В последнее время процедура усыновления приобретает все большей и большей популярности. Огромное количество пар ежегодно принимают в свои семьи детей – сирот. Такое явление положительно сказывается на здоровье нашего общества, поскольку естественно, что каждому ребенку необходимо иметь маму и папу, которые должным образом его воспитают и дадут старт в жизни.
Кроме того, за последние годы значительно расширился интернациональный характер усыновления. Так, огромное количество семей ежегодно принимают в свои семьи детей с других стран. Поэтому, предлагаем уделить внимание вопросам об усыновлении иностранных детей.
Сколько сирот в России?
О количестве детей в детдомах России не так много общедоступной информации. Но кое-что нам удалось найти.
По данным Генпрокуратуры, с 2021 по 2021 гг. количество детей-сирот сократилось с 44 823 до 39 694 тыс. человек.
Как сообщает официальная статистика, малышей в российских детдомах становится с каждым годом меньше.
Сирот в России становится меньше. Фото: unsplash.com
Введение
Усыновление (удочерение) детей – один из институтов семейного права, юридический акт, в силу которого между усыновлённым ребёнком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между детьми и родителями.
Дети нуждаются в родителях, их опеке и защите, в детских домах они не могут получить достаточного внимания и любви, поэтому усыновление является наиболее приемлемым способом защитить права ребенка, оставшегося без попечения.
Данная тема в настоящее время достаточно актуальна, поскольку, хоть в последнее время и наблюдается тенденция уменьшения количества детей, оставшихся без попечения родителей, но еще нет причин полагать, что в скором времени все детские дома и дома малюток закроются, и необходимо всеми силами стремиться к такому исходу, и в первую очередь законодательно. Необходимо привлечение иностранных граждан к усыновлению российских детей, поскольку главная задача состоит в том, чтобы дети росли в семье.
Объектом курсовой работы являются правоотношения, возникающие в процессе усыновления детей-граждан Российской Федерации иностранными гражданами.
Предметом является действующее законодательство Российской Федерации, регулирующее усыновление детей-граждан РФ иностранными гражданами.
Целью курсовой работы является рассмотрение законодательства об усыновлении детей-граждан РФ иностранными гражданами, выявление проблем, возникающих в ходе такого усыновления, а также поиск путей совершенствования законодательства.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить порядок усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами;
- Исследовать правовое положение международных организаций, занимающихся международным усыновлением;
- Выявить проблемы отмены усыновления на современном этапе;
- Проанализировать общие проблемы усыновления российских детей иностранными гражданами;
- Рассмотреть последствия принятия так называемого «Закона Димы Яковлева»
Методами данной работы являются:
— Анализ литературы;
— Анализ нормативно-правовой документации по теме курсовой работы;
— Сравнение;
— Анализ документов.
Научная новизна данной работы проявляется в том, что затрагивает новейшие проблемы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами.
Представленная работа может быть использована для совершенствования рассмотренных пробелов и проблем в законодательстве.
Введение раскрывает актуальность, определяет объект, предмет, цель, задачи и методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы.
В первой главе рассматривается порядок усыновления российских детей иностранными гражданами, правовое положение международных организаций, занимающихся международным усыновлением, а также вопросы по отмене усыновления.
Во второй главе раскрываются проблемы усыновления детей-граждан РФ иностранными гражданами.
Как найти ребёнка для усыновления
Все сироты и оставшиеся без попечения родителей дети до 18-ти находятся в специальной информационной базе — ФГБД (федеральный государственный банк данных). Сюда приходят сведения из всех регионов. С помощью базы узнают, почему сирота оказался в детдоме, особенности его характера, персональные сведения.
Кто имеет доступ к ФГБД? Конечно, никто случайный зайти в банк данных не сможет. С ним работают сотрудники органов опеки. Доступ есть только у операторов банка.
Можно обратиться в местный отдел опеки и попечительства и выбрать малыша. Из личного дела узнаете о физическом состоянии сироты. А беседа с малышом поможет вам определиться с решением об усыновлении.
Требуется ли согласие ребенка?
Законодательством не всех стран предусмотрено получение согласия малыша на усыновление. Если оно не требуется в той стране, гражданином которой является несовершеннолетний, то и на территории России согласие не нужно.
В тех же странах, где необходимо согласие усыновляемого, его спрашивают у ребенка, если ему уже исполнилось 10 лет.
