Раскрытие информации в ЖКХ. Заполнение форм управляющими МКД.


Заполнение форм 1.2 и 2.8 на сайте www.reformagkh.ru

В течение I квартала 2015 года организации, управляющие МКД (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК), обязаны раскрыть определенные виды информации об управлении домами по итогам 2015 года. Поскольку большинство этих сведений носят финансовый характер, бухгалтер так или иначе будет участвовать в подготовке данных для публикации.
Напомним, что во исполнение Стандарта раскрытия информации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 731, Приказом Минстроя РФ от 22.12.2014 № 882/пр утверждены формы раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления МКД. Указанный приказ вступил в силу 25.05.2015, раскрытие сведений по итогам года именно по этим формам будет производиться впервые. Нередко бывает, что даже инспекторы органов госжилнадзора не могут ответить на конкретные вопросы представителей УК о заполнении тех или иных строк, однако это не помешает им в дальнейшем в случае ошибки наложить штраф.

Административная ответственность за нарушение требований к раскрытию информации.

Ненадлежащее (несвоевременное, неполное) раскрытие информации может служить поводом для привлечения УК к административной ответственности за нарушение лицензионных требований (п. 6 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ, ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ). При этом важным моментом является определение срока давности привлечения к административной ответственности. Обязанность по заполнению форм 1.2 и 2.8 (см. стр. 65 и 66 соответственно) должна быть исполнена в течение I квартала года, следующего за отчетным, то есть не позднее 31.03.2016 (п. 9 (3) Стандарта раскрытия информации). Обратим внимание, что на интернет-сайте www.reformagkh.ru фиксируется дата размещения информации. Как разъяснено в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 и п. 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2, невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, то есть с 01.04.2016.

Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ общий срок равен трем месяцам, так как дела данной категории рассматриваются судьей (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ). При этом нужно помнить, что для некоторых категорий дел срок давности привлечения к административной ответственности увеличен до года, в частности, для нарушений законодательства о защите прав потребителей. При рассмотрении дел о нарушении Стандарта раскрытия информации ранее (ст. 7.23.1 КоАП РФ) некоторые суды квалифицировали правонарушение именно таким образом и подтверждали, что срок давности равен году (см. постановления ВС РФ от 25.03.2013 № 3‑АД13-2, АС СЗО от 24.11.2014 по делу № А26-592/2014, АС УО от 25.08.2015 № Ф09-5446/15). В то же время находились противники данной точки зрения (Постановление ФАС ПО от 16.06.2014 по делу № А12-24444/2013). Пояснения по этому вопросу можно найти в п. 21 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10. Так, в КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Судам необходимо также принимать во внимание цель законодательства о защите прав потребителей и его направленность на защиту и обеспечение прав граждан на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах). В этом смысле суды должны устанавливать, является ли защита прав потребителей приоритетной целью закона, регулирующего отношения, за посягательство на которые установлена административная ответственность. Таким образом, существует риск, что нарушение лицензионных требований, выразившееся в несвоевременном раскрытии информации, может быть квалифицировано как нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей. И тогда срок давности привлечения к ответственности истечет 01.04.2017.

Что касается некоммерческих объединений граждан, для них ответственность за ненадлежащее раскрытие информации по требованиям соответствующего стандарта не предусмотрена. До 01.05.2015 действовала ст. 7.23.1 КоАП РФ, которой была установлена ответственность для организаций, осуществляющих деятельность по управлению МКД на основании договоров управления. Несмотря на то, что ТСЖ не заключает договоры управления как исполнитель, известны случаи, когда данная ответственность к нему применялась (постановления ВС РФ от 22.12.2015 № 303‑АД15-11489, АС УО от 03.12.2014 № Ф09-8335/14).

Форма 1.2

Сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности УК, ТСЖ, ЖК представляются за отчетный период – календарный год, следовательно, дата начала отчетного периода – 01.01.2015, дата конца отчетного периода – 31.12.2015.

Прежде всего, управляющему необходимо прикрепить сканированную копию документа годовой бухгалтерской отчетности за отчетный период в виде файлов в электронной форме (строка 4). Это значит, что все страницы годовой бухгалтерской отчетности в объеме, предусмотренном бухгалтерским законодательством и учетной политикой, следует сканировать и как единый документ разместить в соответствующем поле при заполнении формы. Отчетность может быть размещена сразу после составления (то есть после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта[1]), без утверждения участниками компании. Это касается как УК, так и некоммерческих объединений граждан.

Доходы и расходы.

Следующие две строки – сведения о доходах (расходах), полученных (понесенных) за оказание (в связи с оказанием) услуг по управлению МКД (по данным раздельного учета доходов и расходов). При заполнении этих показателей нужно учитывать, что:

  • в указанной форме отражаются данные суммарно по всем домам, находящимся в управлении;
  • здесь логично раскрывать информацию по всем услугам и работам, оказываемым и выполняемым на основании договоров управления (не только по непосредственно услугам управления МКД, но и по коммунальным услугам, а также по содержанию и текущему ремонту общего имущества);
  • поскольку доходы и расходы – это объект бухгалтерского учета, логично предположить, что показатели следует взять из бухгалтерского учета;
  • из предыдущего положения вытекает еще одно: компании, уплачивающей НДС по рассматриваемым операциям, доходы следует показывать без учета НДС (п. 3 ПБУ 9/99 «Доходы организации»);
  • под раздельным учетом понимаются способы учета, при помощи которых доходы и расходы в рамках деятельности по управлению МКД обособляются от иных доходов и расходов.

К доходам, связанным с оказанием услуг по управлению МКД (строка 5), безусловно, относятся суммы платы, начисленной собственникам (нанимателям) помещений за коммунальные услуги, содержание общего имущества, управление МКД, то есть выручка за оказание услуг, выполнение работ, признанная в текущем периоде. С точки зрения налогообложения поступления на текущий ремонт квалифицируются в качестве средств целевого финансирования (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) при условии раздельного учета и целевого использования. В бухгалтерском учете поступления на текущий ремонт могут быть отнесены к целевым средствам, если они собираются примерно по той же схеме, что и взносы в фонд капитального ремонта: заранее не согласуются детальные параметры ремонта. Если же при принятии решения о внесении платы за текущий ремонт устанавливаются сроки, перечни и стоимость работ, мы предлагаем формировать доходы будущих периодов. В раскрываемый же показатель, вероятнее всего, должна попасть выручка от оказания услуг, выполнения работ (обороты по кредиту счета 90 «Продажи» за отчетный период). По этой же причине в доходы не включаются начисленные взносы на капитальный ремонт, если фонд формируется на специальном счете.

Доходы, полученные за оказание услуг по управлению МКД, следует отличать от выручки от оказания, выполнения иных услуг, работ (сдача в аренду имущества, проведение работ на частном имуществе либо отдельных работ по договорам подряда вне договоров управления МКД). Кроме того, у любой компании есть масса иных доходов, так или иначе обусловленных основной деятельностью, например, полученные суммы пеней от недобросовестных плательщиков, компенсации за причиненный ущерб, проценты от использования остатка свободных денежных средств на счете, комиссионное вознаграждение от партнеров (если, к примеру, УК за плату начисляет и собирает с населения платежи за услуги сторонних организаций), посредническое вознаграждение от собственников помещений (например, за участие от имени собственников помещений в договоре аренды общего имущества, в расчетах, связанных с выплатой вознаграждения членам совета МКД) и пр. Напрямую их вряд ли можно считать полученными за оказание услуг по управлению МКД. Поэтому такие доходы должны быть обособлены в учете и их не следует включать в форму 1.2.

В свою очередь, в связи с получением указанных доходов компания неизбежно несет расходы (строка 6). Часть из них можно напрямую соотнести с определенными доходами, а часть относится сразу к нескольким видам деятельности. В этом случае раздельный учет расходов состоит в принудительном (расчетном) распределении второй части затрат по видам деятельности. Метод распределения расходов должен быть прописан в локальном акте организации. Обратим внимание, что в бухгалтерском учете может быть принят директ-костинг – способ учета затрат, при котором компания не определяет полную себестоимость услуг, работ, а списывает коммерческие и управленческие расходы без распределения общей суммой (абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Необходимость раскрытия расходов в форме 1.2 не означает, что организация должна изменить бухгалтерский способ признания затрат. Представляется, что УК вправе утвердить специальную методику распределения затрат для целей раскрытия информации и в соответствии с ней рассчитывать показатель, включаемый в форму 1.2 по строке 6.

