Взимание налогов с владельцев транспортных средств предусмотрено законодательными актами большинства государств. В Российской Федерации необходимость его оплаты гражданами и юридическими лицами закреплена Главой 28 Налогового Кодекса. Исходя из ее положений, транспортный налог в нашей стране является региональным. Соответственно, порядок взимания, действующие ставки и сроки оплаты каждый субъект Федерации устанавливает самостоятельно, согласно своим НПА.
Когда платить
Согласно п.1 ст.363 НК РФ налог подлежит уплате:
- налогоплательщиками — физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом;
- налогоплательщиками — организациями в сроки, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2021 года будет действовать новая редакция указанной статьи, согласно которой налог будет подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по налогу будут подлежать уплате налогоплательщиками-организациями в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Повышающие коэффициенты для дорогих автомобилей
Для автомобилей, стоимость которых выше 3 млн. рублей предусмотрены повышающие коэффициенты:
Средняя стоимость автомобиля | Возраст автомобиля | Коэффициент |
От 3 000 000 до 5 000 000 руб. | до 3 лет | 1,1 |
От 5 000 000 до 10 000 000 руб. | до 5 лет | 2 |
От 10 000 000 до 15 000 000 руб. | до 10 лет | 3 |
Более 15 000 000 руб. | до 15 лет | 3 |
Кому нужно оплачивать транспортный налог
Распространено мнение, что налог платят только собственники грузовых и легковых автомобилей. Однако это не так. Взнос в региональную казну приходится платить владельцам любых транспортных средств, поставленных на учет в регистрационных органах. В список попадают самолеты, пароходы, яхты, мотосани и многое другое.
Ст. 358 НК РФ указывает на освобождение от налоговых выплат владельцев следующих транспортных средств:
- оснащенных для управления инвалидами легковых ТС, если установленный двигатель обладает мощностью ниже 100 л.с, а получение произведено через органы соцзащиты в соответствии с законом;
- тракторов, комбайнов и спецтехники, оформленной на сельсхозпредприятия-товаропроизводители;
- лодок без двигателей, а также с двигателями, при условии их мощности менее 5 л.с.;
- воздушных судов, зарегистрированные на санавиацию и медслужбу;
- за транспорт органов исполнительной власти, при условии, что служба в их рядах приравнена к военной или является таковой;
- морские, речные и воздушные суда, если для их собственников деятельность по перевозке пассажиров или доставке грузов является основной;
- буровые суда и платформы;
- промысловые и речные суда, а также суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов.
Транспортный налог не удерживается с ТС, находящихся в угоне, даже если их розыск прекращен.
Расчет транспортного налога в 2021 году
Налог надо платить только за те месяцы, когда транспорт был зарегистрирован на налогоплательщика. При этом расчет ведется помесячно и в полных месяцах, в то время как регистрация может состояться в любой день. В связи с этим установлены следующие правила.
Если машина поставлена на учет с 1 по 15 число месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. А если регистрация состоялась в период с 16 по последнее число месяца, то этот месяц при расчете налога не учитывается.
При прекращении регистрации ситуация обратная. Если машина снята с учета с 1 по 15 число месяца включительно, то за этот месяц налог не платится. А если дата снятия с учета приходится на период с 16 по последнее число месяца, то налог придется заплатить за полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).
Региональными законами для организаций могут быть установлены авансовые платежи. В таком случае по итогам каждого отчетного периода (первый, второй и третий кварталы) уплачивается сумма, равная ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом повышающего коэффициента (п. 2.1 ст. 362 НК РФ).
Пример расчета транспортного налога в 2021 году
У организации в собственности есть два автомобиля. Грузовой с мощностью двигателя 300 л. с., который был приобретен и поставлен на учет 16 марта 2021 года. И легковой с мощностью двигателя 205 л. с, который был куплен в прошлом налоговом периоде. Эта машина входит в перечень дорогостоящих (стоимость от 3 млн. до 5 млн. включительно).
На основании регионального закона налоговая ставка по грузовому автомобилю составляет 100 руб./л.с., а по легковому — 50 руб./л. с. Налоговая база — мощность двигателя в лошадиных силах. Региональным законом установлены авансовые платежи по налогу.
Рассчитаем налог по грузовому автомобилю.
Поскольку машина приобретена в середине 2021 года, требуется определить количество месяцев, за которые платится налог. Так как дата постановки на учет выпадает на период с 16 числа месяца, значит, месяц регистрации (март) при расчете налога не учитывается. А в январе и феврале машины у организации не было.
Таким образом, за первый квартал сумма авансового платежа не формируется, так как коэффициент владения (Кв) за этот период составит 0/3, то есть будет равен нулю. За второй и третий кварталы нужно будет заплатить по 7 500 руб.(1/4 × 300 л.с. × 100 руб./л. с.). И еще столько же придется доплатить по итогам года, так как годовой Кв составит 9/12 или 0,75. (300 л. с. × 100 руб./л. с. × 0,75 — 7 500 руб. × 2) = 7 500 руб.
Рассчитаем налог по легковому автомобилю.
Кв всегда будет равен единице, так как машина в течение всего 2021 года находилась во владении компании. К сумме налога и авансового платежа нужно дополнительно применить «дорогостоящий» коэффициент 1,1.
Получается, что за каждый квартал организация заплатит по 2 819 руб. Приведем расчет: 1/4 × 205 л.с. × 50 руб./л.с.×1,1 = 2 818,75 руб.; по правилам пункта 6 статьи НК РФ данная сумма округляется в большую сторону до полного рубля. Налог по итогам года составит 11 275 руб.(205 л.с. × 50 руб./л.с. ×1,1). Следовательно, доплатить придется 2 818 руб.(11 275 руб. – 2 819 руб. × 3).
Итого, по двум автомобилям организация должна заплатить:
- за I квартал — 2 819 руб.(0 + 2 819).