Но даже в тех случаях, когда закон не требует согласия малыша, его реакция на усыновителей учитывается при вынесении решения, подходят ли ему именно эти кандидаты в родители.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7
, Санкт-Петербург
+7 (812) 425-62-38
, Регионы
8800-350-97-52
Список бумаг при усыновлении ребёнка из РФ
При сборе пакета документов для усыновления нельзя обойтись без:
- документа, удостоверяющего личность, заявления и анкеты претендента на усыновление;
- копии сертификата прохождения подготовки будущего родителя. На курсах иностранцам расскажут про адаптацию приёмного ребёнка, тонкости полового воспитания, необходимых компетенциях отца и матери;
- свидетельства зарубежной организации на право эту подготовку проводить;
- документа регистрации россиянина в консульском отделе РФ.
Документы кандидата на попечительство примут только если все они будут переведены на русский язык. Каждый должен заверить нотариус Федерации.
В соответствии с чем производится усыновление иностранных граждан в РФ?
Российские граждане могут усыновить/удочерить ребенка, имеющего гражданство другой страны. Весь процесс регулируется законом той страны, гражданство которой имеет ребенок, а так же Семейным кодексом России.
Усыновитель должен получить у законных представителей ребенка согласие на усыновление, а так же ему должно быть выдано разрешение специального органа страны, чье гражданство имеет ребенок.
В некоторых случаях, согласно законодательству страны, требуется и согласие самого усыновляемого.
Рассмотрение дела об усыновлении в судебном порядке
Следующий этап — передача заявления иностранца в российский суд. Дело об усыновлении рассматривается лишь при подаче полного пакета документов. В противном случае готовым принять на воспитание ребёнка из детдома людям станут отказывать, пока бумаги не будут в порядке. В заявлении иностранный усыновитель указывает:
- личные данные;
- причину решения взять приёмного малыша;
- ходатайство о смене ФИО ребёнка;
- сведения о существовании родных у усыновляемого;
- месте регистрации ребёнка.
Суд проверяет все сведения. Заседание, на котором присутствует и иностранец, проходит в течение двух месяцев. Судебный орган может отказать в усыновлении по разным причинам. Иностранцы не получат разрешение, если у них не хватает средств для обеспечения крохи. Подобные факты подтверждаются документально. Если они не имеют постоянного места проживания, ребёнка им тоже не отдадут.
Иностранцы обязаны обеспечить малышу полноценное духовное, нравственное, физическое воспитание. Поэтому суд будет учитывать принадлежность к религии усыновителя и ребёнка, язык и культуру, даже разницу в возрасте.
В России существуют зарубежные компании, которые оказывают услуги для иностранцев по усыновлению детей. Они помогают им разобраться с этой процедурой и выступают их представителями. У таких организаций не может отсутствовать аккредитация. А если всё же недобросовестные компании пытаются работать без неё, суд просто откажет потенциальному родителю в усыновлении. Дождавшись благоприятного исхода (если он будет таким), усыновитель вправе забирать ребёнка домой.
Как только суд вынесет решение, будущему родителю отдадут копии документов. Иностранцу вручат свидетельство об усыновлении/опеке и свидетельство о рождении крохи.
ЧТОБЫ УСЫНОВИТЬ РЕБЁНКА В РОССИИ, ИНОСТРАНЦУ НУЖНО СОБРАТЬ ПАКЕТ ДОКУМЕНТОВ И ВЫИГРАТЬ СУД. ФОТО: UNSPLASH.COM
Требования к кандидатам, которые изъявили желание усыновить иностранного ребенка
Первым и основным моментом на пути принятия ребенка в свою семью становится убеждение в том, что лицо соответствует всем требованиям, которые предъявляются к кандидату. Если говорить о процессе международного усыновления, то в данной ситуации русский гражданин должен подходить под все параметры, которые указаны в национальном законодательстве.
В соответствии с нормативно – правовыми актами к кандидатам на международное усыновление устанавливаются следующие требования:
- пара должна оформить брак не позднее чем за три года до подачи заявления на усыновление;
- люди, которые состоят в браке менее трех лет, но при этом проживали вместе как семья общей продолжительностью необходимого срока имеют право на усыновление детей;
- семейная пара должна проживать совместно;
- кандидаты в усыновители в обязательном порядке должны иметь все моральные качества и материальные средства для воспитания и содержания ребенка.
Если говорить о возрастных категориях, то нормативно – правовыми актами имеются определенные ограничения по данному критерию. Так, сегодня необходимо соблюдать разницу в возрасте между ребенком и кандидатом в его родители. Она должна превышать восемнадцать лет, но не быть более сорока пяти лет в том случае, когда принимает в семью один человек и пятьдесят пять – если пара состоит из двух супругов.
То есть, согласно данному принципу, лицо, которому исполнилось 20 лет имеет право на усыновление ребенка до двухгодовалого возраста.
Но из данного правила есть исключение. Так, законодательством разрешается не соблюдать такие возрастные ограничения в том случае, когда в семью принимаются братья и сестры, или же у кандидата имеется свой или приемный ребенок, который не достиг совершеннолетия.
