К сожалению, многие сталкивались с проблемами взяток. В такую ситуацию часто попадают студенты и учащиеся техникумов и ПТУ, когда преподаватель вымогает взятку за позитивный результат на экзамене. Что в таких случаях делать? Какие последствия могут быть?
Вопрос о взяточничестве в высших учебных заведениях, техникумах стоит, как никогда, остро. Причем в этой ситуации, как правило, виноваты обе стороны. Безусловно, большая часть ответственности за получение взятки лежит на преподавателе. Многие из них мотивируют такое поведение материальными трудностями, небольшими зарплатами, сложными жизненными ситуациями, которые требует больших затрат (например, тяжелая болезнь, утрата имущества и т.д.).
Однако, как тяжело бы не жилось преподавателю, вымогая мзду у студента, он использует свое служебное положение для того чтобы обогатиться. Очень часто такие сотрудники учебных заведений создают невыносимые условия обучения и сдачи экзаменов. У студента в такой ситуации может возникнуть вопрос: «Что делать если преподаватель требует взятку?» Иногда ему проще заплатить, чем выслушивать неуместные придирки или выполнять бессмысленные задания.
Юристы отвечают на ваши вопросы в режиме онлайн: Задать вопрос онлайн
Немал вклад и самих учащихся в развращение педагогов взятками. Невыполненное задание, не вовремя сданная курсовая, проваленная сессия, огромное количество учебных «хвостов» заставляют искать простой выход из положения – дать взятку. При этом он должен задуматься, что грозит за дачу взятки преподавателю? По законодательству педагог будет отвечать за получение взятки, а учащийся за ее дачу. О таком двухстороннем наказании необходимо помнить, когда возникает желание решить проблемы незаконным путем.
Что такое взятка?
Взятка – это деньги или материальные ценности, которые должностное лицо получается от взяткодателя и выполняет незаконные действия, либо противоправные.
Преподаватель в данном случае является должностным лицом. У него есть обязанности, которые он обязан нести и соблюдать во всех случаях. Одной из таких обязанностей является оценивание работы студента по справедливости и по общей методике.
Если учащийся не справляется с учебой, то его необходимо отстранить от занятий и исключить из университета из-за академической задолженности и неуспеваемости. Если студент справляется с учебой, то необходимо поддерживать его в учебном развитии.
Инициатором дачи взятки может быть кто угодно. От этого действительно зависит, каким будет наказание для участника дела. Однако размер взятки и ее форма влияют не меньше на будущий приговор. Перечислим, как может выглядеть взятка:
- ДЕНЬГИ. Причем неважно, отечественные рубли или американские доллары будет переданы в руки преподавателю. Деньги всегда будут взяткой. Важен остается лишь ее размер. Чем он выше, тем тяжелее последствия.
- ДОРОГОСТОЯЩИЙ ПОДАРОК: например, драгоценности, мебель, электроника, детали интерьера, антиквариат и т.п.
- ПЕРЕДАЧА ИМУЩЕСТВА: недвижимости, ценных бумаг, транспортного средства и т.д.
- ОКАЗАНИЕ УСЛУГИ
Даже если студент действительно хотел сделать приятно преподавателю и отблагодарить его за время обучения, нужно быть внимательным и не переступать закон. Также и с услугами. К примеру, если студент пытается помочь преподавателю с юридическими и медицинскими через родственников за «пятерку» по курсовой, то это будет считаться преступлением.
Таким образом, для нарушения статьи УК РФ необязательно, чтобы преподаватель просил взятку. Достаточно, чтобы студент сам предложил свою помощь в обмен на оценки или помощь в написании сдачей диплома.
Дополнительные нюансы
Во время расследования таких преступлений возникают трудности с определением следующих ситуаций:
- Ответственность за взятку могут нести только должностные лица. Но можно ли отнести профессора к категории должностных лиц или же санкции будут распространяться только на представителей деканата, совмещающих руководящую деятельность с педагогической.
- Случается, что студент передал деньги преподавателю, но желаемую оценку так и не получил. Со стороны студента предоставление денежного вознаграждения будет рассчитываться, как дача взятки. По какой статье привлекать к ответственности педагога и, будут ли санкции вообще, зависит от обстоятельств дела.
Какая статья грозит за взятку преподавателю
Если преподаватель просит взятку, то он попадает под статью 163 УК РФ «Вымогательство». Однако доказать его вину будет слишком сложно. Поэтому многие оперативники проводят операцию вместе со студентом по даче взятки. Цель операции – взять виновника с поличным. В этом случае преподаватель пойдет еще и по 290 статье УК РФ «Получение взятки».
Студент не будет фигурировать в деле как обвиняемый. Он будет выступать в качестве потерпевшего. Наказание понесет только преподаватель.
Если передача взятки уже состоялась без участия госслужб, но студент пришел с повинной, то он будет фигурировать в качестве обвиняемого. Однако у него уже есть гарантия смягчения уголовного наказания, которое может остаться условным.
Сам же преподаватель может получить реальный срок, а также штраф.
- Штраф в 25 или 50-кратном размере суммы, которую он получил
- Запрет на протяжении трех лет заниматься педагогической деятельностью
- Принудительные работы сроком до 5 лет
- Лишение свободы до 3-х лет
Таким образом, в зависимости от степени тяжести и размера требуемой взятки, преподаватель понесет серьезное наказание. Условного наказания практически не выносится, если нет обстоятельств, смягчающих наказание.