- за II квартал — 10 319 руб.(7 500 + 2 819)
- за III квартал — 10 319 руб.(7 500 + 2 819)
- по итогам года — 10 318 руб. (7 500 + 2 818).
Общая сумма транспортного налога за 2021 год составит 33 775 руб.(22 500 руб. + 11 275 руб.).
Транспортный налог по регионам
- 01Адыгея респ.
- 02Башкортостан респ.
- 03Бурятия респ.
- 04Алтай респ.
- 05Дагестан респ.
- 06Ингушетия респ.
- 07Кабардино-Балкарская респ.
- 08Калмыкия респ.
- 09Карачаево-Черкесская респ.
- 10Карелия респ.
- 11Коми респ.
- 12Марий Эл респ.
- 13Мордовия респ.
- 14Саха (Якутия) респ.
- 15Северная Осетия респ.
- 16Татарстан респ.
- 17Тыва респ.
- 18Удмуртская респ.
- 19Хакасия респ.
- 21Чувашская респ.
- 22Алтайский край
- 23Краснодарский край
- 24Красноярский край
- 25Приморский край
- 26Ставропольский край
- 27Хабаровский край
- 28Амурская обл.
- 29Архангельская обл.
- 30Астраханская обл.
- 31Белгородская обл.
- 32Брянская обл.
- 33Владимирская обл.
- 34Волгоградская обл.
- 35Вологодская обл.
- 36Воронежская обл.
- 37Ивановская обл.
- 38Иркутская обл.
- 39Калининградская обл.
- 40Калужская обл.
- 41Камчатский край
- 42Кемеровская обл.
- 43Кировская обл.
- 44Костромская обл.
- 45Курганская обл.
- 46Курская обл.
- 47Ленинградская обл.
- 48Липецкая обл.
- 49Магаданская обл.
- 50Московская обл.
- 51Мурманская обл.
- 52Нижегородская обл.
- 53Новгородская обл.
- 54Новосибирская обл.
- 55Омская обл.
- 56Оренбургская обл.
- 57Орловская обл.
- 58Пензенская обл.
- 59Пермский край
- 60Псковская обл.
- 61Ростовская обл.
- 62Рязанская обл.
- 63Самарская обл.
- 64Саратовская обл.
- 65Сахалинская обл.
- 66Свердловская обл.
- 67Смоленская обл.
- 68Тамбовская обл.
- 69Тверская обл.
- 70Томская обл.
- 71Тульская обл.
- 72Тюменская обл.
- 73Ульяновская обл.
- 74Челябинская обл.
- 75Забайкальский край
- 76Ярославская обл.
- 77Москва г.
- 78Санкт-Петербург г.
- 79Еврейская автономной обл.
- 82Крым респ.
- 83Ненецкий АО
- 86Ханты-Мансийский АО — Югра
- 87Чукотский АО
- 89Ямало-Ненецкий АО
- 92Севастополь г.
- 95Чеченская респ.
Смотрите также: — Транспортный налог для мотоцикла, мотороллера — Транспортный налог для грузового автомобиля — Транспортный налог для автобуса — Транспортный налог для катера, яхты, гидроцикла — Транспортный налог для воздушного транспортного средства — Транспортный налог для пенсионеров — Транспортный налог на роскошные авто
Оплата транспортного налога через Сбербанк-онлайн банковской картой
Как оплатить транспортный налог? Вот главный вопрос для владельца автомобиля. Ранее основным средством оплаты являлся почтовый перевод. Сейчас всё более востребованными становятся онлайн-оплата транспортного налога через Сбербанки другие способы платежа через интернет. Квитанция по налогу за 2015 год поступит владельцу в 2021 году для оплаты в срок до 1 декабря 2021 года.
Оплату через Сбербанк проводят после регистрации на сайте «Сбербанк онлайн». В этом случае в качестве средства платежа применяют действующую карту Сбербанка. Регистрацию проводят, используя саму карту и мобильный телефон, на который приходит подтверждение в виде SMS-пароля. После этого на сайте указывают логин и пароль пользователя — и можно производить платеж. Оплатить транспортный налог онлайнможно аналогично другим платежам, зная реквизиты оплаты.
Перед оплатой рекомендуем ознакомиться с материалом «Нельзя заплатить налоги чужой кредиткой».
Как рассчитывается транспортный налог
Физическим лицам можно не заботиться о размере налога, который придется оплачивать. Расчеты производит налоговая служба самостоятельно. Налогоплательщик получает уведомление о необходимости оплаты в установленный срок в виде заказного письма или уведомления на «Госуслугах», а также в личном кабинете налогоплательщика.
Однако это не значит, что сумма налога является какой-то тайной. Если гражданин покупает автомобиль и хочет узнать, сколько придется за него платить ежегодно, можно воспользоваться калькулятором на сайте Федеральной Налоговой службы. Те, кто государственным служащим не доверят, могут произвести расчет самостоятельно
Формула транспортного налога в общем выглядит так:
Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.)
А более точно так:
Сумма транспортного налога = Региональная ставка * Мощность двигателя (л.с.) * Период использования (мес.) * Повышающий или понижающий коэффициент
Т.е. в том случае, если срок владения транспортным средством меньше одного года, в формулу добавляется еще один множитель. Равняется он количеству месяцев владения, разделенному на 12.
Также в формуле могут присутствовать повышающие и понижающие коэффициенты. Например, такой коэффициент предусмотрен для граждан, владеющих автомобилями стоимостью выше 3 миллионов рублей. Вся информация по ставкам и коэффициентам размещена на сайте ФНС.
Основные изменения в транспортном налоге на 2021 год
Напомним: с 2021 года у организаций появилась новая обязанность. Они должны сообщать в ИФНС об имеющихся льготах по транспортному налогу по специальной форме (утв. приказом ФНС от 25.07.19 № ММВ-7-21/[email protected]; см. «Утверждена форма заявления о льготах для организаций по транспортному и земельному налогам»).