Еще один вопрос, возникающий на практике: обязано ли ТСЖ (ЖСК, ЖК) заполнять рассматриваемые показатели (сведения о доходах и расходах в связи с оказанием услуг по управлению МКД)? Дело в том, что в зависимости от учетной политики товарищества ответ на вопрос о том, являются ли поступления от собственников помещений в возмещение расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, оплату коммунальных услуг доходами в бухгалтерском учете, может быть разным. Многие товарищества не формируют выручку от оказания услуг ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете. Однако в Жилищном кодексе можно встретить формулировки, из которых ясно, что ТСЖ все‑таки предоставляет услуги (ч. 2 ст. 143.1). Кроме того, из буквального толкования пп. «а» п. 3 Стандарта раскрытия информации не следует, что товарищества и кооперативы освобождены от раскрытия основных показателей их финансово-хозяйственной деятельности, включая сведения о доходах и расходах, связанных с услугами управления МКД. Также в форме 1.2 есть две сноски к строкам 17 (смета доходов и расходов товарищества или кооператива) и 18 (отчет о выполнении названной сметы), согласно которым данная информация подлежит раскрытию для товариществ и кооперативов. Значит, в отношении других показателей формы исключения не установлены.

Таким образом, ТСЖ следует вписать в строку 5 (доходы) сумму платежей, начисленных к уплате собственникам и нанимателям помещений (как членам, так и не членам) за содержание и ремонт общего имущества и коммунальные услуги, а в строку 6 (расходы) – все расходы, произведенные в целях содержания и ремонта общего имущества, предоставления коммунальных услуг.

Отчет правления и председателя ТСЖ

Товарищество собственников жилья является, как известно, юридическим лицом.

И, как и любое другое юридическое лицо, эта организация должна отчитываться перед государством, надзорными органами, а также перед другими жильцами.

Единственное лицо, перед кем ТСЖ и ЖСК не обязаны отчитываться – Министерство юстиции…

Обязательно ли проводить годовое отчетное собрание ТСЖ

Обязательно – в соответствии с Жилищным кодексом (ред. 2017 года), а именно ст. 45. Проводится мероприятие во второй квартал того года, который идет сразу за отчетным (Федеральный закон № 176-ФЗ от 29 июня 2015 года).

Помимо обязательного отчетного по инициативе групп собственников или отдельных энтузиастов, могут проводиться также внеплановые собрания – но уже во внеочередном порядке.

Правомочность собрания определяется наличием кворума. Таковой имеет место быть, если присутствуют как минимум 50% от общего числа голосов – хозяев квартир либо их законных представителей. Если кворума не набрано, то общее собрание все равно придется провести, пусть и вне очереди.

Каждого из хозяев квартир товарищество должно известить о готовящемся мероприятии минимум за десять дней до дня собрания – в письменной форме.

Товарищество обязано вести и своевременно представлять:

— Бухгалтерские и налоговые отчеты ( это относится в том числе и к тем организациям, кто выбрал для себя упрощенную систему – ст. 23 НК РФ, Федеральный закон № 402-ФЗ); — Специальную отчетность.

Виды отчетности по ТСЖ

Что же касается отчетности перед жильцами, простыми гражданами, не обремененными юридической «подкованностью», то тут все не так однозначно. Да, с одной стороны закон прямо говорит, что товарищество обязано отчитываться по всем движениям финансов, проходящих через их руки, а также о проделанной работе. И что любой из обитателей дома вправе потребовать от компании такой прозрачности.

Тем более, когда утвержден Стандарт раскрытия (Постановление Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года). Но с другой – единая форма годового отчета ни для правления, ни для председателя организации так и не была установлена ни в одном правовом акте, то есть опять же все решает устав организации.

Потому любому жильцу в первую очередь нужно внимательно ознакомиться с уставом ТСЖ их дома. Там описано, как, когда и в каком порядке товарищество отчитывается перед доверившимися им гражданами.

Отчет правления

Согласно жилищному законодательству (ст. 151 ЖК РФ) правление товарищества вправе распоряжаться денежным запасом, которое находится на банковском счету организации.

Эти действия должны производиться согласно финансовому плану.

В соответствии с ним правление обязано предоставлять данные о том, каким именно способом и на что эти деньги были израсходованы.

Сюда входят:

— взносы, все виды платежей, которые поступают от членов организации; — субсидии для эксплуатации общего имущества; — доходы, приносимые хозяйственной деятельностью компании; — иные поступления.

Пример отчета ТСЖ перед собственниками жилья

Годовой отчет о деятельности правления ТСЖ «Бастион» за 2012 год.

Докладчик председатель правления Шайхутдинова Ю. Н.

Постепенная перестройка психологии собственников нашего многоквартирного дома в соответствии с реалиями сегодняшнего дня по-прежнему остается трудноразрешимой задачей, стоящей перед членами правления товарищества собственников жилья. Перестроить ее на принцип частной собственности оказалось непросто. Приобретя квартиру в собственность, человек получает право владеть, пользоваться и распоряжаться ею. Понять это просто. А то, что с собственностью приобретаются обязанности, оказалось сложным для понимания. Квартира не существует автономно, в безвоздушном пространстве. Есть межквартирные лестничные площадки, крыши, стены, подвалы, подъезды, коммуникации, общее освещение и многое другое, что нужно совместно содержать собственникам квартир.

Коллективное проживание человека в многоквартирном доме не способствует выработке принципа частной собственности. Граждане, живущие в доме, продолжают считать, что общее имущество, не их собственность. Каждый должен осознавать: шлагбаум, который сломали, это мой шлагбаум, разбитое стекло — это мое стекло, ТСЖ – это не отдельная организация, это мы с Вами – Товарищество собственников жилья. Со временем изнашивается все: конструкции, сети, коммуникации. И решать задачи текущего и капитального ремонта нужно всем собственникам сегодня, заглядывая вперед, в будущее.

1. ОТЧЕТ за 2012 год:

Остаток денежных средств на 01.01.2012 г. – 162 962,55 рублей

— поступило на р/с за 2012 год: — от собственников: 1 986 527,90 руб. (д. б. 2 102 309,19 руб.) – долг 115 781,29 руб. по коммунальным платежам; — аренда: 462 554,14 руб.;

Остаток денежных средств на 01.01.2013 г. – 73 219,54 рублей.

ИТОГО: 162 962,55 + 462 554,14 + 1 986 527,90 – 73 219,54 = 2 538 825,05 рублей – это затраты за 2012 год.

Расходы составили: 2 572 349,31 рублей.

2 538 825,05 – 2 572 349,31= 33 524,26 рублей;

73 219,54 – 33 524,26 = 39 695,28 руб. – убыток, который перекрыли за счет арендных средств. Если бы все собственники своевременно и в полном объеме оплачивали квитанции, то ТСЖ могло бы получить прибыль 76 086,01 руб.

Расходы – оплата поставщикам и услуги 1 714,5 тыс. руб.: (ТГК-13 – 546 тыс.руб., Краском – 131 тыс. руб., Красэнерго – 206 тыс. руб., обучение – 3 тыс. руб., лифтов. хоз-во – 82 тыс.руб., ТБО – 32 тыс. руб., охрана – 34 тыс. руб., юридические услуги – 3 тыс. руб., програм.обеспеч-е – 22,5 тыс. руб, АТО – 13 тыс. руб, домофон – 15 тыс.руб., бухгалтерские услуги – 124 тыс. руб., налоги – 182 тыс. руб., з/п.(с отпускными) — 286 тыс. руб., запчасти – 35 тыс.руб.);

— наличные в кассу (хоз.нужды, вознаг-е, непредвид.расходы) — 86 тыс. руб.; — ремонт подъезда – 276 тыс. руб; — ремонт межпанельных швов – 96 тыс. руб. — демонтаж оборудования – 11 тыс.руб., — связь, интернет – 28 тыс.руб., — мероприятия – 23,5 тыс.руб., — канц.товары, юрид. литература – 19 тыс.руб., — материалы – 22 тыс.руб., — озеленение, ремонт придом.территории – 41 тыс.руб., — з/п на карточки – 210 тыс.руб., — услуги банка – 45 тыс. руб.