Такие ограничения предпринимаются для того, чтобы государство было уверенно в том, что для детей будут созданы естественные условия развития, такие, какие бывают в привычных семьях с собственными биологическими малышами. Кроме того, это обеспечивает уверенность в том, что приемные родители смогут воспитать детей, поскольку их возраст и развитие позволяет быть уверенным в таком факте.
Кто и как следит за новой семьёй ребёнка и усыновлённым?
- После суда важно зафиксировать усыновление российского ребёнка в ЗАГСе. Ещё нужно успеть поставить нового члена семьи на консульский учёт в стране, куда малыш отправляется жить — на это даётся 3 месяца со дня прибытия. Кстати, закон не запрещает оформлять документы и до выезда ребёнка из страны. В таком случае постановку на учёт можно выполнить через Консульский департамент МИД России.
- Место проживания маленького россиянина регистрируется в консульском представительстве РФ. Когда оно меняется, усыновителю подобает сообщить об этом. После — поставить ребёнка на учёт в консульстве по новому месту проживания.
Пройдя все этапы, иностранец становится полноправным родителем. А значит, он имеет право менять гражданство ребёнку. Здесь есть нюанс. Если ребёнок не достиг 10-летнего возраста, решение о гражданстве принимает мать или отец. А родителям детей 10 лет и старше следует учитывать их мнение. Ребёнок должен подписать согласие на смену подданства. Так гласит Семейный кодекс РФ.
Воспитание ребёнка — дело тонкое, а поскольку малыш приёмный, нельзя забывать о формальностях. К примеру, пока усыновлённый не станет совершеннолетним, его жизнью будут интересоваться органы опеки. Сначала они контролируют условия жизни ребёнка 4 раза в год. Когда малыш проживёт с новыми родителями 3 года, контроль сократится до 2 раз. Данные об учёбе ребёнка, здоровье и атмосфере в семье отправляются в Россию. Доказательством считаются фотоснимки.
Для создания полноценной семьи выбирают детей разных лет. Детишки, которые, так сказать, всё понимают, не всегда знают правду о родителях. И о том, что мама и папа ребёнку не родные, могут и не узнать. В России действует Тайна усыновления. Её разглашение запрещено законом РФ. Те, кто по каким-то причинам открыл тайну третьему лицу, могут отправиться за решётку.
Государство поддерживает людей, которые решаются на воспитание приёмного ребёнка. Им полагаются выплаты. Их размер варьируется. Какие средства и в течение какого периода будут выплачивать «новоиспечённому» родителю, он может узнать в Пенсионном фонде. Для этого нужно обратиться туда с паспортом, заявлением и свидетельством об усыновлении или опеке. Но сделать это можно не раньше чем через полгода после процедуры.
Проверка на пригодность кандидатов для иностранного усыновления
Следующим этапом становится проверка кандидатов на соответствие будущему статусу. Это очень важный шаг и от него зависит практически половина успеха всего дела.
В данной ситуации речь идет о том, что социальные службы определенного государства проводят глубокий анализ как моральной готовности кандидатов, так и финансовых и материальных основ для воспитания.
В каждой стране такая процедура проводится по-разному. В некоторых государствах это определенная беседа с уполномоченным лицом. В ряде государств нужно будет пообщаться с несколькими людьми, например, психологом, судьей, который занимается разбирательством по данному делу и т.д.
Вне зависимости от того, сколько кабинетов нужно будет пройти – каждое уполномоченное лицо составляет специальный акт, где указывает уровень готовности кандидатов к принятию в свою семью ребенка.
Как правило, такой этап проводится на протяжении от 1 до 6 месяцев после подачи заявления. Социальные службы или другие уполномоченные лица могут потребовать предоставления дополнительных документальных доказательств. Об этом они ранее предупреждают, поэтому проблемы, как правило, по такому поводу не возникают.
По результатам этапа проверки кандидатов на готовность уполномоченные лица принимают решение по дальнейшему продвижению дела, или же по отказу в усыновлении. В случае позитивного ответа паре выдается специальный документ, который подтверждает прохождение проверки такого рода. Также, такое разрешение может не выдаваться на руки, а направляться прямо в орган, который в дальнейшем будет рассматривать дело по усыновлению ребенка.
Кому запрещено усыновлять детей в России
Не всем иностранным гражданам можно принимать в семью российского малыша. Ещё в 2014 году премьер-министр Дмитрий Медведев ужесточил правила усыновления российских детей-сирот иностранцами.
«Усыновителями не могут быть лица, являющиеся гражданами государства, в котором разрешены однополые союзы, и не состоящие в браке», —
уточняется в постановлении.