Ранее такого заявления не требовалось — все сведения о льготах отражались непосредственно в налоговой декларации. ФНС пояснила, что подавать заявление нужно только за налоговые периоды, начиная с 2020 года. За предыдущие годы, а также за периоды в течение 2020 года (например, если компания ликвидирована или реорганизована), отдельное заявление о льготах не требуется (письмо от 12.09.19 № БС-4-21/[email protected]).
ВНИМАНИЕ
Срок подачи заявления о льготах не установлен. Но, очевидно, что сделать это лучше до даты уплаты налога или первого авансового платежа по нему. Поэтому если у организации имеется льгота по уплате налога (авансовых платежей) за 2021 год, то желательно не затягивать с направлением заявления. Хотя, заметим, что ФНС не возражает против более поздней подачи заявления (в 2022 году), то есть уже после уплаты налога и получения от ИФНС сообщения об исчисленной (без льготы) сумме налога (письмо ФНС от 03.12.19 № БС-4-21/[email protected]; см. «В ФНС рассказали, как организациям применять льготы по транспортному и земельному налогам с 2021 года»).
Подать заявление о льготе в 2021 году через интернет Подать бесплатно
Сдавать в 2021 году декларацию по транспортному налогу за 2020 год не нужно. Она отменена Федеральным законом от 15.04.19 № 63-ФЗ (см. «Поправки в НК РФ по «имущественным» налогам: отмена деклараций по транспортному и земельному налогам, новые правила по льготам для физлиц»). Именно с этим связано введение отдельного заявления о льготах.
Еще одно изменение затронет владельцев дорогостоящих автомобилей. При расчете налога за 2021 год они должны учитывать новый перечень машин, по которым применяются повышающие коэффициенты (см. «Опубликован перечень дорогих автомобилей для расчета транспортного налога за 2021 год»).
ВАЖНО
Организации самостоятельно рассчитывают авансовые платежи и налог по итогам года и вносят их в бюджет в установленные сроки. С 2021 года налоговики также определяют сумму налога (на основании имеющихся у них сведений) и рассылают организациям сообщения по форме, утвержденной приказом ФНС от 05.07.19 № ММВ-7-21/[email protected] . Сообщение присылают не позднее 6 месяцев после даты уплаты налога. Если налогоплательщик считает, что инспекторы рассчитали налог неверно, он может выразить свое несогласие. В этом случае нужно направить в ИФНС пояснения и подтверждающие документы.
Получать от ИФНС уведомления о сумме транспортного налога и автоматически формировать платежки на уплату по данным сообщения
Существующие льготы на данный налог
Как уже написано выше, ряд физических и юридических лиц освобожден государством от уплаты налога полностью. Однако региональные органы исполнительной власти могут устанавливать собственные правила в отношении некоторых категорий граждан, обязанных платить транспортный налог.
Например, чаще всего освобождают от налогового бремени многодетные семьи. В зависимости от ситуации, для них предусматривается либо скидка, либо полное освобождение. Впрочем, в России есть регионы, где таких преимуществ не предоставляют. Чтобы точно узнать, кому в области, крае или республике положены поблажки, необходимо ознакомиться с действующим на конкретной территории законом о транспортном налоге. Например, в ЯНАО это будет «Закон о ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа», а в Крыму — Закон Республики Крым «О транспортном налоге».
Скидки и льготы налоговая инспекция учитывает самостоятельно, в уведомлении указывается уже итоговая сумма. Впрочем, чтобы коэффициенты были применены, от гражданина требуется предоставить соответствующее заявление.
Если плательщику транспортного налога положена льгота, о которой он не знал, можно подать заявление о произведении перерасчета за три предыдущих года.
Все о транспортном налоге: как рассчитать, когда платить, возможные льготы
Разговоры об отмене транспортного налога ведутся уже много лет, но пока этого не произошло, автовладельцы каждый год получают квитанции для оплаты. Сегодня мы выясним, кто и за что должен его платить, как проверить расчет налога, как отличаются ставки в регионах, есть ли ответственность за неуплату и как обстоят дела с транспортным налогом в других странах.
Собственный автомобиль — это одни только траты. При его покупке мы отдаем приличную сумму понятно за что: удобство передвижения, драйв, статус и какие-то еще индивидуальные для каждого качества. Без топлива машина не поедет, и поэтому мы смиряемся с затратами на заправку. Польза от страховки тоже понятна — в случае аварии можно рассчитывать на компенсацию. Но отдавая деньги государству фактически на то, что является общепризнанной бедой номер два в России (транспортный налог идет на содержание дорог), начинаешь чувствовать себя бедой номер один, то есть дураком. Ну хотя бы потому, что деньги на восстановление дорог государство уже получает из акцизов на топливо. Эта плата выглядит более рациональной, так как больше перечислений в бюджет поступает от того, кто больше ездит, а привязки к собственнику транспортного средства она не имеет. Так что, по сути, наш транспортный налог — это налог на владение автомобилем.
Юридические основания для взимания налога
Существование транспортного налога прописано в 28-й главе Налогового кодекса РФ. Документ определяет общие положения, плательщиков, облагаемую базу и ставку налога, а вот ее применение, территориальные, экологические и возрастные коэффициенты, льготы и прочие аспекты устанавливают власти субъектов.
Налогоплательщиками являются все владельцы транспортных средств, за исключением организаторов таких крупных спортивных событий, как Олимпиада и чемпионат мира по футболу, и владельцы грузовиков, которые по системе «Платон» платят за пользование дорогами столько же или больше, чем сумма начисленного налога.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса РФ).
Не нужно платить транспортный налог при владении легковым автомобилем, специально оборудованным для использования инвалидами, а также машинами мощностью до 100 л.с., полученными через органы социальной защиты населения.