Аренда – 463 тыс. руб. (Вымпелком – 84 тыс. руб., Мультинет – 12 тыс. руб., Ростелеком – 7 тыс.руб, ИП Алимова – 150 тыс.руб, ателье – 90 тыс. руб., павильон – 120 тыс.руб.) ТСЖ самолично не превышало текущие тарифы на коммунальные услуги.

Согласно приказа № 288-т от 07.10.2011г. – увеличение размера платы за коммунальные услуги на 6 % было с 01.07.2012 г. и еще на 6% с 01.09.2012 г. Повышение тарифов ожидается с 01.07.2013 г.

Соответственно денежные средства на ремонт лицевой стороны дома, кровли, шлагбаума, эл.оборудования и т.д. брались из средств собранных по статье Содержание и текущий ремонт. На сегодняшний день в нашем многоквартирном доме отрегулирован вопрос взимания платы за затраты на приобретение электроэнергии, используемой на освещение мест общего пользования и работу электрического оборудования в многоквартирном доме (Постановление № 354 от 06.05.2011 года). А так же затраты по ГВС, ХВС и стокам. Не затронут вопрос об отоплении, т.к. не имеем возможности рассчитать МОП. МОП может быть как положительный, так и отрицательный, все зависит от своевременности и правильности (честности) подачи показаний счетчиков, а так же от своевременной поверки или замены счетчиков, собственниками помещений. Очень сложно запланировать расходы дома, когда долги отдельных собственников по коммунальным услугам на 01.01.2013г. составили: 83 358,64 рублей (в среднем ежемесячная задолженность составляет 130 – 140 тыс. рублей). За отчетный период произведены следующие ремонтные работы:

— Ремонт подъезда (100 %) – 276240,72 руб. — Ремонт меж.панельных швов (70%) – 95516,28 руб. — Покраска дома (нижняя часть), помещения ТСЖ и помещение щитовой. — Установлены 40 датчиков на движение – освещение в подъезде. — Произведен демонтаж уличного освещения – автоматическое вкл./выкл. — Произведен демонтаж системы освещения в подъезде (лестничные марши) – автоматическое вкл./выкл. — Для теплоцентра приобретен новый насос, который заменил вышедший из строя аналог.

Перерасчет за отопление за 2011 год в 2012 году.

Сумма перерасчета за отопление за 2011 год составила 126 795,54 руб.: произведен перерасчет в сумме 126 795,54 руб.

ТСЖ «БАСТИОН» имеет свой сайт: bastion.sitetsg.ru, запустили в сентябре 2011 года (логин и пароль можно получить в ТСЖ). Так же для информирования жильцов, имеем 2 доски объявлений: в подъезде и в помещении ТСЖ. В 2012 году были проведены следующие мероприятия, с участием жильцов дома:

1) субботник (двухмесячник) в мае:

— озеленение территории – высадка 30 кустарников и деревьев (хвойные, плодовые, декоративные) и 250 кустов цветов; — покрасили ограждения, спортивную площадку (турники, песочницу и т.д.), лавочки и урны в зонах отдыха и прилегающей территории; 2) конкурсы детского рисунка «День МАМЫ», «Лучшая новогодняя игрушка», победители конкурсов награждены призами; 3) детишек и пенсионеров Нашего дома, индивидуально поздравили и подарили подарки Дед Мороз и Снегурочка; 4) оказываем помощь пенсионерам в виде скидок 30% на платные услуги, предоставляемые ТСЖ; 5) ТСЖ «Бастион» участвовало в конкурсе «Лучшее ТСЖ 2012 года», по району заняло 1 место, было награждено ценным призом (чайник) Администрацией Ленинского района;

2. Утверждение сметы на 2013 год, штатного расписания:

Тариф на услугу Содержание и текущий ремонт на 2013 год – 19,01 руб/м2, оставили без изменения. Согласно смете, предлагаем, затраты на зарплатную часть отнести за счет средств арендаторов.

P.S. в 2012 году повысили поступление арендных средств на 16% (парикмахерская – 7500р., ателье – 20000 р., павильон – 10000 р.,).

Штатное расписание на 2013 год: утвердить 4 единицы (председатель с вознаграждением 20000 руб., дворник – 3800 руб., техничка – 3500 руб., слесарь-сантехник – 3500 руб.).

3. Перерасчет за отопление – производить в конце отопительного сезона (апрель-май), т.к. на счете не хватает расчетных средств перед поставщиками услуг.

4. Проведение общего годового собрания – проводить собрание в конце апреля, когда можно будет собираться на улице.

5. Планы на 2013 год.

— ремонт в подъезде – облицовочной плиткой 1 этаж; — демонтаж системы отопления и ГВС; — установить видеонаблюдение в подъезде и придомовой территории; — установить детскую площадку; — благоустройство и озеленение территории.

6. РАЗНОЕ.

— Перерасчет за отопление за 2012 год.

Сумма перерасчета за отопление за 2012 год составила 262015,87 руб.: произведен перерасчет в сумме 183411,109 руб. (70%), сумма 78604,761 руб. (30%) – в резервный фонд. Данная сумма (78604,761 руб.) будет использована при повышении тарифа (с 01.07.13г.) на тепло, т.е. тариф будет уменьшен на эту сумму. (пример: городской тариф на тепло будет 26,4 руб/м2, то тариф ТСЖ «БАСТИОН» будет 23,8 руб/м2).

— РЕЗЕРВНЫЙ фонд.

С 2013 года будет использован – 30% (78604,761 руб.) от суммы (262015,87 руб.) перерасчета за отопление за 2012 год.

— РАБОТА с должниками.

Ваши предложения.

— Плесень в 53 квартире- был сделан запрос в ОАО «Научно-технический прогресс» о причинах возникновения плесени и получен ответ №155 от 11.03.13г., рекомендации установить вентиляторы в вентиляционные проемы и установить приточные клапаны (цена: 8000 руб. без подогрева, 18000 руб. с подогревом). Собственники кв. 53 требуют установить данные клапана за счет средств собственников ТСЖ «БАСТИОН». Необходимо два клапана – 36000 рублей. Осенью 2012 г. был произведен ремонт межпанельных швов.

Отчет председателя ТСЖ за год

Этот документ составляется на основании обязанностей, подразумевающихся для человека, занимающего данный пост.

Какие это обязанности?

— Составление годового бюджета товарищества. — Контроль за всеми выплатами. — Брать на работу новых людей, также увольнять. — Принятие решений касательно ремонта. — Ведение бухгалтерских отчетов. — Проведение собраний. — Поддерживать актуальность списков членов товарищества. — Выполнение дополнительных обязанностей согласно уставу.

Образец отчета председателя ТСЖ о проделанной работе на общем собрании

Отчёт к общему отчётно – выборному собранию членов ТСЖ «Ленина, 28»

«Отчёт о работе правления ТСЖ за отчётный период с 2013года по 2014г.» Работа правления ТСЖ в за отчётный период была направлена на обеспечение устойчивой работы инженерных систем жизнеобеспечения и комфортного проживания в доме.