Кроме того, у детей-сирот, проживающих в РФ, нет возможности войти в семью американцев. Российское правительство девять лет назад запретило гражданам США усыновлять российских ребят из-за нескольких случаев гибели детей в Штатах. Причиной стало жестокое обращение родителей с приёмными.
Ещё несколько запретов, касающихся всех приёмных родителей из-за рубежа:
- Ограничение распространяется на всех иностранцев, признанных недееспособными, и тех, кто был лишён родительских прав.
- Не могут стать родителями иностранные граждане, у которых есть непогашенная судимость.
- Запрещено брать опекунство или усыновлять детей гражданам зарубежных стран с любой из зависимостей, психическим расстройством, болезнью со стойкой ремиссией, а также инвалидам 1-й группы.
НЕ ВСЕХ ИНОСТРАНЦЕВ ДОПУСТЯТ К УСЫНОВЛЕНИЮ РОССИЙСКОГО РЕБЕНКА. ФОТО: UNSPLASH.COM
И это не все табу. Есть категория граждан, которых органы опеки отстранили от обязанностей опекуна. Им запрещено подавать документы как на попечительство, так и на усыновление. Ограничивают в этом праве в нескольких случаях.
Во-первых, когда из-за заболевания родителя может пострадать ребёнок. Получается, что сам отец или мать не виноваты в ситуации, но приемного сына или дочку от них всё равно заберут. Во-вторых, когда родители ведут с себя с ребёнком так, что совместное проживание для второго может стать опасным. Если такое поведение будет продолжаться не менее 6 месяцев, органы опеки подадут заявление в суд. А если за это время проблема будет устранена, законные представители позволят воссоединиться с детьми. Эта мера, кстати, касается не только иностранцев, но и граждан РФ.
Если иностранец, планирующий усыновить российского малыша, не попадает ни под один из этих пунктов, смело может оформлять бумаги на усыновление/опеку. Пусть это и долгий, сложный процесс, который требует внимательности, но ведь желание стать родителем куда сильнее...
Правила усыновления российского ребёнка иностранным гражданином
Подписывайтесь на Мигранту Рус: Яндекс Новости.
Организация поиска ребенка и встреча с ним
Следующим этапом становится уже непосредственно выбор самого ребенка, которого в будущем пара намеревается принять в свою семью. После того, как будет выдано документ о соответствии кандидатов всем требованиям пара направляется на ознакомление с возможными кандидатурами на роль приемного малыша.
В большинстве стран идет направление уже в определенное заведение социального типа, где проживают дети, лишенные родительской опеки. Там соответствующие работники проводят ознакомление будущих родителей с малышами. В начале идет документальное знакомство. Паре предоставляются анкеты по каждому из детей. После того, как они остановят свой выбор не нескольких кандидатурах происходит знакомство.
В результате такой встречи семья должна определиться с кандидатурой ребенка. После этого, для будущих усыновителей и малыша организовываются встречи для знакомства и определенной адаптации личностей. Как правило, при таком совместном времяпрепровождении всегда присутствует социальный работник, который следит за тем, насколько кандидаты подходят друг у другу и есть ли между ними взаимопонимание.
В результате таких встреч уполномоченное лицо составляет отчет о прохождении знакомства. В нем он выносит свой вердикт о том, насколько целесообразно отдавать малыша в данную семью. Такой документ отправляется в органы, которые занимаются документальным закреплением всего процесса.
По данному заключению инстанция социальной защиты либо продвигает дело далее, либо отказывает паре в усыновлении. При этом, в соответствии с международными нормами в обязательном порядке родителям должны указать на причину отказа. Это послужит в дальнейшем уроком для более успешного проведения подготовительных этапов.
Но, заметим еще раз, что данная процедура имеет общий характер и может отличаться в зависимости от каждого отдельного государства.
Судебная практика
Постановление Пленума Верховного Суда № 8 от 2006 года предусматривает необходимость изучения судом информации о том, что отдел опеки исчерпал все способы устройства несовершеннолетнего в семью российских граждан. При отсутствии доказательств суд откажет в удовлетворении требований.
Пример. Иностранная семья желала усыновить мальчика из г. Санкт-Петербург. Они подготовили документы, прошли все этапы подготовки. Суд отказал в удовлетворении требований, так как в материалах дела отсутствовал отказ от принятия несовершеннолетнего в семью приемного родителя, в которой воспитывался брат усыновляемого. Женщина представила в процесс заключение о возможности стать кандидатом и подтвердила, что желает принять ребенка в семью. Иностранная семья подала на апелляцию. Но вторая инстанция оставила решение без изменения.
