, чтобы обезопасить пострадавшего от движущихся по дороге машин.
  3. Сразу же вызывается скорая, если есть пострадавшие и ГИБДД. При наличии возможности останавливается попутный транспорт для немедленной доставки пострадавшего в больницу, если его жизнь находится под угрозой. Самому следует оставаться на месте происшествия до приезда правоохранителей. Даже если пострадавший не захотел никого ждать, водитель не должен уезжать: этот факт может использоваться против него.
  4. Провести фиксацию места аварии с помощью фото- и видеосъемки. Используются разные ракурсы для привязки предметов к местности.
  5. Авто можно убрать с места происшествия, если оно создает препятствия движению другого транспорта, только после фиксации всех существенных элементов на месте происшествия.
  6. Если есть возможность, записываются сведения об очевидцах ДТП.
  7. При наличии страховки о факте происшествия уведомляется СК. На место приезжает представитель компании и оказывает помощь в составлении документов. Если здоровье пешехода пострадало, возмещаться ущерб будет сначала за счет страховой.
  8. Водитель принимает участие в процессе оформления протокола, знакомится со схемой ДТП и получает справку о происшедшей аварии. При наличии правоохранителям предоставляется запись, сделанная регистратором. Если в протоколе отражены неверные данные, этот факт фиксируется в отдельной графе.
  9. Как только составлена документация, водителю сообщают, когда он должен прибыть в ГИБДД для фиксации письменных показаний. При необходимости нанимается юрист.

В объяснительной отражаются существенные моменты события:

  1. Когда произошло происшествие.
  2. Отражается схема совершения наезда (фиксируется скорость, направление движения и последующие перемещения объектов после столкновения).
  3. В каком состоянии находилась трасса.
  4. Какие знаки были расположены поблизости, какая разметка и какой на момент наезда был сигнал светофора.
  5. Другие обстоятельства, влияющие на оценку случая.

Оказание первой помощи

За неоказание помощи предусмотрена уголовная ответственность — ст. 125 УК.

Последовательность оказания при аварии помощи пострадавшему лицу:

  1. Прекращают воздействие повреждающего фактора.
  2. Принимают меры для поддержания жизненно необходимых функций организма.
  3. Пострадавшего передают бригаде скорой или же доставляют в больницу.

Проверяется уровень сознания потерпевшего, для этого ему задается простой вопрос. Спрашивают, где пострадавший ощущает боль, стараются его успокоить. Проводится оценка серьезности повреждений, в т. ч. и опасных для жизни. При наличии кровотечений принимаются меры для их остановки.

Как только помощь оказана, нужно дожидаться скорой. Во время ожидания нужно попытаться разговорить пострадавшего, находящегося в шоковом состоянии, приободрить и отвлечь его от травм.

При оказании помощи следует устранить травмирующий фактор, обездвижить поврежденный участок, обеспечить пострадавшему покой, вести контроль за пульсом и дыханием. При наличии обезболивающих средств дать их пострадавшему.

Отсутствие сознания — один из признаков серьезных травм. Проверяется пульс, сердцебиение, дыхание. Чтобы предотвратить гибель человека, нужно выполнить реанимационные мероприятия: непрямой массаж сердца, искусственное дыхание. Мероприятия исключают при явных признаках гибели.

Транспортировка пострадавшего в отделение скорой помощи

Главное требование при транспортировке пострадавших в больницу — создание оптимальных условий и покоя. Транспортируя человека, нужно учитывать степень тяжести его повреждений.

Если человек пострадал несильно, допускается направление его в больницу с помощью попутных авто.

Недопустимо использовать грузовой транспорт: он имеет излишнюю амортизацию, создающую тряску, — это может усугубить травму и привести к ухудшению состояния.

Характер транспортирования определяется травмами:

  1. С ЧМТ — только на автомобиле скорой и лежа. Под голову подкладывается мягкий валик (из одежды, пледа и т. д.), свернутого «бубликом». Исключается самостоятельное передвижение.
  2. Повреждена грудная клетка — человек должен занять полусидячее положение в авто.
  3. Повреждена ключица — сидя.
  4. Закрытая травма мягких тканей живота — человека укладывают на спину и прикладывают холод к животу.
  5. Травмирована челюсть или лицо — лежа, голова повернута вбок.
  6. Травмирован позвоночник в районе поясницы — человека аккуратно укладывают на жесткую поверхность на живот.
  7. Закрытая ЧМТ — на спине, голова вбок, иначе может запасть язык и человек задохнется. Исключить попадание возможной рвотной массы в дыхательную систему.
  8. Травмирован таз — больной должен принять позу лягушки.
  9. Шок или обморок — лежа, с чуть приподнятыми ногами.

