Рассмотрение жалобы в ФАС по 44-ФЗ и 223-ФЗ: новые правила 2021 г.


На заседание Комиссии допускаются лица при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

3.29. Рассмотрение жалобы Комиссией осуществляется в присутствии заявителя, Заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц и иных лиц, выразивших желание присутствовать на заседании Комиссии.

К участию в рассмотрении жалобы могут быть привлечены эксперты, представители органов государственной власти, свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства, относящиеся к рассмотрению жалобы) (далее – привлеченные лица).

В случае если при рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки выявляются признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов уполномоченными федеральными органами исполнительной власти по созданию, ведению, развитию и обслуживанию официального сайта, организацией, оказывающей услуги по ведению и обслуживанию официального сайта федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим ведение реестра контрактов, то внеплановая проверка проводится в отношении действий (бездействия) указанных лиц с их уведомлением о проведении внеплановой проверки.

В случае отсутствия на заседании Комиссии одной из сторон либо нескольких сторон заседание комиссии может быть перенесено на более позднюю дату. При переносе даты рассмотрения жалобы срок ее рассмотрения не продлевается и не может составлять более пяти рабочих дней со дня ее поступления. В случае если перенос срока рассмотрения жалобы невозможен, Комиссия обязана рассмотреть жалобу и принять решение, в том числе в случае отсутствия одной из сторон либо нескольких сторон.

Злоупотребление доминирующим положением на рынке

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ, региональный оператор по обращению с ТКО – это юридическое лицо, обязанное заключить договор на оказание соответствующих услуг с собственником отходов. Лицо признаётся регоператором на основании конкурсного отбора в субъекте РФ (ч. 4 ст. 24.6 № 89-ФЗ).

Правила обращения с ТКО утверждены постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. Они предусматривают заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с регоператором, в зоне деятельности которого находятся места, площадки их накопления (п. 5 Правил № 1156).

Поэтому положение регоператора считается доминирующим (ч. 1 ст. 5 № 135-ФЗ). Он оказывает решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с ТКО и может устранять с него другие субъекты, затруднять доступ на него.

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Комиссии.

Рассмотрение жалобы Комиссией на закрытом заседании допускается в случаях, если открытое заседание может привести к разглашению государственной тайны, в иных случаях, предусмотренных федеральным законом.

На заседании Комиссии ведется аудиозапись, которая должна храниться не менее трех лет. Любое лицо, присутствующее на заседании Комиссии, вправе осуществлять аудио- и видеозапись заседания Комиссии, предварительно уведомив об этом Комиссию.

Непосредственно перед рассмотрением жалобы Комиссия проверяет полномочия заявителя, Заказчика, оператора электронной площадки, заинтересованных лиц, присутствующих на рассмотрении жалобы. В случае если полномочия указанных лиц не подтверждены должным образом, такие лица вправе присутствовать на заседании Комиссии без права давать пояснения по существу жалобы.

Алгоритм подачи жалоб в ФАС

Пошаговый алгоритм жалобы в ФАС выглядит так:

  1. После выявления нарушения законов о честной конкуренции, или при подозрении на их нарушение, следует собрать всю возможную доказательную базу. Без веских доказательств вашей правоты, поданное обращение может остаться без последствий.
  2. Далее нужно подать официальную претензию на имя нарушителя – так у вас будут подтверждения о попытках урегулировать конфликт в досудебном порядке.
  3. Если попытки договориться с нарушителем правил честной торговли ни к чему не привели, направляется жалоба в надзорное государственное ведомство по месту проживания заявителя.
  4. Когда территориальное отделение не смогло разрешить возникшую проблему, обращение направляется в приёмную Центрального антимонопольного ведомства.
  5. Спустя определённое время после получения жалобы, сотрудники ФАС обязаны предпринять меры к устранению имеющихся нарушений.

Внеплановая проверка проводится одновременно с рассмотрением жалобы.

При этом проверяется соответствие всех действий (бездействия) Заказчика, оператора электронной площадки, в том числе не указанных в жалобе, а также всех документов по организации и проведению торгов или запроса котировок, относящихся к размещению заказа, являющегося предметом жалобы, требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.

