Административное задержание является законным ограничением конституционных прав человека: права на личную свободу и свободу передвижения. Правовая природа такого ограничения в целом идентична задержанию подозреваемого в совершении преступления. Так, в законе «О полиции» правила задержания относятся и к административным делам, и к уголовным. В то же время, административная мера принуждения, безусловно, влечет менее значительные последствия негативного характера, чем такая же мера в уголовном праве. В то же время, в административном законодательстве для должностных лиц законом предусмотрены не менее жесткие, чем в УПК РФ, требования по соблюдению процедуры, нарушение которых напрямую влечет признание действий полицейских и иных лиц незаконными.
Административное принуждение
Административное задержание входит в перечень мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (иными словами, в список возможных мер принуждения). Этот перечень является исчерпывающим:
- доставление;
- задержание;
- досмотр личный и (или) личных вещей;
- отстранение от управления автомобилем;
- освидетельствование, в том числе медицинское, на предмет выявления состояния опьянения;
- запрет деятельности;
- задержание транспортного средства;
- привод;
- выдворение за пределы РФ (применяется в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства при совершении ими правонарушений).
В этой статье мы расскажем об особенностях административного задержания гражданина.
Прекращение и приостановление ареста
Общее правило – арест прекращается и арестованный освобождается после отбытия срока наказания.
Арест может быть прекращен досрочно, если:
- болезнь, травма, увечье или в целом состояние здоровья арестованного препятствуют дальнейшему отбыванию наказания;
- умер близкий родственник или близкий человек арестованного;
- арестованный умер;
- в результате ЧС (стихийное бедствие, пожар и др.) арестованному или его семье причинен значительный материальный ущерб.
Если причина может быть устранена относительно быстро (в течение 7 суток), то вместо прекращения наказания арест может быть приостановлен на время. Решение в любом случае принимает суд, вынесший решение об аресте, на основании письменного заявления арестованного. Досрочно освободившемуся лицу выдается справка.
Решение о приостановлении ареста не освобождает от дальнейшего исполнения наказания, срок приостановления в срок ареста не засчитывается. После того, как срок приостановления истек, арестованный обязан самостоятельно явиться к месту отбывания наказания. Если он этого не сделает, то подлежит задержанию и принудительному доставлению. Такая же процедура ждет тех, кто уклоняется от исполнения наказания, в том числе не явился в суд на рассмотрение административного дела и, следовательно, был арестован заочно.
Ограничение свободы в соответствии с КОАП РФ
Итак, задержание в рамках административного производства регулируется статьями 27.3-27.6 КОАП РФ. Это мера исключительного характера, необходимость которой продиктована особыми причинами:
законное и своевременное рассмотрение дела
Эта цель полностью совпадает с целью доставления – например, когда лицо доставляется в отдел для составления протокола, который по каким-то причинам невозможно составить прямо на месте. Поскольку без протокола привлечение к административной ответственности не может быть признано законным, человек задерживается.
исполнение постановления
Следует отметить, что при личном досмотре и доставлении свобода гражданина тоже ограничивается, и иногда существенно. Вместе с тем, такие меры не являются задержанием в административном смысле. Так, доставление – это всего лишь принудительное препровождение в отдел правонарушителя, тогда как административно задержанным лицо считается строго с определенного времени.
Задержание не допускается, если есть основание для предупреждения или штрафа на месте совершения правонарушения.
В основном, критериями применения столь жесткой меры обеспечения является:
- отсутствие документов, удостоверяющих личность. Так, в случае совершения правонарушения человеком для фиксации и составления протокола нужны как минимум паспортные данные правонарушителя. Если паспорта нет, а также отсутствует любой другой документ (водительское удостоверение), возникает необходимость выяснения личности;
- документы есть, но они вызывают обоснованные сомнения в подлинности, или они имеют повреждения. Пример №1. Сотрудники полиции остановили Монина А.В. в парке, где он нарушал правила торговли – пытался продавать запчасти на автомобиль. По требованию полицейских Монин А.В. предъявил паспорт, в котором были вырваны две страницы. Для установления личности Монина препроводили в отдел полиции, где был составлен протокол и подтверждены его данные путем опроса родственников, связи с отделом ФМС. По делу были составлены и протокол доставления, и протокол задержания, после установления личности Монина отпустили;
- оказание неповиновения сотрудникам правоохранительных органов. Пример №2. По вызову Карповой О.Л. на телефонный номер 02 наряд полиции выехал по месту ее жительства, где женщину избил бывший муж. Для составления протокола о привлечении к административной ответственности за побои у Карпова необходимо было отобрать объяснение. Поскольку Карпов отказался покинуть место жительство пострадавшей, отказался отвечать на вопросы сотрудников и оказал сопротивление, он был подвергнут задержанию;
- введение в заблуждение полицейского. К примеру, при составлении протокола лицо даёт явно ложные сведения, имеющие важное значение для административного дела. В этом случае лицо может быть задержано до установления истины и выяснения причины введения в заблуждение должностных лиц.
