Статья 27.4. Протокол об административном задержании

1. Об административном задержании составляется протокол, в котором указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о задержанном лице, время, место и мотивы задержания.

2. Протокол об административном задержании подписывается должностным лицом, его составившим, и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе об административном задержании делается соответствующая запись. Копия протокола об административном задержании вручается задержанному лицу по его просьбе.

  • Статья 27.3. Административное задержание
  • Статья 27.5. Сроки административного задержания

Комментарий к ст. 27.4 КоАП

Комментируемая статья содержит требование обязательного составления протокола об административном задержании и указывает, что должно в нем содержаться. Среди требований к протоколу следует обратить внимание на следующее:

— при указании времени задержания следует указывать не время фактического ограничения свободы, а время доставления лица в соответствующий орган либо время его вытрезвления;

— комментируемая часть требует обязательного указания в протоколе на мотивы задержания. На практике в протоколах вместо мотивов нередко указывают либо основания задержания (подозрение в совершении административного правонарушения), либо цели (необходимость составления протокола об административном правонарушении, исполнения постановления по делу об административном правонарушении и т.п.). Это является неверным — мотив задержания должен объяснять, почему применение данной принудительной меры именно в данном случае явилось необходимым. Данное понимание мотива, на наш взгляд, вытекает из указания на исключительный характер административного задержания (ч. 1 ст. 27.3), которое должно применяться только в случаях, когда иными путями обеспечить правильное и своевременное рассмотрение дела об административном правонарушении либо исполнение постановления по делу об административном правонарушении является невозможным.

Лишение свободы без протокола об административном задержании

Проект Комитета гражданских инициатив «Открытая полиция» продолжает серию публикаций на сайте «АГ», посвященных судебным актам, связанным с деятельностью правоохранительных органов в России и призванным защитить права граждан при взаимодействии с полицией.

В этой статье речь пойдет об оформлении административного задержания и значении соответствующего протокола для обеспечения прав лиц, подозреваемых в совершении правонарушений.
Норма ст. 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее – Европейская конвенция) гарантирует каждому право на свободу и личную неприкосновенность. Она требует соблюдения принципа законности, в частности, в случае, если задержание производится для того, чтобы лицо предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения, или же когда есть достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение лицом правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 27.1) в качестве одной из мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении предусматривает административное задержание, которое фактически означает лишение свободы, хотя и носящее кратковременный характер. Так, срок административного задержания не должен превышать трех часов, за исключением некоторых случаев – например, если в качестве одной из мер административного наказания за правонарушение, в котором подозревается гражданин, предусмотрен административный арест (ст. 27.5 КоАП РФ). Учитывая, что первоначальная редакция КоАП РФ в 2002 г. насчитывала всего пятнадцать составов правонарушений, совершение которых могло повлечь наказание в виде административного ареста, а сейчас их количество увеличилось примерно в четыре раза, риск быть задержанным на двое суток также возрос.

Вместе с тем ошибочно полагать, что один лишь факт подозрения лица в совершении правонарушения автоматически позволяет полицейским задерживать гражданина и лишать его свободы даже на три часа, а уж тем более на 48 часов – положения национального закона требуют от правоохранительных органов аргументировать необходимость принятия столь радикальной меры, а также пояснить, в чем состоит исключительность конкретного случая по смыслу ст. 27.3 КоАП РФ. Наконец, для защиты прав гражданина полицейские обязаны составить протокол об административном задержании, который включает в себя среди прочего сведения о времени и месте задержания, а также его мотивах.

Иными словами, протокол об административном задержании – главный процессуальный документ, который выступает основным механизмом защиты лица, задержанного в связи с подозрением в совершении административного правонарушения, от произвольного лишения свободы и в некоторой степени от пыток и жестокого обращения. Поэтому значение оформления этой процессуальной бумаги сложно переоценить.

Кроме того, в ст. 3.9 КоАП РФ установлено, что срок административного задержания включается в срок административного ареста, поэтому неоформление протокола об административном задержании сотрудниками полиции на практике делает невозможным включение периода задержания в срок назначенного судом наказания, если лицо впоследствии все же будет признано виновным.

С похожей ситуацией пришлось разобраться Европейскому Суду по правам человека в деле «Денисенко (Denisenko) против России» (Постановление от 14 февраля 2021 г. по жалобе № 18322/05).