Можно ли договориться на месте без ГИБДД

Закон не ставит участников дорожного движения в жесткие рамки — они вольны самостоятельно решать вопрос о возмещении ущерба на месте.

ПДД допускает возможность не ставить полицию в известность о произошедшей аварии и покинуть место столкновения, но если будет составлен европротокол.

Можно не вызывать ГИБДД и договориться между собой, но только при отсутствии пострадавших. Когда пострадало здоровье человека или он умер, без правоохранителей не обойтись.

После ДТП нужно четко следовать указанной выше инструкции: обозначить место аварии, помочь пострадавшей стороне, позвонить в скорую и полицию, обеспечить оказание медпомощи пострадавшему и/или его доставку в больницу.

Даже когда гражданин будет утверждать, что никаких серьезных травм нет, и не будет иметь претензий, лучше вызвать на место аварии сотрудников ГИБДД.

Оставлять место наезда или другого происшествия на дороге нельзя до момента приезда полиции, иначе привлекут к административной ответственности.

В соответствии с п. 20 Постановления Пленума ВС № 9 место ДТП не оставляется водителем даже при отсутствии столкновения, повреждений авто и причинения вреда. Достаточно того, что он стал участником и свидетелем аварии.

Когда стоит звонить адвокату

Как только произошло ДТП с участием пешехода, необходимо незамедлительно звонить адвокату.

Преимущества подключения адвоката:

  1. Не позволяет на первых этапах совершить серьезные ошибки.
  2. Уже с самого начала специалист верно оценит ситуацию и разработает оптимальную стратегию защиты.
  3. Проследит, чтобы представители ГИБДД точно зафиксировали все важные моменты, не сделали ошибок, а в случае допущения таковых заново заполнили документы.
  4. Проведет грамотно переговоры с пострадавшей стороной, поможет достичь договоренности.
  5. Решит любые правовые вопросы, возникающие впоследствии.
  6. Проследит за соблюдением следователем процессуальных прав подзащитного.

При отсутствии дальнейшей необходимости в правовой поддержке адвоката от него можно отказаться на любом этапе.

Судебное разбирательство

Подача иска в суд – это неотъемлемая часть расследования наезда на пешеходном переходе, когда виновник отказывается компенсировать ущерб, скрылся с места ДТП либо возникли спорные моменты. Перед началом разбирательства виновнику посылают по почте досудебную претензию. Если он не отреагировал на послание, составляется исковое заявление, в котором не фиксируется сумма за получение морального ущерба (она определяется в процессе судебной тяжбы).

В ходе разбирательства стороны рассказывают о произошедшей ситуации, далее истец предъявляет свои требования. Виновник ДТП имеет возможность опровергнуть притязания, приводя в пример личные аргументы.

Выслушав ответчика и истца, судья определяет размер компенсации, устанавливает сумму морального вреда, исходя из судебной практики.

Обратиться в судебный орган с исковым заявлением необходимо по месту жительства.

Как избежать наказания по УК РФ

Статьей 76 Уголовного кодекса предусматривается возможность виновника не отвечать за совершенное им преступление, если его тяжесть небольшая или средняя.

Однако это возможно только при двух обязательных условиях:

  1. Примирение.
  2. Заглаживание вины с полным возмещением нанесенного вреда.

К преступлениям средней тяжести относят умышленные — с максимальной санкцией до 5 лет тюремного срока — и неосторожные — с максимальным наказанием до 3 лет (ч. 3 ст. 15 УК).

В статье 264 УК под эту категорию подпадает только первая часть — причинен тяжкий вред, но водитель был трезв и не сбегал.

Будет ли нести наказание виновный водитель, прежде всего, зависит от квалификации его действий и желаний пострадавшего пешехода пойти навстречу.

По каким номерам звонить в ГИБДД?

Если сбила машина на пешеходном переходе, для вызова патрульной службы по России функционируют бесплатные единые номера, которые можно набирать с любых мобильных телефонов:

  • 102 – вызов полиции напрямую;
  • 112 – вызов полиции через МЧС.

А также отдельные номера для некоторых сотовых операторов:

  • 002 – Билайн,
  • 020 – Мегафон, МТС, Tele2,
  • 902 – Скайлинк.

Желательно сохранить один из номеров на гаджете как быстрый вызов. Это значительно сэкономит время и не подведет в стрессовой ситуации.