Приведённые примеры оснований для ограничения свободы людей – следствие практики, поскольку в КОАП РФ не раскрыто понятие «исключительности». То есть, решение вопроса о необходимости задерживать лицо входит в полномочия представителя полиции, который практически всегда действует по своему усмотрению.
Административное задержание как обеспечительная мера может применяться только к физическому лицу. Задержать ООО, ОАО и т.д. невозможно – в отношении юрлиц есть другие способы воздействия (например, изъятие вещей и документов, арест товаров).
Разновидности задержания
Чтобы установить, с какого момента исчисляется срок задержания, необходимо знать его разновидности. Российским законодательством установлено два типа задержания: административное и уголовное.
Административный тип применяется в том случае, когда речь идет о лишении человека свободы до момента рассмотрения дела о совершенном им правонарушении административного характера. Срок административного задержания лица исчисляется с момента фактического применения ограничительных мер в отношении передвижения виновного человека и составления протокола о задержании. Продолжительность и типы сроков в зависимости от степени тяжести правонарушения закреплены в соответствующем Кодексе.
Уголовный тип задержания применяется в ситуациях, когда человек подозревается в совершении правонарушения уголовного характера. Срок такой меры, в отличие от срока административного задержания лица, исчисляется краткосрочным периодом (в часах), так как является временной ограничительной мерой.
Сроки ограничения свободы зависит от типа задержания и повода его осуществления.
Кто вправе задержать
В одной из статей КОАП РФ указан четкий перечень тех должностных лиц, которые наделены особыми полномочиями. Так, из содержания ч. 1 ст. 27.3 КОАП РФ следует, что правами ограничить свободу обладают:
- полицейские – по тем делам, которые входят в их компетенцию. Это неповиновение требованиям, мелкое хулиганство, появление в пьяном виде в общественном месте, хищение и т.д.;
- руководитель отряда служащих национальных гвардии или ведомственной охраны – в делах, касающихся причинения ущерба охраняемому объекту. Так, при выявлении хищения имущества с ведомственных складов или при проникновении постороннего на охраняемую зону старший отряда вправе осуществить задержание в рамках КОАП РФ;
- должностные лица пограничных органов – по делам о нарушении законодательства о пересечении Государственной границы РФ;
- должностные лица таможенного органа – в случае, когда установлено нарушение таможенных правил ввоза и вывоза предметов;
- судебные приставы – в отношении лиц, совершивших правонарушения особого характера, связанного с установленным судебным порядком – к примеру, неисполнение распоряжения судьи, воспрепятствование принудительному исполнению и т.д.
Обратите внимание, что конкретно название должности лица, уполномоченного производить задержание, в законе не отражено, но есть отсылка к законодательным актам исполнительной власти – именно в них перечень конкретных должностных лиц имеется: к примеру, Приказ МВД России 2012г. «О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов и административному задержанию»; Приказ ФТС России от 2014 г. (регламентированы полномочия таможенников) и т.п.
На какой срок могут задержать человека?
Время, на которое может быть применено административное задержание, четко установлено законодательно. Срок задержания не может превышать трех часов (ч.1 ст.27.5 КоАП), но обозначены и исключения, при которых период может быть увеличен до 48 часов (ч.2 и 3 той же статьи):
- нарушение границы;
- правонарушения, связанные с режимом пребывания в России иностранцев (в т.ч. во внутренних водах, континентальном шельфе, исключительной экономической зоне и пр.).;
- при нарушении таможенных правил;
- для установления личности;
- если этого требует выяснение обстоятельств произошедшего;
- если инкриминируемая статья подразумевает выдворение из РФ или административный арест в качестве наказания.
Завершающий пункт снова возвращает к теме задержания и ареста, подразумеваемого в виде наказания. Как видно, такие статьи могут являться основанием для увеличения срока задержания до 48 часов. Но, повторимся, сама процедура может быть применена и по другим статьям КоАП.