Расчет транспортного налога
В основе расчета любого налога лежит налогооблагаемая база. Для машин — это мощность двигателя в лошадиных силах. В зависимости от их количества к транспортным средствам применяется определенная ставка. Налоговым кодексом установлено пять категорий ставок для легковых автомобилей, но они могут быть изменены, а ставки увеличены или уменьшены законами субъектов, но не более чем в десять раз. Единственное исключение по применению ограничения — уменьшение ставки для легковых автомобилей с мощностью двигателя менее 150 л. с.: власти субъектов могут сделать ее даже нулевой, как, например, это происходило в Тюменской области. Пару лет назад нулевая ставка была и в Чечне. Хотя на сегодняшний день таких «благотворителей» больше не осталось.
Федеральные ставки транспортного налога в 2017 году:
Мощность двигателя, л.с. | Ставка, руб. | |
до 100 л. с. включительно | 2,5 | |
свыше 100 л.с. до 150 л.с. включительно | 3,5 | |
свыше 150 л.с. до 200 л.с. включительно | 5 | |
свыше 200 л.с. до 250 л.с. включительно | 7,5 | |
свыше 250 л.с. | 15 |
Методика расчета транспортного налога сводится к следующей формуле:
Ставка налога х Количество лошадиных сил х Количество месяцев владения/12 х Повышающий коэффициент = Сумма налога.
Количество месяцев владения обычно равно 12, но если в течение года собственник менялся, то считаются полные месяцы. Причем точная дата покупки или продажи роли не играет: полный месяц учитывается, если регистрация прекращена после 15 числа соответствующего месяца или если машина поставлена на учет до 15 числа включительно. Соответственно, если машина продана до или куплена после 15 числа, то расчет налога ведется по предшествующему продаже или следующему после покупки месяцу.
Повышающие коэффициенты устанавливаются в каждом регионе властями субъекта. Обычно это одинарное значение, но оно может содержать совокупность из территориального коэффициента, коэффициента в зависимости от возраста автомобиля и/или его экологического класса.
В интернете есть множество калькуляторов, с помощью которых можно узнать сумму транспортного налога для конкретного автомобиля, в том числе и с учетом «налога на роскошь». Мы советуем использовать калькулятор транспортного налога Drom.ru, актуальность которого нами регулярно отслеживается.
Налог на роскошь
По сути, это не отдельный налог, а повышающий коэффициент для транспортного налога. Он применяется с 2014 года к автомобилям, средняя стоимость которых выше 3 миллионов рублей, и эти транспортные средства внесены в специальный перечень Минпроторга. При введении «налога на роскошь» в перечень попали около 300 моделей, но сейчас этот список включает почти 1000 автомобилей. Значение коэффициента варьируется от 1 до 3 в зависимости от стоимости автомобиля и его возраста (эти параметры определены в п. 2 статьи 362 Налогового Кодекса).
Сумму нужно обязательно знать для того, чтобы проверить расчет от налоговой. Дело в том, что в ведомстве информация об изменениях в налогооблагаемой базе проходит крайне медленно, особенно если это приводит к уменьшению налога.
Чаще всего «забывают» внести данные об автовладельцах, продавших свой автомобиль: о смене собственника в налоговые органы должна сообщать ГИБДД, но эти данные достаточно часто «не доходят», и счет выставляется за полный год. Для правильного исчисления налога нужно годовую сумму разделить на 12 и умножить на количество месяцев, в течение которых транспортное средство находилось в собственности. Если полученная сумма отличается от той, что указана в платежке, об этом нужно сообщить в налоговую своему инспектору. Обычно достаточно одного звонка, но может потребоваться и справка из ГИБДД о прекращении регистрации. По правилам, после проверки информации инспектор должен выставить исправленный счет. Но на практике все может ограничиться разговором по телефону: вы вместе пересчитаете сумму налога, которую и нужно будет оплатить.
Особенности налогообложения в разных регионах
Как было сказано выше, ставки транспортного налога могут меняться в зависимости от региона регистрации автомобиля. В большинстве субъектов просто применяется территориальный коэффициент, но в некоторых есть свои особенности.
Некоторые примеры:
• Москва — уплата налога производится по восьми категориям автомобилей с шагом по максимальной мощности в 25 л.с. • Кабардино-Балкария — от налога освобождаются автомобили мощностью менее 100 л.с. или старше 10 лет. • Приморский край — для автомобилей в возрасте от 3 до 10 лет ставка почти в два раза ниже, чем для новых, а владельцы машин старше 10 лет и мощностью менее 100 л.с. платят в три раза меньше. • Новосибирская область — учитывается возраст автомобилей. Ставка налога снижается в зависимости от года выпуска ТС. Возрастные категории — до 5 лет, от 5 до 10 лет и старше 10 лет.
Примеры сумм транспортного налога за 2021 год для новых автомобилей в разных регионах, руб.:
Регион | Лада Гранта 87 л. с. | Hyundai Solaris 123 л. с. | BMW 520d 190 л. с. | Toyota Land Cruiser 309 л. с. |
Москва | 1044 | 3075 | 9500 | 46 350 |
Московская область | 870 | 4182 | 9310 | 46 350 |
Санкт-Петербург | 2088 | 4035 | 9500 | 46 350 |
Краснодарский край | 1 044 | 3075 | 9500 | 46 350 |
Ингушетия | 435 | 861 | 1900 | 12 360 |
Чеченская республика | 609 | 1363 | 4560 | 28 119 |
Пермский край | 2175 | 3690 | 9500 | 17 922 |
Свердловская обл. | — | 1156 | 6213 | 30 653 |
Новосибирская обл. | 522 | 1230 | 5700/4275/2850 * | 46 350/34 763/23 175 * |
Иркутская обл. | 914 | 1784 | 6650 | 32 445 |
Забайкальский край | 609 | 1230 | 3800 | 20 085 |
Приморский край | 392** | 923** | 7980/5320/2660 *** | 46 350/34 763/13 905 *** |
Амурская обл. | 1305 | 2583 | 5700 | 46 350 |
Магаданская обл. **** | 522 | 984 | 2280 | 11 124 |
Чукотский автономный округ | 435 | 861 | 1900 | 9270 |
Крым ***** | 435/348/304/218 | 861/689/603/431 | 2850/2280/1995/1425 | 15 450/12 360/10 815/7725 |
* Для автомобилей в возрасте до 5 лет включительно/свыше 5 лет до 10 лет включительно/свыше 10 лет. ** Для транспортных средств, страной изготовления которых является Российская Федерация, СССР, республики СССР, налог на иномарки той же мощности составит 1566/731/522 и 3198/1919/1119 ** соответственно. *** Для автомобилей в возрасте до трех лет включительно/свыше трех лет до 10 лет включительно/свыше 10 лет. **** На 2021 год ставки повышаются и налог составит 609/1230/2850/13 905 рублей. ***** Для автомобилей в возрасте до 10 лет включительно/свыше 10 лет/свыше 15 лет/свыше 20 лет.