Однако в ряде случаев при допросе в зале суда приемные родители братьев и сестер усыновляемого отказывались от принятия ребенка в семью.
Пример. Семья иностранных граждан хотела удочерить девочку, брат которой был под опекой у бабушки и дедушки. В процессе выяснилось, что отсутствуют сведения об отказе бабушки и дедушки от приема несовершеннолетнего в семью. Процесс был приостановлен. Родственники были вызваны в суд. Они подтвердили, что не считают девочку кровной внучкой и не желают принимать ее в семью. После чего процесс был продолжен. Суд удовлетворил требования усыновителей.
Проблемы международного усыновления российских детей иностранцами
Последние годы нашу страну все чаше сотрясают скандалы, связанные с усыновлением российских детей иностранцами. Хотелось бы разобраться и попытаться хотя бы приблизиться к пониманию того, порождаются ли эти проблемы недостаточным или неправильным законодательным регулированием, или, по большей мере, проистекают из правоприменения.
Согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ) усыновление (удочерение) допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с соблюдением требований абзаца третьего пункта 1 статьи 123 СК РФ (при устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании), а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
По вопросу применения положения абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ и учета этнического происхождения, языка и т. п. имеется следующее разъяснение: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.04.2006 № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей», в котором указано, что под интересами детей при усыновлении следует, в частности, понимать создание благоприятных условий (как материального, так и морального характера) для их воспитания и всестороннего развития. При решении вопроса о допустимости усыновления в каждом конкретном случае следует проверять и учитывать нравственные и иные личные качества усыновителя (усыновителей) (обстоятельства, характеризующие поведение заявителя (заявителей) на работе, в быту, наличие судимости за преступления против личности, за корыстные и другие умышленные преступления и т. п.), состояние его здоровья, а также проживающих вместе с ним членов семьи, сложившиеся в семье взаимоотношения, отношения, возникшие между этими лицами и ребенком.
Данные обстоятельства в равной мере должны учитываться при усыновлении ребенка как посторонними лицами, отчимом, мачехой, так и его родственниками.
При этом следует учитывать, что закон не предусматривает каких-либо ограничений для усыновления детей в зависимости от состояния их здоровья. Вместе с тем, если усыновляемый ребенок страдает какими-либо заболеваниями, суду необходимо выяснить, известно ли усыновителям об имеющихся у ребенка заболеваниях, а также смогут ли они обеспечить такому ребенку надлежащий уход и соответствующее лечение (см. п. 15 Постановления № 8).
Вышеуказанное Постановление № 8, однако, вовсе не дает разъяснения по вопросу о том, каким образом следует учитывать перечисленные в абз. 3 п. 1 ст. 123 СК РФ этнические, языковые и т. п. особенности. То есть этот вопрос отдается откуп соответствующим органам.
Каким образом будет решаться этот вопрос, как и в какой мере будут учитываться вышеуказанные обстоятельства, остается неясным.
Кроме того, возникает вопрос о том, каким образом и как уполномоченные органы должны оценивать возможности обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие. Опять же, кроме указанного выше в Постановлении № 8, по данному вопросу разъяснений мало.
Ситуация достаточно банальная, как кажется на первый взгляд: оценят по документам, предоставленным в суд, а суд оценит «по своему внутреннему убеждению».
А если разобраться, то отсутствие внятных разъяснений, повторюсь, не просто дословного повтора в разъяснении самой нормы закона, а именно разъяснений, как именно следует понимать и применять положения нормы закона в тех или иных случаях, создают ситуацию неуверенности в исходе дела, так как почти всегда остаются неясности и сомнения в том, что «внутреннее убеждение» конкретного судьи правильно сработает.
Теперь, что касается усыновления детей иностранцами. Статей, касающихся усыновления детей иностранцами, в СК РФ всего четыре — п. 4 ст. 124, п. 2 ст. 126, п. 4 ст. 127, ст. 165.
Вопрос усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства регулируется п. 4 ст. 124 СК РФ. Сразу необходимо отметить, что этот пункт действует в редакции Федеральных законов от 27.06.1998 № 94-ФЗ, от 28.12.2004 № 185-ФЗ. Это само по себе ничего бы не значило, однако, в связи с многочисленными скандалами, становится несколько странным такое продолжительное отсутствие внимания к законодательному регулированию вопроса усыновления детей иностранцами.
Согласно ст. 4 ст. 123 СК РФ, усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 3 статьи 122 СК РФ.
Как следует из п. 2 ст. 126 ГК РФ, учет иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти (пункт 3 статьи 122 СК РФ).
