Как стать членом ТСЖ: пошаговая и подробная инструкция вступления


Товарищество собственников жилья — форма управления жилой недвижимостью. Наиболее часто создаются в многоквартирных домах с целью поддержания жилого и нежилого фонда МКД в надлежащем состоянии, для развития и благоустройства территории, решения различных вопросов, связанных с эксплуатацией и ремонтом здания и его технических систем. Так как являются юридическим лицом, то бухгалтерский учет и налоговая отчетность для ТСЖ обязательны.

Какую сдавать отчетность в 2021 году, какие есть нюансы в учете и какими проводками оформлять операции — подробно в этом материале.

Зачем нужен бухучет в ТСЖ

ТСЖ — некоммерческая организация (хотя ведение коммерческой деятельности с целью получения доходов не запрещено, но тратить заработанное следует на основные цели товарищества). Так как в ней есть движение средств, то бухгалтерский и налоговый учет являются обязательными.

Какие нормы и правовые акты регламентируют создание и деятельность товарищества в 2021 году:

  • Жилищный кодекс РФ (ст. 135, 136 и 148);
  • ФЗ-№402 «О бухгалтерском учете»;
  • положение по бухучету №106 н;
  • приказ Министерства финансов № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
  • внутренняя учетная политика.

Бухгалтерский учет призван решать определенные задачи:

  • контроль над движением средств;
  • правильное отражение денежных средств на счетах;
  • распределение финансов, в том числе через формирование фондов.

Для этого в штате ТСЖ организуется управляющий орган, в составе которого есть бухгалтер. Он должен вести бухгалтерскую документацию, в сроки сдавать отчетность в ФНС, ПФР и Росстат.

Нюансы бухгалтерского учета в ТСЖ

Среди главных задач бухгалтера — подготовка и сдача следующих документов:

  • Бухгалтерский (финансовый) годовой отчет. Отчетность за год содержит исчерпывающую информацию о деятельности ТСЖ за истекший период. Предоставляется для ознакомления всем членам, а также в 2021 году в обязательном порядке публикуется на официальном сайте организации и на портале «Реформа ЖКХ». Также ее требуется сдать в инспекцию Жилнадзора.
  • Смета доходов и расходов на будущий год. Подлежит утверждению на общем собрании собственников. Далее служит в качестве планового документа для ведения бухгалтерского учета. Смета составляется по форме, введенной приказом Министерства строительства РФ № 882/пр.

Бухгалтерская отчетность включает:

  • Баланс (по форме 4), представляется ежеквартально.
  • Отчет, подтверждающий целевое применение финансов (ежегодный).
  • Приложения к отчету (не требуются, если товарищество работает по упрощенной налоговой системе).

Также бухгалтерия не освобождена от отчетности перед ИФНС и внебюджетными фондами. Список отчетных форм, сдавать которые необходимо в данные ведомства, стандартный для организации с нанятыми сотрудниками:

Ведомство, в которое необходимо сдать отчетность в 2021Формы отчетности
Инспекция ФНС2- и 6-НДФЛ, ЕРСВ, среднесписочная численность
ПФРСЗВ-М
ФСС4-ФСС

Каждая форма имеет периодичность и срок сдачи. Чтобы избежать неприятных ситуаций с просрочкой отчетности в контролирующие структуры или заполнения устаревших форм, так как в них регулярно вносятся изменения, организация может воспользоваться специальным ПО или онлайн-сервисами для подготовки и сдачи отчетности в электронном виде.

Благодаря Веб-сервису Астрал Отчет 5.0, организации легко взаимодействуют с государственными органами и контрагентами. Сервис включает все актуальные формы отчетности и сам напомнит пользователю, какую из них требуется сдать в ближайшее время. Нужно только ввести данные о компании и указать применяемый налоговый режим.

Риски штрафов сведены к 0: программа проверяет заполнение форм и обратит внимание пользователя на возможные ошибки и неточности. Мультифункциональная главная страница «Астрал Отчет 5.0» включает список актуальных дел. Уведомления от ФНС и контрагентов, требующие срочного ответа, не затеряются и будут замечены вовремя. Сдача всех форм в ведомства будет осуществлена без просрочек.