Организационная работа За отчётный период с мая 2013 года по 31 декабря 2014 года организовано и проведено четыре общих собрания собственников всех помещений (жилых и нежилых) и членов ТСЖ: — «03» апреля 2013 года — общее собрание членов ТСЖ «Отчёт о проделанной работе за отчётный период 2012 год», на котором была утверждена смета на 2013 год и поставлена задача решить в судебном порядке вопрос о принадлежности технического подвала первого подъезда всем собственникам многоквартирного дома. — «22» мая 2013 года — общее заочное собрание членов ТСЖ «Выборы нового состава Правления ТСЖ, ревизионной комиссии, счётной комиссии», по инициативе Инициативной группы членов ТСЖ (12% от всех членов ТСЖ на май 2013г.). — «24» декабря 2013 года — внеочередное собрание собственников жилых и нежилых помещений с повесткой дня: «Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете». В собрании приняли участие 75,26% собственников (3/4), принято решение о формировании фонда и открытии специального счёта в ОАО «Сбербанк России». — «20» февраля 2014г. – общее собрание членов ТСЖ «Отчёт правления ТСЖ о проделанной работе за 2013г., утверждение сметы и плана работы на 2014год» В 2014 году Проведено 10 заседаний правления ТСЖ. Рассмотрено 59 вопросов. Работа правления основывалась на исполнении требований ЖК РФ глава 14 ст. 143; 144; 145; 147 и Устава ТСЖ. Участие членов правления в работе правления: а) распределение обязанностей между членами правления Одиноков А.С председатель правления Хаснулин В.И. заместитель председателя правления Аверьянова Л.Н. секретарь (оформление протоколов заседаний, собраний), Николаев Н.Л. контроль за работой охраны, Новосёлов Я.Б. работа с административными органами (района, города), Осмехина Т.А. работа с адвокатами, подготовка документов к судам, Диких В.П. отдельные поручения. б) участие в заседаниях правления: Одиноков А.С. 10 Хаснулин В.И. 10 Аверьянова Л.В. 10 Николаев Н.Л. 9 Новосёлов Я.Б. 0 Осмехина Т.А. 6 Диких В.П. 10 Все члены правления участвовали в подготовках общих собраний. Кадровая работа: в течение 2014 года уволено по собственному желанию 2 человека (паспортист, кассир), принято — 2 человека. Не проведена аттестация рабочих мест: техник – электрик; инженер ТСЖ, в связи с изменением требований законодательства «О лицензировании деятельности УК и ТСЖ», разъяснения поступили только в конце года. Работа по ремонту дома и благоустройству дворовой территории. Что бы не повторяться отчитываемся по этому разделу только за 2014год. Хозяйственные работы выполнялись силами штатных работников ТСЖ, а также по договорам с физическими и юридическими лицами. 1. Очистка территории дома в зимний период от снега с вывозом его на городской отвал. По договору с ООО «Транском» в феврале 2014года было вывезено 18 МАЗов снега на сумму 23,8 тыс. руб.. 2. Затраты на благоустройство детской площадки: — завоз чёрной земли и песка; — посадка газона; — устройство пешеходной дорожки с укладкой садовой плитки и бордюра; — посадка цветов; — ремонт песочницы Всего расходов на 45,5 тыс. рублей (песок, чёрная земля, тротуарная плитка, поребрик) с оплатой договоров на выполнение этих работ. 3. Произведено покрытие парапета дома оцинкованным железом на сумму 66,0 тыс. руб. 4. Выполнен ремонт наружных стен десятого этажа с окраской металлоконструкций, ремонт крыльца третьего подъезда с разборкой и ликвидацией цветочных ёмкостей на сумму 12 414 руб. в т.ч. налоги, работы выполнялись из материала заказчика. 5. Ремонт фасада дома, а именно исправление противоуклона козырька второго подъезда с восстановлением штукатурки и покраской, зачистка всех козырьков с последующим покрытием грунтом и краской на общую сумму 12 414 руб., материал заказчика. 6. Смонтирована аварийная сигнализацию на канализацию стоимость 5,0 тыс. руб. 7. Отремонтированы капитальным ремонтом электропривода ворот (2шт.) на сумму 6,8 тыс. руб. 8. Отремонтирована снегоуборочная машина, стоимость ремонта 4 025,00 тыс. руб. 9. Начато изготовление павильона для хранения контейнеров ТБО 8 276 руб. оплата труда, материалов приобретено на сумму 8 тыс. руб. Для сравнения стоимость покупного павильона от 45 тыс. руб.. 10. Силами ООО «Воланд-лифт» был выполнен ремонт лифта второго подъезда с заменой каната, электродвигателя и капитального ремонта редуктора на сумму 15 912,6 руб., ТСЖ оплатило материалы и комплектующие. Строительных материалов и металла было приобретено на сумму 25,16 тыс. руб. Подготовка к отопительному сезону, теплоснабжение дома, обеспечение горячей водой.

Подготовка к отопительному сезону проведена в установленные нормативные сроки с получением акта допуска в августе 2014г. На начало отопительного сезона нами было согласовано с отделом регулировки температуры ОАО «Новосибирскгортеплоэнерго» увеличение расчётного диаметра конусов элеваторов из расчёта обеспечения нормативного уровня температуры во всех квартирах дома. В настоящее время нет квартир, где жильцы жаловались бы на не достаток тепла. Однако есть квартиры, где радиаторы отопления закрыты декоративными экранами, поставлены терморегуляторы на отключение радиаторов вместо шаровых кранов, в значительной части квартир при производстве ремонтно — отделочных работ стояки были заделаны в стены и заменены на пластиковые трубы, которые имеют теплоотдачу в несколько раз хуже стальной трубы. Нам эти квартиры известны это кв. 50; 49; 33; 31; 64; 62 (пластиковые трубы); 61 и др. Раннее на нормальную работу системы отопления влияли субабоненты: здание ОАО «РЖД» по Омской, 1, и «Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов НСО». К началу текущего отопительного сезона с инспектором «СИБЭКО» эти вопросы были отрегулированы, там установлены конуса расчётного диаметра. В настоящем отопительном сезоне происходит значительная переплатой за отопление для тех собственников у кого система отопления в соответствует первоначальному проекту, это около 500 руб. в месяц на 100 м?. Мы предлагаем вернуться по регулировочным конусам уже в этом отопительном сезоне к нормативному расчёту по диаметру. К новому отопительному сезону собственники квартир, где допущены отступления от проектных решений должны за летний период провести ремонт отопительных систем с возвращением к проектному решению. Этот вопрос правление просит вынести на голосование. Водоотведение (канализация). В октябре 2014 г. из-за засора последнего колодца у выездных ворот произошло затопление фикальными водами подвала четвёртого подъезда, вынуждены были в аварийном порядке составить договор с физ. лицом на очистку на сумму 6000,00 руб. После аварийного подтопления подвала четвёртого подъезда было принято решение установить аварийную сигнализацию подающую сигнал об отказе нормальной работы канализации в помещение охраны, что позволяет своевременно вызвать городскую аварийную службу бесплатно, одновременно перекрыть дренажную систему откуда поступают фикальные воды. Состояние судебных дел по техническому подвалу. В соответствии с решениями общих собраний членов ТСЖ в 2013г. и 2014г. проводилась работа по судебному иску ТСЖ к Бойко В.В. и иску Бойко В.В. к ТСЖ. В новь заявленный нами иск от физических лиц был отклонён судом первой инстанции по истечению срока исковой давности (судья та же Пименова), решение суда первой инстанции было поддержано в апелляционном суде и т.д. сейчас наша кассационная жалоба направлена и находится на рассмотрении у Председателя ВС РФ. Мы выиграли дело по иску Бойко В.В. к ТСЖ «По разграничению ответственности и эксплуатации энергосетей». Доказали в судебном заседании, что лимит на электроэнергию для Бойко ни кем не выделялся, а представленные его адвокатом документы не смогут пройти техническую экспертизу, в результате чего Истец от иска отказался. Выполнена строительно – техническая экспертиза судебного направления определяющая фактическое назначение помещений технического подвала.

