Новый подход, позволяющий автомобилистам компенсировать стоимость ремонта без учета износа запчастей по ОСАГО, начал применять финансовый уполномоченный с апреля 2021 года. Такую возможность ему дало решение Верховного суда, ставшее событием на рынке автострахования. В Российском союзе автостраховщиков считают, что пока никакой новой практики не сложилось: каждый случай рассматривается индивидуально. Страховые компании продолжают оспаривать в судах решения, при которых приходится оплачивать новые запчасти. В каких случаях можно отремонтировать машину новыми запчастями, разбирались «Известия».
В каких случаях машина потерпевшего отправляется на ремонт?
Ответ на вынесенный в подзаголовок вопрос зависит от выгоды конкретной страховой компании. Для большей части автостраховщиков ремонт пострадавшей машины сопровождается заметно меньшими расходами, чем выплата денежной компенсации. Тем более – с учетом выстроенных отношений с многочисленными автосервисами, также крайне заинтересованными в сотрудничестве со страховыми компаниями и потому готовыми идти на серьезные преференции по отношению к ним.
Стоит ли удивляться тому, что дилемма: ремонт или выплата по ОСАГО – очень часто решается автостраховщиком в пользу первого варианта. Особенно в том случае, если речь идет об относительно новой машине. Напротив, для старого автомобиля выплата вместо ремонта по ОСАГО нередко оказывается выгоднее для страховой компании.
Аналогичная ситуация возникает, если речь идет о серьезных повреждениях, устранить которые за месяц нереально. В этом случае за каждый день превышения 30-дневного срока с автостраховщика взыскивается неустойка в размере 0,5%. В результате может накопиться весьма серьезная сумма, а потому проще и выгоднее выплатить деньги вместо ремонта по ОСАГО.
Применительно к страхователю выгода каждого из возможных вариантов также определяется индивидуально. Особое значение приобретает профессионализм сотрудников автостраховщика, выбирающих СТО для заключения договора. Это становится еще одним аргументом в пользу того, что к выбору страховой компании для дальнейшего сотрудничества в области ОСАГО следует подходит очень ответственно.
Нужно ли подписывать акт приёма передачи?
Да, нужно. Так как автомобиль из СТО вы приняли, то нужно подписать акт, но с обязательным указанием всех недостатков, которые вы обнаружили. Не беспокойтесь о том, что вы не увидели скрытых повреждений – прерогатива их выявления лежит на страховщике при осмотре машины в результате поданной вами претензии.
Действия в случае некачественного ремонта
Далеко не всегда восстановительный ремонт выполняется качественно. В этом случае страхователю не остается ничего иного, как воспользоваться одним из следующих способов защиты собственных прав:
- направление претензии в адрес страховой компании (но не СТО);
- подача жалобы в РСА или Центробанк;
- обращение с исковым заявлением, подкрепленным результатами независимой экспертизы, в судебные органы.
Важным юридическим нюансом выступает возможность подать иск не только об исправлении некачественно выполненных работ, но и по ряду дополнительных оснований. К их числу относится взыскание неустойки, понесенных судебных расходов и компенсации за полученный моральный ущерб.
За счет страховой: что делать, если ремонт выполнен некачественно
Как взыскать убытки?
Произошло ДТП, в котором пострадал автомобиль Раисы Айдовой*. Представитель страховой группы «СОГАЗ» осмотрел машину и выдал направление на восстановительный ремонт стоимостью 65 352 руб. за счет страховки. После ремонта Айдова обнаружила недостатки работ, которые подтвердил эксперт – ИП Торопцев. Объем и стоимость ремонта для устранения выявленных недостатков он не рассчитывал. Айдова отправила страховщику претензию с требованием устранить дефекты либо выплатить стоимость ремонта и расходы на эксперта. В ответ общество предложило предоставить автомобиль на осмотр. Вместо этого Айдова обратилась в суд с иском к АО «СОГАЗ» о взыскании 65 352 руб. за произведенный ремонт, штрафа в размере 50% от присужденной суммы за несоблюдение добровольного порядка, а также о возмещении расходов на оплату услуг эксперта и представителя.