Это может быть вынужденные ситуации, когда человеку не от куда было брать деньги. К примеру, если ему или близкому родственнику требуется серьезная дорогостоящая операция. В таких случаях преподаватель неохотно берет деньги и только с самых трудных учеников. Нужно смотреть на личность преподавателя, его характеристику от коллег и студентов разных лет. Учитываются заслуги перед отечественной и мировой наукой, а также годы, отданные преподавательской деятельности.
Однако все это не оправдывает поступок взрослого человека, должностного лица. Суд также вынесет приговор, но уже не будет учитывать в наказании штраф.
К тому же место имеют свидетельские показания. Если другие студенты будет свидетельствовать против преподавателя, расскажут о других случаях получения взятки, то преподаватель может сесть надолго.
Поэтому если преподаватель просит взятку, нужно в первую очередь узнать, нет ли у него личных проблем. Не всегда преподаватели оказываются наглыми и злыми. Возможно, у вас получится организовать легальный сбор средств для оказания материальной помощи.
Незаконное уголовное преследование преподавателей вузов как проблема интеллектуальной безопасности
«Приватизация» правового поля административным ресурсом) По данным Генерального прокурора России около 90 % российских чиновников коррумпировано [1] и ежегодные потери из-за коррупции у нас составляют $20 млрд. (АиФ № 40, 2008 г.). Общая сумма российской «деловой коррупции» в 2,66 раз превышает доходы федерального бюджета 2005 г. ($474 млрд. при средней московской взятке в 0,5 млн. руб.). Относительно неё объём «бытовой коррупции» не превышает 1% [2]. Однако немалые усилия МВД направлены на искоренение подношений именно автоинспекторам, врачам и преподавателям («Комсомольская правда» № 17-т, 2011 г.). Например, в 2007 г. ГУВД Тюменской области в сфере образовательных услуг было выявлено 300 коррупционных преступлений [3]. При этом обычно интересуются не столько «браком» конечной вузовской продукции – дипломами, сколько по жалобам студентов отдельными преподавателями, проводящих промежуточную аттестацию их знаний [4].
В то же время интеллектуальный потенциал одной учебной дисциплины не превышает (по числу таковых) 1% от суммарного интеллектуального содержания дипломной работы (проекта) и оперативники ОБЭПа исключают возможность провокационной мести студентов требовательным экзаменаторам.
По закону за взятку можно судить лишь должностных лиц, а преподаватели таковыми могут быть только по приказу их зачисления в состав каких-либо квалификационных комиссий. Судебные процессы по делу преподавателей-«взяточников» всегда должны начинаться с выяснением их должностных полномочий, как субъектов преступлений (изложены в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 19 от 16.10.2009 г.).
С точки зрения права подношения преподавателю тогда будут считаться «взяткой», когда имеются неопровержимые доказательства их вымогательства за юридически значимые для студентов последствия. В Большом Энциклопедическом словаре «факт юридический» толкуется как «обстоятельство, с которым связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений». Последние же для студентов могут наступить только после приказа ректора по изменению их профессионально-должностного статуса.
Например, был «абитуриент», а по приказу зачисления в вуз стал «студентом». В дальнейшем, — был «студент», а стал «специалист с незаконченным высшим образованием» (после приказа об отчислении неуспевающего студента из вуза), или был «студент», а по приказу стал «дипломником» (после сдачи госэкзамена по специальности), был «дипломником», а по приказу стал «дипломированным специалистом» (после защиты дипломного проекта). Таким образом, вузовская «взятка» всегда даётся за последующие благоприятные для «взяткодателя» приказы (зачисления в вуз или за избежание законного из него отчисления, за необоснованный допуск к дипломному проектированию или за присвоения квалификационного звания по результатам защиты плагиата дипломного проекта).
Следовательно, т.н. «взятка» (точка зрения «борцов» с вузовской коррупцией), которые обучаемые дают не обладающими должностными полномочиями экзаменаторам, по закону таковой вовсе даже и не является. В приговорах подобных уголовных дел должно быть обязательно указано «за что была дана взятка?». Тогда в случае таковых, заведённых на преподавателей вузов, не являющихся по факту должностными лицами, следовало бы записать «за выставление экзаменационных оценок при незнании учебной дисциплины студентами-«взяткодателями», исходя из их личной в этом заинтересованности». И какая здесь необходимость давать т.н. «взятки» в случае, когда «двоечники»имеют право ещё несколько раз пересдать этот экзамен? И какие в этом случае будут для них иметь «юридически значимые последствия», когда повода для издания приказа по изменению статуса таких студентов вообще нет? И в чём здесь будет заключаться фактическая (а не мнимая) выгода «взяткодателей»?
Преподаватели, не включённые в состав квалификационных комиссий в правовом отношении «вымогателями» быть никак не могут, ибо по исполняемой функции они взаимозаменяемы и в этой связи студенты от них административно не зависят.
В этих случаях, зная, что на госэкзаменах и на защите дипломных проектов «двоек» не бывает, варианты сдачи экзаменов на «коммерческой основе» они инициируют сами. Известны также факты, что в случаях разоблачения ОБЭПом «лояльных» преподавателей, «пострадавшие взяткодатели», вставая в их защиту, даже избивали студентов — «осведомителей». Если бы дипломников с купленными проектами до ГЭКа не допускали, а прилежные студенты свои познания подтверждали бы объективной защитой авторских разработок (при их отсутствии вуз выдавал бы справку), то желающих аттестоваться на основе «подношений» было бы значительно меньше.