«Выяснение обстоятельств» — так же довольно важный аргумент, при котором сотрудники правоохранительных органов могут держать в отделении полиции. Уже по тому, что может быть использован практически в любом случае, и без профессионального юриста доказать незаконность такого шага удастся навряд ли.
Процедура задержания
Порядок действий должностных лиц и процедура оформления протокола регулируется в Регламентах, принятых отдельными законодательными актами. К примеру, действия инспекторов ГИБДД должны соответствовать Административному регламенту МВД № 664, который начал действовать только с 20.10.2017. Ранее более 7 лет (с 2009 года) действовал Приказ № 185, который в настоящее время утратил силу.
Общий порядок административного задержания должен быть таким:
- сотрудник правоохранительных органов представляется, объявляет, в связи с чем производит задержание – вид правонарушения, причина;
- человек доставляется в отдел полиции, до этого может быть произведен личный досмотр и досмотр транспорта;
- составляется протокол;
- гражданин помещается в камеру, после чего доставляется в суд, где признается виновным либо невиновным постановлением суда;
- постановление можно обжаловать в апелляционном порядке в течение 10 дней со дня вручения его копии.
Условия отбывания
После вынесения решения, человек сразу же отправляется в специальное учреждение для отбытия ареста. Гражданин находится под постоянным контролем работников места отбывания взыскания. В помещениях при необходимости устанавливается техника для видеофиксации, аудиозаписи.
Основные аспекты регулируются нормами закона РФ № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» от 26.07.2013 г. В этом документе содержаться требования к комнатам, где находятся арестованные, основные права и обязанности указанных граждан, регламентируются меры контроля за работниками учреждений.
Места, куда граждане помещаются на срок административного ареста, определяются органами МВД. В таких учреждениях утверждены правила распорядка, которые обязательны для выполнения всеми сотрудниками и арестованными.
В отношении людей, подвергнутых аресту, применяется ряд обязательных мер:
- фотографирование;
- снятие отпечатков пальцев;
- личный досмотр на наличие запрещённых предметов;
- досмотр посылок, передаваемых родственниками и иными лицами.
В спецприёмниках раздельно содержаться мужчины и женщины. Каждая комната оборудуется, помимо кроватей, столом, умывальником, урной для мусора, санузлом и другими необходимыми предметами.
У арестованных сохраняется ряд прав. Это:
- обеспечение личной безопасности;
- визиты родственников с соблюдением установленного внутреннего распорядка;
- получение правовой помощи;
- совершение платных телефонных звонков общей продолжительностью не более 15 минут в день;
- прогулка каждый день не менее часа (отменяется только при техногенных авариях или природных катаклизмах);
- занятие самообразованием, пользование литературой, газетами и журналами;
- тайна переписки;
- отдельное место для сна;
- бесплатная еда 3 раза в день;
- сон ночью в течение 8 часов.
Обязанности должностного лица и права гражданина
Права человека, которого подвергли задержанию, и обязанности должностного лица тесно пересекаются. Так, согласно закону «О полиции», сотрудники правоохранительных органов обязаны:
- обращаясь к гражданину, назвать свои должность, звание, свою фамилию, сообщить причину обращения. По просьбе гражданина полицейский обязан предъявить служебное удостоверение. Необходимо отметить, что в последнее время соблюдение такой обязанности сотрудниками практически всегда выполняется, что нельзя было констатировать несколько лет назад.
- сообщить о причинах и основаниях принудительных мероприятий;
- разъяснить право на юридическую помощь, на переводчика, право на отказ от дачи каких-либо пояснений (ст. 51 Конституции РФ), право на уведомление своих родственников о произошедшем.
Лицо, которого подвергли административному ограничению свободы, вправе:
- знать о правонарушении, в связи с которым его задержали – не только номер статьи КОАП РФ, но и суть;
- просить об уведомлении родственников, близких, работодателя, защитника об административном задержании;
- требовать о вручении ему копии протокола (без такой инициативе должностное лицо может и не выдать копию, поскольку такой обязанности без просьбы задержанного у него нет);
- требовать о проведении проверки прокуратурой законности действий полиции по ограничению свободы. Заявление такого характера может быть как в письменной, так и в устной форме, озвучивается составившему протокол сотруднику, который обязан незамедлительно сообщить о подобном требовании прокурору района, который принимает решение о проверке;
- обжаловать любые действия представителей правоохранительных органов.
Законодатель не называет конкретных сроков, в течение которых должно произойти уведомление родственников о задержании – оно должно быть «кратчайшими». Из этого следует, что сообщение близким лицам должно происходить любым быстрым способом связи – посредством телефона, факса, телеграммы и т.д.
