К сожалению, в настоящее время государственные и муниципальные больницы предпочитают оказывать медицинскую помощь за счет личных средств граждан или за счет договоров добровольного медицинского страхования, где за помощь платит работодатель.
Закон дает право медицинскому учреждению оказывать платные медицинские услуги на иных условиях, чем предусмотрено программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и (или) целевыми программами. Росздравнадзор говорит о том, что платные медицинские услуги представляют собой дополнение к законодательно гарантированному объему бесплатной медицинской помощи.
Однако, больница может злоупотреблять своим правом и желание заработать может приобретать неэтичные формы, когда пациенту не остается выбора, как только заплатить.
Например, администрация больницы выстраивает сложный по процедуре и длительный по времени маршрут получения консультации или обследования. Допустим, на прием к нужному доктору можно попасть как платно, так и бесплатно по направлению. Направление получено, но на прием можно попасть только в порядке очереди. Ожидание в очереди составляет месяц. В более ранние даты можно попасть только за деньги. Это становится важным, когда медицинская помощь необходима в короткие сроки.
Статья за навязывание услуг
В статье 16 ЗоЗПП регулируются отношения между сторонами.
Согласно пункту 3 исполнитель не имеет право без согласия покупателя осуществлять какие-либо действия и взимать плату с потребителя. Если же услуги были предоставлены без устного или письменного согласия, то покупатель вправе отказаться от них и потребовать возмещения средств.
Также отношения сторон при нарушении прав потребителей регламентируются в статье 14.8 КоАП РФ.
Наказание предусматривается за следующие нарушения:
- Если исполнитель не предоставил достоверную и полноценную информацию об услуге.
- Если исполнитель внёс в договор дополнительные условия, но не сообщил об этом потребителю.
- Если продавец намеренно дезинформировал покупателя об условиях действия договора.
Договор, составленный с нарушениями, подлежит расторжению и возмещению денежных средств получателю услуги.
Получение кредита
Услуга страхования при получении кредита в банке в большинстве случаев является добровольной процедурой.
Только в некоторых ситуациях страховка обязательна:
- Если заёмщик оформляет ипотеку, необходимо застраховать жильё.
- Если ипотека оформляется по программе государственной поддержки, обязательно страхуется жизнь.
- Если потребитель закладывает имущество при оформлении кредита, то его нужно застраховать.
Мнение эксперта
Анна Федорова
Юрист, готова ответить на ваши вопросы
Задать мне вопрос
Во всех остальных случаях, когда банк принуждает клиента оформить страховку — это навязывание услуг и возможность получения дополнительной прибыли банком. Если же банк предлагает клиенту оформить страхование жизни, страховку от потери работы или другой вид в качестве добровольной дополнительной услуги, то такие действия законны.
Нужно внимательно изучить кредитный договор, предоставляемый банком. Если в нём содержится информация о том, что страхование — это обязательное дополнение к займу, или отсутствует пункт, по которому можно отказаться от дополнительной услуги, то такой договор невыгоден для клиента и услуга является навязанной.
Кроме того, стоит обратить внимание на присутствие информации о том, что при покупке пакета страхования, договор оформляется на более выгодных условиях. Это не что иное, как завуалированное навязывание.
Клиент вправе отказаться от дополнительного страхования. Но всем известно, что банк имеет право отказать в выдаче кредита без объяснения причин. Поэтому, хотя закон и на стороне потребителя, споры с банком не всегда приводят к выгодному решению вопроса для потребителя.
Приобретение страхового полиса ОСАГО
Нередки случаи, когда страховые компании при приобретении полиса ОСАГО навязывают автовладельцам услугу дополнительного страхования жизни, здоровья и другие пакеты. При несогласии клиента доплатить за услугу они стараются отказать в оформлении, ссылаясь на отсутствие бланков, неработающие базы и другие причины.
Важно знать, что согласно статье 426 ГК РФ, компания, осуществляющая услуги по заключению публичного договора, не вправе отказать потребителю, если для этого нет оснований.
В свою очередь, статья 445 ГК РФ регламентирует обязанность организаций заключить соглашение с автовладельцем в течение 30 дней.
Приобретение дополнительного полиса возможно только при желании потребителя.
Услуги по телефону
Назойливые звонки с предложением разнообразных услуг раздаются многочисленное количество раз без согласия потребителя. Рекламщики скупают базы клиентов и безнаказанно навязывают свои услуги.
Несмотря на то, что привлечь их к ответу довольно сложно, закон о запрете подобной деятельности существует.