Пунктом 4 ст. 127 СК РФ установлено общее требование о подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, которое осуществляется в целях психолого-педагогической и правовой подготовки этих лиц по программе и в порядке, которые утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При этом иностранными гражданами, лицами без гражданства или гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей и являющегося гражданином Российской Федерации, могут быть представлены документы о прохождении соответствующей подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено программой подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
В том случае, если иностранные граждане, лица без гражданства или граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, которые желают принять на воспитание в свою семью ребенка, не прошли соответствующую подготовку на территории иностранного государства, в котором они постоянно проживают, указанная подготовка проводится на территории Российской Федерации в порядке, установленном п. 4 ст. 127 СК РФ.
Вышеуказанные требования к программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, разработаны Приказом Минобрнауки России от 20.08.2012 № 623 «Об утверждении требований к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и формы свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации». Данная программа должна содержать изучение следующих разделов:
- «Введение в курс подготовки кандидатов в приемные родители»;
- «Представление о потребностях развития приемного ребенка и необходимых компетенциях приемных родителей. Понятие о мотивации приемных родителей»;
- «Этапы развития ребенка»;
- «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергавшегося жестокому обращению. Диспропорции развития ребенка»;
- «Последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка, оставшегося без попечения родителей (нарушения привязанности, особенности переживания горя и потери, формирование личной и семейной идентичности)»;
- «Адаптация приемного ребенка и приемной семьи»;
- «Трудное» поведение приемного ребенка, навыки управления «трудным» поведением ребенка»;
- «Обеспечение безопасности ребенка. Меры по предотвращению рисков жестокого обращения и причинения вреда здоровью ребенка»;
- «Особенности полового воспитания приемного ребенка»;
- «Роль семьи в обеспечении потребностей развития и реабилитации ребенка»;
- «Основы законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан»;
- «Взаимодействие приемной семьи с органами опеки и попечительства и иными организациями, предоставляющими услуги детям и семьям»;
- «Подведение итогов освоения курса подготовки кандидатов в приемные родители».
При этом, содержание разделов и трудоемкость программы, требования к уровню подготовки кандидатов в приемные родители, успешно ее освоивших, форму проведения подготовки (очную или очно-заочную), а также использование дистанционных методов подготовки при ее проведении в очно-заочной форме определяют самостоятельно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Установлено, что общая трудоемкость программы должна составлять не менее 30 и не более 80 академических часов (из них не менее 70 % академических часов практических занятий (тренинга), включая итоговую аттестацию (собеседование)).
В целях реализации вышеуказанного требования Минобрнауки России подготовило письмо от 24.08.2012 № ИР-713/07 «О подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей» (вместе с «Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей»). Вышеуказанное касается всех лиц, в том числе и иностранцев, если они не прошли такую подготовку в стране, в которой они постоянно проживают.
Еще одна статья СК РФ, которая касается иностранного усыновления, предусматривает усыновление с учетом особенностей применения семейного законодательства к семейным отношениям с участием иностранных граждан и лиц без гражданства — ст. 165 СК РФ.
Предусмотрено, что усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, производится в соответствии с законодательством государства, гражданином которого является усыновитель на момент подачи заявления об усыновлении (удочерении) или об отмене усыновления.
При усыновлении (удочерении) на территории Российской Федерации иностранными гражданами ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, должны быть также соблюдены требования статей 124 — 126, статьи 127 (за исключением абзаца восьмого пункта 1), статей 128 и 129, статьи 130 (за исключением абзаца пятого), статей 131 — 133 СК РФ с учетом положений международного договора Российской Федерации о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей. Усыновление (удочерение) на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, состоящими в браке с гражданами Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации, производится в порядке, установленном СК РФ для граждан Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 165 СК РФ предусматривается, что защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, за пределами территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями Российской Федерации, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. Порядок постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства, определяется Правительством Российской Федерации.
Таким образом, законодательство достаточно скупо регулирует усыновление иностранцами российских детей, несмотря на имеющуюся проблему.
Президиумом Верховного Суда РФ вопрос о международном усыновлении подробно рассматривался, 23.05.2012 был утвержден «Обзор Верховного суда Российской Федерации практики рассмотрения в 2011 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации», где суд анализирует данный вопрос. Судом указывается, что существующее мнение о том, что в России широко распространено международное усыновление, а российские граждане усыновляют детей крайне редко, ошибочно и не находит своего подтверждения.
Согласно статистическим данным, в 2009 году районными судами с вынесением решения было рассмотрено 16 863 дела по заявлениям российских граждан об усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей, при этом 16 747 дел рассмотрено с удовлетворением заявлений.
Что же касается дел о международном усыновлении, то в 2009 году с вынесением решения областными и равными им судами было рассмотрено 3 427 таких дел (удовлетворено 3 420 заявлений), что в 4,9 раза меньше, чем дел об усыновлении детей российскими гражданами, рассмотренных судами за тот же период.