Также не регламентировано, каких именно родственников должен уведомлять сотрудник правоохранительных органов и сколько их вообще может быть. Предполагается, что всех, которые были названы гражданином – ведь проверить, насколько перечисленные люди являются близкими и являются ли они родственниками вообще, в кратчайшие сроки практически невозможно. Все эти особенности на практике решаются в зависимости от индивидуальной ситуации.
В практике встречаются случаи, когда полицейские не позволяют самому задержанному позвонить близким по своему телефону, пресекают попытку звонка и даже изымают телефон. Такие действия должностных лиц нельзя признать законными, поскольку Кодексом об административных правонарушениях не запрещено правонарушителю пользоваться сотовой связью.
Если обеспечительная мера применяется в отношении несовершеннолетнего, то его родители или опекуны уведомляются всегда, вне зависимости, поступила об этом просьба или нет.
Кроме того, всегда обязаны сообщать об инциденте руководителю государственной организации, когда задержанный в ней числится сотрудником.
Последствия незаконного адм. ареста
Процессуальные нарушения могут иметь место в любой правоприменительной практике. Бывают они и при административном задержании или аресте.
В этих случаях арест необходимо обжаловать. Так как данный вид наказания назначается только судом, апеллировать необходимо в вышестоящие судебные инстанции. Направление жалобы должно произойти в течение суток после ее получения (ч.2 ст.30.2 КоАП РФ).
Это довольно трудоемкий процесс, суть которого зависит и от правонарушения, и от органа, совершившего ошибку (превысившего полномочия). Справиться самому неподготовленному человеку практически невозможно – к процедуре необходимо привлекать профессионального автоюриста.
Наша система подбора юриста работает круглосуточно и совершенно бесплатно. Чтобы воспользоваться ею, необходимо выполнить всего несколько простых шагов:
- Описать суть своего вопроса через нижерасположенную форму.
- Дождаться пока система выберет вам подходящего (по профилю и географии) юриста, и перенаправит вопрос ему.
- Получить ответ от адвоката.
Далее общение между клиентом и юристом переходит на личный уровень. Вся дальнейшая информация проходит только через них, без участия нашей системы.
Протокол
Это основной документ, в котором отражены наиболее значимые данные о правонарушителе и причинах применения обеспечительной меры. Правильное составление протокола является основой законности последующего решения о признании виновным в совершении правонарушения и назначении ему соответствующего наказания. В протоколе об административном задержании должно быть указано:
- дата, место его составления. В большинстве случаев таким местом является помещение отдела полиции или муниципального органа.
- ФИО лица, который составил протокол, а также его должность.
- ФИО задержанного, его адрес проживания. Не является обязательным, но иногда заносится в документ информация о месте работы и должности (например, когда мера принуждения применена к должностному лицу). Все эти сведения могут заноситься в протокол на основании представленных документов, удостоверяющих личность, а также со слов очевидцев, свидетелей, родственников.
- мотивы применения этой меры принуждения – то есть, те основания, по которым должностное лицо приняло решение о задержании человека (своевременное рассмотрение дела или исполнение постановления). Без указания обоснованного мотива протокол может быть признан незаконным.
- время административного задержания (с точностью до минут).
- отметка об уведомлении родственников.
- отметка, удостоверяющая разъяснение гражданину, а также присутствующим понятым их прав и обязанностей.
- объяснение гражданина об обстоятельствах совершения правонарушения – здесь указывается все, что он сочтет относящимся к делу. От объяснения можно отказаться, используя право, предусмотренное ст. 51 Конституции РФ, указав свое несогласие с задержанием.
- другие важные сведения: о личном досмотре, о состоянии опьянения, о предоставлении адвоката, о состоянии здоровья и т.д.
- замечания к протоколу, если они имеются. При прочтении информации, которая занесена в документы, в некоторых случаях правонарушитель может найти несоответствия (например, неправильно указано время, место и т.д.), о чем сделать письменное замечание. Также в графе «замечания» можно отразить возможных свидетелей, которых желал бы опросить задержанный.
- подписи должностного лица и гражданина. Принуждение задержанного к тому, чтобы он подписал протокол, противоречит закону и недопустимо. В то же время, если имеется отказ от подписи, это фиксируется должностным лицом, ставится о.
