В каких случаях возможны регрессивные требования
Регрессивные требования выставляются в случаях, которые не признаются страховыми компаниями в качестве страховых, т.е. ДТП произошло в результате умышленных противоправных действий виновника.
Когда выставляются требования возврата компенсации виновником:
- Страхователь ТС представил при заключении договора недостоверные сведения, которые привели к снижению суммы страховой премии;
- У виновника аварии не было права вождения автомобиля, в т. ч., если водительское удостоверение показалось просроченным;
- Если отсутствует доверенность на управление чужим транспортным средством;
- Причиной ДТП стало алкогольное, наркотическое или другое опьянение виновного;
- Если виновник сбежал с места совершения автомобильной аварии;
- Отсутствие права у виновника управлять транспортным средством, т. е. он не был вписан в полис ОСАГО;
- Если доказано, что виновник специально спровоцировал аварию;
- Если ДТП произошло не в период, указанный в страховом полисе;
- Если виновный начал ремонтировать свое пострадавшее ТС ранее чем через 15 дней после ДТП, при оформлении по европротоколу, и не предъявил страховщику автомобиль для осмотра;
- Если на момент аварии истек срок действия диагностической карты;
- Когда в ДТП участвовал грузовой автомобиль с прицепом, но в договоре ОСАГО нет информации о такой возможности.
Регрессивное требование к СТО предъявляется в том случае, когда доказано, что в диагностическую карту не были внесены сведения о неисправности автомобиля, которые привели к страховому случаю, если они могли быть выявлены во время техосмотра.
Получается, что станция техобслуживания должна будет заплатить, если осмотр произведен некачественно.
ВС не допустил возникновение регрессного иска на основе утративших силу положений закона
Верховный Суд в Определении № 11-КГ21-21-К6 от 20 июля разъяснил, вправе ли страховая компания предъявлять регрессный иск к виновнику ДТП, в ходе которого был составлен европротокол, если она безоговорочно приняла условия выплаты, которые предоставила сторона.
14 ноября 2021 г. произошло ДТП, участники которого составили европротокол, в котором была сделана пометка, что виновником происшествия является Роман Герасимов.
Страховщик пострадавшего АО СО «Талисман» оплатил ремонт его автомобиля и дополнительные расходы в размере более 56 тыс. руб. 19 марта 2021 г. страховая компания Романа Герасимова АО «Группа Ренессанс Страхование» возместила указанную сумму СК потерпевшего, а 18 апреля 2021 г. направила виновнику ДТП досудебную претензию о взыскании с него в порядке регресса произведенного страхового возмещения.
Поскольку претензия осталась без удовлетворения, «Группа Ренессанс Страхование» обратилась в суд с иском к Роману Герасимову о взыскании произведенного страхового возмещения, поскольку он не направил страховщику экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП в течение 5 рабочих дней.
Суд, установив, что ответчик не направил бланк извещения о ДТП в отсутствие уважительных причин, пришел к выводу о наличии оснований для применения подп. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО (в редакции, действовавшей на момент дорожно-транспортного происшествия) и взыскал с Романа Герасимова сумму выплаченного страхового возмещения. Апелляция и кассация согласились с выводами суда первой инстанции.
Роман Герасимов обратился в Верховный Суд, который посчитал его жалобу обоснованной. Изучив материалы дела, ВС сослался на Определение Конституционного Суда от 25 мая 2021 г. № 1059-О, согласно которому по смыслу п. 2 ст. 11.1 Закона об ОСАГО во взаимосвязи с п. 3 этой же статьи необходимость направления бланка извещения о ДТП страховщикам в течение 5 рабочих дней сопряжена с обязанностью водителей по требованию страховщиков предоставить транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой технической экспертизы в течение 5 дней со дня получения такого требования, а также для обеспечения этих целей не приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 календарных дней со дня ДТП. Подпункт «ж» п. 1 ст. 14 Закона об ОСАГО о праве регрессного требования страховщика призван обеспечить баланс интересов страховщика и страхователя. Требование о направлении каждым из участников происшествия заполненного бланка извещения о страховом случае при оформлении документов без участия сотрудников полиции направлено на то, чтобы и страховщик, застраховавший ответственность потерпевшего, и страховщик, застраховавший ответственность причинителя вреда, имели возможность проверить достоверность сведений о ДТП и о полученных в его результате повреждениях автомобилей. В этих же целях была установлена и ответственность за неисполнение данного требования в виде возможности предъявить регрессные требования к причинителю вреда, не исполнившему такую обязанность.