15 июля 2004 г. около двух часов дня Максим Денисенко был арестован по подозрению в совершении грабежа и доставлен в милицейский участок. Дальше сценарий развивался по довольно обыденной и уже привычной схеме: по каким-то причинам правоохранители также заподозрили Денисенко в административном правонарушении в виде мелкого хулиганства, что, по их мнению, позволило задержать его для рассмотрения этого правонарушения. По официальной версии, вечером того же дня заявитель был освобожден под обязательство о явке, а 20 июля вернулся в отдел милиции.

Сам же Денисенко сообщил диаметрально противоположную версию – он утверждал, что был задержан и не покидал участок до вечера 20 июля.

В результате Максим Денисенко обратился с жалобой в ЕСПЧ. Он отметил, что Правительство не представило никаких документов, касающихся предполагаемого административного разбирательства в отношении него. Заявитель также утверждал, что Правительство не объяснило, какие исключительные обстоятельства оправдывали применение к нему административного задержания.

ЕСПЧ критически отнесся к позиции Правительства, признав его аргументы неубедительными.

Европейский Суд обратился к собственной сложившейся практике, в соответствии с которой отсутствие процессуального документа (протокола) о задержании свидетельствует о полном отрицании властями принципиально важных гарантий, содержащихся в ст. 5 Европейской конвенции, и о самом серьезном нарушении этого положения.

Суд повторил, что незарегистрированное задержание, отсутствие сведений о дате, времени и месте задержания, ФИО задержанного, а также причинах этого задержания должно рассматриваться как несовместимое с требованием законности и целью ст. 5 Европейской конвенции, и назвал это дело «еще одним примером подобной практики».

Отклоняя аргументы Правительства о том, что заявитель был лишен свободы всего в течение семи часов, ЕСПЧ указал, что протокол об административном задержании должен был быть составлен не позднее чем через три часа, как того требует в том числе КоАП РФ, однако в материалах дела такой протокол отсутствовал вовсе.

Европейский Суд подчеркнул, что если бы правоохранительные органы оформили все необходимые процессуальные документы, то у Суда не возникло бы сомнений относительно того, был Денисенко действительно освобожден или помещен под стражу 15 июля 2004 г.

Учитывая изложенное, ЕСПЧ справедливо установил в деле нарушение ст. 5 Европейской конвенции, согласившись с версией событий, изложенных заявителем. Чуть более пяти суток неоформленного административного задержания стоили России 7500 евро, которые власти должны выплатить заявителю в качестве компенсации морального вреда.

Рекомендуем разъяснения и комментарии в публикациях:

  • Протокол об административном правонарушении (с образцами документов: протоколов об административном правонарушении; протоколов применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; определений о возвращении протокола об административном правонарушении;
  • Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения
  • Обжалование постановления об административном правонарушении (с образцами жалоб на постановление об административном правонарушении);

Приложение N 15 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ОБРАЗЕЦ

ПРОТОКОЛ 00AA000000 об административном задержании

«__» _________ 20__ г. «__» час. «__» мин. ________________________________ (дата составления) (время составления) (место составления)

Я, ____________________________________________________________________ (должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол) в соответствии со статьями 27.3 — 27.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составил настоящий протокол о том, что гражданин(ка)

фамилия имя отчество ___________________________________________________________________________ (дата и место рождения) проживающий(ая) ___________________________________________________________ _________________________________________________ тел.: __________________ работающий(ая)/служащий(ая) _______________________________________________ (наименование и адрес организации, телефон) __________________________________________________, должность _____________ доставлен(а) ______________________________________________________________ (кем, куда) и при наличии оснований (ненужное зачеркнуть): необходимость обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью ___ статьи _____ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; исполнения постановления по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания в виде административного ареста

«__» __________ 20__ г. в «__» час.»__» мин. задержан. Ему разъяснены права (дата, время административного задержания) и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.

В присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

1. Фамилия _______________________ имя ______________ отчество ____________ адрес места жительства ____________________________________________________ ________________________________ телефон _______________ подпись __________ 2. Фамилия _______________________ имя ______________ отчество ____________ адрес места жительства ____________________________________________________ ________________________________ телефон _______________ подпись __________ осуществлен личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъяты вещи, документы (ненужное зачеркнуть): ___________________________________________________________________________ (сведения о виде, количестве, идентификационных признаках вещей, ___________________________________________________________________________ в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных ___________________________________________________________________________ идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боеприпасов, о виде и реквизитах документов, информация о применении фото-, киносъемки, видеозаписи, иных способов фиксации вещественных доказательств, сведения об упаковке, печати)

К протоколу прилагается _______________________________________________

Объяснения и замечания задержанного(ой) _______________________________

Задержанный(ая) просил(а) уведомить о факте задержания и месте его (ее) нахождения ________________________________________________________________ (кого именно, номер телефона, адрес)

О месте нахождения задержанного(ой) сообщено в «__» час. «__» мин. «__» ____________ 20__ г. _________________________________________________ (кому именно, номер телефона)

Подпись задержанного лица (запись об его отказе от подписания протокола) _______________________

Подпись должностного лица, составившего протокол _______________________

Копию протокола получил(а) _____________________________________________ (вручается задержанному (подпись задержанного лица) лицу по его просьбе)

Прекращение срока задержания «__» ______ 20__ г., в «__» час. «__» мин.

Особенности составления

Составление протокола об административном задержании как важное процессуальное действие должно осуществляться с соблюдением всех требования закона. В противном случае документ может быть обжалован и признан недействительным. В нем должны быть указаны следующие данные:

  • место (отделение полиции) и дата заполнения;
  • должность, фамилия, имя и отчество сотрудника, который составил протокол;
  • сведения о гражданине, который был задержан;
  • место, время и причина произведения ареста;
  • объяснения гражданина, если таковые имеются.

После доставления правонарушителя в отдел полиции протокол о задержании вместе с документом, составленным по факту правонарушения, направляется уполномоченному лицу для принятия соответствующего решения о дальнейшей судьбе гражданина.

Время и причины

Эти сведения обязательно должны быть в протоколе задержания. Связано это с тем, что в законодательстве строго определен период нахождения граждан под арестом.

Согласно требованиям правовых норм, временем произведения задержания является не момент ограничения свободы по факту, а время, когда нарушителя доставили в отдел полиции, либо когда гражданин протрезвел, если он был доставлен в невменяемом состоянии.

Мотив задержания должен отражать причину именно ограничения свободы. Кроме того, из данного разъяснения должно быть понятно, что другим путем невозможно было обеспечить своевременное и правильное рассмотрение административного дела, а также исполнить требование постановления по нарушению.

Часто должностные лица указывают вместо мотива основания применения ограничительной меры (например, наличие подозрения в совершении правонарушения) или его цель (необходимость составить протокол по делу).

Протокол на месте. Доставлять правонарушителей в отделение нужно только в крайних случаях

Доставка правонарушителя в отделение полиции является исключительной мерой, в большинстве же случаев стражам правопорядка следует оформлять административные протоколы на месте, после чего отпускать нарушителей. К такому выводу пришел Верховный суд России, рассматривая одно из дел. В настоящее время полицейские за любую провинность, будь то курение в неположенном месте или справление нужды, стараются доставить нарушителя в участок, где в более комфортных для себя условиях оформить на него протокол.

Кроме того ВС признал, что буйное поведение задержанного не даёт полиции права применять в отношении него спецсредства, в частности, электрошокеры. Дело в том, что профильный закон даёт полиции право пользоваться ими для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций. Во всех же остальных случаях — в отделении полиции, в квартирах, торговых центрах или в парках — применение шокеров в отношении буянов неуместно.

Встать на сторону граждан и немного поумерить пыл некоторых полицейских Верховный суд решил, изучив дело жителя Санкт-Петербурга, оказавшегося в отделении полиции после обычной поездки на такси. Сотрудники ДПС остановили таксиста за отказ пропустить пешехода. В итоге в участок отправился пассажир, поскольку он, по словам стражей правопорядка, нецензурно комментировал их действия. В отделении задержанный стал требовать выпустить его в туалет. И делал это так рьяно, что полицейские не придумали ничего лучше, как усмирить его электрошокером.

В результате на мужчину завели дело о мелком хулиганстве, но суд прекратил его из-за отсутствия состава правонарушения. В решении уточнялось, что вину пассажира доказать не удалось, так как полицейские не нашли свидетелей хулиганства из-за того, что инцидент произошел поздно вечером и на улице совсем не было прохожих. Ведь хулиганство — это действия, выражающие неуважение к обществу. А если никого не было, то и непонятно, как задержанный умудрился похулиганить.