В статье 18 закона №38-ФЗ “О рекламе” говорится, что рекламодателю запрещается распространять информацию о своих услугах с использованием связи без согласия абонента.
В случае если абонент обращается к рекламодателю с требованием прекратить телефонные звонки и смс, нарушитель должен выполнить это требование и удалить телефон из базы контактов.
Медицинские услуги
Навязывание дополнительных платных обследований и назначения сопутствующих препаратов встречается как в государственных медицинских учреждениях, так и частных клиниках.
Что касается платных негосударственных клиник, то задача разобраться в целесообразности применения тех или иных методов исследования и покупки дорогостоящих препаратов, ложится на плечи пациентов. Нужно рассудительно и обдуманно подходить к выбору учреждения и назначениям лечащих врачей. Многие клиники навязывают ненужные услуги с целью заработка.
В государственной поликлинике или больнице при предложении платных услуг нужно убедиться в том, что данные назначения не входят в список ОМС, которые можно сделать бесплатно.
Мнение эксперта
Анна Федорова
Юрист, готова ответить на ваши вопросы
Задать мне вопрос
При назначении платных процедур и исследований с пациентом обязательно должен заключаться договор на оказание платных медицинских услуг.
Платные работы в сфере ЖКХ
Постановлением Правительства России №290 от 03.04.2013 г установлен список услуг и работ, которые необходимо выполнять для обеспечения надлежащего содержания общего имущества. Перечень входящих в него работ можно проанализировать по договору, заключённому с потребителем, и по квитанциям на оплату коммунальных услуг.
Недобросовестные управляющие компании нарушают закон:
- Включают в договор или квитанции дополнительные услуги, не входящие в перечень, под видом обязательных;
- Берут плату за те работы и услуги, которые уже покрываются в другом пункте;
- За счёт потребителей компенсируют различные расходы организации.
При обнаружении навязанных услуг потребитель имеет право подать заявление с требованием возместить уплаченные средства и отказаться от дальнейшей платы.
Что это такое?
Под навязыванием услуг подразумевают попытку нечестного продавца вынудить потребителя приобрести тот или иной продукт, используя различные уловки. В результате чего, покупатель несет лишние расходы. Подобные действия со стороны продавца являются противозаконными.
Справка. Примером типичного навязывания услуги, является невозможность приобрести товар, без покупки сопутствующих товаров. Таким образом, нарушается право свободы выбора потребителя.
Самые частые варианты навязанных услуг:
- навязывание страховки, при оформлении кредитного договора;
- навязывание дополнительных медицинских исследований и сопутствующих препаратов;
- навязывание услуг мобильной связи и интернета;
- включение лишних пунктов в договоры ЖКХ;
- предоставление нотариальных услуг;
- рекламные спам-звонки и смс-рассылки;
- навязывание услуг под видом рекламных акций;
- навязывание посреднической услуги по оформлению крупных покупок.
Права потребителей
Важно изучить свои права, чтобы не давать возможности недобросовестным продавцам пользоваться незнанием и навязывать невыгодные и ненужные услуги.
Права потребителя, закреплённые в законе:
- Имеет право на свободу выбора.
- Никто не вправе давить на покупателя.
- Недопустимо навязывание опций.
- Имеет право требовать возмещения средств за понесённые расходы.
- Вправе получить всю необходимую информацию об интересующей услуге.
Куда жаловаться на неправомерные действия продавца товаров и услуг
Знающий положения законодательства потребитель может самостоятельно настоять на своем праве свободного выбора, при необходимости — привлечь руководство компании (магазина, кредитной организации и т.п.)
При невозможности добиться законного права для решения возникшей проблемы следует подключать Роспотребсоюз, общественные организации, судебные учреждения.
При нарушении ваших прав на свободный выбор товаров и услуг, заручитесь поддержкой наших. опытных юристов — и мы гарантированно добьемся справедливости, не доводя дело до суда:
Как восстановить нарушенные права
При выявлении нарушений со стороны исполнителя покупатель должен обратиться к нему с требованием возместить расходы, связанные с навязанной услугой.
Мнение эксперта
Анна Федорова
Юрист, готова ответить на ваши вопросы
Задать мне вопрос
И только если уполномоченное лицо отказывается выполнять предъявляемые требования, нужно обратиться в государственные структуры.
Роспотребнадзор
Обманутый покупатель может написать заявление в орган по защите прав потребителей с просьбой осуществить проверку деятельность компании.