В 2010 году с вынесением решения рассмотрено 15 513 таких дел, из которых удовлетворено 15 415 заявлений. За 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 15 218 дел по заявлениям российских граждан об усыновлении детей, из которых 15 076 заявлений было удовлетворено.
В 2010 году с вынесением решения рассмотрено 2 990 дел о международном усыновлении, что в 5,2 раза меньше, чем за тот же период рассмотрено дел об усыновлении детей российскими гражданами.
За 12 месяцев 2011 года с вынесением решения рассмотрено 3 076 дел о международном усыновлении (в том числе с удовлетворением требования — 3 069 дел), что в 4,9 раза меньше, чем за это же время вынесено решений об усыновлении детей российскими гражданами (15 218).
Процент удовлетворения заявлений и российских, и иностранных граждан об усыновлении детей высокий.
Так, в 2009 году судами удовлетворено 99,3 % заявлений об усыновлении детей российскими гражданами, в 2010 году — 99,4% заявлений, в 2011 году — 99,1 % заявлений.
По делам о международном усыновлении в 2009 году удовлетворено 99,8 % заявлений, за 2010 год и 2011 год процент удовлетворенных заявлений составил 99,7 % и 99,8 % соответственно.
По результатам рассмотрения дел о международном усыновлении российских детей (по данным на 23 декабря 2011 года) в Обзоре отмечается следующее:
В 2011 году по делам о международном усыновлении детей, рассмотренным с удовлетворением заявлений, усыновителями чаще всего являлись граждане США (28 %), а также граждане Италии (21 %) и Испании (20 %).
Кроме того, усыновителями являлись граждане Франции (8 %), Германии (7 %), Ирландии (4 %), Израиля (3 %), Канады (2 %), Великобритании (1,5 %), Финляндии (1 %), Мальты (1 %), Швеции (1 %), Аргентины (0,4 %), Бельгии (0,3 %).
Незначительное число усыновителей (от 1 до 6 случаев) являлись, в частности, гражданами Швейцарии, Австрии, Кипра, Украины, Казахстана, Греции, Мексики.
Наибольшее количество дел о международном усыновлении в 2011 году рассмотрено с вынесением решения Санкт-Петербургским городским судом (314 дел), Московским городским судом (187 дел), Пермским краевым судом (181 дело), Красноярским краевым судом (137 дел), Кемеровским областным судом (124 дела), Хабаровским краевым судом (110 дел), Кировским областным судом (103 дела), Саратовским областным судом (100 дел), Свердловским областным судом (97 дел), Московским областным судом (94 дела), Новосибирским областным судом (92 дела) и Приморским краевым судом (91 дело).
Что касается непосредственно судебной практики по делам, связанным с усыновлением детей иностранными гражданами, то следует отметить, что некоторые судебные акты иллюстрируют недостаточное регулирование данного вопроса и на законодательном, и на правоприменительном уровнях.
Для примера можно привести Определение Верховного Суда РФ от 26.02.2008 № 33-Г08-1 по конкретному делу, когда иностранным гражданам, семейной паре Г. и Д., судом было отказано в удовлетворении заявления об удочерении малолетней М. в связи с тем, что имелось действующее решение иностранного суда, которое должно учитываться при оценке личности усыновителя Г. При этом, представитель опекуна ребенка — детского дома дала согласие на удочерение девочки супругами Г. и Д. Представитель органа опеки и попечительства полагала, что данное удочерение отвечает интересам М.
При решении вопроса об удочерении российским судом было установлено, что решением иностранного суда от 23 сентября 1982 г. расторгнут брак между истцом Р. и ответчицей Г. по причине жестокого и бесчеловечного обращения ответчицы с истцом. При этом в решении указано, что Г. были даны показания под присягой и представлен аффидевит, доказывающие убедительно для российского суда жестокое и бесчеловечное обращение ответчицы с истцом. В Определении российского суда указывается, что при решении вопроса о допустимости удочерения М. супругами Г. и Д. судом учтены и другие доказательства. Из объяснений представителей детского дома и администрации муниципального образования в судебном заседании следует, что М. — девочка сложная, плохо привыкает к новым условиям, у нее длительный период адаптации. Задержка ее речевого развития составляет шесть месяцев; она непростой в эмоциональном плане ребенок, замкнута, тяжело привыкает к новой обстановке, людям. Будущим родителям понадобится с ней много терпения. Учитывая эти обстоятельства, малолетний возраст М., а также непродолжительность общения с ней супругов Г. и Д. (в отсутствие воспитателей около 30 минут дважды), суд обоснованно посчитал, что не имеется оснований утверждать о наличии устойчивого контакта между заявителями и ребенком, достаточного для его удочерения. Таким образом, суд, исходя из требований ст. ст. 123, 124 СК РФ, пришел к правильному выводу о несоответствии интересам ребенка удочерения супругами Г. и Д. несовершеннолетней М., в связи с чем отказал в удовлетворении их заявления.