ВС указал, что 19 марта 2021 г. «Группа Ренессанс Страхование» возместила соответствующую сумму страховой компании потерпевшего. При этом экземпляр извещения потерпевшего был признан страховой компанией достаточным документом для осуществления выплаты, не поставлены под сомнение обстоятельства ДТП, факт и размер причиненного ущерба. Вместе с тем «Группа Ренессанс Страхование», принимая решение о компенсации страхового возмещения, не воспользовалась правом ознакомиться с материалами дела, оценить обоснованность факта и размера выплаты, осуществленной потерпевшему. Требование о предоставлении на осмотр транспортного средства виновника ответчику не направлялось.
Кроме того, заметил ВС, истец, располагая одним из двух бланков извещения, представленным потерпевшей стороной, не доказал нарушение его интересов со стороны виновника события непредставлением его бланка извещения, поскольку имеющихся документов оказалось достаточно для принятия им решения о возмещении страховой выплаты.
Правильные действия при регрессивных требованиях и частые ошибки
Если к вам страховая компания выставила регрессивные требования, действуйте следующим образом:
- Убедитесь, что ваш случай допускает это по закону;
- Проверьте соответствие сумм, сколько было выплачено пострадавшему и сколько требует возместить страховая компания в поручении на оплату;
- Если вы не согласны с суммой выплаты, направьте в адрес страховщика обоснованную обратную претензию;
- Не подавайте в суд на страховую компанию самостоятельно, дождитесь, чтобы это сделала СК.
Ошибкой является попытка игнорирования происходящего. Если вы не совсем понимаете происходящую ситуацию, не действуйте самостоятельно, лучше обратитесь к профессиональным юристам для консультации.
Как страховые обманывают водителей при регрессе
Классическая схема, с помощью которой страховые обманывают своих клиентов, выглядит так. Чтобы было понятнее, введем несколько действующих лиц.
Алишер — клиент страховой .
Борис — клиент страховой .
Авария произошла по вине Алишера, к тому же во время ДТП он был пьян.
После аварии Борис обратился в свою страховую . Ему выплатили страховку — 30 тысяч рублей. Борис не согласился с суммой компенсации и обратился к независимому эксперту, который подтвердил, что ущерб, причиненный автомобилю, оценивается в 50 тысяч рублей.
Через суд Борис получил с «Беты» недостающие 20 тысяч рублей.
После того, как «Бета» выплатила Борису первые 30 тысяч, она направила «Альфе» требование вернуть деньги. Так как авария случилась по вине Алишера, «Альфа» деньги вернула.
Когда «Бета» заплатила Борису еще 20 тысяч, она отправила информацию о выплате «Альфе». При этом по закону «Альфа» эти 20 тысяч возвращать «Бете» уже не должна. Страховые не имеют права занижать выплаты клиентам, а если все-таки занизили и клиент смог это доказать, остаток денег страховая должна отдать из своего кармана.
А дальше начинается самое интересное.
«Альфа» присылает Алишеру требование вернуть 50 тысяч, которые «Бета» заплатила пострадавшему. К требованию прилагаются все чеки, подтверждающие, что «Бета» вернула именно 50 тысяч. Разумеется, о том, что сама «Альфа» заплатила «Бете» только 30 тысяч, страховая скромно умалчивает.
Так как Алишер во время ДТП был пьян и знал, что стопроцентно попадает под статью о регрессе, он, не сомневаясь, выплачивает 50 тысяч «Альфе».
Итог: Алишер заплатил «Альфе» на 20 тысяч больше, чем должен был, и даже не догадался, что его обманули. Довольная «Альфа» зачислила деньги на свои счета и продолжила воровать у ничего не подозревающих клиентов.
В рассылке учим читателей, какими еще способами защититься от страховой. Чтобы подписаться, введите свой e-mail на нашем сайте. Раз в месяц разбираем одно обращение, даем подробную консультацию и высылаем руководство к действию на e-mail. Только для подписчиков.
Ответы на вопросы
Какой объем регрессивных требований может выставить СК? | Регрессивные требования выставляются в сумме, выплаченной в качестве возмещения ущерба. |
Можно ли подать возражения на регрессный иск, оспорить расчет убытков по ОСАГО. | Да, в судебном процессе. |
Возможен частичный отказ от иска? | Если размер требований завышен, либо расчет, представленный страховой компанией, выполнен с нарушением методики ЦБ РФ, можно иск признать только в обоснованной части. Это доказывается в суде. |
Если я просто не буду платить, что грозит?
Если коротко, то от ничего до визитов приставов к вам домой или даже коллекторов. Какой-либо административной ответственности как за неуплату штрафа, двойной штраф – такого при взыскании долгов нет. Но меры воздействия на должников имеются.