Протокол составляется в соответствии с типовыми формами, разработанными различными ведомствами (МВД, ФССП и т.д.). Ниже приведен образец по типовой форме протокола, рекомендованного в приложении №10 к новому Административному Регламенту исполнения МВД РФ государственной функции по осуществлению надзора за соблюдением участниками ДД требований законодательства РФ в области дорожного движения (ранее мы писали, что данный регламент начал действовать с 20.10.2017):
ПРОТОКОЛ 00AA11111 об административном задержании
«12 ноября 2021г. «22» час. «50» мин. г. Самара
(дата и время составления) (место составления)
Я, ИДПС ГИБДД УВД г. Самары старший лейтенант полиции Миронов Е.П.
(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, составившего протокол)
составил настоящий протокол об административном задержании гражданина Зубова Анатолия Владимировича 12.12.1990 г.р., г. Самара
(фамилия) (имя) (отчество при наличии) (дата и место рождения)
проживающего по адресу: г. Самара, ул. Мельникова, д. 3, кв. 4, телефон: 8928888888
(адрес проживания, телефон при наличии)
работающего инженером в ООО «Строитель», г. Самара, ул.Профсоюзная,д. 34,литер А,
(наименование и адрес местонахождения организации, телефон, должность)
Который доставлен в «22» час. «30» мин. «12» ноября 2021г.
ИДПС ГИБДД УВД г. Самары старшим лейтенантом полиции Мироновым Е.П
(должность, специальное звание, подразделение, фамилия, инициалы должностного лица, доставившего гражданина),
в отдел полиции УМВД России по городу Самара______________
(наименование территориального органа МВД России).
Основание задержания (ненужное зачеркнуть): для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного указать часть, статью КОАП РФ ст. 19.3 КОАП РФ; исполнения постановления по делу об административном правонарушении на основании статьи 27.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задержанному разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
В присутствии понятых, которым разъяснены их права и обязанности, предусмотренные статьей 25.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях/с применением видеозаписи (ненужное зачеркнуть)
- Фамилия Машкова имя Мария отчество Владимировна (при наличии), адрес места жительства г. Самара, ул. Летняя, д. 8, телефон 8902222222222
- Фамилия Иванов имя Павел отчество Дмитриевич (при наличии), адрес места жительства г. Самара, ул. Летняя, д. 9, телефон 890333333333
осуществлен личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортного средства, изъяты вещи, документы (ненужное зачеркнуть):.
_________________________________________________________________________ (сведения о виде, количестве, идентификационных признаках вещей, в том _________________________________________________________________________ числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных _________________________________________________________________________ идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боеприпасов, о виде и реквизитах документов, информация о применении фото-, киносъемки, видеозаписи, иных способов фиксации вещественных доказательств, сведения об упаковке, печати).
К протоколу прилагается: —————————————(ничего не изъято)
Объяснения и замечания задержанного С задержанием не согласен, прошу вызвать адвоката
По просьбе задержанного о факте задержания и месте его нахождения уведомлены:
В 22 часа 40 минут 12 ноября 2021 года посредством телефонной связи мать Зубова П.Р., в 22 часа 44 минуты посредством телефонной связи адвокат филиала Адвокатской коллегии Ленинского района г. Самары Попов Г.Р.
(родственники, администрация по месту работы (учебы), защитник (адвокат); при задержании несовершеннолетнего обязательно уведомляются родители или законные представители, дата, время, способ уведомления (номер телефона, адрес)
Заявления и замечания, сделанные при задержании и досмотре: не поступили (указать кем и какие) Подпись задержанного: от подписи отказался
(подпись задержанного лица либо запись об отказе от подписания протокола)
Подпись должностного лица, составившего протокол: Миронов Е.П.__________
Копию протокола получил: Зубов А.В.(вручается задержанному лицу по его просьбе, подпись задержанного лица)
Подписи понятых: 1.Машкова М.В.__________ 2.Иванов П.Д._______
(подпись, фамилия, инициалы) (подпись, фамилия, инициалы)
Задержание прекращено «___»___________20___г., в «__» час.»___» мин.
Как видно из представленного образца, к моменту задержания уже должен быть составлен протокол об административном нарушении – именно в нем указываются обстоятельства совершения проступка. В протоколе задержания подробную информацию о содеянном не вносят, указывая лишь статью КОАП РФ, по которой привлекается гражданин.
Отсутствие в графах таких важных моментов, как разъяснение прав, причины задержания, несообщение о случившемся адвокату при наличии соответствующего заявления – безусловные основания для признания документа незаконным. Кроме того, в протоколе правильно должно быть указано время, поскольку несоблюдение сроков ограничения свободы является грубым нарушением конституционных прав человека.