Оскорбленный пассажир после прекращения дела подал иск с требованием возместить ему моральный вред в размере 300 тысяч рублей за незаконное задержание и применение спецсредств. Однако Ленинский районный суд Санкт-Петербурга и две последующие инстанции в выплате отказали, пояснив, что раз в ходе процесса по его административному делу действия полиции не были признаны незаконными, то и компенсация не положена.

Верховный суд с такой трактовкой событий не согласился. По общему правилу, доказывать обстоятельства, на которых основываются требования, должен истец. Однако это не исключает обязанности должностных лиц доказать законность и необходимость административного задержания лица, применения к нему физической силы и спецсредств, а также их соразмерность содеянному с учётом конкретных обстоятельств дела, подчеркнул ВС.

Верховный суд разъяснил, что бремя доказывания правомерности задержания и применения спецсредств к гражданину ложится именно на правоохранительные органы. Поскольку в противном случае нарушается фундаментальное требование закона о том, что обвинение должно доказывать свою правоту. При этом суды не должны накладывать на задержанного, оспаривающего действия правоохранителей, «чрезмерное и непомерное бремя доказывания» незаконности действий полиции. ВС рекомендует судьям всеми способами помогать человеку добиться правды в неравном споре с людьми в погонах.

«Это обусловлено тем, что при разрешении споров, связанных с задержанием гражданина сотрудниками полиции и содержанием его в специальных помещениях, гражданин ограничен в возможности фиксации событий и представлении доказательств о данных обстоятельствах, в то время как должностные лица правоохранительных органов такими возможностями располагают. Более того, на них возложена обязанность фиксации и надлежащего оформления документов о совершении гражданами правонарушений и законности применяемых к ним мер воздействия», — поясняет ВС.

Верховный суд также напомнил, что кратковременное ограничение свободы правонарушителя может применяться только в исключительных случаях (часть 1 статьи 27.3 КоАП). При этом срок административного задержания не должен превышать 3 часа (части 1 и 3 статьи 27.5 КоАП). Тогда как героя этого материала держали в отделении почти на 7 часов. Кроме того задержанные на срок более 3 часов лица должны быть обеспечены питанием.

Но самое главное — ВС решил, что привлекаемые к административной ответственности лица доставляются в отдел полиции только в случаях, когда протокол о правонарушении невозможно составить на месте. При наличии возможности установления личности нарушителя, наличии необходимых документов, подходящей обстановки на месте совершения правонарушения (включая погоду) протокол об административном правонарушении составляется на месте его совершения. В деле пассажира питерского такси каких-либо объективных причин для доставления человека в отделение суды не установили.

Задержанные доставляются в отдел, только если протокол невозможно составить на месте Что касается применения спецсредств, то закон даёт полиции право пользоваться ими для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций. В рапорте помощника оперативного дежурного указано, что электрошокер к пассажиру такси применили для прекращения буйства в дежурной части. «Такого основания для применения электрошокового устройства Закон о полиции не содержит», — разъяснил ВС.

В итоге судебная коллегия по гражданским делам ВС не признала состоявшиеся по делу решения законными и отменила их. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Как Вам это? Антон Цветков, председатель Общероссийского движения «Сильная Россия»:

— Электрошокер должен применяться сотрудником полиции для личной защиты и для защиты граждан от нападения или противоправных действий правонарушителей, но надо отчётливо понимать, что это не средство воспитания или наказания правонарушителя. Шокер причиняет значительную боль и может быть опасен для здоровья. Имеет смысл использовать его, когда, например, дубинки уже недостаточно для защиты, но есть возможность остановить преступника электрическим разрядом, а не огнестрельным оружием. То есть, применение шокера фактически более гуманная процедура, чем применение оружия, надо это помнить и не использовать его необоснованно.

В тоже время сотрудники, применившие огнестрельное оружие в соответствии с Законом, нередко потом имеют серьёзные проблемы и против них заводят уголовные дела. Многие уже боятся обоснованно применять оружие, так как за это просто можно сесть. Применение электрошокера в этой ситуации — самое оптимальное решение. По этой же причине следует также активней внедрять в арсенал полиции травматические пистолеты дополнительно к огнестрельному оружию.