Риски штрафов сведены к 0: программа проверяет заполнение форм и обратит внимание пользователя на возможные ошибки и неточности. Мультифункциональная главная страница «Астрал Отчет 5.0» включает список актуальных дел. Уведомления от ФНС и контрагентов, требующие срочного ответа, не затеряются и будут замечены вовремя. Сдача всех форм в ведомства будет осуществлена без просрочек.

Информирование жильцов

Первый этап предполагает организацию общего собрания собственников. Однако его проведению предшествует сбор необходимой информации о жильцах дома или группы зданий. Соответствующие сведения можно запросить в территориальном отделении Федеральной регистрационной службы. Также может понадобиться информация о помещениях, которые представлены в структуре дома. Ее следует запрашивать в БТИ.

Далее следует создать инициативную группу собственников, ответственных за проведение общего собрания жильцов. Как правило, эти же люди отвечают за то, как организовать ТСЖ, и на всех последующих этапах создания товарищества. Поэтому формировать соответствующий коллектив следует из граждан, у которых есть достаточно времени на занятие данным общественно полезным делом.

Особенности налогового учета в ТСЖ

Как любое иное юридическое лицо, ТСЖ при создании работает на общем режиме налогообложения (ОСНО). Данный налоговый режим имеет следующие нюансы:

  • В соответствии с НК РФ, взносы собственников не облагаются налогом на прибыль и НДС (ст. 251 и 146, соответственно).
  • Если на балансе товарищества есть основные средства, то оно должно уплачивать имущественный налог (ст. 373 НК РФ).
  • Земля, которая числится как общее имущество МКД, не облагается земельным налогом (ст. 388 НК РФ).

От НДС также освобождается:

  • предоставление коммунальных услуг, если товарищество приобретает их у ресурсоснабжающих организаций и реализует собственникам без наценки;
  • ремонт и содержание общего имущества, если услуги получены у компаний или ИП и реализованы собственникам по стоимости приобретения.

Дополнительным условием в обоих случаях является факт, что ТСЖ не отказывалось от освобождения от НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ (п. 5).

Подлежат налогообложению по НДС и прибыли следующие поступления в фонд товарищества:

  • плата за услуги, предоставляемые через ТСЖ сторонними организациями;
  • оказание услуг в объеме более обязательных взносов за дополнительную оплату.

ТСЖ, как любой другой налогоплательщик, может перейти на другую налоговую систему, а именно на упрощенную (УСН). В ее рамках товарищество будет сдавать меньший объем отчетных документов. Для перехода следует подать уведомление в налоговый орган в 2021 году до 31 декабря. Перевод налогоплательщика будет совершен с 1 января следующего года.

При работе на УСН в ИФНС необходимо представлять ограниченный пакет документов:

  • декларация по УСН;
  • декларация 2-НДФЛ;
  • среднесписочное число членов товарищества.

Преимущества перехода на упрощенку:

  • не нужно начислять и уплачивать НДС, налог на прибыль;
  • стоимость приобретенных объектов имущества можно отнести в расходы, тем самым снизив имущественный налог;
  • в базу по УСН не входят доходы от членов ТСЖ, внесенные в качестве оплаты коммунальных услуг от сторонних организаций.

Если при работе на упрощенке выбрать вариант «доходы за вычетом расходов», то можно получить региональные льготы.

Оптимальный способ донесения сведений

Инициативная группа собственников впоследствии должна разослать другим жильцам письменные уведомления о том, что предстоит общее собрание. В данном документе необходимо указать, где будет проводиться мероприятие, кто ответственен за его организацию, к кому можно обратиться для того, чтобы задать какие-либо вопросы. Также необходимо включить в уведомление содержание повестки дня собрания. Важный нюанс: если в доме есть, например, магазин, то документ также необходимо направить и туда.

Желательно осуществлять отправку уведомлений, о которых идет речь, заказным письмом. Можно, конечно, вручать их лично жильцам — но при этом следует брать с них расписку о получении документа. Уведомления нужно успеть разослать за 10 дней до проведения общего собрания. Документы, подтверждающие ознакомление жильцов с информация, участники инициативной группы должны сохранить.

Следующий важный этап решения вопроса о том, как быстро и без затрат организовать ТСЖ, предполагает собственно проведение общего собрания. Рассмотрим соответствующие нюансы.

Особенности бухгалтерских проводок

Вести бухгалтерский учет в 2021 году следует с использованием плана счетов, который утвержден Министерством финансов РФ в приказе №94н. В соответствии с ним и ПБУ 9/99, 10/99, также утвержденными Минфином, следует учитывать:

  • на счете 86 — взносы членов;
  • на счете 90 — прибыль от коммерческой деятельности.