Какой размер возмещения могут потребовать

С водителя, виновного в наезде на пешехода, могут потребовать:

  1. Возмещения имущественного вреда (цена вещей, предметов одежды и других ценностей, поврежденных при столкновении).
  2. Компенсации вреда, причиненного здоровью.
  3. Возмещения вреда, причиненного смертью пешехода (родственникам).
  4. Возмещения морального ущерба, нанесенного человеку из-за его страданий и переживаний по поводу аварии и полученных травм.
  5. Компенсация складывается из трех составляющих: материальной, моральной и нравственной.

Последние две категории определяются потерпевшим на его усмотрение. Суд или удовлетворяет требования, или занижает их, если сумма чрезмерно завышена.

У виновника есть возможность договориться с пострадавшим пешеходом с самого начала, возместив ему ущерб. При этом потерпевший вправе попросить любую сумму. В ответ потерпевший составляет заявление об отсутствии любых претензий, таким образом, исключается дальнейшее разбирательство.

Ущерб, нанесенный застрахованными владельцами транспорта, возмещается их страховыми компаниями.

Отягчающие обстоятельства

Кроме того, что наезд — это само по себе очень тяжёлое правонарушение, некоторые наши действия могут усугубить вину, а значит, и меру наказания.

Водитель покинул место происшествия

После столкновения пешехода и автомобиля водитель обязан заглушить мотор машины и дождаться приезда автоинспектора. Машина должна стоять на месте, даже если она довольно сильно мешает движению других транспортных средств.

Иногда пешеход может отказываться от вызова полиции, так как ему не было нанесено никаких существенных повреждений. В том случае, если это так, то водитель должен взять с пострадавшего расписку об отсутствии претензий. В данном документе очень важно указать все данные пострадавшего и точное описание места и времени происшествия. Если такая расписка не будет составлена, водитель может оказаться в ситуации, когда потерпевший напишет заявление в полицию с материальными требованиями, которые сильно возрастут в связи с покинутым местом наезда и не обращением в полицию. Довольно часто такая ситуация происходит с целью шантажа, и автомобилист обязан сам позаботиться о своей подстраховке.

Водитель был нетрезв или употреблял наркотические вещества

Данные обстоятельства наиболее часто становятся причиной, по которой водитель сбил человека на любого типа пешеходном переходе, и предполагают самое строгое наказание — взыскание морального и материального ущерба и обязательное лишение водительских прав.

Объем и правомерность требования компенсации морального вреда

Сложнее всего пешеходу истребовать компенсацию морального вреда.

Моральный вред имеет прямое отношение к физическим и нравственным страданиям, причиной возникновения которых стало происшествие.

Если потерпевшему причинен имущественный вред и/или ущерб его здоровью, этого достаточно для признания наличия морального вреда судом.

Объем компенсации напрямую зависит от характера нанесенного вреда, серьезности последствий аварии для пострадавшего, вины водителя, причинившего ущерб.

Моральный вред может взыскиваться независимо от наличия вины пешехода, так как именно водитель находится за рулем источника повышенной опасности.

В рамках административных дел потерпевшие могут истребовать моральный ущерб: при легком вреде в пределах 50 тыс. рублей, при среднем до 100 тыс. рублей.

По уголовным потерпевшая сторона вправе претендовать на сумму до 500 тыс. рублей (если нанесен тяжкий вред) и до 1 млн рублей (при лишении пешехода жизни).

Нормативная база

Столкновение с пешеходом на обозначенном переходе подлежит рассмотрению с точки зрения закона. На виновного участника дорожно-транспортного происшествия налагается ответственность, степень тяжести которой зависит от характера ситуации, состояния здоровья потерпевшего, нюансов возникновения аварии.

Нормативная база выделяет три формы ответственности:

  1. Гражданская – наступает при легких телесных повреждениях, когда водитель берет на себя обязательство оплатить лечение второй стороне, а также взять расходы на лекарство, упущенную выгоду.
  2. Административная – связана с получением пешехода травм средней и тяжелой степени, утратой трудоспособности на непродолжительное время сроком до 10 суток.
  3. Уголовная – применяется при нанесении серьезных увечий и летальном исходе пешего лица.

Санкции вступают в силу после выяснении всех тонкостей сотрудниками ГИБДД и признании нарушителя виновным.

Права пешехода

Пострадавший может обратиться в суд с иском на сбившего его водителя. Это можно сделать для признания морального вреда и материального вреда.