Финансовая работа В течении 2014 года значительных задолженностей жильцов и организаций по коммунальным платежам и эксплуатационным расходам не было. Целевой сбор средств в 2014г. составил 199,672,16 тыс. руб. ТСЖ содержало депозитный счёт в ОАО «Муниципальный Банк» в размере 200 тыс. рублей, при закрытии вклада начислены проценты 38,369 тыс. руб. и перевести эти средства на текущие расходы по содержанию здания на 2015 год. На специальном счёте фонта капитального ремонта дома в ОАО «Сбербанк России» в 2014 г. собрано 259, 986 тыс. руб. Взносы вносились собственниками жилья, офисов, Министерством труда, занятости и трудовых ресурсов НСО. В 2015г. взнос составит 5,6 руб./м? общей площади, сохраниться 2015г. — решение правительство НСО. К окончанию 2015 года на счёте будет находится 854,155 тыс. рублей, что позволит выполнить один из видов капитального ремонта, например ремонт фасада. На совещании у губернатора по вопросам ЖКХ было сказано о продолжении программы субсидирования капитального ремонта, точное соотношение не было названо сколько будет дополнять регион и федеральное правительство в прошедшем году дотация достигала 60% 1. Исполнение сметы 2014 года Плановые сборы составили за 2014г.: эксплуатационные взносы — 1 537 507,20 руб. целевой сбор 199 672,16 руб. всего собрано 1 749 295,40 руб. Фактический расход по году составил: 1 795606,92 руб. Перерасход от сметы составил 46 311,52 руб., что повлекло снижение оборотных средств, на которое Правление пошло сознательно, т.к. незафиксированные оборотные средства, в том числе и депозитный вклад, истощаются инфляцией. На сегодняшний день мы не имеем долгов перед ресурсоснабжающими и обслуживающими организациями. Текущие задолженности по квартплате и офисам не превышают 50 тысяч рублей, что вполне приемлемо для нашего бюджета. Более подробная информация по исполнению сметы будет сообщена в докладе ревизионной комиссии. Смета на 2015 год. Планы и задачи на 2015 год. Правление рассмотрело финансовые итоги года и вносит следующее предложение по смете на утверждение общим собранием членов ТСЖ: 1. Провести индексацию заработной платы кассиру ТСЖ 7% и увеличить вознаграждение председателя правления на 7%, т.к. в прошлом году индексацию для председателя не проводилась. Всем остальным сотрудникам (главный бухгалтер, техник – электрик, инженер ТСЖ, паспортист, уборщицы нежилых помещений, дворник) увеличение не производить. Приложение № 1 к Смете 2015 года. 2. Сохранить размер взноса в размере 12,5 руб./м.кв. с жилой и нежилой площади. 3. Утвердить структурное изменение сметы по статьям: а) фонд оплаты труда; б) освещение мест общего пользования (рост тарифов); в) непредвиденные расходы, уменьшение; г) благоустройство территории (уборка снега), увеличение до 30 тыс.руб.. Для решения вопросов хозяйственного ведения (ремонт и благоустройство), судебные расходы не проводить целевой сбор, а использовать средства снятые с депозитного вклада. В случае не достатка средств на выполнение плана работ предлагается провести общее собрание членов ТСЖ в мае – июне месяце о принятии решения о целевом сборе и его размере т.к. предстоит год с непредсказуемой инфляцией и заранее определить затраты сложно. Проект «Плана работ на 2015 год» рассмотрен на заседании правления и выносится на утверждение общего собрания членов ТСЖ План работ на 2015 год: 1. Работы выполняемые по предписанию надзорных органов а) Выполнить монтаж аварийного освещения лифтов с сохранением связи с диспетчером. Один лифт около 20 тыс. руб. Лифты изготовлены в 1991году, тогда требований по аварийному освещению не было. б) Оборудовать узел герметизации по вводу труб отопления ХВ и ГВ в здание через фундамент дома, сейчас они заделаны наглухо кирпичём и бетоном. Для получения Акта готовности тепловых сетей к отопительному сезону «СИБЭКО» потребовали гарантийное письмо о выполнении данных работ в 2015году. Одновременно необходимо установить задвижки на входе до фильтров грубой очистки воды в отопительной системе. Стоимость одной задвижки 13,9 тыс. руб. с НДС Ориентировочно общая стоимость работ до 110 тыс.руб. 2. Работы по текущему содержанию здания — Отремонтировать ливневой выпуск второго подъезда (вход в правление ТСЖ), излом ливневой трубы из-за просадки здания. До 9 тыс. руб.; — Заменить кровлю на односкатную над помещениями охраны с устройством ливнестока и снегоуловителя. До 45 тыс. руб.; — Замена выпуска ливневой канализации с отметки -2,0 м. на отметку + 0,5м. в помещении Министерства труда, занятости и трудовых ресурсов. До 15 тыс.руб. — Построить бетонную площадку для размещения контейнеров ТБО. тыс. руб. — восстановить естественную вентиляцию на техническом этаже. До 8 тыс. руб. — выполнить проектно – сметные работы 30-40 тыс. руб. для принятия решения по капитальному ремонту на 2021 год (ремонт фасада, замена трубопроводов горячей воды), а так же сметы по работам 2015г. (узел герметизации) Общие расходы могут составить 360 тыс. руб., будут приняты исчерпывающие меры по оптимизации расходов. Все сметы, подрядные организации, фактические расходы 2015года будут размещены на сайте ТСЖ для ознакомления всех членов ТСЖ. С учётом инфляции затраты на необходимые на выполнение работ могут превысить средства находящиеся сейчас на расчётном счёте и те, что будут собраны в течении года (эксплуатационные). Правлением принято решение о созыве общего собрания в мае — июне т.г. для принятия решения о дополнительных целевых сборах и их размере. Правлением принято решение не организовывать специально оборудованной площадки для крупногабаритного мусора. Собственники проводящие ремонт квартир обязаны самостоятельно производить вывоз строительного мусора, а габаритные упаковки от бытовой техники должны разбираться и мельчится до крупных пластиковых пакетов. Такие условия обеспечат невозможность организации в нашем дворе традиционной мусорной площадки, это нам не нужно.

Тарифная политика и наши действия Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 №1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» внесены изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306, в том числе в части определения нормативов потребления коммунальных услуг расчетным методом, согласно которым, при наличии технической возможности установки приборов учета нормативы потребления коммунальных услуг по отоплению, холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению определяются с учетом повышающего коэффициента, составляющего: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. — 1,1; с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. — 1,2; с 1 января 2016 г. по 30 июня 2021 г. — 1,4; с 1 июля 2021 г. по 31 декабря 2016 г. — 1,5; с 2021 года — 1,6.

Председатель правления ТСЖ «Ленина, 28» Одиноков А.С.

Отчет о финансовой деятельности

Государство наделяет товарищества правом ведения финансово-хозяйственной деятельности (ст. 152 ЖК РФ).

Под финансовым отчетом подразумевается следующее:

— пользование, обслуживание, ремонт общего имущества дома, также предоставление его в аренду или наем; — возведение дополнительных построек хозяйственного назначения в многоквартирном доме;

Образец отчета о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ

Отчет о финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ за 2014г.

«27» февраля 2015 года

Ревизионная комиссия ТСЖ «Вертолётное» была избрана решением общего собрания собственников помещений в составе 3 человек: 1. Алимерзоева Наталья Григорьевна 2. Галаган Елена Витольдовна 3. Гаген Валерий Федорович

Ревизионная комиссия обязана:

— Проверять выполнение Правлением Товарищества и его Председателем, и Управляющей решений Собрания и Правления Товарищества, законность совершенных Правлением от имени Товарищества и членов товарищества сделок, состояние имущества Товарищества;

— Осуществлять плановые ревизии финансово-хозяйственной деятельности Товарищества не реже одного раза в год;

— Представлять отчет о результатах ревизии на утверждение Собрания Членов товарищества с предоставлением рекомендаций об устранении выявленных нарушений.

Решением Ревизионной комиссии ТСЖ назначена проверка финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ за период с 01.01.2014г. по 31.12.2014г. Проверка предполагала изучение финансово-хозяйственной и другой документации ТСЖ, проведение анализа этих документов с целью представления членам ТСЖ наиболее полной и объективной картины дел в ТСЖ.

Проверка финансово-хозяйственной деятельности Товарищества за период с 01.01.14 г. по 31.12.14г. проводилась членами Ревизионной комиссии с 22.02.2015 по 27.02. 2015 г. в соответствии с разработанным планом:

1). Выполнение решений общего собрания членов ТСЖ и Правления ТСЖ, целевого использования денежных средств, обязательных платежей собственников, и иных поступлений; 2).Законность совершенных Правлением от имени ТСЖ сделок и заключенных договоров;

Проверка осуществлялась на основании анализа предоставленных бухгалтером, председателем ТСЖ следующих документов:

1) Трудовые контракты с работниками ТСЖ; 2) Договоры с подрядными, ресурс поставляющими и иными организациями, заключенными на 2014г.; 3) Первичная бухгалтерская документация за 2014г.: — Акты выполненных работ; Счет-фактуры; Накладные; — Кассовая книга и кассовые отчеты; Банковские выписки и платежные документы по расчетным счетам ТСЖ; — Авансовые отчеты; Бухгалтерская отчетность;

Заключение Ревизионной комиссии:

1). Отклонений и незаконных расходов, произведенных ТСЖ не было. На основании этого ревизионная комиссия установила, что использование средств товарищества носит Целевой характер. Учет расходов, ведется в соответствии с ПБУ 10/99 «Расходы организации». Расходы отражаются своевременно и в полном объеме. 2). В ходе проверки кассовых отчетов, банковских выписок и платежных документов нарушений выявлено не было. Кассовая книга пронумерована, прошнурована и заверена печатью и подписью руководителя и главного бухгалтера. 3). Проверка авансовых отчетов показала, что за наличный расчет, приобретаются канцтовары, расходные материалы, и материалы для хозяйственных нужд. Нарушений по оформлению авансовых отчетов выявлено не было. 4). Проверка документов поступления и актов выполненных работ на оказанные товариществу услуги показала, что документы оформлены без нарушений, представлены в полном объеме.