Юрий Жданов, генерал-лейтенант МВД, руководитель российской секции Международной полицейской ассоциации, доктор юридических наук, профессор,:

— Действующие нормы права довольно подробно регулируют применение спецсредств. Но, одновременно, невозможно нормативно закрепить все возможные случаи применения. Поэтому при жалобах граждан необходимо каждый раз внимательно изучать каждую ситуацию и давать ей судебную, либо ведомственную оценку. С одной стороны, можно согласиться с позицией ВС об избирательности мер при применении электрошокеров и необходимости максимального правового регулирования случаев когда это допустимо, с другой стороны, мои зарубежные коллеги из полиции США, Германии и ряда других стран в подобных случаях чаще применяют боевое оружие, а не электрошокеры. Существует очень тонкая грань, и если ситуацию зарегулировать и передавить у полиции опустятся руки, и защищать нормальных граждан от преступников желание поубавится.

Российская Газета

Поделиться ссылкой:

  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в WhatsApp (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)

Похожее

Составление протокола

Разумеется, в момент задержания правонарушителя никто оформлять протокол не будет. Оформление происходит уже после задержания и доставки задержанного в ближайшее отделение полиции.

Составляет протокол должностное лиц, производившее задержание на унифицированном бланке. В бланк протокола вносятся следующие сведения:

  1. дата, место и время составления;
  2. ФИО, должность, место работы составителя протокола;
  3. ФИО, анкетные данные, место жительства, место работы и (при возможности) паспортные данные задержанного;
  4. дата, время и место задержания;
  5. описание события правонарушения с перечислением доказательств;
  6. разъяснение задержанному его прав;
  7. подпись задержанного в том, что права ему были разъяснены;
  8. сведения об извещении законных представителей в случае задержания несовершеннолетнего;
  9. подписи составителя протокола и задержанного.

Местом отбывания срока задержания, как правило, является отдел полиции (полицейский участок), в который гражданин был доставлен для составления протокола.

Органы, полномочные осуществлять задержание

В соответствии со ст. 27.3 КоАП РФ, установлен следующий список органов, должностные лица которых вправе осуществлять задержания:

  • органы полиции;
  • национальная гвардия;
  • таможенные и пограничные органы ФСБ РФ.

При этом Приказом №685 МВД РФ от 30 августа 2021 года установлена внутренняя дивизация должностных лиц системы МВД по признаку делегирования им права задержания правонарушителя. Так, в список должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных нарушениях и задерживать правонарушителей, включены:

  1. Министр МВД, начальники департаментов МВД и их заместители;
  2. помощники министра МВД;
  3. главный инспектор МВД;
  4. сотрудники полиции, имеющие специальные звания;
  5. оперуполномоченные;
  6. сотрудники служб охраны общественного порядка;
  7. дознаватели;
  8. дежурные отделов полиции;
  9. инспекторы по делам несовершеннолетних и т.д.

Срок административного задержания

Сколько же придется провести времени «за решеткой»? В отдельных случаях срок административного задержания, время, на которое нарушитель будет, так сказать, лишен свободы, может составить и трое суток. Но, только в случае, когда, к примеру, имел место факт незаконного распространения чего либо, или же было осуществлено несанкционированное пересечение границы, а так же при необходимости установления дополнительных сведений и подробностей нарушения, личности гражданина и т. д.

Но во всех стандартных случаях (мелкое хулиганство, неподчинение законным распоряжениям госслужащих и т. д.) продолжительность задержания составляет трехчасовой интервал. Отсчет времени начинается с момента, когда нарушитель был представлен органам для составления соответствующей документации — протокола задержания по административному правонарушению.

ВНИМАНИЕ: если имеет место незаконное административное задержание и последующее несправедливое решение суда, то жалоба на постановление по административному делу поможет отстоять Ваши права

Порядок административного задержания

Важно заметить, что производить административное задержание могут только специальные органы и особы, наделенные соответствующими полномочиями – ОВД, пограничная стража, военизированная охрана и если не произошло истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Во время разбирательства в действиях гражданина, может произойти не только процедура подробного досмотра гражданина и его вещей, но возможно также и административное задержание транспортного средства. Все зависит от того, что именно совершил гражданин, и каким образом, если возникли подозрения о том, что транспортное средство было непосредственной частью злодеяния, оно будет так же задержано. Важно помнить, что досматривать нарушителя может только сотрудник, одного пола с нарушителем, и исключительно в присутствии посторонних, незаинтересованных граждан.

Составляется протокол административного задержания: в данной форме указываются дата и время, место, где были произведены, правонарушающие действия, кем составлялась документация, необходимые данные правонарушителя, причины по которым гражданина привлекают к ответственности.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]