Под моральным ущербом понимается эмоциональные страдания и состояние человека, попавшего в такую ситуацию в целом. Материальный ущербденьги, потраченные на лечение, упущенная выгода, упущенная заработная плата и т.д.

Иск подается при любой тяжести наезда по желанию потерпевшего. Суд самостоятельно решает, стоит ли удовлетворять исковое заявление. Он может вынести решение на выплату ответчиком половины, 1/3 или 1/100 доли от названной суммы.

Когда наступает ответственность

Наезд на человека на пешеходном переходе являет собой ДТП, при котором столкновение происходит на участке, специально предназначенном для пересечения людьми проезжей части. Такая зона обозначается указателями 5.19.1, 5.19.2 либо разметкой 1.14.1, 1.14.2.

Переход может быть нерегулируемым либо регулируемым. В последнем случае на участке устанавливается светофор. Если устройство не работает либо мигает желтый цвет, то пешеходная зебра также считается нерегулируемой.

Согласно п. 14 ПДД, автолюбитель обязан пропустить пешехода, если он:

  • слеп и подает сигнал белой тростью;
  • пересекает участок дороги по нерегулируемому переходу или ступил на него с той же целью;
  • движется на зеленый цвет светофора в регулируемой зоне – водителю следует стартовать с места лишь тогда, когда человек закончил переход.

Если перед нерегулируемым переходом остановился один автомобиль, то владельцы машин, движущихся в том же направлении, должны поступить так же. Правило действует и в том случае, если транспортное средство (ТС) сбавило скорость, чтобы пропустить людей.

Из приведенных предписаний явно следует, что у человека, пересекающего переход, имеется приоритет перед автолюбителем. Если он допустит наезд на пешехода, то закон будет на стороне последнего. Такая категоричность связана с тем, что именно водитель несет ответственность за соблюдение норм безопасности при управлении ТС. Пешеход находится в более незащищенной позиции. Потому любой автовладелец со своей стороны обязан строго исполнять ПДД и просчитывать ситуацию на пешеходном переходе, чтобы не допустить аварии.

Варианты ответственности за столкновение с пешеходом:

  • гражданско-правовая;
  • административная;
  • уголовная.

Гражданско-правовая ответственность за допущение ДТП на пешеходной зебре не предусматривает конкретных санкций. Здесь речь идет о материальном возмещении ущерба, нанесенного человеку при наезде. В рамках ГК РФ потерпевший может подать иск в судебные органы с целью получения денежной компенсации.

Ответственность уголовного либо административного характера налагается с учетом исхода ДТП. Наказание за наезд на переходе по КоАП и УК РФ также будет различным.

Административная ответственность

Такая ответственность возникает, если в результате столкновения на переходе пешеход получает травмы легкой либо средней тяжести.

Степень серьезности повреждений трактуется так:

  • легкая – краткое расстройство здоровья и незначительная потеря трудоспособности (не больше 21 дня на больничном);
  • средняя – неопасное для жизни, но длительное расстройство функций организма (более 3 недель) плюс стойкая утрата возможности трудиться.

При этом ссадины, кровоподтеки, порезы, поверхностные ранения не расцениваются как травмы, причинившие вред здоровью человека. В этом случае расстройства функций организма не наблюдается. Трудоспособность также не утрачивается.

Уголовная ответственность

Ответственность по УК РФ за наезд на пешеходной зебре наступает в том случае, если пешеход получил увечья тяжкой степени тяжести, несущие угрозу жизни. Подобные травмы требуют длительного и нередко дорогостоящего лечения. Плюс пострадавший теряет постоянный доход. А одним из самых серьезных последствий выступает инвалидность, полная утрата возможности трудиться и обслуживать себя.

К тяжким травмам относят:

  • утрату конечности;
  • потерю слуха, зрения, речи;
  • утрату органа либо потерю его функций;
  • обезображивание лица;
  • прерывание беременности и прочее.

Если же результатом наезда на переходе выступил летальный исход пешехода, то уголовная ответственность наступит однозначно. Причем смерть может быть зафиксирована как на месте аварии, так и в процессе лечения. Главное здесь – наличие прямой связи между наездом на пешеходной зебре и травмами, от которых скончался пострадавший.

При назначении санкций по статье УК виновный обретет судимость. И хотя спустя некоторое время после исполнения срока наказания, она будет погашена, последствия останутся с человеком на всю жизнь. И речь здесь идет не только о моральном аспекте проступка. Так, например, о трудоустройстве в госструктуры можно будет забыть. В некоторые страны при наличии судимости запрещен въезд. К тому же информация об уголовных мерах, назначенных человеку, навсегда останется в базах данных. При необходимости служба безопасности той или иной организации сможет ее запросить.