Если правоохранительные органы считают, что отсутствие знаний для студентов будет являться выгодой, то они, видимо, изначально исходят из того, что в вузы поступают только ради получения «корочек». А раз так, то логически допускается возможность покупки готовых курсовых и дипломных проектов (работ). Доказательством тому является не запрещённая законом реклама рынка интеллектуальных услуг, широко представленная в СМИ и в Интернете.
В Тюмени, например, таковые оказывает несколько специализированных «фирм», среди которых, например, — «pro-znanie.ru» (ул. Семакова, 20, оф. 7, тел. 53-16-03, 29-78-07, сайт — www.pro-znanie.ru). Всего же в России в год продаётся до 500000 поддельных вузовских дипломов, и предъявляют их около четверти трудоустраиваемых «специалистов». Такие дипломы наиболее востребованы у юристов (с ними можно даже стать офицером правоохранительных органов), на втором месте — дипломы медицинских вузов. Хотя работники с купленными дипломами наказуемы по ст. 327 УК РФ, однако уголовные дела против них возбуждаются редко. Эту ситуацию можно объяснить тем, что среди личного состава МВД с высшим образованием «коммерческих профессионалов» около 30%, которые в силу своей незаконной квалификации вряд ли будут занимать принципиальные позиции в борьбе с коррупцией в сфере образовательных услуг [5].
Идеологической основой тактики современной борьбы с коррупцией в вузах являются т.н. либерально-демократические ценности «дикого» рынка. Однако принцип жизнеустройства «каждый за себя, один Бог за всех», внедряемый в отечественную систему образования, представляет угрозу общественной безопасности, ибо не запрещённая законом практическая возможность реализации порочных стремлений молодёжи к незнанию (при молчаливом согласии и бездействии на то правоохранительных органов) неотвратимо истощает интеллектуальный ресурс страны [6].
К тому же формальное обладание дипломами даже престижных вузов страны проблему трудоустройства так, как это было при социализме, не решает. В настоящее время квалификационные документы нужны только для встречи (через отдел кадров) их обладателей с работодателями. Отсутствие у «липовых специалистов» (в т.ч. и юристов) знаний при конкуренции на рынке труда может им в дальнейшем принести не личную «выгоду» (базовый признак преступлений по ст. 290 и 291 УК РФ), а вред. Они не смогут качественно выполнять возложенные на них обязанности, их деятельность рано или поздно, так или иначе, негативно скажется на конечных результатах их работы [7].
Все правонарушения делятся на преступления и проступки (дисциплинарные, административные, гражданско-правовые).
По существующему законодательству материальные вознаграждения за незаслуженные оценки, выставленные не должностными экзаменаторами, следует интерпретировать не как уголовное деяние (по ст. 290 УК РФ), а как компенсацию их риска быть дисциплинарно наказанным за несоблюдение стандарта качества учебного процесса и неуставные образовательные услуги. Такие преподаватели в правовом отношении «вымогателями» быть никак не могут, ибо по производственной функции они взаимозаменяемы. В этих случаях варианты сдачи экзаменов на «коммерческой основе» инициируют сами студенты, которые знают, что на госэкзаменах и на защите дипломных проектов «двоек» не бывает. Если бы дипломников с купленными проектами до ГЭКа не допускали, а прилежные студенты свои познания подтверждали бы объективной защитой авторских разработок (при их отсутствии вуз выдавал бы справку), то желающих аттестоваться на основе «подношений» было бы значительно меньше.
К сожалению, изложенную специфику организации учебного процесса следственные органы учитывать никак не желают (не понимают?), также как и то, что студенты-договорники «взяткодателями» по определению быть не могут. При этом судьи, исходя из корпоративно-цеховой солидарности и негласной установки «план любой ценой», при игнорировании доводов адвокатов и ст. 299 и 305 УК РФ (наказание за неправосудный приговор), выносят по их делам «нужные» обвинения.
Так, по мнению тюменского судейского цеха ничего странного нет в том, что такие студенты сначала оплачивают образовательные услуги, а потом дают преподавателям «взятки», чтобы таковые они им не оказывали [8]. Однако «суд обязан точно квалифицировать деяние по конкретной норме УК и избрать уголовное наказание лишь в пределах санкции этой нормы», с учётом, что «не вина, а деяние, содержащее признаки преступления, должны фигурировать в качестве основания уголовной ответственности».
В этой связи даже для малообразованных граждан будет очевидным, что двойная оплата символической учёбы в вузе не будет являться коррупционной выгодой в смысле «получения каких-либо ненадлежащих преимуществ субъектами подкупа» (Российская криминологическая энциклопедия. — М., 2000, с.267). Однако прокурор Тюменской области, председатели Областного суда и его Квалификационной комиссии не считают абсурдным их порочный сугубо личный интерес квалифицировать как экономическое преступление средней (задействуется ОБЭП) тяжести против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ).
В заключении отметим, что купленные квалификационные документы дают возможность легко формировать коррумпированные структуры из нужных (криминально – способных) сотрудников [9], что актуализирует целевое изучение этой проблематики в целом. К сожалению, региональная «элита» не считает важным обратить внимание на изложенные перегибы рыночной системы образования и вопрос: «на базе каких специалистов мыслится модернизация России?» стоит открытым.