Льготы
В каждом регионе предусмотрен свой список льготников, которые освобождены от уплаты транспортного налога либо полностью, либо частично. Обычно к первой категории относятся ветераны, участники военных действий, граждане, пострадавшие от радиации, инвалиды I и II групп, многодетные семьи или семьи, где есть ребенок-инвалид. Ничего не платят или оплачивают лишь часть (обычно 50%) Герои Советского Союза, России, награжденные орденами и медалями, почетные граждане. Часть налога в некоторых регионах могут не платить пенсионеры, где-то они не платят при условии владения маломощным автомобилем, где-то они не должны работать.
Свое право на льготу автовладельцы должны доказывать сами. Обычно в налоговые органы по месту жительства налогоплательщика нужно предоставить заявление и документы, подтверждающие соответствующий статус, и обновлять их при необходимости.
Помимо стандартных категорий регионы могут устанавливать свои группы льготников на конкретный период. Так, в Еврейской автономной области был на год отменен транспортный налог для пострадавших от наводнений, в Хакасии — от пожаров. Достаточно много регионов поддерживают сельхозпроизводителей и освобождают от транспортного налога полностью или частично машины, принадлежащие животноводческим или сельским хозяйствам. В Новосибирске всего 10% от установленных ставок платят индивидуальные предприниматели и юридические лица за транспортные средства, использующие в качестве топлива природный газ.
Ухода нет?
Некоторое время назад для снижения суммы транспортного налога было «модным» ставить машины на учет в регионах с минимальными территориальными коэффициентами: Адыгее, Брянской области, Дагестане, Чеченской республике и нескольких городах «Чернобыльской зоны». Но после того как региональные коэффициенты поднялись, такую схему перестали использовать. Другой вариант «экономии» возможен при регистрации автомобиля на льготника. Но часто для них установлены ограничения по мощности (не более 100–150 л.с.), или по количеству транспортных средств, находящихся в собственности (как правило, не более одного). Но не стоит забывать, что при смерти льготника записанное на него имущество перейдет наследникам, и они будут иметь совершенно законное право завладеть им. Советы по регистрации автомобиля на несовершеннолетнего беспочвенны, поскольку за ребенка должны платить его законные представители. Схемы же с подставными договорами купли-продажи и снятыми с учета машинами невозможны по закону и будут иметь последствия в виде штрафа по ст.12.1. КоАП «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке…» — 500–800 рублей и 5000 рублей при повторном нарушении.
Сроки оплаты
Уплата налога должна производиться один раз в год — не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом). То есть в 2021 году налог уплачивается за 2016 год по ставкам, установленным на 2021 год, а налог за 2021 год — до 01 декабря 2021 года.
В тех регионах, где при расчете налога учитывается возраст автомобиля, его (возраст) определяют в календарных годах по состоянию на 1 января. Точка отсчета — год выпуска автомобиля. То есть если вы купили машину в 2021 году, а выпущена она в 2011-м, то для налоговой ей уже «исполнилось» пять лет и в Новосибирской области и Приморском крае к ней могут применяться понижающие коэффициенты.
Автовладельцы уплачивают транспортный налог на основании уведомления, направляемого налоговым органом (п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ). Это может быть простое письмо, опущенное в ящик; заказное, которое нужно получать на почте; можно также оформить доставку электронного письма на сайтах ФНС или Госуслуг. Если уведомление не дошло — это ваши проблемы. Чтобы их решить, можно рассчитать сумму налога самостоятельно и оплатить его. При ошибке в большую сторону переплата будет учтена в следующем году. Недоплата или вовсе неоплаченный налог приведут к определенным последствиям.
А если не платить?
При неуплате транспортного налога какого-то отдельного наказания действующим законодательством РФ не предусмотрено. К должникам-автовладельцам применяются такие же санкции, что и к неплательщикам любого другого налога.
Самое безобидное наказание — пени за просрочку платежа. Их размер составляет 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки (по действующей с 18 сентября 2021 года ставке это 0,0283%). При неуплате налога на бензиновый 309-сильный Toyota Land Cruiser в 46 350 рублей пени составят 13,13 рублей в день и будут начисляться до дня уплаты, но не более 3 лет.
По истечении полугода происходит переход на следующий уровень — наложение штрафа за нарушение срока оплаты в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Эта же санкция применяется, когда сумма уплаченного налога занижена. Если налог не уплачен умышленно, если неплательщик осознавал противоправность своих действий или бездействия (это должна доказать налоговая), то штраф составит 40% от всей суммы. Обязанность всех платить налоги прописана в 57-й статье Конституции РФ.
Налоговый кодекс РФ ограничивает срок взимания транспортного налога тремя годами. То есть в 2021 году можно получить налог только за 2014-й, 2015-й и 2021 годы, а за 2013-й и предыдущие годы — уже нет. Такой же срок применяется к исковой давности по транспортному налогу физических лиц.