ДЕЛО №77-КГ19-14
ИСТЕЦ: Раиса Айдова*
ОТВЕТЧИК: АО «СОГАЗ»
СУТЬ СПОРА: О взыскании полной стоимости ремонта, поскольку он произведен некачественно
РЕШЕНИЕ: Акт областного суда отменить, дело направить в апелляцию на новое рассмотрение
Советский районный суд г. Липецка согласился с выводами эксперта, что ремонт выполнен некачественно. Поэтому суд взыскал в пользу Айдовой его полную стоимость, а также штраф и другие расходы – всего 115 352 руб. Липецкий областной суд подтвердил законность такого решения.
Верховный суд обратил внимание: заключение ИП Торопцева содержит выводы о недостатках лишь некоторых работ и деталей, а не всего ремонта автомобиля. При этом стоимость устранения недостатков эксперт не определял. Значит, не имелось правовых оснований для взыскания в пользу Айдовой всей стоимости ремонта машины, включая качественно выполненные работы, к которым нет претензий. По мнению ВС, решение нижестоящих судов привело к возникновению на стороне страхователя неосновательного обогащения, что нарушает установленный ст. 15 ГК принцип возмещения реального ущерба. В итоге ВС отменил определение областного суда и направил дело на новое рассмотрение в апелляцию (№ 77-КГ19-14). Пока еще оно не рассмотрено.
Кто докажет размер убытков?
Широко известно, что страховые систематически не доплачивают потерпевшим. Вероятно, нижестоящие суды решили их за это наказать. Однако гражданское право направлено на компенсацию потерь потерпевшего, который не должен необоснованно обогащаться за счёт другой стороны
Олег Хмелевский, адвокат, старший юрист BGP Litigation BGP Litigation Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Международные судебные разбирательства группа Семейное и наследственное право группа Банкротство (включая споры) группа Международный арбитраж группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право 11место По количеству юристов Профайл , – сообщил старший юрист ETERNA LAW Дмитрий Рыженков. «В случае выплаты полного страхового возмещения на стороне страхователя образуется неосновательное обогащение в размере, соответствующем стоимости замененных запчастей и выполненных работ, к которым нет претензий. Такой подход соответствует сложившейся судебной практике и логике законодательства, согласно которой в случае некачественного выполнения работ заказчик может потребовать компенсации своих расходов на устранение недостатков, но не взыскания полной стоимости за проделанную работу», – объяснил советник юрфирмы Клифф Клифф Федеральный рейтинг. группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Управление частным капиталом группа Антимонопольное право (включая споры) группа Интеллектуальная собственность (включая споры) 10место По количеству юристов 27место По выручке на юриста (более 30 юристов) 41место По выручке Илья Федотов.
* – имя и фамилия изменены редакцией.
- Алина Михайлова
Как добиться получения денежной выплаты?
Действующее законодательство четко регламентирует перечень ситуаций, когда речь идет исключительно о денежной компенсации. В его состав входят:
- невозможность восстановления авто;
- летальный исход при ДТП или причинение пострадавшему тяжкого вреда;
- инвалидность потерпевшего, который нуждается в специальном авто из-за медицинских показаний;
- превышение величины ущерба размера максимальной выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.);
- обоюдная вина обоих участников ДТП;
- наличие соглашения со страховой компанией о необходимости денежной выплаты.
Передача транспортного средства на СТО
Предлагаю начать разговор с того, как надо передавать машину автомеханикам. Итак, заявление про наступление страхового случая рассмотрено, ущерб оценен, и страховая компания выдала водителю направление на СТО. Напоминаю, что восстановительные работы проводятся на техстанциях, имеющих соответствующие договоры с СК. Автовладелец имеет права заранее, при покупке «автогражданки» выбрать из предложенного списка сервис, в который в случае аварии направится его транспортное средство.
Условиям для проведения работ посвящена глава 6 Положения Банка России от 19.09.2014 года «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» № 431-П.
Вот что озвучено в документе:
- СТО должна находится не далее час в 50 км от места происшествия или жительства собственника машины (за исключением случаев, когда страховщик берет на себя транспортировку ТС туда и обратно);
- машины, возрастом до 2-х лет, должны ремонтироваться на станциях технического обслуживания официальных дилеров.
Соответственно, если Вы заранее не позаботились о выборе автомастерской и Вам выдали направление с нарушением вышеназванных требований, от таких услуг можно отказаться. Ну а если все в порядке, то можно смело везти авто в сервис.