Также известно, что в постиндустриальном мире победу в конкурентной борьбе одержать те страны, которые целенаправленно решают проблемы интеллектуальной безопасности. В этой связи а) необходимо укрепить социальную базу правового поля, и б) прекратить незаконную правоприменительную практику уголовного преследования преподавателей вузов (см. [10])
Доц. архитектуры, к.т.н. В.Б. ЛЕБЕДЕВ (академик ВАНКБ, автор проекта Доктрины урбанизационной безопасности РФ) _________________________________________________________ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ: 1. СОКОЛОВ А.Н. Юридическая практика как критерий управления обществом: Монография/ Под ред. А.Н. Соколова и В.М. Бочарова. – Калиниград, 2008. – С.34. 2. www.youtube.com/watch?v=MYDJYTcgnLo&feature=player_embedded#at=158, www.svobodanews.ru/content/article/2296677.html#335844520, anticorr.ru/skolko-vzyatok-platit-rossiya/, finam.info/news/article1B905/default.asp (о взятках в судах России). 3. guvd72.ru/press-service/news/news.php?ELEMENT_ID=1113. 4. genproc.gov.ru/news/news-60433/. 5. www.eliteeducation.ru/uslovijahttps://ecsocman.edu.ru/text/33470374/, www.klerk.ru/boss/articles/29839/, www.petrovka-38.com/unit1136page.php, www.externat-diplom.info/diplom-vishee.php?vishee=402, www.tyumen.rfn.ru/region/rnews.html?id=81567&rid=1445, e-educ.ru/main/106-kazhdyy-tretiy-diplom-o-vysshem-obrazovanii-yavlyaetsya-poddelkoy.html. 6. Интеллектуальная безопасность России: проблемы и перспективы. Монография / Баранов П.П., Коношенко В.А., Мартыненко Л.Д., Попов А.В., и др.; Отв. ред.: Контарев А.А. — Ростов-на-Дону, 2007. — 140 c., ЧЕРНИЧКИНА, Г. Н. Интеллектуальная безопасность человека: Защита прав на результаты интеллектуальной деятельности гражданским правом /Г. Н. Черничкина. //Юридическая безопасность человека в России. -М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. -С. 100 — 105 (см. также www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=220, www.energopress.ru/allmaterials/729/, www.oxpaha.ru/publisher_234_5522). 7. www.klerk.ru/boss/articles/29839/). 8. www.proctmo.ru/news/news_2981/. 9. www.directadvert.ru/news/txt/?id=8461&nnn_id=15100549, old.wciom.ru/arkhiv/tematicheskii-arkhiv/item/single/111525.html. 10. УРУКОВ В.Н. Является ли преподаватель государственного вуза субъектом преступлений по ст. 285, 290 УК РФ //Юридическое образование и наука», — 2009. — N 4 (см… также www.big-library.com/1241-urukov-vn-yavlyaetsya-li-prepodavatel-gosudarstvennogo-vuza-subektom-prestuplenij-po-statyam-285-290-uk-rf-yuridicheskoe-obrazovanie-i-nauka-2009-n-4-s-36-39.html, www.liveinternet.ru/users/vbl/, www.gani.ru/news/smi/1167223208/).
Когда преподаватель просит взятку?
Преподаватель просит взятку в разных случаях. Как мы уже сказали раньше, им может двигать острая необходимость в получении крупной суммы денег. С другой стороны, есть дополнительные мотивы для использования должностного положения.
К примеру, если преподаватель перестал довольствоваться своей зарплатой и решил подзаработать. Это самый худший мотив, который может быть. Человеческая алчность не знает границ. И чтобы определить, что преподавателем движет жажда наживы, нужно проверить несколько факторов:
- Слухи в университете. Если большинство учащихся с разных курсов и факультетов знает о взятках преподавателю, то ставим плюсик в пользу алчности.
- Интенсивность вымогательства. Если преподаватель просит взятку впервые, то он колеблется, сомневается и следит за реакцией студента, чтобы сразу отказаться. Опытный коррупционер не будет сомневаться в своей власти и возможностях, он проводит деликатные, но настойчивые переговоры со студентами. При этом часто присутствуют ультиматумы: либо так, либо никак больше.
- Продажа своих методичек и учебников внутри университета – это такая же взятка. Многие преподаватели печатаются в издательствах, и их книги закупает университет. Однако лектор может только рассказать о своей методичке и подсказать, где ее можно арендовать или купить.
Итак, все эти факторы указывают, что препод просит взятку из-за желания нажиться на студентах.
Но существует еще и третий тип преподавателей, которые не берут взятку и угрожают студенту отчислением. Нужно быть осторожным, что не усмотреть в словах учителя намек на взятку. Простая угроза может быть выражением эмоций негодования. Если такому преподавателю принести взятку, то навряд ли он ее возьмет. Скорее всего, студент сразу же будет отчислен.
Таким образом, чтобы быть уверенным, что преподаватель просит взятку, нужно проанализировать его поведения и слова. Возможно, он вообще не думал о взятке, а лишь хотел призвать вас к действиям в учебе.