По истечении полугода с момента установленной даты платежа и при сумме неуплаченного налога, превышающей 3000 рублей, инспекция начнет взыскивать все долги принудительно (ст. 48 Налогового кодекса РФ). По искам от налоговиков суды могут принимать решения в упрощенном порядке — выносить приказ о взыскании без проведения заседания с вызовом сторон. Деньги на погашение задолженности по основному платежу, пени за просрочку и штраф налоговики могут списать со счета или вклада, если на них есть какие-либо средства, а также получить наличными, например, из банковской ячейки или за счет продажи арестованного имущества. Если автовладелец проигнорировал судебный приказ и не рассчитается с налоговиками, а на расчетном счете не было средств, то дело передадут приставам, которые взимают долги в соответствии с процессуальным кодексом. Сначала открывается исполнительное производство, о чем в обязательном порядке сообщают должнику по почте, по телефону или лично. Если через 5 дней долг не погашен, то пристав имеет право списывать деньги со счетов в банках, арестовывать имущество, получать деньги через работодателя, накладывать ограничительные меры в виде запретов выезда за границу, оформления сделок с недвижимостью, регистрации транспортных средств и т. п.
Переложенное бремя
Если еще 5 лет назад поводом для неуплаты транспортного налога было отсутствие квитанции от налоговой (почта не присылала), и суды выносили решения в пользу автовладельцев, то сейчас такой аргумент не принимается. При современных технологиях получение расчета зависит лишь от желания плательщика. Более того, с 2015 года собственники транспортных средств должны сами сообщать в налоговые органы о том, что в их распоряжении появилось движимое имущество. Это можно сделать в «личном кабинете» на сайте ФНС либо отправить почтой заявление в свободной форме и копии договора купли-продажи, ПТС и СОР, либо отдать их при личном посещении. Сокрытие этой информации ведет к штрафу в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении сокрытого от инспекторов объекта налогообложения.
Российским законодательством предусмотрена и уголовная ответственность за неуплаченный налог (ст. 198 УК РФ). Дело возбуждается, если за три года задолженность превысила 900 000 рублей и доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм. Предусмотренное наказание может быть либо в виде штрафа 100 000-300 000 рублей, либо в виде принудительных работ на срок до одного года, либо в виде ареста на срок до шести месяцев, либо в виде лишения свободы на срок до одного года. Отбывание наказания не освобождает виновника от погашения задолженности.
А как у них, или Motor Vehicle Tax
Не во всех странах транспортный налог существует в чистом виде. Часто поступления в дорожный фонд заложены в топливные акцизы, доход от платных дорог (так же, как и у нас), страховки. Во многих государствах — в Европе это 9 стран (Дания, Ирландия, Кипр, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Португалия и Финляндия) — за владение автомобилем собственник платит при его покупке или регистрации, причем иногда эта сумма сопоставима со стоимостью машины. Так, например, в Дании налог на покупку в зависимости от цены автомобиля и его экологического класса составляет от 105 до 180%. В Израиле общая сумма налога, включая НДС, достигает 117% от номинальной стоимости машины. В Турции, помимо НДС 18%, нужно уплатить прогрессивный налог (37% — при моторе до 1,6 л, 80% — от 1,6 до 2,0 л, 130% — более 2,0 л), а также местный налог на роскошь при стоимости машины более 40 000 лир ($10 500) — от 45% до 168%. Шесть стран (Австрия, Бельгия, Франция, Румыния, Словения и Испания) используют систему разовых выплат. Для расчета используются данные производителя, указанные в характеристиках модели.
Пример — единоразовый экологический налог для транспортных средств, которые были впервые введены в эксплуатацию (новые а/м) во Франции после 1 января 2008 года:
Уровень выбросов CO2 (г/км) | Ставка налога (евро) | |
уровень ≤ 135 | 0 | |
135 ≤ уровень ≤ 140 | 100 | |
141 ≤ уровень ≤ 145 | 300 | |
146 ≤ уровень ≤ 150 | 400 | |
151 ≤ уровень ≤ 155 | 1000 | |
156 ≤ уровень ≤ 175 | 1500 | |
176 ≤ уровень ≤ 180 | 2000 | |
181 ≤ уровень ≤ 185 | 2600 | |
186 ≤ уровень ≤ 190 | 3000 | |
191 ≤ уровень ≤ 200 | 5000 | |
201 ≤ | 6000 | |
350 ≤ | Налог нужно платить ежегодно |
Испания
В Испании налог на механические транспортные средства является муниципальным, его устанавливают местные власти каждого региона. Ставки зависят от объемов потребления топлива и экологической безопасности автомобиля и разнятся от одного населенного пункта к другому. Большая дифференциация привела к тому, что в нескольких мелких городах зарегистрирована пятая часть автотранспорта страны.
Германия
В Германии транспортный налог платится ежегодно и состоит из двух частей. Первая рассчитывается на основе объема двигателя — за каждые 100 см³ бензинового мотора нужно заплатить €2 в год, для дизелей ставка равна €9,5 за те же 100 см³, а если у него нет сажевого фильтра — €10,7. Вторая часть зависит от массы вредных выбросов, а точнее, от СО2. Эта величина устанавливается производителем автомобиля и записывается в первую часть технического паспорта (Zulassungsbescheinigung), пункт V.7. Необлагаемая база составляет 95 г/км, а за каждый дополнительный грамм, выброшенный на 100 км, нужно платить €2 в год.
Швеция
В Швеции параллельно действуют две системы налогообложения автотранспорта. Новая система распространяется на пассажирские автомобили, зарегистрированные начиная с 2006 года выпуска, и зависит от типа транспортного средства, топлива и выбросов СО2. Старая система базируется на типе транспортного средства, виде топлива и весе автомобиля.