Каким образом ДПС может доказать вашу вину?

Вина признаётся автоматически, если сотрудники ГИБДД документально достоверно зафиксируют факт наркотического или алкогольного опьянения, факт управления автомобилем в неадекватном состоянии или под воздействием психотропных средств, отсутствие прав на управление автотранспортным средством.

Во всех других случаях, на основании показаний свидетелей, видеоматериалов, заключения спец.группы и медицинской экспертизы, делают вывод о вине или невиновности водителя. В противном случае, если пешеход не имеет претензий, инцидент считается исчерпанным.

Можно ли не вызывать ГИБДД и договориться на месте?

Иногда при столкновении пешеход не пострадал – нет видимых ушибов от удара, увечий, поэтому он настаивает на уходе с места происшествия, не дожидаясь сотрудника дорожной полиции.

Если это так, то у него следует взять расписку о том, что нет претензий к водителю после наезда, а состояние здоровья у него удовлетворительное.

Однако водителю сообщить службе полиции о факте наезда все же необходимо.

Зачастую уже дома, пострадавшее от наезда лицо может почувствовать себя плохо или просто передумать о своем решении и обратиться за взысканием морального вреда. Если сообщений от водителя о наезде не поступало, при обращении человека за медицинской помощью факт наезда обнаружится и это будет расценено правоохранительными органами как оставление водителем места ДТП, с целью скрыть происшествие, за что предусмотрена ответственность.

Заключая устные соглашения с пострадавшим человеком, вы рискуете быть обвиненным в покидании места ДТП со всеми вытекающими последствиями.

Разбор ситуаций

От места происшествия зависят правовые последствия для водителя, разберем типичные столкновения.

На пешеходном переходе

За это правонарушение предусматривается самая строгая ответственность водителя, правоохранительными органами дополнительно вменяются и другие проступки по ПДД:

  • Шофер не уступил дорогу пешему участнику движения.
  • Совершен обгон в зоне действия перехода.
  • Скорость движения превышена.
  • Пересечение встречной полосы через соответствующую сплошную разметку.

Здесь очень трудно будет оспорить происшествие, поскольку зебра — участок приоритетный для пешего движения. Любые пояснения, что человек оказался под машиной случайно, будут трактоваться только как вина сидевшего за рулем, невнимательность и неосторожность во время движения на ответственном участке дорожного полотна.

Практика рассмотрения подобных дел обширна, и большинство решений выносится в пользу пешехода, поскольку водитель обязан проявить внимание, подъезжая к зоне нерегулируемого перехода, т.е. снизить скорость или остановиться.

Смягчить вину поможет нарушение пешеходом светового сигнала светофора, если наезд произошел в регулируемой зоне. Водитель проезжал на разрешающий сигнал, а за плотным потоком не заметил движущегося человека.

Во дворах жилых домов

В жилой зоне у людей особое преимущество, скорость транспортного средства не должна превышать 20 км в час, и за наезд в зоне жилых построек предусмотрена ответственность нарушителю в соответствии со степенью нанесения вреда здоровью или жизни потерпевшего.

На пешеходных тротуарах

Если такое происшествие случилось на тротуаре, в исключительной зоне движения людей, то вина будет признана автоматически. Этот участок полностью отдается пешеходам, а проезд по ним категорически запрещен.

На парковке

Зона автостоянки относится к прилегающей территории, на которую распространяются общие правила для движения по жилой зоне:

  • скорость не выше 20 км/ч;
  • приоритет пешеходов.

Если при маневрировании на парковке вы случайно задели пешехода, то ответственность будет зависеть от тяжести нанесенных человеку травм.

Даже если пострадавший отказывается от помощи и пытается уйти, о происшествии следует сообщить ГИБДД и собрать контактные данные свидетелей наезда. Данными действиями вы обезопасите себя от обвинения в оставлении места ДТП.

Следует заметить, что парковка одно из излюбленных мест мошенников, которые умышленно кидаются под колеса, сдающего задом автомобиля, и, пользуясь растерянностью автовладельца, предлагают урегулировать вопрос на месте.

Переход дороги в непредназначенном месте

Здесь водителя могут не признать виновником происшествия, если будет установлено:

  • При движении соблюдены правила проезда, хотя и произошел наезд.
  • В силу непреодолимых причин остановить движущийся транспорт было невозможно.
  • Сам потерпевший спровоцировал ДТП с наездом – выскочил из-за препятствия, находился в пьяном или неадекватном состоянии.