Арест на автомобиль
Если ваш долг превышает сумму 3 000 рублей, то судебный пристав-исполнитель может по заявлению взыскателя или по собственной инициативе наложить арест на вашу машину. Делается это для:
- сохранности имущества, которое будет передано взыскателю или продано,
- исполнения решения суда о конфискации имущества,
- исполнения судебного акта о наложении ареста.
В нашем случае подходит пункт 1. Автомобиль могут арестовать, чтобы сохранить для последующей реализации. Пару слов о том, какие конкретные меры и действия скрываются под словом «арест».
В основном, это запрет распоряжаться машиной. То есть, её нельзя будет ни продать, ни подарить. В отдельных случаях может применяться ограничение права пользования и изъятие имущества у должника.
Может ли быть штраф или лишение прав?
Про штраф я уже писал выше, в данном случае его не будет. Разве что к сумме взыскания добавится исполнительный сбор, он будет составлять 7% от суммы требуемого регресса.
Лишение прав, а вернее приостановка (временное ограничение) на пользование специальным правом должнику не грозит. Это связано с тем, что ограничивают водительское право только в некоторых случаях, и взыскание ущерба от регресса туда не входит.
Но если с водительским у вас всё будет в порядке, то это не значит, что вы, к примеру, сможете съездить на машине попутешествовать. Для случаев, когда взыскиваются иные долги, как у нас, предусмотрен запрет на выезд из Российской Федерации, но для этого сумма задолженности по регрессу ОСАГО должна быть более 30 000 рублей.
Если у меня нет банковских карт и имущества?
Отсутствие денежных средств на счетах в банках и имущества, которое можно было бы продать, делает ваш долг перед страховой почти невозвратным. Если с вас нечего взять, то и платить регресс по ОСАГО не придется.
Однако, если у вас всё имущество на родственниках, а зарплата наличными, то как минимум съездить отдохнуть за рубеж не получится. Некоторые ради этого всё же гасят свои долги.
Что такое регресс
Фактически регрессное требование – это норма права, которая относится к страховой и финансовой областям. Лицо либо организация, которые возместили причиненный ущерб, вправе потребовать от виновника компенсировать им затраты.
Таким правилом обычно пользуются страховые компании, взыскивая выплаченные денежные средства с виновников ДТП. Прямой иск непосредственно в суд – это составная часть регресса.
Возможности регрессного требования ограничиваются суммой, которую выплатила компания. Сумму выше той, которая была передана по прямому требованию, взыскать нельзя. Однако страховая компания, помимо прямых расходов на выплату возмещения, может также потребовать выплату компенсации тех убытков, которые она понесла, к примеру, на оплату услуг представителя, или на привлечение эксперта в суде, либо при рассмотрении страхового случая.
Такие компенсируемые убытки могут быть понесены в результате выезда в другой город, привлечения специалиста или юриста на договорной основе. Эта компенсация может быть взыскана в судебном порядке дополнительно к регрессным требованиям.
Как взыскать ущерб с пенсионера — виновника ДТП без страхового полиса
Вам необходимо в ГИБДД получить все документы о ДТП, сделать оценку ущерба и подать на него в суд, если докадут, что он работает будут высчитывать со всех доходов 50%, если не работает то с пенсии будут высчитывать 50%
здравствуйте, произошло дтп между моим автомобилем и маршрутным такси, виновник маршррутное такси без страховки, за рулем пенсионер,в гаи ему выписали только штраф 500+800 руб,не уступил мне дорогу. Так договориться не получилось, говорит нет денег, могу ли я рассчитывать на выплату с его стороны? Мои дальнейшие действия? Ущерб примерно 80 тысяч
Регресс По Осаго Ответчик Пенсионер Имущества Нет
6. Смогли доказать, что страховая отправила ТС на ремонт, без проведения предварительной экспертизы. В таком случае, не возможно достоверно просчитать реальные затраты. Сервис может брать завышенные цены на запчасти. Тогда, при участии хорошего юриста можно добиться вовсе отказа в регрессе.
1. Следите за сроком действия полиса, как понимаете, по его истечению с вас вправе потребовать компенсацию. Проверьте, вписаны ли вы в бланк полиса, где перечисляются водители для ТС (не касается тех случаев, когда полис неограниченный).
Может ли страховая компания взыскать деньги по КАСКО
При КАСКО отсутствуют основания для регресса к виновному лицу. Но виновник происшествия может быть привлечен к ответственности в порядке суброгации. Отвечать он будет, если для покрытия вреда не хватает лимита по ОСАГО (ДСАГО) или если отсутствует полис по автогражданке.
До достижения максимальной суммы (400 тыс. руб.) ответственность перед пострадавшей стороной, а в случае перехода прав перед страховщиком по КАСКО, несет компания, застраховавшая гражданскую ответственность водителя-виновника. Взыскать по КАСКО можно только возмещение имущественного вреда.