Система налогообложения транспортных средств в Швеции (шведская крона /≈рубль):
Тип транспортного средства | Базовый налог | Налог на каждый грамм CO2, превышающий 117 г | Дополнительный налог на 100 кг свыше 900 кг |
Новая система (с 2006 г.) | |||
Авто на альтернативном топливе | 360/2530 | 10/70 | |
Недизельные автомобили | 360/2530 | 20/140 | |
Дизельные автомобили | 1088,8/7652 | 46,6/328 | |
Старая система | |||
Недизельные автомобили | 801/5629 | 188/1321 | |
Дизельные автомобили | 2068/14 534 | 508/3570 |
Электроавтомобилизация Европы
Стимулы для электрических транспортных средств сейчас применяются во многих странах, что привело к росту их числа к 2015 году до 1,26 млн (данные Международного энергетического агентства ОЭСР). Само собой, владельцы электромобилей не платят акцизы на топливо, но они также освобождены от налога на выбросы на все время или ближайшие 5-10 лет. Для гибридов эконалог не действует, если общие выбросы по ТТХ ниже определенной нормы, установленной в конкретном государстве. Также в некоторых странах Европы государство возвращает часть денег за покупку нового электрокара или гибрида. Во Франции предоставляется премия €750, если выбросы составляют от 61 до 110 г СО2 на км, €1000 при значениях 21 до 60 г и €6300 при выбросах менее 20 г/км. В Германии электромобили освобождаются от налога сроком на 10 лет, а при покупке электромобиля государство возвращает €4000 и €3000 за плагин-гибриды. В Греции электрические и гибридные транспортные средства освобождаются от уплаты налога на регистрацию, налога на роскошь и налога на роскошный образ жизни. А вот лидеры по покупке электромобилей Дания и Норвегия охладели к этим транспортным средствам. После того как датское правительство сначала снизило, а с 2021 года вовсе отменило компенсации на покупку электрокаров, их продажи сократились более чем на 60%. К 2021 году «электрички» будут приравнены по налогам к автомобилям с ДВС. В Норвегии из-за провалов в сборах на восстановление дорог, которые не платят владельцы электромобилей, а это почти пятая часть от автопарка страны, отменены премии от государства, выдаваемые ранее при покупке. С 2021 года придется платить 50% транспортного налога, а в 2018 появится так называемый «налог на Tesla» — сбор с электрокаров массой более двух тонн составит от 7000 до 70 000 норвежских крон (от 50 до 500 тыс. рублей) в зависимости от их характеристик.
США
В США транспортный налог заложен в цену топлива — 18,4 цента с каждого галлона (3,78 л) на бензин и 24,4 цента для дизельного топлива уходят в федеральный бюджет, и от 18 до 60 центов — в местные. Самая маленькая надбавка на топливо на Аляске 12,24 цента, самая большая — в Пенсильвании — 58,2 цента на бензин и 74,7 на дизель. А вот 5000 добровольцев в штате Орегон и грузовики Иллинойса платят налог за пройденный путь VMT tax (Vehicle Miles Traveled): за одну милю взимается 1,5 цента, за расстоянием следят GPS-трекеры. Система работает по аналогии с нашим «Платоном», но, несмотря на доказанный за 10 лет существования проекта в Орегоне положительный эффект (сборы от пробега превышают сбор от акцизов на 20%), VMT не вводится повсеместно из-за угрозы «неприкосновенности частной жизни».
Япония
В Японии ежегодный транспортный налог зависит от объема двигателя автомобиля (для легковых), его массы (для грузовых) и пассажировместимости (для автобусов). Довольно небольшая трата, по сравнению с суммами за обязательную оплату парковки (в Токио аренда может доходить до $500 в месяц), обязательную страховку (примерно $300), техосмотр, прохождение которого каждый год становится обязательным для автомобилей старше двух лет (500–2000$) и разовым платежом при покупке автомобиля в размере от 5% от его стоимости. Если транспортное средство соответствует стандарту по повышению эффективности использования топлива на 20%, а также стандарту по сокращению выбросов до 75%, то владельцу при покупке возвращают ¥300 000 ($2600). Если топливная эффективность составляет всего 10%, то компенсируют ¥150 000 ($1300).
Объем двигателя | Регулярный налог на автомобиль | |
Менее 1,0 л | ¥ 29 500 / $259 | |
1,0–1,5 л | ¥ 34,500 / $303 | |
1,5–2,0 л | ¥ 39,500 / $347 | |
2,0–2,5 л | ¥ 45,000 / $395 | |
2,5–3,0 л | ¥ 51,000 / $448 | |
3,0–3,5 л | ¥ 58,000 / $509 | |
3,5–4,0 л | ¥ 66,500 / $584 | |
4,0–4,5 л | ¥ 76,500 / $672 | |
4,5–6,0 л | ¥ 88,000 / $777 | |
Более 6 л | ¥ 111,000 / $975 |
Китай
В Китае транспортный налог относительно небольшой — самая высокая ежегодная ставка составляет от 60 до 5400 юаней. Но основную часть бремени несут покупатели новых машин: налог на местную малолитражку (до 1,6 л) составляет 11,7% от стоимости, а плата за импортный автомобиль зависит от объема его двигателя — от 1% за мотор менее 1,0 литра, 3% при объеме от 1,0 до 1,5 л, 5% — 1,5–2,0 л, 9% — 2,0–2,5 л, 12% — 2,5–3,0 л, 25% — 3,0–4,0 л, 40% — более 4,0 л. В 2021 году был введен налог на роскошь в размере 10% на импортные автомобили стоимостью более 1,3 млн юаней ($190 000).
Внутренний транспортный налог Китая:
Объем двигателя | Годовая сумма налога, юань/$ | |
Менее 1,0 л | 60–360 / 9–54 | |
1,0–1,6 л | 300–540 /45–82 | |
1,6–2,0 л | 360-660 / 54–100 | |
2,0–2,5 л | 660–1200 / 100–181 | |
2,5–3,0 л | 1200–2400 / 181–362 | |
3,0–4,0 л | 2400–3600 / 362–544 | |
Более 4,0 л | 3600–5400 / 544–816 |
Получается, что в России с транспортным налогом не все еще так плохо. Но могло быть и лучше. Уже несколько лет длятся попытки перенести налоговую нагрузку полностью на топливные акцизы и ввести экологический налог. Первое изменение кажется вполне справедливым. Тот, кто больше ездит, покупает больше топлива, наносит больший вред дорогам и, соответственно, платит больше. Ну а дачник, проезжающий за сезон несколько сотен километров, не должен платить за весь год. Экологический сбор будет зависеть от класса транспортного средства: чем он выше, тем меньше вреда наносится окружающей среде и, следовательно, его владелец должен тратить меньше денег на компенсацию этого ущерба.