Если в дальнейшем выясниться, что пострадавший от наезда пешеход шантажирует водителя и вынуждает его компенсировать произошедшее (заплатить деньги), то наказание не последует.

У сотрудников дорожной полиции уже есть наработанные методы распознавания подобных схем мошенничества.

Отсутствие вреда

Если при наезде на пешехода вред здоровью не нанесен, то страх у пешехода за свою жизнь и здоровье остался, поэтому распространены случаи взыскания морального ущерба в судебном порядке.

Зачастую мысль «нажиться» на происшествии пешеходу приходит уже дома. Поэтому даже если вы видите, что с пешеходом внешне все в порядке, от наезда нет никакого телесного вреда, примите минимальные меры предосторожности – обменяйтесь контактными данными и сообщите о готовности загладить свою вину.

Если вы не хотите доводить дело до суда и, договорившись с пешеходом, готовы выплатить моральную компенсацию, обязательно возьмите расписку, что к вам нет претензий.

Юридически грамотно оформить передачу денег, помогут наши автоюристы. Консультации оказываются бесплатно.

Нанесен вред имуществу пешехода

По полису ОСАГО можно получить компенсационную выплату до 400 тыс. руб., но если оценка нанесенного ущерба имуществу выше этой суммы, доплату обязан сделать виновный водитель, наехавший на пешехода.

Сбил пешехода насмерть

Это, пожалуй, самый печальный из всех вариантов наезда. Степень вины как водителя, так и пешехода устанавливает суд, мотивируя решение ст. 264 УК РФ.

Если в ходе разбирательства будет доказано, что у водителя не было физической возможности остановить машину, и в силу непреодолимых стечений обстоятельств избежать столкновения со смертельным исходом не удалось, то можно рассчитывать на применение наименьшей меры взыскания — принудительные работы сроком до 4 лет (ч. 3 ст. 264 УК РФ).

Водителю, сбившему насмерть пешехода, грозит самый суровый вид наказания, в виде лишения свободы. Но и в подобных случаях, прибегнув к содействию юристов можно попытаться сократить срок.

Степень наезда

В зависимости от объёма нанесенного вреда ДТП разделяют на те, что повлекли за собой:

  • легкие телесные травмы;
  • материальный ущерб;
  • вред средней степени тяжести;
  • тяжелые телесные повреждения;
  • смерть пешехода;
  • особо тяжелые последствия (смерть двух и более пешеходов).

Последствия наезда определяют на основе медицинской экспертизы. Если после травмы потерпевший проходит лечение менее 21 дня, то повреждения квалифицируются как легкие, если дольше 21 дня – то ущерб средней степени тяжести.

Решение о тяжести травм, полученных в процессе аварии с наездом автотранспортного средства на пешехода, выносит медицинский эксперт. На основе результатов обследования, составляют медицинское заключение, которое прилагают к материалам дела.

○ Сбил животное на дороге.

Отдельно надо разобраться с куда более частыми, но, к счастью, менее тяжёлыми случаями, когда под колёса машин попадают животные. Здесь тоже есть свои нюансы, связанные с определением статуса животных и порядком оформления ДТП.

✔ Пошаговая инструкция что делать.

В том случае, если под колёса угодил зверь, от водителя требуются следующие шаги:

  1. Остановиться, включив аварийную сигнализацию.
  2. Осмотреть машину и животное. Оказывать помощь законодательство не требует.
  3. Вызвать ГИБДД.
  4. Попытаться найти владельца, погонщика или иное лицо, отвечающее за животное (если оно сельскохозяйственное или домашнее). Если животное дикое – сообщить в местный природоохранный комитет.
  5. После прибытия на место ДТП инспекторов – провести оформление ДТП.

На практике, конечно, этот порядок соблюдается лишь в случаях, если или животное было крупным, и автомобиль оказался помят, либо когда оно было хозяйским – и хозяин сразу же начал предъявлять претензии. Тем не менее, даже если на пустой загородной дороге сбит заяц – лучше подстраховаться и оформить всё по правилам.

✔ Животное с точки зрения ПДД.

Перечисленные выше шаги необходимы, поскольку для целей ПДД наезд на животное, даже дикое, всё-таки рассматривается как ДТП. Согласно п. 1.2 ПДД происшествием считается любая ситуация, когда при движении ТС не только пострадали люди, но и был причинён материальный ущерб.