3.33. Комиссия при рассмотрении жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки заслушивает пояснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц, а также передает копии пояснений и возражений на жалобу, представленных в письменной форме, представителям сторон и заинтересованных лиц, присутствующим на заседании Комиссии, испрашивает необходимые документы для ознакомления. Комиссия вправе получать объяснения сторон, заинтересованных и привлеченных лиц по фактам, изложенным в жалобе, а также иным вопросам, связанным с размещением заказа, совершать иные действия, направленные на всестороннее рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки.

3.34. Комиссия по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе может объявить перерыв в заседании Комиссии. При этом необходимо учитывать, что жалоба должна быть рассмотрена в срок, не превышающий пять рабочих дней со дня ее поступления в контролирующий орган. Объявление перерыва на срок, в результате которого общий срок рассмотрения жалобы превысит пять рабочих дней, не допускается.

При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с того момента, на котором заседание было прервано.

В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии или на заседание Комиссии явилась одна из сторон (Заказчик, оператор электронной площадки, заявитель), отсутствовавшие на заседании до объявления перерыва, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.

Как и куда обращаться?

Пожаловаться в ФАС можно устно, письменно и посредством электронных средств связи. Подача жалобы в УФАС осуществляется как в территориальное, так и сразу в центральное отделение.

Личное обращение

Чтобы обратиться в ФАС лично, необходимо записаться на прием по телефону. Телефон общественной приемной в центральном аппарате ФАС: +7(499) 755-23-23. По этому же померу можно получить консультацию, а также узнать статус уже поданного обращения. Адрес центрального аппарата: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3.

Информацию о территориальных органах ФАС можно найти здесь.

На личный прием лучше приходить уже с письменной жалобой. Тогда не будет сомнений, что сотрудник антимонопольной службы правильно зафиксирует обращение, и что оно не потеряется. Необходимо подготовить два экземпляра заявления. Одна копия заявления остается в приемной, на второй секретарь должен поставить отметку о принятии жалобы и дату.

Отправка почтой

По почте заявление необходимо направлять заказным письмом с уведомлением о вручении. Далее следует ждать возвращения уведомления о вручении, на котором будет указана дата получения жалобы. Именно с этой даты считается срок рассмотрения обращения.

Отправлять обращение в центральный аппарат ФАС следует по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, Д-242, ГСП-3. Адреса территориальных органов ФАС можно посмотреть здесь.

Через электронную почту

Центральное отделение ФАС имеет официальный адрес электронной почты Обращения, поступающие на данный адрес, рассматриваются наравне с письменными. Единственное условие – объем письма с вложениями не должен превышать 8 Мб.

Аналогичным образом можно написать заявление в ФАС онлайн и в территориальные отделения. Интересующий адрес электронной почты можно найти на сайте соответствующего отделения.

Список региональных сайтов ФАС здесь.

Через форму на сайте

Для удобства граждан на сайте ФАС имеется электронная форма обращения, через которую можно написать в ФАС как через центральный аппарат, так и в любое региональное отделение ФАС.

К жалобе можно приложить любые документы, а также имеется возможность создать коллективную жалобу.

Через портал госуслуг

На сайте Госуслуг также имеется электронная форма обращения в ФАС. Чтобы ей воспользоваться, потребуется авторизоваться на сайте, но зато можно будет сэкономить время на введении персональных данных. Порядок обращения в ФАС через госуслуги такой же, как и через сайт регионального отделения.

Как дистанционно рассматривали жалобы во время первой волны карантина

08.04.2020 федеральная антимонопольная служба сообщила о том, что заседания комиссий по рассмотрению жалоб откладываются на максимально возможные по законодательству сроки. Но через системы видео-конференц-связи или онлайн-программы видеосвязи рассматривают дела, которые нельзя отложить (например, если их необходимо рассмотреть до 30.04.2020). Дистанционно организуют работу комиссий по жалобам на закупки по законам №44 и №223 и проводят отраслевые торги. Подробнее о других мерах в связи с режимом повышенной готовности из-за коронавируса в статье «Режим повышенной готовности в закупках: новые правила из-за коронавируса».

Это временная мера на период распространения коронавирусной инфекции. Ведомство предупредит участников разбирательств о новом формате и датах рассмотрения дел.

03.04.2020 ФАС опубликовала письмо, в котором указала, что до 30.04.2020 дистанционное рассмотрение жалоб, внеплановые проверки, рассмотрение обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков проводятся исключительно в дистанционном режиме, без очного участия представителей субъекта контроля и заявителей. Видеоконференция проходит в браузере на веб-портале видеоконференций. Специалисты ФАС подготовили инструкцию по подключению к системам видеосвязи. Участником видеоконференции становится человек, получивший приглашение от контролирующего органа. Вот пошаговый алгоритм:

Шаг 1. Участнику приходит приглашение в форме ссылки.