Порядок административного задержания
Соблюдение процессуальных норм имеет важное значение для защиты – любое выявленное нарушение может стать основанием для оспаривания задержания. Порядок выводится из статей 27.3 – 27.5 КоАП:
- Составление протокола задержания (ст.27.4 КоАП). Документ обязан включать в себя:
- Дату и место составления.
- Должность и Ф.И.О. лица, составившего рапорт.
- Данные задержанного.
- Дату и место задержания.
- Мотивы произведенного задержания.
- Подписи составившего и задержанного.
- Задержанный получает полную информацию о своих правах и обязанностях в соответствии с КоАП РФ (ч.5 ст.27.3 устанавливает обязанность разъяснить).
- По просьбе задержанного, его родственники (при желании, руководство учебного заведения и/или адвокат) уведомляются о произошедшем (ч.3 ст.27.3). Уведомление родителей несовершеннолетнего обязательно (ч.4 ст.27.3). Если задержан военнослужащий (участник сборов), уведомляется военная полиция или конкретная воинская часть (ч.4.1 ст.27.3).
Допускается досмотр личных вещей, однако процедура должна четко совпадать с требованиями закона. Как именно задержанный подвергается осмотру изложено в ст.27.7 КоАП РФ.
8(800)350-23-68
Дмитрий Константинович
Эксперт сайта «Юрист-консультант»
Задать вопрос
Чуть подробнее нужно остановиться на подписании протокола. Задержанный имеет право отказаться от подписи, но этот факт должен найти отражение в самом документе. Копия протокола вручается задержанному по его требованию (желанию). Основания – ч.2 ст.27.4 КоАП РФ.
Исчисление сроков задержания по КОАП РФ
По аналогии с уголовными, в административных делах правильное определение срока является важным аспектом, напрямую влияющим на законность последующего решения о наказании. По общему правилу, задержание правонарушителя не может длиться более 3-х часов. При этом КОАП РФ допускает продление этого срока до 48 часов (это максимальный предел):
- если задержанным является лицо, о котором имеются сведения по нарушению режима Государственной границы РФ, порядка пребывания на территории России, таможенных правил — при необходимости установить личность и выяснения всех обстоятельств;
- если в отношении гражданина уже ведется производство по делу, где в качестве административного наказания предусмотрен арест.
Течение срока начинается не с момента фактического задержания (как по уголовно-процессуальному законодательству), а с момента доставления в отдел полиции.
Фактически лицо сразу же помещается в КАЗ – камеры административно задержанных, после чего в течение двух суток их доставляют в суды, где на время ожидания разбирательства правонарушители содержатся в специально отведенных помещениях (по сути, те же камеры, но в здании суда). Поскольку продление свыше 48 часов законом не допускается ни при каких обстоятельствах, нахождение в камерах полностью засчитывается в общий двухсуточный срок.
Отдельно в КОАП оговорено начало исчисления срока задержания для лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения: с момента вытрезвления. Более подробно в Кодексе не разъясняется – как определить, трезв человек или нет, нужно ли для этого медицинское освидетельствование, содержание не в стенах отдела полиции, а в больнице. Практика идет по пути 6-часового ожидания, когда гражданин станет более адекватно воспринимать происходящее с ним и может давать какие-то объяснения. Насколько такой подход соответствует требованиям законности, вопрос спорный. Ведь довольно часто задержанные находятся не в алкогольном опьянении, а в наркотическом, и определять вытрезвление 6-часовым перерывом нельзя признать правильным. Специалисты права считают, что в данном случае имеется существенный пробел в административном законодательстве.
При наличии оснований гражданин должен быть освобожден немедленно, в том числе и до истечения даже минимального 3-х часового срока. К примеру, одним из оснований для освобождения является прекращение административного производства. О времени прекращения делается отметка в протоколе (см. образец).
За какие нарушения назначается административный арест
За совершение отдельных норм закона КоАП РФ установлено наказание в виде административного ареста. Виды административных нарушений, за которые судом может быть назначен арест, перечислены в таблице.