С последним иногда возникают возражения: понятно, что принадлежащее владельцу животное имеет стоимость, и потому его гибель или травма вводят хозяина в лишние расходы. Но что, если животное было диким или бродячим? Здесь нужно учитывать нормы ФЗ «О животном мире». Согласно ст. 4 этого закона дикие объекты живой природы, находящиеся на территории страны, относятся к государственной собственности. Таким образом, даже если сбита бродячая собака или перебегавший дорогу заяц – ущерб всё равно нанесён, хотя бы и минимальный, а потерпевшим будет выступать непосредственно государство. Поэтому сбитое животное – это однозначно ДТП, и здесь должны действовать все нормы, предусмотренные ПДД.

Здесь, конечно, возможны проблемы с нижней границей. Понятно, что ДТП с участием полутонного лося или даже косули оформлять надо: столкновение с ними, как правило, корёжит автомобиль так, что требуется ремонт – да и «стоимость» крупного животного может достигать 200 и более тысяч рублей. Но формально ФЗ «О животном мире» касается всех живых объектов – и тогда получается, что за раздавленную мышь или червяка-выползка водитель тоже будет нести ответственность, если скроется с места ДТП.

✔ Административная ответственность.

Дополнительной ответственности за то, что водитель сбил животное, нет. Более того, любая ответственность в этом случае возможна лишь в том случае, если водитель нарушил ПДД. К примеру, лихач, задавивший кошку, отвечать будет не за то, что её задавил, а за превышение скорости – если она была превышена.

Однако поскольку наезд всё-таки рассматривается как ДТП – то в случае, если водитель просто поехал дальше, он будет отвечать за оставление места аварии по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Виновному тут грозит наказание в виде лишения прав на полтора года, либо арест на 15 суток.

Кроме того, нужно учитывать: если не оформлять ДТП по правилам, не удастся получить страховку по ОСАГО или КАСКО.

Кроме того, если сбито крупное животное, пригодное в пищу – водителю не стоит пытаться забрать тушу себе. В этом случае его может ждать штраф ещё и за незаконную охоту, особенно если охотиться на этот вид запрещено.

✔ Гражданско-правовая ответственность.

Животное по ГК РФ является имуществом, имеющим определенную ценность. Поэтому если оно погибло в ходе ДТП, виновный будет оплачивать его стоимость. Однако произойдёт это лишь в том случае, когда в столкновении виновен именно водитель. В тех случаях, когда вина лежит на владельце или ином контролирующем лице, не исполнившим свои обязанности (например, пастух не уследил за стадом коров – и одна выбежала на трассу, или хозяин спустил собаку с поводка в неположенном месте – и пёс кинулся под колёса), ответственность будет лежать уже на нём.

В результате чтобы определить, кто несёт гражданскую ответственность, необходимо изначально разобраться с ответственностью административной и правомерностью действий водителя. Если не было нарушения ПДД, то виноватым будет владелец животного, а если животное дикое или бродячее – то никто. Вероятность взыскать стоимость ремонта автомобиля с государства в этом случае равна нулю.

✔ Выплата возмещения за животное по ОСАГО, КАСКО.

Вопрос о возмещении ущерба по ОСАГО остаётся спорным. С одной стороны, законодательство утверждает, что ущерб в результате наезда на домашнее животное должен быть возмещён – и страховые компании его возмещают. С другой стороны, при столкновении с участием диких зверей компании под любым предлогом отказываются от выплат. Кроме того, любые выплаты увеличивают КБМ – и потому имеет смысл, оформив ДТП, всё-таки не обращаться в страховую компанию, а возмещать ущерб по соглашению с владельцем.

Что же касается убытков самого автомобилиста на ремонт машины – то ОСАГО их по определению не покрывает: эта форма страховки нужна лишь для отношений с третьими лицами. Здесь нужно использовать полис КАСКО – но и здесь возможны определённые нюансы. В частности, далеко не все страховщики включают действия безнадзорных животных в договор в качестве страхового случая. Поэтому прежде чем обращаться в компанию, следует проверить, на каких условиях был приобретён полис.

Если наезд произошел вне пешеходного перехода

Доказать собственную непричастность водителю будет сложно, но если столкновение произошло вне «зебры», он может рассчитывать на смягчение вины в определенных обстоятельствах. Для этого ему нужно заручиться обоснованными аргументами:

  • о невозможности избежать наезда, так как пешеход буквально выбежал с тротуара и создал помеху (п. 4.5 ПДД);
  • доказать умышленные действия потерпевшего (ст. 1083 ГК РФ);
  • при помощи видеорегистратора или свидетелей инцидента выявить факт ДТП, которое произошло вследствие непреодолимой силы.