Все круги ада
Наталья Побойкина
, управляющий юридической :
– Одними из наиболее коррупционных являются выездные проверки ФНС. В настоящий момент налоговики знают, к кому и зачем они идут. Предварительные суммы доначислений по конкретному предприятию известны заранее. Они рассчитываются исходя из анализа движения денежных средств по расчетному счету, представленных деклараций и критериев отбора организаций для выезда на налоговую проверку (определяющими признаками при этом становятся налоговая нагрузка и рентабельность, как известно из приказа ФНС от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/[email protected]).
Излюбленным способом доначислений является выявление среди контрагентов проверяемого предприятия. Восемьдесят процентов компаний в России работают с нарушением законодательства, и большинство из них используют именно «однодневки». Так как зачастую доначисления являются значительными, фискалы могут предложить снизить их за вознаграждение, которое составляет, как правило, 10 процентов от предполагаемой суммы, которую компания должна перечислить в бюджет. При этом рядовые инспекторы все реже берут на себя смелость собственноручно торговаться и брать деньги – они отправляют предпринимателей «для решения данного вопроса» к начальникам отделов. Иногда эти вопросы обсуждаются напрямую с начальниками инспекций.
Кроме мероприятий в рамках выездных налоговики предоставляют еще ряд « до 50 процентов от суммы возмещения. Разблокировка расчетного счета «однодневки», особенно если на нем «покоятся» деньги, это 15–20 процентов от «зависшей» суммы. Кроме того, если предприниматель не захочет платить налоги, то с представителями соответствующей службы «можно решить этот вопрос» в индивидуальном порядке. В карман к налоговикам уходит примерно 10 процентов от суммы долга перед государством, на оставшиеся 90 процентов просто закрывают глаза.
На деле получается, что ни одно положительное для компании решение инспекторов не обходится без подношений. Даже если организация имеет право на возврат налога, то добиться этого «без потерь» практически невозможно. Инспекторы будут водить компанию по кругам ада, пока директор и бухгалтер не смирятся и не предложат деньги.
Какая статья грозит студенту за взятку
Студенту, который дает взятку преподавателю грозит статья 291 «Дача взятки». Эта статья гласит, что дача взятки должностному лицу наказывается
- Штрафом до 1 млн рублей
- Заработной платой или иным доходом денег в течение одного-двух лет в пользу погашения штрафа
- Штрафом, равным от 5кратной до 30кратной суммы взятки
- Исправительными работами на срок до 2 лет
- Лишением свободы до 5 лет
Ни одно из данных наказаний не станет для студента легким. Причем узнать о совершении коррупционных действий госслужбы могут из разных источников. Необязательно это должна быть явка с поличным. Если кто-то успел заснять, записать на видео или аудио разговор с преподавателем или передачу денег, то это прямые улики. Также не стоит забывать и про косвенные.
Мало того, что у студента может подорваться репутация, так у него еще появится запись в личном деле о нарушении Уголовного Кодекса. С такой записью его не захотят принимать на работу по специальности.
Поэтому даже не думайте соглашаться на коррупцию. Что делать, если преподаватель просит взятку? Расскажем дальше.
Рекомендации по борьбе с вымоганием финансов
В законодательстве четко указан запрет на вымогание денег, но родительский комитет может использовать неочевидные уловки. Могут принуждать к сдаче средств для того, чтобы их ребенок не выделялся в коллективе. Но это не повод идти на уступки. На родительских собраниях можно выдвигать такие аргументы против школьных поборов:
- Любые денежные сборы носят незаконный характер. Каждый родитель вправе отказаться от выплат.
- Добровольные взносы учреждение принимает только на расчетный счет. Руководство школы обязано отчитаться перед родителями за расходование денег.
- Поборы лично учителям и другим сотрудникам запрещены. Законны они только в том случае, если подкреплены договорами о платных образовательных услугах. Вымогание средств влечет за собой уголовную ответственность и наказание, а также служит поводом для прокурорской проверки.
- Родительский комитет и его решения не представляют юридической силы.
Некоторые родители самостоятельно принимают решение оказать материальную поддержку учреждению, где учится их ребенок. Эти денежные вложения законны и относятся к благотворительности или меценатству, так как их производят на добровольной основе.
Об авторе
Клавдия Трескова — высшее образование по квалификации «Экономист», со специализациями «Экономика и управление» и «Компьютерные технологии» в ПГУ. Работала в банке на должностях от операциониста до и.о. начальника отдела обслуживания частных и корпоративных клиентов. Ежегодно с успехом проходила аттестации, обучение и тренинги по банковскому обслуживанию. Общий стаж работы в банке более 15 лет. [email protected]
Эта статья полезная? ДаНет
Помогите нам узнать насколько эта статья помогла вам. Если чего-то не хватает или информация не точная, пожалуйста, сообщите об этом ниже в комментариях или напишите нам на почту
Преподаватель просит взятку — что делать?
Если препод требует взятку, то
- Устройте шум в университете. Поднимите на уши деканат и ректорат. Нужно сделать резонанс, чтобы все студенты возмутились и восстали против такого обращения. Да, этот метод не всегда благоприятный по исходу. Руководство вуза старается избавиться от шумихи, поэтому студента могут выгнать вместе с преподавателем, чтобы дело не дало ход.
- Начните с обращения в Министерство Внутренних Дел РФ. Для начала подойдет и полицейский участок. Напишите заявление на преподавателя, что он вымогает взятку. Возможно, дело ограничиться только этой статьей. Преподавателя вызовут на допрос, а затем отправят дело в суд. Либо им займется прокуратора, которая до конца будет раскручивать дело. Возможно, студента привлекут к операции, чтобы взять преподавателя с поличным.