Итак, машина прибыла на СТО. Что же происходит дальше? А далее составляется акт приема-передачи автомобиля. Он должен содержать такие сведения:
- детальную информацию об автомобиле;
- перечень и описание повреждений машины, полученных при ДТП;
- дату и цель обращения на станцию технического обслуживания;
- информацию о автомастерской, принимающей машину.
Документ подписывается обеими сторонами и скрепляется печатью техстанции.
Ответы на вопросы
Кто выбирает форму страховой компенсации?
Право выбора по состоянию на сегодня предоставляется страховой компании. О планах законодателей изменить такую ситуацию ничего не известно.
В течение какого срока восстановительный ремонт должен быть завершен?
Положения №40-ФЗ четко указывают максимальную продолжительность ремонта по ОСАГО, которая составляет ровно 30 дней.
Какая неустойка полагается за превышение нормативных сроков ремонта по ОСАГО?
Если ремонт не закончен в течение 30 дней, со страховой компании взыскивается неустойка в размере 0,5% от стоимости восстановительного ремонта.
Кому подавать претензию?
Первое, что нужно знать – если вы заключали договор страхования ОСАГО не в офисе страховщика, а у агента или брокера, то отвечает по плохо отремонтированному автомобилю всё равно страховая организация (п.8 ст. 16.1 ФЗ).
Второе – важно, какие документы вы подписывали при выдаче вам направления на ремонт. Дело в том, что в таких бумагах вы своей подписью могли вообще заключить договор цессии, переуступив право требования выплаты автосервису, либо согласиться с дополнительными условиями (п.15.1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО):
- неполным ремонтом в случае отказа от доплаты,
- согласие на использование б/у запчастей,
- отказ от определённого вида работ.
Договор цессии – это когда автосервис выкупает у вас право требования возмещения со страховой за ремонт на своих условиях. Если вы подписали, не читая, такой договор, то могли согласиться на те же самые «особые» условия ремонта и предъявлять может быть нечего. При договоре цессии за плохой ремонт машины отвечает уже сервис, а не страховщик.
Поэтому, если вы обнаружили при приёме авто из сервиса, что его отремонтировали некачественно, то в первую очередь необходимо изучить все эти документы.
Когда увеличение этого периода законно?
Есть единственный случай, когда указанные выше 30 рабочих дней могут быть затянуты с согласия самого потерпевшего в ДТП автовладельца. Это ситуация, когда вы дали согласие – причём письменное, либо на увеличение срока проведения ремонта, либо на отсрочку начала его течения.
Например, страховая компания выдала направление, но в автосервисе сетуют на то, что на вашу модель автомобиля запасные части или детали идут очень долго. В этом случае вы можете договориться со страховщиком о том, что поставите машину на ремонт только тогда, когда придут компоненты для восстановления машины. Либо вовсе можете не знать о том, что срок ещё даже не начался, потому что вам просто подсунули это соглашение или же на самом направлении, которое вы подписывали, были пункты о согласии на затягивание ремонта, которые вы просто проигнорировали и поставили свою подпись.
Но здесь кроется несколько иная очень распространённая практика. О ней и читаем далее.
Подача претензии в страховую компанию по ОСАГО
Поводом для подачи такой претензии является превышение на 10% суммы оценки независимым экспертом по сравнению с тем, что насчитали в страховой. Вы можете ознакомиться с образцом:
Сначала спор решается в досудебном порядке. Претензия направляется в страховую компанию, которая должна в течение 10 дней рассмотреть ее. Если страховщик не согласен произвести доплату, он предоставляет отказ в письменном виде с обоснованием причин. После этого можно обращаться в суд.
Дальнейшие действия
Если страховая компания решит рассмотреть претензию, она назначит дату повторного осмотра автомобиля. При проведении процедуры обычно присутствуют собственник, представитель страховщика и автосервиса, выполнявшего ремонт. Оценка проводится в 5-дневный срок после получения требований.
Сама же претензия рассматривается не более 10 рабочих дней с момента ее получения. Ответ на требования может быть таким:
- выдача направления на повторный ремонт;
- выплата денежных средств;
- отказ в удовлетворении требований.