Шаг 2. Участнику надлежит подготовить технические средства — проводную гарнитуру или микрофон, встроенный в камеру или ноутбук. Как только вы прекращаете говорить, отключите микрофон.

Шаг 3. Для подключения к конференции перейдите по ссылке ФАС (https://vcs01fas.cloud.rt.ru/service/chconf_type). ID и PIN-код конференции проставляются автоматически. Вам необходимо ввести имя, фамилию и название организации.

ВАЖНО!

Из-за нагрузки сервис работает неустойчиво! Если страница не открывается, зайдите позднее еще раз. Альтернативная ссылка: https://videomost.lenreg.ru/service/chconf_type.

Шаг 4. Нажмите «Войти в конференцию».

Шаг 5. Если вы впервые участвуете в видеоконференции, система автоматически начнет установку клиентского сервиса VideomostLite. Скачайте и установите это приложение. Для тех, кто уже участвовал в дистанционных разбирательствах, повторная установка программы не потребуется.

Шаг 6. Переходим к настройке оборудования. Открываем меню настроек в правом нижнем углу экрана.

Выбираем устройство и проверяем работу гарнитуры.

Шаг 7. Настраиваем камеру. Подключаем опции «Автофокус» и Fallow my face для улучшения изображения.

Шаг 8. Включаем или отключаем камеру и микрофон. Для этого нажимаем кнопки в левом верхнем углу экрана.

Шаг 9. Открываем функцию демонстрации документа или рабочего стола. Сделайте это в блоке «Демонстрация экрана». Одновременно документ показывает только один участник конференции.

А вот инструкция, как подключиться к видеосвязи ФАС с планшета или смартфона.

Перейдите по ссылке-приглашению. Откройте страницу в браузере.

Программа с приложением Videomost перенаправит вас в App Store или Google Play.

Установите и откройте сервис. Введите имя, фамилию и название организации. Войдите и примите участие в конференции.

Действия виновного лица

Организация, нарушившая нормы и правила, обязана получить постановление от ФАС и устранить все ошибки в установленный срок. Следующий шаг — составление и направление отчета о выполнении предписания. Вместе с уведомительным письмом предоставляют и сопроводительную документацию. Как пример — протокол об отмене протокола на основании предписания ФАС, копия обновленной редакции закупочной документации или абсолютно новые документы заказа. Контролирующий орган требует все документы, подтверждающие факт исполнения указаний.

Если сроки исполнения нарушаются, то исполнители получают штраф. Санкции определяются по ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ как для конкретных должностных лиц (50 000 рублей), так и для организации (500 000 рублей). Допустим, заказчику постановили исправить протоколирующие документы. Вот универсальная инструкция, как аннулировать протоколы по предписанию УФАС:

  1. Изучить предписание.
  2. Определить возможность для обжалования (это делается в суде в течение трех месяцев после получения распоряжения).
  3. Если основания для обжалования отсутствуют, то выполнить указанные действия — войти в ЕИС и отменить регистры.
  4. Подтвердить выполнение действий (составить отчет).
  5. Уведомить Антимонопольную службу.

Если организация повторит аналогичное нарушение, то ФАС инициирует дисквалификацию виновного лица сроком на один год.

Изменение существенных условий типового договора с потребителем

Согласно ч. 4 ст. 24.7 № 89-ФЗ, собственники отходов обязаны заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО. Для него договор является публичным: он не вправе отказать потребителю в его заключении.

В соответствии с ч. 5 ст. 24.7 № 89-ФЗ, такой договор заключается по типовой форме, утверждённой ПП РФ № 1156. Он может быть дополнен по соглашению сторон иными, не противоречащими законодательству, положениями.

Как отмечает ФАС России, само по себе включение регоператором в договор условий, которые не предусмотрены типовой формой, не является нарушением антимонопольного законодательства, если эти условия согласованы сторонами и относятся к целям и предмету договора.

Нарушением может стать случай, когда он исключил из документа существенные условия или изменил их. Даже если такой договор был подписан без возражений контрагента и исполняется, территориальные управления ФАС вправе квалифицировать поведение регоператора как злоупотребление (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2, решение УФАС по Курганской области от 21.07.2020).

Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]