- Если дело закрыли на статье «Вымогательство», но преподаватель остался работать в университете, а вас отчислили, то есть выход. Вы можете призвать общественные организации и СМИ, которые обнародуют обстоятельства дела. В этом случае руководству университета не удастся отмолчаться. Ведь слух может дойти до высшей власти. Поэтому вам дадут ответ и восстановят в вузе.
Итак, мы рассказали вам о трех вариантах развития, если преподаватель просит взятку, а вы не хотите платить. Вы можете двигаться по вариантам поэтапно, начиная с локального. Либо выбрать один из них и действовать со всей ответственностью.
Куда жаловаться за незаконные поборы
Сбор средств на школьные нужды возлагают на родительский комитет. Но финансовое положение в семьях разное. Для одних сумма может оказаться малозначительной, а для других непомерной. Родители вправе на законном основании отказаться давать деньги.
В этом случае понадобится обратиться к руководству учебного учреждения и потребовать письменный ответ о том, на что собирают средства. Обязательно получить ответ в письменном виде. После этого школа перестанет вымогать финансирование. Но если запрос родителей проигнорировали, а сборы продолжились, следует подать жалобу в профильные учреждения в Москве, Санкт-Петербурге или любом другом населенном пункте, где происходят подобные действия. Заявление можно передать в разные учреждения:
- администрацию города;
- муниципальный или региональный комитет образования;
- полицейский участок;
- отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
- министерство образования;
- прокуратуру.
Иногда родители опасаются подавать жалобу в такие организации из-за того, что в школе на их ребенка обрушится негатив со стороны учителей, других родителей или администрации. В таких случаях целесообразно в документ вписать требование о неразглашении информации о заявителе.
Как проверяют, кто виновен в даче взятки преподавателю?
Чтобы выяснить, что преподаватель действительно просил взятку у студента, применяются разные методы. Во-первых, необходимо получить свидетельство от других учащихся, что они слышали или видели, как препод просит взятку. Затем применяется операция, при которой должностное лицо ловят с поличным.
Для этого студенту выдают пронумерованные наличные, на которых уже посыпано красящее вещество для отпечатков. Также надевается жучок для прослушки на студента. Обязательно записывается разговор, который в будущем пройдет лингвистическую экспертизу. Если все прямые улики будут собраны, то опергруппа сразу же врывается в кабинет и заковывает коррупционера в наручники.
Конечно, такие крупномасштабные операции проводятся только для уличения крупных чиновников. Преподаватель не входит в категорию крупных коррупционеров, поскольку он не может брать миллионы и миллиарды рублей. Однако если планируется дача большой взятки, либо передача денег от всего факультета, то она пройдет под надзором опергруппы.
Для частного случая будет достаточно собрать большинство косвенных и часть прямых улик. Например, если сам студент запишет разговор с преподавателем на диктофон. В нем нужно указать место встречи и передачи денег, а также необходимо, чтобы сам преподаватель «спалил» себя.
Лучше вести переписку в социальных сетях. Не все преподаватели знают об опасности соц.сетей и поэтому не боятся выражаться в переписке.
Таким образом, расследование поможет узнать детали и обстоятельства коррупционного правонарушения. Если преподаватель действительно просит взятку, он будет наказан по всей строгости закона.
Как избежать наказания
Законодательством предусмотрено несколько условий, при которых виновное лицо будет освобождаться от предстоящей юридической ответственности. К ним относится добровольное сообщение о совершенном преступлении в органы полиции. Второе обстоятельство – получатель материальной выгоды сам вымогал благодарность и создал условия для ее получения. Третий фактор – активное содействие полиции при расследовании преступлений о взяточничестве.
Таким образом, во взятке виноваты две стороны. Поэтому и привлекаться к ответственности будут оба участника. И если лицо, передающее вознаграждение, может освобождаться от юридической ответственности, то получатель ценностей будет нести наказание, независимо от содействия расследованию проступка.
Считается ли подарок взяткой преподавателю?
Да, подарок может считаться взяткой преподавателю, если он превышает стоимость в 3000 рублей. К тому же подарок обязательно должен быть приурочен к праздничному дню или отдан по какому-либо важному поводу. Например, если студент защитил дипломную работу, то он может поздравить и поблагодарить своего научного руководителя. Но при этом важно правильно подобрать подарок.
Если вы дарите от единственного лица подарок, то лучше потратить максимум 1000 рублей на подарок. В этом случае вы сохраните достоинство, не попадете под статью, и ваш преподаватель не попадет в неловкое положение.
Лучше всего скидываться на общие подарки преподавателям со всего потока или с группы. Причем заставлять своих однокурсников насильно сдавать деньги в общий бюджет нельзя. Их можно лишь призвать к сдаче денег, но не более.
Опять же сдавать можно около 1000-2000 рублей. В общую стоимость должны входить банкетный стол, цветы и подарки научным руководителям.
Дарить небольшие сувениры и недорогие подарки можно на День знаний, День учителя и день защиты дипломных проектов.
Сами преподаватели в настоящее время прямо отказываются не только от подарков, но и от цветов и конфет. Почему? Неужели они тоже попадают под статью?
За что платят родители в школе
Школы получают финансирование из бюджета, из него выплачивают зарплату учителям, производят ремонт здания, закупают мебель и оборудование. Сборы средств для школьных нужд могут быть только добровольными.