Замена ремонты выплатой компенсации возможна, если между заявителем и СК достигнуто такое соглашение или повторно выполнить ремонтные работы нельзя.
Порядок выплаты неустойки
Рассчитав неустойку, автовладелец или гражданин, кому причинен вред здоровью, должен подать в страховую специальное заявление на выплату пеней и санкций. То есть подается отдельный документ помимо основного заявления на страховую выплату.
Заявление о неустойке пишется в свободной форме. В нем указывается:
- Данные страховой организации;
- Данные гражданина;
- Основание и расчет пеней;
- Способ уплаты пеней (из кассы или переводом);
- Банковские реквизиты, если будет безналичный перевод на счет потерпевшего.
Четкого срока на выплату неустойки для страховщика законом не предусмотрено. И, как показывает практика, страховые компании редко добровольно уплачивают эти суммы. Поэтому такой денежный вопрос разрешается в судебном порядке.
Гарантийный ремонт и его особенности
Закон «О защите прав потребителей» является главными руководством людей, которые получили некачественную услугу, заплатив за неё сполна. Если человек получил не то качество услуги, о котором было предварительно оговорено, он имеет полное право не только возмущаться, но требовать возмещения убытков и даже моральной компенсации, особенно в случае неудобства. Гарантийный ремонт обычно оказывается безвозмездно и человек может требовать особое отношение к нему. Например, обслуживание часто проводиться все основной очереди и т.п. Рассмотрим некоторые особенности гарантийного ремонта подробнее.
Сколько может продолжаться ремонт по гарантии
Передавая свое транспортное средство на гарантийный ремонт, многих интересует длительность этой процедуры. Она зависит от сложности поломки, но все же есть сроки, которые регламентируются законом РФ:
- Согласно условиям специального договора. Максимальный срок в таком случае должен составлять не более 45 дней. Причем это касается даже ситуаций когда в автосервисе, где выполняется гарантийное обслуживание, нет нужных запчастей.
- Если не составлен договор, где указываются сроки согласованные сторонами. Работы будут выполняться незамедлительно, и закончатся в максимально короткий с объективной стороны срок. Затягивание работ считается дополнительным нарушением и карается соответствующе.
Если ремонт длится дольше 45 дней, клиент имеет право на получение пени в размере 1% стоимости машины за каждый день просрочки. Кстати, после ремонта гарантия продлевается на тот период, пока человек не пользовался своим транспортом, так как он находился на СТО.
Частые ошибки владельцев авто при приеме
После того, как сервис сообщит о завершении восстановительных работ машину можно забирать домой. Однако автовладелец должен уделить особое внимание приемке отремонтированного авто. Так как в случае некачественного ремонта удастся добиться устранения недостатков только при правильном оформлении всех бумаг.
Вот несколько простых правил:
Уважаемый читатель! Не получили ответа на Ваш вопрос? Для Вас работают наши юристы-эксперты. Это абсолютно бесплатно!
- Москва доб 152
- Санкт-Петербург доб 152
- Все регионы доб 132 (Звонок бесплатный)
- внимательно осмотреть автомобиль, если видимые недочеты незначительные, то акт сдачи-приемки можно подписать, но обязательно отразить, что именно не исправлено;
- не верить словам сотрудникам мастерской, если попросят подписать акт без замечаний, что недоделки они устранят позднее, ведь в этом случае клиент автоматически соглашается с качеством выполненных работ, значит, страховая компания не сможет предъявить претензию к мастерской, такой акт невозможно даже оспорить в суде;
- если в ходе осмотра автомобиля выявлены грубые недостатки, то акт лучше не подписывать, а вызвать представителей страховой компании, чтобы они на месте решили вопрос об устранении ошибок;
- если дефекты возникли не при приеме машины, а в ходе эксплуатации, то здесь возможно должен решаться вопрос о безопасности использования такого автомобиля, поэтому необходимо пригласить независимого эксперта, в случаях, когда во время движения сильно перегревается двигатель, слишком большой расход топлива или появились подозрительные шумы.
Спорная ситуация решается в претензионном порядке. Однако в последнем случае возможно более длительное разбирательство. Будет учитываться прошел ли гарантийный срок после ремонта, менял ли собственник авто за период эксплуатации повторно детали, не попадал в аварию после восстановления и другие факторы.