Нарушения, за которые назначается административный арест
Статья КоАП РФ
Вид нарушения | Санкция | |
Часть 3 Статья 5.35 Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних | Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, совершенное повторно | наложение штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток. |
Статья 5.35.1. Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей | Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, (часть 1) Неуплата совершеннолетними трудоспособными детьми без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание нетрудоспособных родителей в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства (часть 2) | обязательные работы на срок до 150 часов либо административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не могут применяться обязательные работы либо административный арест, в размере двадцати тысяч рублей. |
Статья 6.1.1. Побои | Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, | наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от 10 до 15 суток, либо обязательные работы на срок от 60 до 120 часов |
Статья 6.8. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества | Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, | наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. |
Статья 6.9. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ | Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 20.20, статьей 20.22 КоАП РФ, либо невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданином, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он потребил наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо новые потенциально опасные психоактивные вещества | влечет наложение штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. |
Статья 6.9.1. | Уклонение от прохождения диагностики, профилактических мероприятий, лечения от наркомании и (или) медицинской и (или) социальной реабилитации в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ | влечет наложение штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 30 суток. |
Статья 6.12 | Получение дохода от занятия проституцией, если этот доход связан с занятием другого лица проституцией | влечет наложение штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей или административный арест на срок от 10 до 15 суток |
Статья 6.16.1 | Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ. | наложение штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. |
Статья 7.27 | Мелкое хищение чужого имущества, | наложение штрафа в размере до пятикратной стоимости похищенного имущества, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до 15 суток |
Статья 10.5.1. | Незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры | наложение штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до четырех тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток |
Статья 11.1. | Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов | наложение штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до 15 суток |
Статья 11.15.1 часть 3 | Нарушение требований в области транспортной безопасности, совершенное умышленно | наложение штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения или предметов административного правонарушения или без таковой либо административный арест на срок до 10 суток |
Статья 11.17 часть 6 | Невыполнение лицами, находящимися на борту воздушного судна, законных распоряжений командира воздушного судна | наложение штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до 15 суток. |
Статья 12.7 часть 2 | Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортными средствами, | наложение штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до 15 суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов. |
Статья 12.8 часть 3 | Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния | административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей. |
Статья 12.26 часть 2 | Невыполнение водителем транспортного средства, не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения | административный арест на срок от 10 до 15 суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых не может применяться административный арест, в размере тридцати тысяч рублей. |
Статья 12.27 часть 2 | Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся | влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток |
Статья 17.3 часть 1 | Неисполнение распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила | наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до 15 суток |
Статья 17.15 часть 4 | Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований о прекращении распространения информации и (или) об опровержении ранее распространенной информации в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа | наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей, либо административный арест на срок до 10 суток, либо обязательные работы на срок до 120 часов |
Статья 18.7 | Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации | влечет наложение штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток |
Статья 19.3 | Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции, военнослужащего, сотрудника органов федеральной службы безопасности, сотрудника органов государственной охраны, сотрудника органов, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации | административный арест на срок до 15 суток, при повторном совершении – до 30 суток |
Статья 19.24. | Несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при административном надзоре | административный арест на срок до 15 суток |
Статья 19.37 | Неправомерное завладение государственным регистрационным знаком транспортного средства | наложение штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток |
Статья 20.1 | Мелкое хулиганство | административный арест на срок до 15 суток |
Статья 20.2. | Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования | административный арест на срок до 15 суток, при повторном совершении – до 30 суток |
Статья 20.2.2. | Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка | административный арест на срок до 15 суток, при повторном совершении – до 30 суток |
Статья 20.3 | Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами | административный арест на срок до 15 суток |
Статья 20.3.1 | Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства | наложение штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 120, или административный арест на срок до пятнадцати суток |
Статья 20.5 | Нарушение требований режима чрезвычайного положения | административный арест на срок до 30 суток |
Статья 20.8 часть 6 | Незаконные приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка или ношение гражданского огнестрельного гладкоствольного оружия и огнестрельного оружия ограниченного поражения | наложение штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией оружия и патронов к нему либо административный арест на срок от 5 до 15 суток с конфискацией оружия и патронов к нему |
Статья 20.21. | Появление в общественных местах в состоянии опьянения | наложение штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей или административный арест на срок до 15 суток |
Статья 20.25 | Уклонение от исполнения административного наказания | административный арест на срок до 15 суток |
Статья 20.31 | Нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований | административный арест на срок до 15 суток |
Кто не может быть задержан
Такой неприкосновенностью обладают:
- Президент РФ (как действующий, так и прекративший свои полномочия по любому основанию);
- члены Совета Федерации;
- депутаты ГосДумы РФ, а также депутаты Думы на областном и городском уровне;
- судьи любого уровня (мирового, районного, арбитражного и т.д.);
- прокуроры;
- уполномоченный по правам человека;
- иностранные граждане, обладающие дипломатической неприкосновенностью (при наличии подтверждения: например, дипломатического паспорта);
- некоторые другие.