Начало школьной поры — стресс не только для учеников, но и для родителей. Необходимо купить тетради, форму, если она предусмотрена в выбранном учебном заведении, дополнительные канцелярские принадлежности. Но на этом затраты не заканчиваются. Большие суммы направляют на ремонт кабинета, выделенного для класса, коридоров, столовой или всего здания, уборку и охрану.
Поборы в школах и детсадах появились с 90-х годов. Тогда образовательные учреждения практически не финансировались государством, и сдача денег родителями стала единственным выходом из кризисной ситуации. Но сейчас с финансированием дела обстоят гораздо лучше, а поборы так и продолжаются. И более того, ежегодно запросы администрации или отдельных педагогов увеличиваются.
Общественная Палата РФ в 2021 году создала горячую линию, чтобы граждане могли обратиться с вопросами о денежных сборах в школах. Только за 4 месяца от начала работы службы доверия, набралось несколько тысяч жалоб. Чаще всего поборы проводят на такие цели:
- Охрана и системы безопасности. В учреждениях устанавливают турникеты, нанимают частную охрану.
- Ремонт кабинетов и всего здания, покупку новой техники, мебели, мела, средств для уборки.
- Питание в столовых. Бесплатные обеды предоставляют только небольшой категории учеников.
- Рабочие тетради и дополнительные материалы. Учителя считают, что информации в учебниках недостаточно, и родители докупают дополнительные методические материалы.
В среднем по РФ в школах размеры сборов составляют от 2 до 5 тысяч рублей в год с одного ученика. Курьезная ситуация, связанная с поборами была зафиксирована в Татарстане в городе Кукмор — родители школьников должны были принести по 16 кг картофеля или эквивалентную сумму денег.
Считаются ли цветы взяткой преподавателю?
Цветы могут считаться дорогостоящим подарком, если их цена превышает 3000 рублей. Однако никто не станет заводить дело на то, что преподавателю подарили цветы на День знания суммой в 6000 рублей.
Дело в том, что цветы нельзя перепродать или вернуть. Они имеют срок годности, поэтому их ценность понижается с каждым днем. К тому же никто из преподавателей не подумает использовать свои должностные полномочия за букет цветов или коробку конфет.
Но прежде чем подарить своему научному руководителю самый дорогой и красивый букет, спросите у него разрешения. Встречаются преподаватели и учителя, которые сразу же отказываются брать шикарные цветы даром. Они оставляют их у студента в руках, либо заставляют отнести на кафедру и подарить всем преподавателям.
Таким образом, антикоррупционная программа в нашей стране работает. Люди, которые наделены должностными полномочиями, начинают лучше ощущать правовую ответственность.
Что делать при несправедливом обвинении
Даже если преподаватель работает честно, не берет деньги от студентов и соблюдает закон, у него все равно есть риск быть обвиненным в получении взятки.
Действия преподавателя могут быть следующими.
- Доказать тот факт, что студент провоцировал передачу взятки. К примеру, денежные средства были подброшены преподавателю в карман, кабинет, документы, коробку конфет, принятую в качестве знака благодарности без тайного умысла.
- Использовать имеющиеся способы защиты: показания свидетелей (других коллег, присутствовавших при разговоре студента и обвиняемого), записи с камер наблюдения в вузе, подтверждающие законность действий в отношении студента документы – регламенты, инструкции.
- Если уголовное дело все же было возбуждено, то при отсутствии прямых доказательств (к примеру, аудиозаписей разговора) можно обжаловать возбуждение дела в суде.
В случае если деньги от студента были приняты, и сам обучающийся сдал по этой причине экзамен, то преподавателю рекомендуется обратиться за помощью к адвокату, признав свою вину. Необходимо постараться смягчить наказание, акцентировав внимание на смягчающих обстоятельствах – на тяжелой финансовой ситуации, сложностях в семье.
Плата без гарантий
Елизавета Новикова
, бухгалтер:
– Я работаю удаленно с фирмой, которая занимается торговлей в палатках. Поначалу не понимала, почему в бюджете компании постоянно появляются дыры. Мне наконец объяснили, что право торговать на территории определенного района города достается «не за красивые глаза». За установку одной палатки взятка составляет от 30 тысяч рублей до нескольких сотен тысяч. При этом никто не гарантирует стабильность бизнеса. Так одним решением мэра Москвы Сергея Собянина незаконно поставленные павильоны были просто погружены на грузовики и вывезены. Былые договоренности никак не повлияли на этот процесс.
Сумма взятки или ее аналога зависит от района, в котором работаешь, близости к остановкам общественного транспорта, метро. При этом в каких-то управах вопрос невозможно решить деньгами. Там поборы идут во благо города – на ремонт улиц, озеленение территории. Я, если честно, не очень хорошо знаю всю эту систему. Возможно, потом эти суммы включаются в бюджет по тем же видам работ, и уже из выделенных средств чиновники берут себе «свой рубль».
Бороться с подобной ситуацией сложно. Обращаться в правоохранительные органы и суды при каждой попытке чиновников содрать с тебя взятку? Это серьезный риск для предпринимателя. Потому что, решив одну проблему правовым путем, ты получаешь десять новых.