Возникает вопрос о том, как так получилось, что только на этапе судебного разбирательства выясняется, что предполагаемая усыновительница ранее жестоко и бесчеловечно обращалась со своим супругом. При этом органы опеки и попечительства на более ранних этапах не проводят надлежащей проверки, направленной на исключение допуска к усыновлению лиц, склонных к насилию и жестокому обращению.
Часть отказов в усыновлении связана с тем, что органы опеки и попечительства не принимают необходимых мер для устройства ребенка в семью в России. Например, Костромской областной суд отказал в удовлетворении заявления гражданки США об усыновлении ребенка, причиной явилось то, что органами опеки и попечительства не были приняты необходимые меры к устройству ребенка в семью граждан Российской Федерации. А именно: по истечении шести месяцев со дня постановки ребенка на учет в федеральном банке данных девочка, как установил суд, органами опеки и попечительства российским гражданам не предлагалась, работа по устройству ребенка в семью российских граждан ими фактически была прекращена; после выдачи иностранному кандидату в усыновители направления на ознакомление с ребенком по истечении срока, предусмотренного пунктами 24 и 29 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года № 217, в течение которого иностранный гражданин обязан письменно проинформировать соответствующего оператора о подаче им заявления в суд об усыновлении ребенка, ребенок на протяжении длительного времени другим кандидатам в усыновители, в том числе и российским, не предлагался. Между тем заявителем и ее представителем (усыновительным агентством) процесс сбора документов и предъявления их в суд занял более 10 месяцев, за это время состояние здоровья девочки улучшилось, и судом установлены кандидаты в усыновители из числа российских граждан, желающих усыновить ребенка такого возраста и пола.
Отдельно стоит выделить вопрос создания и формирования государственного банка данных детей, оставшихся без попечения родителей, что регулируется Федеральным законом от 16.04.2001 № 44-ФЗ (в ред. от 03.12.2011) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», а также разработанным в соответствии с вышеуказанным законом Постановлением Правительства РФ от 04.04.2002 № 217 (ред. от 11.04.2006) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием».
Этот вопрос связан с тем, что статья 124 СК РФ закрепляет принцип приоритета российских граждан перед иностранными гражданами в усыновлении несовершеннолетних детей. В соответствии с пунктом 4 данной нормы усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается, если невозможно передать усыновляемых детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам этих детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников; истекли шесть месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Часть дел, связанных с отказом в усыновлении детей, связана с нарушением требований ст. 124 СК РФ и несоблюдением порядка и сроков, установленных вышеуказанными ФЗ № 44-ФЗ и Постановлением № 217.
Ответственность за нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, установлена статьей 5.36. КоАП РФ, в ч. 1 которой предусмотрено наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей за нарушение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетнем, нуждающемся в передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, а равно предоставление заведомо недостоверных сведений о таком несовершеннолетнем.
Совершение руководителем учреждения, в котором находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, либо должностным лицом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления действий, направленных на укрытие несовершеннолетнего от передачи на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью) либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, влечет наложение административного штрафа в размере от 2 000 тысяч до 3 000 рублей (ч. 2 чт. 5.36. КоАП РФ).
Также ст. 3.37. КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные действия по усыновлению (удочерению) ребенка, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей.
Указанные выше статьи КОАП РФ действуют в редакции от 22.06.2007, не изменялись, несмотря на громкие скандалы и явные диспропорции между размером административного штрафа и тяжестью правонарушения.
Необходимо отметить, что согласно статье 154 УК РФ, незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей, передаче их под опеку (попечительство), на воспитание в приемные семьи, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, влекут уголовную ответственность в виде штрафа в размере до 40 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев.
Таким образом, из анализа проблем международного усыновления российских детей иностранцами, усматривается явная необходимость в более детальном законодательном регулировании данного вопроса, в более полных разъяснениях правоприменительной практики, в совершенствовании методов воздействия на должностных лиц, ответственных за усыновление, в ужесточении административной ответственности должностных лиц за нарушение порядка усыновления.
Откройте доступ к закрытой части «Клерка» с подпиской «Премиум». Получите сотни вебинаров и онлайн-курсов, безлимитные консультации и другой закрытый контент для бухгалтеров.
Успейте подписаться со скидкой 20% до 15.10.2021. Подробнее про «Премиум» тут.