Нами был проведен анализ доходной и расходной части финансов ТСЖ.

Анализ поступления и расходования денежных средств ТСЖ:

1. Остаток денежных средств на 01.01.2014 года: на расчетном счете 230 524,92 рублей

2. Поступление денежных средств на расчетный счет: 3 791 004,63 рублей

3. Израсходовано денежных средств: с расчетного счета: 3 890 893,35 рублей

4. Остаток денежных средств всего на 01.01.2015года на расчетном счете: 130 636,20 рублей

Отчетность держателя спецсчета для кап.ремонта

Для тех домов, которые выбрали именно такой тип создания фонда для капитального ремонта существует специальная форма отчетности – о поступивших взносах и об оставшейся сумме на счете (ст. 172 ЖК РФ). Эти данные держатель счета обязан предоставлять в Жилищную инспекцию.

Заключение

Таким образом, даже не «подкованный» юридически гражданин может – и даже должен – интересоваться деятельностью организации, которая взяла на себя управление их домом.

Для этого необходимо ознакомиться как с действующим Стандартом, так и с общим Уставом конкретной организации, а затем уже предъявлять запрос.

Смета и отчет о ее выполнении.

В строках 17 и 18 формы 1.2 ТСЖ (кооператив) должно (должен) приложить сканированные копии сметы доходов и расходов за отчетный период, отчета о ее выполнении в виде файлов в электронной форме.

Действующее законодательство не предлагает ТСЖ универсальной формы сметы доходов и расходов. Поэтому вряд ли проверяющие смогут обоснованно выдвинуть претензии к ее содержанию.

Все правовое регулирование сводится к п. 2, 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ, из которых следует, что:

  • смета доходов и расходов составляется на год;
  • смета включает среди прочего необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие предусмотренные законом и уставом товарищества цели;
  • на основе принятой сметы устанавливаются размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности.

Представляется, что основой для составления сметы расходов должен стать годовой план содержания и ремонта общего имущества (п. 8 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ), в котором описываются необходимые работы и услуги. Смета расходов в части содержания и текущего ремонта – это денежное выражение указанного плана. Получив величину планируемых расходов, следует оценить возможные поступления, рассчитав в итоге основное из них – платежи собственников помещений. Форма сметы произвольная, перечень расходов предопределяется структурой расходов каждого конкретного ТСЖ (подрядные работы по видам, затраты на содержание персонала, материальные расходы, содержание помещения товарищества и пр.).

Отчет о выполнении сметы содержит реальные показатели по запланированным статьям и отклонения от плана. Представляется, что будет логично в качестве пояснений к отчету изложить причины перерасходов и экономий. По умолчанию годовое общее собрание членов ТСЖ, на котором утверждается отчет по смете, проводится во II квартале следующего года (ч. 1 ст. 45, ч. 1.1 ст. 146 ЖК РФ), то есть уже после того, как истечет срок раскрытия соответствующей информации. Значит, решения высшего органа управления ТСЖ по вопросам перерасхода и экономии будут опубликованы позднее.

Обязательно ли проводить годовое отчетное собрание ТСЖ?

Обязательно – в соответствии с Жилищным кодексом (ред. 2017 года), а именно ст. 45. Проводится мероприятие во второй квартал того года, который идет сразу за отчетным (Федеральный закон № 176-ФЗ от 29 июня 2015 года).

Помимо обязательного отчетного по инициативе групп собственников или отдельных энтузиастов, могут проводиться также внеплановые собрания – но уже во внеочередном порядке.

Правомочность собрания определяется наличием кворума. Таковой имеет место быть, если присутствуют как минимум 50% от общего числа голосов – хозяев квартир либо их законных представителей. Если кворума не набрано, то общее собрание все равно придется провести, пусть и вне очереди.

Каждого из хозяев квартир товарищество должно известить о готовящемся мероприятии минимум за десять дней до дня собрания – в письменной форме.

Товарищество обязано вести и своевременно представлять:

  1. Бухгалтерские и налоговые отчеты ( это относится в том числе и к тем организациям, кто выбрал для себя упрощенную систему – ст. 23 НК РФ, Федеральный закон № 402-ФЗ);
  2. Специальную отчетность.

Задолженность перед РСО.

Самое большое число строк формы 1.2 посвящено раскрытию информации в ЖКХ, а именно данных о суммах задолженности УК (ТСЖ, ЖК) перед РСО как суммарно (строка 7), так и с разбивкой по видам коммунальных ресурсов (строки 8 – 16):

  • тепловая энергия (отдельно для нужд отопления и горячего водоснабжения);
  • горячая вода;
  • холодная вода;
  • водоотведение;
  • газ;
  • электрическая энергия;
  • прочие ресурсы (услуги).

При заполнении данных показателей нужно обратить внимание на следующие особенности:

  • в пояснениях к заполнению формы 1.2 указано, что раскрытию информации в ЖКХ подлежит задолженность за отчетный период, однако показатель задолженности – это показатель, характеризующий финансовое положение компании на отчетную дату, а не результаты ее деятельности за период. Поэтому формулировка «задолженность за отчетный период» лишена смысла, полагаем, что следует раскрывать задолженность на дату окончания отчетного периода, то есть на 31.12.2015;
  • если один и тот же ресурс поставляют несколько РСО (например, в разные дома), показатели задолженности следует суммировать;
  • в пояснении к форме сказано: в случае прямой поставки коммунального ресурса потребителям указывается нулевое значение. В настоящее время прямые отношения между потребителями и РСО возможны в случаях, описанных в ч. 17 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176‑ФЗ. Здесь действительно у управляющего нет задолженности перед РСО. А вот в случае прямых расчетов за ту или иную коммунальную услугу по решению общего собрания в учете УК (ТСЖ) задолженность перед РСО формируется в общем порядке, поэтому показатель должен быть раскрыт;
  • показатель задолженности включает в себя не только неоплаченную стоимость коммунального ресурса, но и обычно «входной» НДС (обороты по кредиту бухгалтерского счета 60). Значит, в форме 1.2 следует показать задолженность в полной сумме, на это никак не влияет на применение управляющим вычетов НДС.

Единственный источник показателей задолженности перед РСО – это регистры бухгалтерского учета, информация в которые попадает из первичных документов. Перед составлением бухгалтерской отчетности организациям предписано проводить сверку расчетов с контрагентами, однако в учете отражаются данные, которые организация считает правильными (п. 73 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н). Механически переносить из сверки расчетов данные РСО в форму 1.2 не следует (не исключены завышенные ошибочные показатели).

Налоговая отчетность товарищества

ТСЖ также должна подавать налоговую отчетность, которая определяется типом деятельности и характером ведения деятельности.

Согласно с законодательством РФ, ТСЖ обязано подавать налоговую отчетность по следующим категориям налогов:

  1. НДС. Согласно со ст. 143 НК РФ, ТСЖ является плательщиком НДС, отчетность по которому предоставляет в налоговую по месту учету не позднее 20 числа месяца, который следует за отчетным периодом. Отметим, что согласно с НК РФ, отчетным периодом для ТСЖ является квартал.
  2. Единый социальный налог. Еще один налог, уплачиваемый ТСЖ.
    Декларация по авансовым платежам подается аналогично декларации по НДС, а декларация по итогам налогового периода подается до 30 марта года, который следует за отчетным.

    До 1 июля того же года ТСЖ обязано подать копию декларации с соответствующей отметкой налогового органа о том, что ТСЖ уплатило единый социальный налог.