Платежи, которые ТСЖ получает от членов как оплату коммуналки и взносов, не являются доходами. Эти средства являются целевым финансированием и отражаются на соответствующем счете 86.

Данный счет для отражения различных поступлений можно разбить на подсчета:

  • 86-1 — для проведения целевых взносов от собственников;
  • 86-2 — для фиксации субсидий на коммунальные услуги;
  • 86-3 — для проведения бюджетных дотаций;
  • 86-4 — для фиксирования скидок категориям членов, которые имеют льготы;
  • 86-5 — для отражения доходов от хозяйственной деятельности;
  • 86-6 — для других целевых поступлений.

Доходы от коммерческой деятельности направляются на счет 90. Сюда направляются средства, которые выручены товариществом за счет оказания дополнительных услуг (ремонтные и иные работы сверх обязательного обслуживания МКД). Разделение целевых и доходных поступлений позволяет выделить из доходов необлагаемые налогом средства.

Отдельного разговора заслуживают бухгалтерские проводки капитального ремонта. Во-первых, средства на капремонт являются целевыми, должны учитываться отдельно и не подпадают под налогообложение. Во-вторых, проведение капитального ремонта МКД предполагает дополнительное вливание средств из бюджета.

Таким образом, проводки должны быть осуществлены так:

Дебет 55, кредит 50Размещение средств, собранных с жильцов, на специальном счете
Дебет 55, кредит 86Поступление субсидии из бюджета
Дебет 20, кредит 60Подрядчик выполнил работы по капитальному ремонту
Дебет 60, кредит 55Оплачено выполнение работ подрядчику средствами со специального счета

Утверждение устава

Утверждение устава — важнейшее условие решения вопроса о том, как организовать ТСЖ законным образом.

В структуре документа должны присутствовать пункты, затрагивающие:

  • общие положения;
  • формулировки, отражающие цели и виды деятельности ТСЖ;
  • правовой статус ТСЖ;
  • право собственности на помещения в доме;
  • средства, имущество ТСЖ;
  • хозяйственную деятельность ТСЖ;
  • особенности членства;
  • права, обязанности ТСЖ и его членов;
  • органы управления ТСЖ;
  • нюансы проведения общего собрания товарищества;
  • положения о реорганизации и ликвидации ТСЖ.

Утверждение устава может быть осуществлено, только если за это проголосуют более чем две трети от домовладельцев.

Выводы

Бухгалтерская и налоговая отчетность ТСЖ в 2021 году включает ряд документов и форм и имеет свои особенности в связи с некоммерческим характером данной организации, выбранным налоговым режимом и функциями самого товарищества. Чтобы вовремя сдавать все отчетные формы, товариществу следует следить за сроками сдачи и актуальностью заполняемых форм.

Грамотное ведение бухучета позволяет организации планировать расходы и доходы и избежать главной опасности — банкротства. Для товариществ собственников проблема финансовой несостоятельности стоит особенно остро. Так как товарищество является некоммерческой организацией, любые непредвиденные расходы значительно повышают риск появления недостачи. Если ее размеры велики, то ТСЖ по решению членов проходит процедуру банкротства.

Варианты управления домом

Собственники жилья в многоквартирных домах должны каким-либо образом организовывать совместное управление общедомовым имуществом, обеспечивать снабжение здания коммунальными услугами и поддержание его технического состояния. Это можно сделать в рамках трех схем.

Во-первых, есть вариант с организацией прямого управления домом собственниками жилья. Это возможно, если в нем не более 16 квартир.

Во-вторых, можно создать товарищество собственников жилья или кооператив.

В-третьих, можно передать дом в ведение управляющей компании.

Какой из этих вариантов лучше? Почему многие граждане задаются вопросом о том, как создать ТСЖ в своем доме?

Дело в том, что товарищество собственников жилья, как правило, экономически целесообразнее. Нет непрозрачных наценок на базовые коммунальные услуги. А также общение собственников квартир способствует выстраиванию конструктивных взаимоотношений между соседями, совместному решению возможных сложностей в управлении домом, которые не всегда компетентно может разрешить УК.

Рассмотрим некоторые отличительные особенности ТСЖ подробнее.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]