В отношении одних из перечисленных лиц задержание не может быть применено ни при каких обстоятельствах (к примеру, Президент), а в отношении других такая административная мера может быть применена только в случае, когда лицо застигнуто на месте преступления и имеется разрешение от соответствующего органа. Так, Уполномоченный по правам человека может стать административно задержанным только при соблюдении определенного порядка: необходимо получить согласие Государственной Думы в письменном виде.
Незаконные действия по административному ограничению свободы
На практике далеко не всегда действия полиции соответствуют требованиям закона. Так, в соответствии с КОАП РФ, задержание может иметь место только при совершении лицом административного правонарушения. Из этого следует, что в отсутствие документов при себе, если личность человека нельзя установить на месте, но при этом он не совершил ничего противозаконного, применять обеспечительную меру принуждения нельзя.
Исключение из этого правила касается только особых ситуаций, когда в определенном городе/регионе введен специальный режим безопасности.
Пример №3. Порохов Р.Н. был остановлен сотрудниками ППСП в связи с проверкой документов – именно в такой форме полицейские сообщили Порохову о причине остановки. Порохов, который возвращался с работы и был абсолютно трезв, пояснил, что у него нет документов, кроме пропуска в цех, где он был трудоустроен. В последующем в суде задержание Порохова было признано незаконным, поскольку оснований для него не было.
Незаконными аналогичные действия полиции могут быть признаны при малозначительности административного правонарушения. Многим из нас знакома статья 2.9 КОАП РФ, которая допускает освобождение от ответственности по несущественным проступкам.
Пример №4. 17-летний подросток украл в магазине пачку печенья стоимостью 47 рублей. Вызванные продавцами сотрудники полиции поспешили составить протокол о доставлении, а затем и оформить задержание подростка. При решении вопроса о наказании за содеянное суд освободил виновного от наказания, применив ст. 2.9 КОАП РФ о малозначительности деяния и ограничившись только устным замечанием. Одновременно задержание по жалобе похитителя было признано необоснованным, поскольку ущерб от похищенного был возмещен родителями парня в течение получаса с момента хищения, подросток никуда не пытался скрыться и т.д. Судом в постановлении были учтены обстоятельства содеянного, личность виновного, раскаяние и возмещение ущерба, а также обращено внимание на отсутствие существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В приведенном примере усматривается явное отсутствие веских оснований для задержания – напомним, такая обеспечительная мера должна применяться в исключительных случаях, к которым столь незначительное правонарушение явно не относится. В этой связи можно выделить другой случай необоснованного ограничения свободы – когда целесообразно применить другую меру принуждения.
Пример №5. Чекалов Е.Н. находился в общественном месте (кафе) в пьяном виде, уснул за столиком. Администратор кафе вызвал полицию, был составлен протокол задержания. Судом действия сотрудников были признаны не соответствующими закону, поскольку в данном случае целесообразно было бы применить одну из обеспечительных мер – медицинское освидетельствование.
Кроме того, действия должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии возможности установить личность на месте происшествия.
Пример №6. Каргин Н.Г. причинил побои дальнему родственнику на свадьбе. О случившемся администрацией банкета было немедленно сообщено по «02». Прибывшие на место происшествия полицейские установили, что у Каргина не оказалось при себе документов, но они были у его супруги, которая в тот момент направилась на кухню, чтобы проконтролировать подачу десерта. Полицейские не стали ожидать жену Каргина с его паспортом и увезли его в отдел. Судом задержание было признано незаконным, поскольку у служителей закона была реальная возможность установить личность виновного прямо на месте.
Довольно редко, но все же встречаются в реальной практике случаи злоупотребления должностными лицами при реальной возможности составить протокол на месте происшествия. Кроме того, встречаются и редкие случаи задержания за проступки, наказание за которые не предусматривает ареста – например, когда лицо задерживается инспектором ГИБДД за правонарушение, за которое назначается наказание в виде предупреждения.
С учетом такой практики, Верховным Судом РФ в разъяснениях было обращено внимание на недопустимость нарушений целей и оснований, предусмотренных в специальных нормах законодательства. По мнению Верховного Суда, произвольность в принятии решений об ограничений свободы граждан должна быть искоренена, поскольку нарушение Конституции РФ и Конвенции о защите прав человека и основных свобод неприемлемо.