  3. Все НКО, в том числе и ТСЖ, должны уплачивать налоги по пенсионному страхованию. Согласно с ФЗ №167-ФЗ, ТСЖ должно учитывать все возможные выплаты и вознаграждения, произведенные в пользу всех физических лиц, и отчитываться перед налоговой службой по истечению отчетного периода. Согласно с вышеназванным законом, устанавливаются одинаковые сроки подачи для ЕСН и пенсионного страхования.
  4. НКО, с деятельности которого возникает прибыль физического лица и являющееся плательщиком НДФЛ, отечественное законодательство определяет как налогового агента. Это означает, что ТСЖ, как налоговый агент, должен предоставлять сведения о доходах физлиц налоговым органам по месту учета до 1 апреля года, который следует за прошедшим налоговым периодом.
  5. В ст. 373 НК РФ предусмотрено, что вне зависимости от типа деятельности (коммерческой или некоммерческой), организации подлежат налогообложению на имущество. Налоговые расчеты в данном случае должны предоставляться в течение одного месяца после окончания отчетного периода, а до 30 марта должна быть подана налоговая декларация по периоду, следующего за истекшим.
  6. Если у НКО имеются транспортные средства, с них также необходимо уплачивать налоги. Согласно со ст. 363.1 НК РФ организации, имеющие транспортные средства, должны сдавать налоговую отчетность по транспортным средствам в местные налоговые органы до 1 февраля того года, который следует за отчетным. Аналогичная декларация составляется в тех случаях (предусмотрены те же сроки), когда у ТСЖ имеется земля на праве собственности или находящаяся в бессрочном пользовании.
  7. ТЖС вправе применять УСН. Согласно со ст. 346.11 НК РФ, при переходе на “упрощенку” все некоммерческие организации имеют право не платить ЕСН, налог на прибыль и имущество организаций, однако остается обязанность осуществления страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию. Также НКО не уплачивает НДС за исключением тех случаев, когда налог уплачивается при ввозе товаров на территорию РФ. При нахождении на УСН, ТСЖ обязано подавать заполненные налоговые декларации до 31 марта.

Форма 2.8.

В отличие от данных, раскрываемых в форме 1.2, отчет по форме 2.8 заполняется в отношении каждого дома, которым управляет компания, отдельно. Если речь идет о ТСЖ, созданном для управления одним домом, некоторые показатели форм 1.2 и 2.8 могут совпасть. Кстати, обратим внимание, что форма 2.8 имеет название «Отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, а также отчет о выполнении товариществом, кооперативом смет доходов и расходов за год». Управляющие компании, заполнив такой отчет в целях раскрытия информациив ЖКХ, одновременно считаются исполнившими обязанность по представлению собственникам отчета на основании ч. 11 ст. 162 ЖК РФ, если, конечно, иная форма отчета не была предусмотрена договором управления МКД.

С другой стороны, означает ли это для ТСЖ, что отчет о выполнении сметы, который необходимо разместить в форме 1.2, следует взять именно в виде формы 2.8? Представляется, что у властей не было задумки дублировать информацию на одном и том же источнике (www.reformagkh.ru), поэтому сделанный вывод не является императивным требованием. Отчет по смете составляется на основе (по форме) сметы, которая не может соответствовать форме 2.8 для ТСЖ как минимум потому, что включает в себя детализацию расходов на содержание персонала, приобретение основных средств ТСЖ и пр.

Страховые и целевые взносы в товариществе

ТСЖ обязано сдавать отчетность по осуществленным страховым и целевым взносам. Так, целевые взносы должны указываться в бухгалтерском отчете по счету 86 “Целевое финансирование”.

Кроме того, к данному счету необходимо открыть и суб-счета, в которых указывается источник поступления средств. В бухгалтерском отчете могут указываться любые целевые взносы в ТСЖ (например, взносы на проведение ремонтных работ и т.д.).

ВАЖНО! Поскольку ТСЖ для обеспечения своей деятельности привлекает наемных работников, товарищество обязательно должно выступать в качестве страхователя по пенсионному, медицинскому или социальному страхованию, согласно с Законом №167-ФЗ.

Товарищества, которые находятся на УСН, имеют право применения пониженных тарифов страховых взносов в том случае, если управление недвижимостью относится к их основному виду деятельности. Подобные разъяснения указываются в письме Минздравсоцразвития РФ №800-19.

Отметим, что согласно с Законами №167-ФЗ, 255-ФЗ, 326-ФЗ, ТСЖ обязано подавать отчетность по страховым взносам, как и другие страхователи. По данному виду отчетности должны подаваться формы РСВ-1 и 4-ФСС, сроки и порядок подачи которых регулируются ст. 15 Закона №212-ФЗ.

Форма РСВ-1.

Форма 4-ФСС.

Содержание и текущий ремонт: начисления и поступления.

В первой части формы 2.8, имеющей подзаголовок «Общая информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД», приводятся данные о начисленных потребителям суммах и фактически полученных управляющим денежных средствах. При заполнении любой строки допускается указание нулевого значения. Это возможно, если у управляющего нет необходимой детализации данных либо не возникало каких‑либо операций. Обращаем особое внимание, что в названном разделе не отражаются сведения, связанные со взносами на капитальный ремонт общего имущества. Среди раскрываемых показателей:

  • авансовые платежи потребителей (на начало и конец периода) (строки 4 и 18), под которыми понимаются фактически внесенные потребителями денежные средства сверх начисленных к отчетной дате;
  • задолженность потребителей (также на начало и конец периода) (строки 6 и 20) – сумма непогашенной задолженности потребителей, пользующихся помещениями в конкретном МКД, за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД. Особо подчеркнем: одновременно могут быть заполнены показатели и по авансам, и по задолженности, ведь некоторые потребители в доме могут оплачивать услуги вперед, а другие – иметь задолженность. Это соображение еще раз подтверждает, что объ­единение в бухгалтерской программе населения в единого заказчика не отменяет необходимости аккумулировать информацию по расчетам в разрезе каждого потребителя;
  • начислено за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту суммарно (строка 7) и в том числе с разбивкой за содержание дома, текущий ремонт, услуги управления отдельно (строки 8, 9, 10). Эти показатели соответствуют оборотам за год по дебету счета 62 (по соответствующим субсчетам). Подчеркнем еще раз, что допускается указание нулевого значения в любой из строк формы. Значит, если начисления в учете проводились единой суммой – за содержание общего имущества, в отчете по форме 2.8 будет заполнена только одна строка 8 «За содержание дома». Такой порядок действий не нарушает права граждан;
  • получено денежных средств за отчетный период по дому за оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества (суммарный показатель не может принимать нулевое значение) (строка 11). Данный показатель выявляется путем сопоставления оборотов по дебету счета 51 и кредиту счета учета расчетов с потребителями за содержание и текущий ремонт (соответствующий аналитический счет, открытый к счету 62). Кстати, если расчеты с потребителями ведутся через третьих лиц, причем управляющий выдает последним поручение перечислять деньги сразу поставщикам и подрядчикам (то есть на счет управляющего попадает лишь малая часть денежных средств), управляющий обязан показывать поступления от потребителей в полном объеме (согласно отчету платежного агента). В этом случае для заполнения данной строки отчета следует проанализировать бухгалтерскую проводку по дебету счета учета расчетов с платежным агентом и кредиту счета учета расчетов с потребителями.

На практике возникает вопрос, почему у показателя «Получено денежных средств» иная детализация, нежели в отношении показателя «Начислено за услуги (работы)». В частности, поступления следует дифференцировать по источникам (строки 12 – 16):

  • денежные средства от собственников, нанимателей помещений;
  • целевые взносы от собственников, нанимателей помещений;
  • субсидии;
  • денежные средства от использования общего имущества;
  • прочие поступления.

Однако из формы не следует, что поступающие денежные средства должны покрывать именно суммы, начисленные потребителям за услуги (работы). К примеру, при получении субсидии на благоустройство придомовой территории УК не начисляет потребителям (собственникам, нанимателям помещений) плату за свои работы. Другой случай: средства от аренды общего имущества, по решению общего собрания направляемые на содержание общего имущества в МКД, сначала накапливаются и только после принятия собранием решения используются. Что касается целевых взносов (строка 13), представляется, что данная строка наиболее актуальна для ТСЖ. Заметим, что все эти денежные средства должны быть связаны именно с оказанием услуг, выполнением работ на общем имуществе. К примеру, к целевым взносам собственников общего имущества в целом могут быть отнесены платежи, предназначенные для выплаты вознаграждения членам совета МКД. Однако данные суммы не связаны с оказанием услуг УК, поэтому они не включаются в отчет.