Роспотребнадзор проведёт соответствующие проверки и в случае выявленных нарушений наложит штрафные санкции и постарается решить вопрос заявителя.
Федеральная антимонопольная служба
В ФАС имеет смысл обращаться только за решением вопросов, связанных с величиной тарифов.
Он проводит надзор за размером платежей, установленных нормативно-правовыми актами в сфере жилищно-коммунального хозяйства, услуг связи и других.
Прокуратура
Обращение в прокуратуру оправдано, если было выявлено мошенничество, связанное с навязыванием услуг, а также в случае причинения ущерба здоровью потребителя.
Суд
Последняя инстанция, способная решить проблему — суд. Следует написать исковое заявление в орган.
Законодательство РФ
В статье 421 ГК РФ отражен основополагающий принцип, согласно которого стороны в договоре свободны выбирать любые условия, не противоречащие законодательству. Понуждение к договору недопустимо, кроме нормативно установленных случаев.
В Гражданском кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Законе о защите прав потребителей и других специальных нормах закреплен порядок заключения публичных сделок. Его цель — не допустить ущемления прав потребителей.
Дорогие читатели! Для решения вашей проблемы прямо сейчас, получите бесплатную консультацию
— обратитесь к дежурному юристу в онлайн-чат справа или звоните по телефонам: +7 (499) 938 6124 — Москва и обл. +7 (812) 425 6761 — Санкт-Петербург и обл. 8 (800) 350 8362 — Другие регионы РФ
Вам не нужно будет тратить свое время и нервы
— опытный юрист возьмет решение всех ваших проблем на себя!
Когда считается услуга или товар навязанной
Предприниматели (юридические лица), извлекающие дополнительную прибыль, настаивают на своих требованиях путем:
- Заключения сделки на невыгодных условиях. Покупателя (получателя) принуждают приобрести вместе с необходимым продуктом сопутствующую вещь. Цена повышается на стоимость ненужного товара.
- Отказа в заключении публичного договора. Например, страховщики отказываются заключить контракт ОСАГО без прилагаемого к нему комплекта дополнительных услуг.
- Выполнения работ без согласия заказчика с требованием оплаты сверх условленного. Ситуации чаще всего встречаются в договорах бытового подряда.
- Расторжения соглашения в одностороннем порядке в качестве штрафной санкции за невыполнение заведомо незаконных обязательств. К примеру, риелторы заключают эксклюзивные договоры, согласно которым владельцам недвижимости запрещается самостоятельно выставлять на продажу их собственность.
- Включения в условия договора незаконной неустойки. Пример: потребитель оставляет залоговую сумму за отложенную вещь, а при несостоявшейся сделке она превращается в штраф.
- Проведения работ по гарантийному обслуживанию в обмен на приобретение допуслуги или товаров.
Внимание! Эти ситуации не следует путать с законными действиями:
- Предложение набора предметов, скомпонованных производителем и предлагаемых как цельный продукт (например, комплект для приготовления суши).
- Продажа одного товара с другим в подарок.
- Наличие взаимосвязанных услуг. Примером могут быть действия банка по страхованию предоставленного займа от непогашения его клиентом.
Права потребителя
При заключении публичного договора должны соблюдаться права покупателя:
- не препятствовать свободному волеизъявлению;
- учитывать интересы приобретателя;
- предоставлять всю необходимую информацию;
- не предлагать продукцию запрещенными методами;
- условия договора не должны быть заведомо невыгодными;
- исключить ограничения, не предусмотренные законом;
- не причинять убытки.
Действия покупателя (заказчика), права которого ущемлены:
- отказаться от заключения договора и вернуть деньги;
- потребовать заключить законное соглашение;
- признать сделку недействительной;
- взыскать понесенные убытки, моральный вред;
- принять меры по восстановлению прав;
- обратиться за защитой.
Ответственность при навязывании услуг
Навязывание услуг это административное правонарушение. Причиненные убытки взыскиваются в порядке гражданского производства.
Гражданская ответственность наступает согласно статье 393 ГК РФ в виде возмещения убытков за понесенные расходы, размер и наличие которых должен доказать покупатель.
Согласно статье 14.8 КоАП РФ, навязывание услуг предусматривает следующие карательные меры:
- Предупреждения и наложение штрафов.
- Возмещение понесённых расходов и убытков потребителю.
Штрафная санкция
Нарушение закона влечёт наложение штрафных санкций на должностных лиц от 1 000 до 2 000 рублей, на юридических лиц от 10 000 до 20 000 рублей.