В двух последних случаях ответственность с водителя снимается, остальные ситуации не освобождают автолюбителя от компенсации пешеходу.

Как определить, кто виноват?

Как мы уже указали выше, это определяет исключительно суд. Хотя, не всегда требуется соответствующее обращение. Но в случаях со сбитыми пешеходам именно на трассе такое происходит очень часто. Дело в том, что при наличии вреда здоровью обязательно будет суд (именно по суду определяется степень такого вреда). А на больших скоростях вероятность наличия пострадавших пешеходов увеличивается.

И суд смотри на конкретные обстоятельства данной аварии при определении виновности. Давайте рассмотрим главные основания для распределения вины.

ПДД о правах пешехода на дороге

Прежде всего, следует рассмотреть вопрос о том, имел ли право в момент столкновения автомобиля с человеком последний находиться в том месте, где находился. Для этого смотрим в самый очевидный правовой акт – ПДД.

А Правила предписывают следующие обязанности при движении пешком по дороге.

  • Движение пешеходов должно осуществляться по тротуарам или пешеходным дорожкам (пункт 4.1 ПДД).
  • И только если отсутствуют таковые, то есть возможность идти пешком по обочине (тот же пункт).
  • Если же нет и обочины тоже, тогда пешеходу разрешается ходить по краю проезжей части. При этом, он должен идти против хода движения автомобилей (также 4.1).
  • Если человек ведёт велосипед, мопед или мотоцикл, а также передвигается на инвалидной коляске, то должен идти по ходу движения машин.
  • В тёмное время суток (в том числе ночью) и в условиях недостаточной видимости вне населённого пункта пешеходы обязаны носить с собой светоотражающие элементы, а также обеспечить их видимость водителями.
  • Во всех случаях, кроме одного, переходить дорогу можно только по пешеходному переходу либо на перекрёстках по линии тротуара (пункт 4.3 Правил).
  • Исключение из вышеописанной обязанности составляет лишь случай, когда в зоне видимости нет пешеходного перехода. Тогда трассу можно переходить под прямым углом к проезжей части, и только при условии отсутствия разделительной полосы и забора. Кроме того, дорога должна хорошо просматриваться в этом месте в обе стороны. При этом, не должны создаваться помехи машинам (пункт 4.5).
  • На пешеходном переходе человек обязан сначала убедиться в безопасности своего движения через проезжую часть после оценки скорости движения автомобилей. А ещё запрещается внезапно выходить из-за другого автомобиля.
  • Выйдя на проезжую часть, пешеход не должен останавливаться и задерживаться безосновательно (пункт 4.6).
  • И последнее: запрещается стоять на остановках или вне их на проезжей части в ожидании автобуса (или такси) – пункт 4.8 Правил.

Действия человека, сидящего за рулем

Согласно ПДД РФ действия водителя в аварийной ситуации на «зебре» предполагают:

  1. Немедленную остановку автомобиля.
  2. Установку аварийного знака, символизирующего происшествие.
  3. Включение габаритных огней.
  4. Постановку автомобиль в режим аварийной сигнализации.
  5. Ограждение потерпевшего от движущегося транспорта во избежание более серьезных повреждений.
  6. Оказание помощи потерпевшему.
  7. Вызов представителей ГИБДД.
  8. Вызов наряд скорой помощи.
  9. В случае, если состояние человека, попавшего под колеса автомобиля, резко стало ухудшаться, самостоятельно отвезти его в ближайший здравпункт. При этом, сделать это необходимо не на своем автомобиле во избежание ликвидации улик преступления. Водителю, который не оказал необходимую помощь пострадавшему ждет наказание уголовного порядка по ст. 125 УК РФ.
  10. Ожидание инспекторов ГИБДД, даже если потерпевший решил уйти с места аварии самостоятельно.
  11. Видеосъемку происшествия с целью распознавания местности, предметов, причастных к ДТП, находящихся по близости, а также места аварии с разных сторон.
  12. Обеспечение доступности передвижения по дороге других автомобилей. Если ситуация этого не требует, автомобиль передвигать не нужно.
  13. Фиксирование показания свидетелей аварии.
  14. Если автомобиль застрахован, вызов представителя страховой службы для фиксации данных.
  15. При составлении протокола, предоставление всех имеющиеся материалов инспектору. В случае несогласия с содержимым протокола, следует сделать соответствующую пометку в одной из граф.
  16. Прибытие в указанное место и время для предоставления письменных показаний.
  17. При необходимости обращение в соответствующие органы за юридической консультацией.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]