Наибольшее число вопросов вызывает заполнение строки «Переходящие остатки денежных средств» (приводятся на начало и конец периода) (строки 5 и 19). Разработчиками форм раскрытия информации дано такое пояснение. Указывается сумма не использованных за предыдущий отчетный период денежных средств по МКД, образованная вследствие внесения платы потребителями за услуги (работы) по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД и перешедшая на следующий отчетный период. Вероятнее всего, здесь имеются в виду сборы в фонды, которые заведомо будут использованы в последующие периоды. Классический пример – фонд капитального ремонта, однако, повторим, в силу специальных предписаний расчеты, связанные с наполнением и использованием фонда капремонта, в форме 2.8 не раскрываются. Для ТСЖ это могут быть любые целевые фонды, создаваемые по решению общего собрания членов в соответствии с уставом. Для УК переходящим остатком являются средства, которые поступают ей, но не могут быть потрачены в отчетном периоде, когда они поступили. Например, это средства от пользования общим имуществом третьими лицами, если общее собрание решило накапливать их. То же самое касается взносов в фонд текущего ремонта, предусмотренный решением общего собрания. Переходящие остатки не принадлежат управляющему и при смене способа управления могут быть истребованы новым управляющим по поручению собственников помещений в МКД.

Последний показатель, на который хотелось бы обратить внимание, – «Всего денежных средств с учетом остатков» (строка 17). Он отражает общую величину денежных средств, которые находились в распоряжении управляющего в течение отчетного периода и были предназначены для содержания и текущего ремонта общего имущества. Представляется, что неправильно рассматривать величину денежных средств как сумму, которую управляющий должен потратить на содержание и текущий ремонт дома. Можно со 100%-й уверенностью утверждать, что расходы управляющего (признаются методом начисления как возникновение обязательств) не совпадут с рассматриваемой величиной денежных средств. Но в этом нет никаких нарушений. По всей вероятности, данный показатель может позволить наглядно оценить финансовое положение управляющего, поскольку наиболее популярное обоснование нарушений в сфере содержания общего имущества – недостаток финансирования.

Отчетность

Основные виды

В ходе своей деятельности правление жилищного товарищества обязано отчитываться сразу по нескольким видам своей деятельности. Одним из основных видов такой отчетности является отчет правления перед собственниками жилья. Поскольку, исходя из 151 статьи ЖК России, именно правление распоряжается всеми денежными средствами товарищества, то и основные отчеты она должна предоставлять именно на эту тему. В их число входят:

  • отчет по взносам и другим платежам, поступившим от жильцов – членов товарищества;
  • средства, полученные на эксплуатацию имущества, являющегося общим для ТСЖ;
  • доходы, полученные в результате хозяйственно-финансовой деятельности;
  • а также различные иные доходы, поступившие в течение года.

Другим видом годового отчета является доклад председателя. В нем он отчитывается о выполнении своих обязанностей, прописанных в уставе. В их число входят:

  1. составление бюджета организации на следующий год;
  2. контроль всех производимых выплат;
  3. прием и увольнение новых сотрудников;
  4. контроль или ведение бухгалтерской работы;
  5. принятие решений, касающихся проведения ремонтов или строительства на прилегающей территории;
  6. проведение собраний;
  7. актуализация информации о всех членах товарищества и составление списков;
  8. а также деятельность другого рода, если она прописана в уставе.

Также, поскольку все товарищества жильцов наделены правом вести финансовую деятельность (что прописано в ЖК России, статья 152), они должны вдобавок и отчитываться по проделанной работе на общем собрании. В отчет такого рода, пример которого можно скачать ниже, входят: информация об обслуживании, использованию, проведению ремонтных работ, а также сдаче внаем либо аренду помещений, входящих в зону пользования данного товарищества.

Кроме этого, в него также включены дополнительные сведения о новых возводимых постройках, расположенных на прилегающей территории. Общий годовой отчет содержит в себе всю эту информацию (и отчет председателя, и правления, и сведения, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности).

Кроме того, он может включать в себя и дополнительные, например, касающиеся капитальных ремонтов (они должны предоставляться в том числе и в жилищную инспекцию). Подобный отчет содержит в себе сведения о использованных средствах, их остатке, а также о тех работах, которые были выполнены.

Структура и содержание

ВАЖНО! Годовые отчеты товарищества жильцов должны содержать в себе максимально полную информацию, затрагивающую все аспекты деятельности этой организации (то, какая именно информация должна содержаться в каждом из них, было описано выше).

Кроме этого, в каждом ТСЖ могут быть введены свои дополнительные обязательные пункты, но только в случае, если они прописаны в его уставе. Также, кроме отчетности перед жильцами по проделанной работе и использованных средствах, руководство товарищества обязано отчитываться и перед государством – для этого оно сдает статистическую, бухгалтерскую, а также налоговую отчетность.

Содержание и текущий ремонт общего имущества: виды работ и их стоимость.

В строках 21 – 26 формы 2.8 должна быть представлена информация о выполняемых работах, оказываемых услугах и их годовой стоимости. Обращаем внимание, что перечень работ заносится на сайт www.reformagkh.ru в форме 2.3, а в форме 2.8 он высвечивается автоматически. Под фактической годовой стоимостью работ (услуг), которую следует вносить в строку 22, понимается стоимость таких работ (услуг) для потребителей. Если работа (услуга) выполнена (оказана) в полном объеме, ее фактическая стоимость должна соответствовать плановой. Из суммы годовой фактической стоимости всех работ (услуг), очевидно, должен получиться суммарный показатель начисленной за год платы за содержание жилого помещения. Представляется, что у УК нет оснований показывать фактические затраты как в случае, если они превышают согласованную с собственниками помещений плату (ведь соответствие установленного размера платы и фактической стоимости обязательных мероприятий есть риск УК), так и в случае, если фактически затраты меньше цены работ (услуг) (эта разница представляет собой прибыль УК). В случае же с некоммерческим объединением (ТСЖ, ЖК), напротив, годовая фактическая стоимость работ (услуг) есть не что иное, как фактические затраты на их выполнение (оказание).

Далее необходимо детализировать указанные выше работы (услуги) по видам, если это возможно. В пояснениях ко всем строкам, где нужно отразить информацию о видах работ (. Обратим внимание, что по детализированным работам (услугам) не нужно приводить годовую стоимость, достаточная информация – периодичность выполнения работ (оказания услуг) (например, ежегодно, еженедельно, непрерывно), единица измерения (количество раз, кв. м площади помещений), стоимость на единицу измерения.

Обратим внимание, что стандартно для клиентов УК рассчитывает стоимость услуг на 1 кв. м площади помещений в доме. Однако представляется, что не всегда такую стоимость нужно раскрывать по строке 26 формы 2.8. Это связано с тем, что единицей измерения объема работы (услуги) вряд ли может быть площадь помещений, принадлежащих собственникам в МКД. К примеру, если речь идет об услуге по уборке помещений общего пользования, единица измерения – 1 кв. м уборочной площади. Услугу по техническому обслуживанию лифтов целесообразно оценивать в расчете на один лифт, вывоз снега – по объему (куб. м) вывезенного снега, ежегодные осмотры – в разах, услугу по проведению общего собрания собственников помещений – в расчете на одно собрание с учетом количества собственников помещений в данном доме. Иначе говоря, эти показатели (единица измерения объема работы (услуги) и стоимость на единицу измерения) следует заимствовать из договоров с подрядчиками, которые непосредственно выполняют работы и оказывают услуги.

Претензии потребителей.

В соответствующем разделе формы 2.8 (строки 27 – 30) следует указывать информацию о претензиях всех собственников помещений в МКД (независимо от статуса помещения) по качеству выполненных работ (оказанных услуг) по содержанию и текущему ремонту общего имущества. Представляется, что сюда же нужно включить претензии, связанные с нарушением периодичности выполнения работ (см. Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 № 491). В строке 30 формы 2.8 указывается сумма произведенного перерасчета по результатам удовлетворения претензий потребителей. Логично предположить, что в отчет за 2015 год должны попасть суммы перерасчета, произведенного в этом году. Добавим, что нередко УК осуществляют перерасчет по причине неправомерного завышения платы за содержание жилого помещения, однако в данный раздел эти суммы не включаются.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]