Пошлину – в бюджет
Алексей Зайцев
, юрист:
– При регистрации предпринимательской деятельности бизнесменам мзду давать не приходится, в плане процедуры эта система выстроена наименее взяткоемко. Налоговым органам выгоднее необоснованно отказать в регистрации и оставить в бюджете госпошлину. Ведь многие в силу временного цейтнота не готовы на долгую процедуру обжалования решения государственного органа или возврат уже уплаченных средств. Начальный этап наиболее комфортный, так как далее вести деятельность без подношений крайне сложно. Поголовное использование схем «обналичивания» влечет претензии со стороны налоговых органов. Причем незаконные схемы видятся инспекторам и там, где они есть, и там, где учет чист и никаких нарушений нет. Но «железная хватка» фискалов такова, что легче заплатить, чем долгое время доказывать, что ты тот редкий бизнесмен, который работает честно.
Раскрываем секреты ФБР: как уговорить преподавателя принять вашу сторону?
Ну давай, попробуй
Можно ли уговорить преподавателя согласиться со всем, что вы скажете, если вы не готовились к экзамену? Можно! В психологии даже есть целый раздел, освещающий умение убеждать человека.
Нашим «кротом» стал профессора психологии, который в свое время долго работал агентом ФБР. Принимая участие в многочисленных секретных операциях, ему не раз приходилось выуживать информацию даже у самых прославленных молчунов.
Главное правило, которому нужно следовать при достижении цели «Как можно уговорить любого человека» звучит так: заставьте своего оппонента понравиться самому себе.
Шаг первый: намеренно сделайте ошибку
Намеренно сделайте ошибку
Во время беседы опытный оратор позволяет себе как бы невзначай сделать небольшую ошибку. Это может быть ошибка в произношении, неправильно употребленное по смыслу слова и так далее.
Суть в том, чтобы заставить слушателя вас исправить. Затем он изображает небольшое смущение, благодарит слушателей за исправление и говорит далее уже с учетом исправлений.
Но будьте осторожны – ваши ошибки не должны касаться непосредственно материала, по которому вы отвечаете.
Делается это с тремя главными целями:
- Когда слушатель исправляет оратора (в нашем случае – преподаватель исправляет студента), это дает ему возможность чувствовать себя более уверенным.
- Это позволяет преподавателю общаться со студентом более свободно.
- Это дает преподавателю возможность не бояться ошибиться самому и усыпляет его собственную бдительность.
Шаг второй: расточайте комплименты от третьего лица
Расточайте комплименты от третьего лица
Как расположить к себе человека и уговорить его сделать что-то? Конечно же, начать делать ему комплименты!
Здесь есть свои правила и тонкости. Например, студент ни в коем случае не должен делать прямые комплименты, иначе это будет расценено как неприкрытая лесть. Кроме того, некоторые люди просто не готовы воспринимать прямые комплименты и начинают испытывать при этом дискомфорт.
В этом случае отлично подходят комплименты от третьего лица: упомяните как бы невзначай, что вы общались со студентами предыдущих курсов, и они уверены, что именно этот преподаватель (наш с вами герой) наиболее полно и доступно преподает свой материал, чем все остальные преподаватели курса.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы
Шаг третий: выражаем искреннее сочувствие
Выражаем искреннее сочувствие
Хотите знать один из главных секретов, как научиться уговаривать людей? Покажите им свое сочувствие. Людей всегда интересовала их собственная персона гораздо больше, чем все остальные. И это естественно.
Если проявлять неподдельный интерес к людям, вам не только удастся завести множество друзей и знакомств, но и завоевать симпатию преподавателей.
Ваша задача: найти оптимальное сочувственное высказывание, которое будет абсолютной правдой. Например, в день экзамена дайте преподавателю знать, что вы прекрасно понимаете, какой у него сегодня непростой день. Человек должен почувствовать не жалость с вашей стороны, а поддержку.
Любому человеку становится невероятно приятно, когда его не только слушают внимательно, но и разделяют с ним его эмоции.
Шаг четвертый: сделайте так, чтобы собеседник сам себя начал хвалить
Сделайте так, чтобы собеседник сам себя начал хвалить
Помните: между лестью и комплиментом существует довольно тонкая грань, поэтому лучше ее не переступать. А еще лучше – сделать так, чтобы ваш собеседник сам себя начал хвалить.
Вот пример правильной беседы:
– Во время прошлой сессии я принимал экзамен у одной группы 7 раз!
-Ничего себе! Нужно обладать стальными нервами и невероятной выдержкой, чтобы слушать одно и то же на протяжении 7 дней от одних и тех же людей!
– (вероятный вариант ответа, которого нам нужно добиться) Да, мне пришлось постараться, чтобы не сойти с ума. Конечно, я отлично поработал и все студенты сдали экзамен.
Год закрытых дверей
Илья Лейкин
, налоговый консультант:
– Очень распространены взятки за то, чтобы компанию не включали в план проверок ФНС на текущий год. Для этого необходимо найти в конкретной налоговой инспекции человека, который сможет «решить» вопрос. По опыту компаний, которые платили за подобные «услуги», тариф составляет порядка трех миллионов рублей, для того чтобы инспекторы не заходили в фирму вообще.
Однако стоит учесть, что чем «старше» организация, тем больше будут просить денег. Потому что компания, существующая более пяти лет, пройти проверку должна обязательно. И если этого по какой-то причине не произошло, значит определенные сотрудники «позаботились» о том, чтобы визита в фирму не было. А это – существенный риск для инспекторов, которые формируют график проверок.