Но расходы нашего государства таковы, что и акцизы поднимают, и транспортный налог не отменяют. Скорее всего, в ближайшее время этого также не произойдет, поскольку власти боятся возникновения «выпадающих доходов», то есть тех денег, которые государство никак не сможет получить в виде сборов и налогов. Пока залатают все дыры в бюджетах, может появиться новый способ уплаты транспортного налога, предложенный директором Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Михаилом Блинкиным: дифференцировать ставки платежей в зависимости от пробега автомобиля, который можно будет отслеживать по системе ГЛОНАСС. Ее технические возможности будут готовы для этого уже через год.
P.S. Что делать, если налоговая неправильно рассчитала транспортный налог?
В последние пару лет налоговики присылают квитанции с требованием уплатить налог за машины, за которые сбор уже оплачен, или на проданные несколько лет назад автомобили. Причина не то в нехватке информации в базе данных, не то в попытке повысить доходы бюджета. При этом отстаивать меньший размер налогооблагаемой базы придется самим автовладельцам. Как было сказано выше, это можно сделать, посетив налоговую службу лично. Инспектору нужно будет предъявить в зависимости от ситуации либо квитанции об оплате, либо договор купли-продажи. Другой способ информирования — через личный кабинет на сайте ФНС, тогда налоговики будут сами проверять данные в ГИБДД и пересчитывать налог, на что может уйти до 50 дней (20 на рассмотрение обращения и 30 на обработку). Но может быть и такая ситуация, что даже в базе ГИБДД спорная машина все еще числится за вами. В этом случае нужно обратиться в ведомство за прекращением регистрации на основании договора купли-продажи и получить справку о том, что спорная машина вам не принадлежит.
Что будет, если не платить налог
Транспортный налог входит в число имущественных налогов, оплата которых, по общему правилу, производится до 1 декабря. Если эта дата выпадает на выходной, последний срок для поступления платежа в Налоговую переносится на следующий рабочий день.
В случае неоплаты ФНС начинает процедуру взыскания. Сначала должника уведомят о необходимости оплаты, а затем удержание произведут на основании судебного приказа. Если налог не оплачен своевременно, придется оплатить и пени — 1/300 ставки ЦБ от суммы долга за каждый день просрочки.
Как оплатить налог, если не пришла квитанция?
Квитанция содержит не только реквизиты плательщика, сумму исчисленного налога, но и реквизиты, куда следует его перечислить. Если она не поступила к гражданину по почте, то существуют только два способа ее получения:
- Распечатать из личного кабинета на официальном сайте ФНС или здесь же оплатить онлайн, но для этого требуется:
- регистрация на Госуслугах с подтверждением личности;
- либо регистрация в ФНС, но для получения пароля потребуется личное присутствие в налоговой.
- Обратиться лично в любую налоговую инспекцию с паспортом и ИНН.
Только при наличии полных реквизитов, куда следует перечислить налог, гражданин сможет правильно направить сумму на определенный код. Ошибки здесь лучше не допускать.
Судебная практика
Такой формальный подход к начислению транспортного налога согласуется с позицией высших арбитров, озвученной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 № 12223/10 по делу № А40-62640/09‑151‑457. В данном постановлении сделан следующий вывод: списание транспортного средства с баланса организации без снятия его с учета в регистрирующем государственном органе не освобождает налогоплательщика, на которого зарегистрировано это транспортное средство, от обязанности по исчислению и уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Предметом данного судебного разбирательства стали транспортные средства, списанные организацией с баланса по причине утилизации. Между тем налоговики придали обозначенной позиции высших судей универсальный характер и стали применять ее в том числе к сделкам по купле-продаже транспортных средств. Судебные органы считают это допустимым (см., например, Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 по делу № А79-4212/2015).
Впоследствии Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ продемонстрировала несколько иной (менее формальный) подход к порядку начисления транспортного налога (Определение от 17.02.2015 № 306-КГ14-5609 по делу № А55-23180/2013[4]).
Арбитры пояснили: вывод Президиума ВАС сделан с учетом того, что при утилизации (списании) транспортного средства юридическое лицо, за которым оно зарегистрировано, обязано снять его с учета по указанному основанию в органах ГИБДД по месту регистрации, представив соответствующие документы, регистрационные знаки и ПТС.
С этим Судебная коллегия полностью согласна. По ее мнению, если действующее налоговое законодательство связывает момент прекращения исчисления и уплаты налога с действиями налогоплательщика, на которого возлагается обязанность по обращению в компетентные органы с заявлением о снятии с регистрационного учета соответствующего объекта налогообложения, то риски наступления неблагоприятных последствий несовершения таких действий (уплата налога с отсутствующего ТС) лежат именно на налогоплательщике. Однако подобные риски могут возникнуть лишь в том случае, если у налогоплательщика не было объективной возможности снять транспортное средство с учета.
Исходя из указанного определения факт государственной регистрации ТС не может рассматриваться судами как единственное условие возникновения у налогоплательщика обязанности по уплате транспортного налога. Необходимо также установить, должен ли плательщик предпринять соответствующие действия для прекращения начисления налога (в частности, снять транспортное средство с учета в регистрирующем органе). И если данные действия не осуществлены, проверить, не имели ли место объективные препятствия для этого (см. Постановление АС ЗСО от 03.03.2016 № Ф04-46/2015 по делу № А03-13035/2015).